Селадьин Алексей Владимирович : другие произведения.

Прошлое время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

ПРОШЛОЕ ВРЕМЯ

В темной  зашторенной  комнате  на неубраной кровате сидел человек  с закрытими глазами , еще  не проснувшись , но  бормоча себе под нос
-  Конец философии , философия служанка естествознания , бытия больше нет, один опыт , логика эволюции...
Человека звали Исаак Эмильевич Шмидт , по образованию он был библиотекарь и всю жизнь проработал директором районой библиотеки им.Н.К. Крупской  небольшого провинциального города Н. и в данное время пенсионер.Пенсия была сами знаете какая по ельцинским временам, но когда библиотекари жили богато и Исаак Эмильевич почти не испытывал неудобств от перемены политического режима и ,вообще , к политике он относился отстраненно , так как за свою долгую жизнь , а было ему уже семьдесят лет он прочитал множество книг и чутко чувствовал идеологию власти .И хорошо  знал как царский так и советский период в российской истории , чтобы петь оссану как одному , так и другому. К новейшей же истории России он относился с  тем же скептетизмом , как и двум предыдущим периодам в российской истори : царскому и советскому.Он понимал , что маленькому человеку везде достается и на ум ему приходила поговорка , которую он часто слышал от секретаря райкома , который приходил к нему  в библиотеку за книгами , во времена Сталина , - лес рубят - щепки летят. И сейчас , слушая по радио и смотря по телевизору выступления политиков о счастливом капиталистическом будущем , он вспоминал беженцев живущих в палатках и шалашах за городом , множество нищиъ на вокзалах и улицах , беспризорных детей , и сравнивал их сначала с сияющим пьяным Ельциным разглаголевовшим о демократии , а затем его приемника , полковника ФСБ , Путина  , Исаак Эмильевич задумывался , выключал источник информации и шел к полкам с книгами и доставал что-нибудь из истории времен цезарей или китайских династий. Последнее время Исаак Эмильевич увлекся философией конца девятнадцатого начала двадцатого века , не совсем философией этого периода сколько сравнением ментальности этого времени с современным. Вунд,Виндельбанд, Риккерт , Гуссерл , Вебер , Бергсон, Коген в основном немцы интересовали его и особенно разделение гуманитарного  мышления и естесвенного . Исаак Эмильевич чувствовал , что в этом есть некоторая разгадка в движении мира , в его абсолютизации внешнего мышления , при котором полностью исчезал внутренний человек , тот человек , который по мнению Исаака Эмильевича и спасен Исусом Христом. Исаак Эмильевич несмотря на то , что был еврей , уважал и любил христианство , но не относил себя ни к какой религии , хорошо зная историю религии . И сейчас слыша о клонировании и всемирной компьютеризации Исаак Эмильевич тот час вспоминал о разделении гуманитарного и естественного мышления и о внутреннем человеке. Спор этот утих в начале двадцатого века и повсюду было  естественное мышление. Для Исаака Эмильевича этот спор был еще важен и потому , что определял право на интроспективное мышление , право интраспективного мышления на научное мышление. Исаак Эмильевич как книжный человек , всю свою жизнь просидевший за книгой чувствовал , чтот вопрос о внутреннем человеке для себя самым важным и особенно с приближением старости и смерти. Исаак Эмильевич не боялся смерти . За свою жизнь он видел ее не мало и при немцах и при Сталине. Но полагание себя , как мыслящее существо по отношению к смерти с углублением старости все больше и больше поглощало его. И вопрос о том , кто умирает для него был не безразличным. Исаак Эмильевич жил один в однокомнатной квартире , доставшейся ему от первого секретаря райкома , который любил читать и даже несколько подружился с Исааком Эмильевичем. Квартира была дана ему с барского плеча , когда первого секретаря переводили в Москву и он отдал приказ выделить квартиру .Жениться Исаак Эмильевич не сподобился , то он сам казался слишком застенчивым и замкнутым , то девушки пугали его грубостью чувств и не прикрытой алчностью. И сейчас , сидя на кровате он собирался попить чаю и перечитать Кассирера. Но внезапно Исаак Эмильевич почувствовал , что на него кто-то смотрит и Исаак Эмильевич насторожившись и как - то собравшись посмотрел в угол .Там он к своему удивлению увидел маленького человечка , одетого в старинный камзол и парик , который улыбался ему  и помахивал треуголкой.
- Здравствуйте , уважаемый Исаак Эмильевич ! - жизнерадостно сказал человечек.
- Доброе утро , - вежливо пробормотал Исаак Эмильевич ,- удивленно приподняв брови. Сначала он думал , что человечек ему снится , но почувствовав ногами холодный паркет , он понял , что это не сон. Человечек же произнес несколько насмешливо
- Не бойтесь , не бойтесь ... я  - дух  философии и вид у меня такой , потому что я спешил к Вам от Иммануила Канта , мы с ним славно побеседовали. Тут человечек усмехнулся и поравил фалду камзола.
- Там на верху... произнес шепотом Исаак Эмильевич и показал указательным пальцем  на потолок.
- Ну что Вы,что Вы ,- несколько засуетился человечек ,- время , так сказать , никуда не уходит , а так сказать застыло в вечности.
- Так Кант жив ,- пробормотал Исаак Эмильевич.
- Да и нет , - улыбнулся человечек , - как говорили схоластики.
- Мммдааа ,- протянул Исаак Эмильевич. Человечек же приободрился и продолжал
- Время , - это только , говоря на понятном здесь языке , только форма человеческой   мысли.Причем всегда находящейся в прошлом, потому что человеческий разум работает только рефлексивно , то есть схватывает только то , что уже прошло.Это мы с Кантом недавно обсуждали. Априорная так сказать форма. Вот Вы , например видите меня в прошлом , потому что для того , чтобы Вы поняли что я это я Вам нужно время для рефлексии и таким образом поскольку ум всегда мыслит во времени , то мыслит он всегда прошлым , то есть своей рефлексией.Будущее же есть только предположение, то есть не совершившееся , а когда же совершится то является уже как прошлое.
- Что же тогда настоящее ? - со скепсисом спросил Исаак Эмильевич.
- Настоящее же отстает от прошлого на время рефлексии и что бы настоящее совпало с прошлым рефлексии не должно быть , тот есть мозг должен мыслить не во времени.Говорили , что на это способно интуитивное мышление. Но при этом понимали , что вещи существуют так как они есть.Но вещи не существуют так как они есть , а только во времени.И совпадение объекта и субъекта в гносеологии , как акта познания невозможно , если мыслить во времени .А мыслить по другому Вы , человечество , не умеете.
- И об этом Вы разговаривали с Кантом ? - робко спросил Исаак Эмильевич, - а как же чувства , они же не дискурсивны?
- Чувства тоже существуют только в уме, то есть Вы их осознаете , то есть рефлексируете,- спокойно ответил человечек. И продолжал - Бывает и очень часто , что человек относительно себя не рефлексирует, например , в актах любви и воспринимает вещи и чувства так как ему кажется они есть на самом деле.Но на самом деле ничего не существует,- усмехнулся человечек и пропал из виду. Исаак Эмильевич долго сидел задумчиво теребя бороду и ему внезапно опять пришла его излюбленная мысль о внутреннем человеке.
- Так и внутренний человек не существует ? - спросил Исаак Эмильевич сам себя и вдруг он почувствовал как его охватила благостная теплая волна и понесла куда-то.   
Вечером пришла соседка , которая убирала у Исаака Эмильевича и увидела , что он лежит на кровате , высоко задрав вверх бородку и вид у него был спокойный , как у ангела на иконе , что висела над его головой .


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"