Русский человек ОЧЕНЬ любит праздники. До того, что лень в Древней Руси называлась "праздностью". До того, что князь Владимир Красное Солнышко - просветитель и креститель русского народа даже отказался от принятия Ислама, сказав что "веселие Руси - питие еси", имея в виду важность торжеств и пиров для нашего человека. Ведь каждое торжество - это повод пригласить в гости и усадить за стол своих многочисленных родных, повод лишний раз увидеться с друзьями!
Изначально, большинство праздников приходилось на окончание княжеских походов, свадьбы и крестины родственников, приезд иноземных послов или торговых гостей (купцов). То есть, были нерегулярными. Но со временем, они становились все более конкретными. Календарь постепенно оброс датами, каждая из которых посвящена строго определенному событию и имеет свои неповторимые традиции.
Но насколько велико должно быть количество праздников? Достаточно ли нам своих памятных дат? Нужно ли заимствовать праздники из культур окрестных народов? Да, наконец, бывают ли "плохие праздники"? Давайте вместе с вами найдем ответы на эти вопросы!
Сколько должно быть праздников? Достаточно ли праздников в России?
Исходя из самого смысла памятных дней, как дней особо торжественных, следует вывод о том, что их число не должно быть большим, чем число "серых будней", иначе острота праздников будет притупляться, а расходы на их проведение прободят в кармане незаживающую язву.
Если же посчитать накопившиеся за века российские праздники (государственные, общественные, церковные и наиболее крупные из корпоративных), то особенных дней в году наберется 211 из 365. Это 4-е место в мире. По-моему, более чем достаточно, чтобы увеселиться до полного изнеможения!
Конечно большинство корпоративных памятных дат (День ВМФ, День торгового работника или День студента) не отмечается всеми жителями страны поголовно, но и без них у среднего обывателя на круг выходит более месяца праздников в году!
Нужно ли нам заимствовать праздники других народов?
Ответ на этот вопрос неоднозначен.
С одной стороны да. Такие заимствования часто обогащают нашу культуру, ведь заимствовали же мы когда-то все церковные праздники из Византии.
А с другой стороны вроде бы все мыслимые необходимые даты в нашем календаре уже присутствуют. День знаний - есть. День народного единства - есть. День России - есть. День мужчин (День защитника Отечества) - имеется. Женский день - так тех вообще два: коммунистическое 8 марта и церковная память жен мироносиц. День семьи, любви и верности - да пожалуйста! И зачем нам тогда какой-то "День святого Валентина"?
Бывают ли "плохие праздники"?
А вот чтобы получить ответ на этот ключевой вопрос, который и является темой данной статьи, давайте сопоставим два довольно близко расположенных праздника - Хэллоуин (ночь с 31 октября на 1 ноября), не столь давно пришедший к нам с Запада и такую важную для страны дату, как День народного единства (4 ноября).
Хэллоуин
Вначале рассмотрим иностранного гостя.
Хэллоуин в древности назывался "Самхейном" и, в сущности, представлял из себя Новый год кельтов - племени, издревле населявшего Британские острова и Галлию. Если у славян сбор урожая оканчивался в сентябре, то в несколько более мягком климате Западной Европы он продолжался до конца октября.
В ночь Самхейна, собрав запасы на зиму в закрома, кельты встречали следующий год. Праздник их был довольно жутким. По поверьям кельтов-язычников, в этот день тьма начинала побеждать свет (т.е. день укорачивался), а граница между миром живых и миром мертвых истончалась настолько, что последние получали возможность бродить среди живых. При этом души мертвых к своим живым собратьям были настроены весьма агрессивно - они могли захватить тело человека и поселиться в нем (неправда ли, похоже на церковное понятие "одержимости"), а в домах делали всяческие пакости.
Для того, чтобы задобрить мертвых, кельтские жрецы-друиды приносили человеческие жертвы, золочеными серпами вырезая сердца избранных жертв на каменных алтарях (помните знаменитый Стоунхэндж), а простые кельты стремились обмануть тех самых представителей темного мира - вампиров, ведьм и демонов, которые им угрожали, переодеваясь в соответствующие костюмы и начиная бесноваться, чтобы те приняли их за своих.
В средние века, уже христианизированные кельты продолжали праздновать Самхейн. Поэтому папа римский Григорий III перенес на 1 ноября День всех святых ("All Hallows Eve" - отсюда "Хэллоуин"), чтобы кельты лучше праздновали его. Но произошло непредвиденное. В народном сознании Хэллоуин смешался со многими традициями Самхейна.
