|
|
||
Основные функциональные и психологические параллели между царём Давидом, Иродом Великим, Иваном Калитой и адмиралом Колчаком. Как испражнение религиозных потребностей влияет на общепринятый общественный имидж. Почему стиль всех этих людей можно характеризовать как "Американский путь"? |
Если какие-то факты истории или исторические личности активно используются с целью справления религиозных потребностей, то такие факты и личности особенно подвержены искажениям реальной природы. Их "общепринятый" имидж особенно сильно отличается от реальности. В предположении гипотезы о реинкарнации один и тот же человек в разных воплощениях может обладать диаметрально противоположным имиджем и одним из наиболее замечательных личностей в этом отношении является царь Давид. Рассматривая мировую историю в большом масштабе можно обнаружить человека, который в разные периоды истории выполнял одну и ту же функцию - создание нового государства из ничего при поддержке сильного партнёра. Первое еврейское государство было создано царём Давидом при поддержке филистимлян. Еврейское государство, которое приняло участие в событиях Нового Завета, было создано Иродом Великим при поддержке Римской Империи. Московское государство и фактически Россия было создано Иваном Калитой при поддержке Золотой Орды и лично хана Узбека. После захвата власти большевиками, единственной реальной оппозицией и Верховным правителем России при поддержке союзников и в частности англичан был адмирал Колчак. Признание тождества перечисленных людей совершенно не обязательно, но ввиду огромной схожести их функций, стратегий и общих психологических особенностей их нужно рассматривать в едином контексте.
У каждого из этих людей творческий путь создания нового государства начинался с жительства в соседнем сильном и влиятельном государстве, в результате чего он для него становился "своим в доску". Давид жил и работал у филистимлян. Царь филистимлян Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев) (1Цар. 27:6), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили местное население (амаликитян), а часть добычи отсылали филистимлянскому царю Анхусу. Очевидно, что у филистимлян Давид стал своим и, следовательно, заручившись поддержкой сильного партнёра смог создать сильное и независимое государство. При поддержке филистимлянских войск Давид захватил город Хеврон где стал царём. Опять же при поддержке филистимлянских войск, он побеждает Израиль в междоусобице и становится царём над всем Израилем. В результате войны с иевусеями он захватывает город Иерусалим, который не принадлежал ни одному из колен Израиля, а следовательно был нейтральной территорией и основывает там свою столицу. Так возникает "город Давида".
Ирод Великий был иудей по формальной религиозной принадлежности, идумей и араб по происхождению, грек по культурным наклонностям, римлянин по политическим пристрастиям. Перед тем, как Ирод захватил Иерус алим, он работал на Римскую империю. Секст Цезарь, молодой двоюродный брат Юлия Цезаря назначил его в военный округ на сирийско-иудейской границе, вероятно включавший Гауланитиду (Голанские высоты) и прилегающую территорию. Таким образом, Ирод стал полноправным римским государственным служащим. Более того, похоже, что Секст в то же время неофициально доверил ему правление Самарией. После убийства Юлия Цезаря, Ироду было приказано вернуться в Галилею для сбора средств (~налогов). Ирод справился с этим поручением настолько успешно, что подтвердил своё назначение в римской Сирии (включая Самарию) и ему также доверили собирать средства, а также надзирать над крепостями и складами оружия в Иудее. После периода беспорядков в Иудее, Риму нужно было поставить туда своего человека и лучшего кандидата, чем Ирод не было. Но чтобы стать царём в своём царстве, он должен был его захватить. В качестве поощрения римляне обещали Ироду значительное увеличение территории. При поддержке римской армии, Ирод захватил Иерусалим. Римская армия состояла из 11 легионов, 6000 всадников и многолюдных отрядов сирийских наёмников, собственные силы Ирода составляли, вероятно, 30000 человек. Лидер евреев Антигон был казнён. Он символизировал народное сопротивление Риму, поэтому ни Антонию, ни Ироду никак нельзя было оставлять его в живых. Как только Ирод одержал верх, 45 членов иудейского совета, в том числе видные представители знатных фамилий были арестованы и казнены, а их собственность конфискована.
