|
|
||
Наследственность человека включает культурный компонент. Здесь произошли мутации не совместимые с жизнью. То, что демографы называют модернизацией, а обыватели развратом в биологии называется вымиранием или депрессией плотности популяции. В статье рассматривается альтернатива традиционному способу размножения. Некоторые виды муравьев передают воспитание рабам... |
демографические проблемы с точки зрения биолога
Ф.Н. Семевский
Реферат
Наследственность человека включает культурный компонент. Здесь произошли мутации не совместимые с жизнью. То, что демографы называют модернизацией, а обыватели развратом в биологии называется вымиранием или депрессией плотности популяции. Обсуждается что это такое. В статье рассматривается альтернатива традиционному способу размножения. Некоторые виды муравьев передают воспитание рабам.
Введение
Демография относится к экономическим наукам. Мне кажется, что это самостоятельная наука. Она близка к биологии, психологии, но только не к экономике. Автор биолог, занимался динамикой численности и некоторыми вопросами эволюции. Ему кажется, что в этих областях есть результаты, которые могли бы заинтересовать профессионалов демографов. Эти результаты, изложенные в популярной форме и без рассмотрения деталей, составляют основное содержание статьи. В заключение сделана попытка выяснить, что кроется за термином "модернизация", которым демографы обозначают происходящее.
Необходимая антропология
Человек отличается от животных тем, что он определяется не только и не столько геномом, сколько культурой[1]. В этом его сила и слабость.
Эволюция генома процесс достаточно надежный. Мутации и перекомбинации генов происходят редко и реализуются на отдельной особи. Не удачные варианты быстро удаляются из генофондов популяций естественным отбором[2]. Тупиковые направления эволюции иногда отмечаются, но затрагивают не многие группы видов или отдельные виды. Репродукционное поведение у животных определяется геномом. У человека, вероятно, соответствующая система не утеряна и, вероятно, возможен отбор на уровне генофонда в направлении восстановлении родительского инстинкта. Я не знаю исследований наследуемости многодетности. Можно предполагать, что скорость перестройки генофонда слишком низкая, чтобы надеется на разрешения кризиса этим путем.
Механизм культурной эволюции близок к балансовой теории[3]. Фазовый портрет процесса сложен и не изучен. Эволюционирует ансамбль теорий, идей, мнений[4]. Он может быть грубо разделен на две части. Первая часть тесно связана с опытом. Я называю ее ремеслом, но включаю сюда физику, химию и даже прикладную математику. Эта часть повышает выживаемость человека. Вторая часть не проверяется непосредственно и легко опытом. Это система табу, мифы, философия, религия, право, идеология, политические воззрения, экономические теории, народные традиции, необоснованные или плохо обоснованные опытом мнения по самым различным вопросам. Связь их с выживаемостью носителей велика, но даже знак ее часто не очевиден. Будем называть эту часть мнениями[5]. Понятно, что выделенные части культуры искусственные. В действительности имеется непрерывный переход между ними. Область ремесла расширяется, но не вытесняет мнений. Конт ошибался, когда говорил о смене религии наукой (ремеслом). Соловьев, Джемс и Пуанкаре правы. Вера необходимый элемент нашего мира.
Мнения отличаются от ремесла и ДНК хрупкостью.
Культура всегда быстро распространялась в человеческой популяции, а сейчас - почти мгновенно. Это ставит человечество на грань катастрофы. Положение усугубляется тем, что эволюция мнений обычно не связана непосредственно с выживанием их носителей. Мнения делятся на: проверенные опытом в филогенезе и убедительные сегодня. Религия и традиции отличаются от идеологии тем, что за ними стоит многовековой успешный опыт размножения, а за идеологией этого опыта нет. Только в отношении древних мнений можно говорить, что они обеспечивают выживаемость. Может сложиться устойчивая не совместимая с выживанием система мнений.
Чтобы выжить, мы должны прогрессировать, и, в частности, улучшать свою систему ценностей и запретов. Это эвристический процесс. Изменение может повысить нашу выживаемость или понизить ее. Чем лучше обоснован положительный эффект изменения мнений, тем выше вероятность, что этот эффект будет действительно иметь место. Но эта связь в большинстве случаев слабая, и побеждают не хорошо обоснованные, а убедительные мнения. Прогресс ремесла позволяет манипулировать инстинктами и мнениями. Это чрезвычайно опасно. Опасность изменения мнений тем больше, чем они древнее. От модных новых мнений можно и нужно смело отказываться сразу же, когда обнаруживается их фактическая порочность, а еще лучше их не принимать. Нужно отказываться, но это совсем не легко и не просто. Мнения живут своей жизнью. Вероятно, без внешней системы ценностей и запретов современный человек жить не способен[6].
Где-то в XIV в. начинается переоценка христианских ценностей. Первое время эта переоценка касалась сравнительно недавних установлений папизма и носила безобидный, и даже положительный характер. В XVI в. Кальвин затрагивает основы христианства и закладывает идеологический фундамент капитализма - поклонение "золотому тельцу". В XVII в. мир потрясают буржуазные революции. В ХХ веке зараза захватывает Россию. В Европе интересуются накоплением богатства, в России - распределением его. И там и здесь цели революций достигаются, но ценой потери жизнеспособности христианской цивилизации.
В XX в. культ "золотого тельца" распространяется почти на весь мир. Стремления Уолл-Стрита к мировому господству в XXI веке облекаются его идеологами в форму глобализации и расширенного мирового порядка.
С точки зрения биологии, человек XXI в. отличается от своих предков (на уровне поведения) прежде всего тем, что ради комфорта убивает своих детей. Такой человек не выживет.
