Пустышкин-Герой А. : другие произведения.

Олимпийцы среди нас

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про разум, ответственность и их временное отсутствие в современном мире.


  
   Лекция 4. Олимпийцы среди нас.

"Слуха нашего достигло, о чём мы и выговорить не можем без стыда,

что ты растолковываешь грамматику кое-кому из своих друзей".

Григорий Великий. Римский Папа 590 - 604 гг.

Знаменит претензиями на мировое господство церкви

и уничтожением памятников античной литературы.

"Тот, кто следует разуму - доит быка.

Умный будет в убытке наверняка.

В наше время доходней валять дурака..."

Омар Хайям, 11-12 век, поэт, философ, астроном

и математик, открывший способы решения

уравнений до третьей степени включительно.

"Все дебилы и моральные уроды

идут после школы

во врачи и юристы"

Е.В., учительница. Россия, 2003.

   "Религия ведь претендует

на субстанциональное самоутверждение личности,

т.е. на самоутверждение в вечности."

А.Ф. Лосев.

   Не думайте, что прошли времена, когда шурупы в мебель забивали молотками. Во-первых, иллюзия про то, что они якобы прошли, связана с массовым распространением дрянной сборной мебели на уголках, а во-вторых, подневольная психология галерных рабов, конечно, никуда не делась. Иначе бы не ставили в сантехнику железные болты и шурупы, которые в воде, как известно, быстро ржавеют. И не приговаривали бы, собственноручно порождая подобное дерьмо во всех областях жизни, что "у нас по-другому нельзя, мы, горемыки, всегда так жили". Точно-точно, то из-за татаро-монгольского ига, то под беспощадной пятою царизма, то в жутких сталинских лагерях...
   Но ведь глупо, дамы и господа, ждать чего-то другого от саботажников-рабов. Нужно отдавать себе отчёт, что между вразумительной позицией свободного человека и рабским мироощущением пролегает настоящая пропасть. А в древние времена между статусом свободного и раба была ещё и пропасть юридическая. Причём психологию раба от юридического положения раба ещё закоренелый рабовладелец Аристотель отличал, и считая, что множество жителей ойкумены - "рабы по своей природе", оговаривался, мол, существуют люди, которые никогда не бывают рабами. Даже если фактически и попадают в рабскую зависимость.
   И как серьёзно готовы были такие товарищи платить за свою свободу! Ту самую, которая одновременно является ответственностью. Вон, баснописца Эзопа, всего пару дней назад выкупившегося из рабства и ставшего свободным человеком, ложно, но доказательно обвинили в преступлении. Раба за преступление полагалось выпороть и вернуть хозяину. Свободному грозила смертная казнь.
   И упёрся Эзоп рогом в землю: "Свободный я человек! Два дня как! И потому сам за себя отвечаю!". Так ведь и бросили Эзопа в пропасть... А он, покуда до дна летел, наверняка продолжал гордиться: "Я -- свободный человек!".
   Да, рабам по природе такого отсутствия прагматизма не понять. Человеческое достоинство? Это что за чепуха такая потусторонняя? Вот железный шуруп в душевом распылителе, это понятно, близко, объяснимо. Железа-то на Земле больше, чем латуни. Значит и найти железные шурупы легче, и стоят они дешевле. Вот их и вкрутим. Всё равно нам за это ничего не будет.
   Понимаете, куда мы клоним? Вероятность найти железные шурупы много больше.
   При изготовлении мебели та же картина: прямая линия между двумя точками одна, а кривых так много, что аж дух захватывает! Кривая мебель получится сама собой, по закону вероятности. А для изготовления мебели ровной и долговечной надо прикладывать неоправданно много знаний, умений, навыков, профессионализма. То есть, как ни крути, затрачивать энергию.
   Когда менты в таком по духу рабском "обществе вероятности" ловят преступников, мы тоже можем предсказать результат их деятельности, исходя из оценки вероятностей. Преступников мало, и они прячутся. Лояльных граждан относительно много и они не убегают. Так кого должны поймать с точки зрения теории вероятности наши "вероятностные менты"?
   Один мой знакомый попал в автокатастрофу на оживлённом проспекте миллионного города. Днём. Пролежал в разбитой тачке в крови сорок минут. Это не потому, что вокруг него вместо общества людей стадо двуногих скотов. Не будем ругаться. Это потому, что вероятность остановки другой машины в том же самом месте, где произошла авария, очень мала, несмотря на то, что машин проезжает много. Потому время ожидания этого маловероятного события довольно велико.
   Совокупная площадь отверстий урн в наших населённых пунктах исчезающе мала по сравнению с общей площадью дворов и улиц. Понятно, где вероятнее всего обнаружить мусор.
   Собственно, все наши нынешние социальные события хорошо описываются с точки зрения законов термодинамики и правил математической статистики.
   Любая система, как известно, стремится к наиболее вероятному состоянию. И наши социальные системы стремятся туда же. Уровень неупорядоченности должен быть максимальным, а потенциальная энергия - минимальной. Это самое устойчивое состояние. Ну, образно говоря, делать из жидкого навоза Эйфелеву башню - занятие неблагодарное. Слишком много энергии уйдет на эту глупость. Надо будет навоз морозить, армировать, прессовать, пока он не приобретёт нужные прочностные характеристики... А обычное состояние для кучи жидкого навоза - растечься пятном максимального диаметра и минимальной высоты.
   Не думайте, что прикладывая энергию к рабу по природе от него можно добиться разумной созидательной деятельности. Мол, мы его выпорем, а он будет проявлять разум и профессионализм. Как бы не так! Приложенная энергия станет использоваться наиболее вероятным образом, и будет потрачена на увеличение неупорядоченности системы. Для иллюстрации поведения рабов по природе предлагаю всем принять участие в мысленном эксперименте.
   Представим себе, что мы взялись пороть ту же кучу навоза. Со свистом врезается плётка в фекальную жижу! За несколько часов экзекуции мы вбухаем в навоз немало джоулей кинетической энергии кнута. Куда она делась? А ушла на разбрызгивание навоза вокруг, и на небольшое локальное прогревание непосредственно в месте порки. Вот так! Агрессию мы излили, а навозная куча ничем полезным так и не стала. Осталась сама собой, что для неё есть наиболее вероятное состояние дел и даже, высокопарно говоря, Судьба.
   Подобным же образом, пытаясь приложить энергию к совокупности рабов по природе, мы не добьёмся от них социально и индивидуально полезных действий. Одни из них при первой возможности разбегутся, что аналогично разбрызгиванию частиц навоза при порке. Другие же будут изображать хаотическую активность, причём с полным отсутствием результатов. Знаете, как в учереждениях, состоящих из рабов по природе перед приездом хмурого начальника. Мечутся все, бегают, что те тараканы в минуту дихлофосной атаки. Очень напоминает тепловое броуновское движение. В итоге - одно только повышение энтропии. Неупорядоченности то есть системы...
   В общем, что физические системы, что наш нынешний социум, состоящий из стремящихся к наиболее вероятному состоянию рабов по природе, эволюционируют согласно простым физическим закономерностям. Пресловутое "наведение порядка" в данных системах термодинамически невероятно, практически вообще невозможно, хоть расстреливай ты эту навозную жижу из пулемёта, на манер Иосифа Виссарионыча, хоть уговаривай меняться к лучшему, как Михал Сергеич Горбачёв! Так что бесполезны как призывы к мягким реформам, так и к "твёрдой руке".
   Так бывает, впрочем, до тех пор, пока в системе не появится маловероятный элемент, наделённый свободной волей, человек ли, бог ли... И вот его предсказать будет уже совсем не просто. Помните, само Время-Крон не смогло ни предсказать, ни сделать что-либо существенное с разумом-Зевсом.
