Аннотация: В статье рассказывается о двух крупнейших музеях Краснодара и Краснодарского края.
Главные музеи Кубани
На сегодняшний день в Краснодаре два самых известных и крупных городских музея, являющихся таковыми и в масштабах всего края - Краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко и Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицина. Оба названы в честь своих основателей, являвшихся выдающимися представителями кубанской культуры.
Федора Акимовича Коваленко, по праву считающийся одним из подвижников и радетелей кубанской культуры, имел удивительную и трагическую судьбу. Он родился в 1866 г. в бедной и многодетной крестьянской семье из украинского села Опошня, окончил всего лишь двухклассное училище. Когда в 1881 г. его семья переехала в Екатеринодар, мальчик поступил на работу в бакалейный магазин купца Пяткова рассыльным, дослужившись постепенно до должности кассира. Имея врожденный художественный вкус и способности к живописи, Коваленко давно интересовался искусством, а потому на свое жалование стал приобретать различные редкости: книги, картины, гравюры, старинные монеты, археологические артефакты. Уже к 1890 г. коллекция Федора Акимовича была весьма обширной, и он решил организовать первую выставку у себя дома. Постепенно она еще более пополнялась и перестала помещаться в его квартире. Тогда Коваленко обратился в Думу Екатеринодара с предложением подарить свое собрание городу, с условием, чтобы оно было размещено в хорошем помещении в качестве публичного музея, названного в честь дарителя с выплатой ему небольшого дохода, который коллекционер хотел тратить на стипендии студентам художникам.
Первоначально галерею с подаренной коллекцией разместили в здании городской управы в апреле 1904 г. Она стала первым публичным собранием произведений живописи на Кавказе, где находилось более 118 картин, акварелей, гравюр и фотографий. Через год при галерее появилась и публичная библиотека с литературным и археологическим отделами. Сам Коваленко активно помогал своему детищу, выпуская каталоги и буклеты. Через два года заметно пополнившееся собрание, куда многие известнейшие российские художники присылали в дар свои произведения, потребовало более просторного помещения, и для его размещения городские власти арендовали второй этаж особняка инженера Батырбека Шарданова. Это здание является домом для музея до сегодняшних дней. Галерея активно включилась в культурную жизнь кубанской столицы и всего юга России. С 1905 по 1916 гг. там дважды в год проходили выставки, где демонстрировались произведения выпускников Императорской академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а потом и художников Киева, Харькова и самого Екатеринодара, где хлопотами Коваленко открылась школа живописи, позже преобразованная в художественное училище. Сам коллекционер за свой самоотверженный труд на благо кубанской культуры стал получать от городских властей особое жалование, при этом он был назначен 'почетным пожизненным попечителем галереи'. Впрочем, имя Ф. А. Коваленко было известно далеко за пределами Екатеринодара. Он был действительным членом Кубанского областного статистического комитета, Екатеринодарского общества любителей изящных искусств, почетным членом общества искусств Киева, участвовал в различных мероприятиях, проходивших в Санкт-Петербурге и Киеве, его приглашали в жюри фотовыставок и конкурсов рисунков, устраивавшихся в Екатеринодаре, ему присылали свои каталоги владельцы известных петербургских художественных магазинов А. И. Тренти и Р. Д. Ауэр, а у итальянского художника Джузеппе Паррини Федор Акимович заказывал копии произведений великих мастеров эпохи Возрождения.
После Октябрьской революции 1917 г. Ф. А. Коваленко смог добиться от новых властей постановлений, которые запрещали в музее обыски и конфискации. Он стал членом комиссии по созданию музея революции, ходатайствовал о создании в городе литературного музея, готовил новую выставку. К сожалению, в феврале 1919 г. он умер от тифа. Однако его любимое детище - художественная галерея сохранилась, пережила бурные и трагические десятилетия первой половины XX в. и обессмертила его имя. Первоначально ее передали в состав Кубано-Черноморского областного музея, но в 1924 г. выделили в самостоятельный Кубанский Советский художественный музей, назвав в честь наркома просвещения РСФСР, критика и искусствоведа А. В. Луначарского. Обратно в честь создателя музей был переименован 19 апреля 1993 г. На фасаде его здания установили мемориальную доску с барельефом Ф. А. Коваленко работы кубанского скульптора А. Аполлонова.
Ныне музей занимает не только здание особняка Шарданова, но и еще один памятник архитектуры конца XIX в. - 'Екатеринодарскую контору госбанка'. В его выставочных залах сейчас размещены 13 000 экспонатов. Особо ценными являются коллекции произведений разных школ русской иконописи, полотен русских и советских художников разных направлений, японской цветной ксилографии XVIII - XIX вв., картин голландских живописцев XVI в. и экслибриса XVIII - XX вв. При этом сотрудники музея идут в ногу с прогрессом, активно используя современные технологии, благодаря чему в музейных залах выставочные стенды дополнены виртуальным пространством благодаря использованию сенсорных панелей и интерактивной книги 'Хроники музейной жизни. Страницы истории'.