Несколько слов о теории личности создаваемой психологами. Предлагаемая модель отличается от этих построений тем, что выделенные блоки не умозрительные, а реальные и освобождены от модных мнений. ДНК и культура в совокупности должны обеспечивать успешное размножение генофонда[7]. Дрейф мнений препятствует эволюции и ограничивает применение принципа оптимальности. Наша наследственность состоит из двух частей. Часть, относящаяся к мнениям, в христианской цивилизации начиная с XVII в. меняется почти хаотически. Поэтому хотя инстинкты, ценности, запреты в здоровом обществе обеспечивают успешное размножение, в нашем умирающем обществе этого нет. Наша культура содержит летальные мутации.
Человек всегда делает то, что хочет, но то, что он хочет это команды закодированные ДНК и культурой.
Он подправляет поведение на основе личного опыта, но этот опыт недостаточен.
Современное положение
Демографы характеризуют демографическое положение суммарным коэффициентом рождаемости (табл. 1)
Таблица 1
Суммарный коэффициент рождаемости
Страна
Суммар-ный коэф-фициент рожда-емости
Страна
Суммар-ный коэф-фициент рожда-емости
Страна
Суммар-ный коэф-фициент рожда-емости
Страна
Суммар-ный коэф-фициент рожда-емости
Болгария
1,13
Украина
1,32
Канада
1,6
Македония
1,77
Испания
1,16
Греция
1,34
Куба
1,6
Сербия и Черногория
1,78
Чехия
1,18
Румыния
1,35
Бельгия
1,61
Новая Зеландия
1,8
Латвия
1,18
Польша
1,37
Гибралтар
1,65
Норвегия
1,8
Италия
1,19
Германия
1,39
Нидерланды
1,65
Кипр
1,9
Эстония
1,24
Австрия
1,4
Финляндия
1,7
Ирландия
1,9
Венгрия
1,25
Литва
1,4
Люксембург
1,7
Пуэрто-Рико
1,9
Словакия
1,25
Швейцария
1,47
Босния и Герцеговина
1,71
Мальта
1,91
Андорра
1,26
Грузия
1,48
Дания
1,73
Кроатия
1,93
Словения
1,28
Португалия
1,48
Соединенное королевство
1,73
Исландия
1,99
Россия
1,3
Лихтенштейн
1,5
Франция
1,74
Бразилия
2,05
Сан-Марино
1,3
Армения
1,53
Монако
1,76
Соединен-ные Штаты[8]
2,07
Белоруссия
1,31
Швеция
1,54
Австралия
1,77
Чили
2,13
Этот показатель близок к фундаментальному понятию коэффициента размножения в биологии. Различие заключается в том, что демографы игнорируют смертность и соотношение полов[9]. Коэффициент размножения приближенно выражается суммой по интервалам онтогенеза (индивидуальной жизни) i:
k = s*EPi*Qi,
где: Pi - число рождений на женщину в возрастном интервале i, Qi - выживаемость женщин от момента рождения до середины интервала i (вероятность дожития), s - соотношение полов.
В стационарной популяции c равным соотношением полов k = 1
Суммарный коэффициент рождаемости равный двум свидетельствует о вымирании популяции. В стационарной популяции суммарный коэффициент рождаемости должен быть 2,1 - 2,4. У гуттеритов суммарный коэффициент рождаемости 12.
Регулирование плотности популяции
Обычно коэффициент размножения связан с плотностью или численностью популяции обратной связью. В математических моделях условно принимается, что при нулевой плотности популяции коэффициент размножения достигает максимума. Обычно этот максимум близок к двум. Плотность популяции у массовых видов, в конечном счете, ограничивается доступной пищей. При временных подъемах численности стабилизирующую роль часто выполняют паразиты, хищники и болезни. У грызунов отмечают прямое воздействие скученности - стресс, вызывающий гипертрофию надпочечников. Часто происходят перестройки генофонда. В благоприятные периоды, когда плотность увеличивается, преимущество получают r-генотипы, сменяющиеся К-генотипами в кризисные периоды. Общественные насекомые в больших колониях, возможно, вынуждены тратить много ресурсов на идентификацию членов колонии и на столкновения, возникающие в результате не совершенства идентификации.
Если имеется механизм поддержания оптимального размера колонии, то плотность популяции можно измерять и в колониях и в особях на подходящую единицу среды обитания. Если такого механизма нет, то проблемы, возникающие в больших колониях, можно рассматривать как регулирование плотности.
Человек стремительно меняется в культурной области. Это создает существенные особенности его динамики численности. Все же можно рискнуть провести сравнение.
Для населения Земли коэффициент размножения близок к единице. Человечество страдает от голода. Увеличение плотности популяции человека приводит к развитию эпидемий. В Средние века эпидемии стабилизировали численность, сейчас - потеряли свое значение. Как и у любой другой группы видов, происходит коэволюция - развивается иммунитет у хозяина, а возбудители болезней повышают свою вирулентность. В результате выживаемость от факторов смертности в стационарной популяции устанавливается на уровне больше 1/e. Вероятно, достаточно быстро, медицина найдет средства защиты от вируса иммунодефицита и нетипичной пневмонии. Все же давление среды на огромную популяцию человека велико и увеличившееся давление среды отражается в росте расходов на медицину.
Культурная составляющая наследственности приводит к тому, что дивергенция происходит без изменения ДНК. Человечество скорее напоминает экосистему, чем популяцию одного вида. Роль хищников выполняют объединения людей - агрессивные государства, преступные сообщества. Роль паразитов выполняют личности и группы, занимающиеся мошенничеством и имитацией полезной деятельности[10]. В человечестве можно выделить уровни продуцентов (в данном случае продуцентами мы называем производителей полезных товаров и услуг) и консументов первого и более высоких порядков[11].