   А ведь Зевс вроде бы как родился давным-давно, и стало быть какую-то роль принцип Разума в социальных системах должен был бы играть... Казалось бы...
   Вот мы и подошли, по-ленински говоря, к "авхиважному вопгосу". О месте людей разума и Разума как такового в текущем социуме, состоящем из рабов по природе.
   Образы людей разума в России конца 20-го - начала 21-го века с замечательной точностью рисуют документальные кинокадры о событиях января-февраля 1943-го года под Сталинградом, когда в советском плену оказалось двадцать три немецкие дивизии. Десятки тысяч бывших солдат бывшей армии уныло бредут среди сугробов под охраной немногочисленных НКВД-шных автоматчиков. Каждый из десятков тысяч погружён в свои проблемы выживания. Кто-то сосредоточен на том, чтобы донести переполненный мочевой пузырь до ближайшего привала. Другой негнущимися леденеющими пальцами обматывает простуженное горло случайно подобранным тряпьём. Третий пытается на ходу закрепить на ноге обмотки, и при этом не упасть, чтобы не остаться лежать в сугробе: сил подняться наверняка не хватит.
   Впрочем, образы хотя и точны, но неполны. Наша словно бы потерпевшая жуткое поражение деморализованная и разобщённая интеллигенция, наши педагоги, врачи, люди науки, не ушедшие в торговлю сникерсами и губной помадой, судьи, не подавшиеся в придорожные юридические проститутки, менты, не продавшиеся жуликам, подвергаются сейчас вдобавок изощрённому моральному глумлению со стороны "общества".
   Едут рядом с колонной пленных вместе с советскими автоматчиками на рейховских "мерседесах" бритые, упитанные и тепло одетые... немцы, и дружески так, хотя и немного свысока, рассказывают своим промёрзшим землякам в обмотках как надо жить, чтобы добиться социального преуспеяния в новых "экономических условиях". Надо, мол, во всём на себя полагаться. Кто ищет, тот всегда украдёт. Если у тебя нет работы, создай себе рабочее место сам. Сникерсами поторгуй.
   Процентов десять населения, будучи так или иначе людьми разума, глупость подобных призывов понимает: сам себе построй железные дороги, сам себе электростанции; нужно телевещание - сам себе спутник на орбиту выведи, сам гражданские и боевые самолёты спроектируй... Нечего у государства попрошайничать! Сам себе врач, сам себе школа, сам себе милиция... Все эти произведения натурального хозяйства будут такого же качества и уровня, как во времена подсечно-огневого земледелия и разложения первобытно-общинного строя... Почему это "общество" должно содержать конструктора авиадвигателей? Пусть идёт пни корчевать, вот и преуспеет в денежном и социальном плане.
   И движется "общество самости" к наиболее вероятному состоянию через разворовывание и развал...
   А десять процентов людей разума в нём как будто и не видно... То есть, прогуливаясь по улице, их постоянно встречаешь. А в социальном смысле их как бы и нет: их мысли, желания, намерения, идеи - не "...становятся материальной силой", не превращаются, хоть тресни, в общественное мнение, в социальное движение. Ну никакого социального значения не имеют! Вспомним наши психопатические выборы любого уровня, хоть памятные Российские -99. Избирательные кампании строятся так, как будто разум у избирателей напрочь отсутствует. То есть (!) численно значительные 10% разумных избирателей напрочь списывались со счетов. Как не имеющие никакого значения. Во многих рекламных роликах дебилизм и глупость так велики, что реклама вызывает откровенное раздражение людей разума. А ведь это 10% покупателей. Какой кусок рынка! Разве выгодно его игнорировать?
   Не будем учить рекламщиков следить за своей выгодой. Наверняка они её блюдут, и знают, что социум в целом реагирует на рекламу так, как будто люди разума в нём отсутствуют абсолютно!
   И загадкой это явление кажется только на первый поверхностный взгляд. Вернёмся вновь к нашей умозрительной модели нынешнего социума. Продолжим серию мысленных экспериментов.
   В кучу навозной жижи добавим совковую лопату мелкой щебёнки. И как следует перемешаем, добиваясь адекватного моделирования распределения людей разума среди местного населения. Сами ответьте теперь на вопрос: изменятся ли свойства навозной кучи как макрообъекта? Вязкость, упругость, температура замерзания? Разве не с тем же самым чавкающим звуком погружается в неё совковая лопата? Не с тем же смачным шлепком падает подброшенный вверх кусок навоза обратно в кучу?
   Итак. Добавление в нашу навозную модель мелких и изолированных друг от друга частиц щебня, частиц иной структуры и плотности, не меняет общей консистенции и основных физических характеристик навозной кучи. Вот рекламщики при практической работе и игнорируют эти малозначительные добавки. Совершенно справедливо!
   Сложные социальные связи в нашей обновлённой щебнем навозной куче по-прежнему образоваться не могут. Их спонтанное возникновение маловероятно, а время существования статистически ничтожно. Социум построен на связях зоологически устойчивых, коротеньких, но долгопрочных. Деверь, шурин, зять... Деверь - шурин - зять... Если не лень, поинтересуйтесь распределением руководящих должностей в текущих сырьевых вотчинах. Деверь - шурин - зять. Даже экономическая выгода тут будет вопрос второй. А возникновение профессионализма - десятый.
   Наше текущее правительство тоже вполне адекватно и научно подходит к прогнозированию текущей социально-экономической ситуации. В прогнозах экономического развития учтены вопросы растекания, усушки поверхностной корочки, разогревания за счёт гниения, - естественные и предсказуемые процессы Только профессионализм и целенаправленные разумные действия не учтены, ибо маловероятны... Полагаться в прогнозах на чудеса - ненаучно!
   Чтобы реально изменить общие свойства системы, наша инородная добавка должна прежде образовать отдельную подсистему, отдельную структуру, хотя бы сама себя для начала начать контролировать. И спонтанно такой процесс произойти не может в силу тех же термодинамических закономерностей. Для образования структуры из первоначально хаотичных объектов необходимо целенаправленно затратить энергию.
   Наши политические партии в изображение подобных попыток структуризации подчас вкладывают немало энергии. В модельном объекте они являются химическими мешалками, призванными привести в движение локальные участки навозной жижи. Если обороты мешалки достаточно малы, она крутит вокруг себя некоторое количество навоза. Стоит их увеличить - и центробежные силы расшвыряют навоз в стороны, а мешалка станет месить воздух на манер вентилятора, громко и безрезультатно. Случаются при этом попытки вращать несколько мешалок одним денежным электромотором. Это при объединении партий. И пока существует только одна партия, опирающаяся на внутренние процессы навозной кучи, и потому природно-устойчивая даже без больших денежных затрат. Химический процесс как бы гниения устаревшей идеологии приводит к выделению некоторого количества социальной энергии...
   Есть, однако и другие способы структуризации системы, состоящей из огромного количества разобщённых мелких объектов. Кучу железных опилок можно попытаться терпеливо раскладывать на листе с помощью малюсенькой деревянной палочки, а можно поднести к листу магнит. Первый способ невероятно трудоёмкий и сложный, а ежели при этом ты сам являешься одной из опилочек, то и просто невозможный. Уговаривать друг друга построиться определённым образом опилочки, честно говоря, будут аккурат до второго пришествия: "Возьмёмся за руки, друзья", "Давайте-ка с понедельника образуем гражданское общество", "Обретём единство в Боге" и т.п.
   Второй способ быстрее. В одно мгновение, как мы все помним, опилки располагаются вдоль силовых линий магнитного поля. Управлять рисунком из опилочек мы можем уже с помощью изменения конфигурации поля, но и будем уже сильно связаны силой и законами этого самого поля.
