Фантомные дали...другого берега
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Повесть о сложной судьбе человека захватывающая временной период прошлого века и начало века нынешнего. История смешная и грустная, как и вся наша ЖИЗНЬ.
|
ВИКТОР ШАЛАЕВ
Фантомные дали ... другого берега
(почти жестокая повесть)
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Уважаемый читатель....
Не надо читать эту повесть, если вы обожаете детективные романы со стрельбой, и лужами крови. Хотя кровь здесь будет и без стрельбы....
Главное действующее лицо этой повести, гроза бессонных ночей, блуждающий нерв ВАГУС, не дающий забыть о запрятанных в подсознание болях, и не позволяющий лгать даже самому себе.
Когда, ночью, он выходит на свой телесный и душевный дозор все фантомы, все ушедшие в прошлое реалии обретают сегодняшнюю муку.... А объект его ночного дозора, маленький человек лежащий в больничной кровати посреди другой страны... то есть ОН .
Но повесть эта вовсе не про больницу... а, впрочем....
Если Вы, читатель, человек смелый....ЧИТАЙТЕ ЭТУ КНИГУ !!!
-----------------------------------------------
"Он приходит ко мне почти каждую ночь. Почему? Наверно, так нужно... Он абсолютно зелёный. Вглядывается своими огромными глазами, шевелит своими жевалами, словно что-то хочет сказать мне, но не может. Не может, потому что он из другого мира, который находится рядом с нами, и очень-очень далеко.... Но мне, почему-то, важно, чтобы он ко мне приходил.... Надеюсь, после того как вы прочитаете эту повесть, вы поймёте почему..."
НОЧЬ
Ночь выдалась мягкой, тягучей....Всё нутро было наполнено десятидневными отложениями в атрофированном от антибиотиков кишечнике, оно давило на пространство , где по словам патологоанатомов располагается сердце, надувало здоровые руки и правую ногу, еще пока оставленную для хозяйственных надобностей, а обрубок, культю делало неприкасаемой!
А начало всех сегодняшних событий было за той чертой, которая отделяла здорового человека, пришедшего на пустяковую операцию, от инвалида, с ногой, оттяпанной выше коленного сустава.
Вначале сделали ангеографию - это когда кровь окрашивают определённым составом йода и смотрят на компьютерных мониторах её распределение по сосудам.
Этой процедуре предшествовала очистительная клизма. Кишечник пришлось чистить дважды, так как в первый день очередь на компьютерную диагностику не подошла.
Затем три дня ожидания с добровольно - принудительным заталкиванием в рот "деликатесов" больничной кухни, и снова журчащая под напором вода в кишечнике, вымывающая остатки переработанной и не переработанной пищи прямо перед операцией.
Первые боли в лодыжке левой ноги Григорий ощутил месяца три назад. После консультаций у сосудистого хирурга выяснилось, что пульсации подвздошной артерии практически нет, в области ступни она так же отсутствует, поэтому рано или поздно операцию по замене сосудов нужно делать. "Лучше раньше, чем позже, - думал он, - тем более, что бросать курить не собираюсь, и с диабетом, пожалуй, уже не расстаться".
Итак, решение принято. Нянечки и медсёстры забросили его на каталку и вывезли из палаты почему-то ногами вперёд.
"Надо же, как покойника", - подумал он, но тут же отогнал эту мысль.... Его везли к подъёмнику, чтобы поднять на третий этаж, где располагалась операционная, и... опять ввезли в лифт... ногами вперёд.
Он ощутил разряд неприятного предчувствия, и припомнилось, как спрашивал молоденькую медсестру, которая ставила ему капельницу, правильно ли делает, решившись не на терапевтическое лечение, а на радикальную операцию, словно просил у нее поддержки. А та, выдержав паузу, как-то очень значимо произнесла : "Ох, не знаю! Не знаю..."
В тот раз он тоже ощутил в душе разряд тревожного предчувствия, но задавил его своим отчаянным "Прорвёмся"!
А главное, по слухам, проверенным и не проверенным, подобные операции эти замечательные молодые врачи просто , как орешки, "щёлкали". Никаких нареканий, никаких сбоев.
ОПЕРАЦИЯ
И вот непосредственная подготовка к операции. Укол в позвоночник, выход напрямую в подключичную вену, введение морфия в позвоночный столб.
Странно, но ему почему-то стало отчаянно весело. Он уже видел себя без устали преодолевающим горные склоны, поросшие сосняком. Представлял, как ниже, не в силах догнать его омоложенные ноги, кряхтят более молодые друзья.
Была и ещё одна причина для согласия на операцию. О ней он не хотел вспоминать даже на столе...
Лечащего врача он, краснея и сбиваясь с тона, спросил, а не сможет ли усилить более обильный кровоток подвздошной артерии его... эрекцию.
Дело в том, что уже лет пять его сексуальные фантазии, всегда ранее вызывающие активное наполнение мужской плоти, стали бессильны, и укрепляли в нём чувство ранней неполноценности. Он стал похож на героя фильма "Развод по - итальянски" господина Фефе, объяснявшего доктору - "Желание-то у меня есть..."
Эта новая роль ему не совсем нравилась, вернее, совсем не нравилась. Поэтому он, в тайне от жены и друзей искал разнообразные возможности побудить к действию свою увядающую плоть.