Паразиты в человеческом обществе очень напоминают (по применяемым ими способам) паразитов общественных насекомых. Например, недобросовестный налоговый инспектор удивительно похож на муравья Solenopsis (Labauchene) daguerri, который, прикрепившись к переднегруди матки огненного муравья (Solenopsis invicta), отбирает у рабочих муравьев предназначенную для нее пищу. Торговцы спиртными напитками и наркотиками действуют подобно жукам ломехузам, выделения которых привлекают и "опьяняют" муравьев, в то время как личинки ломехуз и взрослые жуки жрут муравьев. Матка Anergates atratulus. проникает в муравейник Tetramorium caespitum и продуцирует информацию, заставляющую рабочих убить собственную матку и переключиться на выращивание потомства. Такой способ действий очень напоминает деятельность не добросовестных публицистов и работников телевидения.
Если так, то мы должны отдельно рассматривать эти группы. Современное положение не представляется при этом трагическим, но и хорошего в нем мало. В биологии происходящее называется кризисом массового размножения. Плотность продуцентов поднялась. Это вызвало подъем плотности паразитов и хищников и увеличения давления на продуцентов. Коэффициент размножения продуцентов упал. Их плотность начала сокращаться. Когда она упадет достаточно низко, начнет снижаться плотность паразитов и хищников. Давление на продуцентов уменьшится, и их коэффициент размножения увеличится. Они смогут восстановить свою плотность.
Важный результат, полученный в биологии сравнительно недавно, заключается в том, что описанная схема маскируется взаимными приспособлениями жертвы и консументов.
Возможно, то, что с нами происходит, это не эволюционная катастрофа, а фаза кризиса регуляционного цикла. С другой стороны, человек отличается от всех других видов растений и животных тем, что он стремительно эволюционирует. Скорее всего, это и то и другое одновременно.
Если это цикл, то подавляющее большинство из нас все же обречено на вымирание. Нас заместят другие люди. Может быть гуттериты или мусульмане, может быть негроиды. Паразитизм и хищничество пойдут на убыль когда мы станем крайне бедными.
Непосредственные причины падения рождаемости
Противозачаточные средства - первое, что приходит на ум, когда мы хотим объяснить сложившееся положение. Действительно в ХХ столетие появилось множество противозачаточных и раннеабортивных средств. Многие из них разрушают здоровье ("Норплант", "Депо-Провера", "Мифитин", "Постинор" и всевозможные внутриматочные спирали).
Однако и ранее человек умел предотвращать зачатие, и убивать плод и детей. Существование в женском менструальном цикле периодов различной фертильности было известно ещё в Древнем Египте (Фиалковский, 2001). Абортивные средства применялись в античном мире, в средневековой Персии и Индии, древнем Китае (Борисов, 1976). Во многих исчезнувших культурах лишних детей просто убивали.
Сейчас в России статистика абортов (два аборта на три зачатия) показывает, что контрацептивные средства, вместе со стерилизацией и бесплодием, возникающим в результате их применения, не уменьшают число беременностей до критического уровня. Без абортов суммарный коэффициент рождаемости был бы около трех, что вполне достаточно для воспроизводства. Роль противозачаточных средств выше в привилегированных слоях народа и в богатых странах.
Сексуальное влечение обладает достаточной мощью, чтобы противостоять техническому прогрессу. Все же противозачаточные средства уменьшают число зачатий на 50% (плодовитость принята 12 на женщину за жизнь).
Аборты - широко распространенное средство снижения рождаемости в России. Сравнительно недавно в христианской цивилизации аборт считался преступлением, каравшимся смертью. Сейчас он легализован.
Как и прежде значительное число абортов производят одинокие женщины. Интереснее причины, приводимые замужними женщинами. Наиболее часто аборт в России производится с целью избавления от материальных тягот, связанных с воспитанием ребенка. Далее следуют семейные неурядицы. Достаточно часто указывается на неудобства совмещения воспитания ребенка с получением образования. В молодых семьях последнее - основная причина.
В качестве примера можно привести данные опроса молодых женщин, проведенного в Санкт-Петербурге. В качестве мотивов аборта приводятся: страх родить неполноценного ребенка (48%), низкая материальная обеспеченность (42%), плохое состояние здоровья (38%), неудовлетворительные жилищные условия (36%), зачатие в нетрезвом виде или при отсутствии постоянного партнера (34%), пьянство мужа (30%), неуверенность в завтрашнем дне (25%), страх перед родами (20%). В США на первом месте среди выдвигаемых причин стоит "низкая материальная обеспеченность", далее следуют: "не готовность взять на себя ответственность", "ребенок помешает учению и карьере", "отсутствие мужа". Одновременно приводится обычно не менее трех причин. Все это, конечно, резидиумы, а в основе лежит не желание иметь детей, которое обнаруживают вопросы о желаемом размере семьи.
Брошенные новорожденные составляют сейчас 7% от всех рожденных живыми (Санкт-Петербург, 1999 г.). Незаконнорожденных "подкидывали" бедняки и раньше, а элитные группы граждан отдавали их на воспитание в крестьянские семьи, но, конечно, не в таких масштабах. К этому нужно прибавить сбежавших из дому или брошенных детей. По не слишком надежным данным, приведенным в Интернете, такая судьба ждет от 3% до 16% детей. Мы принимаем 10%. Эта цифра должна отражать долю детей не получивших необходимого для нормального развития количества родительской любви и заботы, и для своего уточнения, требующая специальных исследований. Брошенные дети, как правило, не способны к нормальной семейной жизни и производительной деятельности[12].
Воспитание в неполных семьях обычно не обеспечивает нормального развития личности. Юноши, выросшие без отца (отчим не заменяет отца), обнаруживают склонность к преступлениям (Steinberg, 1987). В неполных и малых семьях вырастают не вполне нормальные дети, которые впоследствии испытывают трудности с созданием своей семьи (Крайг, 2002). Только один ребенок из десяти воспитанных в детских домах развивается нормально.
