Старик Гунс : другие произведения.

Истории о Ване Туне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я вырос в уверенности, что Ваня Тун - персонаж фольклорный, как Фома неверующий, Макар с телятами, или ещё какой обобщённый образ. Оказалось, что это совсем не так.

   - Кто я! Вани Туна сын! - Эту фразу я слышал в детстве. Мама произносила её довольно часто, и всегда в ироничном ключе. Я вырос в уверенности, что Ваня Тун - персонаж фольклорный, как Фома неверующий, Макар с телятами, или ещё какой обобщённый образ. Оказалось, что это совсем не так.
  Однажды, когда мне было уже под сорок мы ездили на похороны. Умер двоюродный брат отца. Тоже Виктор, тоже Шамаев. Меня это не удивило. Пол деревни - Шамаевы. Семьи у всех большие, у моего деда Ивана, к примеру, четверо детей было, тут уникальных имен на всех двоюродных-троюродных не напридумываешься. Какое по святцам подходит такое и давали. И бегали по деревне ватаги полных тёзок. Ничего интересного.
  Заинтересовало меня другое: как удавалось понять, про какого из Витек, или Генок Шамаевых идёт речь. Не по отчествам же ребятишек различали, тем более что и они, вероятно, не всегда могли выручить. Об этом я отца и спросил.
  Ответ поразил.
  - У всех в деревне были прозвища. Нас в деревне называли тунушкины.
  - ?! Почему тунушкины?
  - Потому, что маму нашу звали Тунушка.
  Снова загадка. Бабушку я в живых не застал, но точно знаю, что её звали Таисия. В девичества Капелькина. Не похоже, чтобы прозвище произошло от имени-фамилии. Естественно я пристал с вопросом.
  - А почему Тунушка?
  - Потому что её брата звали Тун, а её, значит, Тунушка.
  Вот он, Ваня Тун. Нашелся! Не дед, конечно, тем не менее вполне реальный предок. И не очень далёкий. Можно сказать двоюродный дед! Страшно захотелось узнать, кем он был, почему моя мать, с ним не знакомая, так часто его поминала? Что легендарного было в нём? К счастью, мой отец не сильно разомлел после поминок, и мне удалось выудить кусок истории.
  
  --//--
  
  Семья Капелькиных держала в деревне Юшково магазин. Их каменный дом до сих пор стоит посередине деревни. Магазин в этом здании просуществовал все годы советской власти. Были так же амбар, конюшня, лошади рабочие и жеребец для выездов, телеги, сани. Ну и всякого малого барахла в достатке. Со всем этим хозяйством управлялся Ваня Тун. Но знаменит он не этим. Ваня Тун знаменит был своей силой. Неимоверной физической силы был человек.
  За товаром Ваня Тун ездил в на Волгу, в Кокшайск(56 км. от Йошкар-Олы - прим. А.Ш.). Один. На пяти телегах. Пяти лошадях . Без помощников. В те годы такое путешествие занимало два дня. Два дня туда, два дня обратно. Один. По лесу. В Кокшайск вёз с собой деньги, возвращался с товаром на телегах. Зимой на санях. По дороге ночевал на Таире. (40 км от Й-Олы - прим. А.Ш.) Давал там отдохнуть лошадям.
  Однажды зимой шел Ваня Тун с обозом, а навстречу свадьба. Молодёжь на легких саночках, целый кортеж. Колея в сугробах одна, как разъехаться? Парни из саночек кричат, чтоб убирал Ваня с дороги свой обоз. Ваня Тун им в ответ говорит, мол, гружёные сани, лошадки их из рыхлого снега потом не вытянут. А парни парами винными распалились, слушать не хотят. Взял тогда Ваня Тун и уронил переднюю лошадь в сугроб. Схватил за хвост, и повалил! Вместе с саночками в сугроб закинул и с седоками, которые выпрыгнуть не успели! Тут дошло до парней, что не шутит мужик. Пришлось им съезжать в рыхлый снег, уступать Ване Туну дорогу.
  Другой случай был на престольный праздник. Шел Ваня Тун из церкви, а на улице парни деревенские дерутся. Лупят друг дружку почём зря. Рубахи порваны, картузы по земле валяются. Остановился Ваня, собрал все картузы в руку. Парни дерутся, не до картузов им. Подошёл тогда Ваня к ближайшему дому, поднял один угол за нижний венец, и все картузы под этот венец и подсунул. "Вот, - говорит, - заняться вам нечем было, теперь мудохайтесь."
  В период коллективизации всё имущество Вани Туна отобрали в колхоз. Через три дня после этого колхозные заводилы поехали в город. На выездном жеребце Вани Туна. Вернулись пьяные, с песнями, жеребец весь пене, загнали, значит жеребца. Увидев это, Ваня Тун ничего не сказал, закинул на плечо швейную машинку и ушёл из деревни. Он ходил по марийским деревням, шил зипуны, пару раз заходил в Юшково, приносил подарки. А потом пропал.
  
  --//--
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"