Север А. : другие произведения.

О Братьях, старших и младших

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    До чего можно додуматься, глядя на звезды...


  
   А. СЕВЕР
   О БРАТЬЯХ, СТАРШИХ И МЛАДШИХ.
   Проблемы первого и последующих контактов.
  
  
   Я люблю аналогии. Они помогают понять нечто субъективно сложное, объясняя это нечто через что-то субъективно простое. Либо помогают обратить внимание на ту часть объекта аналогии, которая обычно от внимания ускользает.
   И вот, я придумал аналогию. Простую и легкую.
   Живут где-то в Тихом океане, на маленьком острове дикари, племя дикое и тупое. Прошу аборигенов Тихого океана на меня не обижаться, никого из них конкретно в виду не имею, просто океан этот самый большой. Так вот, племя настолько тупое и дикое, что постоянно шумит внутри себя, происходят стычки и разборки, появляются и пропадают мелкие кланы, и все не могут договориться, как им на этом островке жить. Соседние острова далеко, да у дикарей и лодок-то толковых нет, едва-едва смогли добраться до соседней скалы, торчащей из моря, потоптались на ней чуть, и вернулись обратно.
   Вот тут я скажу, для тех, кто еще не догадался, что этот островок - аналогия нашей планеты. Это у нас нет порядка, это мы все выясняем отношения, и считаем высадку на Луну величайшим достижением. На фоне Вселенной, да и хотя бы галактики, смотримся мы мелко и глупо.
  
   Так вот, о чем я. Начну с шаманов. Шаманы на этом острове, да и простой народ, вдруг подумали, что вот живут они сами по себе, а в океане ведь еще куча островов, и многие, очень многие из этих островов даже видно, где-то там, на горизонте, а если забраться на гору повыше, то еще больше островов видать. И шаманы говорят, что острова эти должны быть похожи на этот остров, и все там так же, и трава, и деревья. Тогда должны быть там и другие племена, другие дикари и, что самое интересное, можно им весточку послать и, может, ответа дождаться.
   И начинают тут шаманы разные хитрые способы придумывать, как связь наладить. Начинают, естественно, с разведения большого костра. Ночью чтоб ярко полыхал, днем чтоб дыма побольше было. Потом, по новой методе, начинают головы в дым совать, чтоб мысли транслировались. Но ответа никак не дождутся. И вот уже сомнения возникают, а не одни ли они в океане? Время идет, прогресс движется. Начинают дикари стучать в большие-пребольшие барабаны, вдруг, хоть на соседнем острове, да услышат. При этом самый умный шаман сказал, что звук-то не мгновенно распространяется, ему время надо, чтоб до дальних островов долететь, а потом еще и обратно столько же. Вот и ждут дикари ответа, а его все нет и нет. Все больше сторонников идеи, что нет никого в океане больше, одно только это племя. А прогресс движется дальше, и вот уже шаманы бросают в море долбленные кокосы, с заложенными внутрь посланиями на тростниковой бумаге - авось, доплывет до кого-нибудь кокос. А там уже этот кто-нибудь как-нибудь в каракулях разберется и пришлет в ответ бревно какое, или, если дикари попадутся поумнее, то и бутылку глиняную.
   А ответа все нет и нет. Уже большинство и интерес потеряло, уже и думать забыло про дикарей далеких, своих проблем полно. Но есть, правда, еще энтузиасты, которые на высоких горах дежурят, смотрят в горизонт - вдруг, где огонек сверкнет. Есть еще шаманы, которые по берегу в песке роются, в попытках найти посылку от соседей, а другие все уши напрягают - вдруг, барабан где застучит?
   Естественно, невдомек им, бедным, что весь Тихий океан уже обжит, что соседний остров объявлен заповедником, а вон тот, вдалеке, купил какой-то богатей и отдыхает на нем две недели в году. Совсем недалеко плывут пароходы, под ними подводные лодки, над ними летят самолеты, а еще выше - спутники. И кругом связь, и радио, и Интернет, и телевидение, а дикари и не знают всего этого. И недоумевают, почему никто на их сигналы не отвечает. Богатей сидит на острове и тоже недоумевает, чего это дикари в барабаны стучат. А ученые у себя в кабинетах спорят, зачем дикари голову в дым суют, и есть ли от этого польза, а ехать и спросить у самих аборигенов что-то лень, да и далеко.
   А еще может быть и такое, что смотрят дикари на пролетающие самолеты и думают: большая птица, однако. Смотрят на подводную лодку, что рядом проплыла, и думают: большая рыба, однако. Смотрят на далекий пароход и думают: плавающие острова, однако. И невдомек им, почему барабанного боя с соседних островов не слышно.
   Может, все таки повезет им, и другие дикари, на недалеком острове окажутся? Вот будет радость, если приплывут они на большом плоту и поделятся какой-нибудь умной мыслью. Например, как острогу лучше сделать, да как грибы сушить. Вот тогда прогресс пойдет!
  