Иван Калита прожил в Золотой Орде два года и появился с карательным отрядом на Русь в составе Ахмыловской рати. В орде и для хана Узбека он был своим в доску. Контроль над великокняжеским титулом он получил благодаря разгрому Твери Федорчуковой ратью. Лидер антиордынской оппозиции Александр Тверской, в конце концов, с подачи Ивана Калиты совершенно аналогично Антигону был казнён. Только благодаря тому, что для Орды Калита был совершенно своим, он смог создать государство, которое эту Орду и разрушило. Главной функцией, которую выполнял Иван Калита, был сбор дани со всех среднерусских княжеств. Поскольку вокруг Москвы было очень много финансовых средств, то у Калиты были очень большие возможности по расширению и развитию своего государства, а также привлечения многих талантливых пассионариев со всей Средней Руси. Гениальность Калиты заключалась в том, что используя все возможные и часто не вполне адекватные с точки зрения нравственности методы, он смог объединить Русь и создать жизнеспособный зародыш нового государства, которое в конечном итоге превратилось в Россию.
В рамках авраамических религий, царь Давид имеет очень высокий статус. Ему приписываются наиболее лирическая часть Ветхого Завета "псалмы Давида". Это одна из самых ярких и любимых личностей еврейского народа. Евреи ожидают, что именно из "дома Давида" или по-английски "from Branch of David" к ним должен прийти "мессия". В христианстве евангелия прослеживают родословную Исуса, подчеркивая, что для него это условие выполняется. Но, нужно также отметить, что такой имидж этому человеку был создан через пару столетий после его деятельности, когда он уже стал вполне мифологическим персонажем, когда из него можно сделать удачную сказку удобную для справления религиозных культов.
Если внимательно посмотреть на жизнь т деятельность Ирода Великого, то большой разницы с деятельностью царя Давида не находится. Он также завоёвывал евреев, и к нему тоже было неоднозначное отношение, которое в частности вылилось в необходимости для Давида создавать столицу в произвольном нееврейском городе Иерусалиме. Ирод Великий создал самое сильное и крепкое еврейское государство за всю историю евреев, которое пользовалось большим авторитетом. Тем не менее, поскольку он не был евреев и относился достаточно прохладно к еврейской религии и еврейским традициям, то его деятельность нашла свою достойную оценку только в греко-римском мире, они дали ему прозвище "Великий". Среди евреев, Ирод получил статус "врага народа", с подачи такого отношения к Ироду в Евангелиях оказались росказни о якобы убиенных младенцах, среди которого Ирод хотел найти мессию. В своей книге Майкл Грант "Двуликий правитель Иудеи" ясно показывает всю абсурдность этих сказок. С большей вероятностью к моменту рождения Исуса, Ирод уже умер, но даже если это не так в последние годы жизни он сильно болел и был озабочен только проблемами со своими детьми. К тому же если он и предполагал существование "мессии", то таким мессией он мог считать только себя, в чём всю свою жизнь безуспешно пытался убедить евреев.
В одной религиозной традиции, где требуется поднять национальную гордость народа величием отдельного лидера, выгодно сделать из человека супергероя. Если для нужд религии требуется, наоборот создать образ абсолютного зла, то тот же самый человек превращается в нелюдя. К Ивану Калите в России отношение достаточно нейтральное. Он мог бы стать самым великим в истории человеком, поскольку фактически основал Российское государство, но методы, которыми он пользовался не находили нравственной поддержки в народе и поэтому он стал просто "Калита"... один из. И даже всю ответственность за создание Москвы на Руси пытаются переложить на кого угодно. Так Данилов монастырь создан в честь отца Ивана Даниловича, который да, действительно, получил первым Москву как своё княжество, но нужно признать совершенно откровенно, что к возвышению Москвы и созданию Московского государства он не имел никакого отношения.
