Шамов Владимир Валерьевич : другие произведения.

Места силы Костромской области

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая Книга из серии "Места силы Костромской области"

  Места силы Костромской области
  Владимир Шамов
  Группа в контакте "Легенды и предания Костромского края"
  
  https://vk.com/club103205265
  
  Канал на Ютуб "Иван Мокрушин"
  
  
  ЛИТМИР - Шамов Владимир Валерьевич
  https://www.litmir.me/UserBooks/?UserId=131518
  
  
  +++
  МЕСТА СИЛЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
  2015 ГОД
  
  ББК20.1(2Р34)
  УДК 248.2(471.317)
  Ш 194
  Шамов В. В.
  Ш 194 Места силы Костромской области/ В. В. Шамов . - Кострома: Салон оперативной печати "GUT"
  
  
  Открыв эту книгу, Вы попадете в удивительный мир, о существовании которого даже не догадывались.
  
  1
  ДРЕВНЯЯ КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ.
  
  Очи твои есть озера бесконечной любви,
  И взгляд твой есть любовь.
  Мы с вами живем в очень красивом древнем городе с таинственным названием Кострома. Вы когда-нибудь задумывались, почему наш город носит такое странное языческое имя? Историками и краеведами выдвинуто достаточное количество версий, большинство из которых весьма необычные:
  1. Костромской краевед - князь Козловский: "Название Кострома происходит от города КОСТРА в ЛИВОНИИ";
  2. Протоиерей Михаил Диев: "Название происходит от ЭЛТОНСКОГО языка (искусственный язык офеней - бродячих торговцев), КОСТРЫГА, значит, город";
  3. Скворцов считал, что название Кострома от слова КОСТРЫ - груды сплавляемого леса, или льда во время ледокола;
  4. Еще одна из версий: КОСТРА - в восточно- славянских диалектах - СОЛОМА для сжигания (даже немного обидно... соломенный город);
  5. Булдаков и Зонтиков утверждают, что в районе впадения в Волгу реки Сулы было большое языческое капище посвященное богине Костроме. Отсюда и название города. И так далее.
  Некоторые справедливо замечают, что окончание МА свойственно для финно-угорских названий рек и соответственно населенных пунктов. КИНЕШМА, ТОТЬМА, ВОХМА, НЯНДОМА, ЧУХЛОМА,
  МАА переводится с мерянского, как ЗЕМЛЯ
  КОШТЫР переводится, как ветер.
  
  До появления в 9 веке первых славянских переселенцев это место населяло финно-угорское племя меря. И вполне возможно оно называлось КОШТЫРМА - ВЕТРЕНАЯ ЗЕМЛЯ.
  Позднее население местности носило смешанный славяно-мерянский облик.
  Это подтверждают раскопки могильника, проведенные Яблоковой и Липсон в 1966 году.
  Скорее всего, меря и славяне неплохо уживались вместе.
  Щелыково
  Первые приземистые, скуластые, круглолицые, с широкими ртами, глубоко посаженными глазами и носом - картошкой. Вторые более высокие с правильными носами и более вытянутыми лицами. Всем хватало места на "Ветреной земле". Постепенно славян становилось все больше. Пожаловала знать и князья, и случился
  
  совершенно уникальный факт - название КОШТЫРМА зазвучало, как КОСТРОМА. Это слово было ближе и понятнее славянам. Ведь это имя ритуального персонажа весенних и летних обрядов славян.
  Историки, утверждающие, что на месте города был ритуальный комплекс посв. Богине Костроме - совершенно неправы. Не было идолов и капищ, посвященных этому Божеству. Это всегда был ритуальный персонаж, поэтому Князья и знать, на тот момент уже принявшие христианство легко смирились с тем, что название приобрело лишь легкий языческий оттенок. Согласитесь, навряд ли христианское духовенство позволило бы назвать город именем языческого Бога. К примеру - Перунград. Похороны Костромы - распространенный аграрный обряд, проводимый в Петров день (через неделю после летнего состояния). Оплакивается уходящая сила природы. Куклу Костромы в данном случае, как правило, топят. Аналогичный обряд проводится в весеннее равноденствие, когда так называемую куклу масленицы сжигают на костре, считая, что сжигают зиму.
  Теперь добро пожаловать на первое место силы, имеющее непосредственное отношение к данному ритуальному персонажу. С него мы и начнем наше путешествие по загадочной Костромской земле.
  Ярилина долина. Голубой ключик.
  Считается, что из подобных обрядов и возник такой персонаж, как Снегурочка, сказка о которой была записана и издана Афанасьевым в 1869 году. Позднее Островский пишет пьесу, еще позднее Римский-Корсаков сочиняет потрясающую оперу Снегурочка, и славянский языческий романтизм входит в моду. Вот только в изначальной версии языческих преданий романтики гораздо меньше. К примеру, Санта в прошлом далеко не добряк с подарками. Зимний демон воровал и убивал непослушных детей. И красивая история о Снегурочке на самом деле не такая романтичная и имеет весьма жестокую предысторию.
  
  У всех сжигаемых, утопляемых и всевозможными способами умерщвляемых ритуальных кукол есть прототип - молодая девушка, не познавшая любовь, приносящая себя в священную жертву ради процветания своего племени...
  "Ярилина долина" - поляна, на которой находится "Голубой ключик" - как раз в Щелыково Островского района - имении великого драматурга. На дне пульсирует что-то похожее на сердце (сердце Снегурочки). Музейные работники упорно срубают деревья с ленточками, что повязывают влюбленные пары, но все, как один утверждают, что на поляне еще в 19 веке справляли Ярилин день. Островский действительно пишет в своем дневнике: "Сегодня Ярилин день".
  Но вот было ли славянское язычество в Костромской области, если первые славянские поселенцы стали появляться здесь в X веке, когда христианство было уже принято?
  Известны случаи ритуальных самоубийств, которые совершали местные чудские племена, чтобы избежать обращения в чуждую веру, навязываемую славянскими князьями. Люди рыли землянки, ставили столб - подпорку для навеса, наверх насыпали землю и, подрубая столб, мужчины, женщины, дети, старики хоронили себя заживо. До двух недель доносились из-под земли стоны, когда чудь "уходила под землю". Эти племена и были исконным, коренным местным населением.
  Поэтому если в 19 веке в Щелыково и было славянское язычество, то, возможно, это был тот самый романтизм, что стал модным в те времена. Можно ли связывать долину и ключик со Снегурочкой - Костромой? То ли это место, где растаял этот сказочный персонаж?
  Навряд ли. Ведь племя Берендеев жило вовсе не в Костромской, а в Ярославской области на Волчьей горе у Переславля Залесского. Кстати, именно под этой горой стоял идол - "Каменная баба", возможно, наследие половцев. Он странным образом исчез после войны. Об этом нам поведал житель крайнего дома на Волчьей горе. Скорее всего, пленные немцы заложили каменную фигуру в фундамент бани, которую они строили рядом - под горой. Так вот, похоже, что драматург Островский, путешествуя именно по этим местам, услышал предания о племени "Берендеи".
  Что же тогда было на полянке около Щелыково? Почему туда идут молодые пары, чтобы повязать ленточки на деревья и умыться из ключика. Почему считается, что при этом ритуальном омовении сохраняешь молодость. Почему если подольше побыть на этом месте, можно почувствовать женскую фигурку среди деревьев? Ответ очевиден. Людей сюда приводит та самая родовая память. Боюсь, что именно эти, а не христианские, обряды заложены в нас. Мы чувствуем эти места, чувствуем тех существ из тонкого мира, что проявляются в них, чувствуем природу. Голубой ключик - удивительно духовное и светлое место. Как же зовут ту силу, что проявляется там? Что это, ритуальная жертва, заложенный покойник, или вечное женское Божество этой земли? Думаю, если, приходя туда, мы будем обращаться к ней по имени Снегурочка, она не будет против.
  Будем благословенны.
  Голубой ключик. Ярилина долина.
  
