Семевский Федор Николаевич : другие произведения.

Современная Система Ценностей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В конституции Российской Федерации провозглашается высшей ценностью человек, его права и свободы. Перестройка происходила под лозунгами демократии и рынка. В действительности движущей силой буржуазной революции в России было отвращение к коммунистам. Коммунисты надоели своей ложью. Бессовестным, но безобидным членам КПСС, ставились в вину преступления их идейных и кровавых предшественников. Известную роль играла иллюзия, что рынок и демократия приведут к экономическому процветанию и справедливости.


  

Современная система ценностей.

  
   В конституции Российской Федерации провозглашается высшей ценностью человек, его права и свободы. Перестройка происходила под лозунгами демократии и рынка. В действительности движущей силой буржуазной революции в России было отвращение к коммунистам. Коммунисты надоели своей ложью. Бессовестным, но безобидным членам КПСС, ставились в вину преступления их идейных и кровавых предшественников. Известную роль играла иллюзия, что рынок и демократия приведут к экономическому процветанию и справедливости.
   Наивысшими ценностями человека объявляются "его личная свобода во всех сферах деятельности и права частной собственности" (Петров, 1997). Сохраняется вера в прогресс. Прогресс обеспечивается правовым государством, конституционализмом, разделением властей, представительством, самоуправлением, общественной активностью.
   Нравственность не интересует современных людей. Предполагается, что победила универсальная гуманистическая мораль, отстаивающая самоценность личности. Что это такое - не совсем ясно.
   С Возрождения нравственность Евангелия ставится под сомнение, и делаются попытки выработки разумной морали.
   На Западе Реформация прочитывает Божественное Откровение по-новому. Отрицается авторитет Церкви. На первое место выдвигается понятие совести.
   Д. Юм (1711-1776) утверждает, что действительной основой морали является чувство, а не религия.
   Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) считал нравственность врожденной.
   И. Кант (1724-1804) считает, что мы имеем внутри себя моральный закон (императив), который требует от нас нравственного поведения
   И. Бентам (1748-1832), Д.С. Милль (1806-1873) считали основой нравственности разумный эгоизм. Нравственные поступки не бескорыстны. Они дают известное удовлетворение и приносят выгоды в виде доверия со стороны партнеров.
   Ф. Ницше (1844-1900) отрицает общечеловеческую мораль. Есть разные морали для рабов и господ.
   Позже, в XX в. Д. Ройс и другие развивают этику самореализации. Человек реализует свою индивидуальность и тем служит обществу. Разум обеспечивает универсальную гуманистическую мораль, отстаивающую самоценность каждого.
   "Человек Нового времени высоко ценит разум. Человек способен к безграничному совершенствованию себя самого и общества. Применительно к нравственной жизни это означает, что идеал Морального разума становится важнейшим ориентиром совершенствования моральных потребностей и интересов человека" (Большаков и Завершинский, 2000).
   Христианская нравственность разрушается постепенно. Вначале она воспринимается как врожденная и сама собой разумеющаяся. Кант находит ее в душе, но уже только как должное, а не как единственно возможное. Далее от нее мало что остается.
   Нравственность русских разрушается в XX веке. Успешно внедряется атеизм.
   "Моральный кодекс строителя коммунизма 60-х-70-х гг. ничем особенным (кроме словесной оформленности) не отличался бы от библейских заповедей, если бы не два обстоятельства. Богом, давшим заповеди, оказывалась коммунистическая партия, а главной ценностью - не любой человек (ближний), а только верный идеалам коммунизма, верность которым удостоверялась и проверялась той же партией, а точнее - ее доминирующей на данном этапе руководящей группой. Не согласных с этим не считалось безнравственным отправлять в лагеря, психиатрические клиники, или, в лучшем случае, в вынужденную эмиграцию" (Большаков и Завершинский, 2000).
   Мне кажется, что современная система ценностей и запретов русских еще сохраняет некоторые элементы унаследованные от православия и от советского периода, но, в общем, близка к Западной морали или точнее аморализму.
   Во что верят и не верят современные люди?
   Гинзбург (1999) пишет: "теистическая вера в Бога, вмешивающегося в земные дела, совершившего и совершающего чудеса, вера в загробную жизнь и в божественность Библии и т.п. представляются просто пережитками древности и средневековья. Как можно во все это верить на пороге XXI в. - выше моего понимания, если речь идет об образованных людях. Совершенно не понятно так же, как теисты могут объяснить множественность религий (см. выше) и, главное, сохранить веру во всемогущего Бога, допускающего геноцид, безразлично взирающего на звериный оскал фашизма и большевизма, страдания многих миллионов людей".
   Что изменилось сейчас по сравнению со средневековьем. Появились разнообразная "аппаратура". Завершились провалом коммунистические и фашистские попытки создать рай на земле. Наука заявляет - "нельзя доказать, что наслаждаться, причиняя другим страдания, плохо". Конец мира стал вполне реальной угрозой. Доля лиц, поступающих с людьми так, как они хотели бы, чтобы люди поступали с ними, видимо слегка уменьшилась.
   Высшей ценностью стали деньги, обеспечивающие потребление. Интеллигенция считает необходимым образование. Видимо, люди уверены, что между мужчинами и женщинами нет разницы. Убийство и грабеж осуждается. Осуждаются физические наказания и стерилизация преступников. Патриотизм не в моде. Заповедь любви к Богу и ближнему отброшена. Запрет на прелюбодеяние отброшен. Чтить отца и мать не обязательно. Женщины перестают рожать.
   Ясперс (1994) полагает "Новые поколения молодежи больше не усваивают достигнутого; создается впечатление, что люди не способны постигнуть то, что дано прошлым". Мне кажется, что скорее всего ни в чем не уверенное старшее поколение не способно передать свою нравственность молодежи, просто потому, что нечего передавать. Может быть, прогресс информационных технологий привел к тому, что семейное воспитание проигрывает в конкуренции с торговцами мнениями, а спросом пользуются новые мнения.
   Считается, что изменение системы ценностей и запретов, результат раскрепощения. Считается, что раскрепощение произошло в результате просвещения, которое позволило отбросить предрассудки средневековья. Считается, что существующая нравственность разумна.
   Я постарался изложить современную систему ценностей, не внося собственных взглядов и оценок. С моей точки зрения это система - выражение кризиса цивилизации.
   Основанную на разуме мораль создать не удалось и не удастся. Разум действует внутри заданной системы ценностей. Если мы раскрепощаемся, то начинаем действовать под контролем древних инстинктов. Инстинкты не обеспечивают выживания в новой среде.
   Правовые государства пытаются организовать человеческое поведение на основе страха перед вполне реальным наказанием в этой жизни. "Нормы морали заменили милиционеры" (Волков, 1989). Законодатели принимают законы, руководствуясь системой ценностей своей и отчасти избирателей. Существующий механизм создает уродливую систему права. Провозглашая высшей ценностью человека, мы ежегодно, путем абортов, уничтожаем 2,6 миллиона людей.
  
