Семевский Федор Николаевич : другие произведения.

Наследуемость Рождаемости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не нужно доказывать, что вымирание русского народа заслуживает изучения. Долг русских ученых требует разобраться в причинах этого явления и, если удастся, найти способы спасения. В пределах этой работы, в отличие от всех предыдущих, в которых я условно пренебрегал эволюционными процессами, идущими в популяции, центральное место отведено перестройке генофонда и культуры. Модель эволюции подчеркнуто упрощена . Таким способом автор надеется найти понимание у широкого круга читателей.


Реферат

   На оригинальном материале оценена наследуемость рождаемости (культурная и генетическая вместе). Коэффициент размножения равен:

K = w[- 0,0163(f)2 + 0,206f+g],

   Где: g = среднее число детей на замужнюю женщину в группе; w - коэффициент, приблизительно соответствующий выживаемости до репродуктивного возраста умноженной на половой индекс; f число детей в семье родителей.
   При условии панмиксии (случайном образовании брачных пар) в русском народе России, постоянстве внешних условий и одинаковых репродуктивных установках составляющих его групп, за счет естественного отбора на уровне семьи, русские, вымрут через 35 поколений к концу тысячелетия. Таким образом, нельзя надеяться, что естественный отбор на уровне семьи может существенно улучшить положение.
   Возвращение к совместимому с жизнью мировоззрению - православию - может обеспечить спасение.

НАСЛЕДУЕМОСТЬ РОЖДАЕМОСТИ

Ф.Н. Семевский

   Введение
   Не нужно доказывать, что вымирание русского народа заслуживает изучения. Долг русских ученых требует разобраться в причинах этого явления и, если удастся, найти способы спасения. В предыдущих работах я условно пренебрегал эволюционными процессами, идущими в популяции. Здесь перестройке генофонда и культуры уделяется основное внимание. Модель эволюции подчеркнуто упрощена. Таким способом автор надеется найти понимание у широкого круга читателей.
   Механизмы наследственности
   Наследственность человека определяется ДНК и культурой. Сначала несколько слов о первой составляющей. У человека перестал действовать, унаследованный от далеких предков, механизм, обеспечивающий успешное воспроизведение. Я не нашел в научной литературе данных о наследуемости многодетности на уровне ДНК. Нет сомнения в том, что свойства, передаваемые на уровне ДНК, прямо или косвенно влияют на репродукционный успех. По-видимому, изначально человек оптимален по большинству свойств, связанных с воспроизводством, и поэтому резерв приспособления ограничен. Во всяком случае, ни в одной локальной популяции не отобралась на уровне ДНК способность успешно воспроизводиться в условиях современной цивилизации. В филогенезе эволюция привела к увеличению относительной величины головы и расширению женского таза. Эволюция может в этом случае идти в том же направлении по линии перестроек y- и x-хромосом в направлении увеличения полового диморфизма, может усиливаться различные формы материнского инстинкта. Законы, дающие право оставлять детей на попечение государства и ограничивающие верхнюю границу алиментов, открыли новые направления селекции. Рождаемость, однако, продолжала падать.
   Культуру нам удобно разделить на три составляющие: семейную, групповую и глобальную. Первая (семейная) близка к наследственности передаваемой ДНК (единиц отбора много).
   Социологи придают большое значение групповой культуре. Группы очень сильно различаются между собой. Это и жители одной деревни и городская "банда" и православная церковь и этнос. Объединены они на различной основе, в различной степени изолированы и в различной степени устойчивы. Отдельный человек входит во множество различных групп. Группы различаются по множеству признаков. Наиболее существенная характеристика поведения составляющих группу членов - это различие по шкале альтруизм - эгоизм. Биологи много занимались этой шкалой. Основной результат - признание большого значения семейного альтруизма. Альтруизм на уровне группы в животном мире - редкое явление. У человека взаимопомощь (кооперация) широко распространена. С точки зрения демографии особое значение имеет родовое сознание, сохранившееся в большинстве успешно размножающихся групп, и уступившее место индивидуальному сознанию уже несколько веков назад (в России в XV-XVI в.). Национализм - так же форма группового альтруизма.
   В обыденном языке есть множество слов предназначенных для обозначения поведения человека. Наиболее обобщенное определение - это плохой человек или хороший. Но это определение приобретает различный смысл в зависимости от контекста. Часто говорят: хорошая мать, хороший товарищ. В общем "хороший" - это альтруист, "плохой" - эгоист, а контекст обозначает группу, к которой относится данное поведение.
   Любой вид растений и животных жестко запрограммирован на альтруизм по отношению к собственному потомству. Эта ценностная установка определяет жизнеспособность. Поэтому при моделировании мы условно делим общество на три группы: хороших, средних и плохих. Высшая ценность первых - рождение и воспитание детей, род, свой народ; последних - собственная личность, комфорт, деньги. Видимо у человека, в отличие от животных, имеется некоторая положительная корреляция между различными видами альтруизма. В основе всех видов альтруизма лежит жертва. В демографической литературе альтруистическое поведение принято называть традиционным.
   Выделенные нами группы на поведенческом уровне характеризуются числом детей в семье, которое используется как мера альтруизма-эгоизма.
   Глобальная культура - это культура интеллигенции. Человек усваивает основы этой культуры в школе и через средства массовой информации. Особенностью ценностей, которые навязываются интеллигенцией, является их умозрительный и рыночный характер. Они не проверяются естественным отбором. Это товар, которым торгует интеллигенция, причем он часто оплачивается не потребителями, а либо чиновниками, либо собственниками СМИ и рекламодателями.
   Одновременно наука дает человеку все более эффективные средства ограничения рождаемости, и все более соблазнительные возможности удовлетворения гедонических влечений. Среда, окружающая человека, меняется очень быстро и он не успевает приспособиться к этим изменениям. Возникает впечатление, что изменение глобальной культуры и среды обитания человека способствовало увеличению численности белой расы до начала XX в., а сейчас является основной причиной демографической катастрофы. Мы не будем здесь заниматься прогнозированием изменений этой составляющей культуры, выступающей как неуправляемая внешняя сила по отношению к эволюции человека.
   Количественное исследование наследуемости
   Фактическая база исследования более чем скромная. Я провел опрос своих знакомых с целью связать число детей в семье родителей с репродуктивным поведением детей, и с той же целью проанализировал несколько родословных. Выборка была разделена на две группы: дворян и разночинцев (в основном крестьян перебравшихся в город). Отфильтровывались изменения во времени.
   Отклонения от среднего для группы числа детей на семью выражаются зависимостью ? =bf2+ af, где f число братьев и сестер, которые были у родителей. Для группы дворян были получены следующие результаты:
  

Таблица 1

Результаты регрессионного анализа

(группа - "дворянство" до 1905 г.)