   Тяжело дикарям на острове. Никто не отзывается, никто не плывет. Некоторые шаманы даже говорят, что нет других племен совсем. И быть не должно. Вот здесь у нас и банан растет, и речка течет, и рыба ловится. А солнце встает на востоке, и на западе садится. А вон на те острова если посмотреть, то солнце к ним вечером очень близко садится, так там, наверное, очень жарко, и людям там жить невозможно. А еще и не факт, что банан там растет, и речки там может и не быть, и рыба тоже не везде есть. Как же жить там человеку? Так что сидите, дикари, на своем острове, и радуйтесь. Жизни.
   А вот еще кто-то говорит, что остров этот, лучшее место на Земле, как специально для их племени придуман: и вода есть пресная, и фрукты съедобные, и животные вкусные, если знать, как приготовить. И солнце светит столько, сколько нужно, и море теплое, и трава мягкая. Уж не специально ли кто так все подстроил? Уж не для них ли, для дикарей все сделано? Кем-то умным и большим? Ух, интересные мысли в голову лезут, когда с соседних островов барабанного боя не слышно.
  
   А вот теперь вспомню я о тех, кто на острове не живет. О тех, кто уже цивилизацией себя считает и на дикарей островных свысока глядит. Как на отсталых, бедных и беззащитных. Потому мало кому интересных и мало кем замечаемых. Ну, летят самолеты, плывут мимо пароходы и подводные лодки. Даже постреливают друг в друга иногда, но дикарей не трогают, потому как островок их маленький и далеко от всех важных мест. Даже ученые серьезных академий сюда не заглядывают, потому как все интересное о дикарях уже выяснили, сидят себе по кабинетам и статьи пишут.
   Чего дикарям бояться? От братьев их старших? Ну, хотя бы того, что вдруг на острове обнаружится нефть. Или чего-нибудь еще такого, сырого-стратегического. Дикарям в этом случае не позавидуешь. Прилетят, приплывут, выгонят всех на дальний конец острова, срубят половину деревьев, перекопают половину острова, потом бросят кучу хлама ненужного, нефтяную пленку у берега, и уедут. Может, спасибо скажут.
   Если все будет добрее, то прилетят, спросят разрешения, и даже заплатят. А что дикари понимают в нефти? Они сначала от "первого контакта" в прострацию впадут, радоваться будут, венки из цветов на шею вешать. Потом, естественно, разрешат нефть забрать - им то она зачем, черная и грязная? А если им за нефть стальные ножи, да колокольчики с зеркалами пообещают, плясать начнут и продадутся с хижинами и скотом. А потом, когда поймут, поздно уже будет, уже ни золота не останется, ни урана. И оставят дикарей опять одних, кому они голые нужны будут?
   Это еще не все. Бояться есть много чего. Мир ведь вокруг крутится, это только дикари ничего не замечают. А вдруг на соседнем острове кто-то захочет ядерный полигон устроить? Шаманы потом скажут, что вот такой вот природный катаклизм. Бог на нас гневается. А если вдруг мировая война, и островок этот стратегически важным окажется? Кто дикарей спросит, хотят ли они тут у себя военный аэродром иметь, и кто им расскажет, что сверхточные ракеты в их хижины по ошибке попадают? А то и просто опомнятся ученые старички из академий, примчатся на большом вертолете, и будут изучать дикарей пристально, на охоту вместе проситься, да амулеты на сувениры воровать. Много хорошего может приключиться с дикарями в Тихом океане.
  