В экологии животных и растений принято оформлять подобные сведения в форме таблиц выживаемости (табл. 2).
Таблица 2
Таблица выживаемости детей
Фактор
lx
li/li-1
Культурная стерилизация
12à7,2
0,6
Предотвращение зачатья
7,2à3,6
0,50
Аборт
3,6à1,2
0,33
lx - условная численность; li/li-1 - выживаемость
В биологии обычно считают факторы, приведённые в таблице 2, не зависимыми. В этом случае коэффициент размножения равен произведению плодовитости на выживаемость и на соотношение полов.
k = 12Ï0,30Ï0,33Ï0,50 = 0,6
В рассматриваемом случае гипотеза о независимости факторов не оправдана, и вся таблица носит условный характер.
Развитая антропология приводит к выводу, что наша таблица выживаемости не полна. Для того чтобы воспроизвестись, не достаточно родить детей. Нужно передать им свою культуру, воспитать их. Если учесть этот момент выживаемость в XX в. близка к нулю. Галковская (2003) сообщает, что в 42% запреты родителей связаны с безопасностью, в 28% случаев касаются сохранения вещей и порядка в доме, в 22% случаев с охраной покое взрослых членов семьи, и только в 8% касаются нравственности.
Более глубокие причины падения рождаемости.
Выносить, родить, воспитать ребенка всегда трудно и дорого[13]. В современном цивилизованном мире высшая ценность - деньги и комфорт. Дети мешают карьере. В этой системе ценностей деторождение не рационально. Женщины перестали родить и воспитывать детей. Внутри принятой нашей цивилизацией системы ценностей возразить им трудно.
Существовали и существуют другие системы ценностей, при господстве которых народы успешно воспроизводились. Системы ценностей не могут быть научно обоснованы. Они только могут сравниваться по результатам, которые они дают[14].
Рассмотрение истории и здравый смысл приводят к выводу, что народы не могут существовать без запретов прямо или косвенно определяемых системой ценностей.
Многие связывает падение рождаемости с разрушением крестьянской цивилизации. Рациональное объяснение, заключающееся в том, что крестьяне родили детей, для того чтобы обеспечить свою старость, кажется мне не верным. И крестьянам, с эгоистической точки зрения, было не выгодно иметь детей. Если понимать крестьянскую цивилизацию как христианскую, тогда другое дело. Евангельские заповеди не совместимы с детоубийством. Цель брака рождение детей, а не сексуальные развлечения.
Эти заповеди принимались всеми сословиями и подкреплялись государством и общественным мнением. Аборт карался смертью.
Падение рождаемости по времени идет почти параллельно со многими изменениями, происходящими в обществе. Я не нашел серьезных количественных попыток проследить связи этих изменений с репродуктивным поведением. В соответствии со школьной схемой, идущей от Конта, развитие науки разрушило веру и раскрепостило человечество. Это вряд ли верно[15]. С биологической точки зрения существенно изменение онтогенеза, связанное с введением обязательного школьного обучения и системы детских домов, яслей, детских садов. Детство не только стало более продолжительным, но семья передала воспитание государству. В результате нарушилось формирование половых ролей. Это мутация культурной наследственности делает человечество нежизнеспособным[16].
Высказанную гипотезу можно подтвердить кое-какими фактами (табл. 3).
Таблица 3
Число рождений на женщину с различным уровнем образования
(Борисов, 1976)
Кагорты женщин
Уровень образования
Возраст в момент обследования, лет
Годы рождений
Высшее
Среднее
Неполное среднее
Начальное и ниже
40-44
1923-1927
1,62
1,88
2,16
2,48
45-49
1918-1922
1,69
1,93
2,16
2,46
50-54
1913-1917
1,71
1,93
2,15
2,51
Рождаемость у ученых
(Винокуров, 1999)
Кол-во детей
Женщины
Мужчины
Не имеют детей
29 %
14 %
Имеют 1 ребенка
42 %
28 %
Имеют 2 детей
27 %
48 %
Имеют 3 детей
2 %
10 %
Это дает число детей на ученую женщину - 1,02, на жену ученого - 1,84 ребенка.
Государства пытаются поставить воспитание детей (постнатальный онтогенез) на промышленную основу. Этот путь особенно интенсивно использовался в СССР. Была создана система яслей, детских садов, детских домов, интернатов. Расширена программа обучения. Казалось бы, при этом за счет разделения труда должна повыситься его эффективность. Результаты получились плачевные[17]. С точки зрения биолога, легкомысленное вторжение в процесс онтогенеза не мог дать иных результатов.
Существующая система обучения и воспитания, при всех ее недостатках, обеспечивает страну образованными людьми способными, к примеру, создавать атомные станции и управлять ими. При этом она частично стерилизует людей. Я уверен, что никто из создателей системы об этом не задумывался, а следовало бы[18].
Можно предположить, что опираясь на современную технику, возможно изменить процесс так, чтобы стерилизующий эффект уменьшился.
Мне кажется, причина кризиса - круг мнений, обозначаемый как "либерализация", "женская эмансипация", "сексуальная революция". Как мне кажется, именно этот круг мнений привел к гипертрофии продолжительности женского пререпродуктивного онтогенеза и падению рождаемости ниже уровня обеспечивающего воспроизводство во всем христианском мире[19].
Эволюция человека шла по линии развития способности к научению. За образование, в соответствии с принципом Метью-Кермака, приходилось расплачиваться расширением женского таза, перестройкой овуляционного цикла, замедлением онтогенеза, патриархатом.
