Шавырин Сергей : другие произведения.

Мировая история в крупном масштабе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Какие общие принципы мог использовать "главный режиссёр" при создании и развитии мировых цивилизаций в самом крупном масштабе? В чём заключается ортогональность народов Древнего Египта, Харрапской цивилизации, Шумеров и арийских племён. Кто-то ошибся... ты или я...?

Всё очень просто сказки - обман
Солнечный остров скрылся в туман
Замков воздушных не носит земля
Кто-то ошибся... Ты или я?

Андрей Макаревич "Солнечный остров"

Существование или отсутствие "бога" ещё никто строго не доказал. Если бы это произошло, то обязательно нашлась такая номинация, по которой этому человеку выдали бы Нобелевскую премию. В рамках большинства традиционных религий понятие "бога" так или иначе, присутствует за исключением, может быть. только буддизма. В науке, особенно той её части, которая изучает эволюцию живых организмов и эволюцию человеческого общества принято считать, что божественного вмешательства не существует и жизнь, включая и жизнь общества, развиваются по неким строгим законам Природы, которые не зависят от целенаправленного вмешательства какого-то внешнего сознания.

Предположим, тем не менее, что некий сверхразум, который управляет глобальными процессами развития земной цивилизации, всё же существует и некоторые стороны развития человеческого общества определяются именно им. Как именно развивалось человечество с этой точки зрения в самом крупном масштабе, и какие особые проекты мог проводить этот самый Внеземной Разум для оптимизации развития человеческой цивилизации?

Прежде всего, нужно отметить, что человек в том виде, в котором существует сейчас, кроманьонец, впервые появился примерно 40 тысяч лет назад и некоторое время существовал параллельно с вымирающими неандертальцами. Каменный век в жизни людей характеризовался относительной свободой от общества - люди вели полукочевой образ жизни и доставали себе пропитание охотой и собирательством. Как замечают многие учёные, переход на оседлую жизнь с интенсивным сельским хозяйством и земледелием был совершенно неочевиден, поскольку лишал людей их натуральной свободы и ухудшал качество пищи, снижая её разнообразие.

Очевидно, что реальный прогресс общества невозможен без возникновения государственной жёсткой структуры. История говорит о том, что самые выдающиеся достижения человечества были сделаны именно в развитых цивилизациях. Кочевники не оставили после себя значительных успехов в науке и технике. Нужно конечно также вспомнить, что первое поэтическое произведение человечества, которое фактически определило всю культурно-религиозную основу Индии и не только - Ригведа была написана в среде арийских кочевников.

Для того, чтобы люди образовали государство и чтобы это государство смогло устойчиво существовать в течение длительного времени, прежде всего, необходимо, чтобы сами люди этого хотели. Если взять, например современных цыган, которые живут примерно с тем настроением, как люди жили ещё до неолитической революции - предпочитая кочевую жизнь любой оседлой деятельности, то на базе такого народа - никакого государства построить, никогда не удастся. Поэтому, идеальным народом для построения государства был бы народ со свойствами диаметрально противоположным в этом отношении цыганам. Это должен быть народ, привычный к оседлой жизни и любящий её и обладающий сильной "сцепификой". Мне нравится это слово - оно может обозначать тенденцию людей к объединению и взаимному сближению на самом низшем духовном уровне. Общество, которое построено из таких людей не определяется командно-административными принципами, управляющими обществом сверху, а функционально построено на основе самых натуральных механизмах взаимной самоорганизации людей.

Если бы стояла задача о создании сильного и крепкого государства, то такой народ нужно было бы создать методами искусственной селекции. Сразу после возникновения человека - кроманьонца некоторая часть людей, должна была быть поставлена в особо тяжёлые условия, которые бы способствовали развитию натуральных общественных отношений. Очевидно, что ледниковый период как раз и был тем тренажёром, на котором общественные характеристики могли бы быть эффективно отработаны. Можно предположить, что народ с особо продвинутыми общественными характеристиками возник и развивался на территории оледенения, европейских равнинах будущей Руси. Интересно, что сегодня существуют полуфантастические теории о существовании некой Гиперборейской про-цивилизации, которая как предполагается, существовала на севере. Интересно, что с точки зрения ледниковой теории эта гипотеза не лишена смысла. Что мы в этом случае имеем? Для того чтобы выжить в суровых условиях холода - людям нужно было объединяться в группы и сообщества - зародыши будущего государства, для ведения совместного хозяйства. Таким образом, общественный характер развития людей был вынужденным, под влиянием окружающей среды. Только нужно заметить, что эти суровые условия, в качестве своеобразного тренажёра, были созданы искусственно и не были спонтанной природной катастрофой.