  
  2
  
  ВЕДЬМИН СТУЛ. ОФИС ЛЕСНОГО БОГА.
  
  Встретишь ли ты путника, или человека любого, что попросит у тебя помощи, не отказывай. Ведь может это не путник и не человек любой. Может это Он тебя проверяет. И тебе решать, получишь ты благодать за помощь, или наказание за равнодушие свое. Береги свою жизнь добрыми делами.
  
  Я молился в кремети
  Чтобы Боги черной ночи
  Были милостивы очень,
  Чтобы нас не обижали.
  Говорила бабка меря,
  Бога чти, но в черта веруй,
  Отвлечется старый Юмалл,
  Черт обиды не оставит.
  А потом уж будет поздно
  Вновь выпрашивать прощенья,
  Нести камню угощенья,
  Пред иконой свечку ставить.
  Я молился в роще темной,
  Слева камень, справа камень,
  И бежал ручей холодный,
  В бесконечность утекая.
  
  Современные названия поклонным камням дают краеведы и исследователи - студенты, преподаватели вузов, или просто геокешеры. Поэтому в интернете можно встретить такие названия, как камень - утюг (Вологодская область), Ревяка (Ивановская область) и прочие интересные названия объектов, на которых мы, конечно, тоже успели побывать. Как назывались эти священные места в древности, никто не знает.
  
  
  Да и от языка, на котором говорили племена,населявшие северные (в том числе Костромскую) области России, остались одни географические названия - Покша (река в Костромской области), Кинешма (город в Ивановской области), Нея (река в Костромской области и районный центр), Вохма (река и районный центр), Нерехта (районный центр.Ранее предположительно назывался Мерехта от названия народа Меря), Няндома (Архангельская область) и так далее...
  Поклонный камень у деревни Антоновское Красносельского района Костромской области, назвали Башмак, а еще Медведь, мол, похож он и на то, и на другое. Хотя подобные камни на севере России обычно называют "Ведьмин стул", и говорят, что по ночам на них сидят ведьмы и колдуны, набираясь колдовской силы. Ведь эти мегалиты отличаются тем, что имеют горизонтальную площадку для сидения, и форму стула. А на нашем"стуле", к тому же, местные жители видели старичка, который превращался в медведя. Но если учесть, что языческие народы севера России были склонны к красивостям (Кинешма - глубокая темная вода, Нея - извилистая река, Няндома - щедрая земля...), этот объект мог вполне называться, ну скажем, "Трон лесного Бога".
  Ведьмин стул
  В свободное от работы время колхозник Петр Климов любил ходить по грибы, благо в километре от его деревни Антоновское располагался вполне приемлемый для этих целей лес, к которому странная Марфа, жившая на окраине, протоптала тропу. Эта пожилая женщина почти каждый день ходила через колхозное поле, но, как поговаривали местные, таскалась она в лес не по грибы, и даже не в деревню Сторжево, что была за лесом, а к таинственному большому камню, что лежал в лесу за ручьем. Кто-то даже называл ее колдуньей. Камень тот был известен по двум причинам. Все знали, что в старину люди отмечали у него Ильин день - местный престольный праздник. Нарядные они веселились, играли и вкусно кушали. А еще все знали, что двапьянчугииз соседней деревни когда-то искали под ним клад. Эти алчные люди смогли пропихнуть под камень две слеги и выкопать под ним большую яму. Они бы копали еще глубже, но слеги треснули, и камень упал на дно, придавив ногу главному затевале. Ногу откопали, но горе-кладоискатель так и остался хромым. После этих событий камень занял то же положение, но только на дне ямы. Но вернемся к Петру. Улучив свободный часик в нелегкую осеннюю страду, наш грибник, вооружившись старой корзиной, отправился в лес. Дорога его и впрямь шла мимо того самого большого камня.
  Уже подходя к лесу, вспомнил он, что забыл папиросы. "Да ладно, грибы и лес важнее курева, не возвращаться же" - подумал Петр и перешел овраг. И тут, что за наваждение - Петр учуял ароматный запах махорки! Как же захотелось ему покурить в этот момент! "Но откуда этот запах, галлюцинация, или впрямь рядом кто-то курит?!" И вышел наш грибник на камень. И что же он видит?! Сидит на каменном стуле удивительный старичок - одежка ветхая, борода длинная седая, и курит "козью ножку". "Дай закурить, дедушка" - попросил Петр. Старичок полез в карман и вдруг... исчез! Остался только аромат махорки. "Вот же почудилось!" - колхозник постоял немного, и уже хотел возвращаться домой, но решил все же поискать грибов. Правда от увиденного внимание его было рассеянным и набрал он немного. Идти ли назад той же тропой - "Будь она неладна - Марфина тропа!", или нет? Но решил проверить себя мужчина - "Что я - трус, какой что ли?!" И пошел. А на камне! На стуле каменном медведь сидит, и шерсть сединой отливает! Выронил корзину Петр и побежал сам не свой от страха! Вот такие грибы.
  
