Александр Семенов
Ошо-Раджниш - Будда ХХ века или архиепископ импозантного Люцифера
Те, кто веруют слепо, - пути не найдут.
Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что свыше нам крикнут однажды:
"О невежды! Дорога не там и не тут!"
Омар Хайям
Чего жаждет человек, умирающий в пустыне от жажды?
Воды! Именно воды, а не масла...
Чего жаждет простой обыватель?
Он жаждет счастья. Подразумевая под этим нехитрый набор удовольствий.
Чего жаждет ищущий Истину, Бога?
Очень часто он жаждет Учителя - проводника в прекрасные духовные выси.
Этого ПРОВОДНИКА разные религиозные традиции называли по-всякому: гуру, мастер, духовник, представитель Парампары. А ХХ век, благодаря стараниям Карлоса Кастанеды, добавил в этот ряд еще один термин - Нагваль. Как сказал его учитель, дон Хуан, без Нагваля нет свободы.
Что ж, Нагваль, так Нагваль. Пусть будет и эта табличка.
Возможно, 21-вый век снабдит нас еще каким-либо термином, отмечающим проводника в далекие духовные дали - в царство счастья и вожделенной Свободы.
Духовный учитель - основа основ, как бы мы его не называли. Он что-то видит, и видит совсем не так, как обычные люди. Не глазами. Силой своего духовного зрения, и возвышенного могучего разума.
Он видит всех нас насквозь. Ничего утаить невозможно. Мы как стекло. Все наши тайные помыслы учителю ясны. Он видит их так же хорошо, как мы - облака за оконным стеклом.
И иначе никак невозможно. В царство Свободы должен вести зрячий, а не слепой. Иначе та или иная ловушка дождется-таки искателя, как зайца - капкан, лиса или серый.
Простите, что напомнил вам эти крайне банальные вещи. Эти простейшие постулаты нам еще очень и очень понадобятся. Они и будут той самой печкой, от которой мы будем плясать.
Итак. Бурлящий ХХ век закончился. И век этот был непростым. А непростым его делали интересные люди. Все эти люди были особенными - потрясающими до основания разум. Выворачивающими нас наизнанку, как мясник - кроличью шкурку.
И все они претендовали быть нашими духовными поводырями. Это очень редкий тип маниакальности: брать на себя роль Джагадгуру (Мирового духовного учителя, на санскрите).
И, слава Богу, что редкий! Ибо один единственный ложный "Джагадгуру" по своей сокрушающей силе стоит многих фашистских батальонов.
В этой статье пойдет речь только об одном единственном "Джагадгуру" ХХ века. О том, который вначале называл себя Бхагаван Шри Раджниш, а чуть позже - Ошо - Океанический.
Это, без всякого сомнения, Гигант. Титан. Таких индивидуумов на земле всегда было мало. Ибо этот человек, претендовавший на знание Истины, умел говорить. Каждый невежа считает, что тоже это умеет. Но это не так. Невежда умеет лишь создавать вербальный мусор, который (по глупости) он называет своей речью. Или - проповедью. В зависимости от аудитории.
Умение красиво и умно изъясняться - это талант. Один из самых опасных. Ведь СЛОВО - как бритва, как оружие, как пулемет. Оно может многое. Почти все...
Но, к сожалению, алхимия Слова в школе не преподается. Это оружие не изучают. Поэтому покалеченных Словом видимо-невидимо. И неизвестно когда эти трагедии прекратятся.
Четыре крохотных Евангелия перевернули весь мир. А ведь это же буквы! Не самые красивые, не самые складные, не самые поэтические.
А что будет, если миру дать не четыре Евангелия, а живой и притягательный источник искрометного слова? Может быть, от нашего мира ничего не останется. Кто знает, возможно, от нашей серой и убогой цивилизации, уствившейся вместо икон в мониторы, останутся только "рожки да ножки".
Раджниш был именно таким человеком. Человеком, который не боится быть в оппозиции. Не к тем или иным конфессиям или церквям, а к абсолютно всем мыслимым и немыслимым религиозным организациям и их лидерам.
Он, по сути, являлся невиданным до сих пор Оппозиционером. С большой буквы. Это - квинтэссенция всех мыслимых форм оппозиции. Ее вершина и апофеоз.
Мы знаем пока только одного единственного оппозиционера подобного рода. Имя ему - Люцифер. Тот, кто однажды сказал Богу "нет".
В сфере оппозиции они очень похожи. Этого у них не отнимешь. Консенсус с традиционными религиями нулевой.