Таким образом, на территории оледенения в Европе возникло некое подмножество людей, которое было ориентировано на продвинутые общественные отношения. Речь идёт, однако, о более чем трёх десятков тысяч лет - период значительный для искусственной селекции первого "избранного народа". Тут же нужно заметить, что на фоне возникновения народа обладающего сильной сцепификой, должна была также образоваться и ортогональная группа людей, которая не принимала сильных общественных традиций и стояла против них, находясь внутри нового общественного народа. Для таких людей влияние общества всегда негативно и воспринимается враждебно. При этом такое положение также является неплохим тренажёром, но отрабатывает совершенно противоположную, ортогональную характеристику - антисцепифику. Это народ антагонист, народ - революционер, борец за идею. Если тяжёлые природные условия оледенения являются лучшим тренажёром для отработки общественности, то общество является лучим тренажёром для отработки анти-общественности для тех, кто это общество не признаёт.

Принципиальные национальные характеристики общественного и антиобщественного народа могут проявлять себя в разных ситуациях для осуществления проектов с разной целевой направленностью. Если необходимо создание мощного государства, которое способно пережить тысячелетия и отразить любого врага - необходимы способности общественного народа. Но для проявления индивидуальности такой народ не эффективен - в среде, где очень сильны взаимные связи очень трудно "взлететь над суетой". Изобретатель нового в таком народе будет двигаться, как в очень вязкой жидкости. Для творчества и изобретательства необходимо совершенно иное свойство - индивидуальность и анти-сцепифика и, следовательно, для такой цели наиболее выгодно использовать именно антиобщественный народ. Теоретически, два таких народа должны быть вместе для наиболее оптимального эволюционного развития, поскольку они прекрасно дополняют друг друга до единого целого. Однако, взаимное проживание таких принципиально разных народов осложняется тем, что люди для которых "общественное выше личного" всегда будут враждебно относиться к людям для которых "индивидуальные ценности выше общественных".

Три самых древних цивилизации планеты были - Шумеры, Древний Египет и Харрапская цивилизация. Древние арийские племена не создали цивилизации, но их упомянуть тоже нужно, поскольку они создали основы для мировых мифологий, а также создали и распространили по всему миру индоевропейское семейство языков.

Шумеры, относительно антиобщественный народ, так относится к общественному народу Древнего Египта, как арийские кочевые народы относятся к Харрапской цивилизации. Принципиальной разницей между двумя группами народов является отношение к религии и вообще к абстрактному пониманию духовных понятий. Рассмотрим эту идею подробнее. И у Шумеров и в Древнем Египте отношение народа к различным богам всегда занимало очень важное и принципиальное место. Ни Египет, ни Шумер отдельно от "богов", которым молились эти народы рассматривать просто невозможно. Национальные религиозные традиции являются той связывающей силой, которая склеивает народ вместе, потеря "веры" обыкновенно ведёт за собой тотальные и драматические последствия. Только обретение новой сильной веры возвращает народ в стабильное состояние.

Арийцы и Харрапская цивилизация к богам относились постольку поскольку. Хотя Ригведа - это, прежде всего поэтическое произведение посвящённое арийским богам, боги эти для арийцев были, скорее всего, предметом для творчества, а не религиозного культа. Арийские боги были, возможно, самыми поэтическими светскими богами в истории человечества. Археологические раскопки Харрапской цивилизации не обнаруживают никаких признаков особых религиозных культов.

Хочу подчеркнуть, что четыре вышеупомянутых народа взаимно ортогональны. Шумеры и арийцы - народы, которые не ориентированы на создание сильного государства. С другой стороны они ориентированы на независимое творчество. Шумеры более способны к техническому, предметному творчеству, а арийцы к поэтическому, гуманитарному творчеству. Древний Египет способен создать очень сильное государство, в котором вера и религия играют очень большое значение. Харрапская цивилизация способна создать светское государство, которому религия не требуется или не занимает ключевой позиции.