Где-то в XIV в. успешно действующая в течение многих веков система христианских ценностей, с которой Европа успешно прожила много веков, была поставлена под сомнение. Папизм извратил христианство и нуждался в реформировании. Сначала отбрасывались извращения вроде индульгенций. Однако скоро реформаторы вошли во вкус и стали создавать свои дополнительные ценности. Новые ценности конкурировали с древними, и, главное, интеллигенция (малый народ) конкурировала с духовенством за право морального руководства паствой. Сначала церковная иерархия жгла еретиков, затем малый народ убивал попов[20].
Частным случаем этой смены системы ценностей была женская эмансипация. Вовлечение женщины в производства позволило увеличить ВВП приблизительно на треть, но явилось, мне кажется, основной причиной настоящего кризиса.
Сейчас везде или почти везде во всем арийском, христианском мире побеждает новая система ценностей, которую для краткости можно назвать "поклонением золотому тельцу". Старая система ценностей почти уничтожена. Например, в России доля православных упала с 25% в середине XIX в. до 1-4%, число постнатальных убийств в расчете на 100 000 жителей возросло с конца XIX века в 14 раз, число абортов - практически бесконечно[21], суммарный коэффициент рождаемости упал в семь раз[22]. Косвенным подтверждением высказанной гипотезы служат другие проблемы возникшие одновременно с падением рождаемости - рост пьянства, наркомании, преступности, взяточничества, уклонения от службы в армии.
Старая и новая системы ценностей
Запреты древней системы ценностей - "Не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать".
Я, как православный человек, считаю эти заповеди не старыми, а вечными - Божественным Откровением. Читатель не обязан разделять убеждения автора и поэтому далее приведенные запреты и система ценностей рассматривается как данность, безотносительно к их происхождению. В контексте данной статьи нам важны два запрета - не убивай и не прелюбодействуй. Именно эти запреты[23] были отброшены в первую очередь в ходе модернизации.
Православная Россия в XX в. столкнулась с двумя системами новой морали. Обе принимают как высшую ценность - материальные блага.
Коммунистическая идеология использовала свойственную русским жажду правды, справедливости. Евангелие осуждает богатство. Православные, в точном соответствии с Евангелием, не уважали богатство. Коммунисты выступили против имущественного неравенства и этим привлекли народ. Но ради достижения этой частной правды, они отказались от всех прочих запретов. Богатые были ограблены, не согласные были уничтожены, относительное имущественное равенство было установлено. Военная мощь государства возросла. Ничего особенно хорошего в имущественной сфере не получилось, а нравственность упала. Попытки восстановить разрушенную нравственность ни к чему не привели. Моральный кодекс строителей коммунизма не обладал ни малейшим авторитетом. Рождаемость упала, преступность возросла.
Естественная реакция привела ко второму варианту новой смене ценностей. В Западной Европе и США уровень жизни был выше, чем в СССР. Без серьезных оснований удалось убедить народ в том, что богатство результат рыночной экономики и конкурентных выборов, а не географического положения. Народ, так же без особых оснований предполагал, что смена идеологии, даст возможность снизить военные расходы, так как капиталистический мир станет нам другом. Были сняты ограничения с собственнического инстинкта, и государственные ресурсы разграблены коммунистической и комсомольской элитой. Народ на опыте убедился в том, что "рыночная демократия" - это власть богатых.
Новая система ценностей официально - свобода и права человека. Равенство и братство отошли на второй план. Это фасад. Существенные ценности - это комфорт и образование[24].
Действует ряд новых запретов, некоторые из которых мы нарушаем в этой статье. Вообще же эта система характеризуется скорее гибелью старых запретов.
Мне кажется, что процесс идет в направлении замены внутреннего и общественного контроля на государственный. Это хорошо выражается формулой - "нравственность заменили милиционеры".
По отношению к рассматриваемой теме важно исчезновение понятия порядочности (особенно в отношении женщины), ослабление материнского инстинкта, отсутствие инстинктивного или культурного запрета на аборт и использование противозачаточных средств, исчезновение культурной самоидентификации и, как следствие, исчезновение групповой солидарности[25].
Новая культура распространилась в Европе, Северной Америке, Австралии, значительной части Азии и нет оснований полагать, что на этом процесс закончится. Новая культура распространилась на правящую элиту и управляемых. Первое делает государство недееспособным, второе приводит к вымиранию.
Все, изложенное напоминает эволюционную катастрофу. Но возможна и другая точка зрения. Очень уж точно определение происходящего как поклонения "золотому тельцу". Это намек на то, что раньше происходило нечто подобное. Да и история гибели античного общества, насколько мне известно, похожа на современность.
Положение не безнадежно, так как новая система, не делает личность счастливее, скорее наоборот. В частности это отражается в увеличение числа самоубийств.
Можно ли избежать гибели генофонда
Вообще, прежде чем решать, поставленный в заглавии раздела, вопрос, следовало бы обсудить стоит ли сохранять кавказскую расу. Экологи провозглашают биологическое разнообразие,[26] чуть ли не высшей ценностью, и находят известную поддержку у общества. По аналогии следует считать, что разнообразие человеческого генофонда так же представляет известную ценность. Нет оснований делать исключение и для культурного разнообразия[27]. Кроме того, порядочный ученый, живущей на деньги народа, обязан служить народу, который ему платит.
Полибий, Сыма Цинь отметили цикличность в истории. Позже о цикличности писали Макиавелли, Шпенглер, Тойнби, Леонтьев, Гумилев, Яковец. Представление о цикличности основано на математической неискушенности гуманитариев. Для того чтобы на основе эмпирических данных установить характер динамики системы, включающей случайные элементы, нужны значительно более длинные временные ряды, чем те, которыми обладают историки. Обратные связи в развитии обществ, безусловно, присутствуют. Эти связи легко создают впечатление периодичности исторических процессов. Однако поведение нелинейных систем с обратной связью гораздо интереснее и богаче. Кроме того, мы имеем дело с эволюционирующей, меняющейся системой.
