Шавырин Сергей : другие произведения.

Тайная недоброжелательность "Пиковой дамы"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Постоянная тонкой структуры и детерминизм. Тайная недоброжелательность - главная тема повести "Пиковая дама". Причина революций и эффект переохлаждённой жидкости. Не нужно покровительствовать камеристкам и писать им письма в четыре листа. Скачки с мертвецом. Кто тут временные, атанде-с.


Постоянная тонкой структуры

   Главный эпиграф к повести «Пиковая дама» ссылается на гадательную книгу. Гадание основано на допущении детерминизма человеческой жизни, предопределенности всего происходящего в мире, хода человеческой жизни и человеческой истории. При этом, используя разные методы, например, гадание на картах, можно узнать, что ожидает человека или общество в будущем. Предопределение событий исключает свободу выбора. В отличие от классической механики, где состояние любой системы можно с абсолютной точностью предсказать и расчитать, квантовая механика допускает неопределённость. Альберт Эйнштейн относился к кватовой механике с большим недоверием. По его мнению «Бог не играет в кости со Вселенной». Н. Эйдельман писал, что для читателей 1830-х годов пушкинский эпиграф, упоминающий «новую гадательную книгу» звучал как в наши дни ссылка на квантовую механику в книге о привидениях. Самое удивительное, оказывается, что повесть «Пиковая дама» действительно имеет отношение к квантовой механике.

   Среди фундаментальных физических постоянных есть одна, обладающая уникальным свойством. Постоянная Планка, помноженная на скорость света и поделённая на квадрат заряда электрона, является безразмерной константой в любой системе единиц и почти точно равна числу 137, то есть тузу, тройке и семёрке. Эта комбинация фундаментальных постоянных называется «Постоянной тонкой структуры». Название константы было введено в 1916 году Арнольдом Зоммерфельдом при описании тонкой структуры атомных уровней. Эта структура линий возникает после воздействия на атом сильного магнитного поля. С постоянной тонкой структуры связывают такие эффекты, как электронный парамагнитный резонанс и ядерный магнитный резонанс. Расщепление линий спектра излучения атома в сильном магнитном поле имеет прямой механический аналог — прецессию. Если подвесить велосипедное колесо за ось и раскрутить то, находясь в вертикальном положении, колесо начнёт медленно вращаться, как следствие воздействия на него гравитационного поля Земли.

   Идея здесь заключается в том, что если хотя бы одна фундаментальная физическая постоянная имела чуть-чуть другую величину, то наш мир выглядел бы совершенно иначе. Только благодаря «удачному» подбору констант мы имеем мир таким, как он есть. Отсюда иногда делается вывод о полной детерминированности дизайна Вселенной. Это не что-то возникшее случайно, но строгая и продуманная программа. Антропный принцип к тому же говорит о том, что нужный подбор фундаментальных констант существует только для того, чтобы появилась принципиальная возможность существования во Вселенной разумной жизни. Но, если модель Вселенной создана только для необходимости развития в ней жизни, ни о какой случайности в этом вопросе говорить нельзя. Но понятно, что даже система UNIX была создана не за шесть дней.

   Главный эпиграф к «Пиковой даме» поясняет, что в соответствии с новой гадательной книгой, эта карта означает «Тайную недоброжелательность». В физике есть такой эффект, как «переохлаждённая жидкость». Эксперимент демонстрирует, что чистая вода может находиться в жидком состоянии и при отрицательных температурах. Если потревожить такую воду, то она замерзает буквально за секунды. Недоброжелательность особенно опасна, если протекает незаметно и проявляет себя неожиданно и в полной мере, когда к этому располагают обстоятельства. Если повесть называется «Пиковая дама», то тайная недоброжелательность должна быть её основной темой.

   Эпиграф к первой главе «Пиковой Дамы» взят на тему известного стиха декабристов К. Рылеева и А. Бестужева, на мотив которого ходило множество народных импровизаций:

Ты скажи, говори,
Как в России цари
   Правят.
Ты скажи поскорей,
Как в России царей
   Давят.
Как капралы Петра
Провожали с двора
   Тихо.
А жена пред дворцом
Разъезжала верхом
   Лихо.

   Здесь имеется в виду Пётр III, убитый по приказу Екатерины II, после этого лихо разъезжавшей перед дворцом. Тайная недоброжелательность к царям и самодержавию копилась в России столетиями.

Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.[1]

   «Тайная недоброжелательность» становится явной, когда её можно выразить открыто и без тормозов. Так возникла смута начала XVII века, церковный раскол, восстание Степана Разина, восстание Емельяна Пугачёва, восстание декабристов. После Пушкина — революция 1805 года, серия революций 1917 года и наконец, буржуазно-демократическая революция 1992 года. В том же мотиве декабристами написаны строки:

К островам к островам
   Братцы!
Кинем в рожу попам
   Святцы!

   Не только социально-экономические условия, но и правящая идеология также предмет для «тайной недоброжелательности». Чего же ещё можно ожидать, если «меч кесаря» подавляет свободу мысли, утверждая правоту своих идей силой социального положения и авторитета? Так можно объяснить лавинообразный переход в России после революций 1917 года от греко-византийского христианства к немецкому марксизму и не менее лавинообразный переход после 1992 года от научного коммунизма к культу североамериканского доллара под прикрытием возрождённого и обновленного православия. Благодаря переохлаждённому или перегретому состоянию, вода в секунды переходит из одного состояния в другое.

   В первой главе «Пиковой дамы» показано общество, которое живёт своей обыденной жизнью, занимается делом, «отписывая мелом» и где всё идёт своим чередом. Первая глава «Евгения Онегина» посвящена тому как «занималось делом» петербургское высшее общество. Среди этого «нормального» мира в «Пиковой даме» возникает человек, с профилем Наполеона и душой Мефистофеля, про которого говорят, что у него на совести три злодейства. Герман хочет обмануть этот мир и выиграть в обход «общепринятых» правил и законов. Немецкое имя «Герман», означающее «немец», по французски читается Жермен. Случайно, за карточным столом, Герман узнаёт историю графа Сен-Жермена о тайне трёх карт, способных выиграть в обход законов вероятности. Сен-Жермен был французским авантюристом. Драматург Фонвизин в письме к родным назвал графа Сен-Жермена «первым в свете шарлатаном». Рассказывали, что граф якобы открыл княгине Наталье Петровне Голициной тайну трёх карт. Ещё один Святой Германн был епископом в Париже в VI веке и по его имени был назван известный монастырь Сен-Жермен-де-Пре и парижский бульвар Сен-Жермен. Аналогом монастыря Сен-Жермен-де-Пре в России является Троице-Сергиева лавра, построенная вокруг могилы Святого Сергия.

   Игра на выигрыш с использованием чуда, противоречащего правилам игры, была использована Жанной Д`Арк. Познакомившись с древней легендой волшебника Мерлина о девушке, которая должна спасти Францию, Жанна стала этой девушкой и действительно спасла Францию в обход традиционного понимания принципов ведения войны. Позже, уже в соответствии с нормальными правилами игры, её сожгли на костре, обвинив в колдовстве. Последняя карта оказалась «неправильной». В соответствии с евангелием, Иисус представил себя, как «того, кто должен спасти евреев». Его конец мало чем отличался от судьбы Жанны Д`Арк. Евангелие повествует, что евреи, то есть те, кого он собирался спасать, передали Иисуса на суд Римской империи, и тот репрессировал его с согласия еврейского религиозного суда. Как это обычно происходит, из обоих потом сотворили святых. Чудо — сильная штука, однако формальные правила игры при этом никто не отменял и у власти чуда есть свои границы.

   Эпиграфом ко второй графе «Пиковой дамы», Пушкин взял придуманный им светский разговор по французски, то есть из высшего общества и явно не для слуха простолюдинов о том, что «камеристки свежее». Камеристка — это слуга у госпожи. Нужно вспомнить, что в начале романа Льва Толстого «Анна Каренина», «всё смешалось в доме Облонских», поскольку один из главных героев романа, Стива Облонский, был в связи с бывшей в его доме француженкой-гувернанткой. Такая ситуация не допустима ни для госпожи, ни для самой камеристки. Сложность характера Анастасии Филипповны из книги Достоевского «Идиот», вызвана тем, что ей пришлось быть содержанкой у богатого помещика Тоцкого. Осознав своё положение, девушка стала одержима ненавистью и презрением к своему «благодетелю». Покровительство сильного человека из корыстных соображений непременно вызывает тайную недоброжелательность. История некоторых стран, ранее входивших в состав СССР, современное тому подтверждение. Забота «большого брата» к членам нерушимого союза свободных республик привела к тайной недоброжелательности, показавшей всю свою силу только после распада СССР. Фамилия Тоцкий у Достоевского созвучна фамилии персонажа из «Пиковой дамы» Томского, а имя княжны Полины, Достоевский использовал в качестве имени главной героини повести «Игрок».