Коэффициенты

b (при квадратичном члене)

a (при линейном члене)

-0,39

1,46

Ошибка коэффициента

0,17

Ошибка коэффициента

0,78

Множественная корреляция

0,055

Ошибка прогноза

2,95

Критерий Фишера

3,3

Степени свободы

225

Сумма квадратов отклонений

Объясненная

115

Остаточная

1961

  

Таблица 2

Результаты регрессионного анализа

(группа - "дворянство" с 1905 г. по настоящее время)

Коэффициенты

b (при квадратичном члене)

a (при линейном члене)

-0,66

1,36

Ошибка коэффициента

0,67

Ошибка коэффициента

0,79

Множественная корреляция

0,27

Ошибка прогноза

0,85

Критерий Фишера

4,2

Степени свободы

46

Сумма квадратов отклонений

Объясненная

12

Остаточная

33

  
   Для разночинцев материала еще меньше и я уменьшаю число параметров, иначе говоря, принимаю величину параметра при квадратичном члене равной нулю:
  

Таблица 3

Результаты регрессионного анализа

(группа - "разночинцы" до 1905 г.)

Коэффициент

a (при линейном члене)

1,29

Ошибка коэффициента

0,85

Множественная корреляция

0,40

Ошибка прогноза

1,6

Критерий Фишера

1,7

Степени свободы

5

Сумма квадратов отклонений

Объясненная

8,8

Остаточная

13

  

Таблица 4

Результаты регрессионного анализа

(группа - "разночинцы" с 1905 г. по настоящее время)

Коэффициент

a (при линейном члене)

1,82

Ошибка коэффициента

0,36

Множественная корреляция

0,28

Ошибка прогноза

1,4

Критерий Фишера

12,9

Степени свободы

68

Сумма квадратов отклонений

Объясненная

53

Остаточная

139

Таблица 5

Результаты регрессионного анализа

всего материала. Биологическая составляющая семейной наследуемости

  

Коэффициенты

b (при квадратичном члене)

a (при линейном члене)

-0,25

0,92

Ошибка коэффициента

0,11

Ошибка коэффициента

0,52

Множественная корреляция

0,035

Ошибка прогноза

2,5

Критерий Фишера

2,6

Степени свободы

354

Сумма квадратов отклонений

Объясненная

82

Остаточная

2275

  
   Статистикам, касающимся вопросов достоверности, доверять особо не следует, так как распределение вероятностей функции и аргументов отличаются от нормального закона.
   1. Бесспорный вывод из проведенного мной анализа заключается в том, что размер родительской семьи в некоторой мере воспроизводится в репродуктивной способности детей. Это было хорошо известно и раньше. Некоторые относящиеся к этому положению факты приведены в приложении 1.
   Наследуемость обеспечивает восстановление репродуктивной способности, но действует медленно.
   При условии панмиксии (случайном образовании брачных пар) в русском народе, постоянстве внешних условий и одинаковом репродуктивном поведении составляющих его групп, за счет естественного отбора на уровне семьи, вымирание не предотвращается. (См. ниже). Таким образом, нельзя надеяться, что естественный отбор на уровне семьи может существенно улучшить положение.
   Поведение групп различается. Этот вывод также не претендует на новизну.
   Возникает впечатление, что процесс вымирания начался в элитной (культурной) группе, а широкие слои народа повторяют поведение элиты с некоторым запаздыванием, и что решающее значение имеет не семейная и групповая практика, а установка общества.
   В группе дворян имеется намек на некоторый подъем рождаемости.
   Роль групповых и общественных установок важный вопрос, для ответа на который следует рассмотреть множество различных групп, так как они различаются между собой по многим признакам, прежде всего по открытости к глобальной культуре и уверенности в превосходстве своих ценностей. Одни группы ведут активную миссионерскую деятельность (баптисты), другие надежно защищены от глобальной культуры (гуттериты).
  
   Результаты моделирования
   Положение России крайне тяжелое. Профессиональные демографы, обладающие весом (продукт советской системы), связаны концепциями развитыми ими в молодости в условиях жесткого идеологического контроля, и добыванием грандов. Они удовлетворяются статистической обработкой данных переписей и поверхностных опросов и придумыванием успокоительных названий для происходящего вроде модернизации, депопуляции, сексуальной революции.
   Серьезных усилий узнать, чем определяется репродукционное поведение, не предпринимается. В учебниках демографии (даже вполне приличных) продолжают писать о "наиболее стабильном, практически неизменным на протяжении всей жизни человека, элементе структуры репродукционного поведения - потребности в детях" (Медков, 2003).
   Я не буду рассматривать наивные объяснения вроде того, что крестьянам было выгодно иметь много детей (Вишневский, 2000).
   Оригинальную попытку разобраться в причинах текущего кризиса в России предпринял И.А. Гундаров (2004). Опираясь на данные о связи между убийствами и самоубийствами и динамикой продолжительности жизни, он делает вывод, что злоба и безысходность плохо влияет на здоровье и репродукцию. Жизненная устойчивость на 70-80% определяется духовным состоянием общества и на 20-30% материальными условиями существования. Речь идет о периоде перестройки на территории распавшегося Союза и Варшавского блока.
   Люди, вероятно, привыкнут к новым видам безобразий, с которыми они столкнулись в результате перестройки. Может быть, у них восстановится нормальное функционирование иммунной системы, тканевое кровообращение, обмен веществ и уменьшится напряжение стенок сосудов и их периферическое сопротивление, но, в результате, больше рожать они не станут.
   Я делаю свои выводы на основе имитационной модели, учитывающей деление общества на группы и взаимодействие между группами, селекцию. В модели нет обратной связи, в обычном понимании, между плотностью популяции народа и коэффициентом размножения. Плотная популяция, конечно, меняет среду. В прошлом в аграрных обществах, конечно, имелась обратная связь, но она замаскирована оптимизацией размера семьи. Кроме того, народ, сокративший численность, вытесняется с мировой арены соседями и не успевает использовать ослабления сопротивления среды. Модель нужна, чтобы сопоставить скорости протекающих в народе процессов. Я не привожу описания модели, так как надеюсь, что читатель поверит, что это сопоставление сделано достаточно аккуратно и разумно, хотя и грубо. Трудность лежит в оценке скоростей. Все исходные представления сведены в таблицу 6.