Эта операция могла стать тем самым волшебным "сезамом", который, хоть и ненадолго, мог приоткрыть дверь в ту далёкую юношескую пору, когда желания совпадали с возможностями.
Наивно? Ну, конечно же, наивно. Но ему даже верилось в то, что изменения кровотока каким-то необъяснимым образом могут повлиять и на функцию поджелудочной железы, даже избавят от диабета.
В общем, ему очень хотелось верить в чудеса! Доктор же эту веру не стал разрушать, деликатно пробормотав, что-то вроде: "Ну чего не бывает.... Всё может быть... может быть.. может быть...."
Наверно, и он не любил разрушать веру в сказки даже у взрослых людей, полагая, что эта вера может их сделать капельку счастливее.
НАЗАД! В АЗИЮ!
Сознание расслаивалось. Григорий смутно понимал, что с ним что-то делают.
Доктор - хирург задавал вопросы о чувствительности каких-то участков тела. Он что-то отвечал, стараясь казаться этаким отчаянным смельчаком, которому не страшны ни пропасти, ни вершины.
Потом исчезло время, или... он перестал его контролировать. Оно сначала как бы застыло, потом вдруг понеслось с отчаянной быстротой.
Замелькали люди в белых халатах, они образовали какой-то странный хоровод, который, то вращался, сворачиваясь, то рассыпался на отдельные составляющие. Это происходило не беззвучно, а со странным соединением одновременно произносимых слов сразу всеми, с каким-то резонансным эхом , совершенно не воспринимаемым сознанием.
Лицо одного существа, одетого во всё белое, медленно стало разворачиваться в его сторону, и он удивился, увидев на огромной, несоразмерной человеку щеке, рыжую, растущую клочками шерсть, затем странное ухо.
Потом фигура стала вырастать в размерах, белый халат покрыли продольные красно-зелёные полосы, затем, (он уже осознал, что это был узбекский халат) через распахнутые его цветастые края вывалился огромный, тоже поросший шерстью живот, затем голенастые, с мозолями на коленях ноги... Стало понятно, что на него смотрит верблюд!
Тот самый верблюд, который жевал трусы ведущего актёра Самаркандского театра, председателя профкома Евгения Шлейкина!
В трусах были зашиты 1200 рублей для того, чтобы купить хорошие ковры в дальних уголках среднеазиатских республик, где гастролировал каждое лето русский драматический театр.
Деньги для того времени были бешенные!
Это было жаркое лето 1971 года.
Союзный рубль, ходивший в сцепившихся в "братских объятиях" союзных республиках, давал почти пятьдесят процентов форы безнадёжно отставшему американскому доллару.
И неважно, что за границей он был никому не интересен! Зато рубль был интересен здесь, в счастливой Стране Советов, где каждый обладатель определённого их количества, готов был отстаивать обладание, поставив на кон.... даже жизнь! Так было и в этот раз...
...Мужики - актёры в свободное время поехали купаться на солёное озеро .Оно было в километрах трёх от кишлака, где игралась французская пьеса " Шер ше ля фам" для... местного населения совершенно не понимающего русского языка.
Но.... Надо так надо! Актёры играли, потому что знали: дирекции надо отчитаться по обслуживанию зрителя.
Зрители смотрели сосредоточенно и молча, потому что тоже понимали, что это кому-то ТАМ надо... Может быть даже самому большому раису - начальнику!
А большой раис, это на-а-много больше, чем маленький раис, которого на востоке, тоже надо уважать!
Это даже не средний раис, которого надо ублажать, совать в рот плов и рахат-лукум, давать запивать жирное мясо коньяком, разливаемым из красивого заварочного чайника в такие же красивые пиалы.
И не потому, что из бутылки неудобно, или рюмок нет, а дабы АЛЛАХ думал, что правоверные мусульмане чай пьют, а не совершают грех, осуждаемый, запрещаемый шариатом.
Большой раис для узбека, таджика, туркмена, это... это такой человек, такой человек..., которого даже мысленно... даже мысленно на нехорошее русское слово послать нельзя!
А для маленького человека, живущего в глубинных районах средней Азии вокруг одни большие.
Как костюм надел, живот распустил, любой значок нацепил да папку с тремя бумажками под правую руку вложил - вот ты для дехканина и РАИС! Вот и будет он, дехканин, твой милостивый взгляд ловить. И не то, что на русском, на эфиопском готов смотреть, привозимую творческими коллективами театральную чушь.
Когда актёры поняли, что местный контингент не знает русского языка, они, выступавшие на открытой площадке, среди верблюжьих колючек и саманных построек, совершенно перестали произносить оригинальный текст пьесы, а начали рассказывать друг другу пошлые анекдоты.
Иногда они, для вида передвигаясь по сцене и, словно издеваясь над зрителями, делали нелепые прыжки, сами над собой покатываясь со смеху.
Как ни удивительно, но это возымело странное и эффективное действие.
После рассказанного анекдота смех артистов вызывал... гомерический хохот зрителей!
Но, участники спектакля точно знали, что в зале не понимают их речь, и терялись от этой реакции. Потом привыкли, стали гаерничать, заливаясь хохотом уже без всякой причины, просто из хулиганства.
Спектакль прошёл, можно сказать, великолепно!