До нашего времени он дошел уже в таком, несколько облагороженном виде. Почему в "несколько"? Потому что даже сейчас, когда люди просто вырезают на тыкве злобную морду и переодеваются в костюмы ведьм, палачей, упырей и бесов, в этом нет ничего хорошего.
Во-первых, на эти костюмы противно смотреть. Они неэстетичны. В мире и без того достаточно мерзких и неприятных вещей.
Во-вторых, подобные роли стимулируют в человеке (особенно в детях, для которых игра является основным элементом обучения) проявление соответствующих черт характера: распутства, лукавства, агрессии, лжи и похоти.
В-третьих, этот праздник не учит ничему хорошему и не напоминает ни о чем положительном. Наши мертвые нам никогда не угрожали, а поминаем мы их молитвой.
В-четвертых, праздник этот нам глубоко чужд культурно.
Ну и, в-пятых, подобные заигрывания с нечистой силой, когда человек добровольно хочет к ней приблизиться, как по внешнему виду, так и по душевному расположению, могут привести к очень нехорошим духовным последствиям. Тот, кому доводилось видеть одержимых, поймет, о чем я говорю...
Кроме того, в русском календаре уже есть праздники, на которые Хэллоуин пытается походить - и Новый год, и День всех святых и несколько дней поминовения усопших.
День народного единства
Как разительно контрастирует с Хэллоуином День народного единства. Он и напоминает нам о хорошем событии и формирует в человеке чувство патриотизма, а обычаи этого праздника никакого омерзения не вызывают.
День народного единства, установленный в 2004 году, в этом году отмечает первый юбилей. Этот праздник призван воскресить в памяти народа события 400-летней давности, напомнить о великом подвиге сплоченности и патриотизма. Этот день связан с самыми лучшими традициями русского народа - взаимовыручкой, волей к победе, стремлением к порядку. И выпадает на весьма значимый церковный праздник - День Казанской иконы Божией Матери.
В начале XVII столетия пресеклась династия Рюриковичей. Воспользовавшись слабостью новых правителей из числа бояр, польские интервенты вторглись на территорию России. Внутри страны у них нашлись помощники из числа безземельных бояр, казаков и асоциальных элементов. Захватчики принялись резать и грабить жителей страны. Западные, южные и центральные уезды России были разорены, царь Василий Шуйский убит, Московский кремль занят польским гарнизоном, а патриарх Гермоген, призывавший в своих грамотах русских людей ополчиться на иноземного врага, заморен голодом в Чудовом монастыре.
В этих условиях на защиту страны встали рядовые жители страны - купцы, крестьяне, ремесленники, казаки - те, кто жил в городах Северо-восточной Руси. В 1612 году столица страны была перенесена в Ярославль, где формировалось Первое народное ополчение под предводительством князя Трубецкого, казачьего атамана Заруцкого и крестьянина Прокопия Ляпунова. Ополчение подошло к Москве и взяло в осаду польский гарнизон Кремля.
Но сил ополчения недоставало для полной блокады гарнизона, поляки делали вылазки, к ним подходили подкрепления, а между предводителями ополчения начались споры о главенстве. Ситуация застыла в неустойчивом равновесии.
Тогда в Нижнем Новгороде купец Кузьма Минин начал собирать Второе народное ополчение. На спасение Родины он пожертвовал весь свой капитал. Стали собираться ратники из окрестных городов. Над новыми полками было решено поставить единого начальника - князя Дмитрия Пожарского. Кузьма Минин стал его помощником и казначеем.
Второе ополчение двинулось к Москве. По дороге к нему присоединялись все новые отряды. Наконец, добравшись до стен столицы оно вобрало в себя остатки Первого ополчения, уничтожило подошедшие к городу польские подкрепления, взяло штурмом Китай-город и плотно окружило Кремль.
После нескольких месяцев осады, 4 ноября 1612 года поляки капитулировали. Отряды ополчения разошлись по основным дорогам страны, уничтожая разрозненные польские отряды и банды разбойников. А в Москве в 1613 году был созван Земский собор, всенародно избравший на царство Михаила Романова, благодаря чему страшная смута наконец завершилась.
Вот какому событию мы посвящаем 4 ноября. Согласитесь, что этот день поистине можно считать Днем народного единства!