   История народа, создавшего библию, началось с покровительства бога служанке у Древнего Египта. Судя по характеру некоторых историй ветхого завета, отношения между богом и евреями всегда носили сложный и неоднозначный характер. Возможно именно это привело к скорому принятию христианства среди иудеев начала нашей эры. Такой вид «тайной недоброжелательности» хорошо иллюстрируется эпиграфом Пушкина. Во второй главе «Пиковой дамы», Герман решает приударить за молодой воспитанницей старой графини, бедной Лизой Ивановной. Имя девушки было выбрано Пушкиным для ассоциативной связи с повестью Карамзина. Хотя конечно теоретически Герман мог бы попытаться узнать тайну трёх карт у старухи и без бедной Лизы, но чтобы действовать наверняка, он решил стать её женихом.

   Эпиграф к третьей главе «из переписки», показывает относительное равнодушие одного человека к откровенным и натуральным чувствам другого. Письма Германа к бедной Лизе были лишь инструментом для того, чтобы добиться любви девушки. Писал он их хладнокровно и без особых чувств. В ответ, девушка проявила реальные чувства и писала ему письма от чистого сердца. Похоже на отношения Онегина и Татьяны, если бы Онегин поставил своей задачей влюбить девушку в себя. В романе это получилось без особых технических приёмов, хотя и не было нужно Евгению. Если один человек пишет письма по четыре страницы, а другой даже не успевает их прочитать, то у писавшего рано или поздно начнёт возникать «тайная недоброжелательность» к адресату. В третьей главе «Евгения Онегина», Татьяна пишет своё знаменитое письмо. Равнодушие, каким бы красивым и привлекательным не было, рано или поздно вызовет у живого чувства внутренние отрицательные эмоции.

   По этому поводу у Высоцкого есть песня «Рядовой Борисов». Когда главный герой работал в шахте, то на крик души «Оставь её», его приятель начал «шутить»...

На крик души: «Оставь ее!» он стал шутить,
На мой удар он закричал: «Кончай дурить!»
Я чуть замешкался - я был обижен, зол,—
Чинарик выплюнул, нож бросил и ушел.

   В конце концов, Борисов проявил полное равнодушие к своему старому приятелю и выполнил всё по уставу не смотря на то, что по факту застрелил человека за шутку. Формально он стрелял совершенно правильно. Какие тут чувства, только тайная недоброжелательность.

«Бросьте, рядовой, давайте правду,- вам же лучше!
Вы б его узнали за версту...»
«Был туман — узнать не мог — темно, на небе тучи,—
Кто-то шел — я крикнул в темноту.
! На первый окрик: «Кто идет?» он стал шутить,
На выстрел в воздух закричал: «Кончай дурить!»
Я чуть замешкался и, не вступая в спор,
Чинарик выплюнул — и выстрелил в упор.»

   Какой смысл писать возвышенные сочинения о высшей духовности аудитории, думающей только о деньгах и достижении материального благополучия? Независимо от количества листов, у адресатов не найдётся времени, чтобы всё это прочитать. Такое отношение должно вызвать тайную недоброжелательность, но скорее не к аудитории, а к законам Великого Инквизитора, по которым живёт мир. Врагом становятся не богатые и не разделение на классы бедных и богатых, а сам принцип всемирного притяжения к хлебам, когда мысли и поступки определяются не законами нравственности, а достижением материального благополучия. Если нравственность не стоит и копейки, то кому она нужна? Но что стоит нравственный закон который или куплен за хлеба или держится лишь с помощью меча кесаря? Так как же должен быть построен учебник нравственности, чтобы он был прочитан и вызвал к себе интерес у аудитории?