   Так вот мы и вырулили на социальные эгрегоры, играющие основополагающую роль в построении социальных "силовых линий", определяющих в самом общем виде "макроструктуру" той или иной цивилизации. И в богатой на всякие выкрутасы истории человечества эти эгрегоры были самыми-самыми разными. Что-то совершенно привычное для нас в иных древних обществах могло отсутствовать, а невероятное - в наличии быть!
   Например, для кочевых народов, занимавших географически огромные территории, индивидуально, хозяйственно и социально важным был принцип Пространства, памятный нам Уран из "Теогонии" Гесиода. Оно и понятно. Стада лошадей кормит площадь пастбищ. А чтобы один человек пообщался с другим, кочевникам, в отсутствие телефонов, нужно было преодолевать расстояния.
   Урана частенько призывал в свидетели своих клятв Чингисхан. Хухе МунхеТенгри, "Синее вечное Небо", великий завоеватель считал личным покровителем, а себя - исполнителем его воли [14]. В свете того, какие пространства удалось ему подчинить своей власти, претензии Чингисхана совсем не выглядят порожним бахвальством.
   Древнеегипетский мир рисует нам ситуацию противоположную. Пространства вокруг, что на запад, что на восток - море! Но это песок, не имеющий хозяйственного, социального и индивидуального значения. Соответственно, в египетском обществе не функционировал религиозно и социально развёрнутый принцип пространства. Вытянувшаяся в одну линию по долине Нила страна измеряла себя количеством шагов до реки и днями неспешного пути по воде. Естественно, что там актуальнее было чтить нильского Крокодила, а не Урана.
   Эллины, жившие на сотнях разделённых морем островов, к праотцу-Урану тоже взывали постольку-поскольку. Для кораблевождения куда критичнее погода на море и разум мореплавателя.
   В нынешнем мире Пространство оторвалось от идеи пространства. У многих людей есть в голове расхожие пространственные модели Галактики, Солнечной системы, Земного шарика. Но расстояние в городе мы мерим минутами езды на трамвае, между городами - часами полёта и сутками тряски на поезде. С другой стороны, есть профессиональные группы, работающие в реальном Пространстве. Самолёты и космические корабли так напичканы приборами ориентирования в пространстве, что представляют собой настоящие летающие алтари праотца-Урана. И, между прочим, космонавты и лётчики - очень суеверный народ. За считанные десятилетия выработали свои приметы, свои способы почтить Вечное синее Небо, и с похвальной религиозной тщательностью своих "суеверий" придерживаются. Интересный они демонстрируют пример: профессиональные группы создают работающее подобие языческой религии, живые парарелигиозные представления, так сказать. В Космосе, там же ответственность, а не благоглупости про "всепрощение". Небо, как кто-то сказал, не прощает ошибок. Взыскивает. У него дочка - Фемида.
   Были цивилизации, строившие интересные отношения со Временем. Природные условия стабильны, структура общества консервативна, многочисленных злобных соседей на горизонте не видать, и на протяжении многих веков сев сменяется сбором урожая, летнее солнцестояние - зимним... Время совершенно незаметно за повторяющимся круговоротом циклических процессов... Но попробуй только его "обидеть". Оно тебе такой сбой устроит! Хотя бы через разброс скоростей ранее синхронного пакета процессов. Вот и было Время не грозным, но страшно почитаемым богом в этот Сатурнов "золотой век". Вот и кончается это консервативное "золотое детство" под воздействием любой новой тенденции: технологических ли изобретений, культурной ли революции, демографических ли подвижек, и т.п.
   В римском сенате очень короткой считалась трёхчасовая речь по какому-либо обсуждаемому вопросу. Шестичасовая - средней по продолжительности. Восьмичасовая - вполне приемлемой. Меньше чем за три часа важного вопроса не охватить, все стороны проблемы не поднять, тонкие нюансы не осветить, должное количество аргументов не привлечь; а лозунги из четырёх слов лучше оставить для плебейских сходок, - считали степенные отцы-сенаторы. Такое длительное протирание тог с пурпурной каймой на неудобных скамьях с размышлением над услышанным возможно было в обществе, где социально востребован и религиозно развёрнут принцип Разума. Так город Рим и вёл себя на международной арене большей частью как единое существо, целенаправленно и последовательно продвигающееся к своим целям...
   В нашем обществе ни социальным, ни религиозным принципом Разум... правильно. Не является. Ни в России-матушке, ни где бы то ни было на планете. Как эгрегор не присутствует, не развёрнут и не функционирует. Несмотря на все достижения отдельных носителей разума в области научно-технического прогресса, случившиеся за последние пару сотен лет.
   Разного рода духовные учителя и Кисельные религии достаточно правдиво объясняют, почему так и должно быть. Человеческий, мол того, разум, он несовершенный, не главный инструмент, ограниченный. Из-за этого и получалось, что все призывы политиков, философов, учёных объединяться в Разуме быстро терпели крах. Слишком он субъективен, слишком оторван от реальности, чтобы стать общим знаменателем миллионов людей. Вот Кисель, единый в трёх лицах, - он огромен, могуч, неисповедимы его пути. Кисель есть мера всех вещей, Кисель есть объединяющее начало человечества, потому что мы все в нём плаваем. Отделившийся сознанием от Киселя одинок и несчастен... как камешек, изгнанный из навозной кучи!
   И ведь духовные факты подтверждают справедливость подобных речей. В нашей-то стране, среди нашего православного народа таких фактов - сколько угодно. Тот, кто живёт в разуме, чувствует себя одиноким. А если открыл Душу Киселю - сознание твоё приобщается к чему-то обширному, к чему-то более великому, чем твоя личность, к общечеловеческому. И даже - к Вечному. Чувствуешь не на словах присутствующее единство с другими людьми, на достаточно глубоком уровне воспринимаешь их всех оптом и каждого в розницу как братьев, особенно если ещё водочки тяпнешь. В разуме, увы, не то: сознание замыкается будто в ящике! Разумник не только одинок, но и социально неадекватен, особенно у нас в Гиперборее. В здешней песочнице по его умным правилам не играют.
   Рассказы про неполноценность разума - не ложь. Но качественный религиозный... обман! Нетрудно убедить народ в бесполезности трамваев, когда разобраны рельсы и сняты провода. Когда необходимая для функционирования инфраструктура поломана. Стоят ржавеющие трамваи с выбитыми стёклами, используются иногда пробегающими прохожими вместо редких в провинциальных городах общественных туалетов... У кисельной же братии за плечами развитая религиозная инфраструктура наличествует. Есть общее информационно-энергетическое религиозное поле, есть способы работы в виде религиозных ритуалов, есть профессиональные жрецы, есть инструмент контакта - Душа. Приемлемое по качеству и огромное по размеру здание возведено. Деньжата, опять же, водятся. А что касается инфраструктуры разума - за две тысячи лет ни одной масштабной серьёзной попытки не сделано. Хотя воззваний и лозунгов про разум было - вагон и маленькая тележка.
   Дурь-то до второго пришествия над разумом имеет сильное, подавляющее можно сказать превосходство. Ибо она одержала над разумом в своё время полную, хотя и неокончательную победу.
   Победа эта определилась тем, что возникший на информационно-энергетической основе ветхозаветного Яхвы Суперкисель организован на принципах иных, чем Разум. Взаимодействие с суперкиселём на правилах самого киселя стало монопольной религией целой цивилизации, а Разум в этой религии приобрёл роль незначительного подчинённого и в то же время диссидента. Сами люди разума оказываются часто убеждены в презабавной вещи - противоположности разума и религии. Особенно если они относят себя к верующим, и являются ими, т.е. пользуются Душой. Религия, с их точки зрения, не может быть построена на принципах разума, а Разум, ввиду своей "ограниченности" не может претендовать на роль религии. Вот тут-то чёрный пудель и зарыт: Разум в действительности противоположен религии. Да только не религии как таковой. А религии данной конкретной.