Поэтому на роль сатанинского архиепископа Раджниш очень походит. Ибо у него есть (как будто бы) все: и знания, и умения. Великолепнейшее умение манипулировать чужими мозгами. Здесь он профессионал высочайшего качества. Пока мало кем превзойденный.
Чем он подкупает любого мыслящего человека? Как вы полагаете? Красивыми мыслями? Да, разумеется, но это не главное. Есть более притягательный центр.
Смелостью! Вот где собака зарыта!
Это - бунтарь.
Это - повстанец.
А это - как козырная карта. Ибо нас уже тошнит от речей запуганных политических проституток! Честным людям блевать хочется от этих свинячьих рож официальных рабов - религиозных и политических.
От вранья все смертельно устали!!!
Трусость всем искателям Истины надоела!!!
Косноязычие и официальное лизоблюдство - словно рвотное средство. Опротивело!
Почти любой чиновник выглядит как хитрое животное. И внешне, и внутренне.
И вдруг на религиозном горизонте появляется человек, который никого не боится. Как капитан Воробей из "Пиратов Карибского моря". И, самое главное, этот индийский корсар все время выдает красивую ментальную жвачку - многочисленные умные книги - сильнейший литературный транквилизатор, который когда-либо знало человечество.
Это что-то доселе невиданное - эти книжки спасают многих людей от депрессии!!! Это - самодельная психотерапия на своем собственном дому.
Технология "нирваны" проста: купил книжечку, прочитал, и тут же на душе полегчало. Все стало ясно. Туман рассеялся!
Благодать!!!
Да за такую личность, посланную на землю, мы должны Бога благодарить и денно и нощно. Разве не так?
Столько людей мучается сомнениями. Религия - как темный лес. Как непролазные джунгли. Где официальные попы выглядят как профаны. И вдруг! Вдруг на все есть готовый, убедительный и красивый ответ. За микроскопическое вознаграждение - цену купленной книги.
Раджниш совершает для публики самый опасный вербальный маневр: он захотел разговаривать о Царствии Небесном не на языке святого санскрита, не на языке философской братии, не на языке всевозможнейших "адхикари" и "авадхутов" (познавших истину индусов), а на простом языке нашего традиционного невежества - на языке полуграмотных идиотов. И это сделало его популярным. Ибо если есть желание дать человеку что-то воистину полезное, тогда с ним надо разговаривать на его персональном диалекте, на его сленге, а не "по-марсиански", на каком-то инопланетном высокопарном наречии - языке психоаналитиков и попов.
Когда истину пытаются втемяшить господа каббалисты, у них мало чего получается. Книги Михаила Лайтмана выглядят на фоне откровений Раджниша как сумбурное бормотание параноика. Сплошной невразумительный винегрет. Как будто искателя Истины хотят свести с ума сонмом абстрактных запутанных терминов, в которых сам черт ногу сломит.
Но Ошо другой. Это - сама ясность. На языке повара и белошвейки он разворачивает глобальные психические панорамы, объясняющие устройство ума и сознания. То, о чем раньше индусы говорили лишь языком заоблачного и насквозь метафизического санскрита.
Этот человек, без всякого сомнения, самое необычная манифестация индусской земли. Еще никогда, за всю историю Индостана, Индия не дарила миру столь одиозного Будду. Но современные буддисты не всегда знают, что истинный Будда - это бунтарь. Это подрывник, революционер и возмутитель спокойствия. Он никогда не бывает "хорошим мальчиком". Тем самым "хорошим мальчиком", который, стоя на высокой трибуне, вещает банальные истины. Истины, которые всем уже основательно осточертели. А осточертели они не потому, что не верны, не потому, что время эти истины замутило, принудило как-то поблекнуть, а потому, что возвещают их лицемеры. Лицемер, глаголющий вечную истину, намного хуже вора-карманника. Ибо вор ворует ничтожную мелочь - деньги. А лицемер обкрадывает по-крупному, основательно, воруя у человека бесценную Вечность.
Нет ничего страшнее того момента, когда Евангелие начинает проповедовать дьявол с высокой трибуны! Нет ничего хуже, когда кровавые кесари начинают вещать о любви. Ибо это - духовный разврат, убивающий незрелого человека. Ведь дьявол, заявляющий о себе как о дьяволе, то бишь - правду, частично теряет свою дьявольскую природу. Ибо любая правда духовно оздоровляет. Но дьявол, преподносящий себя как самого Бога, становится подлинным Убийцей. Ибо убивает Истину. Убивает любовь к свету. Поэтому когда мы слышим с высоких трибун речи политиков, вещающих об "общечеловеческих ценностях", это порождает у порядочного человека лишь отвращение. Как очередной выплеск наглого государственного лицемерия.