  Есть и другие упоминания о седом старичке, сидящем на камне. Однако таинственные встречи заканчиваются в 40-х годах прошлого века. Согласно славянской мифологии, старичок, оборачивающийся медведем, - великий Бог Велес. А его явление людям - предупреждение о важных событиях, которые должны произойти.
  Приходя в лес, делайте подношение хозяину - так делали и делают многие жители Костромской области. Это Его мир, а мы в нем лишь гости.
  Ученую из Ярославля Светлану Чернецову я называл "Мадам, посвятившая жизнь камням". Это ее группа собрала материал о каменном стуле. Мы же искали его два дня. Справа от поросшей молодыми деревцами, марфиной тропы вдоль леса выкопан глубокий карьер, за ним очень высокий холм. Слева вдоль леса идет дорога, за ней тоже холм. Заходить нужно как раз в том месте, где дорога переходит в карьер, дальше по площадке и там, за оврагом с ручьем, слева от тропы, что заходит в лес в виде неглубокой ложбины, в кладоискательнойяме лежит камень "Ведьмин стул", или "Башмак". Точного местоположения никто не знал, и мы блуждали по лесистым холмам и оврагам два дня. В поисках кроме нас с Кларой принимали участие историки Андрей Малышев и его жена Оля, да наш верный спутник биолог- охотовед Александр Николаев. Этот человек настолько почитает природу, что идя в лес, одевает под брезентовку белую рубашку и собирает весь мусор, оставленный туристами.
  Уже отчаявшись, я решил применить бубен. Его удары гулко разнеслись по лесу и спустя минуту он, что называется, вывел меня на сакральный объект. Мы были счастливы, как счастлив любой исследователь, нашедший частицу себя...
  Камлая однажды на этом камне, я действительно увидел седого, почему-то раскосого старичка. В этот момент тот же образ явился еще одному участнику группы "Двери в другие миры". В последствии были и другие видения. Если читатели пришли в легкое недоумение, поясню - многие исследователи древних культов,особенно шаманизма, дабы лучше понять природу этих вещей, пробовали себя в роли шамана, или становились участниками различных обрядов. Тогда понимаешь, что это действительно работает. Особенно, когда Они приходят и говорят тебе удивительные вещи:
  "Если друг отдает тебе часть своей души - он воистину друг. Если жена отдает тебе всю свою душу - она воистину жена";
  "Люди создают Богов, Боги создают людей. Если умрут люди, умрут и Боги. Если умрут Боги, умрут и люди";
  "Люди стали видеть только физическую составляющую Мироздания, глаза - самый главный враг человека";
  "Добродетель, это все равно, что зарыться в песок. Польза важнее добродетели";
  "Хозяину не нужны храмы. В него и так все верят. Люди могут не верить в Бога, но "чёрта" бояться все";
  "Мы питаемся вашими желаниями. Если желания вкусны и красивы, мы молодеем. Если они безобразны, возвращаем вам".
  
  Вот что можно услышать от Них во время камлания. И такие места, как "Ведьмин стул" весьма к этому располагают. Ведь камень каждый раз преподносит новые сюрпризы. Однажды, придя довольно большой группой на этот сакральный объект, мы увидели, как по гладкому снежному покрывалу к камню и от него идет ровная цепочка звериных следов, причем принадлежащая совершенно различным лесным обитателям. Как будто звери шли поклониться Хозяину леса, чинно восседающему на своем каменном троне.
  
  3
  
  
  В ПОИСКАХ СЛЕЗНИКА.
  
  Тишина сдавила мне душу,
  Остановилось время,
  В чашечке на вершине
  Блестели Велеса слезы...
  
  Деревня Дурасово Красносельского района, что в тридцати километрах от Костромы достаточно известна благодаря городищу дьяковской археологической культуры да старообрядческому приходу, которым руководит епископ отец Валентин. Поговаривали так же, что где-то в окрестностях деревни лежит камень, который лечит глаза. До недавнего времени он пользовался большим почитанием у местных жителей. Но потом пропал, и все попытки отыскать камень были тщетны. Кто-то говорил, что из леса его притащили к старообрядческой церкви, а потом снова перенесли куда-то подальше от православных глаз. Отец Валентин, весьма милый и искренне верующий человек, открестился от святыни, обозначив, что русская православная старообрядческая церковь ничего общего с культом камней не имеет. (Кстати, примите это к сведению, господа "мерянские этнофутуристы", отождествляющие священные камни с христианством). Благодаря кое-каким связям в музейной и культурной среде Костромской области, мы все же обнаружили артефакт. Оказалось, камень долгое время пребывал в костромском музее-заповеднике "Ипатьевский монастырь". Именно туда его зачем-то перевезли из Дурасова. Когда монастырь перешел РПЦ, камень вместе со всеми фондами перевезли... но куда? Мы стали вычислять цепочку событий и оказалось, объект поклонения, оторванный от места, находится... в деревянной недействующей церкви, которая собственно сама является экспонатом музея деревянного зодчества "Костромская слобода". После передачи Ипатьевского монастыря (в чьих стенах находился музей) епархии, фонды рассовали по всему городу, поэтому простым гражданам осмотр камня (и прочих экспонатов) был не доступен. Нам разрешили взглянуть на него. Слезник представляет собой неровный куб. На его поверхности находятся несколько круглых углублений правильной формы, где и скапливалась целебная вода. Имеется намек на петроглиф, но очень стершийся, напоминающий "крест в круге". Причем, настолько тусклый, что, к сожалению, не виден на
  Информация из паспорта музейного предмета:
  "Камень-слезник. Камень. XIX (?). Высота - 39, ширина - 48, длинна - 47 см.
  Камень слезник из села Дурасово Костромского уезда. Камень неправильной формы с выемками, серо-коричневого цвета. По народным поверьям, водой, собиравшейся в углублениях камня, лечили глаза.
  
  Углубление в камне
  Сохранность: загрязнен, пятна, внизу - скол".
  Смешная надпись XIX тем не менее говорит о том, что к камню ходили еще в 19 веке. Имеет ли отношение данный объект к Дурасовскому дьяковскому городищу? Действительно ли он лечил глаза? Обладал ли он энергетикой? Об этом мы уже не узнаем. Но одно ясно: если не ставить крест на языческой культуре славянских и финно-угорских русских племен, то по крупицам можно собрать адекватное представление о духовном наследии предков. Единственное пожелание тем, кто вопреки всему занимается этим - оставить частицу тайны. Кто знает, если бы камень лежал не в музее, а на своем месте в лесу, может, в нем было бы больше смысла? Может, он действительно помог бы незрячим прозреть? Или общество уже смирилось с мыслью, что не видит, не понимает и не принимает того, что находится в другом духовном измерении? А ведь помимо икон у людей когда-то были другие душевные воззрения и устремления. И это не значит, что на протяжении сотен лет люди танцевали с чертями и только после завоза в наши края икон и библий, обрели "шанс на спасение". Уважайте тех, кто приходил до вас. Не нужно отсылать их в ад. Может, они были гораздо праведнее... кто знает? Почему вы так уверены в своих стереотипах? Посмотрите, все ли в нашей жизни правильно? Нет, пока на стенах вашего жилища висят постеры рок-музыкантов, а не портреты ваших бабушек и дедушек! Нет, пока вы не поймете, что единственным настоящим украшением вашего жилища являются живые цветы! Нет, пока вы работаете ради денег, а не моете после них руки! Так что не известно, кто скорее сделает воду полезной - священник при помощи манипуляций с предметами культа, или природа, которая безгранична и может все...
  
  
  
  4
  КАМЕНЬ, НА КОТОРОМ ТАЕТ СНЕГ.
  
