Сергичев Николай : другие произведения.

За что не любят социализм?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто за социализм, кто против социализма... А почему против социализма?..

-- Николай Сергичев (Атта)
-- За что не любят социализм.
Серия: "Аналекты"


            "...в теории в общем-то понятно, каким образом мы придём к Эре Кольца, описанной в "Туманности Андромеды": во-первых, во всех странах Земли побеждают социалистические революции, во-вторых, все страны, объединяются в мировую республику Советов, в-третьих, благодаря техническому прогрессу исчезают различия между городом и деревней и между людьми умственного и физического труда, в-четвёртых, решаем все земные экологические проблемы и выходим в дальний космос. И вот мы здесь...".
           
            Так начинается статья Екатерины Богатырёвой "На пути к Туманности Андромеды", опубликованная на "дзене" по адресу:
            https://dzen.ru/a/ZEPBwwro-QRM7TLW
           
            На что сразу можно ответить, что ничего хорошего, кроме плохого, из подобной затеи не выйдет. Можно свергнуть власть богатых, передать землю и все средства производства в общественную собственность, учредить выборное коллегиальное правительство, состоящее исключительно из трудящихся, более того - из рабочих... Как вдруг оказывается, что среди наших рабочих есть труженики и лодыри, мастера и бракоделы, инициативные и плывущие по течению. Оглянуться не успеешь, как уже среди рабочих появятся новые "сильные" и "слабые", богатые и бедные, счастливчики и неудачники... Словом, всё вернётся на круги своя.
            Но не спешите - оказывается, у дамы данная ситуация предусмотрена:
           
            "Но, очень интересно посмотреть, как преобразуется жизнь людей при переходе от социализма к коммунизму и какие формы она принимает. В этом нам поможет статья нашего замечательного писателя-соцреалиста Всеволода Кочетова "Герои наших дней" от 1959 г."
           
            Сразу предупредим, что статью Всеволода Кочетова в интернете вы не найдёте. "Гугл" тут вам не в помощь по той простой причине, что никому не пришло в голову выложить её отдельно. Нам, чтобы с ней ознакомиться, пришлось скачать авторский сборник "Эстафета поколений". К счастью, находить её и скачивать совсем не обязательно - дама так раздёргала искомую статью на цитаты, что оригинал можно и вовсе не читать.
           
            Всеволод Кочетов на заводе технических спиртов в городе Дзержинске, 1959 год []
           
            И так, каким образом Всеволод Кочетов в 1959 году, а следом за ним Екатерина Богатырёва в первой четверти века нынешнего предлагают нам строить коммунизм?
           
            "Появились вот такие интересные особенности: со шкафчиков работников в бытовках исчезли замки. До того как цех стал цехом коммунистического труда, на шкафчиках висели самые разные замки, от изящных до амбарных, но кражи иногда случались. С ноября 1958 г. замки убрали и кражи прекратились. Причём замки сняли не все одновременно, некоторые ещё опасались за сохранность имущества".
            (с) Екатерина Богатырёва, "На пути к Туманности Андромеды".
           
            Возникает вопрос: с чего это вдруг? "Крыса" на то и "крыса", чтобы воровать у своих - на воровском жаргоне "крысячить". Причём воровать у своих, иначе "крысячить" она будет при любом общественном строе: и при коммунизме, и при капитализме, и даже при раннем феодализме сразу после распада Римской Империи. С какого такого перепугу она должна "перековаться"-перевоспитаться? Оказывается, вот почему:
           
            "Но после того, как работники цеха установили принцип: "Весь коллектив отвечает за поступки каждого, и каждый отвечает за них перед коллективом" -- кражи прекратились, наступило новое отношение к труду".
            (с) Екатерина Богатырёва, "На пути к Туманности Андромеды".
           