Таблица 6

Принятые начальные условия и значения параметров

  
  
  
   А
  
   Б
  
   В

Начальные условия

Численность млн.

   1
   Хороших
   1
   Средних
   118
   Плохих
   1

Установки на число детей

   2
   Хороших
   4
   Средних
   1,3
   Плохих
   1

Неизменяемые параметры

   3
   Соотношение полов
   0,5
   Выживаемость
   2/3
   Возможная плодовитость
   12
   4
   Время смены поколений
   25 лет
   Число личных встреч за жизнь
   10
   Вероятность изменения мировоззрения
   3%

Вероятности случайного отклонения семьи от установки

  
   Отклонение

Веро-ят-ность

   Отклонение

Веро-ят-ность

   Отклонение

Веро-ят-ность

   5
   +1,5
   0,1
   0
   0,8
   -1,5
   0,1

Изменяемые параметры

Веса мировоззрения и подражания

   6
   Подражание
   0,9
  
   Мировоззрение
   0,1

Веса различных источников научения

   7
   Общество (мнения творческой гуманитарной интеллигенции)
   0,7
   Группа (например, православные, крестьяне, дворяне, коммунисты, цыгане)
   0,2
   Семья
   0,1

Разность вероятностей смены мировоззрения при личных встречах

   8
   Хорошие ? средние
   0,015
   Средние ?- плохие
   0,015
   Хорошие ? плохие
   0,015
   9
   Средние ? хорошие
   0,015
   Плохие ? средние
   0,015
   Плохие ? хорошие
   0,015
  
   Основной механизм приспособления к изменениям среды у человека - это воспроизведение поведения родителей. В каждом поколении увеличивается доля выходцев из больших семей, по сравнению с долей этих семей в родительском поколении, и, таким образом, традиция многодетности механически стремится распространиться. Можно предполагать, что, начиная с возрождения, в обществе распространяются архаичные, заимствованные у погибшей античной цивилизации, идеи эгоизма. Сначала скорость распространения этих идей в обществе не велика и они подавляют репродукцию только в узком слое интеллигенции. С открытием книгопечатанья процесс ускоряется. С появлением школы, радио и телевиденья скорость распространения эгоизма значительно превосходит скорость семейного отбора.
   Начинается вымирание.
   Допустим, что на уровне идей ничего не меняется. Это отражено в равенстве параметров а8 и а9, б8 и б9, в8 и в9.
   В России серьезность положения определяется глубиной падения рождаемости. Мы приняли не 1,2 ребенка на замужнею женщину, а 1,3, допуская, что под влиянием "шоковой терапии" семьи откладывали рождение детей, надеясь на улучшение положения в будущем.
   В настоящее время, по-моему, и у нас и во всем христианском мире произошло не нормальное увеличение веса общественного мнения. Это мнение не народа, а тех, кто платит наемной гуманитарной интеллигенции и отчасти самой интеллигенции. В соответствии с этим приняты веса научения из различных источников (параметры а5,б5,в5). Эти веса можно определить на основе фактов, но я не успел этого сделать. Хотя в течение последних столетий новая система ценностей, сущность которой сводится к тому, что любить ближнего не обязательно, безусловно, распространялась, вытесняя православное сознание, я принял, что русские сейчас находятся в особой точке (скорость процесса равна нулю). Это сделано отчасти для того, чтобы не драматизировать положение.
   При принятых значениях параметров модель дает полное вымирание через 35 поколений, то есть к концу тысячелетия. Русская цивилизация не доживет до конца столетия. В 2079 году работоспособное и обороноспособное население будет составлять около 11 миллионов.
   Если мы сможем противостоять влиянию глобальной культуры и ориентироваться на семейные ценности, выживание возможно. Если допустить, что государство служит народу и проводит осмысленную демографическую политику, то катастрофу можно предотвратить, но такое развитие событий кажется мало вероятным.

Таблица 7

Результаты моделирования

  
  

Состояние

Перелом или вымирание

   Численность, млн.

Нравственность %

параметры

   Поко-ление
   Год
   Min
   2029 год
   2054
   год
   2079 год
   В момент перелома
   Нет изменений

35

2879

0

52

23

11

   -
   Биологическое приспособление на семейном уровне а7=0; б7=0;в7=1

8

2204

7

52

28

18

   Хорошие - 2
   Средние 97
   Плохие 1
   Духовное возрождение
   А6=0,1; В6=1; а7=0; б7=1; в7=0; а8=0; б8=0; в8=0; а9=0,03; б9=0,03; в9=0,03;