  Если они умолкнут, то камни возопиют.
  (Лк. 19, 29-40)
  
  "Да это вкус крови!" - воскликнул один из моих спутников...
  Когда встаешь на красный камень с косым крестом, схематичным изображением шамана в лодке и множеством насечек, сперва испытываешь тепло в ногах, потом странный привкус вяжет рот, как будто ты откусил ядреной хурмы, после появляется головокружение и легкая тошнота. Эти ощущения остаются с человеком несколько часов. Поскольку необъяснимое чудо лежит во дворе церкви, нам не удавалось покамлать у него вплоть до 21 февраля 2015-го. В этот день мы приехали на объект группой в девять человек. Вокруг никого не было. Я взял бубен, и через несколько минут мне и Олегу пришло видение...
  Но сначала небольшой экскурс в историю обретения странного объекта.
  Перенесемся в Солигаличский район Костромской области. Когда-то этот чудской край был населен таинственными племенами финно-угорской группы. Местная жительница, у которой мы расспрашивали про горячий камень, поведала нам, мол, их бабушки рассказывали, что здесь жили люди, говорившие на нерусском языке.
  Итак, стояло в деревне Коровново Солигаличского района Костромской области две церкви - покровская (каменная), да Преображенская (деревянная), что построена в 1767 г. иждивением прихожан.. Деревянный храм, пришел в ветхое состоянии и вскоре совсем развалился. Что делать, территорию расчистили, обнесли забором, поставили кресс памяти преподобного Александра Вочского. В царских и Патриарших грамотах XVII века этот подвижник упоминается как "святой", "преподобный", "чудотворец". Имя его включено в "Описание о российских
  20
  святых". Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й пол. XVIII в. с изображением преподобного в полный рост. Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-х гг. (причины понятны), однако местное население продолжало чтить его память. Именно этим человеком у впадения реки Вексы в реку Вочу (финно-угорские названия) основан Преображенский Александровский монастырь. В 1764 г. монастырь был упразднен, а храмы села Коровново Солигаличского уезда обращены в приходские.
  Горячий камень
  И вот после утраты деревянной церкви, стали замечать люди, что на месте, где стоял храм каждую зиму образовывается проталина. Глядь, а там лежит красный камень, от которого и тает снег. Решили батюшки, что под камнем этим находятся мощи преподобного. Ходят слухи, что копали, да не нашли. Но слухи эти церковь опровергает, мол, раскопов никаких не было.
  Были мы у камня несколько раз. Зимой видели удивительную проталину. Летом стояли на нем. Вот тогда-то и стали замечать те странные ощущения. Но до февраля 15-го мы не могли допустить, что камень, возможно, связан с кровавыми событиями. Виселицы, пожары, паника и убийства - вот что привиделось нам в тот день. Что это? Геноцид местных племен, или просто видения?! В нашей истории много черных пятен. Навязывая государственную идеологию, власть имущие не всегда вели себя красиво. Мы знаем о геноциде алеутов, и судьбе сибирских племен во время русской колонизации, о налогах, которыми обкладывались язычники, о преследовании колдунов и прочих бесчинствах, творимых во имя веры христовой. Мы знаем о разорении капищ и возведении на их месте церквей, о вырубке священных деревьев. То же могло быть с финно-угорскими племенами, населявшими Костромскую область. Многие слышали о ритуальных самоубийствах Чуди (Чудь ушла под землю). Но, как не странно, именно в канонизированных евангелиях, что были навязаны нашим северным народам, сказано: "Если умолкнут они, то камни возопиют". И они взывают к нашей памяти - эти осколки древней веры, когда наши предки жили свободно на своей земле.
  
  
  
  5
  
  УЩЕЛЬЕ КАМЕННОЙ БОГИНИ
  
  Я создам любых богов и Богинь,
  Если Они нужны вам.
  
  Если ехать от села Адреевское Сусанинского района Костромской области в сторону села Буяково то по правую руку в поле, в тридцати метрах от дороги можно увидеть межевой валун коричневого цвета, высотой более метра. Данный камень интересен тем, что на нем имеются древние свастичные символы, правда, еле заметные от времени.
  Но надолго мы у него обычно не задерживаемся. Ведь дальше за с. Буяково километрах в пяти, мимо деревень Сергеево, Худяково, через поля, леса и два оврага, есть действительно что-то странное. В лесу на той стороне второго оврага - большие каменные кубы и нечто, напоминающее женский силуэт, выступающий из скалы. Дойти до него можно и от села Григорово, благо через Шачу есть мост.
  Место сразу разбудило наше воображение, и мы назвали его "Ущелье каменной Богини". В первый раз нам показалось, что это обработанные скальные породы, но, как известно, глубина слоя осадочных пород на нашей равнине несколько километров.
  После осмотра объекта мы убедились, что это хоть и твердая, но все же, осадочная порода, возможно аргиллит с примесью железа. Значит, когда-то ее можно было обработать каменными орудиями труда, и эти скульптурные формы возможно дело человеческих рук. Соответственно, это место интересно и как геологическая особенность ландшафта, и как возможный археологический объект. Ведь за каменными кубами может быть что угодно - древнее жилище, гробница, языческий храм, запечатанный на века. А возможно это то самое место, где чудь ушла под землю. Шутка. Скорее всего, такие странные формы порода приобрела в результате естественного природного воздействия.
  
  Увы, нам не понять, что сие есть на самом деле, ведь сдвинуть каменные блоки нереально.
  Так что пусть это место остается тайной и вызывает удивление у охотников изредка проходящих мимо.
  
  
  
  6
  
  СВЯТОЙ БОЧАГ. ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЛИ.
  
  Режу, режу - крови нету,
  еду, еду - следу нету,
  как с гуся вода, так с раба божьего
  хворь и маета.
  
  (заговор на воду)
  
  
  Впервые о Бочагах (озерах, где можно чудесным образом исцелиться) я услышал в 1985 году, когда мы переехали в Кострому из Архангельской области. И вот спустя много лет, мы решили посетить известное место. Поехали я, Андрей Мазуров и Клара. Найти Бочаги довольно просто. Проезжаешь Красное на Волге (ювелирную столицу Костромской области), затем по трассе до поворота на Захарово и по бетонке до указанной деревни. В центре деревни перекресток - поворачиваешь налево, потом через поле по дуге (справа будет деревня Малиновая) в дальний угол леса. Оттуда через лес идет дорога, которая и выведет вас к Святому Бочагу. Пройти его невозможно, потому что на подходе лес справа редеет и виден утоптанный спуск, а потом мостик через ручей. Данный сакральный комплекс представляет собой два озерца, ледниковый валун, навес, столик и дерево с развешанной на нем одеждой. Да, еще табличка о том, что 22 августа 2005 года сей источник освятил иерей Георгий из г. Костромы.
  В первое посещение он произвел на нас довольно противоречивое впечатление. Вода в живом озерце мутная, то ли от цветения, то ли от содержащихся в ней веществ. Да еще эта истлевшая одежда - люди после омовения в озерах вешают ее на дереве, чтобы место забрало все болезни. Но когда с Кларой произошло несчастье, мы вспомнили о целительной силе места. Вот что случилось.
  
  Как-то утром она проснулась оглохшей на одно ухо - сложный случай нейросенсорной глухоты. Проще говоря, не от чего. Врачи сказали, что такое лечится в редких случаях. В общем, берегите нервы, дамы и господа. Она лежала в больнице неделю, никакой динамики, ни каких улучшений. В выходной я ее выкрал из больницы и повез на это место силы. Там мы провели обряд с закапыванием зеркала и всеми необходимыми вещами, искупались сначала в озерце с мертвой водой (том, где камень), потом в мутном озере с живой водой, повесели на дерево одежду. На следующее утро Клара услышала. Врачи ликовали и писали красноречивые цитаты в историю болезни. На момент написания ухо слышит процентов на семьдесят, проблема с фоном и высокими частотами.
  
