Первое мое знакомство с музыкой митрополита Илариона произошло при просмотре фильма "Дирижер" Павла Лунгина. В этом фильме в кадре и за кадром звучит оратория митрополита Илариона "Страсти по Матфею". Эта музыка мне напомнила "Страсти по Матфею" и "Страсти по Иоанну" Баха, а услышать Баха или что-то, напоминающее Баха - это уже здорово! Поэтому я шел на открытие III Рождественского фестиваля духовной музыки с ожиданием, что услышу что-то необычное и запоминающееся. И надо сказать, ожидание себя оправдало.
Прежде всего, хочется отметить монументальность произведения. В исполнении оратории принимали участие государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф.Светланова, Московский синодальный хор, государственный академический русский хор им. А.В.Свешникова, а также три солиста и Евангелист. Сразу же отметим недостаток произведения: на мой взгляд, большие возможности этих музыкальных коллективов таят в себе опасность использовать эти возможности в неполной мере. Именно это произошло в данном случае, по крайней мере, это касается возможностей большого симфонического оркестра (при этом подумалось, что автор оратории - не Берлиоз, не Вагнер и не Римский Корсаков).
При прослушивании оратории временами возникали ассоциации с некоторыми темами из произведений других авторов. Так, при звучании первого номера оратории - хора "Придите, поклонимся" приходила на память музыка "Франческа да Римини" П.И.Чайковского (крайние разделы фантазии, рисующие вихри ада и стоны грешников): настолько же музыка 1-го номера оратории была мрачна и безысходна. Один из последующих номеров вызвал ассоциации со "Временами года" Глазунова. Таким образом, музыка оратории по своему характеру, музыкальному языку оказалась созвучной с периодом от Чайковского до Глазунова (где-то между 1886 и 1899 годами). Хотя эта атрибуция весьма приблизительна. По своему характеру музыку оратории можно отнести к периоду позднего романтизма или неоромантизма. Вместе с тем следует отметить ее самобытность и оригинальность, ни в коей степени она не является подражанием или копированием.
Музыка оратории по своим художественным достоинствам казалась неровной (или это лишь особенности восприятия?). Иногда она не вызывала никаких эмоций, временами оказывала такое воздействие, что было ощущение, как будто видишь "небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих".
В свое время мне довелось побывать на премьере 15 симфонии Шостаковича, которая была впервые исполнена в Москве 8 января 1972 года. На концерте присутствовал сам Дмитрий Дмитриевич, его вели под руку, т.к. он был болен (концерт состоялся за 3 года до его смерти). Был я на концерте Сергея Яковлевича Лемешева, который также был преклонного возраста. Возможно, потом я буду вспоминать, что жил в эпоху, когда творил митрополит Иларион. Во время и после концерта меня не покидало ощущение гордости от сопричастности великой музыке. Возможно, такие же ощущения испытывал меломан, побывавший на концерте, например, с участием Прокофьева, впрочем, осознавали ли люди в то время свою сопричастность гению? Великое видится на расстоянии. Баха при жизни не оценили в должной степени. Так воздадим же должное композитору при его жизни, оценим в полной мере произведение, которое только пробивается к слушателю и еще не заняло своего места в ряду выдающихся общепризнанных музыкальных шедевров!