6

2154

4

53

24

11

   Хорошие - 100
   Средние - 0
   Плохие - 0
  
   К полученным цифрам не нужно относиться слишком серьезно, но и игнорировать их не следует. Если произойдет чудо и Россия не погибнет, то только в результате нравственного возрождения. Однако если нравственное возрождение произойдет, то и власть улучшится. В модели это никак не учитывается, но в таком случае легко удастся избежать критического сокращения численности народа. Полученные результаты, в общем, совпадают с прогнозами для России, сделанными и за границей и у нас. Предсказывается неизбежная гибель России до конца столетия, если все останется так, как есть. Указывается, что гибели можно избежать, если найти согласие, если правительство будет преследовать национальные интересы.
   У читателя может возникнуть вопрос, как автор решается заниматься моделированием, не обращая внимание на мощные международные и государственные учреждения, занимающиеся прогнозированием и использующие большие модели, стоящие многие миллионы $. Большие организации обладают специфическими слабостями и опутаны в большей степени, чем отдельные исследователи, всевозможными запретами. Они ищут там, где "светло", занимаются громоздкими вычислительными задачами линейной алгебры, но не способны взглянуть на проблему по существу, ограничиваясь экстраполяциями. На 2050 год ИСПИ РАН дает население России (все расы и национальности, все возрасты) 80,2 млн. человек.
   При сохранении нынешних тенденций рождаемости, смертности и миграции численность нашего населения в 2015 году составит 131 млн человек, к 2021 году -- 123 млн (в 1990 году было почти 150 млн.). Скорость убыли с годами не остается постоянной, она нарастает. Сегодня она составляет 0,5% в год, к 2020 году составит 1,2%, в 2030-х годах -- 2,2% в год (Прогноз до 2021 г. Центра демографии и экологии человека при Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, издание 2000 г.; рук., д.э.н. Вишневский А.Г.).
   Здесь речь идет о населении, безотносительно к тому будет оно китайским или русским, представлено оно стариками или молодежью.
   В последних прогнозах, выполненных менее формально, начинают фигурировать такие переменные как общественное согласие и социальное неравенство. Это, конечно, прогресс, но скромный. Факт вымирания русского народа при этом также отмечается. Медков (2003) вполне справедливо указывает слабости существующих моделей и говорит об изменении ценностных установок в обществе. Согласно Медкову в 2050 г. в ближайшие 10-20 лет "российская" средняя женщина будет рожать 0,8-0,9 ребенка и падение численности будет на треть больше.
   Моя цель не прогноз, а понимание сущности процесса и поиски путей, которые могут предотвратить вымирание.
   Можно ли избежать катастрофы.
   Ответить на вопрос трудно. Легче сказать, что для этого нужно.
   Прежде всего, полученные выводы должны быть проверены и перепроверены. Сейчас мы предполагаем, что они в основном соответствуют истине.
   Сейчас, государство проявляет удивительное равнодушие к проблеме вымирания. Антонов А. И. (2000) "Проблема сверхнизкой рождаемости действительно является проблемой и в социальном, и в интеллектуальном смысле, но она не признается в качестве таковой ни политиками, ни учеными, ни общественным мнением".
   В думе только блок "Родина" в лице Чуева пытается что-то предпринять. Его законопроект о налоге на бездетность (бесспорно полезный) был отвергнут (за налог проголосовало только 38 человек). Зато "Единая Россия", представляющая интересы бюрократии и крупного капитала, настроена иначе. Печально известная Лахова возглавляет комитет по вопросам материнства и детства. Ее подруга Матвиенко правит Петербургом. Отсюда следует, что сегодня на государство рассчитывать не следует. Это так же следует из того, что современная демократия ни в одной стране мира не может приостановить вымирание, так как ее горизонт оптимизации меньше промежутка между выборами.
   Теоретически рассуждая действовать нужно в направлении изменения культуры, увеличения полового диморфизма на культурном уровне.
   Государство обязано проводить антицензурную политику, не допуская захват информационных каналов немногочисленной группой нуворишей, распоряжающихся российской рентой, и развращенной богемы. Творческая гуманитарная интеллигенция в течение нескольких веков стирала и продолжает стирать половые различия.
   Законы, ограничивающие права детей и глав семьи, должны быть приведены в соответствие со здравым смыслом, обучение девочек и мальчиков следует сделать разнонаправленным. Родители должны иметь право голосовать за своих детей. Государство должно обеспечить некоторую поддержку нормальным семьям. Рождение детей не должно быть непосильной жертвой. Например, государство может способствовать предоставлению льготных кредитов многодетным семьям и главы таких семей, должны платить подоходный налог от семейного дохода на душу. Социальный налог и налоги с крестьянства Нечерноземья целесообразно отменить и тому подобное.
   Все это - благие пожелания, которым современная власть не будет следовать, но если мы станем лучше, и власть станет лучше.
   На уровне групп полезно теснее сплотиться. Реальная сила в нашем обществе, способная противостоять гибели общества - это Православная Церковь. Слово Патриарха должно быть законом для православных. Православные общины должны стараться помочь молодежи в поисках достойных спутниц и спутников жизни. Опыт гуттеритов доказал, что тесно сплоченная община способна выдержать давление массовой культуры.
   На личном уровне следует помнить, что любить Бога - это значит соблюдать заповеди. Нужно быть христианином не только в храме, но и вне храма, не только в старости, но и в молодости. Нужно следовать заповедям, прежде всего в семье и в общине. Православным родителям следует учить детей либо дома, либо в православных школах, защищать их от царящего в мире разврата. Православная молодежь находится в трудном положении. Разврат стал легко доступным и не находит отпора. В то же время стало ясно, что эмансипация от требований "чтить отца и мать" и "не прелюбодействовать" не совместима с жизнью. Россия будет существовать только в том случае, если наши дети будут лучше нас. Для этого есть предпосылки. Чем ниже опускается нравственность, тем сильнее идет отбор на добродетельное поведение.
  
   Сообщение носит предварительный характер. Если Бог даст, я надеюсь в будущем рассмотреть эволюцию или точнее дрейф идей на уровне общественного сознания.
   Мне хотелось показать, что идет война более страшная, чем война 1941-1945 гг. и мы в ней терпим поражение.
   Если мы это поймем, то сделаем первый шаг к победе.
   Возникает ощущение, что значительная часть интеллигенции равнодушно относится к исходу этой войны. У Абрамовича и Березовского с репродукцией все в порядке (пятеро законных детей), а кто будет работать на захваченных ими шахтах и вышках - безразлично. Равнодушие демографов, типа авторов доклада "Население России", 2000), труднее понять. Они, вне зависимости от национальности, получают деньги в основном от русских налогоплательщиков и не за то, чтобы убеждать правительство ничего не делать. Это безнравственно как в православной, так и в современной системе ценностей.
  
