В условиях распространения формализма в искусстве возникает вопрос: каковы причины живучести формалистических идей? За ответом далеко ходить не надо: спрос рождает предложение. Что же лежит в основе спроса? Мода? Или заблуждение? А может, человек устал от окружающего мира, который стоит у него перед глазами каждый день? Этим можно объяснить непопулярность художников, которые пытаются потчевать нас избитыми блюдами и известность мастеров (иногда, правда, скандальную), предлагающих блюда экзотические.
Интересно сравнить творческий процесс художника с музыкальным исполнительством. Нотный текст в музыке - это окружающий мир, стоящий перед художником. Исполнение музыкального произведения - это создание картины. При исполнении допускается вариационность в рамках интерпретации. Видение художника также сугубо индивидуально. Поэтому можно говорить об интерпретации художником в живописи окружающего мира. Почему же искажение нотного текста не допускается? Прежде всего, потому, что такую музыку просто никто не станет слушать. А искажения окружающего мира в полотнах художников не только не осуждаются (по крайней мере, некоторыми), но даже в определенных кругах находят поддержку. Одно из возможных объяснений этому заключается в следующем. Мы существуем вне сферы музыкальных образов. В любой момент мы можем войти в нее или выйти. Поэтому мы никогда не сможем привыкнуть к музыке. Окружающий же мир находится постоянно у нас перед глазами и, как уже отмечалось выше, эмоциональность его восприятия может значительно уменьшиться.
Формалистическое искусство - это формальная передача чувств художника; для него важно не что передается, а как передается, какими средствами. Существует мнение, что художник реалистического направления стремится изобразить окружающий мир как можно правдивее и точнее. Прежде всего, покажем логическую несостоятельность последнего определения. Реалистическое и формалистическое искусства по своему содержанию противоречивы, противоположны. Противоположными должны быть и их определения. Следовательно, реалистическое искусство - это неформальная, искренняя передача чувств и мыслей художника. Для него важно наряду со средствами и содержание изображения.
Если изображать окружающий мир как можно правдивее и точнее, то предельный и наиболее благоприятный, исходя из определения, случай будет фотографическое изображение окружающего мира. Нам могут возразить: фотография тоже имеет эстетическую ценность. Но не надо забывать, что у фотографии как способа отражения реальности свои художественные задачи, у живописи - свои. И расточительно живописцу, чей метод трудоемок и требует полной самоотдачи, работать на уровне фотографа. Если провести уже знакомую нам параллель с музыкальным исполнительством, то в музыке - это выбор из множества музыкальных произведений некоторых. Таким образом, фотография - это выборка. Выборка из многих картин действительности лишь некоторых. Разумеется, по выбранным картинам также можно судить о чувствах и мыслях, владевших человеком, об его индивидуальности. Но живопись для этого предоставляет гораздо больший простор.
Таким образом, в основе цвета и формы - элементов изобразительного искусства - по-прежнему остается лежать реальный мир, но не прямым образом, а опосредованно, через мысли и чувства художника. Это мостик, связывающий элементы изобразительного искусства и окружающий мир. Можно искажать действительность, если это вызвано необходимостью и несет определенную идейную нагрузку, если главное для художника не само искажение действительности, а то, что он хочет передать. Но художник должен пройти академическую подготовку, чтобы технические возможности не тормозили творчество, не ограничивали его. Художник должен знать все, чтобы особенности его творчества не обусловливались незнанием законов окружающего мира.