Этим абсурдом, который и присниться не мог Бекету и Ионеско, остались довольны и актёры, и зрители! Потом был вечерний плов с чайником и пиалушками....
ГОЛОДНЫЙ ВЕРБЛЮД
А сейчас было озеро, палящее солнце, несколько верблюдов, метрах в двухстах, гордо озирающих пустынное пространство. Всем захотелось почувствовать себя дикими, сорвать "оковы цивилизации".
Подчиняясь нахлынувшему чувству, артисты сбросили с себя одежду и предстали перед Всевышним и природой в той естественной наготе, в какой видело человека это солнце тысячелетия назад.
По-мальчишески, с визгом и криками они ворвались в прохладные воды озера.
Оно оказалось совсем не глубоким, и нагие артисты уходили всё дальше и дальше от берега, обдавая друг друга брызгами, в которых вспыхивала и гасла радуга-дуга. Беззаботная игра остановила счет времени и, казалось, могла длиться бесконечно, если бы не истошный крик одного из купающихся:
- Женька! Верблюд!!! Смотри, твои трусы жуёт!
Все замерли и повернулись в сторону берега. Над сброшенными одеждами стоял огромный одногорбый верблюд, под его мордой, как борода, свешивались полосатые Женькины трусы, часть которых уже жевалась этим кораблём пустыни.
- Сволочь! Морда азиатская! - истошно заорал Шлейкин.- Там деньги! Брось трусы! Брось! Кыш! Кыш! - Женька махал руками, точно гнал кур со двора. Потом так рванул к берегу, будто к его толстому заду приделали лодочный мотор.
Такого буруна не видели даже у Черноморских глиссеров, и, если бы по пути он не падал, мировой рекорд по скорости на воде был бы побит.
Все гурьбой бросились за Женькой.
Никто не знал, что можно сделать с этим гигантом. Если верблюд сожрёт деньги вместе с трусами, то достать их можно будет только из его желудка, что, конечно же, проблематично. Отнять у верблюда этот "деликатес" не представлялось возможным.
Верблюда окружили, стараясь не приближаться слишком близко.
И только Женька стоял перед ним, как Давид перед Голиафом, и то требовал, то умолял гиганта вернуть его необычную "сберкнижку".
"Милый,- говорил он плачущим голосом- ну что тебе стоит... отдай... они же не вкусные... они же воняют... Хочешь, я тебе вот рубашку отдам?"...- он поднял из кучи белья первую попавшуюся рубашку и протянул верблюду.
"Эй! Эй, кончай! - заорал Аброр Раджабов, единственный узбек в труппе русского театра. - Это моя рубашка! Единственная! Подарок! Мне ее жена подарила!"
Но Шлейкин ничего не слышал. Он видел только свои трусы, и в них утолщение, подтверждающее, что деньги ещё не зажёваны.
"Брось, Женя! - сказал его друг, парторг театра, красавец Виктор Бабаков.- Жизнь дороже. Он тебя затопчет. Отойди!"
"Затопчет? - как бы удивляясь, простонал Шлейкин. И вдруг истошно, фальцетом, зачем-то подпрыгнув на месте, он заорал так, что его, наверно, можно было услышать в далёком кишлаке.- За-а-ре-е-жу-у-у!"
Не знаю, чем хотел зарезать верблюда Женька, но верблюд так удивился, что перестал жевать трусы, и они вывалились , обслюнявленные, на песок пустыни.
Женька упал на колени и осторожно подполз к своему сокровищу.
Верблюд, не шевелясь, смотрел на копошащегося в песке представителя рода человеческого, пытаясь обнаружить на этом голом теле тот предмет, которым хотели его зарезать.
Женька уже поднялся на ноги, прижимая к груди трусы, и дрожащие пальцы его бегали, ощупывая перевязанные резинкой деньги.
В это время верблюд, очевидно, потерял к нему интерес.
Морда его выразила презрение, он как-то странно чавкнул, потом, как бы, хрюкнул и... лицо Женьки Шлейкина покрыла зелёная вонючая масса верблюжьей слюны, к которой он инстинктивно прижал трусы с деньгами. А выразивший своё отношение Голиаф гордо повернулся и пошел неторопливо к своим не менее гордым сородичам.
...И вот сейчас перед Григорием был тот самый верблюд. И он вот-вот плюнет...
Но верблюд не плюнул. Наоборот, он стал отворачиваться, облачаться в узбекский халат, на котором цветные полосы стали бледнеть, потом и вовсе исчезли, уступая свои цвета чисто белому. Халатов стало несколько, и Григорий услышал женские голоса: " Да не ногами... Не ногами... Головой вперёд!....( и другой женский) Да, брось-ка ты, какая к чёрту разница!"
Потом он почувствовал, что его приподнимают.
И вновь голоса: " Держи простыню, дурра... Зайди с другой стороны... Перекладываем ...Раз...два!"
Его тряхнуло, он стал осознавать, что операция кончилась, и ,скорее всего, он уже находится в так называемой палате интенсивной терапии, или в реанимации...
- Григорий Викторович! Как вы себя чувствуете? - услышал он голос хирурга и, открыв полностью глаза, увидел склонённое над ним лицо Виталия Сергеевича.
" Нормально...- почему то прохрипел он. - Ну, как там у меня?"