О чем Владимир Высоцкий в своей юмористической песенке пропел очень лихо и недвусмысленно:
А самый Главный Кровосос стал у изголовья
И очень вдохновенно произнес речь про полнокровие.
И вот на общественной трибуне появляется человек, который называет себя пробужденным, прозревшим, познавшим предельную Истину. А это для интеллектуала как взрыв термоядерной бомбы. Да спокойствие обывателя тоже взорвано! Оно взорвано атомной бомбой его невиданного красноречия. Он не говорит так, как все, пришедшие до него проповедники. Он никого не копирует. Ибо у Будды нет необходимости в плагиате. Он и Истина - это одно. А значит: нет смысла подстраиваться и лезть в карман за словами. И нет смысла прикидываться святым, если ты свят по-настоящему. Не нужны маски! Нет необходимости лгать, лебезить и лить елей на уши общественных институтов.
Именно такое мнение у многих возникло... Ибо совестливый человек, уставший от скорби сограждан, от гнилостной власти и кровавых веков, нетерпеливо ждет любого мессию - хоть Христа, хоть, Будду, хоть какого-нибудь, пусть микроскопического Майтрейю. Неважно кто придет с далекого Неба. Лишь бы пришел... А в какой хламиде и под каким зонтиком - дело десятое.
И Раджниш претендует на именно такого долгожданного гостя с высоких небес.
Он восстанет против всех общественных институтов, религий, церквей и занюханных здравых смыслов. Все, что мы с благоговением воспринимаем с детства как некие психические аксиомы, будут опровергнуто напором его красноречия, напором его духовного опыта, постигшего святая святых - безбрежного Брахмана.
О том, что всем нам надо быть хорошими мальчиками и девочками, чтоб достичь Царства Небесного, говорили все мыслимые и немыслимые святые. Но никто из них не говорил, что со временем меняется не только сам человек, но и сами методы, которые дают ему святость. Поэтому он изменит все: и проповеди, и медитации.
А заскорузлую корку, покрывшую наше метальное тело, Раджниш пытается взорвать божественным динамитом - искренним смехом.
"Смех - это самая суть религии. Серьезность никогда не бывает религиозна, не может быть религиозной. Серьезность существует из-за эго, - это, собственно, часть болезни.
Обобрать смех у человека - значит отнять саму его жизнь.
Отобрать смех у человека - это духовная кастрация.
Смех приносит силу. Теперь даже медицинские науки говорят, что смех - это одно из наиболее сильно действующих лекарств, которым природа обеспечила человека. Если вы можете смеяться, когда вы больны, то вы скорее вернете ваше здоровье. Если вы не можете смеяться даже когда вы здоровы, то рано или поздно вы потеряете свое здоровье и станете больным.
Серьезность - это просто болезнь души, и только больные душой люди могут быть обращены в рабство. И всем этим собственническим интересам нужно человечество, которое не бунтует, которое очень послушно, почти просится быть рабом.
В действительности, когда дети хихикают и смеются, взрослые думают, что их можно простить, потому что они незнающие дети - они как будто еще не цивилизованные, как будто все еще примитивные. Все усилия родителей, общества, учителей, священников состоит в том - как цивилизовать их? Как сделать их серьезными? Как сделать, чтобы они вели себя как рабы, а не как независимые индивидуальности?
А чему способствовали ваши святые? Они - самые бесполезные люди, самые бесплодные. Они были просо бременем, и они были паразитами; они сосали кровь бедных людей. Они мучили себя и других учили мучить себя; они распространяли психическую болезнь.
В день, когда человек забывает смеяться, в день, когда человек забывает быть игривым, в день, когда человек забывает танцевать, он не человек; он упал в до-человеческое пространство. Игривость делает его светлым. Любовь делает его светлым. Смех дает ему крылья.
Танцуя и радуясь, он может дотронуться до самых далеких звезд. Он может познать самые глубокие тайны жизни". (Раджниш "Жизнь, смех, любовь")
Поэтому он пичкает свои соблазнительные труды множеством анекдотов. Хочешь поржать - читай Ошо. И к истине приобщишься, и кайф бесплатный получишь. Бесплатно, как приложение.
Возникает устойчивое впечатление, что в одном флаконе оказывается все: и смех, и освобождение. Нужно только у литературного флакона пробочку открутить - прочитать книжку.
