Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Запрет на идентификацию с больным и эмоциональное выгорание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Медицинские правила, прметы и суеверия запрещают медику идентифицироваться с больным. Выгорание способствует болезненной идентификации. Как связаны эти процессы?


Запрет на идентификацию с клиентом и эмоциональное выгорание

   В профессиональных субкультурах, связанных с работой в экстремальных ситуациях, формируются такие архаические средства передачи традиции, как ритуалы, приметы и правила, позволяющие сохранить оптимальное психологическое состояние профессионала во время работы. Особое место занимают правила и приметы, регламентирующие степень идентификации с клиентом. Идентифицироваться с пациентом необходимо, чтобы понять его состояние; но необходимо и избегать идентификации, поскольку медик вынужден контактировать не с личностью больного, а с его телом (что чревато иногда функциональными расстройствами здоровья). В профессиональной субкультуре медиков описан запрет показывать на себе локализацию того, что болит у пациента [2;3], что связано с запретом на идентификацию с ним. В то же время описан "синдром третьего курса": студент-медик, изучивший симптоматику заболеваний, ставит себе страшный диагноз - таким образом будущий врач переживает роль больного, и успешное преодоление этой роли свидетельствует о том, что он успешно вписывается в субкультуру своей профессии [2].
   Феноменология синдрома эмоционального выгорания предполагает развитие истощения (как эмоционального, так и чисто физических симптомов), что облегчает идентификацию с пациентом, делая ее неподконтрольной медику, и личностной отстраненности, цинизма в контакте с пациентом, что позволяет на коммуникативном уровне этой идентификации вроде бы избежать. Тем не менее, один из врачей "скорой помощи" рассказывает: "На нашей подстанции мало у кого все в порядке со здоровьем. У И. прямо на работе давление зашкаливает. У кого-то астма, головные боли постоянные, я уже не говорю про аллергию на медикаменты и остеохондроз". Фельдшер той же подстанции подтверждает: "Если я еду на вызов и не знаю, что с больным, то у меня может болеть то же самое место(что и у больного - М. С.), еще до того, как я приеду и больного увижу. Ну, если там головная боль или боль в животе, у меня ведь язва. А вот если астма или стенокардия, так не бывает - потому что я этим не болею". Видимо, коммуникативный барьер, обусловленный цинизмом и личностной отстраненностью, в какой-то момент не срабатывает. Видимо, цинизм блокирует лишь непосредственный контакт с конкретным больным, но неосознанная идентификация с "пациентом вообще" остается.
   Для ее выявления исследовались высказывания (всего 43) 34 посетителей одного из медицинских сайтов о себе как профессионале, о своей работе, о коллегах и клиентах в тех обсуждениях, где речь шла о выгорании; особое внимание уделялось особо эмоционально насыщенным и метафорическим высказываниям. Проведено когнитивное картирование этих высказываний.
   Выгорающий (или обеспокоенный проблемой выгорания) медик ощущает себя жертвой и переживает безнадежность. Выгорание воплощается в образы смерти, яда, Апокалипсиса, фатума, порочного круга, потери души и представляется медиками как страшное, необратимое и безвыходное. Такие представления, а особенно потеря души, архаичны и свидетельствуют о регрессе мышления сотрудников на метафорический уровень и, соответственно, о значительном их травмировании. Отмеченная зависимость от работы и "экстрима" похожа на переживания участников военных действий и сближает состояние сотрудников с посттравматическим стрессовым расстройством [1].
   Посетители сайта видят себя со стороны и говорят о "скоропомощнике" вообще. Это связано с профессиональной отстраненностью медика как психологической защитой; но они достаточно искренни. И медик, и его пациент кажутся неполноценными. Медики массово выгорают, что опасно для них, становятся циничными и безразличными вплоть до ненависти к пациенту. Встает вопрос о святости медика. Мы видим, что четкая граница между медиком и его пациентом утеряна, и тот, и другой подобно маятнику раскачиваются между переживаниями беспомощности и величия - медик должен мочь все, но не может ничего; больные беспомощны, но в массе своей опасны для медика - все это может вести к разочарованию в себе как в специалисте и в своей профессии. В высказываниях сотрудников "скорой помощи" о работе мы видим те же самые колебания "ничтожество - всемогущество", потерю ценности жизни (как своей, так и пациента), рутину и обезличивание. Сотрудники "скорой помощи" - это единое "мы", которое кажется очень сплоченным - но это лишь потеря индивидуальных границ за счет идентификации с профессиональной ролью.
   Сотрудники пытаются контролировать свое состояние и не допустить развитие выгорания. Выявлен единственный защитный механизм - отрицание: опасная, травмирующая информация игнорируется. Если, как считает один из сотрудников, "настоящий человек не выгорит", то самооценка сотрудника может сильно пострадать, если он заметит у себя симптомы выгорания.
   Даже на уровне Интернет-сообщества можно отметить, что состояние выгоревшего сотрудника "скорой помощи" и больного, находящегося в наиболее опасном состоянии (клинической смерти) уравнивается в представлении данного профессионального сообщества. Можно предположить, что выгорание медика обусловлено "прорывом" нежелательной идентификации с больным, потерей границ сотрудника "скорой помощи" и его пациента. Защитные механизмы - нарциссическое по своей природе переживание всемогущества, отрицание и уход в работу - достаточно примитивны, под стать примитивной, вплоть до телесного уровня, идентификации с пациентом. Они скорее поддерживают порочный круг развития выгорания, чем разрывают его. Поскольку формируется параллель "крайне состояние пациента - смерть/ крайнее состояние медика - выгорание", мы можем ожидать у представителей данного профессионального сообщества очень тяжелых проявлений выгорания - несчастных случаев, токсикоманий, серьезных расстройств здоровья - ведь идентифицируются медики с пациентами как раз в телесной сфере.

Литература

      -- Пуховский Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. - М.: Академический проект; 2000. - 286 с С.. 20 - 31.
      -- Чередникова П. П. Устные рассказы в медицинской субкультуре. - http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm
      -- Щепанская Т. Б. Фольклор профессиональных сообществ: приметы//Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том 2. - М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. С.405 - 427.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"