            По-нашему, по-простому это называется "круговая порука". Как в императорском Китае, когда сажали не только самого преступника, но и его соседей - за то, что от преступления не удержали, и заблаговременно не донесли. "Если преступление совершает один, десять семей становятся несчастными", - гласит китайская пословица. Властям, понятно, удобно - не надо содержать полицию и проводить оперативно-розыскные мероприятия. Что особенно характерно для Китая, с его перенаселённостью - десятью семьями больше, десятью семьями меньше... Зато подданным каково? Нет уж! За своё отвечу, отсижу - а чужого ты мне не шей, гражданин начальник.
            Это - с одной стороны. А с другой, даже сейчас, при капитализме в той или иной форме каждый отвечает за весь коллектив, а коллектив отвечает за поступки каждого. Недобросовестный работник запросто сможет подвести всех, нарушив производственную цепочку и сорвав поставки. Автору этих строк не забыть, каким вежливым и предупредительным сделался начальник, когда нам предстояла срочная отгрузка продукции.
            Зато "крыс" нигде не любят - даже при раннем феодализме сразу после распада Римской Империи. Первый раз, когда коллеги-сотрудники не ждут подлянки, в чужой шкафчик можно успешно залезть. Зато потом, будучи начеку, окружающие станут приглядываться друг к другу. Рано или поздно зарвавшуюся "крысу" поймают. А поймав будут бить. Может быть, даже ногами.
           
            "В цехе навели и поддерживали безукоризненную чистоту и принесли большое количество зелёных растений, за которыми ухаживали как мужчины, так и женщины".
            (с) Екатерина Богатырёва, "На пути к Туманности Андромеды".
           
            Чистота и порядок в производственных помещениях - требования не идеологии, а технологии. У нас на предприятии для этого существует специальная инспекция, которая ходит, проверяет - как планово, так и внезапно. Точно так же у нас растут растения - как в лабораториях, так и в коридорах и на лестничных площадках. Немало растений и на территории - ёлочки и сосны, клёны, можжевельник, барвинок и лесная земляника. А, помимо растений в горшках, в некоторых лабораториях стоят аквариумы с водяными растениями и рыбками. В этом плане капитализм даёт фору социализму.
           
            "Также коллектив принял на себя обязательство: "Не допускать никаких аморальных поступков в ни быту, ни на производстве, ни в общественных местах". Только один работник за три месяца пришёл на рабочее место нетрезвым и было это в нерабочее время. Решением коллектива попросили дирекцию завода перевести оступившегося товарища на три месяца на нижеоплачиваемую должность. Через три месяца безукоризненного поведения товарищ подаст заявку на имя коллектива и его восстановление обсудят".
            (с) Екатерина Богатырёва, "На пути к Туманности Андромеды".
           
            У нас за систематическое появление на рабочем месте в нетрезвом виде сняли ни кого-нибудь, а главного инженера. Года за три до того у нас сменился собственник, а вместе с ним и администрация - упомянутый главный инженер был в числе "специально приглашённых звёзд". Теоретически новый директор должен был бы защищать "своего человека" - так нет же, сняли как миленького. А что до рядовых сотрудников, то на первый раз следует вежливое предупреждение, во второй - выговор с занесением и написанием "объяснительный", а в третий раз предложат на выбор: "по собственному желанию" или приказом. Разница в том, что занимается этим не трудовой коллектив, а администрация.
           
            "Разговор наш в цехе происходил перед школьными каникулами. Поэтому мне рассказали и о той тревоге, которую испытывали некоторые родители за отметки своих малолетних сынов и дочерей. ... А потому, что успехи и неуспехи детей за каждую очередную четверть решено было обсуждать на собрании коллектива цеха. За двойки легкомысленных Шуриков и Танечек предстояло краснеть их папашам и мамашам".
            (с) Всеволод Кочетов, "Герои наших дней".
           