"Человек, который смотрит на свое будущее как на неизбежно предопределенное судьбой, или народ, который верит пророчествам о своем закате, предопределенном законом природы, в действительности обнаруживает этим лишь то, что он не в состоянии проявить истинную волю к возрождению" (Планк, 1998).
Нет сомнения, что наше государство может, если захочет, предотвратить физическое вымирание народов России.
Местная власть города Набережные Челны вызвала всплеск рождаемости, представляя за одного ребенка однокомнатную, за двух - двухкомнатную, за трех - трехкомнатную квартиры.
Запрещение абортов всегда вызывает небольшое увеличение рождаемости.
Не углубляясь в этот вопрос, заметим, что в биологии существует принцип полифакториальности, в соответствии с которым коэффициент размножения определяется суммой факторов.
Отсюда совокупность мероприятий должна быть широкой. Наша страна бедная, поэтому она должна быть дешевой.
Хотелось бы, чтобы церковь восстановила утраченную нравственность народа.
Прежде всего, нужна достойная, патриотичная власть.
Для повышения рождаемости нужен налог на бездетность, высокая плата за аборт и развод[28], преимущества при получении социальных благ (таких как льготные кредиты) семейным людям[29], имеющим детей, уважение со стороны общества, например, в форме права голосовать главам семей за несовершеннолетних детей, государственная поддержка и усовершенствование культуры образования пар, цензура средств массовой информации, предотвращающая распространение пороков, изменение системы воспитания и образования, раздельное обучение мальчиков и девочек[30], некоторое ограничения прав женщин и т. п.
Используя современную статистику можно провести регрессионный анализ связи религии с рождаемостью. Суммарный коэффициент рождаемости достоверно больше у язычников и мусульман. Регрессия с долей приверженцев соответствующих религий может считаться достоверной. Связь с христианством выражена хуже
Анализ факторов определяющих рождаемость
Доход/душу
Порядочность чиновников
Доли населения исповедующие
Свободный член
язычество
ислам
христианство
значения параметров
-1,1Е-05
-0,12
4,2
1,1
0,27
2,6
среднеквадратические отклонения параметров
2,1E-05
0,08
0,8
0,5
0,39
0,4
Коэффициент кореляции
0,42
Отклонения
0,98
Критерий Фишера
13
степени свободы
90
Дисперсия
объясненная
62
остаточная
86
Думаю, что здесь дело не в различиях догматики, а в степени разрушения традиционной морали. Бедность и темнота защищает народы от тлетворного воздействия цивилизации. Цивилизация приводит к вымиранию как предсказывал Шпенглер. Решающее значение имеет отказ от запретов в половой сфере - разврат. Здесь используется официальная статистика, однако использование более точных данных о религиозности не меняют выводов.
Относительное благополучие мусульманского и языческого мира, указывает на то, что принцип равенства мужчин и женщин, наиболее абсурдная составляющая западной системы ценностей, не совместим с выживанием.
Нет сомнения, что достаточно энергичная государственная политика способна установить рождаемость на любом заданном уровне. Вероятно, можно добиться того, чтобы при этом в первую очередь дети родились у наиболее достойных.
Если так, то выход из кризиса затрудняется безразличием власти к проблемам жизни народа. Падением морали. Как повысить мораль я не знаю.
Это не желание вызвано сменой системы ценностей. Благополучие народа глубоко безразлично чиновникам и законодателям. Ведь их доходы и комфорт прямо не связаны с этим благополучием. Я пытаюсь довести до их сведения, что взятки не делают их счастливыми.
"Новое - это забытое старое". Новая система ценностей кажется новой, потому что цивилизации ее принимавшие вымирали, и она забывалась. В то же время "Нельзя два раза войти в одну и ту же реку". Античный мир столкнулся с проблемой вымирания и со времен Августа предпринимал попытки ее решить. Поднять рождаемость не удалось. Проблема вымирания решалась путем захвата рабов и найма солдат; в рамках отдельного государства низкая рождаемость образованных групп компенсировалась за счет высокой рождаемости в "темном" крестьянстве; теперь она решается сходным образом - путем добровольной иммиграции в богатые страны из бедных. Заметим, что эта система воспроизводства сложна и многозвенна, и может воспроизводиться только при определенном соотношении рождаемости и распространении культуры и миграционных потоков.
Экономически это решение вполне удовлетворительное. Взрослый мужчина оценивается в США дорого (400 000 $). Финансовая элита может, конечно, в таких условиях успешно воспроизводиться, к примеру, с помощью трансплантации зигот. Основное ядро народа обречено на вымирание.
В мире общественных насекомых сходную стратегию размножения используют муравьи родов Dendrolius, Poliergus и других. У муравьев успех такой стратегии обеспечивается механизмами, закодированными на ДНК. У человека такая стратегия будет устойчивой, если элитная группа обладает неоспоримыми преимуществами. Теоретически эти преимущества может обеспечить мощное государство, проводя жесткую селекцию. Правители этого государства должны быть одержимы идеей прогресса. Таких государств сейчас нет.
Действия международной Федерации Планирования Семьи (МФПС или IPPF), а в России - Ассоциацией Планирования Семьи (РАПС) выглядят достаточно эффективными[31], возможно, потому, что их деятельность совпадает с глобальным культурным течением. В случае реализации такой стратегии, в какой-то части мира деятельность этой или подобной организации должна быть направлена на поддержание высокой рождаемости.
Сейчас реализация описанной схемы кажется мне совершенно не реальной, во всяком случае, для России. Она, в какой то мере, станет возможной тогда, когда кризис затронет правящую элиту, и самосохранение станет для нее первостепенной задачей. Пока такой сценарий мы будем считать не вероятным.
