Сергеев Иван Дмитриевич : другие произведения.

Даёшь апокалипсис, или Новый Иерусалим полковника Курца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Примером такой экранизации может послужить фильм Ф.Ф. Копполы "Апокалипсис сегодня", в основу которого, как известно, легла повесть английского писателя (поляка по национальности бывшего подданного Российской империи - теория трёх рукопожатий действует и в мире искусства!) Дж. Конрада "В сердце тьмы" рассказывающая об ужасах колониального завоевания Бельгийского Конго. Хотя, если честно, на фоне палаческих достижений XX века несколько отрубленных голов туземцев, висящих рядом с жилищем масты Курца, смотрятся как мелкое хулиганство... Однако не будем отвлекаться.


Даёшь апокалипсис, или Новый Иерусалим полковника Курца

   Экранизации вообще вещь сложная. Многие из них очень быстро проваливаются в небытие, другие навсегда остаются паразитировать на телах литературных произведений, порождая непрекращающиеся интернет-холивары на тему "книга лучше". И лишь немногие успешно обрывают пуповину и начинают жизнь самодостаточного произведения искусства.
   Примером такой экранизации может послужить фильм Ф.Ф. Копполы "Апокалипсис сегодня", в основу которого, как известно, легла повесть английского писателя (поляка по национальности бывшего подданного Российской империи - теория трёх рукопожатий действует и в мире искусства!) Дж. Конрада "В сердце тьмы" рассказывающая об ужасах колониального завоевания Бельгийского Конго. Хотя, если честно, на фоне палаческих достижений XX века несколько отрубленных голов туземцев, висящих рядом с жилищем масты Курца, смотрятся как мелкое хулиганство... Однако не будем отвлекаться.
   Фильм нисколько не испортило даже более чем вольное обращение режиссёра с текстом книги, губящее на корню столь многие экранизации, напротив, перенесение действия из XIX века в XX, с берегов реки Конго в джунгли охваченного войной Индокитая только придало ему остроты и актуальности. При всём при этом "Апокалипсис сегодня" - это не просто антивоенное кино, точно так же, как "В сердце тьмы" - не просто антиколониальный памфлет.
   Начнём с того, что война в фильме, при всём реализме и даже натурализме её изображения, является лишь фоном, декорациями для развёртывания событий. Вспомним тот момент, когда один из героев видит ночной бой, находясь под действием солидной дозы ЛСД. Осознанная вдруг ирреальность происходящего поражает. До конца фильма зрителя уже не отпускает ощущение, что все эти бои, бомбёжки и расстрелы - не более чем "бэд трип", порождение воспалённого, измученного сознания. Собственно говоря, нет никаких гарантий, что всё действие, разворачивающееся в течение 3 часов, - это не галлюцинация или сон обезумевшего от "вьетнамского синдрома", накачавшегося виски в номере сайгонского отеля в самом начале фильма, главного героя.
   Кино начинается с аккордов моррисоновской "The End" (и ими же заканчивается), композиции, содержащей отсылки к мифу об Эдипе ("папа, я хочу тебя убить, мама, я хочу тебя изнасиловать"). Так начинается греческая, мифологическая, языческая линия фильма, которая продолжается уже до самого конца. Река, по которой плывут капитан Уиллард с командой - это Стикс, ибо течёт она через страну смерти. Мертвецы либо будущие мертвецы - вот кого встречают герои на своём пути. А заканчивается фильм сценой охоты на Минотавра - Курца и его убийством (опять таки под звуки "The End", под похабные выклики вошедшего в дионисийский раж сатира Моррисона).
   Другая линия фильма во многом христианская. В джунглях Камбоджи полковник Курц пытается построить Новый Иерусалим, царство Божие на земле. Вооружённые копьями и автоматами туземцы для него - те самые "облечённые в белые одежды", о которых пишет Иоанн Богослов. "Апокалипсис сегодня", - гласит табличка у штаб-квартиры полковника. Здесь начинается территория, на которой конец света уже произошёл.
   В начале своего путешествия главный герой сталкивается с оптимистическим двойником Курца - подполковником Килгором, кумиром своих солдат, лихо сжигающем напалмом деревни и верящем в победу США в этой войне. "И что они имеют против Курца?" - спрашивает себя после этого капитан. Получив задание по ликвидации мятежного полковника, он думает: "Осуждать за убийство здесь, на этой войне, так же бессмысленно, как штрафовать за превышение скорости на гонках Формулы-1". Однако капитан Уиллард только задаёт вопросы (пока). Курц же даёт ответы.
   В своё время нам приходилось сталкиваться с оригинальной версией возникновения казни через распятие. Дескать, прибивая или привязывая преступника к кресту, символу божественного начала в мире, его насильственного возвращали к тому, что он пытался извергнуть из своей жизни. На наш взгляд, более чем сомнительная гипотеза, однако, она вполне применима при толковании фильма.
   Всё началось с того, что полковник устал ото лжи. Слишком уж "всё перемешалось" на этой войне. "Мы учим молодых парней стрелять в людей, но их командиры никогда не позволят им написать нецензурное слово на самолете, потому что это неприлично"; "...мы кромсаем их пулеметными очередями, а потом предлагаем бинты для перевязки...". Курца мучает вопрос, терзавший в своё время Ницше: "Возможно ли сделать их (людей) благородными?". Максимализм полковника растёт на глазах - ангелы или трупы, третьего не дано. Методика облагораживания человека найдена: "ужас и моральный террор", тот самый очистительный огонь страдания, в который верили столь многие. Раз за разом полковник прибивает человеческую плоть к кресту, пытаясь выжечь из неё всё низменное. "И тогда я понял... как будто в меня кто-то выстрелил, выстрелил алмазной пулей прямо мне в лоб", - признаётся Курц. Слова Ю. Эволы о другом живом боге войны - бароне Унгерне - очень точно описывают полковника: "Великая страсть выжгла в нем все человеческие элементы, и с тех пор в нем осталась только священная сила, стоящая выше жизни и смерти".
   Человек, взваливший на себя ношу Бога, обречён на поражение. Правда Курца выжигает всё живое подобно жёсткому излучению. Полковник упирается в выбор - мир "полых людей" (это стихотворение Элиота читает он незадолго до гибели) или мир смерти. Тупик. "Пустыня растет. Горе тем, кто несет в себе пустыню...". Надпись на табличке меняет свой смысл. "Апокалипсис сегодня! Даёшь апокалипсис!" - вопиет она к небесам. Доклад Курца обрывается размашистой надписью: "Сбросьте бомбы, истребите их всех!" - преломление "Истребляйте всех дикарей!" конрадовского масты Курца, с одной стороны, отчаянная мольба - с другой. Долго, очень долго ничего не происходит. Вместо диалога с небом - жуткий монолог, где вместо слов убийства и пожары. Вместо огня и серы с небес - жалкие наймиты, пытающиеся вонзить в спину нож. Наконец, капитан Уиллард, ещё один двойник полковника, ударом мачете избавляет его от непосильной ноши. Курц не сопротивляется, умирая спокойно и с достоинством, - "и меня только равный убьёт".
   Капитан бежит в ночь, он уже не служит в этой армии...
  
   "Воины Бога пришли за мной".
  

2012 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"