   Я не верю тем, кто говорил раньше, и говорит сейчас, что высокоразвитая космическая цивилизация будет обязательно гуманной и рассудительной. Что будет она относиться ко всякой жизни как к святому и неприкосновенному. Европейская цивилизация была, несомненно, выше, и "цивилизованней", и гуманнее, чем цивилизации всех индейцев в Америках. И в жертву людей уже не приносили, и бога нашли милосердного и всепрощающего, и картины какие красивые писали, и книги какие замечательные сочиняли. О судьбах человечества уже спорили, о всеобщем равенстве мысли возникали. Однако, не помешало это никому и индейцев народами вырезать, и рабов из Африки завозить, даже не считая, сколько их там в трюме. И сейчас что, далеко мы продвинулись? Господа американцы, считая свое технологическое превосходство признаком истинной цивилизации, разве являются более порядочной, гуманной и во всех смыслах "высшей" силой по отношению к не так уж сильно отставшему Ираку?
   А не случится ли такого, что прилетят к нам в один прекрасный день такие же вот "демократизаторы" из созвездия Ориона и скажут: вот во всей галактике уже давно единые правительства на всех планетах, а у вас еще до сих пор стран почти двести. Будьте добры, приведите за год все в соответствие космическим нормам. И не успеем мы за год, даже если абсолютное большинство людей на планете будет "за". И сочтут инопланетяне это признаком диктатуры правящих верхов, финансовых воротил и каких-то там тайных международных групп. И прилетят к нам с бомбами и ракетами наводить порядок, попутно растопят полярные льды, погубят дельфинов, китов и треть населения планеты. А потом бодро на галактическом совете доложат, что еще одна планета возвращена на путь свободы и процветания, избавлена от угнетения своими правительствами, там наведен порядок и мир во всем мире. И еще скажут, что это все делалось для нас, ради нас, и во исполнение наших желаний.
   А если вспомнить индейцев, то и мы, земляне, всей кучей можем попасть в такую же ситуацию. Понравится вдруг какой-то инопланетной расе наш климат, и пейзажи, и рыбалка. Выселят нас всех в Австралию, в резервацию, дадут огненной воды сколько угодно, и будем мы блюсти традиции предков. А потом, через пару тысячу лет, инопланетяне опомнятся, извинятся, скажут, простите, мы сделали вам плохо. Дадут нам свое гражданство, позволят поступать в свои университеты, даже привилегий каких-нибудь достанется, наверное. Ощутим мы себя гражданами другой, более великой нации, и будем им вечно благодарны. Только, скорее всего, уже не вспомним ни Пушкина, ни Гагарина. Убережет ли нас кто-нибудь от этого?
  