Усталое лицо хирурга стало улыбчивым, он твёрдо и очень убедительно сказал: " Отлично! Операция прошла хорошо. Всё будет отлично!"
Захотелось снова закрыть глаза, что он и сделал.
Через какое -то время из морфийного забытия вывел голос жены:
"Гришенька, мне сказали, что я могу тебя немного покормить..."
"Ну, вот, - подумал он. - Вот и хорошо. Через семь или десять дней можно будет вернуться в театр, продолжить репетиции! Хорошо, что хорошо кончается!"
НОЧЬ РАЗРУШЕННЫХ НАДЕЖД
Хорошо засыпать, погружаться в небытиё, когда впереди есть уверенность и надежда. Хорошо идти босиком по горячей пыльной дороге, ощущая подошвами земное тепло, впитанное от солнца! Краешком сознания мелькнула мысль : " Заглянуть бы в детство, а там, глядишь, и "сезам" отворится....
Послушное тайному желанию подсознание отшуршало страничками прошлого, и он ясно увидел родовой дом, и вновь ощутил аромат тех чудесных дней, которые зовутся поздним детством.
Детство, пронизанное ароматами воспоминаний, как бабушкина лепешка из русской печки, что оказывалась в кровати после утреннего вопля: "Ба! Лепешечку испеки!!!"
Дом был большой, летом прогревался солнечным теплом через окна, выходившие в палисадник, где цвели яркие георгины и росла черемуха, усыпанная терпкими черными ягодами, вяжущими язык и окрашивающими зубы и губы в коричневатый с зеленью цвет, да куст коринки или ирги, на которой попискивали стайки дроздов, клюющие сочные ягоды.
"Зала", как гордо именовали комнату хозяева, была большой, почти квадратной, четыре шага в ширину и пять в длину.
В левом углу висела икона с лампадой, а в центре, между окнами, смотрели внутрь комнаты фотографии странных людей в странных одеждах, совсем не таких, какие носили сейчас, все с напряженными позами и строгими, значительными лицами.
Белые полы, доски которых натирались речным песком перед каждым праздником, источали влажный аромат древесины. С другой стороны залу перекрывала беленая стена русской печки, которая занимала значительную часть дома, раскрывая свой темный зев в сторону небольшой кухни.
Печь была главной в этом доме. Топилась она дровами, которые стеной выкладывались в хозяйственном дворе.
Печь просыпалась раньше всех, вместе с бабушкой Марией Александровной, струйкой дыма потягивалась к предрассветному небу, потрескивала поленьями, вбирала в себя их тепло, чтобы потом делиться с домочадцами, дурманя запахами щей, топленого масла и подгоревшего лука.
В сенях находились двери в маленькую горницу, которая осенью пропитывалась запахами яблок, хранимыми кучами прямо на полу
. Ещё дальше - дверь в хозяйственный двор, над которым нависал сеновал, смягчающий ароматом сена запах уличного нужника и навоза.
Летней ночью на сеновале он зарывался лицом в дурман сухой травы и мечтал о сбыточном и о не сбыточном. Слушал коровьи вздохи, пересуды кур на насесте, сытое похрюкивание свиней.
Именно здесь, на сеновале, он познал самое себя, когда, дав волю полудетским фантазиям, томясь набухающей тяжестью внизу живота, мял отвердевший край плоти и, сорвавшись в конвульсии судорог, провалился в сладкую истому еще неведомого и поэтому... страшного. В ладонь толчками ворвалось горячее, влажное, липкое....
Ужас от содеянного, предчувствие смерти, какой- то непонятной неизбежности вытолкнуло его из сумрака сеновала к свету.
В утренних лучах солнца, пробивающихся сквозь засиженное мухами, затянутое паутиной оконное стекло деревенского нужника, он с тревогой рассматривал белесо - серую слизь, вырвавшуюся из его тела. Дрожащими руками сминал нарезанные на квадраты газетные листы, брезгливо вытирал ими пальцы и бросал в овальную дыру пирующим червям.
Потом его лицо, потное и измятое, обрело вдруг осмысленное выражение. Сжатые губы растянулись в улыбке, и сквозь них протяжно , хрипло, но с каким- то особенным значением, выдохнулись где-то слышанные слова : "сок жизни...мой ..ё..маё! Теперь я...ну, бля... ё...маё!".
...Сейчас он видел всё так ясно и чётко, словно это происходило наяву.
Из собачьей будки на него смотрел друг его детства, пёс по кличке Абрек. Вот пёс, позвякивая цепью, вылез наружу и, хвост его с прицепившимся репьём начал радостно вращаться, выражая любовь и преданность.
"Надо же, живой ещё... Сколько же ему лет?"- подумал он, не сомневаясь, что всё происходящее, реальность.
Повернулся к калитке, ведущей в сад, снял со штакетника проволочную петлю, которая заменяла щеколду. Калитка, открываясь, скрипнула, и он пошёл по поросшей редкой травой садовой тропинке, туда, где в конце сада находился родник, из которого набирали для питья воду.
Вода там была вкусная, проточная и вытекала из вкопанной в землю бочки. Последний раз он был в саду лет двадцать назад, когда театр гастролировал в Ярославле и у него выдались свободные дни. Тогда он так же поспешил напиться живительной влаги из родового родника.