  Вот еще известный случай исцеления на этом месте - у Сергея Торопова, организатора костромского ратноборческого клуба Буян сильно заболели ноги, а в его деле здоровые конечности очень важны, ибо часто приходится бегать и махать древним оружием. Он рассказывал, что когда опустил ноги в воду, то почувствовал, как болезнь сама уходит постепенно и неминуемо. Сейчас Сергей здоров.
  Вода в бочаге имеет странный цвет. Явные примеси каких-то минералов. В центре озерца самое сильное место. Причем нужно именно купаться, когда просто омоешься, эффект не тот. Природа водоемчика не ясна, но после купания ощущаешь, как что-то проникает в тебя и наполняет все твое тела. За свою жизнь я нырял и в прорубь и в купели... здесь другое, совершенно другие ощущения. Те, кто молод, здоров и силен, не понимают, насколько важно для человека быть здоровым и хорошо себя чувствовать. Ничто не угнетает так, как продолжительная болезнь, рождающая чувство безысходности и обреченности.
  И все больше людей страдает от недугов. Судите сами. Все существа на Земле имеют контакт со средой обитания. И только человек лишил себя этого. Порою кажется, что город высосал из вас все соки.
  Придя в лес, прислонитесь к дереву. Снимите обувь и постойте босыми ногами на земле. Прикоснитесь к ней руками. Скажите Матери Земле слова благодарности.
  И почувствуете новые силы для жизни.
  Но вернемся к Бочагам. Кто-то приходит сюда исцелиться, кто-то провести праздничную православную службу, а кого-то тянут легенды и тайны.
  Вот, что рассказывают местные жители про это место:
  Под валуном, что в озерце с мертвой водой, по преданию, зарыт клад. Рассказывают, что много лет назад сокровища хотел добыть местный тракторист. Пригнал он трактор, зацепил камень и поволок. А потом услышал позади жуткий вой. Поворачивается, а там стадо разъяренных огненно-красных быков. Не до богатств ему стало, когда он улепетывал со всех ног.
  
  Однажды, то же самое хотели проделать местные мужики. Только стали камень двигать, видят вдали марево от пожара! Ужас! Малиновая горит! Прибежали назад, глядь, никакого пожара, только месяц висит над полем, да посмеивается над неудачливыми кладоискателями.
  Местные говорят, что здесь стояла церковь, которая ушла под землю. Опыт говорит, что не церковь здесь стояла. Ведь даже древним было понятно, что в болоте она и дня не простоит.
  Было здесь древнее языческое мольбище, камень, вода, обладающая целительными свойствами, ручей, через который нужно перейти, предварительно сняв с себя оружие... все говорит об этом. И самое главное - память места. Пусть не понимание, но память.
  Одежда, которую оставляют люди
  Святой Бочаг обустроил местный предприниматель. Поставил стол со скамейками, навес для икон и почему-то соединил пластиковой трубой озерца с мертвой и живой водой.
  Что ж, не смотря на древние мерянские корни, костромичи отдалились от понимания сути вещей. Даже в чудесных местах они видят материальное богатство. Чисто костромское понятие "поехать на зеленую" говорит о том, что люди воспринимают природу, как декорации и антураж к пьянке и шашлыкам. А ведь природа это сама жизнь. Она даст силы любому, если почитать ее и уважать.
  Будьте здоровы.
  
  8
  
  
  КОЛОГРИВ И ИЖЕ С НИМ
  
  Я тень заброшенных деревень,
  Я жертва Великим Богам,
  Я Чудь, что лежит в могиле своей,
  Я так же рыл ее сам.
  Я калеметь в потаенном лесу,
  Которую не найти
  Я сгнивший идол, что пьет росу,
  К которому не дойти.
  Разрушенный храм на горячих камнях,
  Тот, что подмыл родник,
  Березой черною вылез я,
  Из священной земли.
  Я страх христиан, я лесной колдун,
  И леший мне дал наказ
  Этой ночью придти в ваш дом
  И остаться у вас.
  
  Кологривский район Костромской области испокон притягивал к себе мистиков и, как снежный ком, катящийся с горы мифотворчества, обрастал легендами. Рассказано про эти места много, в том числе краеведом Владимиром Шпанченко, поэтому я не буду в очередной раз про Княжую пустынь - конечную цель всех паломников и геокешеров (про след ангела в разрушенном храме, липы, которые нужно грызть и родники, увешанные ленточками). Лично я не считаю Княжую местом силы. Чудесное, историческое, но не более. Тот, кто испытал токи, пробивающие всю твою сущность, когда стоишь на древнейших поклонных местах, не найдет в этом монастырском уголке ничего существенного для своей природы.
  Про полчища гусей, оккупирующие время от времени поля рядом с Кологривом - тоже нет смысла. Наверное, только самый не интересующийся не слышал о гусиной столице. Этот бренд усерднейшим образом закреплен за Кологривом.
  Княжая пустынь.
  Еще одно из модных мистических направлений, в котором двигаются умы неоязычников и новоявленных краеведов - в Кологриве было главное капище Велеса, и следующая за этим расшифровка названия в стиле Кологрив - имя коня Бога Велеса. Фантазии на эту тему заставляют неоязычников проделывать приличный путь для совершения обряда в лесах Кологривской земли.
  Наверное, ни одно место не обросло таким количеством сказок и легенд. Волосатые люди Андриан Евтихиев и Федор Попов - дети снежного человека! И снова неутомимые герои псевдонаучной организации по исследованию тайн "КОСМОПОИСК" кидаются в таинственные кологривские леса в поисках Йети, которому повезло обосноваться в уникальной экосистеме коренных темнохвойных лесов Кологривского заповедника. Сразу вспоминается нашумевшая
  
  история о расстреле ОМОНом отшельника по кличке Леший, мирно проживавшего в Кологривской тайге (в этом месте все дружно поругали власть).
  Княжая пустынь. Родники
  Для коллекции можно приплести таинственные часы на стене Кологривского музея, которые все боятся завести, ибо проклятие гласит, что после этого ну непременно умрешь. Есть еще коммуна творческих интеллигентов, прочно обосновавшаяся в Шаблово - деревня, где жил гениальный художник, скульптор, писатель, учитель, целитель Ефим Честняков. Творческие личности оккупировали шабловские дома, превратив их в частные музеи (занимаются графоманством и лепят свистульки). Надо сказать, свистульки лепят по всей России. Любят в России свистульки. Вообще, я заметил, что при слове РОССИЯ, РУСЬ у любого черемиса, карела, славянина, мордвина, еврея, татарина, вепса, коми-пермяка... взгляд делается задумчиво-серьезным и одновременно гордым, хотя никто не знает, откуда взялось это СЛОВО.И еще, если спросить у любого черемиса, карела, славянина, мордвина, еврея, татарина, вепса, коми-пермяка: "Кто ты по национальности"? Он гордо, и не задумываясь, ответит: "Рррррусский"! Но при этом он не сможет объяснить: почему все рррруские такие разные?
  Вход в Зеленый храм
  Так же со времен подмены религий каждая колдунья уверена, что сила ей дана ни кем иным, как Иисусом, и показывая фокусы за умеренную плату, она творит божью волю.
  