Да, что правда, то правда, таких "священных писаний" мир еще не видывал.
В чем-то он прав. Несомненно. Мы слишком долго плакали. Много тысячелетий подряд. Но слезы не сделали нас святыми. Наш плач не сделал нас гениями, прозорливцами, праведниками и любовниками Бога. Поэтому новоявленный Будда провозглашает: смейтесь! Испытайте силу более действенного лекарства.
Знаменитый писатель Умберто Эко, в этой сфере Раджниша всемерно поддерживает. Его гениальный Вильгельм поет смеху осанну. Обращаясь к монаху Хорхе, убийце, он говорит: "Дьявол - это не победа плоти. Дьявол - это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению. Дьявол угрюм, потому что он всегда знает, куда бы ни шел - он всегда приходит туда, откуда вышел". (Умберто Эко - "Имя Розы", Седьмой день)
Весь смысл знаменитой книги Умберто можно выразить словами его антигероя Хорхе: "Смех утвердил бы себя как новый способ, неизвестный даже Прометею, уничтожать страх". Именно поэтому серьезный Хорхе убивал тех монахов, которые пытались прочесть труд Аристотеля, восхваляющего комедию. Ибо Страх нужен всем. И, в первую очередь, - церкви.
И Ошо, и Умберто можно понять. О, это такое блаженство: говорить то, что думаешь! Не щадя инфернальных обманщиков, прикинувшихся водителями человечества.
И его вселенский львиный рев пронесся над этой планетой. Он накормит березовой кашей все религиозные инстанции мира. Он выведет на чистую воду вселенского гнозиса все институты, претендующие на познание истины. "Вашего бога, которому вы так ревностно поклоняетесь, - заявит он в своей Библии, - нужно выбросить в унитаз! А затем необходимо смело дернуть за ручку этого унитаза, ибо всем вашим богам место в канализации!"
Это будет что-то невиданное! И неслыханное. Если бы такое сказал какой-нибудь разгильдяй или пьяница, это было бы с омерзением забыто навеки. Но это сказал человек, выглядевший так радостно и счастливо, как познавший свет собственной Атмы - души. Практически никто не сомневался, что это сказал просветленный, человек бессмертия, отбывавший последние годы в нашем концлагере. И разрушение его телесной оболочки означало только одно: окончательное путешествие в царство вечной радости, не замутненной эгоизмом или невежеством.
Разум обывателя, слыша его искрометные речи, попадал в западню. И был в отчаянии. Ибо он противоречил всему, чему учили нас в детстве сумрачные педагоги. И, тем не менее, несмотря на весь эпатаж, этот Будда был таким привлекательным! Это Гитлер говорил, брызжа ядовитой слюной. Но этот Будда истекал лучезарной улыбкой.
Это казалось подлинной и самой истинной революцией, которая может быть на земле. Ибо традиционные боги, которым отвешивают бесчисленные поклоны и поют бесчисленные псалмы, не подарили миру ни одного бессмертного счастливого человека, наполненного отвагой. Многие люди, толпящиеся под куполами христианских церквей, были несчастны. В том или ином смысле. Все они были невежественны. Всех их мучила та или иная нужда. Никто из них не стал Буддой - счастливым и бессмертным существом, поклоняющемуся Богу в духе и истине. И такой печальный итог двух тысячелетнего царствования христианства нельзя было отрицать. О нем можно было только умалчивать.
Разрешить эти противоречия в рамках традиционных религий, где боги изначально объявлены источником всякой радости и благодати, которую они даруют всем богомольцам, тривиальный разум бессилен. Но что было делать? Как его опровергать? Как ему возражать и кто может с ним спорить? Это было почти невозможно даже умному человеку. Не говоря уже о тех простецах и лицемерах, которые возглавляли христианские секты и церкви. Ведь все Божества, дарующие благодать, были далеко, над какими-то абстрактными облаками. А он, конкретный Будда, излучающий радость, мудрость и благодать был близко! Он не был фантомом! Он не был древним историческим персонажем, его можно было пощупать или понюхать! Он был современником. Современником, которого его же собственные современники решили третировать.
Раджниша пытались убить неоднократно представители множества религиозных общин. Это - классический способ расправы. Все религиозные фанатики всех времен не могут изобрести что-то лучшее. Придумать что-то новенькое в борьбе с "ересью" они неспособны. Только пытки, тюрьма и смертельное распятие. Безмозглость фанатиков не знает границ. Как не знает границ дух просветленного.