   Попытки "разумного" обоснования Божьего бытия или схоластические "доказательства" истинности церковных догматов выглядят мутью похуже толстой "Истории КПСС" для ВУЗов хрущёвско-брежневских времён. Попытки отдельно взятых интеллигентов "сплотиться в разуме" поражают своей энергетической убогостью и худосочностью...
   Ну несовместимы они, несовместимы. Как кто становится выдающимся мастером своего дела, так про него говорят, что он Душу дьяволу продал. Это потому, что понимают: от Киселя виртуозное мастерство и навороченные специальные знания не получишь. Это нечто совсем противоположное текущему Богу, приземлённо-дьявольское, и - маловероятное. Нынешняя религия совсем для иного существует. Она не для приземлённых вещей. Она не для уважающих себя профессионалов. Она рабам божиим помогает "трансцендентально утвердиться в вечности". На фоне развала экономики, науки, образования, на фоне безответственности власти, разложения и позора. Востребованная религия. Новых храмов и приходов столько, что новых попов начали повсюду учить наскоро, с потерей качества, аккурат в духе времени, породившего макдональдсы и одноразовую посуду.
   Разум представляет собой настоящий яд для этого "трансцендентального утверждения" в специфической "вечности" Системы коллективной Безответственности. Можете себе представить в рамках христианской религии методы наблюдения? Эксперимента? Выдвижения гипотез? Предсказания на основе гипотез духовных фактов? Да это на каждом шагу будет порождать самые разнородные ереси. Лучше единством церкви не рисковать, а раз и навсегда принять положения: "Сталин - это Ленин сегодня!" "верую, ибо абсурдно!" и "неисповедимы..." эти, как их там... Держаться нерушимой антиномии науки и религии, чтобы не выплыло чего вредоносного в процессе познания.
   А ведь религии как явления возникли на основе наблюдений над окружающим миром и экспериментов с определёнными аспектами мира и собственной психикой! Практика - такой же критерий истины в религии, как и в любой другой сфере человеческой деятельности. Именно потому, что критерий религиозной истины объективно существует, история жречества Зевса, Афродиты, Аполлона и их славной компашки не знала "ложных учений", не боролась с ересями. Если один жрец утверждает, что взывать к богу надо двумя перстами, а его оппонент считает, что тремя, так надо подойти к алтарю и посмотреть, на чей призыв божество быстрее откликнется, чьи просьбы исполнит, кому добрые знаки подаст. А если никакой разницы нет - креститесь вы хоть в позе сарвангасаны левой ногой. Метод не работает - он ошибочен. Метод работает - он есть жизнеспособный вариант жреческой технологии, вариант культовой школы.
   Необходимость "борьбы с ересями" и "отстаивания единства взглядов" возникает только когда мы все дружно пытаемся выдать кувалду за электрокофемолку, а еретик, так его и разэдак, вносит в наши ряды раскол, собирает народ под лозунгом "кувалда - на самом деле обычный мотоцикл с коляской".
   Поступило предложение, наконец, покинуть унылую вереницу военнопленных, где давно нет уже других охранников, кроме неверия в силы разума. И заодно покинуть навязанное нам противопоставление разума и религии. Оно, противопоставление это, представляет собой не более чем удачный трюк противников Разума по "информационной войне" двухтысячелетней давности. Фокус тут только в том, что сами разумники не верят, будто разум в состоянии быть верховным арбитром действий человека и ведущим принципом в организации общества, и тем более не собираются за это бороться. Какая борьба и вера в победу у словно бы потерпевших жуткое военное поражение ? Гитлер капут!
   Разум, превращающийся в живую религию становится, однако, по-настоящему созидательно-страшным. Даже двое людей, энергетически синхронизировавшие усилия мозгов образуют совсем другое качественное единство, чем один, хоть и самый гениальный разумник. А уж мировой Разум - действительно как магнитное поле среди опилок, приводимых в упорядоченное движение. Куда только девается тут безысходное "одиночество" разумного человека! Точно также как адепт Формы (это уважительное название Суперкиселя) чувствует единство и поддержку (какого рода - вопрос другой) при контакте через Душу со своим Богом, так же и индивидуальный носитель разума при синхронизации почувствует контакт с Разумом всеобщим. Не верите? Обратитесь к эксперименту - на себе проверьте.
   Эксперименты в масштабе целой цивилизации на эту тему уже проводились, причём успешно. Более четырёх тысяч лет назад, когда (это только один пример) начинался расцвет так называемой Крито-микенской цивилизации, осваивающей, изобретающей и применяющей самые высокие технологии своего времени, торгующей со всем доступным обитаемым миром.
   "Осуществление обширных внешних предприятий было возможно лишь при наличии достаточного количества квалифицированных мореходов и специалистов по обмену товаров. ...экономический успех связей критян с чужеземными странами в значительной мере зависел от уровня знаний критян, ведших такие операции. Это способствовало тому, что вокруг критских царей складывался слой высокообразованных по тому времени людей. Среди них были кораблестроители, судоводители, торговцы, знатоки чужих языков, а также квалифицированные мореходы и воины." ([10], стр. 145) А ещё грамотеи-учетчики, мастера-металлурги, литейщики, изготовители всяческих бронзовых орудий и оружия...
   Вот такие тусовки уважаемых профессионалов, работавших по сути "на оборонку", и стали активно лоббировать "новых богов", точнее, продвигать, развивать, подхватывать и изобретать новые аспекты религиозного с ними взаимодействия - на потребу нуждам своего времени.
   Религии ушедшего каменного века были замкнуты на силы живой и неживой природы. Жизнь палеолитического человека всецело зависела от удач на охоте и от климатических условий. Если уж на Дунае были поселения, жившие считай что исключительно рыбной ловлей, так у них почти в каждом жилище археологи откопали каменные алтарные монолиты с выдолбленными картинками людей-рыб [10]. Месяц-другой без рыбы - и всё, не будет племени! И попозже, во времена уже т.н. неолитического производящего хозяйства одна-единственная сильная эпидемия среди скотины или один-другой неурожайный год могли стереть с лица земли целый народ.
   С развитием земледелия, металлургии, торговли, личное и групповое детальное соответствие природным циклам и процессам, конечно, своё немалое значение сохраняет, но былое жизненно важное значение - утрачивает. Последствия, не приведите боги, неурожая могут быть и будут сглажены за счёт распределения общинных и царских запасов, войны, внешней торговли, одним словом, умелыми политическими и экономическими действиями. И в таких действиях эгрегоры природных стихий нам, сколько ни проси, не помогут. Не их специфика. Нужна серия сознательно синхронизированных социальных действий. Не способны на них правители, страна и народ - завоюют соседи, заставят заниматься простым физическим трудом на положении рабов, реализуя правильный лозунг "от каждого по способностям".
   Яркой иллюстрацией тут выступает каждый год наша страна. Велик ли урожай, мал ли, солнечно было или пасмурно, штиль или ураган, всё равно мы изрядную часть урожая сгноим. Регион с процветающей рыбной ловлей вон каждый год мёрзнет. В любую погоду. Не погода и не урожаи, а социально-политическое безумие есть определяющий негативный фактор в жизни страны. Или наоборот, социально-политический разум мог бы быть определяющим фактором положительным.