  Сделаю коротенькое отступление по этому поводу, поскольку сразу припоминается один случай, произошедший со мной. Как-то я пришел понаблюдать за работой бабы Маши, 90-летней колдуньи и ясновидящей из г. Нерехта Костромской области. Она как раз при помощи магии с острыми предметами помогала мужику найти работу. Закончив манипуляции и забрав денежки, она проводила клиентов и уселась напротив меня: "Как дела?" Нормально, отвечаю. Я уже бывал у нее, но старушка так и не смогла меня запомнить и поэтому справлялась, что мне нужно. Я сказал, что ничего не нужно, а забежал проведать и принес цыпленка. Дело было на пасху. "А я все равно тебя "посмотрю" - сказала баба Маша, и не смотря на мои возражения, уставилась в меня тусклыми глазами. Постепенно улыбка сползла с ее лица и превратилась в печать ужаса. "Ты темный! Ты танцуешь с чертями! Зачем пожаловал ко мне в наш светлый праздник?! Забери, что принес! Отдайте ему, что он принес! Делаешь (на жаргоне колдунов - совершение магических обрядов) - делай, но зачем ко мне приходить?! Я светлая! Я лечила сына попа, и священник меня благословил! Правда, потом поп умер... уходи!" Я забрал цыпленка и ушел, вареная цыпа оказалась очень вкусной. Мы с женой кушали белое мясо под сырным соусом и вспоминали бабу Машу. Обида постепенно ушла. Это отступление я сделал к тому, что у современного русского человека любого рода деятельности все понимается через призму православия. Поскольку иного понимания вещей у него просто нет. Иная природа вещей - это "бесы".
  
  Прошу прощения, что я мало рассказал о неканонизированном святом Честнякове. Наверное, те, кто достают землю из его могилы в Илешево, разводят в воде, пьют, носят у больного места... тоже уверены, что они совсем не некромагией занимаются.
  О тех же "церковных" ценностях думала и колдунья бабка Варя бог (Варвара Александровна Кудрявцева), когда отыскала в лесу у деревни Вонюх (где она жила) сильнейшее по энергетике место, которое сейчас так и называется "Зеленый храм". Если бы во время нашего посещения мольбища там можно было покамлать и понять, откуда идут столь сильные потоки энергии!.. Но, к сожалению, мы были не одни. Посреди полянки огромный крест, на пне икона.
  
  Что заставляет людей молиться не в церкви, а в лесу, поклоняться огромному дереву посреди священной поляны? Кому можно молиться в лесу, когда кроме христианских святых, никого не знаешь? Сила осталась, а информации уже нет. Вот почему, когда люди, попавшие в беду, встречают таинственного путника, который волшебством выручает их из этой самой беды, они однозначно решают, что это Николай Чудотворец (при жизни гонитель язычников)... ведь похож же!!! Икону-то видели!
  Зеленый храм
  Говорят, богослужения на поляне иногда вел сам Ефим Честняков, но в основном его правая рука - Бабка Варя (женщина-шаман... женщина-священник). Варвара и Ефим подпитывались там той самой силой, что помогала им исцелять людей. Народу на лесное мольбище приходило предостаточно. Бабку Варю любили дети. Это они дали ей прозвище бог и еще кротиха, потому что она "укрощала" неспокойных детей и выводила болезненную щетину на их спинках (тут все снова вспомнили йети). Детишки шумной толпой бежали за ней каждый раз, когда она ходила на священный источник за водой, прозванный в последствии Варварин ключ.
  "Зеленый храм" был разрушен злыми людьми. Бабка Варя и ее ученики собрали иконки, которые в большом количестве валялись на земле после разорения мольбища, и пустили их по реке Унже, как бы принося жертву Богине воды.
  Способен ли Кологрив свести с ума? Думаю да. Достаточно вспомнить всех этих странных людей, помешанных на всевозможных учениях, проходящих босиком по нескольку километров, всех этих свистульколепщиков. Вспомнить бывшего иванОвца, ныне известного затворника Леонида из того же Илешево, который много лет сидит в маленьком вонючем сарайчике и вообще никуда не выходит из-за того, что (как говорят местные) попы чем-то не угодили его фанатично верующей душе. Сидит и с каждым годом обрастает новыми легендами, как и сама гусиная столица со всеми этими йети, разрытыми могилами, лесами, гусями, свистульками и конем Велеса, беззаботно пасущимся на безбрежных просторах зеленого океана далекой сумасшедшей земли.
  
  
  9
  
  СУСАНИНСКИЙ СЛЕДОВИК.
  
  Тот, кого встретишь на перекрестке,
  Оставил на камне след.
  
  От села Андреевское Сусанинского района Костромской области дойти (или проехать, если Вы на тракторе) до деревни Быстрово, потом через поле в лес. По лесной дороге до развилки - забираете левее и еще метров двести прямо в сторону реки Андобы. Там направо отходит дорога, а еще правее траншея - преграда для лесного пожара. По ней метров сто. Слева начнется молодой березняк, переходящий в ельник. Там неподалеку в ельнике и лежит Сусанинский следовик. Рядом метрах в двадцати еще есть камни в виде плит, но они пустые.
  
  А вот следовик многие мечтают найти. Говорят, даже один староверский священник - не пойму, зачем староверу камень, не иначе решил стать отшельником и "втыкать" в мегалит длинными отшельническими вечерами в лучших традициях Серафима Саровского. А все почему?! Да просто камень тот шикарен! Многие верующие "загоняются" на валуны с отпечатком человеческой ноги, считая, что это Богородица ступила, ставят на них часовни, обрисовывают след краской. А тут на твердой породе - лапка, отпечаток копытца, след ребенка, след ноги покрупнее (как будто Великий лесной Бог-оборотень, хозяин перекрестков оставил следы всех своих ипостасей в твердой гранитной глыбе).
  
  На камне есть еще пара своеобразных углублений, ложбинка (если пускать по ней воду, она становится целебной) и площадка для свечей. Ну, площадку с ложбинкой можно вырубить, ведь выбили же местные мужики надпись: "Здесь был...". Но как получились углубления в виде следов?! Сакральный валун действительно намолен, если взобраться на него чувствуешь покалывание во всем теле. А рядом с ним наоборот - спокойствие и гармонию. Под овальным мегалитом небольшая яма - неужели снова безумные кладоискатели? Скорее всего, ведь объект был весьма почитаем и посещаем. Религиозные женщины ходили поклониться, сделать подношения (хлебушек, яичко). Народная вера - ну разве это не удивительно?! Разве не трогательно?! Можно ли осуждать такую тонкую, интимную веру в мир чудес? Современный городской житель не знает, каково было женщине на селе?! Скотина, все хозяйство, дети... А сколько мужиков пьющих - им-то что! Сколько любят побуянить, покачать права.
  