   Мы клеймим тоталитаризм и цензуру, но не хотим видеть, что демократия порождает иную менее откровенную, но не менее жесткую форму тоталитаризма и цензуры.
   Мы гордимся тем, что отказались от физических наказаний, но закрываем глаза на то, что в лагерях заключенные насилуют, избивают и убивают друг друга.
   Мы провозглашаем равенство возможностей, и не хотим видеть, что возможности богатых практически не ограничены.
   Мы гордимся женской эмансипацией и не хотим замечать половых различий.
   Современная нравственность не только не разумна, но внутренне противоречива. Достаточно очевидно, что существующая система ценностей и запретов не совместима с жизнью.
  

Литература

   Галковская Т. 2002. Семья на распутье. Интернет: "http://www.miror.riev.ua/nu/show/422/396.
   Гинзбург В.Л. 1999. Разум и вера. Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II "бера и разум". Вестник российской академии наук Том 69. N 6, с. 546-552.
   Манифест 2000. "Здравый смысл". М., 1999. т. 4, N1 (13), с. 8.
   Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. с. 365.
   Петров М.Н. Очерки истории политических и правовых учений: Новгород, 1997. с. 104.
   Большаков В.П., Завершинский К.Ф. 2000. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 144 с.
   Волков О.В. 1989. Погружение во тьму. М, Молодая гвардия. 460 с.
  
Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"