   Возвращаясь обратно, к дикарям на острове. Чуть изменим ситуацию к лучшему. Вдруг, где-то рядом есть другие дикари, чуть поумнее, чуть посерьезнее. Они, эти дикари, плавают вокруг острова на странных предметах, даже против ветра и против течения, очень быстро и очень непонятно. Делают что-то странное, но на контакт не идут. От плотов уплывают, а то и под воду ныряют неожиданно. Бывает, так же неожиданно из воды выныривают. Что хотят - непонятно. Чего добиваются - неизвестно. Даже неизвестно, если ли они вообще, а то некоторые шаманы говорят, что это просто духи балуются, а никаких других дикарей нет. И это вот было просто бревно, а никакая не лодка, а вон там не аквалангист никакой, а просто зверь такой морской, жутко редкий.
   И что? Как на это все смотреть? Тем более, что кто-то говорит, что разговаривал с пришельцами, и они поведали ему что-то про радио, и про Интернет, но все это такое непонятное, смутное, простыми дикарскими словами необъяснимое, что кажется полным бредом и сумасшествием. Какая уж тут вера этим "контактерам". А если над ними кто-то еще и пошутил, да рассказал бедным аборигенам птолемеевскую картину мира, с эпициклами и небесными сферами, и те потом пытались донести новообретенное знание до своих соплеменников, используя словарный запас в три тысячи слов... Тяжело бедным дикарям. Как тут отличить ложь от правды, настоящего контактера от самопридуманного, кита в море от подводной лодки?
   А что делать, если резиновую лодку с мотором на берег выбросит, да еще и с мертвой собакой внутри? Шаманы в ужас впадут, в безумие, все исследовать и изучать кинутся, пытаться понять, да людям объяснить, что это такое, да зачем оно, да из чего сделано. А собаке, на острове если ее не водится, видимо придется роль брата по разуму сыграть. А что, у ней ведь тоже голова, руки, ноги. Ну, хвост, правда, но мало ли там что, на других островах.
   Логично подумать, что упади на землю инопланетный корабль, очень мало шансов, что земляне тут же совершат мощный научный прорыв, используя технологии пришельцев. И то, что, опять же возвращаясь к американцам, у них там что-то в пустыне сбили, и после этого стали на авиабазах интересные самолеты появляться, секретные материалы всякие... Для этого нужно, как минимум, два условия: чтобы технологически инопланетяне мыслили в сходном с нашим направлении, (а не в сторону, например, генетического вывода самолета из одуванчика) и чтобы разница в технологическом развитии составляла лет пятьдесят-сто максимум. Шансы, как я уже сказал, очень малы.
   На разнице лет задержусь. Подробнее. Ведь что происходит? Пятьдесят лет назад у нас не было компьютеров, сотовых телефонов, Интернета, противокорабельных ракет, спутников-шпионов, спутников связи, суперклея и Microsoft. Реактивные самолеты только-только начали летать, ракета, достреливающая до орбиты, была сверхсекретной и считалась сверхдостижением. Сто лет назад у нас только-только появилось радио, едва взлетел первый самолет, и кое у кого даже загорелись в домах электрические лампочки. Не было пенициллина, полиэтиленовых пакетов, и автомобили о пробках не могли даже в фантастических романах мечтать. Сто пятьдесят лет назад... что там говорить. Не было почти ничего, из того, что кажется необходимым сейчас. Двести лет назад даже телеграф показался бы гигантским скачком для человечества, хоть и маленьким устройством для одного человека. Поэтому, когда я где-то в книге читаю, как земляне установили контакт с инопланетной расой, обогнавшей нас в развитии на три тысячи (две, пять, десять, сто) лет, и начала с ними взаимовыгодные отношения, я вспоминаю про дикарей на острове. У нас с ними разница как раз где-то пять тысяч лет. Давайте установим с ними взаимовыгодные отношения. Будем их уважать и прислушиваться к их мнению в споре о единой теории поля.
   Если на остров к дикарям попадет гаечный ключ, вещь, наверняка кажущаяся простой простому современному человеку, абсолютно простой и бесхитростной, железякой, какую на заводе делают, не помышляя ни о каких высоких технологиях, то дикарь впадет в ступор. Что ему скажет о нашей цивилизации этот гаечный ключ? Внушит уважение? Он и металла то никогда не видел, не то что болта-гайки. Каким ему образом, скажите, надо думать, какие логические связи построить, что бы осознать, пусть даже с помощью всех шаманов племени, что у него в руках? И как это применяется?
   Хорошо, не будем о дикарях, нам нужны умные люди. Поставим рядом Ломоносова и Л. Да Винчи. Дадим им самолет реактивный, большой, российского производства, скажем, А-50, полностью исправный, да посреди леса. Даже если эти господа запустят пару компьютеров и радаров, стоящих на борту этого чуда с тарелкой на крыше, (с учетом, конечно, того, что даже Ломоносов не разберется в непонятных надписях, пусть и на русском языке), я сомневаюсь, что они поймут такой простой факт, что перед ними самолет. Ну разве реально опознать в этом монстре что-то летающее, человеку, который не видел не дюраль, ни плексиглас? Даже если пронзит их вспышка озарения, если поймут они, зачем крылья, что они полезного для себя и для человечества найдут в этом самолете? Идею дальнего радиолокационного обнаружения в этой здоровой штуке не осознает даже такой спаренный великолепный мозг, даже будь у него приблизительное понятие о радиоволнах.
   Я просто хочу сказать, что, готовясь к встрече с иным разумом, даже надеясь на лучшее, надо предполагать, что их технологии будут нам не понятны не только в смысле исполнения, но и даже в смысле самой идеи. Нам будут, скорее всего, непонятны и неизвестны даже те проблемы, решать которые призваны попавшиеся на глаза и в руки технологии. Дикари даже вилку пластиковую одноразовую сочтут чудом и непонятным, и невероятным. Несмотря на то, что есть умеют.
  