Живой, рукотворный колодец, находился в низине. Вокруг него образовалось от обилия влаги небольшое болотце, поросшее осокой. По нему были положены дощечки, чтобы не замочить ноги. Дощечки были влажные и трухлявые, поэтому пришлось двигаться осторожно, стараясь находить надёжную опору.
И вдруг... ноги его на досках разъехались, левая нога по колено ушла в холодную вязкую слякоть, и что-то острое проникло в плоть!
Он ещё до конца не понял, что произошло, но нога уходила все глубже и глубже, утонув в холодной жиже.
От ужаса, охватившего его, он выкарабкался из сна, вернувшись в палату реанимации, в полутьму, наполненную жужжанием каких-то приборов.
Страх не проходил...
"Нога... нога... - подумал он. - Да нет, это просто приснилось..."
Тем не менее, попытался левой рукой потрогать ногу, но не получилось, там что-то мешало. Тогда, несмотря на возникшую боль в оперированном животе, он правой ногой попытался толкнуть левую. Удалось. Почувствовал прикосновение, но.... левая нога ничего не ощутила! Тогда попытался пошевелить пальцами . Они не шевелились.
" Сестра! Сестра!" - ему показалось, что он кричит, но крика не получилось.
Сразу за головой, за стенкой, был слышен девичий смех. Он знал, что там находится сестринская комната. Правой рукой стал стучать в стенку, чувствуя, что снова погружается в дремотное состояние, и похолодел от страха, что не успеет сообщить.
" Что у вас, больной?"- медсестра стояла перед ним, красивая, как ангел... Страх и неуверенность прошли.
-"У меня...вот... нога...- ему, вдруг, стало неудобно, что он ночью побеспокоил эту девушку.- Мне ...мне кажется, я её не чувствую...."
Она приподняла простыню, что-то там посмотрела и сказала: "Да нет, всё в порядке...".
" Но я не чувствую... Я не могу пошевелить...."
-"Ну, хорошо, я позову дежурного хирурга, если он сейчас свободен ...", -успокоила она его и ушла.
И вновь закрутился калейдоскоп виртуальных событий, отправляющих сознание то в раннее детство, то в театральную юность.
Почему-то мимо него друг за другом прошли педагоги Ярославского театрального училища, многих из которых он, казалось, забыл. Но сейчас помнил, мог каждого назвать по имени и отчеству. Они шли мимо него в какую-то дверь, не оборачиваясь и не говоря ни слова. И только его педагог Юрий Юрьевич Коршун, перед самой дверью повернулся к нему и погрозил пальцем.
Ему был так знаком этот жест, что он сразу почувствовал себя в чём- то виноватым, как в те ученические годы, и стал выбираться из сна. Но ничего не получалось.... Смог только услышать и узнать голос медсестры, и еще чей-то ,мужской.
" Чепуха . Ничего страшного. Никого вызывать не надо. Не вижу никакой патологии. Бредит под морфием... Можешь спать до утра."
"Это, наверно про меня", - подумал он, и ему стало спокойнее.
...Сейчас это было ромашковое поле, по которому он шел к реке. Он точно знал, что там был омут, глубокий и чистый, в который он уже нырял в далёком детстве. Тогда, в том детском сне, ему нужно было нырнуть на самое дно и прикоснуться руками к лежащему там белому камню.
Камень обладал удивительной силой, и у тех, кто прикасался к нему, желания сбывались сами собой. Тогда у него получилось. Он не сомневался, что получится и на этот раз.
Омут ничуть не изменился. Так же, как и тогда, вода была прозрачна, но если раньше сквозь прозрачные воды просвечивали далёкие контуры камня, то сейчас дно пугало мистической чернотой.
"Наверно, потому что вечер", - подумал он.
Не раздумывая, нырнул с высокого берега. Вода обожгла холодом, и он, как в детстве, когда купался, освободил свой мочевой пузырь.
Так делали все деревенские мальчишки, когда купались, чтобы не бегать за кусты.
Загребая руками, опускался всё глубже и глубже в холодные воды, стараясь разглядеть на дне камень. Это продолжалось долго, и он успел удивиться, что совсем не чувствует недостатка воздуха. И вот уже что-то белое и объёмное стало обозначаться на тёмном дне. Он напряг все силы, и потянулся руками к волшебному камню, как левую ногу скрутила... судорога.
Судорога была такой силы, что он закричал и, бешено работая руками, рванулся к поверхности.
Он буквально вылетел из сна и понял что кричит. Крик был натуральный, испуганный, как у очнувшегося от кошмара ребёнка.
В палату вошла заспанная медсестра, тревожно спросила:" Что случилось?"
" Нога... Судорога..", - ответил он и понял, что никакой боли нет!
Мало того, он вообще ничего не чувствовал, кроме тяжести с левой стороны. Холодная мраморная колонна, заменившая плоть.
" Там нет ноги...- сказал он. - Там камень...холодный... Я ничего не чувствую... Позовите врача. Мне страшно..."
Медсестра приподняла простыню, и лицо её выразило озабоченность. Потом посмотрела на часы и сказала: " Шесть утра... Через два часа сосудистые хирурги уже будут здесь. Не имеет смысла..."
Сделала укол, и он снова окунулся в небытиё.