Все эти люди были достаточно светского склада ума. Они понимали важность религии, как серьёзного национального фактора, а также механизма для укрепления государства, тем не менее, такие морально-нравственные понятия, как "вера" или "чувственное отношение к высшим, неземным силам" для них, скорее всего, играли очень маленькую роль. Чем меньше у человека угрызений совести, тем проще ему пойти по трупам если этого требует основная цель... например создания нового государства. Совесть не мешает использовать все возможные методы - финансовые, военные, дипломатические для достижения поставленных задач. В Ветхом завете о нас дошло пространное упоминание о том... и, кстати, это при наличии таких высокохудожественных и в высшей степени лиричных псалмов... что Давид в войнах пролил "слишком много крови" и потому построить Первый Храм ему было не дано. Скорее всего, он, проводя свои кардинальные религиозные реформы для укрепления Израильской государственности, не сильно заботился о том, чтобы строить Храм. Тем менее, как утверждает Ветхий Завет... он подготовил к строительные материалы и собрал средства, которые передал своему сыну Соломону... который и выполнил эту задачу.
Строительство Третьего Храма, который так и не был принят евреями за "Третий", а получил название "Храма Ирода" для Ирода Великого было одна из важнейших задач. Именно у западного кусочка сохранившейся стены храма Ирода в наши дни евреи плачут и оставляют свои записки. Даже не смотря на то, что Ирод построил для евреев храм, за что намеревался получить их вечную благодарность, они так и не стали его уважать и даже не пускали в этот храм, поскольку Ирод не был евреем. Среди евреев он не был своим ни смотря ни на что - даже на строительство Третьего Храма... И причина в том, что его собственная идеологическая установка была ближе к греко-византийскому миру, чем к двинутым на духовных понятиях евреям. Ситуация тем больше ухудшалась тем что Ироду Великому было необходимо управлять евреями и постоянно должны были чувствовать себя в зависимости от чужеродного элемента. С другой стороны, если народ думает только о духовных вопросах и весь его мир заключается в изучении Торы, а Римская империя считается абсолютным злом, то создание государства таким народом невозможно в принципе. Путь Ирода - это единственный путь, следуя которому Иудея могла бы стать сильной и уважаемой страной.... Но поскольку путь Ирода не был поддержан никем, то очевидно, что печальный конец такого государства фактически предрешён.
В российской историографии огульное охуление Ивана Калиты носит характер исторической традиции. Калита был богатый, а значит "скупой". Отсюда произошла известная характеристика Ивана I, как "князя-скопидома". К созданному Карамзиным портрету льстеца и хитреца Ключевский добавил ещё скопидомство и посредственность. В учебнике истории Иловайского моральные качества Ивана Калиты вызывают отвращение. "Необыкновенно расчетливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возвышению Москвы за счет ее соседей". Московский князь "часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками, и таким образом самих татар сделал орудием для усиления Москвы". Ко всем прежним порокам Калиты Иловайский прибавляет новый - жульничество. "Присвоив себе право собирать дань с удельных князей и доставлять ее в Орду, Калита искусно пользовался этим правом, чтобы увеличить свою собственную казну". Прозвище князя Ивана Иловайский решительно переводит как "мешок с деньгами". Реальный же портрет Ивана Калиты значительно более яркий и неоднозначный. Нужно признать, что в лице Ивана Калиты мы имеет реального основателя России, а сновать новую страну фактически на пустом месте мог только действительно нетривиальный человек.