  Тяжело. Но сходит бедная женщина к камушку, принесет хлебушек, и маленький огонек надежды на лучшую жизнь (на то, что Ванька пить бросит, на то, что помогать начнет) затеплится в ее простой русской душе. Без проводника камень найти нелегко. В первый раз нас вел житель села Андреевское. Да и то нашел не сразу. Помню, как в тот зимний день мы все не могли разжечь костер, чтобы согреться, пока проводник обходил ельник. Информацию о камне добыл краевед-мерянист Андрей Малышев, он же договорился с проводником, за что ему большое спасибо.
  Андрей придерживался и придерживается теории, что племя Меря, некогда населявшее территории Костромской, Ярославской и Ивановской областей никуда не исчезло. Что современные жители этих территорий и есть по большей части представители этого финно-угорского племени. Довольно смело во время повального увлечения славянофильством и т.н. родноверием, когда любой мордвин слепо верит, что он славяно-арий (потомок давным-давно прилетевших на Землю в своих НЛО белых людей).
  Сусанинский следовик
  Настоящая природная вера с молитвами у камней и источников имеет мало общего с неоязыческими обрядами, когда одетые в древние рубахи (даже зимой) молодые люди вскидывают руку от сердца к солнцу перед вырезанными из дерева кумирами в пламени костра. Настоящее язычество менее пафосно и более интимно. Но у каждого свой путь, и это нормально. А если кому-то покажется, что я снова написал что-то не то, идите на х-й восемь раз. И пусть в дорогу вас благословит сын плотника, странствующий философ Иешуа. Ведь он тоже молился на камне, чтобы пи-дец прошел мимо. Но видно камень тот был без следа...
  Следы на камне
  
  
  10
  
  МЕСТО СИЛЫ 12 КЛЮЧЕЙ. ХРАМ БОГИНИ ВОД.
  
  Реки, что текут из рук твоих, Утоляют нашу жажду...
  
  Блуждающие огни, тайна бездонного разлома, священные воды Йомалы... Об удивительных местах, в которых находится деревня Большие Рымы, мне неоднократно рассказывал мой друг из Макарьева Николай Колесов.
  Место сие славится целым набором чудес и легенд. Оказались мы там в канун праздника Крещение, совершенной случайно очутившись в доме, как позже выяснилось, тети Николая Петровича. Надежда Николаевна добрейшая женщина поведала нам об удивительной силе источников (см. видео), и мы вдохновленные отправились на место силы. До сумерек оставалось пара часов. Приближаясь к лесу, мы стали понимать, что здорово "влипли". Снег становился все глубже, и колеса нашей "Шкоды" начинали вязнуть. Мы поняли, что стоит сбавить обороты, и мы уже не выберемся - места для разворота не было.
  
  Проехав некоторое расстояние, мы "благополучно" увязли в снегу. Стало не весело. Не успела Клара отправилась за помощью, как на дорогу выехал огромный грязный "Кировец"! Это местные власти в канун Крещения решили почистить дорогу на ключи. О, чудо! Нас вытолкали, и мужики с "Кировца" сказали, чтобы теперь мы ехали за ними, и мы сделали эту глупость. Ведь даже Кировцу не под силу за один раз расчистить дорогу в непролазных чудских снегах. Махина скрылась в лесу, а мы остановились перед очередной снежной преградой. Дальше бесполезно. Стали расчищать площадку для разворота.
  Над лесом сгустились сумерки. Мужиков на Кировце не было часа два. И вот вдали раздался знакомый гул сделанного в СССР мотора. Снова благодаря замечательным мужикам мы смогли развернуться и поехали назад в Рымы. Решенье было такое, чтобы ночью нас не съел шатун, найти в ближайшем населенном пункте гостиницу,переночевать, а наутро вернуться к источникам. И вот еще одно приятное крещенское чудо! Надежда Николаевна сказала, что прямо здесь в Рымах открылась турбаза. Снова удача! Хозяйка базы "Отдых в деревне" - очаровательная Ирина, узнав, что мы краеведы, накормила нас до чувства полного насыщения и почти ничего не взяла за пансион. Попев языческих песен (нашлась советская гитара с отличным звучанием, настроенная музыкантами из Лесоповала - недавними гостями Ирины) мы уснули.
  
  Утром, счастливые мы отправились в путь. Проходя мимо первого дома, заметили Надежду Николаевну, которая молилась на восток. Таинственным голосом она рассказала о бездонном отверстии в полом кургане, странных пятнах, вымываемых оттуда, блуждающих огоньках и прочей Рымской мистике. Но, сами знаете, пока не покамлаю, не поверю. На ключи шли в веселом волнении - подтвердятся ли слухи о месте силы, в котором бухает местная молодежь, и голосят на праздники попы. Пошли пешком километра три по чудесному сосново-можжевеловому лесу. Лес - это концентрация жизни и сама жизнь. Это проявление природной и Божественной силы. Это храм Бога. Это дом для множества существ. Некоторых ты можешь увидеть, некоторых нет. Невидимые существа - это духи.
  Приходя в лес человек, получает благословение, спокойствие жизненную энергию. Но при этом оказывайте уважение лесному Богу и лесным духам. Приносите им свою любовь и дары. И получите благословение и любовь, и жизненную энергию, и духов помощников. Накануне вечером на базе отдыха, листая книгу про природу, Клара удостоверилась, что у нас в Архангельске можжевельник называют вересом, что он очень полезен, и по пути бойко про это рассуждала. Вдали замаячила часовня. Как повелось с недавнего времени на Руси - родник без часовни, что человек без орудия казни на шее. Впрочем, говорят, в Римской империи распинали вовсе не на кресте, а на букве Т. Зашли в часовню, в которой просто нечем дышать. В полуобморочном состоянии выползли, сделав несколько фоток. Дверь в сей домик была открыта, но воздух в темном помещении все равно невыносим, видимо от пропитки антипиренами, что, впрочем, и спасло культовое сооруженьице от пожара. После на фотографиях мы увидели обгоревшую стену. Осторожнее надо со свечами-то! Спуск к родникам был приемлемый. Клара сразу кинулась считать количество ключей, которое по легенде должно быть равно количеству апостолов, 12 (-Иуда +Павел). Либо числу месяцев в году. Короче неважно. Энергетика места действительно потрясающая. Энергетика воды тоже - чистая прозрачная она, как будто проникает внутрь тебя, наполняя тело и душу светом и здоровьем. Вода - одна из четырех стихий, без которой жизнь на Земле была бы невозможна! Используйте ее для здоровья! Не нужно бояться искупаться в холодном источнике, не нужно прятаться от дождя.
  