            А вот это, товарищи, уже откровенный перебор. По работе вы имеете право и должны с меня спрашивать - на то она и работа, мне за неё деньги платят. А вот моя жизнь за проходной - это, "чиста конкретно", моя жизнь за проходной. Это элементарно не ваше дело - как и чем я живу, и как конкретно учится мой ребёнок.
            К тому же в разных семьях к ситуации и относятся по-разному. Где-то от ребёнка требуют стопроцентной успеваемости. Где-то как на самого ребёнка, так и на его успеваемость банально машут рукой. А где-то требовать - требуют, но понимают, что ребёнок - это, всего лишь ребёнок. Он может что-то не понять, заиграться, отвлечься... Среди детей, как и среди взрослых имеются как свои "физики" - те, кому лучше даются точные науки, так и свои "лирики" - имеющие склонность к наукам гуманитарным. Словом, случайная "двойка" для маленького человека - вещь совершенно естественная, которую ни в коем случае не следует превращать в трагедию. Главное - не превратить её в систему.
            И вообще:
            - За что "двойку" получил?
            - Не смог найти синус прямого угла, папа!
            - Как? Так, до сих пор и не нашли? Ровно тридцать лет назад меня спрашивали о том же самом...
            Наконец, каким образом вы предлагаете решать проблему? Предположим, папу при всех обругают на собрании - он вернётся домой и обругает сына. Или не обругает - в зависимости от отношения к проблеме. Штука в том, что он его обругает или не обругает по любому - поскольку ребёнок-неуч никому не нужен. Словом, перед нами, помимо того, что это - абсолютно беспардонное вторжение в личную жизнь, откровенно дурацкая и совершенно бессмысленная затея.
            И, коль скоро мы коснулись этой темы. У нас на работе существует стенд "Бессмертный полк". Имеется и стенд-выставка детских рисунков. Вот только сейчас - при капитализме, участие и в том и в другом стендах - дело абсолютно добровольное. Заставлять тебя ни коллеги, ни администрация предприятия не имеют права.
           
            "Из городской школы N 33, подшефной заводу, раз в неделю по средам приходит девятый класс. Школьникам доверяли производить несложные операции и обучали. Ребятам нравились "трудовые" среды, они боялись их пропустить, а причина пропуска была одна: двойки. Двоечники не допускались, исправишь оценку -- приходи".
            (с) Всеволод Кочетов, "Герои наших дней"
           
            Ситуация спорная. С одной стороны, детям в цеху, на производстве делать абсолютно нечего - разве что путаться под ногами, отвлекая серьёзных людей от дела, срывая производственные планы, портя сложные, тонко настраиваемые приборы, с риском стать причиной нешуточной аварии. Не говоря о том, что далеко не всем ребятам так уж интересна химия. Верно - мы пополняем кадры за счёт студентов профильных ВУЗ'ов. Вот только в нашем случае на производство придёт худо-бедно подготовленный человек - знакомый с теорией процесса и умеющий работать с приборами.
            Один из наших ведущих инженеров, заведующий лабораторией не первый год выезжает на студентах. Набирает толковых ребят, учит их - потом они работают, а он за них деньги получает. Самая настоящая капиталистическая эксплуатация, причём студенты, что характерно, не в обиде. Все, прошедшие школу прохиндея-"ведущего" сделались высококлассными, хорошо зарабатывающими специалистами.
            С другой стороны, автор этих строк свои первые в жизни тридцать два рубля заработал именно на производстве. Очередная фантазия Михаила Горбачёва, решившего, что школьников следует приучать к общественно-полезному труду на промышленных предприятиях. Ездили мы на завод не по средам, а по четвергам, причём ездили все - как отличники, так и двоечники. Успеваемость по школьным предметам - одно дело, а успехи на производстве - совсем другое.
            Опять же, от школьников требуют, чтобы они были чуть ли не идеальными - доступ на производство разрешён только отличникам. А что в "трудовую среду" делать двоечнику? В школу он не пойдёт - стрёмно, да и занятий у его класса в этот день нет. Дома не останется - признаться родителям, что его не допустили до производства не менее стрёмно, да и делать дома решительно нечего. Значит, будет весь день шататься по улицам, маясь от скуки - или, связавшись с компанией таких же бедолаг, начнёт приставать к прохожим.
           