   Строю свою дорогу дальше. Я начал с того, что никто на контакт с дикарями не идет, потом притормозил на том, что на контакт идут, но как-то странно, и на том, что контакт технологий возможен, но пользы от него маловато. И вот следующая остановка.
   К дикарям приплыли другие дикари, которые уже додумались до лодок и паруса, налаживать отношения. Разница в мысленных процессах, о чудо, невелика, технологии чуть лучше. То есть, все-таки понятны, тем более, если терпеливо объяснить. Радостная встреча, одиночества в Тихом океане больше нет, может, и мироздание станет чуть понятнее.
   И что? Вот вам парус, пользуйтесь? И все тайны мироздания открыты теперь? "Старшие" дикари начинают учить "младших". О том, что неправильным духам они поклоняются, неправильные амулеты делают. Что на самом деле солнце - не засыпает на ночь, а умирает, а на следующий день новое рождается. Что земля на самом деле не на трех китах и не плоская, а полусфера, и на черепахе. "Младшие" дикари слушают, раскрыв рот, и понимают, что ничего-то они в этом мире и не понимали, а вон оно как все на самом деле! Спасибо, братья старшие!
   А через сколько-то лет приплывают другие "старшие", теперь уже на огромных лодках, со многими парусами, и говорят новые вещи. Что бог-то на самом деле всего один, что земля - шар, а солнце с планетами вокруг него крутится. А звезды - не духи, вниз смотрящие, а точки на хрустальном небесном своде. Нате вам в подтверждение слов этих крест, помолитесь ему, в боге вся правда. И все племя начинает усиленно молиться, ведь старшие ошибаться не могут, вон они какие умные.
   Это еще что, приплывают тут новые "старшие", уже на железном корабле, и говорят, что никакого бога нет, а есть Карл, Фридрих и Владимир. И вот этот-то Владимир знает больше, чем любой бог. И правильно, когда не у каждого своя хижина, а когда у всех хижины общие, и топоры общие, и даже юбки из пальмовых листьев тоже общие. Вот когда вы все это поймете и сделаете, тоже будете плавать на железных кораблях и есть железными вилками. Что ж вы задумались? Скорее учитесь читать, да конспектируйте все, что Владимир для вас, неразумных написал.
   Жалко бедных дикарей.
  