   Неандертальский человек оставил нам в наследство величайшее техническое изобретение - составные орудия, и величайшее изобретение духовное - первые технологии работы с природными эгрегорами (культ), и обратную связь с эгрегорами как таковую (ре-лигию), основанную на всеобщих законах сохранения и равновесия (количеству и качеству жертвы соответствует количество и качество воздаяния).
   Во времена становления первых государств происходил уже следующий этап религиозного и теологического эволюционного процесса. И был он этапом, да простится такое выражение, всемирно-исторического значения.
   "Хозяевами положения" в теологическом смысле становятся сущности социальные и ментальные. Происходит массовая "гуманизация" и антропоморфизация ранее известных богов так называемого хтонического периода. Огненный Волк-оборотень становится в конце концов покровителем наук и искусств, необузданные Музы превращаются в невероятно образованных и культурных женщин, древняя премудрая Сова, дитя Разума и Мысли обретает облик вооруженной девы, покровительницы городов и общественных законов. Скотовод-Гермес включает в орбиту своего влияния всё новые и новые аспекты экономической жизни, становится божеством циркуляции общественных ресурсов: божеством торговли, путешествий, передачи вестей, - божеством Обмена в самом широком смысле. Кровожадная, "избивающая зверьё" охотница, ранее довольно благосклонная к человеческим жертвоприношениям, предстаёт не знающей промаха лучницей, пресекающей идеологические покушения на олимпийский миропорядок.
   Отходят на второй план, вместе с правовыми нормами "око за око" дремучие беспощадные божества непосредственного и полного воздаяния вроде расправляющихся с матереубийцами жутких Эриний или не знающей жалости Немезис, что не остановится, образно говоря, перед применением толовых шашек для ликвидации засоров в канализационных стояках.
   Мир стал деликатнее, и система взысканий за неадекватность тоже изменилась. Скорее всего, грешника уже не разорвут на части и не сожгут заживо. Система санкций опосредованнее и сложнее. Дадим царство - не дадим царство. Будет сопутствовать удача - не будет сопутствовать удача. Отправим на несколько лет в рабство - не отправим в рабство... А может, вообще дело ограничится принесением искупительных жертв, уплатой штрафа своего рода...
   Даже насилие над природой и сущностями природы, что ранее повлекло бы прямой ответ стихий, наказывается уже бескомпромиссной царицей-Герой через общество и с оглядкой на социальные нормы (вспомним злоключения впавшего в её немилость Геракла).
   Интересно, что несмотря на существенные изменения в своих функциях и свойствах, древние эгрегоры, ставшие Олимпийским пантеоном, сохранили непрерывность своих личностей: постоянство имен, религиозных ключей обращения, и вообще некое "ядро", что позволяет говорить об одном и том же Гермесе, будь он пастух и разбойник древнейших времён или изощрённый экономист, юрист, мистик-интеллектуал и жулик поздней античности. А если уж какое-то божество исчезало, было свергнуто, то тут не только непрерывности имени не остаётся - мифы прямо расскажут о войнах и переделе сфер влияния между богами, как во время памятной титаномахии.
   Люди и человечество, носители то есть эгрегоров, пережили огромные изменения за тысячи лет истории. Цивилизации вырастали и рушились, археологические культуры сменяли одна другую, письменность рождалась и забывалась, а потом возникала принципиально новая! Как удалось на этом фоне сохранить эгрегорам столь долгую консервативную непрерывность?
   Кажется, такая устойчивость была наперёд задана их происхождением, о котором мы можем порассуждать на основе письменных мифологических сидетельств "музовдохновенного" труда Гесиода. Раз отец у младших олимпийцев Зевс, то выходит, что младшие боги представляют собой проекции Разума как такового, космического разума в самом общем смысле на какие-то иные силы и принципы, олицетворяемые многочисленными жёнами развратника-Зевса.
   Принципы эти оказываются при ближайшем рассмотрении очень значительными и авторитетными. Вот у девы Афины родительница - титанида Метида, Мысль как таковая. Если мы вполне можем говорить об идиотских мыслях , о мыслях безумных, о хаотичных мыслях, то мысль и разум штуки заведомо разные. Мысль как способ отражения реальности, кстати свойственна и огромному числу животных, причём не только таким умным, как дельфины, обезьяны, собаки... От отца Афина получает упорядоченность, алгоритм разума, а от мамы - психоэнергетический обособленный ресурс мышления как такового, ресурс мысли как стихии, как пронизывающей всё энергии (основанной, если что, на электрических и химических процессах в живых нервных клетках).
   У Дики-справедливости, как мы помним, мама - само Равновесие, у Муз - Память-Мнемосина. В лице Паллады, Дики, Муз перед нами предстаёт разумное осознание некоторых основополагающих свойств Вселенной.
   Другая группа богов произошла в результате связи Зевса с разными аспектами порождающей силы живой природы. С царицей Герой связаны Арес-агрессор и Гефест-ремесленник, с малоазийской Лето - Аполлон и Артемис. Эти славные и красивые близняшки выступают замечательной взаимодополнительной парой. Один из них пользуется ресурсом огненной и солнечной, янской энергии, другая - водной и лунной, иньской.
   Третьи произошли от Дия, совокупившегося с сущностями, обладавшими большим автономным ресурсом природных объектов, с титаническими сущностями младших поколений. Таков Гермес, чья родительница - горная нимфа Майя, одна из Плеяд.
   Забавная сложилась картина: все младшие олимпийцы обладают разумом и, пожалуй, представляют собой различные частные аспекты Разума, что не удивительно, если у тебя папаша сам Зевс. С другой стороны, они связаны через своих матушек с определёнными физическими или природными энергиями, что обеспечивает их ресурсную независимость, немалый суверенитет, основанный на веских энергетических аргументах. Космический Разум разделил себя в своих детях на части и отказался от непосредственного и прямого контроля над деятельностью этих новых своих частей, отдельных своих аспектов.
   Люди, взаимодействующие с "новыми богами" должны были сохранять баланс с природой, и с "экологией" и с "физикой" по-прежнему, но осуществлялось это взаимодействие уже через сложный "ментальный интерфейс", включающий в себя явления сугубо социальной энергетической циркуляции. Охотник я, например, никуда не годный, а жареного мяса поесть люблю в избытке. Дисбаланс? Зато я ремесленник прекрасный, и за мою страсть к обжорству "расплатится" с Артемидой Гефест, которого я чту и всей своей добросовестной работой прославляю! А ещё Гермес, если за качественную работу мне деньги платят. С таким пантеоном и в таком обществе вполне возможно существование людей, не являющихся полностью самодостаточными перед лицом беспощадной природы. Нет нужды уметь спать в голом виде на морозе из-за отключения тепла или рвать добычу зубами на части, потому, что в магазин колбасу не завозят. Достаточно в каком-то одном смысле быть сильным, в каком-то одном аспекте социально полезным. Быть специалистом попросту. Ну не посылали они там у себя конструкторов авиадвигателей, кораблей многовёсельных то есть, пни корчевать, содержало их общество, и в денежном, и в психоэнергетическом смысле.
   Общий же баланс всей цивилизации и всего пантеона должен был постоянно "сводить" конечно же тот кто всем правит, и соответственно за всё отвечает, "царь людей и богов, глава олимпийской семьи богов..."
   Много чего мог великий Дий, только глобальные законы сохранения и равновесия нарушать не мог. "Не мог" во всех смыслах: и прав не имел, и физической возможности, так как сам в первую голову и подчинялся мировым законам.