            "Но это ещё не всё, вот ещё одно обязательство: "Систематически повышать свой идейно-политический и культурно-технический уровень. За семилетие каждому имеющему начальное образование добиться получения не менее чем среднего, а половина из тех, кто имеет среднее техническое образование должна добиться высшего образования; те, кто имеет высшее образование, обязаны специализироваться в смежных областях техники. Инженерно-технические работники должны овладеть одним из иностранных языков". Коллектив решил учиться -- по просьбе рабочих в каждой смене заработал кружок текущей политики. 25 работников и работниц в цехе готовятся в ВУЗы, а 10 уже учатся".
            (с) Екатерина Богатырёва, "На пути к Туманности Андромеды".
           
            Идейно-политическое воспитание и кружок текущей политики - это, конечно же, полный вздор. Если я по убеждениям - коммунист, меня незачем агитировать за коммунизм. А если я - воцерковлённый православный христианин, меня незачем наставлять в православной вере. Впрочем, в те времена "пустую идеологию" любили. К тому же читать статьи и книги Маркса и Ленина, написанные до того нудным и тягомотным языком - та ещё задача.
            Что до собственно учёбы, то у нас и при капитализме учатся многие. Молодые специалисты, пришедшие к нам студентами-практикантами, продолжают учиться на вечернем и заочном отделениях - и учебные отпуска для сдачи экзаменов им предоставляют быстро, без вопросов и лишней нервотрёпки. Имеется аспирантура. Вот только, обратим особое внимание на этот момент: сейчас, при капитализме учёба - дело абсолютно добровольная. Никто не вправе обязать тебя учиться.
            А что делать тому, у кого нет времени на учёбу? Не забудем, что речь идёт о живых людях. Парню после работы захочется сходить на танцплощадку - на девушек посмотреть, себя показать. Ну, а девушка посетит туже танцплощадку с похожей целью. У взрослого человека - дом, семья, дети...
            Или если после работы ты занят неким собственным делом - пишешь книги, рисуешь картины, или сочиняешь музыку? В то время, когда писалась статья, значительный процент работников составляли ветераны Войны, которым было что рассказать молодёжи. Кто-то из молодых ребят может участвовать в самодеятельности - играть в ансамбле или театральном кружке, только не на родном предприятии, а где-то на стороне.
            Наконец, если кто-то из работников захочет серьёзно заняться теоретической химией - разработать состав с новыми свойствами или некую, предназначенную для производства тех же составов установку? Отказываться от интересного дела ради чужого, навязанного кем-то со стороны? Или посвящать в свои задумки окружающих, превращая личное своё дело в общее наше? Тоже не всякий захочет. Насколько приятнее сказать: эту установку для получения технического спирта разработал лично я - Ипполит Сидорович Подушкин, а не коллектив цеха номер восемь.
           
            "Многие овладевают новыми профессиями, не выходя из цеха. Например, аппаратчица комсомолка Маша Романова освоила четыре смежные профессии. И она такая была не одна. В цехе решили добиться, чтобы каждый работник мог заменить любого другого, и чтобы смена могла обходиться без начальника инженера, чтобы старшим в ней мог быть любой аппаратчик".
            (с) Всеволод Кочетов, "Герои наших дней"
           
            На этот случай у нас на работе имеются бесплатные курсы повышения квалификации. В начале двухтысячных, когда компьютеры были ещё в диковинку, а "гаджетов" не существовало вовсе, у нас на предприятии организовали курсы компьютерной грамотности. Вот тогда любой осознал бы преимущество капитализма перед социализмом. На городских компьютерных курсах, учёбу на которых ты оплачивал сам, из собственного кармана, каждому учащемуся выделялось собственное рабочее место с собственным компьютером. А на бесплатных курсах, организованных администрацией на работе, по принципу: "попроще и подешевле, всё равно пипл схавает", ученики сидели за компьютером по двое.
            Зато использовать работника с инженерным образованием в качестве простого рабочего, если только инженерные знания не требуются ему непосредственно по работе - неоправданное расточительство. Если смена способна обходиться без начальника-инженера - упомянутую смену следует, в полном составе, снимать с работы и выдвигать на руководящие должности.
           