Это небытие было пустым... И только сквозь сумерки сознания вдруг узнаваемым стал голос хирурга Виталия Сергеевича, который в совершенно несвойственной ему манере буквально орал на кого-то... Его гневный голос прерывался женским, растерянным, и, вроде бы, даже плачущим...
В сознании отложилось только одно слово, которое он не совсем понимал....ТРОМБ !
Тело его опять качнулось на удерживаемых простынях, удалённой болью отразилось во всём теле от соприкосновения с "каталкой".
"Снова резать будут", - совершенно спокойно подумал он.
...Пустота.... Пустота... Пустота.... Пу-сто-та-а-а..., наполненная безвременьем....
Он открыл глаза и понял, что сейчас лежит уже на другой "кровати" в той же палате интенсивной терапии. Вокруг были капельницы, от которых тянулись к телу прозрачные трубочки. Напрягаясь всем телом, попытался поднять голову, чтобы посмотреть на левую ногу. Увидел голень ноги ( а, может, это ему только привиделось...), разрезанную вдоль, с обнаженными мышцами.
Ему было несколько странно, что это его совершенно не испугало. Потом услышал знакомый голос, повернулся и увидел лицо хирурга.
"Как себя чувствуете?" - спросил тот.
"Нормально. Как у меня дела?"
Видя глаза хирурга, стал что-то понимать... В них была такая боль, такая растерянность, смешанная с такой беспомощностью, что ему стало жалко врача.
"Так уж случилось...- голос доктора звучал на удивление ровно. - Тромб ночью перекрыл движение крови в артерии. Так бывает... Я сделаю всё, что смогу. Мне удавалось спасти ногу после пяти часов без кровотока... Но сейчас.... Больше десяти часов... Будем надеяться... Мне надо дня два, три..."
Лицо врача стало расплываться. Силы были на исходе, а может обезболивающие наркотические препараты, которыми накачивали через подключичную вену, отбросили его из реальности в новый калейдоскоп прошлых событий, смешанных со вчерашней памятью и какими-то фантастическими существами, из незнакомого ему мира. Это было даже интересно, если бы не ниточка тянущаяся из реальности : "Мне удавалось спасти ногу..."
"Значит, - подумал он остатками сохранённого сознания - на этот раз может и не удастся?" Но там, в "виртуале", это было совсем не страшно.
Вновь проплывали перед глазами лица. Студенты театрального училища. Это были его сокурсники, связь с которыми он уже давно потерял. Вот он на сцене Ярославского театра им. Волкова, вместе с другими студентами под звон колоколов участвует в спектакле, изображая крестный ход, старательно выпевая: " Днесь светло сияет на Толге образ твой, пресвятая Дево Богородице...." Вот он идёт по коридорам студенческой общаги.... В конце коридора у окна кто-то стоит очень и очень знакомый. Но, почему-то страшно к нему подойти, и он останавливается, вглядываясь в очертания фигуры.
Вот фигура начинает разворачиваться, и он видит Геннадия Никитина....
"Как так? - думает он - Его не должно быть здесь! Он умер ещё на первом курсе..."
...Это была страшная, трагическая история. Никитин был талантливейшим студентом, которого Господь наделил великолепной сценической внешностью, взрывным темпераментом, безудержной фантазией и безграничной любовью к театру. В середине первого курса его стали забирать в армию и он, с отчаяния, по чьему-то совету вколол шприцом керосин в ногу, чтобы получить отсрочку. Нога распухла, его уложили в госпиталь, но.... результатом была скоротечная саркома и.... смерть.
И вот сейчас Никитин смотрел на него. Потом жестом стал подзывать к себе...
Нахлынувший ужас заставил метнуться его по коридору, затем нестись по пролётам каких-то лестниц и бежать, бежать, бежать...
" Григорий Фёдорович! Вы меня слышите?"
Он открыл глаза и по освещению понял, что это уже другой день. К нему обращался врач:
" Положение очень серьёзное. Обширный некроз тканей. Я бы хотел сохранить как можно большую часть ноги. Надеюсь, что ампутация будет до колена. Я хочу подождать до завтра. Может что-нибудь изменится... Сейчас принесут последние анализы...."
" Стоит ли ждать? - очень спокойно сказал Григорий. - Боюсь... боюсь что вы меня потеряете..."
Он видел, как медсестра принесла листочки с анализами, прошептала врачу на ухо, обострившимся слухом услышал: " Белок почти на нуле..."
Врач коротко сказал: "Готовьте к операции",- развернулся и ушел.
Дальше опять было движение каталки и .... безвременье, безвременье, безвременье.... Без лиц, событий, калейдоскопов, только темнота....
Очнулся в незнакомой палате. Совершенно один. Вокруг кафельные стены. Тусклый свет. Он, почему-то, понял, что лежит здесь уже не один день. Вместо капельницы увидел пластиковые пакеты, наполненные донорской кровью, которая вливалась в его руку. Он приподнял край простыни и увидел, что от ноги у него осталась ...только часть бедра.
Стало ясно: с этого дня для него начиналась... ДРУГАЯ ЖИЗНЬ!
Вот только он не знал, нужна ли ему ТАКАЯ ЖИЗНЬ ?
На этот вопрос ему ещё предстояло ответить....
НОЧНЫЕ ФАНТОМЫ(память старого актёра )
Тяжело. Тоскливо-о-о... Григорий видел самого себя сверху, словно с потолка. И спрашивал : "Кто я теперь...?" Хотелось выть от бессилия. Перевязки были мучительно болезненными. А между перевязками думки...думки... думки...