Генеральная попытка уничтожения этого человека произойдет "на генеральном столпе демократии" - в Америке. Здесь случится неудавшееся распятие, которое чудом не выльется в его смерть.
Раджниш говорит, что он долго не хотел ехать в Америку. Долго колебался и долго раздумывал:
"Очень трудно для меня оставить Индию. Индия - это нечто чрезвычайно ценное. Она осуществила глубочайшее проникновение в истину. Многие Будды ходили по этой земле, под этими деревьями: эта земля стала сакральной. Быть здесь - это тотально не так, как быть где-либо еще. И то, что я пытаюсь передать вам, гораздо легче сделать здесь, чем где-либо еще.
Но Индия рухнула со своих вершин. Она больше не соответствует своей былой славе. Теперь это одно из безобразнейших мест на земле, но так стало, потому что Гаутама Будда ушел и Махавира, и Кришна, и миллионы других...
Ни одна другая страна не может похвастаться этим. Иисус был очень одинок в Иерусалиме; Мохаммед был очень, очень одинок в арабских странах; у Лао-Цзы была очень маленькая компания - Чжуан-Цзы и несколько других. Они с трудом пытались сделать что-нибудь. Но Индия имеет длиннейший духовный путь: не менее пяти тысяч лет здесь углублялся духовный поиск.
Но эту Индию, которую вы видите теперь в газетах, эту Индию я оставил давно. Индию, которую вы знаете, я уже покинул... Я не имею отношения к Индии, которую вы знаете посредством радио, телевидения, газет - к Индии политиков, лицемеров, мазохистических махатм. Я уже ее покинул. Но я не могу уехать. Здесь еще есть скрытая Индия, эзотерическая Индия, где Будда все еще жив, где вы можете контактировать с Махавирой боле легко, чем где-либо еще, где целая традиция пробужденных людей подобна подземному потоку. Я не могу оставить это".
Но он все ж таки оставит почерневший индусский берег, загрязняемый мало-помалу всеми видами бесовщины, и, как когда-то Вивекананда, ступит на землю Америки. Это произойдет в 1981 году в штате Орегон.
Маленький городок Раджнишпурам вырастет очень быстро, но и просуществует недолго - до 1985 года. Американский истеблишмент Будду не примет. Более того, чуть не убъет.
Он говорил, что Индия пала со своих ослепительных высоких вершин. Но он не сказал другое: что Америка никогда не падала, ибо никогда и не поднималась. Америка жила в грязи всегда, с первых дней своего существования. Падать ей было неоткуда. И любая попытка вещать высокие истины почти всегда рассматривалась здесь как рекламируемый товар. Это самая жестокая истина, которую познают на своей собственной шкуре все заморские гуру.
Здесь, в Америке, о степени "просветленности" частенько судят по деньгам. Все покупается и продается, и статус Будды исключением не является. И бесчисленные проданные и невостребованные "будды" американского мира переполняют прилавки своими дешевыми откровениями всегда. Чтобы быть услышанным на американской земле, нужно разговаривать с людьми на языке денег. Все продается. Даже проповеди бессребреников. Все покупается. Даже святой дух. И уж тем более - лозунги.
А Америка - страна успешно продаваемых лозунгов. Лозунги-рекламы, лозунги-воззвания, лозунги-пророчества, всех не перечесть. Саньясины Раджниша заявят о себе в стране торжествующих лозунгов. И поначалу их воспримут спокойно, как очередных заезжих цыган, распространяющих свой религиозный бизнес.
Ведь белозубый американский Христос, радостно взирающий на американцев с огромных цветных плакатов, всем своим видом демонстрировал успешную личность, сделавшую головокружительную карьеру - на небесах. Успех, карьеру и деньги - вот что дает нам духовная сила, намекал тот или иной большой транспарант. Поэтому этот огромный улыбающийся Христос намекал всем водителям, проносящимся мимо него на своих дорогих Кадиллаках: "Правильным путем идете, менеджеры!" На небе - добудете святость, а здесь - баснословные деньги.
С лозунгами у Раджниша никогда дефицита не возникало. Нет возможности всех их перечислить. Приведем лишь самый яркий лозунг, рекламирующий самого Раджниша:
"Когда я уйду, вспоминайте меня как человека, который дал вам свободу и индивидуальность". (Ма Прем Шуньо - "Алмазные дни с Ошо")
Дал он эту свободу или не дал, вопрос из ряда таинственных. Об этом надо спросить у его нынешних учеников. Причем - у многих, а не у некоторых.