            "А когда труд доставляет радость, жизнь идёт иначе, становится содержательной, разносторонней. Коллектив цеха пересмотрел все постановки местного драматического театра; чтобы послушать оперу, раза два в месяц химики выезжают на автобусах в Горький. Обсуждают новые книги. Родилась художественная самодеятельность".
            (с) Всеволод Кочетов, "Герои наших дней".
           
            Дело происходит, напомним, в 1959 году, когда у всех трудящихся был один-единственный выходной день - воскресенье. Начнём с того, что в выходной день тебе хочется элементарно отдохнуть. Проснуться утром, с удовольствием осознав, что никуда не надо бежать, а можно полчаса-час покемарить. Выспаться, побыть дома с семьёй, сделать мелкий ремонт и приборку, повозиться на садовом участке...
            Помимо этого, хочется элементарно отдохнуть от коллег - от одних и тех же рож... (ой, простите - физиономий), от одних и тех же, бесконечно повторяющихся проблем и разговоров. Сходить в кино или театр, посмотреть фильм или прослушать оперу не с сослуживцами, а с женой или любимой девушкой. Кстати: что будет, если у работающего в цехе технических спиртов мужа - своя культурная программа, а у работающей в сберкассе жены - своя? Да, вы же так семью развалите! Не говоря о том, что и вкусы у всех разные: одному нравится опера, другому - балет, третьему - гангстерский боевик с крутым сюжетом, а я вообще не хочу никуда ходить, а хочу весь день проваляться на диване, слушая музыку... Или там, сходить в соседний лес за грибами.
            Интересно, как именно они обсуждали просмотренные фильмы и прочитанные книги? Поделиться с приятелем впечатлением - это я и сейчас могу. Неподалёку от нашего предприятия находится некий ВУЗ. Как-то вечером, возвращаясь на автобусе с работы, своими ушами слышал, как три девчонки обсуждали театральную постановку. Вот и верь после этого, будто молодёжь у нас - бездуховная. А собирать специальное собрание, чтобы обсудить фильм "Вызов" с Юлией Пересильд или роман того же Кочетова "Журбины"? После работы, когда люди - уставшие, голодные?.. Да на такое собрание, как некогда на запорожский Войсковой Круг людей придётся, в буквальном смысле слова, загонять палками.
            Очень хочется написать, что даже сейчас - при капитализме, наш профком распространяет билеты в театр. Но не буду врать - на самом деле этого нет, билеты в театр наши театралы добывают самостоятельно. Зато экскурсии по городам "Золотого Кольца" наш профком организует - заодно распространяя среди сотрудников билеты на новогоднюю ёлку, в том числе и в Кремль. Снова, уже привычно замечу, что запись на экскурсию и приобретение билетов на ёлку - дело абсолютно добровольное. Сказать, что коллектив в полном составе ездил в Тверь или в Ярославль, у нас нельзя.
            Снова о преимуществах капитализма: в ту же Тверь экскурсанты тряслись на автобусе целых два с половиной часа. Автор этих строк на "ласточке" домчался за полтора. В самой Твери не только никто не требовал от него послушно ходить за экскурсоводом - три часа спустя, на той же "ласточке" он вернулся обратно. Не потому, что было мало времени - просто кое-кому понравилась симпатичная девушка-проводница, с которой кое-кто решил познакомиться.
            И о художественной самодеятельности: автор этих строк как-то набрёл в парке на компанию. Четверо парней в средневековой одежде, в длинных рубахах с подпоясками, в портах и сапогах увлечённо рубили друг друга мечами и топорами. Понятное дело, понарошку - хотя изображающего кровь томатного сока вылили изрядно. Двое, уже готовенькие, лежат на земле, выронив мечи и топоры, а оставшиеся двое сошлись в последней схватке. И тут же, на треноге установлена камера, за которой, на складном стульчике сидит бородатый толстяк - и, вполне по-режиссёрски, покрикивает на дерущихся.
           