   Пушкин не уточнил, кто в эпиграфе к четвёртой главе был назван как

7 Mai 18**.
Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого!

   Но, упомянутая дата взята не случайно. 7 мая 1825 года умер известный композитор Антонио Сальери, ставший не без помощи Пушкина, символом «тайной недоброжелательности» ввиду зависти к таланту. Миф о причастности Сальери к смерти Моцарта стал проклятием его жизни. Суд, состоявшийся в 1997 году в миланском дворе юстиции[2] официально признал его невиновным в смерти коллеги. Благодаря маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», имя Сальери стало нарицательным для обозначения завистливой и коварной посредственности. Композитор превратился в музыканта, о котором ничего не знают, но очень много говорят. Сплетня, об убийстве Моцарта отравила последние дни жизни Сальери. В здравом уме и в твёрдой памяти Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету, видел в ней лишь «злобу, обычную злобу». Отто Дойч высказывал предположение, что именно эта сплетня в конце концов и спровоцировала у композитора нервный срыв[3]. После неудачной попытки самоубийства, Сальери был помещён в клинику для душевнобольных. Исследователи полагают, что у Сальери не было поводов завидовать Моцарту. В то время Сальери был более успешным композитором и имел должность придворного капельмейстера. У Моцарта между тем были причины завидовать Сальери: не смотря на свой «бессмертный гений», он постоянно думал о преходящем - на протяжении многих лет безуспешно искал должности при разных европейских дворах. Не исключено, что первоначальный источник сплетни о Сальери был вызван как раз завистью к его высокому социальному положению. Это тема пушкинского «Бориса Годунова».

   Умело сработанная сплетня может развить силу тотального катаклизма и кардинально изменить имидж какого-то человека или даже народа. Христианство заявляет, что бог сам убил своего сына в высоких целях спасения человечества. В то же время народная молва уверена, что это евреи убили бога из злости и зависти. Смерть Пушкина вполне можно было предотвратить, если бы сплетни о Наталье Гончаровой не поддерживались и распространялись среди его так называемых «друзей».

Я только в скобках замечаю,
Что нет презренной клеветы,
На чердаке вралем рожденной
И светской чернью ободренной,
Что нет нелепицы такой,
Ни эпиграммы площадной,
Которой бы ваш друг с улыбкой,
В кругу порядочных людей,
Без всякой злобы и затей,
Не повторил сто крат ошибкой;
А впрочем, он за вас горой:
Он вас так любит... как родной!

   Герман случайно убил старуху, однако бедная Лиза сразу поняла, что означали все его письма и признания: ему нужны были только деньги. Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой её благодетельницы!.. Если кому-то что-то нужно, то всегда нужно чётко и трезво понимать — а с какой именно целью и кому это выгодно. В четвёртой главе «Евгения Онегина», Татьяну ставит на место холодный и резвый рассудок предмета её любви.

   Шведский учёный и христианский мистик Сведенборг объяснял своё увлечение оккультными науками посещениями из потустороннего мира. Эпиграф к пятой главе ссылается на описание того, как учёный был удостоен посещения Иисусом Христом. Сведенборг писал:

   В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом.

   Вместо живой графини, тайну трёх карт Герману открывает призрак. Следование за призраком приводит Германа к поражению. Эта тема встречается у Пушкина при упоминании поэмы Бюргера «Ленора» в разных переводах Жуковского: «Людмила», «Светлана» и «Ленора». К девушке приезжает умерший жених и увозит её с собой. Девушка скачет с мёртвым женихом в далёкие страны, где тот определяет её в могилу. Пятая глава «Евгения Онегина» начинается с эпиграфа со строками из «Светланы» Жуковского, где мёртвого жениха девушка видит во сне. В той же главе описан странный сон Татьяны. Ленский, всерьёз поверивший в шутку Онегина, вызывает его на дуэль и в следующей главе погибает.

   Воскресший мертвец, следование которому приводит к тяжёлым последствиям, появляется в драме «Борис Годунов». Деятельность Лжедмитрия вызывает в России смуту и гражданскую войну. Успех Григория Отрепьева был вызван тайной и явной недоброжелательностью всего народа не только к правлению Бориса Годунова но и ко всей системе государственности на Руси. Зверства Ивана Грозного, значительно усилившие централизацию управления, не могли избежать отрицательных эмоций народа. Призрак коммунизма, забредший в Россию, за несколько лет похоронил Российскую империю. Призрак «американской мечты», память о сталинских репрессиях, развенчание культа личности Ленина и недостатки социалистической экономики до основания разрушили весь уклад социалистической жизни, построенной «призраком коммунизма». Главной причиной падения Западной Римской империи и смерти Иудейского государства времён Второго Храма стал призрак христианства.

   Три карты, открытые мёртвой графиней, численно равные постоянной тонкой структуры могут, символизировать фундаментальные принципы природы. Если верен антропный принцип, то очень сомнительно, что природа запрограммировала использование углеводородов в качестве основного источника энергии. Запасы нефти и газа на Земле — это не возобновляемые ресурсы и, скорее, согласно тому же антропному принципу, были созданы только как промежуточный этап, чтобы с их помощью человечество достигло технического уровня, достаточного для перехода на основной механизм получения энергии.