Но одно можно сказать наверняка: он пытался. По-своему и изо всех сил пытался перековать любого попавшего на его территорию человека в жителя новой планеты, под названием Ашрам. Был ли там человек свободен? Обретал ли он там свою собственную индивидуальность?
Об этом мы поговорим чуть-чуть позже.
Его слова как елей вливались в уши новоявленного контингента, наводняющего Индию. И эти слова обнадеживали, в них был вселенский нешуточный смысл:
"Ваша единственная цель должна быть в том, чтобы лелеять и оберегать те качества, которые вы сможете взять с собой, когда смерть разрушит ваше тело, ваш ум, потому что эти качества будут вашими единственными спутниками. Они - единственная реальная ценность, и люди, которые приобретают их, - только они и живут; другие лишь воображают себя живущими".
Разве с этим поспоришь?
И, тем не менее, несмотря на красивые и многообещающие речи нового Джагадгуру, многие жители Орегона коммуну откровенно ненавидели.
"Долбаные лопаты", - говорил в своем кругу новый Будда о тех озлобленных поклонниках Иисуса, жителях Орегона, которые бесплатно посылали жителям Раджнишпурама смертоносные лучи своей откровенной ненависти. Новоявленных паломников в царство радости ненавидели люто.
Впрочем, обитатели нового города плохо понимали, кому именно они бросили вызов. Америка - это не Индия. Во всех смыслах. Они приземлились на чуждой им по духу планете, контролируемой своими не писаными законами. И в 1985 году им в этом пришлось убедиться.
Его внезапный арест и последующие тюремные злоключения поставят-таки все недостающие точки над "и". Коммуна Раджниша, ступив на американскую землю, не знала, что веротерпимость - это только пункт конституции, а не реалия жизни. Они не знали, что любая "духовная" власть на этой планете принадлежит не интеллектуалам-богоискателям, а судейской машине, прислуживающей царям этого мира. На собственном опыте им придется узнать, как динозавр американской юриспруденции бесстыдно нарушает все этические и юридические законы, так громко возвещенные с высоких трибун.
Американское государство бросит все свои силы, чтобы победить дух одного единственного человека. В ход пойдет все: ложь, подкуп, лжесвидетельства и угрозы.
В "Алмазных днях с Ошо" - книге Ма Прем Шуньо, его ближайшей ученицы, рассказано, как Америка расправлялась со строителями "Царства Небесного". Но из этой книги никак нельзя взять в толк, что именно заставило так ополчиться рядового американца на новоявленных строителей "дороги" в нирвану.
Поначалу его попросту попытаются убить втихаря. В одной из американских тюрем. Для этого Раджниша будут тайно перевозить из одной тюрьмы в другую, всякий раз меняя его имя и фамилию, чтобы он затерялся в недрах обширного тюремного континента. И только поисковая активность его ближайших учеников и покровителей спасет его жизнь. Они отыщут-таки его в этой обширнейшей тюремной сети. Отыщут, разумеется, под чужим именем, но отыщут!
И суд, которым так гордится Америка, состоится. Но к этому времени здоровье индийского Будды будет основательно подорвано. В тюрьмах его будут кормить отравленной пищей, надеясь на скорую и "естественную" смерть. Его спасут только покровительство его влиятельных учеников. Эта подспудная, не освещаемая ни одним периодическим изданием борьба будет очень неистовой. И убийцы ее проиграют. Суд состоится.
Но на его адвокатов обрушится невиданный прессинг. Все они будут основательно "проинструктированы" перед судилищем. "Нехорошо, - скажут им представители президента, - если государство проиграет суд одному единственному человеку. Который к тому же и не гражданин Америки". И все адвокаты уразумеют, что выступить на стороне Будды, все равно, что подписать себе приговор. Это - конец адвокатской карьеры как таковой. И, возможно - и самой жизни.
Вся трудность будет лишь в том, что Раджниш в адвокатах вообще никогда не нуждался. Его гениальный интеллект и мужество разрушали любую сеть лжи и притворства. Но на этот раз ситуация будет бесчестной. Его судьям не нужна была его истина, логика и аргументы. Он был не в Индии. Некоторым судьям нужна была его смерть. Под любым благовидным предлогом. Поэтому такие суды часто длятся по двадцать лет кряду, когда подсудимый просто умирает, так и не дождавшись в своих тюремных застенках конца приговора.
Но суд все ж таки состоится.