  Напротив, чтобы почувствовать стихию воздуха, воды и земли одновременно, выйдите на природу во время дождя. Не берите с собой зонт. Встаньте босыми ногами на землю, подними руки к небу и произнесите: "Во имя Природы, во имя Добра, благослови меня, ветер. Во имя Природы, во имя Добра, благослови меня, дождь. Во имя Природы, во имя Добра, благослови меня, Мать Земля" Ветер наполнит вас свежестью, дождь очистит, Мать Земля даст вам силу. А если это будет грибной дождь, вы получите еще и солярную энергию. Новые силы придут к вам, тяжесть уйдет, и вы обновитесь для дальнейшей жизни. То же и от родников.
  Двенадцать ключей
  
  Итак, мы наполнились энергией источников, вознесли молитву Богине вод Йомале и отсняли материал. Правда, видео немного попортил какой-то плазмоид, плавающий вокруг меня. Клара настояла на камлании, и, взяв в руки бубен, почти сразу я увидел две джонки на реке, жерди на высоком берегу, а в районе купальни высокий идол мужского Божества. Может, воображение, а может, в этом месте находился вовсе не храм, как считают местные, и не скит, а более древнее культовое сооружение. Уходить не хотелось, но нужно было ехать в Макарьев. Назад шли под ритм бубна, совсем отдохнувшие и зарядившиеся. Пройдя совсем немного по знакомой дороге, мы вышли к первому указателю. Вдали увидели черный Лух и Рымы. То ли от бубна впали в легкий транс, то ли участок дороги просто выпал самым волшебным образом, и мы переместились в пространстве. Какие еще сюрпризы приготовит нам деревня Рымы, ведь в плане обследование полого кургана, поиск страшного Унжлага и капища из камней. Так что скоро мы снова нагрянем в гости к хозяйке турбазы Ирине и фантастической Надежде Николаевне, которая расскажет нам истории о блуждающих огнях в таинственном чудском крае нашей необъятной земли. Веди нас Йомала, открой нам свои тайны и научи любить свою Родину.
  
  
  12
  
  
  КАМНИ В ПОСЕЛКЕ ОСТРОВСКОЕ.
  
  Это то, что будет всегда с тобой,
  это то, что тебя ведет.
  
  Что за духовный порыв испытывал монах, украсивший огромные каменные плиты святилища ликами новой веры, не ведомо. Но ясно, что порыв был сильный, ибо создать такое не каждому по плечу. Хотел ли он через это себя увековечить, мы тоже не знаем, но у инока сие явно получилось, хоть нам, увы, и неизвестно его имя. Очевидно, что огромные камни лежали некогда в одном месте, но их постоянно перетаскивали. В результате мы имеем один камень в овраге, один на склоне и группу камней во дворе частного дома.
  Если въехать в Островское по аллее и повернуть налево, а затем у разрушенной башни еще раз налево через мостик в частный сектор, то по левую руку во дворе одного из домов можно увидеть большие гранитные глыбы.
  С позиции зрелищности эта группа камней наиболее привлекательна. Две гранитные глыбы длиной около двух метров и высотой около метра. На одном выбита Богородица в полный рост, держащая в руках веточку. На второй Иисус и цитаты из христианских писаний. К ним прислонена небольшая плоская плита с ликом Иисуса.
  ***
  Привожу разговор с хозяином камней, чье имя мы не называем:
  -Можно еще раз про язычников, которые приезжают?
  -Они не очень-то рассказывают про себя.
  -А кто вообще приезжает смотреть?
  -Из Ростова на Дону, из Питера, из Москвы... Ученый один приезжал - диссертацию по язычникам писал. Камер наставил! Как он объяснил, тут они еще до христианства поклонялись таким валунам и
  
  у них были какие-то Боги. Не знаю, какие там... Вот они ездили на Синь-камень в Переславле Залесском, оттуда потом сюда приехали. Ну, вот это камень 19 века (показывает на ромбовидную плоскую плиту с изображением Иисуса). Его отец нашел в восьмидесятом году. Деревню перепахали, он ЗиЛ 130 нанял и перевез.
  А вот эти камни семнадцатого века.
  -Они лежали группой?
  -Я не знаю, как они лежали, это было в 1888-м году, их оттуда взяли и сюда перекатили по бревнам. Это в позапрошлом веке было. Катил мой пра-пра-прадед.
  -То есть с Займища перекатили сюда?
  -Да... лошадьми. Отец застал еще тех людей, которые, когда были детьми, видели, как их катили. Здесь во дворе 29-го дома стояла каменная церквушка, к ней и перетащили камни. Ее в первую мировую... Мой пра-пра-прадед был церковным настоятелем, вот он и нанял все это... перекатили, поставили ему сюда. Когда их привезли, выбили дату. Июля 20 дня 1888-го. Видите - это более поздняя надпись. Длина Богородицы 2,5 метра. Изготовлены они в смутное время, когда гнали поляков. Начало 17-го века. Романовы тут прятались.
  Камень в овраге
  
  
  ***
  Хозяин камней никому не препятствует, представляя каждому возможность осмотреть памятник истории и культуры.
  С позиции эзотерики наиболее интересен валун крестовик (перстовик) в овраге. Если у старой башни не поворачивать налево, а проехать прямо по насыпной песчаной дороге за поселок, упираешься в поворот. Налево - частный сектор, а прямо поле. Если пройти по нему метров двести в сторону реки Мера, упираешься в овраг. Слева от проезда через этот неглубокий овраг и лежит камень.
  Вспоминается, как мы вчетвером (я, Клара, Андрей Малышев и его верная Оля) - две пары безумных искателей сакральных объектов метались по берегам Меры до полного нашего изнеможения в поисках "Крестовика". Мы не знали, что камень лежит в поросшем кустами овраге, в двухстах метрах от дороги. Когда мы проходили через этот овраг, я почувствовал прилив энергий и стал читать молитвы Хозяину. Все веселились, но никто не понял, что этот овраг и есть то самое место. Посему мы благополучно пересекли его, потом прошли через поле и спустились к реке с мерянским названием. Мы рыскали несколько часов.
  Потом, попрощавшись с живописными берегами, я достал бубен и восславил Велеса еще раз. Мы совершенно уставшие и удрученные шли назад. Когда проходили через овраг в обратном направлении, раздался дикий возглас Андрея Малышева: "Так вот же он!" Мы увидели валун со странными дырочками и выбитым крестом. Итак, нам повезло. Самые счастливые мгновения для сакральных краеведов, когда ты находишь то, что искал. Наверное, мы самая азартная порода людей. Неведомая таинственная цель заставляет нас блуждать по лесам, спускаться в глубокие овраги и из последних сил карабкаться наверх, переходить реки по упавшим, подгрызенным бобрами деревьям, проваливаться в болота. Мы просто не можем отказаться от поисков. И если не выходим на объект, испытываем ужасное чувство неудовлетворенности.
  
  Я думаю, что все камни с граффити, что лежат в трех местах поселка Островское, были некогда сосредоточены именно в этом неглубоком овраге, ибо известные ощущения испытываешь только там. Когда приходишь к "Крестовику", видно, что люди его посещают - примята трава, подношения. Приходят именно помолиться. Камни же, которые перетащили во двор, как и тот (с изображением Сергия Радонежского), что лежит на живописном склоне -энергетически пусты, хотя и представляют из себя достаточно интересный с исторической точки зрения объект двоеверия.
  
  Всем, кто хочет прикоснуться к древним тайнам, рекомендую посетить камни в поселке Островское. А так же черную березу под Макарьевым (место силы Потоки), волшебный жернов в деревне Вогниково Нерехтского района, камень с часовней и природным изображением Георгия Победоносца в деревне Веняиха близь Волгореченска, что спас имущество жителей от пожара, огромную трехсотлетнюю сосну у деревни Карадихино что в Вохомском районе. Именно там расположены населенные пункты с чудными названиями - "РАЙ", "ЕРУСАЛИМ". Возможно, вы даже откроете что-нибудь, до селе неизвестное, какое-нибудь древнее таинственное место. И тогда вы поймете - рай вам не нужен. Вы уже в раю.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"