Демографы пишут о "модернизации" не раскрывая, что под этим термином скрывается. С точки зрения биолога "прогрессивная" альтернатива традиционной схеме репродукции "модернизация" выглядит приблизительно, так как описано. В противном случае реализуется скорее всего естественный процесс замещения христиан арийцев группой резистентной к современной западной заразе. В этом случае следует говорить о развращении и вымирании, о гибели цивилизации, а не о "модернизации". Защищенность может определяться либо геномом, либо культурными особенностями. Именно это происходило в сходных условиях в прошлом, и такой исход представляется наиболее вероятным.
Культура распространяется стремительно. Рождаемость падает повсеместно. Скоро возникнет дефицит, и страны производители рабочей силы, возможно, попытаются ее продавать. Страны потребители, вероятно, будут силой оружия бороться с такими попытками защищая "права человека".
Богатые страны могут отбирать подходящую рабочую силу. Сравнительно бедной России придется довольствоваться остатком и самой поставлять высококвалифицированных специалистов в богатые страны. Широкомасштабная иммиграция грозит в будущем осложнениями на этнической почве.
Итак, если ничего не делать, то никакой "модернизации" не произойдет и христианская цивилизация погибнет; если же найдется достаточное количество людей способных отказаться от ложной системы ценностей и вернуться к христианской морали, то можно восстановить традиционный способ репродукции путем государственного насилия и свободного выбора народа. Отбор на уровне ДНК будет действовать в направлении повышения коэффициента размножения, но вероятно слишком медленно.
Литература
Борисов В.А., 1976. Перспективы рождаемости. М, Статистика. С. 156.
Вишневский А., 2000. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. Интернет: "demoscop.ru/weekly/knigi/s&er/vishnevskiy.html".
Галковская Т. 2003. Семья на распутье. http://www.mirror.Riev/ua/nu/show/322/36965/
Еванг. от Марка X, 19.
Крайг Г., 2001. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 987 с.
Планк М. 1998. Позитивизм и реальный мир. Вопр. фил., Љ 3, с. 120 - 132.
Пуанкаре А., 1983. О науке. М, Главная редакция физико-математической литературы.
Севастьянов А.Н. 2001. Итоги XX века для России. Евразийский вестник, Љ 8
Фиалковский В. Экология репродуктивного здоровья и научные основы методов распознавания фертильности. Лекция для врачей. Семейный центр "Возрождение".23 ноября 2001 года.
Steinberg L. 1987. Single parents, stepparents, and the susceptibility of adolescents to antisocial peer pressure. Child development, v. 58, p. 269-275
Veenhoven, R. 1984 Conditions of happiness. Reidel, Dordrecht, Netherlands (reprinted 1991 by Kluwer Academic.)
Wilson E. O. Naturalist. Island Press, Washington, DC. 1994. 380 p.
***
[1] В отличие от представлений романистов, дети, воспитанные волками и собаками, не способны даже к прямохождению.
[2] Автор стоит на позициях классической теории эволюции.
[3] Отсюда непосредственно следует, что культурные заимствования в сфере мнений чрезвычайно опасны, опаснее, чем межрасовое скрещивание.
[4] Аналогия генофонда популяционных генетиков.
[5] Отсюда возникают контринтуитивные представления о смерти и бессмертии. Смерть становится расплывчатым понятием, связанным скорее с гибелью культуры этноса, чем с физической гибелью генома. Возможно, русские уже умерли. Мы не будем углубляться в этот вопрос, и только отметим, что тема настоящей статьи при этом представляется особенно актуальной.
[6] Система ценностей и запретов обычно поддерживается государством посредством системы наказаний. Это естественно, так как законодатель член общества. Поведение членов общества отчасти направляется убежденностью в том, что определенные действия предосудительны, греховны, отчасти направляется страхом наказания. Соответствие между обеими системами конечно не полное.
[7] Мы не достаточно знаем механизмы, определяющие инстинкты на уровне ДНК. Не знаем состав генофонда по аллелям, определяющим инстинкты. Далее автор предполагает, что естественная перестройка генофонда не способна противостоять культурной деградации. Косвенно это подтверждается многочисленными случаями гибели этносов известными из истории.
[8] Белое население имеет суммарный коэффициент рождаемости 1,7.
[9] Физическая смертность в предрепродуктивном и репродуктивном периоде у человека не велика. Однако кроме этого имеет место, так сказать, культурная стерилизация, когда в результате ненормального воспитания человек теряет репродукционную способность.
[10] Ярко выраженные паразиты - это экстрасенсы, психоаналитики, торговцы наркотиками и алкогольными напитками, юристы, научные сотрудники, гадалки, биржевые брокеры, значительная часть учителей, специалисты по рекламе и т. д. и т. п.
[11] Иногда эта структура проявляется в явном виде: есть племена и небольшие народы, специализирующиеся на воровстве и грабеже.
[12] Известно, что часть детей способна в самых неблагоприятных условиях преодолеть все трудности и развиться в полноценную личность. С другой стороны, часть детей, выросших в нормальных семьях, к этому не способна. Матери, бросающие новорожденных обычно, страдали в семье от отсутствия материнской любви. Таким образом, сложившееся положение имеет черты необратимости.
[13] Вишневский (2001) Севастьянов (2001)и многие другие авторы объясняют падение рождаемости исчезновением крестьянского хозяйства. Якобы крестьянам было выгодно иметь много детей. Это де обеспечивало старость. Рождение и воспитание детей всегда было не выгодно. Люди не думают о старости, а русские в особенности. Это доказывается тем, что пенсионные накопления всегда носят принудительный характер. Другое дело, что при общинном хозяйстве (и только при общинном) дети не разоряли родителей. Поэтому иметь детей было менее не выгодно, чем теперь.
[14] Сравним последствия принятия одной или другой системы ценностей, сначала в плане личности, а затем в плане этноса.
