Ницше в книге "Песни Заратустры" писал: "Все мы уверены в своей смерти, так почему же нам не оставаться спокойными?" Прежде всего потому, что нас волнуют также вопросы когда? и как? Если бы мы знали ответы на эти вопросы, то ожидание смерти для большинства превратило бы жизнь в кошмар. В псалме 38 звучит обращение к Господу с просьбой открыть обстоятельства, связанные со смертью:
"Покажи мне, Господи, конец мой, и
число дней моих, какое оно, дабы я
познал, чего не хватает мне".
Поэт Павел Голенищев-Кутузов в 1803 г. написал Преложение псалма 38, в котором эти строки звучат следующим образом:
"Скажи число моих мне дней,
Скажи, Господь! Мою кончину,
Чтобы и в бренной жизни сей
Я мог познать свою судьбину".
Для большинства эти обращения к Господу остаются без ответа. Лишь святым Господь открывает обстоятельства, связанные с их смертью, чтобы они имели возможность к ней подготовиться.
* * *
Ницше писал: "Ты веришь в свою "жизнь после смерти"? Так научись быть мёртвым во время своей жизни". Однако быть мертвым во время своей жизни мы умеем, т.к. сон - это маленькая смерть при жизни.
* * *
Ницше в книге "Странник и его тень" (1880) писал: "Уверенность в смерти должна бы была примешивать к каждой жизни драгоценную благоуханную каплю легкомыслия, а вы, аптекарские души, обратили ее в противный на вкус яд, который отравляет всю жизнь". В 1890 г. была поставлена опера П.И.Чайковского "Пиковая дама", автор либретто М.И.Чайковский. В арии Германа "Что наша жизнь? Игра!" есть следующие строки, в которых прослеживается эта же мысль:
"Что верно - смерть одна,
Как берег моря суеты.
Нам всем прибежище она,
Кто ж ей милей из нас, друзья,
Сегодня ты, а завтра я.
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи,
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня свою судьбу".
По своему отношению к смерти людей можно разделить на две группы:
Первая относится к ней легкомысленно и ловит, как Герман, миг удачи.
Ко второй относятся те, которых Ницше называет "аптекарскими душами". Они, следуя совету древних "Помни о смерти" (memento mori), думают о ней каждый день, отравляя этим, как считает Ницше, всю свою жизнь. Как же к ней относиться?
Смерть не минует никого, ни первых, ни вторых. Первые, прожив отпущенную им Богом жизнь весело и легкомысленно, окажутся перед лицом смерти с чувством недоумения, досады, страха. Они скажут смерти: "Мы так не договаривались!", на что смерть ответит: "Мы ни о чем не договаривались", - и равнодушно возьмет свою жертву. Ей это не впервой. Страдания таких людей перед лицом внезапно возникшей смерти будут беспредельны.
Вторые подойдут к своей смерти осознанно, подготовленными к ней всей своей жизнью, и спокойно перейдут в мир иной, воспримут этот переход как данность.