"Громораскатный, владыка державный, судья воздаятель,

Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей."

   До чего метко обрисовал ситуацию Гомер! Он и "громораскатный" и "владыка". Много чего бывшей супруге рассказывает, планы строит, проектами делится. Звучным таким голосом, могучим и раскатистым, вещает. Ну что вы хотели, Царь! А Фемида сидит, и час, и другой. Слушает. Потом как скажет! Тихим таким голосом. И что интересно, нелокализованным каким-то, будто само Пространство сразу отовсюду с тобой заговорило. Никому ничего не повторяет Фемида. Но Дию и не надо повторять. Её слова он не пропустит. Задумается. Вскипит океаном мыслей... Тысячи способов есть у Зевса на счёт того, как делать. А на счёт того, что должно быть в итоге - всё тихим голосом уже сказано. Вот такая она, нелёгкая царская свобода. Сплошная осознанная необходимость!
   Ой! Для нас-то, за две тысячи лет привыкших к Системе коллективной Безответственности, неожиданность и странность по ходу рассказа образовалась.
   Ещё разок: люди и боги обладают свободной волей. Мы (и люди и боги) можем нарушать и постоянно нарушаем равновесие, но не можем радикально нарушить закон равновесия ввиду действия закона сохранения. Если мы нарушаем равновесие, то обязаны его восстановить, а если не восстанавливаем, то всё равно восстанавливаем в принудительном порядке: командир, как говорится, всегда прав...
   Дальше. Социальные боги, частичные эгрегоры социума, представляют собой для человека этого социума постатейные обязательства, графы, можно сказать, бухгалтерской отчётности по поддержанию энергетического равновесия с обществом (в пределах социальных функций богов) и с силами природы (ресурсная часть божественных эгрегоров).
   В наших собственных интересах быть в милости у Аполлона, то есть по крайней мере не вредить Культуре и Искусству, в милости у Артемиды, то есть не заниматься варварскими способами охоты и не заниматься враньём в области религии, в милости у Деметры, то есть не насиловать почву избыточными минеральными удобрениями и пестицидами, в милости у Геры, то есть не разрушать места обитания всяческих леших и полевых, в милости у Афины, то есть соблюдать важные с её точки зрения писаные законы нашего общества, в милости у Зевса, то есть - стыдно сказать, какая ветхая банальщина! - не лжесвидетельствовать в суде и по жизни называть вещи своими именами, в милости у Гермеса, то есть оплатить удовольствия, полученные от нашего денежного преуспеяния... ну и так далее.
   Если попробуем игнорировать свои обязательства перед социальной частью божества, не расплатимся на сознательной и добровольной основе, то гарантом взыскания с позорного неплательщика незамедлит выступить уже ресурсная часть эгрегора. Для начала нечестивца просто "обвампирят" в соответствующем спектре тонких энергий. Афина устроит труднообъяснимые для нынешней Безответственности мучительные сновидения и головные боли, Гермес - вирусные инфекции слизистых рта, носа и глаз, Аполлон - высокую температуру, и т.д., и т.п. Для особо отвратительных нечестивцев у богов, как мы помним, припасены вещи посерьёзней, - стрелы прекрасных близняшек, копьё Афины, меч Ареса... Дубина Геракла, на худой конец.
   Сами боги тоже связаны законами сохранения и равновесия, и должны оплачивать возникшие обязательства перед людьми, например после принятия жертвы, и друг перед другом. И, наконец, глобальный баланс обеспечивает непосредственно царь Зевс непосредственно перед Фемидой. Способов поддержания гармонии внутри единого целого у него было много: вразумления, уговоры, обман... Но ежели припекло, то и молнией по башке!
   Вообще-то большинство наших социальных поступков достаточно формальны. Ну, допустим, отпустил прокурор жулика за взятку. Он же этим действием ни у кого последнюю еду не отобрал, никого не убил, ни на чьё здоровье не покушался, эпидемий чумы в стране не вызвал. Так что согласно титаническим религиям преследовать его и не за что. Око, так сказать, никому не выбито, зуб ничей не сломан. Вот если бы он кишки кому-то самолично выпустил, тогда понятное дело, кровная месть, плёткой Немезиды ему по заднице!
   Поистине, великое достижение олимпийцев и иных социальных эгрегоров состояло в том, что они заставили нас, людей, отвечать за эти сугубо формальные, "непрямые" действия по суровым законам природы, привязали социальные явления к ресурсам и законам природы, сделали человека жёстко ответственным за социальные действия и социальную неадекватность. Ну а как иначе можно было общественное здание соорудить? Без ответственности получалось бы не здание, а какой-то покосившийся переполненный деревянный туалет, как у нас сейчас.
   Структурно развёрнутый олимпийский пантеон, таким образом, - это глобальная психоэнергетическая система личной ответственности за социальные действия, где гарантами ответственности перед Обществом и Природой являются в конечном счёте основные физические законы нашей Вселенной.
   Заметим, это система ответственности, а не система гарантированного процветания отдельных людей-любимчиков или неких избранных народов непонятно за какие заслуги и непонятно за чей счёт. Герои мифов, да и совершенно исторические персонажи, терявшие чувство юмора и чувство соответствия, нередко попадали в очень неприятные истории из-за возникшей задолженности.
   Все мы с юных лет помним историю про бедолагу Актеона. Но помним почему-то её краткий вариант. Жил-был охотник Актеон, увидел случайно голую Артемис, она обиделась, превратила его в оленя. Оленя разорвали собаки. Вот какими жестокими были боги.
   История будет выглядеть гораздо понятнее, если её пересказать немного подробней [5].
   Жил да был Актеон, черезвычайно удачливый охотник. Не знали промаха его стрелы, дичь, создавалось впечатление, будто сама бежала в грамотно расставленные на звериных тропах силки. Не наносили ему вреда клыки вепрей, на которых он в разное время в разных местах охотился. Видать, тесно взаимодействовал он с богами, находясь в плотном религиозном контакте. Иначе не смог бы увидеть обнаженную Артемис во время купания, так как для этого нужно было, кастанедовски говоря, определённое положение точки сборки занимать.
   Постоял он, посмотрел на купание богини. "Ничего бы не случилось, - пишет Роберт Грейвс, - если бы он не похвастался своим спутникам, что видел обнаженную Артемиду".
   Вот оно что! Ему бы жертву принести за вчерашнюю охоту! А он с отрицательным балансом вступил в прямой визуальный контакт с богиней. Помните, про Ромула, "в благоговейном ужасе стоял я рядом с ним и молился, чтобы не зачлось мне во грех, что смотрю на него..." ("откатывал" молитвой назад Ромулу энергию, сразу и без задержек). Не рекомендуется вступать в прямое и непосредственное взаимодействие с богами. Для такого общения нужно не просто задолженностей не иметь. Психоэнергетика человека должна быть прямо-таки в идеальном, в безупречном состоянии, иначе слишком многим рискуешь. Тиресий вон ослеп, увидев то ли Афину, то ли Геру во всём блеске. А одна неумная женщина погибла, заставив Зевса показать ей всё, на что тот был способен.
   Наш незадачливый Актеон и был, скорее всего, в минусе, и попал после невольного свидания в катастрофический минус. Вместо принесения жертвы напился, как водится, с друзьями вина, и давай с пьяных глаз, разбазаривая эмоциональный и словесный ресурс ещё больше, Артемидины прелести сотрапезникам живописать. Артемис, даже при всём своём благоволении к потерявшему адекватность парню просто не могла долго выгребать против законов сохранения и равновесия. Убийство людей для принесения самому себе жертвы было у богов под запретом, и принудительное взыскание было произведено действительно очень жестоким способом в обход этого закона. По-кастанедовски говоря, точке сборки Актеона был даден колоссальный пинок, в результате чего тот и превратился в оленя, попал в позицию травоядного животного. А уж оно выступило в качестве принудительной жертвы для лунной охотницы. Восстановлен баланс!
   Не только личности, но и народы, терявшие чувство ответственности и почтения к своим собственным законам и связанным с законами эгрегорам, подвергались серьёзным взысканиям.
   Когда при Кесаре Тиберии начались политические процессы по статье об оскорблении величия, многие склонные к стукачеству подонки этим воспользовались. Такая публика во все времена одинаковая, что в тридцатом году, что в тысяча девятьсот тридцать седьмом.
   И вот решил один подонок, рассказывает Тацит, поднажиться на политическом обвинении одного состоятельного человека (по закону сообщивший о преступлении получал существенную долю из конфискованных средств преступника). Для этого он тратит не один месяц, чтобы набиться в приятели к будущей жертве, заводит дружеские отношения, несколько раз приглашает домой, потихоньку провоцирует откровенные разговоры про императора. В решающий день приглашает жертву домой, а двое сообщников стукача прячутся в хитро устроенную дома нишу (!), чтобы подслушать нелестные отзывы про Тиберия. Всё у троицы прошло успешно: что нужно они услышали и побежали стучать...