Иван Калита не был религиозным человеком и прекрасно уживался с монголо-татарами, конкретные детали религии ему важны не были. Но, он прекрасно понимал, что для управления народом необходимы святыни и другие объекты религиозного культа. Потому его стратегическими решениями было перемещение митрополита Петра, который пользовался широкой популярностью в народе в Москву, а после его смерти - создание из него "русского святого". Калита также построил множество церквей и первый вариант главного собора Кремля, а следовательно и всей будущей России - Успенский собор был построен именно Иваном Калитой. Русские по своему характеру сильно отличаются от евреев и, не смотря на то, что с нравственно-психологической точки зрения политика Ивана Калиты им не нравилась, но общая стратегия на укрепление своего государства всеми способами русскими была горячо поддержана и развита. Поэтому, дело Калиты не пропало, а вылилось в конечном итоге в Российскую Империю и Российскую Федерацию. В личном плане все эти люди также имели большие сложности. Ветхий Завет рассказывает о проблемах семейной жизни царя Давида. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, приказал привести её в царский дом и спал с нею (2Цар. 11:4). Ирод Великий развёлся с первой женой Дорис, казнил вторую - Мариамну... потом женился на самаритянке Малфаке и проч. Тем не менее, также известно, что казнь Мариамны сопровождалась для Ирода мучительными угрызениями совести и привела к неизлечимой болезни. Хорошо известно, что у Колчака долгое время была любовница Анна Васильевна Тимирёва... У Ивана Калиты на семейном плане вроде бы всё было спокойно, хотя возможно с его бурной деятельностью на семейную жизнь у него времени не оставалось...
Всех этих людей объединяет глубокое противоречие или может быть наоборот - единство между просвещённым цивилизованным рационализмом и необузданной кровожадной жестокостью, в случае если таковая требуется для достижения конкретных целей укрепления государства. Ирод Великий и Иван Калита очень дорожили тем кругом влиятельных людей, которых организовали вокруг себя. Где бы ни появлялся этот человек, он всегда очень высоко возвышается над всеми без исключения своими современниками. Царь Давид так и остался самым значительным персонажем всей еврейской истории. От Владимира Святого до Ивана III, Иван Калита - самый значительный правитель Средней Руси. Ирод Великий единственный еврейский правитель, который был способен подготовить страну и народ к тем событиям, которые впоследствии легли в основу Нового Завета.
Все эти люди были светскими интернационалистами. Это можно назвать "Американский путь". Царство Давида объединило под собой самые разные народы, обладающие значительными психологическими развитиями. Это и северяне, очень похожие на светских финикийцев и южане - колена Иуды религиозные фанатики типа старообрядцев. В иудейском царстве были и те, кто стал впоследствии ессеями - халдейские колдуны... Царство Ирода не было "иудейским". Оно включало в себя чистых иудеев, неортодоксальных иудеев, таких как самаритяне, новообращённых, как галилеяне и идумеи, и много других народов - греков, сирийцев, арабов, - которые не являлись иудеями ни в каком смысле этого слова. Иван Калита привлекал для строительства Москвы и Московского государства талантливых людей вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, хотя формальное принятие православного крещения обыкновенно требовалось. На Калиту работали и славяне и монголо-татары и литовцы и все, кто могли доказать свою полезность в реальном деле.
Царь Давид, Ирод Великий и Иван Калита, так или иначе, являются более менее не очень прозрачными людьми. Информация о них противоречива и неоднозначна. У нас нет реального портрета этих людей. Что касается адмирала Колчака - то в его случае мы имеем вполне реальную и открытую личность, о которой написано огромное количество литературы и исследований. Существует большое количество исторических документов, фотографий, рассказов очевидцев. На примере Колчака мы может совершенно объективно посмотреть - а что этот персонаж истории представляет собой в самой реальной действительности. Тем не менее, этот удивительный, противоречивый человек, получивший такую неоднозначную оценку своими потомками, закончил свою жизнь достаточно печально. Колчак был не просто военным моряком, он был полярным исследователем, то есть учёным льда и холода. После того, как он был расстрелян в Иркутске по постановлению военно-революционного комитета большевиков, его тело было сброшено в прорубь, то есть даже смерть он встретил рядом со льдами. Участники расстрела отмечали, что адмирал принял смерть с солдатским мужеством, сохранив достоинство и перед лицом смерти.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"