   Приложение 1
  
   В рамках гуманитарной культуры не принято заниматься проблемами нравственности. Поэтому приходится ограничить рассмотрение только проблемами, связанными с рождаемостью.
   Образование семьи
   Кто-то сказал, что "женская эмансипация - победа мужчин". Действительно, мужчинам сейчас нет никакой необходимости вступать в брак, для того чтобы удовлетворить свои половые потребности. В России минимум наблюдался в 1996 г. Любовь возникает и усиливается, когда встречает препятствия. Сейчас препятствий нет, и она не успевает возникнуть. Из нашего языка и, вероятно, из жизни исчезает любовь и заменяется сексом. При этом мы, вероятно, многое теряем. Дружинин (1996) пишет, что в современных русских анекдотах, посвященных семейным отношениям, слово "любовь" не встречается. К 15 годам 25% американских девушек и 33% юношей теряют невинность (Toufexis, 1993). В 1937-59 гг. 22% жителей США допускали добрачные половые связи у мужчин и женщин. В 1974 г. уже 75% мужчин одобряли добрачные связи для мужчин и 50% считали их допустимыми для женщин. Тем не менее, 75% юношей в семидесятых годах все же считали, что невеста должна быть девственной (McCary, 1978).
   По данным ВЦИОМ (1994 г.), добрачные связи одобрили 66% мужчин и 51% женщин. При этом, респонденты более старших возрастов осуждали их чаще (63 %), тогда как среди молодых людей в возрасте до 25 лет к ним относились с предубеждением только 18%. По результатам опроса, проведенного в мае 1997 г., незарегистрированный брак осуждали только 6% опрошенных в возрасте от 16 до 50 лет и 21% - в возрасте старше 50 лет.
  

Таблица 2.2. Возраст начала сексуальной жизни петербургскими студентами (в % к общему числу, имевших опыт)

(Голод, 1996)

   Возраст

Год обследования

  

1965

1972

1995

   Моложе 16

5,3

8,2

12,2

   16-18

33,0

30,8

52,8

   19-21

39,5

43,8

30,7

   22-24

19,5

16,0

3,2

   25 и старше

2,7

1,2

1,1

   В России по данным опроса 1995 г., примерно половина юношей и около 40% девушек к 16 годам уже имеют сексуальный опыт, хотя считают при этом, что половую жизнь следует начинать в возрасте 17-17,5 лет.
   Рассел (Russel, 1983) сообщает, что 32% американок подверглись сексуальному насилию в возрасте до 18 лет. Американцы раскрепостились и предаются всякого рода половым извращением. Среди причин смерти мужчин в возрасте 25-44 гг. в 1992 на первом месте стоит СПИД (Centers of disease control and prevention/ National center for health statistic.1995, March, 22).
   Возросло, видимо, число половых извращений. В США 2,8% мужчин и 1,4% женщин признаются в половых извращениях. Среди жителей Нью-Йорка таких 9%. Среди лиц с университетским образованием, извращенцев мужчин в два раза больше, чем в среднем; среди женщин - в восемь раз (Кон, 1998).
   В Росси внебрачная рождаемость поднялась с 12% в 1985 г. до 27% в 1998 г. и до 29% в 2001 г. (Демографический ежегодник, 1999, Бреева, 2003).
   В США с 1970 г. по 1993 число открыто сожительствующих пар возросло в 14 раз (Statistical abstracts of the United States, 1994). Обычно такие пары быстро распадаются (Blumstein, Schwartz, 1983). Около трети таких пар затем вступают в брак, но отнюдь при этом не получают большего удовлетворения от супружеской жизни, чем нормальные семьи (Demaris, Leslie, 1984). Супружеские пары чаще имеют половые сношения (немного меньше, чем дважды в неделю) и чаще достигают оргазма, чем сожительствующие мужчины и женщины (Laumann et al. 1994).
   Разврат процветает как среди малообразованных слоев населения (наркоманов, выходцев из неполных, неблагополучных семей), так и среди финансовой "элиты".
   Все же браки в России заключаются и в последнее время все чаще настоящие, церковные.
   Возраст выхода замуж увеличивается. С возрастом быстро исчезает способность к деторождению и способность рожать полноценное потомство. Например, вероятность родить идиота (болезнь Дауна) растет с возрастом матери следующим образом (Лобашев, 1967):
      -- 15-19 лет 0,03-0,04%
      -- 20-24 "" 0,02-0,04%
      -- 25-29 "" 0,04-0,08%
      -- 30-34 "" 0,11-0,13%
      -- 35-39 "" 0,33-0,42%
      -- 40 лет и более 0,29-0,81%
   По другим данным, эта вероятность, начиная с 30 лет, утраивается за пятилетие, и достигает грозной величины - 10%. Возраст мужчин не имеет значения.
   Вероятность гармоничного союза между супругами увеличивается, если семьи, из которых они происходят, схожи. Более того, имеет значение положение среди братьев и сестер. Наиболее успешны брачные союзы, воспроизводящие положение в структуре родительской семьи, например, брата, имевшего младшую сестру, с женщиной, имевшей старшего брата. Наихудшие перспективы у супругов, происходящих из однодетных семей. Если такая семья сохраняется, то возникают трудности с воспитанием детей (Дружинин, 1996).
   В 1979 г. в России 88,4% людей все еще жили в семьях (Эйдемиллер, Юстицкис, 2001), в 2002 - только 53%. Семьи, как правило, планируют число детей. Установки на "идеальное желаемое и ожидаемое" число детей формируются еще в детстве и слабо меняются в дальнейшем. Фактическое число детей обычно меньше ожидаемого.
   В России сейчас непрерывно уменьшается число браков и растет число разводов. "Суть нынешнего духовного кризиса не столько в том, что люди живут в эпоху, лишенную смысла, а в том, что они сами утратили способность находить смысл своей жизни и деятельности. Это не столько болезнь общества, сколько болезнь человека, суть которой в утрате культурной идентичности" (Груздева, 1988).
   Развод
   В 1958-59 гг. на 1000 супружеских пар приходилось 6.5 разводов в год, в 1978 -79 гг. уже 17,5.
   В России 3,8. На 1000 семей приходится 5,3 развода в год.
   "Главной причиной разводов является психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни (42% разводов). Эта неподготовленность проявляется в грубости супругов, взаимных оскорблениях и унижениях, невнимательном отношении друг к другу, нежелании помогать в домашних делах и воспитании детей, неумении уступать друг другу, в отсутствии общих духовных интересов, жадности и стяжательстве одного из супругов, неподготовленности к взаимодействию, в неумении сглаживать и устранять конфликты и в стремлении конфликты усиливать, в неумении вести домашнее хозяйство". Половая неудовлетворенность только в 0,8% приводится женщинами как причина развода. В 68% случаев подают на развод женщины (в Москве - 80%).
   В качестве причин разводов приводятся следующие: (табл. 8)