   Жалко потому, что если приплывут ребята сразу на железном корабле, скажут, что и бог есть, и наука есть. А еще есть "Орбит", который надо обязательно после еды, а еще есть "Спрайт", без которого жажда замучает, и есть шампунь, чтоб волосы были красивыми и без перхоти. И для женщин есть много интересного, и для мужчин по отдельности. И есть телевидение, которое нужно обязательно смотреть, чтобы не пропустить появление нового корма для кошек. И, небольшое дополнение, нужны доллары, которые обязательно нужны, чтобы купить это все. А нет у вас долларов, то вы и не люди, а так, дикари. Сидите себе, и мучайтесь перхотью. Ну, только если что-то продать из того, что у вас есть ненужного. Вот у вас тут лес, можно деревья порубить. Ну, статуэток глиняных побольше понаделайте, авось кто купит, как сувенир. А если к вам еще кто приплывет, вы тут развлеките туриста, песенку спойте, танец спляшите.
   А что о братстве, о ценностях всеобщих? Да, конечно. Все люди в Тихом океане равноправны. И законы есть, и все будет по-честному для всех. Только доллары для адвокатов готовьте. Побольше.
   А, хотите знать, как мир устроен? Ну, добро пожаловать в наш университет. Всего пару тысяч долларов за год.
   Что, хотите жить не по тридцать лет, а по восемьдесят? Да, наша медицина ушла далеко вперед, по сравнению с вашей. Копите доллары и приезжайте в наши клиники.
   Что делать бедным дикарям? Надеяться на то, что кто-то где-то организует фонд помощи аборигенам такого-то острова? И что деньги из этого фонда, собранные за пять лет, уйдут не на новую машину его председателю? Уж не лучше дикарям как-нибудь самим? Без жвачки и колы?
  
   Правда, все может быть не так плохо. Ну, действительно, может же такое случиться, что те люди, приплывшие на железных лодках, окажутся деликатными и разумными. Помогут и словом, и делом. Где надо - посоветуют, где возможно - проведут электричество. Позволят иметь представительство в ООН и право голоса, выделят даже национальную зону Интернета, которую можно будет продать выгодно лет на десять, пока своих компьютеров на острове всего четыре штуки.
   Но хочется спросить, и это можно сделать даже сейчас, обратившись к любому реальному племени, проживающему в Тихом океане: каково это, жить, понимая, что ваш народ, ваша история и ваша культура ничего не значат? Что во всемирной истории ваш народ удостоится упоминания даже не по собственному названию, а лишь в куче с кем-то, что-то вроде "различные племена южной части Тихого океана"? Что несмотря на весь ум шаманов и храбрость охотников, народ ваш никогда не был и никогда не будет сколь-нибудь значимым на мировой арене. Что улучшаемая веками практика создания костяных крючков для рыбалки никому не нужна, и что великолепная, как когда-то казалось, посуда из глины не интересует даже неразборчивых коллекционеров. Что сказания предков не имеют культурной ценности не то что по сравнению с Толстым, но и по сравнению с тысячи лет назад умершим Гомером. Что ничего нового, оставаясь в рамках своей островной жизни, ваш народ не принесет в мировую копилку достижений. Вся дальнейшая жизнь видится только в поголовном переходе жителей острова на чужой язык, переодевании в чужую одежду и принятии чужого образа поведения. Только так вас примут в "цивилизованном" мире, потому, что никому не интересен ваш язык из трех тысяч слов, и потому, что чужие женщины терпеть не могут косточек, продетых в нос.
   А что самое неприятное, так это понимание того, что практически любая страна мира, даже далеко не самая сильная, даже из тех, с которой мало считаются ее соседи, может приехать с ротой солдат и парой танков и просто стереть ваше племя с лица земли. А даже просто по недоразумению. Потом извинятся перед мировым сообществом и скажут, что перепутали с кем-то. И все забудут. Даже в энциклопедии не запишут этот инцидент, потому как малозначителен и неинтересен. Мало ли островов в Тихом океане.
  
