Знакомо ли Вам имя Жан-Кристофа Гранже? Уверена, что многие ответят "нет" и невольно скажут неправду, ведь, если спросить: "Смотрели ли вы "Багровые реки"?", те же многие ответят "да". В основе же фильма лежит роман этого современного французского детективиста. Именно с фильма началось и мое знакомство с творчеством Гранже. Поначалу меня привлек киноанонс, в нем обещали раскрытие серии чудовищных преступлений в закрытом университете, затерянном во Французских Альпах, а главное, в списке исполнителей главных ролей стояло имя неподражаемого Жана Рено, всем известного Леона-Киллера. Я не могла пропустить такое. Начав просмотр, я очень скоро заметила, что всерьез увлеклась сюжетом и по окончании фильма, повнимательнее присмотревшись к титрам, увидела, что лента снята по литературному первоисточнику. Я решила разыскать книгу, если она переведена на русский.
Мне повезло, к тому времени "Пурпурные реки" уже вышли в издательстве "Иностранная литература", в серии "Лекарство от скуки", патронируемой Борисом Акуниным. Более того, когда я пришла в Дом Книги, то увидела там и второй, переведенный к тому моменту, роман Гранже -- "Полет аистов". Немного поколебавшись, я все же купила сначала "Пурпурные реки". Начав читать, не могла оторваться. Фильм казался просто бледной и плоской иллюстрацией к роману, где объемные, захватывающие, отлично проработанные сюжетные линии сплетались в такой невероятный клубок, что, даже зная, чем все закончится, я прочла книгу "на одном дыхании". Наверное, излишне говорить, что я тут же отправилась и купила "Полет аистов". И что же? Та же история. Читается запоем. Дальше я уже с нетерпением ждала выхода следующих книг Гранже, которых сейчас четыре. К первым двум добавились "Империя волков" и "Черная линия", вышедшие все в том же "Лекарстве от скуки".
И вот, дочитывая уже четвертый роман Жан-Кристофа Гранже, я задалась вопросом. Как же так может быть, чтобы построенные по абсолютно одинаковой, часто даже в деталях, схеме, произведения были бы столь разнообразны и интересны? Видимо, выбран правильный принцип построения. Вот о нем я и хотела бы немного порассуждать. Я ни в коем случае не буду пересказывать содержание романов, чтобы не лишать Вас удовольствия самостоятельно с ними познакомиться, а попробую лишь проанализировать "успешную" схему.
Итак, каждый роман Гранже начинается со страшной находки -- зверски изуродованного трупа. Причем читатель немедленно узнает о страшных подробностях убийства. Этот излишний натурализм -- пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть автора. Но он проявляется лишь один раз, несмотря на то, что расследуются обычно серийные убийства. Детали состояния следующих возникающих по ходу повествования трупов, как правило, не описываются. И если вы перешагнули через первые пять-шесть страниц, то будете вознаграждены, поскольку тут и начинает проявлять себя блестящее мастерство автора.
После описания трупа кратко намечаются портреты главных действующих лиц. Несмотря на то, что описания достаточно легки и прозрачны, часто сделаны намеками и с помощью пересказов каких-то давних историй, произошедших с персонажами, герои получаются на удивление живыми и органичными. То есть дальнейшие их поступки очень логично вытекают из данных психологических характеристик. Конечно, герои -- личности нетривиальные, и их выбор -- весомая часть авторской удачи. Судите сами. Среди главных действующих лиц могут быть и амбициозный молодой араб, выбившийся из грязного парижского предместья в полицейские, мечтающий о раскрытии громкого дела, и старый инспектор в двух шагах от отставки, с довольно темным прошлым, и насквозь коррумпированный комиссар, прячущийся от своих друзей и врагов в доме для престарелых, и жена видного дипломата, не помнящая своего прошлого, и маманькин сынок, оказавшийся в гуще кровавых событий, и известный спортсмен, вдруг исчезнувший с олимпийского небосклона или журналист, специализирующийся на грязных разоблачениях. Вообще-то, неплохой социальный срез, причем, каждый персонаж описан очень живо, так, что недосказанное представляется с легкостью.
После представления героев начинается, собственно, развитие сюжета. И вот тут-то подкупает одна очень важная вещь. О чем бы ни писал Гранже (а темы он выбирает достаточно нетривиальные) видна недюжинная работа по сборке материалов. Рассказывает ли автор об истории кардиохирургии, о вековых законах миграции птиц, о неонацизме, о возникновении и развитии террористических движений в Турции, о погружении на водные глубины, все это звучит очень и очень достоверно и в то же время нескучно. Я -- довольно дотошный читатель, и не поленилась пристать к специалистам, в частности к врачам и орнитологам, чтобы выяснить насколько серьезна предоставляемая информация. В ответ услышала, что все написано весьма квалифицированно и со знанием дела.
Тут я не удержусь, чтобы не бросить камешек в огород другого, очень популярного нынче, писателя детективов-триллеров -- Дэна Брауна ("Код да Винчи", "Цифровая крепость"). Вот уж где все выкладываемые, как откровения, сведения почерпнуты с разных интернет-сайтов и из путеводителей. Особенно покорило меня в одной из его книг, как лучшие математики-физики-криптографы Америки, цвет науки, на протяжении двадцати страниц искали разницу между изотопами урана-235 и 238, выраженную простым числом.
Так вот, в научную и информационную базу романов Гранже веришь, и это, несомненно, одно из слагаемых его успеха. Я обещала не углубляться в описание сюжетов и не буду, скажу только, что мне очень имопирует темп их развития. Это не бешеная гонка, когда не успеваешь считать трупы, но и не затянутое морализаторство, когда создается ощущение, что автор просто "натягивает" лишние страницы для гонорара. Все развивается очень органично, часто ловила себя на том, что ровно в тот момент, когда думаешь, что можно сделать перерыв в чтении, случается что-то, что заставляет забыть о стынущем ужине или недоделанной работе.
Еще немаловажную роль играет выбор антуража, среды, в которой разворачивается действие. Будь то холодная красота Французских Альп, самое дно арабских кварталов Парижа, гибельные леса и великолепные побережья Южной Африки, все описывается глазами очевидца, ярко и образно. Тут, правда, можно высказать автору один упрек. Он довольно много внимания уделяет визуальным деталям, будто нарочно давая указания будущим постановщикам фильмов по своим книгам (сейчас экранизированы две из них). Частенько говорят, что фильмы "по-Гранже" --- это "ответ Франции Голливуду". Ну, и о коммерческой стороне дела не надо забывать, автор заранее облегчает себе написание сценария. Это можно понять. Повествования это не портит, а наоборот, оживляет.
Еще один важный момент -- как автор финиширует. Я прочла очень много детективов, это один из любимейших мною жанров, но как часто бывало, что завязка и расследование -- неизмеримо интереснее банального финала. У Гранже это не так. Он похож на настоящего бегуна-чемпиона, который перед финишем набирает скорость и пересекает ленточку на полном ходу. Завершения его романов столь изысканны, неожиданны и блестящи, что производят гораздо больше впечатления, чем подкинутый в начале изуродованный труп.
Итак, можно подвести итог. Построенные по очень жесткой схеме-плану, от которой автор не отступает практически никогда, романы Гранже привлекают своей достоверностью, нетривиальностью выбора антуража, яркими героями и лихо закрученной интригой, не разочаровывающей до самого конца.
Я уже уговорила Вас почитать Жан-Кристофа Гранже? Если так, то приятного Вам времяпрепровождения.