Исходя из общего теоретического подхода к взаимному существованию народов - сведение вместе общественного и индивидуалистического народов должно развивать цивилизацию с максимальной эффективностью. Но если посмотреть, что конкретно произошло в реальной истории земной цивилизации, то окажется, что не всё так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. Современная история не может однозначно объяснить причины упадка и распада Харрапской цивилизации. Спустя несколько сотен лет после исчезновения цивилизации в долине Инда, там возникло общество, которое уже значительно ближе к современному миру. Религией там были арийские боги. При этом центральной религиозной идеей у них, по-видимому, была идея о реинкарнации. Сейчас доказано, что в первоначальной арийской Ригведе, идеи о реинкарнации не было. Это может говорить о том, что эта идея возможно как раз и была частью Харрапской цивилизации и именно эта цивилизация является её автором . Но почему Харрапская цивилизация умерла? Самое простое объяснение, которое я могу предложить - они не были имунны к религиозным идеям арийцев и к религии вообще. После того, как арийцы привезли в долину Инда Ригведу, и Харрапская цивилизация приняла эту веру - у неё не осталось причин для существования, поскольку новая вера отрицала все жизненные ценности харрапцев. Не смотря на то, что два народа - арийцев и светских харрапцев должны были дополнить друг друга до целого, такой союз в действительности обрушил весь проект.

Вначале, Шумеры существовали отдельно от Древнего Египта и их достижения во многих областях очень хорошо известны. Они не создали сильного единого государства - цивилизация Шумеров - было объединением многих мелких и относительно независимых городов. Очевидно, такая цивилизация не могла существовать достаточно долго, поскольку она не могла бы собраться вместе для отражения сильного завоевателя. Скорее всего, жители Шумера, после его развала переселились на запад - на побережье Средиземного моря и в Древний Египет. Наверное, именно об этом переселении в образной форме рассказывается в первой книге Ветхого Завета. Речь там шла о переселении евреев из города Ур, который был частью Шумера в Египет. Опять же, исходя из теоретических соображений, взаимное сожительство египтян и евреев должно было обогатить оба народа. Египет бы защищал шумеров, а шумеры могли бы заниматься полезным для Египта независимым творчеством. Но по факту - египтяне рассматривали народ, который в будущем станет евреями, враждебным себе, а прото-евреи чувствовали себя в Египте, как в рабстве. Опять же идея "еврейского рабства" в Египте с этой точки зрения также не лишено смысла.

Исход шумеров-евреев из Египта, согласно второй книге Ветхого завета Исход был достаточно драматичным и привёл к разделению шумеров и египтян и последующему возникновению отдельного народа евреев. Последующие попытки создания некого независимого еврейского государства были не очень успешны и в конечном итоге привели к его полному уничтожению. К началу нашей эры, в новом проекте, была попытка опять свести вместе государство-образующий народ - Римскую империю и индивидуалистический народ - иудеев. Результат был, как известно, также достаточно печальным. Евреи оказались рассеяны по всему миру, а Римская империя приказала долго жить. При этом та часть империи, которая была аналогична Харрапской светской цивилизации, умерла полностью - также как и Хараппа, а Восточная Римская империя, которая в некотором смысле была аналогична Древнему Египту, поскольку религия для Византии была главным связующим государство фактором, просуществовала значительно дольше.

Если посмотреть на ситуацию с государствами сегодня, то можно увидеть следующие ортогональные составляющие. Россия - это аналогия цивилизации Древнего Египта. Русские - самый древний народ ему около 40-ка тысяч лет. Он берёт своё начало ещё из ледникового периода и Каменного века. Светской государство-образующей страной, аналогом Харрапской цивилизации и Древнего Рима является США. Единственный народ, который обладает свойствами, аналогичными древним арийским племенам на сегодняшний день - это цыгане. Ну, а евреи опять в том же самом качестве, в каком они были в начале этого века - народ индивидуалист. Собственно, такой расклад ортогональных народов в мире говорит о том, что "Главный режиссёр" всех этих глобальных спектаклей подготовил всё для того, чтобы начать новый проект.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"