   Великий Инквизитор у Достоевского популярно объясняет, что появление живого Иисуса, творящего чудеса, привело бы к полному краху религиозного мира, служащего во имя этого самого Иисуса. Для любой религии главный кумир является её же главным врагом, они любить умеют только мёртвых. С этой точки зрения, отношение кумира к своим почитателям тоже может быть классифицировано, как «тайная недоброжелательность». Эффективный способ получения энергии, даже если согласно антропному принципу, он запланирован для использования людьми, будет первым врагом для всей энергетической индустрии мира, рискующей потерять все свои хлеба. Надёжный способ борьбы с неизлечимыми заболеваниями типа рака или СПИДа исключительно враждебен для всей медицинской и фармакологической индустрии, строящей свой бизнес на существовании этих заболеваний, а также и всех тех, кто вкладывает свои личные сбережения в акции коммерческих медицинских фирм. Кто будет финансировать медицину, если болезней не будет? Кто будет исповедовать религию (скажем коммунизм) если это уже никому не нужно?

   Законы развития общества стоят выше социальных различий. Великая Французская революция произошла когда старые феодальные отношения стали мешать интересам «третьего сословия», то есть буржуазии. Промышленность и экономика должны развиваться свободно и если существуют какие-то преграды для развития, то в результате естественного хода истории, живая травинка новой системы всегда пробьёт мёртвый асфальт старых укладов. Социалистическая экономика в СССР была искусственным образованием, предположительно более эффективным чем система частного предпринимательства, однако история показала, что это совсем не так. Когда «строитель чудотворный» не прикладывает свои силы и отстранён от управления развитием общества, результат получается не слишком оптимистичный. Маркс не учёл человеческий фактор. В какой государственной экономике могли бы возникнуть Билл Гейтс или Стив Джобс? В то же время огромные компании типа IBM или UNISYS вряд ли сильно отличаются от аналогичных социалистических контор. Эпиграф к шестой главе «Евгения Онегина» повествует о рождении нового народа, племени, которому не больно умирать.

   Новые отношения и новая экономика вполне способны сказать власть имущим «Атанде» и даже вежливо «Атанде-с» если они лучше, качественнее и эффективнее. Говорят, что Пушкин взял эпиграф к шестой главе «Пиковой дамы» из анекдота о генерале, не способного допустить, чтобы подчиненный даже в игре обращался к нему с повелительным возгласом: атанде! По рассказу кн. П. А. Вяземского, граф Гудович, бывший генерал-губернатор Москвы, говорил, что с получением полковничьего чина перестал метать банк своим сослуживцам. «Неприлично, — продолжал он, — старшему подвергать себя требованию какого-нибудь молокососа-прапорщика, который, понтируя против вас, почти повелительно вскрикивает: атанде!»[4]. Но если какая-то научная лаборатория найдёт способ лечить СПИД и скажет «Атанде-с», то сможет ли бизнес, производящий препараты замедляющие вирус HIV, избежать банкротства? Маяковский в поэме «Хорошо» привёл своей вариант использования фразы «Атанде»:

И в эту
   тишину
   раскатившийся всласть
Бас,
   окрепший
   над реями рея:
«Которые тут временные?
   Слазь!
Кончилось ваше время».[5]

   События повести Пушкина «Пиковая дама» происходят на фоне нормального течения жизни общества. Герман решает изменить ход событий обманув игру, но у него ничего не получается. Жизнь продолжается своим чередом, а Германн сходит с ума. Лиза выходит замуж за молодого человека, который «где-то служит», как поначалу Евгений из «Медного всадника», а Томский женится на Полине. У Достоевского в «Игроке», Полина так и не вышла замуж за француза Де-Грие, а у Достоевского Тоцкий так и не сплавил Анастасию Филипповну.

Примечания

  1. Пушкин «Деревня»
  2. Foschini Paolo. Salieri assolto «Non avveleno' il rivale Mozart. Corriere della Sera, 18 maggio 1997, p. 18.
  3. Deutsch O. E. Mozart, a Documentary Biography. — Stanford: Stanford University Press, 1966. — С. 522, 524. — 692 с. — ISBN 978-0804702331
  4. Вяземский, Старая записная книжка, 1929, с. 135
  5. Маяковский «Хорошо»













 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"