Таблица 8

Основные причины разрыва браков

   Причины

%

   Отсутствие общих взглядов и интересов
   33,9
   Несоответствие характеров
   28,2
   Нарушение супружеской верности
   24,4
   Отсутствие любви
   23,5
   Легкомысленные отношения к супружеским обязанностям
   23,3
   Плохие отношения с родителями
   22
   Пьянство
   21,5
   Побои
   16,6
   Отсутствие нормальных жилищных условий
   14,4
   Половая неудовлетворенность
   6,0
   Невозможность иметь детей
   5,4
   Нежелание иметь детей
   5,0
   Болезнь
   3,7
  
   Юноши, выросшие без отца, (отчим не заменяет отца), обнаруживают склонность к преступлениям (Steinberg, 1987). Байрелсон и Штейнер (Berelson, Steiner,1964) считают, что те, кто не имел нормального детства, не могут вырастить нормальных детей.
   Автор исходит из гипотезы, что причина разводов - отказ от православной культуры. Если люди вступают в брак с целью создать очаг любви и отдать все что возможно детям и супруге или супругу, брак устойчив. Если цель брака - комфортное удовлетворение сексуальной потребности, и супруги сразу же начинают борьбу за то, чтобы получить как можно больше выгод от сожительства, брак неустойчив. Я предполагаю, что первая стратегия предпочтительнее, так как распределение обязанностей в обоих случаях устанавливается приблизительно одинаково, но в первом случае - как добровольный выбор, а во втором - как результат борьбы. Древние инстинкты, вопреки здравому смыслу, дают награду за жертву.
   Состоящие в браке мужчины и женщины на 15% чаще характеризуют себя как счастливых (Myers, 1992).
   Разведенные женщины приблизительно в три раза чаще кончают самоубийством, чем состоящие в браке.
   Аборт
   В настоящее время только один из трех зачатых детей избегает аборта. В качестве причин аборта женщины приводят в 48% случаев страх родить неполноценного ребенка; в 42% - материальную не обеспеченность; в 38% - плохое здоровье; в 34% - зачатье в нетрезвом состоянии; в 30% - пьянство мужа; в 25% - не уверенность в завтрашнем дне; в 20% - страх перед родами.
   Молодежь в качестве причины аборта чаще всего приводит желание продолжать учение (Зубкова и Михальская, 1991).
   Первопричина отсутствие морального запрета на детоубийство.
   В Московской Руси, как и во всей Европе, аборт карался смертью. В конце XIX, начале XX вв. наказание смягчается, а затем и отменяется. Сейчас аборты запрещены в Ирландии и на Мальте. До революции в России аборты тоже были запрещены; в 1920 году - разрешены. В 1936 снова запрещены и вновь разрешены в 1955 г. Плата за аборт установлена в 50 руб. после Хрущевской денежной реформы 5 руб.
   Число абортов в Ленинграде росло следующими темпами (табл. 9)

Таблица 9

Число абортов в Ленинграде

(Паевский, 1970)

  
   Год
   1924
   1925
   1926
   1927
   1928
   Число
   6692
   16598
   21646
   35523
   53562
  