Его обвинят в сущем пустяке: в нарушении иммиграционных законов и в том, что помогал вступать в брак иностранцам с американцами. Но это будет ложное обвинение. Его обвинили бесчестно, ибо он несколько лет посылал письма в министерство внутренних дел, запрашивая этот иммиграционный статус, но министерство не ответило ни одно из его писем! А если подходить к делу по существу, то судить нужно было безответственное министерство.
Чуть позже, оказавшись за пределами "самого демократичного континента", он прокомментирует высказывание одного крупного государственного деятеля Америки, который в порыве откровенности заявит: "Мы депортируем Раджниша из страны, ибо этот человек может разрушить всю нашу христианскую религию". На что Ошо с улыбкой ответит: "А чего стоит та религия, которую может разрушить один единственный человек?"
Действительно, чего? Чего стоит наша официальная церковь? Русь или Америка, дайте ответ!
Не дают ответа...
О жителях Орегона новоявленный Будда скажет со свойственной ему откровенностью:
"Весь их образ жизни находится в опасности. Их стиль жизни не может дать им радости, блаженства, но это их стиль жизни. Даже их страдания - это их страдания. Этих несчастных созданий также невероятно много, они не могут терпеть людей, у которых ничего нет и которые все же так счастливы и так довольны, так необъятно радостны, что их сердца полны песен и они готовы пуститься в пляс в любой момент.
Поверенный Соединенных Штатов сказал на пресс-конференции: "Разрушить коммуну Бхагавана - было нашей первоочередной задачей". Удивительно, почему великая нация, такая могучая, забеспокоилась о маленькой коммуне из пяти тысяч человек, живущих вне Америки, в пустыне? Ближайший американский город был в 20 милях.
Почему они так обеспокоены? Почему в каждой христианской церкви они осуждают меня? А по той простой причине, что эти пять тысяч человек живут безо всяких запретов. Они действительно живут в полной свободе; они отбросили все барьеры. Они работали, может быть, больше всех в мире - двенадцать часов в сутки - и у них все же хватало энергии танцевать вечером часами, петь часами; у них была энергия вставать рано утром и медитировать часами. Это создавало очень опасную ситуацию. Если эти люди, у которых ничего нет, живут так радостно, то почему все христиане Америки и все иудеи Америки - у которых есть все, несчастны?
Поэтому для них стало первоочередной задачей - разрушить коммуну, и они сделали все нелегально, незаконно и антиконституционно. А эти пять тысяч человек были беспомощны. Они никогда не думали, что быть радостным может быть опасно для их жизней, что в этом несчастном мире вы должны вести себя точно так, как другие. Когда все вопят и плачут, вы не должны смеяться; иначе кричащие и плачущие убьют вас". (Бхгагаван Раджниш "Жизнь, любовь, смех")
Именно так развивались события, если верить его ближайшему "апостолу" - Ма Прем Шунье. Слово "апостол" мужского рода. Но вот уж воистину чудо: ХХ век подарит нам и апостолов женского рода.
Время фантасмагорий, по-видимому, лишь начинается...
Вырвавшись из смертельных объятий Америки, он окажется в Индии. Он оставит Америку, но Америка уже не оставит Раджниша. До самой смерти. Однажды во время своего даршана в Будда Холле он почувствует сильнейшую боль в желудке. И его проницательность, его тонкая интуиция определит, что в зале, среди многочисленных последователей находятся работники ЦРУ, использующих черную магию. На этот раз его убивали с помощью особенных мантр (марана-мантр), используемых для прекращения жизни. Это были, по его словам, именно те люди, которые устраивали провокации в Раджнишпураме, разрушали деятельность коммуны тайно и явно - с помощью продажной юриспруденции, бандитов и черной магии.
И лишь своим близким ученикам незадолго до смерти он скажет поразительно героические слова: "Я могу обернуть эту энергию убийственных мантр вспять, против самих же агрессоров, и тогда эти ребята из ЦРУ погибнут. Но я не хочу это делать. Ибо во мне живет благоговение к любой форме жизни. Я не хочу прекращать чью-либо жизнь по собственной воле. Когда познаешь Истину, не можешь быть чьим-то убийцей". (Ма Прем Шуньо - "Алмазные дни с Ошо")
Да, если узнаешь о Раджнише из книжек, невозможно в него не влюбиться. Тут описан не просто какой-то рядовой героизм, а героизм вселенский, который возможет лишь у Будды или Иисуса. Личность вырисована просто ослепительная.