   Ну не дураки ли древнеримские стукачи! Их было трое, а тот один. Пошли бы, сговорились и наврали, будто бы тот что-то там насчёт Тиберия нелестно... Сколько бы времени сэкономили! Ээээ... Это мы сейчас привыкли, что в судах можно напропалую брехать, лишь бы тебя прямо на месте с явной брехнёй за руку не поймали. А и поймают, всё равно всё реально в шутку перевести: "ошибся, забыл, буду строить защиту по другому..." Это мы привыкли, что правило "не лжесвидетельствуй" существует для придурковатых хороших парней, а умные плохие парни над этим анахронизмом даже не смеются - просто не понимают, что это такое. А вот древнеримские плохие парни, готовые за сотню сестерциев на родного отца настучать, похоже, очень хорошо понимали, что "не лжесвидетельствуй" - не дурость какая-нибудь, а правило техники безопасности. Уголовное дело-то, скорее всего, к самому олицетворению римского правосудия, к Императору попало. И плохие парни предоставили возможность лжесвидетельствовать хорошему, если тот захочет. Мол, не помню, не говорил. Давай, бреши в глаза Императору, перед алтарём Юпитера. Хороший парень врать в суде тем более не стал, и был казнён.
   Нет, конечно были времена в Риме судов и судей примерно таких же, как и у нас сейчас, а то и ещё чуть-чуть позорнее. Когда бедный человек не мог выиграть дела, будь на его стороне хоть триста свидетелей и все двенадцать таблиц с законами. Когда суды были в основном для того, чтобы отбирать друг у друга капусту, настриженную на вымогательстве и воровстве в армии, в провинциях и в Риме.
   Таким судам связь с Юпитером была, ясное дело, ни к чему. Они, наоборот, за отделение культа от госаппарата выступали, атеисты почти все... Интересно, что при этом даже терминологически они избегали прямо называться судами. Ёрзали с помощью слов, словно заранее выгораживали самих себя, примерно в таком духе: "Комиссия по разбору разборок проконсулов в провинции такой-то", "Всаднический комитет по рассуживанию...", "Временное уголовное бюро по засуживанию...". Нет, не помогло... Таки не избежали ответственности. Тогда вам не сейчас!
   Тем хуже, что боги от этой публики отвернулись. У богов глаз на затылке нет, и взыскание распределялось по большим площадям, а не по отдельным особо нечестивым личностям.
   Если вкратце, дело было так. Некая группа крючкотворов и прощелыг из мажоров решила притянуть за уши к ответственности с помощью карманных продажных магистратов и судов, в которых сами они со своими деверьками большей частью и заседали, неоднократного спасителя отечества Гая Мария. Марию пришлось, спасаясь от смерти, скитаться и скрываться, но по возвращении Мария в Рим никто из бывших в Риме недругов Мария не остался в живых. К Марию в избиениях врагов примкнула куча негодяев, чьи бесчинства на время остались безнаказанными, так как "суды" всецело подчинялись уже Марию. Марий вскоре умер, а из его бывших союзников никто не остался в живых, так как сторонники Суллы разыскивали их по всему Средиземноморью и срубали головы, заодно срубая головы и посторонним людям, у которых просто было что отобрать... Ну а потом из этих сторонников почти никто..., потому что цезарианцы... А ещё Красс, нагревшийся на конфискациях при Сулле так, что стал богатейшим человеком Рима, в походе погиб, парфяне отрезали ему голову и бросили в бурдюк с кровью... а Цезаря забили кинжалами... а голову Цицерона, тоже сына своего времени по части продажности, на Форуме выставили..., а тот кто выставил, и считал, что ему сам чёрт не брат, между прочим, в итоге покончил с собой... Финал истории: к правлению Августа все некогда знатные, влиятельные и богатые фамилии и люди Рима были почти полностью уничтожены, и никогда более не обрели былой роли в государстве. На первые места выдвинулись те, кто был раньше победнее и поскромнее, и кстати, по былой незначительности, не марался в "судах" и не был "судьями" времён Мария, Суллы, Первого и Второго триумвирата.
   Август, укрепившись у власти, последовательно выступил за слияние госаппарата и культа. Всячески потворствовал то есть сакрализации государственных и общественных институтов, напрягал жрецов, привязывал это хозяйство, по старинке, к богам, понимая, что "отделение церкви от государства" нужно только тем проходимцам, которые собираются лишить государство сакральной поддержки, лишить психоэнергетического ресурса, и под это дело нахапать побольше денег и побольше народу в расход пустить. А вот если "церковь от государства" не отделена, то попробуй хапни сверх меры: против тебя будет вся психоэнергетика страны.
   И что, был результат у этого "возвращения отеческих богов"? Судите сами: среди множества закнодательных актов Август принял закон о несостоятельных должниках. Смысл его в том, что должник, отдавший свои деньги и продавший недвижимость в зачёт долга, и поклявшийся, что у него больше ничего нет, освобождался от уплаты оставшейся части долга. А всё что он заработает и наживёт после, уже не могло переходить к кредитору.
   Да не был Август дураком, не был! Был он в государственных делах хладнокровный до жестокости, разумный, адекватный, практичный... Это сейчас бы очередь выстроилась поклясться, что у них ничего нет. А тогда такие фокусы не прокатывали. Как-то почти никто не хотел клясться, что у него больше ничего нет, когда у него что-то ещё на самом деле было... В страхе тогда жили. В обоснованном страхе. Ну очень, очень неблагоприятно складывался ход жизненных событий у клятвопреступников в мало-мальски здоровом обществе.
   Кто в показаньях с намереньем лжёт и неправо клянётся,
   Тот, справедливость разя, самого себя ранит жестоко.
   Жалким, ничтожным у мужа такого бывает потомство;
   А доброклятвенный муж и потомков оставит хороших.
   То есть, по мнению Гесиода клятвопреступники и лжесвидетели производят на свет выродков и элиминируются из человеческой популяции в результате социального естественного отбора. Ничего не скажешь, омерзительная перспектива для любого нормального человека. Легче зарубить хоть на каменных скрижалях, хоть у себя на носу: "Не лжесвидетельствуй!", и жить спокойно.
   О, жестокий языческий мир!
   Жестокость доходила до того, что во времена процветания социальных пантеонов даже жульничество и воровство подвергались своего рода сакральному лицензированию. Воруешь? Это же с твоей стороны маленькое покушение на устои общества. Рассчитайся с обществом энергетически - приноси жертвы покровителю разбойников Гермесу. С другой стороны, воровство - инструмент наказания рублём впавших в немилость богов неплательщиков. У неплательщиков воровать можно, и Гермий в этом окажет всяческое содействие. Но попробуй-ка рискни стащить деньги у уважаемого человека с положительным балансом... Поймают, побьют, а потом месяц будешь страдать от насморка, герпеса и коньюктивита. Вот и заботились все до последнего жулика о том, чтобы быть угодными богам. Хранить то есть психоэнергетическое равновесие.
   А если равновесие успешно сохраняешь, что же, можешь жульничать где угодно и сколько влезет? Как-то аморально получается. Увы, нет: опять проклятая языческая несвобода за голо берёт. Знай своё место, жулик и разбойник! Место твоё на базаре, на большой дороге, в порту. Опыт же жульничества в других областях, подконтрольных старшим богам, наверняка будет плачевным.
   В наши мутные годы, например, немало есть сектантских лидеров, вполне успешно жульничающих именем Христа. Люди в секты идут, с имуществом расстаются, квартиры продают, и всё для будущего спасения своих грешных душ. Государство, "отделённое от церкви", и, кажется вообще от любых проявлений жизни людей, прижать к ногтю эту публику не может. Жертвы-то добровольно квартиры в жертву приносят. И текущий бог гневаться не собирается. У него "не судите, и не судимы будете", а плохим ребятам мы после страшного суда из пенсии за грехи вычеты сделаем. Лет четыреста назад поотшибала бы продувным малым рога Святая Инквизиция, но сейчас не те времена. Не зря протестанты свою кровь проливали. Гуманизм победил, права человека, свобода собраний...
   А теперь представьте, что в городе Эфесе, неподалёку от знаменитого храма, кто-то начал жульничать именем Артемиды. И трясти с сограждан под это дело деньги, естественно не располагая никакой санкцией со стороны самой богини. Которая "носила лук и стрелы и, как её брат, могла насылать чуму и быструю смерть на людей, а также лечить их" [5]. Да не обязательно именем божества жульничать. Достаточно заняться социально заметным враньём в вопросах религии. Это будет покушение на саму Дику-Правду. А социальная функция у Артемис - вооруженная охрана этой самой олимпийской традиции, вполне похвальной традиции жить без вранья, хотя бы в основополагающих вопросах.
   Вот и не водилось религиозных жуликов как явления. Если и были такие, то погибали рано, не оставив следа в истории. До поры. Пришла пора - и как раз в Эфесе некоторое время успешно работал подобный жулик, и не мелкого разлива. Не за деньги работал, а из идейных соображений, искренне и пылко распространял Враньё и Безответственность, возведённые в ранг религиозных принципов. Апостол Павел звался. Адепты Артемис по поводу этого Павла даже на демонстрацию вышли. "Велика, - кричали, - Артемида Эфесская!". И ни чем жулик не заболел. Даже радикулит его не разбил. Потому как эти события были, знаем мы, после воскресения Христова. На стороне религиозных жуликов уже был новый хозяин положения.
   И ещё представьте: античный художник, Апеллес какой-нибудь, начал вдруг рисовать фиолетовый треугольник в белый горошек и говорить, что это и есть настоящее произведение искусства, просто новейшее слово в культуре Эллады, а отсталые земляки его не понимают. Земляки его скрутят и поведут в храм Аполлона, причитая, что такой хороший художник вдруг чокнулся. Ещё и жертвы за его избавление от безумия принесут. Ну не было в античности зелёных трапеций и малиновых кругов в искусстве. Никто их не выдавал за шедевры, да и не смог бы выдать при всём желании. Искусство-то возникло ещё в каменном веке как технология отождествления с объектами, существами и силами природы, как способ познания мира. Если исчезает содержание, правда в искусстве, то оно теряет свою реальную магию, реальную миссию и реальную власть, превращается в жульничество и собачью чепуху. Вот Аполлон и стоял потихоньку на страже правды в искусстве. Чтобы не казалась малиной жизнь тех античных бездарей и дегенератов, у которых хватало наглости мнить себя художниками.