Удивительно, но за 63 года у него не было ни времени, ни желания перелистать свою жизнь, дать ей оценку от самого начала до обозначенного "барьера". Сейчас это стало какой-то навязчивой необходимостью.
Дни и ночи смешались. Постоянное разглядывание потолка грозило расстройством психики, поэтому он стал подробно вспоминать основные события своей жизни, не пряча от самого себя то, что при других обстоятельствах было бы стыдным.
"Начинать надо с конца ,- решил он. - Итак, кто я был до сегодняшнего дня?
Вполне удачливый, пусть и периферийный, актёр театра, работающий на территории одной из бывших республик развалившегося Союза.
У меня есть звание, квартира, достаточная известность в городе и должность главного режиссёра. Останется ли теперь эта должность за мной? Как знать. Правда, я потерял на "жизненном вираже" ногу, а не голову...
Я достаточно часто встречал на своём актёрском пути режиссёров, и даже главных, у которых были отличные сильные ноги, но вместо головы муляж, что-то вроде протеза..."
Ему до деталей вспомнился электронный диалог с одним молодым режиссёром, выпускником столичного театрального ВУЗа. Переписка настолько четко отложилась в памяти, что он мог воспроизвести её с точностью до слова.
Главному:- Здравствуйте Григорий Викторович! Как давно я искал Вас в "Моём мире"! Надо же.... Вы, такой старый, и ещё.... в компьютере! Напишите, как Вы там... в моём родном провинциальном областном центре...??
От главного: Привет! Напиши , мой двадцатитрёхлетний, молодой друг, закончил ли ты столичный ВУЗ? Напиши о себе подробней...
Главному: Слишком подробно писать, возможности нет - столько много всего происходит... Расскажу вкратце, чем сейчас занимаюсь. На осень запланирована защита кандидатской в Питере. Сейчас нахожусь в Боголюбском городском театре - должен поставить тут два спектакля - "Стеклянный зверинец" и новогоднюю сказку. А в феврале поеду в Прагу - есть приглашение поработать там... На днях отправил вам в Театр факс, с предложением на счет пьесы Т. Уильямса "Ночь Игуаны". Надеюсь в ближайшее время получить ответ от вашего директора.
Посылаю (краткую) аннотацию и вам: ...В центре событий (как символ) несвободная игуана! Все герои за сутки пройдут дорогу от беспамятного пьянства, группового секса, до попытки самоубийства! Это нужно, чтобы понять себя и освободиться от догм и всего ненужного, от того, что они долго носили в себе..."
Если заинтересовало, то прошу связаться со мной в "Моём мире". А как у вас дела? Какие работы? Планы?.. Вы так и не написали... А куда ездили или поедете вы?
От главного: Дорогой Роман! В прошлом году мы так и не поехали в Англию.... В этом году мы всё же...не поехали во Францию!
В будущем году ...не поедем....не поедем...не поедем... напишу, в будущем году, куда..., куда не поедем!
....А вот куда нас "посылали", напишу.
На... Кисель-куль, на Пыхтиловку, на Петухово и в ппп...одобные, романтические, Роман, места....
В связи с этим нас очень волнует (особенно жителей сих мест) "Ночь Игуаны", групповой секс и проблемы, связанные с нашим несовершеннолетним либидо.
...Сейчас ставлю новую трактовку "Трёх сестёр".
В первом акте Ирина кричит: "Работать! Работать! Работать!"- остальные молчат.
Во втором акте Ирина кричит: "Не хочу я работать! Не хочу работать!" - остальные молчат. В третьем акте Ирина молчит, а все остальные кричат: "В Москву! В Москву!".
А директор (новая трактовка) кричит: " В Пыхтиловку! В Пыхтиловку!!!" В четвёртом акте... да фиг с ним, с четвёртым! Они всё равно уже будут в... Пыхтиловке!
Теперь о себе.... В этом году в нашем средне-специальном колледже искусств защищаю докторскую, на тему: "Казахская домбра как основа русской музыкальной культуры и её влияние на православные обряды".
Тема беспроигрышная, так что заранее можешь поздравлять с докторской степенью! Вполне возможно и Нобелевское лауреатство!
Главному: Это очень хорошо, что жизнь кипит и не стоит на месте... А по поводу поездок по экзотическим местам ..., наверное, Вам уместно тихо промолчать! Это неотъемлемая (!) часть работы областного театра....
Тут, в Боголюбске, происходит нечто подобное, и это, как я понял, помогает неплохо существовать местному театру и обеспечивать 100% надбавки и различные премии к зарплатам артистов из не бюджетных активов театра.
Судя по вашему письму, могу сделать вывод о том, что мое предложение вас заинтересовало! Не так ли?! Когда читал пьесу, то думал именно о том, что это надо ставить в вашем Степнолесске! А в марте поеду в Прагу...
От главного: Ты хоть понимаешь, ЧТО я тебе пишу? ...Роман, переписка с тобой мне всё больше и больше нравится... Ах! Как бы мне хотелось оказаться в РАЮ под названием Боголюбск (60 тысяч населения, 150 спектаклей по районным центрам и сельским клубам!)