Ма пишет, что его ученики попытаются вычислить координаты подлых людей, но не успеют. Холл для общественных медитаций был слишком обширным, а посетивших его искателей истины - много.
Поэтому Ошо уйдет в неизвестные далекие дали. И оставит после себя огромную коммуну, девиз которой весьма прост: "Иди вовнутрь!".
Именно так заканчивается книга его ближайшего оруженосца и вернейшего апостола - Ма Прем Шуньи.
Красивый лозунг. Многообещающий и высокопарный.
Но! Все вышесказанное - лишь красивая присказка. Сказка, черная и шокирующая, впереди.
***********************************************************
Он ушел и... оставит нам кучу вопросов.
Но каждый из этих вопросов - один хуже другого.
Прозрение не приходит вначале. Лишь в самом начале борцы за политическую справедливость упиваются восторгами, вызванными стратегическими целями марксистского коммунизма. Лишь вначале обыватели наслаждаются разноцветными бирюльками американской "культуры", не зная "обратной стороны Луны". Все восторги вначале.
Это поначалу каждый гуру выглядит как пуп земли. Как источник не кончающейся эйфории.
Куда ни сунься, везде пропаганда. Куда ни кинь, всюду враки...
Но если ты хочешь знать правду, Бог однажды пошлет и ее.
Правда просачивается в сознание изредка. И то - лишь к микроскопическому по численности контингенту. Лишь к тем, кто ее жаждет. Правды всегда как кот наплакал. Этим и "славится" черная наша эпоха, где любой бандит стремится выглядеть богом.
Первое холодное ведро было вылито мне за шиворот человеком, который вообще индуизмом и поиском просветления не занимался. Этот человек был знаменитым питерским психологом. И звали его Александр Павлович Марьяненко.
Это тот самый человек, который в свое время руководил духовной жизнью Владислава Лебедько - автора известных эзотерических книг под общим названием "Хроники российской саньясы".
Этот специалист по душевным болезням лечил всех подряд. И в первую очередь - богоискателей. А таких после перестройки была целая тьма. Основательно покалечив себя эзотерической практикой, искатель однажды попадал в руки известного питерского терапевта по душевным болезням. После чего Александр Павлович со свойственной ему экспрессией и неподражаемым юмором вставлял в искателя нирваны мозги.
Что иногда удавалось, а иногда нет.
Это специалист самого широкого профиля. Он корректировал всех, без разбора: и несчастных женщин, пострадавших на любовном фронте, и ведьм, покалечивших себя своим ведьмовством, и медитаторов, упавших в глубины депрессии, и православных епископов, увлекшихся гомосексуализмом. И, разумеется, всех прочих, которым на религию было вообще наплевать.
Весьма интересная личность, которая и на любовном фронте тоже не бездействовала, а одерживала сокрушительные победы. Поэтому про него можно было сказать словами из знаменитой гусарской песенки:
Еще любил он женщин
И знал у них успех.
Победами увенчан,
Он жил счастливей всех.
Короче, он мог бы сказать про себя очень даже рифмованно: я добрый дядя, а не волк, и в женщинах я знаю толк.
Однажды, когда мы беседовали о том эзотерическом кошмаре, который творится на безбрежных просторах России, речь коснулась и этого знаменитого индийского гуру.
- Что вы о нем думаете? - полюбопытствовал я, услышав, что двое его учеников ездили на разведку - совершали экскурсию по индийским ашрамам.
Александр Павлович не прочел ни одной книги Раджниша. Он считал себя христианином, который совершенно не нуждается в индуизме и его хитрых максимах.
- Если судить по фотографии, это большой бабник, - невозмутимо заявил он, ничуточку не усомнившись в собственном выводе.
- Как? - почти вскричал я. - Это же просветленный! Такой в женщинах и сексе вообще не нуждается!
- Да что я бабников и донжуанов не видел? Знаешь, сколько их через мои руки прошло?
Тут возразить я ему не мог. Специалист в любовных делах он был отменный. Квалифицированный. Глаз-алмаз, как говорится.
Это была первая ласточка. Но эта ласточка была черной...
Но Бог не успокаивался. Он хотел мне что-то втемяшить. Показать то, о чем в журналах не пишут. Причем, показать так, чтобы я не во что не вляпался. Типа оргии, например.
Поэтому однажды судьба сводит меня с одним из самых знаменитых людей Ашрама - Свами Нострадамусом Вирато. Это было время, когда он приезжал в Санкт-Петербург устраивать свои сексуальные оргии, которые назвались не оргиями, а Тантра-йогой.