   Дальше идет дорога. Вдруг, повезло дикарям, и придумали они парус. Построили большую лодку и отправились путешествовать. Нашли другой остров, где живут другие дикари, до путешествий еще не доросшие. И еще один, и еще такой же, ну и еще несколько. И вот что интересно: на всех этих островах люди проводят время в пении и танцах, сочиняют стихи и лепят фигурки из глины, разводят кур и радуются жизни.
   И не воюют между собой. Говорят, что раньше воевали, много горя терпели, а потом как-то договорились, перестали спорить, стали жить в братстве и радости. А оружие все разломали и выкинули, и даже забыли, как оно делается. Говорят, что мир должен быть во всем Тихом океане по их разумению, и чтоб не относились к ним, как к кровожадным тварям, все оружие и устранили. Готовясь к встрече с более разумным, и, естественно, более добрым племенем.
   И так на всех островах. Куда ни приплыви. Задумались тут дикари, что ж это они одни, получается, во всем Тихом океане друг дружку на острове резали да на кланы разбивались? Только он и занимались придумыванием новых, более убойных каменных топоров и костяных копий? Что им делать, самым умным дикарям-то, с парусом и копьем? Срочно разоружаться?
   Да еще чего. А вот как людоеды с дальних берегов приплывут, да без разбора жрать всех начнут? И мирных, и не очень? Что, если они не воспримут принцип всеобщего мира и гуманизма? Что, если и разговаривать не захотят? Кому нужны будут тогда те, кто оружие свое разломал и стихи сочинять начал? Успеют ли они вновь научиться сражаться, или так и сгинут?
   Конечно, не факт, что приплывут людоеды завтра, или послезавтра, да и что вообще приплывут, но океан большой, берегов у него много. Мало ли что встретиться может на пути путешественника. Готовым надо быть ко всему.
   А то еще шаманы некоторые говорят, что если долго топор улучшать, то можно такой придумать, что всю планету можно без людей одним ударом оставить. Великие цивилизации, если придумают такой топор, то никогда воевать друг с другом не станут. Они же не глупые.
  
   Ну, и еще одна остановка. Тот самый волнующий миг, то самое заветное событие, когда лодка дикарей первый раз встречает чью-то другую лодку. Как тут вести себя? Вроде все живут в одном океане, вроде похожи почти. Но с чего начинать-то? Сблизились лодки, стоят друг напротив друга капитаны, и в недоумении они. Что сделать, чтоб и в тебя копье не кинули, и понять, стоит ли кинуть копье первым? Что это вот они смеются? Радуются, что встретились, или надсмехаются некрасиво над бородой капитана? Поднять руки, показать, что нет в них оружия? А вдруг этот жест они истолкуют, как оскорбление? Один капитан скажет "здрасте", а другому послышится "убью тебя"? Яблоко один протянет, как жест доброй воли, а другой подумает - отравить хотят. А может, плюнуть в них, как раз и будет воспринято с благосклонностью?
   Тяжело будет дикарям при первой встрече, ох тяжело. Это им еще повезло, что они люди, и те и другие. Хоть такие понятия, как "есть" и "пить" имеются общие. Хоть есть руки, которыми можно показывать жесты, и голос, которым можно говорить слова. И интонации есть спокойные и угрожающие. И если один замахнется топором, то второй поймет, что с ним хотят сделать. А если у одного есть лук, а другой его никогда не видел?
  
   Как говорится, хорошо тем, кто умеет думать, и плохо тем, кто не умеет не думать. Чем больше я думаю, тем больше понимаю, что дорога у дикарей бесконечная, и остановок на ней множество. Да почти все темные и мрачные, притоны да кабаки, с разбойниками да мошенниками. Тяжело будет добраться до лазурного берега с теплой водой и черепахами.
   Удачи им.
  
  

(с) 2005 А. Север.

Май 2005г. О братьях.

версия 1.0 (com. sci.) 05.2005

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"