Счастье - ценность более очевидная, чем ценности современного западного общества - деньги и комфорт. Социологи провели множество опросов, стараясь выяснить, что дает людям счастье. Эти опросы обычно показывают, что богатые чаще оценивают себя как счастливых, но разница не велика. Например, при увеличении дохода более чем в три раза (на 200%) доля лиц, называющих себя счастливыми, повышается на 20%. По-видимому, ощущения счастья возникает не от увеличения дохода как такового, а от превышения дохода над средним уровнем. Увеличение среднего душевого дохода в США в два раза совершенно не повлияло на долю счастливых лиц в населении. Доля лиц называющих себя несчастливыми выше в больших городах, хотя доходы там выше. Лица, состоящие в браке, чаще характеризуют себя как счастливых (Veenhoven, 1984).
Распространившаяся установка на бездетность и малодетность грозит в ближайшей перспективе снижением валового внутреннего продукта, притоком иммигрантов, не обеспеченной старостью. Затем, видимо, последует завоевание и уничтожение народами со здоровой ценностной ориентацией. Не исключено появление в ходе углубления кризиса харизматического лидера, который восстановит систему ценностей и запретов совместимую с жизнью.
Раз возникшая установка на малодетность с трудом обратима, так как дети обычно копируют поведение родителей. Если бы христианский мир был изолирован, то в той или иной форме произошло бы восстановление репродукционного потенциала. В открытом мире христианская цивилизация, скорее всего, будет уничтожена.
[15] "Наука не может создать морали; тем более она не может сама и непосредственно пошатнуть или разрушить традиционную мораль" [Пуанкаре, 1983].
[16] Раскрепощение человека носит уродливый характер. В консервативном обществе на мужчину падала обязанность добывать средства к жизни на женщину родить детей. Мужчина имеет право не исполнять своих обязанностей, но при этом обрекается на голодную смерть или нищету. Женщина то же получила право не исполнять свои обязанности, но ни какого наказания при этом не несет. Я не хочу рассуждать справедлива ли такая эмансипация или нет, но что она не могла не привести к вымиранию достаточно очевидно.
[17] В соответствии с развитой выше антропологией, отдавая ребенка в школу, мы получаем назад не своего, а государственного ребенка. Наиболее жесткая форма общественного воспитания интернат, на сколько я знаю, возвращает народом севера вполне не жизнеспособных детей имеющих только внешнее сходство с родителями.
[18] Автор не только дилетант, но и невежда в вопросах воспитания и обучения. С другой стороны, он учился в школе, институте, аспирантуре. Об этих вопросах обычно пишут учителя. Я пишу с точки зрения ученика.
Процесс обучения представляется крайне не эффективным. У нас почти 2 миллиона учителей. После появление учебников, магнитофонов, персональных компьютеров и телевидения подавляющая часть их не нужна. Школа обнаружила свою полную несостоятельность как воспитатель. Предполагалось, что она воспитывает строителей коммунизма. Оказалась, что это вранье. В то же время она играет существенную роль в современном кризисе. Нужно когда-то посмотреть правде в глаза. Возможно, дистанционное обучение позволит избежать стерилизующего эффекта образования. Для этого из программ обучения следует вытравить элементы атеистической пропаганды.
[19] В Южно-Американских республиках положение лучше, но оно быстро ухудшается и тем быстрее, чем выше доля испанцев.
[20] Школа искажает действительность, изображая борьбу идей как борьбу между церковью и наукой. Ученые не участвовали в борьбе. Не инквизиция убила Сократа, Лавуазье, Вавилова и Розенбергов. Любимый школьный пример - Джордано Бруно не был ученым. Православная церковная иерархия почти не запятнала себя жестокостью, не говоря уж о Церкви как совокупности верующих.
[21] Сейчас в России потери от абортов (2 000 000) соизмеримы с военными потерями во время самых тяжелых войн.
[22] Апологет нового мирового порядка Хаек, решительно не признающей заповедь "люби ближнего своего, как самого себя" пишет: "Мы не избавились от наследия, доставшегося нам от знавших друг друга в лицо членов первобытного стада, а унаследованные от них инстинкты не полностью "приноровились" к нашему относительно недавно сложившемуся расширенному порядку и отнюдь не безвредны для него".
[23] убийство в форме абортов
[24] Эти ценности тесно связаны. Теоретически можно представить себе неграмотных рантье, но они вряд ли окажутся способны удержать деньги и власть. Чтобы добыть в нашем мире комфорт, необходимо образование. Оно необходимо даже в профессиональном боксе, хотя и не в обычной форме.
[25] Любить ближнего не нужно.
[26] Разнообразие генофондов популяций внутри вида включается Уилсоном (Wilson, 1994) в понятие биоразнообразия.
[27] Культурные особенности представляют собой часто адаптации к особенностям среды и механизмы репродуктивной изоляции. Репродуктивная изоляция необходимое условие дивергенции, а, следовательно, и эволюции. Различия языков играют в этой изоляции большую роль. В бедных странах для этой же цели используется цензура.
[28] Для развода и производства аборта необходимо согласие жены и мужа. В 68% случаев подают на развод женщины (в Москве - 80%). Следует учитывать, что развод причиняет серьезный ущерб детям и обществу.
[29] Абсолютный уровень материальной обеспеченности мало существенен для рождаемости. Относительная обеспеченность внутри однородной группы, видимо, влияет больше.
[30] Дочери всегда были помощницами матери, и одновременно обучались. Семья без такой поддержки физически неспособна иметь нескольких детей. Девочкам, возможно, следует начинать учиться позже, программы так же должны различаться. Даже не смотря на запрет такого рода исследований, известно, что женщины не способны к математике.
[31] Приводят к развращению и вымиранию народа.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"