            "...взялись за строительство жилого дома. Построили. Решили досрочно завершить строительство второго дома - на восемь квартир - и заложить третий. И сделать в конце концов так, чтобы в 1965 году ни один и цехе не смог пожаловаться на свои жилищные условия, чтобы, чтобы эти условия были достойны человека, работающего и живущего по коммунистически".
            (с) Всеволод Кочетов, "Герои наших дней".
           
            Ни Всеволод Кочетов, ни Екатерина Богатырёва не рассказали о том, как именно в 1959 году работники цеха технических спиртов возводили жилые дома. Ну, возвели и возвели. На самом деле ситуация заслуживает отдельного рассказа.
            Представьте, что вы отработали, от звонка до звонка, без мелочи девять часов - восемь часов обязательного рабочего времени, плюс сорокапятиминутный перерыв на обед. Уставший, голодный, злой, вы думаете только о том, как бы вернуться домой, к жене-детям, поесть и лечь в постель, вытянув ноги... Как вдруг выясняется, что после работы вы должны топать на стройку и вкалывать там ещё три часа, а то и все шесть часов. Не случайно горьковчане - а дело происходит в тогдашней горьковской области, в городе Дзержинске, называли подобный метод строительства "горьким методом".
            Могут возразить, что нынешняя ипотека не многим лучше. Мало того, что квартира стоит не один миллион - заёмщик обязан в течение пятнадцати, двадцати, а то и всех тридцати лет выплатить её тройную стоимость. Согласимся, что за упомянутые пятнадцать, двадцать, а то и тридцать лет с заёмщиком может случиться всякое - он потеряет работу и не сможет выплатить долг полностью.
            Ответим, что ипотека и прочие кредитные долги - дело абсолютно добровольное. Никто не справе заставить заёмщика взять деньги в долг. И что ипотека забирает деньги, но не время: потерянные деньги можно вернуть, а потерянное время - нет. И что каждый заёмщик платит только за себя - никто не вправе заставить его платить за другого, за коллегу или соседа. Наконец, заёмщик точно знает свои обязательства - сколько он уже заплатил, и сколько ему платить осталось. Никто не вправе заставить его платить лишнее...
            В восьмидесятые годы прошлого века существовало такое явление, как "стройотряды МЖК". Молодые парни и девушки, точно так же, после основной работы шли на стройку - чтобы обеспечить себя жильём. Вот только участие в "стройотряде МЖК" мало того, что было абсолютно добровольным - ещё и уговаривать приходилось, чтобы записали. Так же "стройотряды МЖК" возводили жилые дома для себя и только для себя. Полтора года приходилось жить в потогонном режиме, работая по четырнадцать часов в сутки. Зато потом вселился в новую квартиру - и свободен. И для любой девушки, имея отдельную квартиру, ты становился желанной партией.
            В статье Всеволода Кочетова речь идёт о небольшом провинциальном городке. Дома здесь тоже небольшие - двухподъездные, двухэтажные, на восемь квартир каждый. Вот они какие:
           
            Дом, построенный
           
            Чтобы построить такой дом, нужно не полтора года, а всего три-четыре месяца. Вот только подобная практика является обязательной и может тянуться бесконечно. В цех пришли новые работники, коллектив на собрании приговорил построить им новые дома... Хочешь - не хочешь, после работы опять придётся топать на стройку...
           
            "За время конкурса по рационализации и изобретательству в цехе было внедрено тридцать девять предложений, четыре серьёзных технических усовершенствования, что в итоге обеспечивает общий экономических эффект почти в девятьсот тысяч рублей".
            (с) Всеволод Кочетов, "Герои наших дней".
           