   Сейчас груда битого кирпича, куча кривых ржавых железяк, ворох мятой бумаги могут занять место в художественной галерее, а создатели таких "произведений" даже умудряются получать за это деньги. А критики живут тем, что объясняют публике, почему именно этот маразм и есть настоящее современное искусство.
   Поставим интересный вопрос: а что будет с этой "искуствоведческой" паразитирующей на человечестве группой товарищей, если Аполлон вдруг возьмёт, да и проснётся? Ну, начнёт эгрегор мощно реагировать на выходки своих носителей, мозги всем и каждому вправлять. Один раз ведь уже почти было разбудили Феба. И была эпоха Возрождения временем великих свершений в искусстве. Лишена была эта эпоха достижений типа новаторских коричневых шестиугольников.
   Как отреагируют активные Зевс, Аполлон и Гермес на "экспериментальные программы" в школах, принятые только потому, что автор является чьим-то деверем, и гадящие в мозги миллионов детей своей безграмотностью? Это для Минобразования "экспериментальный учебник", а по-олимпийски говоря - покушение на Разум в святая святых Разума - в образовании! Распространение безалаберности мышления, и не от матершинника дяди Васи к пьянице дяде Пете, а массово и централизованно, с использованием Печатного слова и Государственной Власти... Хм...Громкие какие слова выходят... Аж смешно!
   Куда денутся религиозные жулики, если у Артемис появятся силы натянуть, как в былые годы, свой лук?
   Вопрос совсем не праздный. Сами отцы-основатели теологического Киселя обещали пробуждение старых хозяев. Они же бессмертные. Никуда не делись. Просто на пару тысяч лет залипли в эту своеобразную энергетическую жижу. А насилие над естеством вселенной бесконечно продолжаться не может. Когда-нибудь, отдавали себе отчёт благодетели человечества, Безответственность придёт к неразрешимому ресурсному кризису и кончится, развалится. Ну, первый ангел вострубит, потом второй. третий, пятый, всадники разновсякие поскачут... И пойдет, признавались религиозные и моральные светочи цивилизации, лавинообразное взыскание всех накопившихся неплатежей. Это будущее принудительное приведение уже изначально гниловатой духовно-социальной системы в равновесие с природой и основополагающими законами мироздания они назвали Страшным Судом. То есть, всё что они наделали в глобальной психоэнергетике, надо будет, признавали они, переделывать, причём в процессе переделки не удастся избежать катастроф, таких кто-то наделал глупостей в самом начале, где-то около 33-го г. н.э. Не иначе, какой-нибудь Злыдень мировой под руку толкал...
   Но суд этот, право, не для всех страшный. Страшно, это когда приезжает комплексная проверка в совхоз, где урожай сгнил, технику растащили, кредиты пропили... Начинают оборудование и мебель конторы по списку проверять. Должен быть диван за инвентарным номером таким-то. А его-то по пьяной лавочке давно сожгли: курили и случайно уронили бычок. Ревизор и спрашивает: где диван? А ему несут с чердака табуретку с отломанной ногой и говорят: вот! А на недоумённо поднятую ревизорскую бровь двигают такую речь: "Милейший! Чужая контора-потёмки. Это с вашей субъективной точки зрения, обусловленной привычными для вас условностями и стереотипами табуретка не может быть диваном. А ведь абсолютной истины не существует..." После этого вместо ревизора уже точно прокурор приедет. А там и милиция, а там и исполнители... Страшно?
   Впрочем, зря мы всё иносказательными байками иносказательно изъясняемся. Вполне реальные ревизоры, кажется, вполне реально подъезжают и помаленьку берутся за конкретную работу. Ещё несколько лет назад их приезд считался либо мифологическим вымыслом (пусть какие-нибудь свидетели Ёговы эту чепуху друг другу рассказывают), либо абстрактным будущим, которое к нам отношения не имеет.
   В году 1999-м по случаю десятилетия объединения Германии брали журналисты многочисленные интервью у восточных и западных немцев. Экономическими успехами объединения и те и другие единодушно не были довольны, и в этом друг друга понимали. Но звучал со стороны ГДР-овцев один дикий и глупый вопрос. Не вопрос даже, а смешная и нелепая претензия к "западному менталитету". "Почему, - спрашивали граждане бывшего тоталитарного государства, - вы сделали враньё основным инструментом политики?" А дети победившего капитализма, улыбаясь разводили руками: "А почему это вас так волнует? Давайте думать о рабочих местах, о том, чтобы йогуртов, колбасок и пива на востоке стало так же много, как и на западе. А вы с абстрактной чепухой в головах. Политика... Враньё..."
   Может быть, из пионерского детства вынес восточный Ганс уверенность, что обманывать нехорошо...Может, дедушка у него был богобоязненный католик. Может быть, максималистская Марксистко-ленинская юность подсказывала бывшему комсомольцу, что нельзя спокойно относиться к тому, что брехня становится краеугольным камнем и фундаментом социальной жизни. Может быть, прошлый печальный опыт уже показал ему, что ложь и надувательство на общегосударственном уровне продолжаться вечно не могут...
   Начало третьего тысячелетия заставляет задуматься над суеверными опасениями отсталого восточного Ганса перед Большим Враньём. Ночью на кухне, по совковой традиции, прямо в мировом масштабе и призадумаемся. Будемте следить, дамы и господа за климатическими сводками из Европы и с восточного побережья северной Америки! Если скажут, что виной тут "глобальное потепление", не верьте. Это попсовое пугало, "глобальное потепление". Общее количество тепла, которое планета получает, и которое отдаёт в космос, меняется, конечно, но крайне медленно. Тепловой баланс то есть сохраняется у нашей планетки. И сдвинуть его ой-ой как непросто. Поэтому, если поджарило летом-2003 Солнышко старушку-Европу, то на общем количестве тепла на планете это ну никак не скажется, а для равновесия должны и холода наступить... Скорее всего там же, в Европе. Будет засуха, будет и дождик...
   Что же, без "глобального потепления" тайфуны бывают в тропической части Атлантики, на юге, а из-за "глобального потепления" сильно смещаются к северу, к Нью-йорку, к Вашингтону, к Канаде? Теплее, теплее... А про "глобальное потепление" да всё новые и новые столкновения астероидов с Землёй пусть CNN психопатичным американским аборигенам рассказывает. В то время, пока в очередной стране очередного "Бен-Ладена" и очередное "Оружие массового уничтожения" ищут. А кстати, кто ядерное оружие применял? Сколько-сколько тогда народу заживо сожгли? Да-да, в августе 1945г. С тех пор ведь никто и никогда... Не применял! Так кого человечеству надо бояться? Ну да, Бен-Ладена, Санта-клауса и Мики-Мауса... Работай, CNN, работай. Мети пургу про новое "глобальное потепление" из-за "проблемы - 2000". Может, под свист пурги все и забудут, кто его, чёртово это оружие, применил, а теперь сам его повсюду в мире ищет. Вот общегосударственный склероз, блин...
   В невозвратное прошлое ушли времена Торквемад и Лойол. Теологический Кисель, служители которого окончательно "обобщечеловечились" со склерозом справиться не в состоянии. К кризису он пришёл, кисель, сдал мировую политику, экономику, финансы, средства массовой информации. Их трясёт огромными пузырями истерии, надуваемыми с помощью разнообразных, так сказать, CNN-ов в головах и сердцах сотен миллионов жителей планеты. И на демонологическом языке христианских попов виновники этих колоссальных истерик вполне чёткую прописку и название имеют (мы, к примеру называем эти психоэнергетические конструкции Большими Американскими Бесами). Но слышали ли вы, чтобы главные попы с высоких трибун называли вещи своими именами? И не услышите. Ведь попы - тоже политики. У них мирская задача - социальная стабильность и духовное благополучие паствы. А духовная миссия у них совсем мудрёная - это, как его там, "трансцендентальное утверждение в вечности" да "приуготовление к будущей космической катастрофе..." Стыдно и смешно в наш просвещённый век громко о приземлённом, о научно недоказуемом, будто какое-то государство бесам (не с нашей, повторимся, с их собственной точки зрения) продалось. К тому же у этого государства так много денег, так много!
   Так кто там у нас из старых богов по средствам массовой информации? А по части государственной политики и Дики-Правды кто? А ведь этот "кто" по положению в пантеоне старшой. К примеру, что Колебателю Тверди он скажет, то тот и сделает... А циклонами он может рулить непосредственно и прямо. И при "потеплении", и при "похолодании". Не зря назывался в былые времена "Зевс-тучегонитель". Как раз через него ментальные действия в царствах-государствах и связаны с метеорологией. Не столь уж короткой, но очень прочной верёвочкой.
   И страдает
   Целый народ за нечестье царей, злоумышленно правду
   Неправосудьем своим от прямого пути отклонивших.
  
   Целому городу часто в ответе бывать приходилось
   За человека, который грешит и творит беззаконье.
  
   Беды великие сводит им с неба владыка Кронион,-
   Голод совместно с чумой. Исчезают со света народы.
   Женщины больше детей не рожают, и гибнут дома их
   Предначертаньем владыки богов, олимпийского Зевса.
   Или же губит у них он обильное войско, иль рушит
   Стены у города, либо им в море суда потопляет.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"