   В дальнейшем данные отсутствуют. В 1933 по РСФСР на 100 родившихся приходилось 130 абортов (Дьячков, 2000). Сейчас (2001 г.) в России ежегодно происходит 5 миллионов абортов в год, по официальным данным - 3 млн. Первая беременность в 60% случаев кончается абортом. Согласия мужа на производства женой аборта по гражданским законам не требуется. Аборт, как правило, вызывает нервные расстройства и часто психозы, нарушает семейное согласие и приводит к разводу. Число самоубийств, среди женщин сделавших аборт, возрастает по сравнению с нормальными женщинами.
   Черноскутова (2002) пишет, что детей рожают в основном православные женщины, не принимающие аборта. В Черноземье у православных, посылающих детей в православные школы, в среднем 1,8 ребенка на семью. Бодрова (2003) отмечает, что православные желают иметь детей чуть больше, чем атеисты. По показателю "ожидаемое" число детей: респонденты, не считающие себя верующими имеют наименьшую величину - 1,27, православного вероисповедания - 1,42, и наибольшую величину - 1,84 - респонденты, исповедующие другие виды религии, но даже самый высокий показатель "ожидаемого" числа детей у представителей мусульман и других религий (1,84) не достигает двух, что обеспечивало бы простое воспроизводство населения (Бодрова, 2003).
   Такие выводы получаются из-за не оправданного расширения группы. Среди моих знакомых разница была выражена резко. Все же у меня нет уверенности в том, что православие может противостоять гуманитарной культуре в этой области и предотвратить вымирание. При одномоментном сравнении по странам связь рождаемости с долей христиан в народе положительна, но недостоверна. Связь с долей православных также недостоверна. Православие явно уступает в этом отношении исламу и иудаизму. Видимо более тонкая этическая система православия в условиях кризиса оказалась менее устойчивой. Возможно, православные и католики редко убивают детей, но данных такого рода я не нашел.
   Люди ошибаются, когда в погоне за гедоническими ценностями, избегают деторождения. 92% американок ответили, что материнство принесло им гораздо больше радости, чем они ожидали (Независимая информация, 2002).
   Воспитание
   Недостаточно родить детей их еще нужно воспитать. Ильин пишет "В браке и в семье человек учится от природы - любить", "семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию", "ребенок учится в семье верному восприятию авторитета".
   Семья необходима ребенку. Среди детей переживших войну в семье неврозы наблюдались у 20%. Больше половины эвакуированных (без родителей) детей страдали неврозами.
   Следует понять, что обучение и воспитание, разные вещи. Второе важнее. Неграмотный Годунов стал мудрым царем и отцом. А образованные, но не получившие нормального воспитания дети, как правило, не способны к воспроизводству, а часто и к жизни (к примеру, из десяти детей, воспитанных в детских домах, четверо становятся пьяницами, четверо - наркоманами, один - кончает жизнь самоубийством и только один получается нормальным). Ненормальное воспитание, вероятно, получают все дети в большом городе, единственный ребенок в семье, дети в неполных семьях. В этологии открыто явление импринтинга, в том числе полового. Оно заключается в том, что почти сразу после рождения происходит необратимое запоминание образа матери, которое определяет поведение в репродукционном возрасте. Харлоу (Harlow, 1959)сообщил, что обезьяны, выращенные без матери, испытывали затруднения в половой сфере и в отношении к потомству. Выращенные без матери крысята также обнаруживают необратимые изменения поведения (FraШkovА and BlatuikovА, 1979).
   Для нормального развития ребенка, прежде всего, необходим эмоциональный контакт с матерью. Смена лиц заботящихся о ребенке, отсутствие эмоциональных контактов в течение 5-6 месяцев приводит к необратимым изменениям, проявляющимся во взрослом возрасте катамнезам, характеризующимся затруднениями в общении, недоверчивостью, не способностью к сотрудничеству (Обуховский, 1972). Дети, воспитанные в первые три года вне семьи, как правило, отстают в умственном развитии, не способны к общению, не способны соблюдать правила, лишены способности ощущать вину (Berelson and Steiner, 1964). Корешкин пишет, что в 1995 году в Росийской Федерации зарегистрировано 40 тысяч случаев оставления новорожденных в домах ребенка.
   Брутман с соавт. (Brutman et all, 2002) показал, что молодые матери, с отклоняющимся от нормы поведением (оставляющие новорожденных), были в детстве отвергнуты своими матерями. Кастер (Coster, 1972) выяснил, что необходимы также контакты со сверстниками. Среди родителей, плохо обращающихся с детьми, 85% испытывали такое же обращение в раннем детстве (Helfer, 1982). В неполных и малых семьях вырастают не вполне нормальные дети, которые впоследствии испытывают трудности с созданием своей семьи (Крайг, 2002). Спок (1990) пишет, что мы стремимся воспитывать своих детей так же, как воспитывали нас. Среда и мода меняется. Отсюда меняется и воспитание. Следует отдавать себе отчет в том, что это опасно. Отклонения от нормы, согласно Юнгу (1994) и другим психоаналитикам, приводят часто к психозам. На миллионах лет эволюция человека шла в направлении увеличения усилий на воспитание за счет снижения плодовитости. В то же время, плодовитость не может быть ниже некоторой предельной величины. Сейчас норма должна быть - 4 ребенка на замужнюю женщину.
   Развитие нравственных чувств, таких как стыд, совесть и религиозность происходит обычно у детей в возрасте от двух до пяти лет. Большую роль тут играет воспитание примером. Церковь помогает воспитанию.
   Непосредственная причина нарушения формирования нормальных половых ролей у детей - "паденье нравов, засилье псевдокультуры, формирование извращенных понятий о добре и зле, потеря авторитета семьи" (Обухов, 2002).
   И.А. Ильин (1937) пишет: "Утонченнейшее, благороднейшее и ответственейшее искусство на земле - искусство воспитания детей - почти всегда недооценивается и продешевляется". К сожалению, это искусство. Для разных детей оптимально разное воспитание и общие рекомендации мало помогают. Например, Личко (1979) замечает, что гиперпротекция особенно неблагоприятна для детей с неустойчивым и конформным типом характера и вызывает черты психастении.
   Гончаров (2004)пишет, что в семьях без отца дети в 35 раз чаще, чем в нормальных семьях, бегут из дома; в 5 раз чаще совершают самоубийство; в 20 раз чаще имеют плохое поведение; мальчики в 14 раз чаще совершают изнасилование; в 5 раз чаще недоучиваются до конца в школе; в 10 раз чаще становятся наркоманами; в 9 раз чаще не способны достигнуть приличного уровня благосостояния; в 15 раз чаще заканчивают жизнь в тюрьме; девочки в 4 раза чаще становятся матерями до достижения зрелости.
   В каждой цивилизации имеются понятия об идеальной семье и имеются реальные семьи, конечно, отклоняющиеся от идеала, но связанные с ним. В семьях воспроизводятся отношения, существовавшие в семьях родителей. Дети обучаются супружеским ролям, отождествляя себя с родителем того же пола, и выбирают в будущем супруга (или супругу) соответствующего образу родителя противоположного пола. Желаемое число детей в стационарном обществе соответствует числу детей в родительской семье.
   В больной христианской цивилизации в мир семьи вторглась массовая дезинформация, внедряющая установки на добрачные половые связи, потребление наркотиков, гомосексуализм и т. п. Опрос студентов ВГИК и МИФИ показал, что действует она успешно. Только 20% и 18% студентов соответственно намереваются иметь более двух детей, только 31 и 47% собирается заключить нормальные браки, 65 и 45% считают половое воздержание вредным. (Макарова, 2003). В США число открыто сожительствующих пар достигло 3 млн, 40% таких пар распадается в течение года, образовать нормальную семью в дальнейшем они, как правило, не способны. Все же 95% русских считает, что для развития ребенка необходима настоящая семья и даже в Швеции большинство (60%) думает так же (Митрикас,2004).
  