            Девятьсот тысяч - это старыми деньгами. Через два года Никита Сергеевич Хрущёв проведёт денежную реформу. В новых, "хрущёвских фантиках", прозванных так из-за малого размера, это составит девяносто тысяч, что согласимся, тоже неплохо.
            Вот только рационализаторство и изобретательство приветствовалось не только тогда - при социализме, но и сейчас - при капитализме. И если за мелкое рацпредложение ничего не платят, то за серьёзное техническое усовершенствование следует денежная выплата - очень небольшой процент от полученной прибыли, превращающийся, при окончательном расчёте, в не самую плохую прибавку к зарплате. Не говоря о том, что упомянутое техническое усовершенствование можно запатентовать, превратив небольшой процент от полученной прибыли в крупный. Ставим шиллинг против окурка, что в описанном в статье цехе технических спиртов изобретателям и рационализаторам ничего не платили.
           
            "Более тесное, дружеское общение, общие интересы, возникшие у людей цеха в последнее время, сплачивают их как бы в одну семью".
            (с) Всеволод Кочетов, "Герои наших дней".
           
            Так и хочется ответить: спасибо, не надо. В том смысле, что не надо нас сплачивать. В нашем, разобщённом мире каждый вправе самостоятельно заводить себе друзей - в том числе и из числа коллег по работе. Можно пригласить их к себе в гости, поговорить "за жизнь", пожаловаться на легкомысленного Шурика или Танечку и, в свою очередь, принять аналогичное приглашения. Но при этом никто не может заставить тебя поддерживать иные отношения, кроме служебных, с теми, кто тебе неприятен или не интересен.
            Более того. У тебя может быть один круг общения на работе. Совсем другой - дома в семье, с женой и родственниками как со своей, так и с её стороны. И третий круг общения - с друзьями по интересам, когда ты участвуешь в эльфийских ролёвках, ходишь на лодках по горным рекам, путешествуешь на машинах по льду Байкала... Здесь же тебя заставляют... Обратим внимание - именно заставляют жить каким-то колхозом, общиной, коммуной.
           
            "Вот так выглядит жизнь, когда хозяином в стране является пролетариат. Именно так выглядит стирание различий между людьми умственного и физического труда. Вот такие пути ведут к коммунистическому миру "Туманности Андромеды" и у нас есть ещё шанс эти пути проложить".
            (с) Екатерина Богатырёва, "На пути к Туманности Андромеды".
           
            Подведём итоги: нам предлагают заменить нашу индивидуальную жизнь - коллективной, наше личное "я" - общим "мы". При этом добрых две трети предлагаемых в статье преобразований попросту не нужна, поскольку они не зависят от общественно-экономической формации и существуют при капитализме так же, как существовали при социализме. А оставшаяся треть является ничем иным, как грубым вмешательством коллектива в личную жизнь. Если нам будет позволено употребить учёное слово: "резюмируя", то социализм-коммунизм - это строй, при котором у гражданина не остаётся никакой личной жизни, за исключением общественной.
            Вот за это самое социализм и не любят.
           
            P.S. Интересно, что тема получила неожиданное продолжение в романе того же Всеволода Кочетова "Секретарь обкома". Сын главного героя, потерявший жену в автомобильной аварии, оставшийся один с маленьким сыном на руках пытается организовать у себя в цехе "бригаду коммунистического труда". Даже жалуется отцу - упомянутому секретарю обкома на индивидуалистов, не желающих сплачиваться, сообща ездить в оперу ни на природу, рассказывать коллегам об успеваемости детей и строить им после работы дома. Заканчивается дело тем, что сын главного героя встречает хорошую девушку, женится на ней - и вместе с ней и сыном от первого брака обретает не коллективное, а индивидуальное счастье.

            (с) Atta, Москва, 04.09.2023



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"