Закрываю глаза и вижу, как сотни селян собираются у поселковых советов и скандируют:" У-иль-ям-са! И-о-нес-ко! Бе-ее-ке-та!!! Да-ёшь те-атр каж-дый де-е-е-нь!!!" А рядом дети с плакатами :"Хочу в зверинец, но в...СТЕКЛЯННЫЙ!!!" И на этом фоне Театр им. Чернышевского. Фестивали! Дипломы! Лауреатство! И вот они - АКТЁРЫ! Сытые! Раскормленные! Постоянно задающиеся вопросом: Что делать? Что делать?!! Что делать...с внебюджетными деньгами, которые дирекция безжалостно засовывает в их непомерно раздувшиеся карманы? Ну, хоть бы на денёчек к... вам! Может, замолвишь словечко? Могу внести новую "струю" и наструить... "Стряпуху замужем"", например! А? С надеждой, юмором и пониманием, грустный "филосоВ"ГрЫгорий.
Главному: Ну, раем назвать это сложно... Вообще, Боголюбск, очень похож на Степнолесск : такой же, по сути, купеческий город... А вот что касается ломящихся в театр зрителей с транспарантами - это правда, так как развлечений в городе не так много, и театр тут - место обязательного отдыха граждан, в год выпускает по 10-12 спектаклей... Сейчас нас приехало три режиссера. Еще в театре есть два штатных. Один пока исполняет обязанности главрежа. Вот такая "режиссерская" тут ситуация. Артистов немного - 13 человек. Если вы всерьез думаете о возможности постановки тут, я смогу забросить эту идею.
Я не планирую тут задерживаться долго, не далее, чем до Нового года... Как говорится: "Сделал дело - гуляй смело!!!" Тем более, что есть предложение в апреле поехать в Прагу!
От главного: Очень интересно получить ответ на два вопроса. Первый: Текущий репертуар театра? Все названия. Второй: Какие среди этих (13) артистов возрастные категории, сколько артистов за 50, сколько 40 -летних, и сколько до 30 лет. Сколько женщин и сколько мужчин? Какое у них образование? Напомни, в какой академии ты учился? Какое образование у тех режиссёров, которых ты назвал? Ты ответь подробней, ин-те-рес-но!
Главному : Да уж... вопросы... За (50) тут актеров, слава богу, нет! Две женщины и трое мужчин до (40), остальные - до 30-ти. Я окончил Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, кафедра режиссуры и актерского искусства! Другие заканчивали академию театрального искусства. Среди актеров тут половина с образованием, половина без. Учились в студии при театре.
Наверное, что-нибудь в мае поставлю в Праге!
От главного: Спасибо за информацию, но ты мне только добавил загадок. Как ухитряетесь при этих тринадцати актерах, ставить от 10 до 12 спектаклей! И еще, открой секрет, назови тему твоей кандидатской диссертации.
Главному: Никакой это не секрет! "Театр одного актера в России XX-XXI века"! Тут действительно много загадок... Но я, надеюсь, отгадаю!!! Действительно, сложно ставить при таком скудном составе труппы. Но режиссеры умудряются... Вот только не знаю, какое количество актёров работает в театре в Праге..... В июне ведь надо ехать в Прагу!!!
От главного: Рома-а-а-н!!! Спасибо! Театр одного актёра! Вот оно! Ведь что-то стучало в моей голове под лысеющей сединой! Театр одного актёра!!! Вот он свет в конце моего тоннеля! Я отгадал своё будущее и твоё, и многих других.... Театр ОДНОГО актёра!!! И.... много, много РЕЖИССЁРОВ!
Только одно сейчас меня тревожит и гложет. Как при таком НОВОМ театре мы сможем найти... хотя бы одного ЗРИТЕЛЯ....
От главного: Роман, ты где?
От главного: Роман, ты где???
От главного: Ро-о-ма-а-ан, ты где!!!
Главному: Я в...в... Пп...п-ра-а-а-ге!
Это были "знаки" нового театра, нового искусства, в котором ему, человеку культуры прошлого века, скорее всего не было места.
Григорию вдруг захотелось вспомнить, когда он был по-настоящему счастлив. И был ли? Нет, не в личной жизни. У него прекрасная жена, которая переносила вместе с ним тяготы жизни, родила ему сына... Сына... Сына...
Он постарался уйти от этой темы. Здесь было больно.... Но, он к ней ещё вернётся... Потом.
Сейчас хотелось думать только о профессии, которой он отдал всю сознательную жизнь...
В отличие от некоторых своих сокурсников, которые переехали в Москву , добавили к среднему специальному образованию московское высшее, и остались "ковать" свою столичную судьбу, Григорий начал актёрскую профессию с периферийных городских театров, где можно было наиграться вдоволь. Хотелось посмотреть отдалённые уголки страны, от медвежьих уголков Сибири до южных морей.
ПЕРВЫЙ ТЕАТР
....Была ранняя осень, но здесь, в краю белых ночей, чувствовалось дыхание приближающейся зимы. У ног плескалось Белое море. Вернее, оно уходило отливом, обнажая песчаное дно, оставляя на холодном воздухе медуз, каких-то каракатиц, а иногда и рыбёшек. Отлив был таким быстрым, что это вызывало тревогу, настораживало неестественностью происходящего.
Это была первая встреча молодой актёрской семьи с Севером.