В последнее время постмодернизм стал модным направлением в искусстве. На сайте "Самиздат" он даже выделен как отдельный жанр. Мои попытки разобраться, что же это такое, привели к статье Галины Файнгольд "Молчать о Боге", опубликованной в журнале "Нескучный сад" N 2, 2010 г. Так как тираж журнала ограничен (10000 экз.), а в интернете нет версии этой статьи, у меня появилось желание изложить основные положения, характеризующие постмодернизм.
Основным инструментом нового искусства стала ирония самого широкого спектра (от легкой усмешки-ностальгии по прошлому до грубых издевательств и жесткого стеба).
Сейчас мы можем наблюдать, как вслед за Ф.Ницше именно с метафизическими ценностями как таковыми, именно с понятийном аппаратом человеческого разума активно борется постмодернизм, именно их так тщательно высмеивает и московский концептуализм, а вслед за ним и все наше отечественное актуальное искусство... Личность отменяется на всех уровнях своего существования, ибо вызывает эстетическую брезгливость у современного художника.
Вторым наиболее действенным инструментом постмодернистского искусства стала игра. Игра словами, смыслами и аллюзиями сама по себе становится предметом искусства.
Третье качество: искусство постмодернизма можно условно назвать искусством молчания. Речь идет о молчании как об отказе говорить общепринятыми для человеческого разума понятиями, об отказе апеллировать к привычным нашему понятийному аппарату представлениям и смыслам не ради "свободной шизофрении", а ради того, чтобы могло проступить на поверхность смыслов нечто невербальное, невыразимое... Однако возможность сказать о главном через молчание существует в современном искусстве главным образом гипотетически. В большей части произведений авторы замалчивают либо высмеивают тему смысла человеческого существования во имя осознания шизофреничности и абсурдности мира как таковой, "колобковости" ради самой "колобковости" (под "колобковостью" автор понимает потребность быть непойманным в кругу московского концептуализма).
Тем, кто идентифицирует свое творчество с постмодернизмом, стоит еще раз задуматься: правильна ли такая идентификация. И вообще, стоит ли вставать под знамена постмодернизма? Ведь еще не изжили себя и религиозное искусство, и реализм, и модернизм. Заключить настоящие заметки можно следующими словами Томаса Манна из его книги "Рассуждения аполитичного": "Обнаружить направление, в котором развивается культура не так уж и трудно, а примкнуть к этому направлению с восторженным визгом не столь великолепно, как об этом думают тупоголовые всех стран. Распознать истинный ход жизни, отступления, противоречия, напряжение; обнаружить противовесы, нужные для сохранения равновесия; найти сопротивление, которое заставляет жизненные силы напрягаться там, где они поизносились и одрябли; заметить протагонистов, без которых жизненная драма не могла бы развиваться, - и все это не просто видеть, но чувствовать движение и борьбу всего этого в самом себе, - вот что делает человека человеком своего времени".
* * *
Термин "постмодернизм" впервые появился в работе Р.Панвица "Кризис европейской культуры" (1917). В дальнейшем понятие постмодернизма было развито в работах Ф. де Ониса, Арнольда Тойнби, Лесли Фидлера, Харви Кокса, Чарлза Дженкса. Как уже отмечалось, ирония является одним из типологических признаков культуры постмодерна. Однако, еще в 1915 году такой чуткий и проницательный мыслитель как Розанов в сборнике "Мимолетное. 1915 год" писал: "- Главное - иметь ироническое отношение к вещам. Ирония!.. Ирония!.. Вы ее имеете? - о, тогда вы далеко пойдете... (редактор новичку, принесшему рукопись)".