Литература

  
   Антонов А.И., 2000. Демографическое будущее России. Интернет "www. i-u/ru/biblio/archiv/articles/
   antonov_people_depopulation_in_the_world/default.asp".
   Бодрова В., 2003. Сколько детей хотят иметь россияне? Народонаселение, N 2, Интернет "http://old.polit.ru/documents/1505923/html#d4".
   Население России, 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад. М, 2000, с. 167.
   Борисов В.А., 1976. Перспективы рождаемости. М, Статистика. 247 с.
   Бреева Е.Б., 2003. Дети и бедность. Народонаселение, N 4, с. 136-143.
   Вишневский А., 2000. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. Интернет: "demoscop.ru/weekly/knigi/s&er/vishnevskiy.html".
   Голод С., 1996. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. Спб., с. 59.
   Гончаров А.Г., 2004. Есть и такая точка зрения. Матриархат. В кн. Почему вымирают русские. М, "Алгоритм", с. 241-282.
   Груздева В.В., 1988. Семья как институт формирования ценностного отношения человека к миру. Сб. "Семья в новых социально экономических условиях, Н. Новгород, с 172.
   Гундаров И.А., 2004. Демографическая катастрофа в России: Причины и пути преодоления. В кн. Почему вымирают русские. М, "Алгоритм", с. 109-212.
   Демографический ежегодник РФ, 1999. М, с.170.
   Дружинин В.Н., 1996. Психология семьи. М, КСП, 157 с.
   Дьячков В.Л., 2000. О женской доле, мужской роли и нашем месте под Солнцем. Социальная история, М, Росспен. С. 219-229.
   Зубкова Н.Э., Михальская Е.В., 1991 Сов. здравоохр., N 10. С. 27-32.
   Ильин И.А., 1937. О семье и воспитании детей. С. 368-391. В кн: О воспитании национальной элиты. М, Жизнь и мысль, 2001, 512 с.
   Козлов В.И., 1995. Вымирание русских: кризис или катастрофа? Вестник российской академии наук, том 65, N 9, с. 771.
   Корешкин А.И., 2003. Демография России. Интернет.
   Крайг Г., 2001. Психология развития. Санкт-Петербург, "Питер", 987 с.
   Личко Е.А., 1979. Подростковая психиатрия. Л.
   Лобашев М.Е., 1967. Генетика. Изд-во Ленинградского ун-та, 751 с.
   Маркова Н.Е., 2003. Ценностные установки молодежи в современной России. Народонаселение, N 2, с. 116-124.
   Медков В.М., 2003. Демография. М, Инфра-М, с. 267-304.
   Митрикас А.А., 2004. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы. Социологические исследования, N 5 (241), с. 65-73.
   Независимая информация и аналитика США, 2002. Интернет:. "www.washorofile Orgi/Facts/family.html".
   Обухов М., 2003. Причина падения рождаемости - духовный кризис в обществе. Интернет: "http//www.zavet.ru/rapsobuhov1/htm".
   Обуховский К., 1972. Психология влечений человека. М, "Прогресс".
   Основы социальной концепции русской православной церкви. ЮБИЛЕЙНЫЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, Москва, 13 - 16 августа 2000 года, Интернет: "http://www.russian-orthodox-church.org.ru"
   Паевский В.В., 1970. Вопросы демографической и медицинской статистики. М, Статистика, 447 с.
   Спок Б., 1990. Разговор с матерью. М, Изд-во политической литературы, 588 с.
   Ульрих Р., 2000. Демографический взрыв или коллапс. Из Интернета.
   Черноскутова Л., 2002. Демографическая аномалия: петергофский вариант. Росбалт, 07\11\2002.
   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2001. Психология и психотерапия семьи. Питер, 651 с.
   Юнг К.Г., 1994. Психология бессознательного. М, КАНОН, 317 с.
   Berelson B., Steiner G.A., 1964. Human behavior. An inventory of scientific findings. Harcourt, Brice world Inc., 712 p.
   Blumstein P., Schwartz P., 1983. American couples. New York, Morrow.
   Demaris A., Leslie G., 1984. Cohabitation with a future spouse: Its influence upon marital satisfaction and communication. J. Marriage and Family, 46, February, p. 77-84.
   Brutman V.I., Varga A.Ya., Khamitova I.Yu., 2002. Family factors' influence on forming of mother's deviant behavior.
   FraШkovА S., BlatuikovА M., 1979. Effect of early psychological stress and protein-calorie deprivation on long-term behavioral patterns in rats. Activ. Nerv. Super., v. 21, N3, pp. 192-202.
   Harlow H.F, Harlow M.K., 1962. Social deprivation in monkeys/ Scientific American, November, p. 137-146
   Helfer R., 1982. The relationship between lack of bonding and child abuse and neglect. In Round table on maternal attachment and nurturing disorder, V.2, New Brunswick, NJ.
   Laumann E., 1994. The social organization of sexuality. University Chicago Press Цит. по Крайг (2002), с. 660
   Mc Cary J.L. 1978. Human sexuality. New York, Van Nostrand Reinhold Цит. по Крайг (2002), c. 661.
   Myers D. G., 1992. The pursuit of happiness. Who is happy - and why. W. Morrow a. comp. Inc., New York.
   Russell D., 1983. The incidence and prevalence of interfamilial and extra familial sexual abuse of female children/ Child abuse and neglect, 7, p. 133-146, Цит. по Крайг (2002), c. 579.
   Steinberg L., 1987. Single parents, stepparents, and the susceptibility of adolescents to antisocial peer pressure. Child development, v. 58, p. 269-275.
   Toufixis A., 1993. Sex has many accents. Time, May 24.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"