Евгений Дмитриевич Фелицын, один из самых выдающихся кубанских историков и краеведов, которого современники называли 'живой летописью' и 'энциклопедией Кавказа', 22 июля 1879 г. выступил с инициативой создания при Кубанском статистическом комитете, секретарем которого служил, этнографического и естественно-исторического музея. Первоначально он получил название Кубанского войскового музея, числясь при этом отделом статистического комитета. А располагался он в двух комнатах подворья Михайло-Афонской пустыни по адресу ул. Рашпилевская, д. 3, а основу его фондов составили личные коллекции Фелицына по археологии, нумизматике и этнографии горских народов. На приобретение экспонатов Евгений Дмитриевич тратил свое небольшое жалование, часто влезая в долги. В первый год существования музея там было 276 предметов по археологии и 42 по этнографии.
За самоотверженную научно-исследовательскую деятельность император Александр III в 1880 г. наградил исследователя орденом Станислава III степени, он также был избран почетным членом Ставропольского и Кубанского областных статистических комитетов, общества любителей изучения Кубанской области, действительным членом Московского археологического общества, Императорского общества любителей естествоиспытания, антропологии и этнографии, Императорского Одесского общества истории и древностей, Кавказского отдела Императорского русского географического общества, Таврической учетной архивной комиссии, Петербургского русского археологического общества, Общества любителей древней письменности.
Позже в пополнении экспонатов музея приняли активное участие его последующие руководители также из числа виднейших краеведов того времени - В. А. Щербина, К. Т. Живило, И. Е. Гладкий и др. К 1896 г. там было 2000 экспонатов по истории, около 1000 монет и 600 предметов по естественной истории и этнографии. Первоначально он не имел штатных сотрудников, там работали на общественных началах, получая особые открытые предписания от начальника Кубанской области и наказного атамана. Руководители Кубанского войскового музея неоднократно выступали за выделение его из состава статистического комитета в самостоятельное учреждение при Кубанском казачьем войске, но это произошло лишь в 1906 г. Теперь на его содержание стала отпускаться особая сумма. Именно с этого времени в музее появилась и стала развиваться система экскурсий. Уже в 1913 г. в он занимал все здание подворья, в его фондах было 8000 предметов, за этот год музей принял около 3000 экскурсий, при этом для детей и учащихся его посещение стало бесплатным. При музее существовала и библиотека, собрание которой к 1909 г. составляло около 5000 томов. Не прекращал музей работу и в трагичные для страны 1917-1919 гг., хотя и стоял тогда практически на краю гибели.
Однако советская власть взяла экспонаты музея под особую охрану. После этого он прошел через долгую череду реорганизаций и переименований. В 1918 г. он стал основой формирующегося Центрального областного музея, переименованный позже в Кубано-Черноморский Областной музей, получивший в 1924 г. статус Научного. К этому времени там было 13 000 экспонатов.
С 1931 г. музей стал называться Краснодарским историко-краеведческим. К этому времени в нем хранилось около 40 000 предметов, плюс к этому библиотека с 7000 томов, архив с уникальными документами по истории Черноморского и Кубанского казачьих войск XIX-XX вв., а также отчетов этнографических экспедиций и рукописных книг. В 1937 г., в связи с образованием Краснодарского края, музей перевели в краевое подчинение, что существенно расширило перспективы его развития. Заметно активизировались проводимые музеем исследования по таким тематикам как этнография, история Кубани, археология, разные естественнонаучные направления. Годы Великой Отечественной войны стали серьезным испытанием для музея. Его не успели эвакуировать, а потому за время оккупации Краснодара немецко-фашистскими войсками многие коллекции и книжные собрания были разграблены захватчиками, хотя самые ценные экспонаты сотрудники музея успели спрятать в тайники. Сразу же после освобождения города музей, несмотря на разруху и потребность его помещений в ремонте, возобновил демонстрацию экспозиций, а также естественнонаучные и археологические изыскания в окрестностях города.
Послевоенные годы стали временем стремительного развития музея, его работники участвовали в широкомасштабных археологических и палеонтологических экспедициях, читали лекции, в том числе в колхозах и других местах 'на выезде'. Интересный факт - в легендарном фильме 'Кубанские казаки', снятом в 1949 г., костюмы персонажей выполнены по эскизам, сделанными по предоставленными сотрудниками музея этнографическим материалам. В 1961 г. началась новая страница в истории музея - он переехал в особняк, построенный в начале XX в. купцом Богарсуковым на Гимназической, 67. С этого времени стала работать и передвижная выставка на основе железнодорожного вагона, которая останавливалась на различных станциях Краснодарского края. В 1977 г. он получил современное название - Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник, а его филиалами стали Анапский, Темрюкский и Тихорецкий историко-краеведческие музеи и археологический комплекс в Анапе и Тимашевский музей семьи Степановых. В 1983 г. в его состав вошел также Славянский историко-краеведческий музей, а в 1985 г. и Крымский военно-исторический музей, но в 1990 г. они вновь получили самостоятельность. Огромное значение для развития музея имела, как ни странно, постройка Кубанского водохранилища, так как она сопровождалась грандиозными археологическими раскопками, которые дали 7200 экспонатов. 2 ноября 1990 г. музей был назван в честь своего основателя.
Ныне Краснодарский государственный историко-археологический музей имени Е. Д. Фелицина является крупнейшим на юге России, число его экспонатов достигает 428,4 тыс. Среди них коллекции античных монет (одна из самых богатых в России), торевтики, древнегреческой чернофигурной и краснофигурной керамики, ювелирных изделий, собрания оружия от эпохи раннего железа до позднего средневековья и надкурганной скульптуры средневековых кочевников (так называемых 'половецких баб'), материалы по этнографии народов Кубани. Его отделом является также Литературный музей Кубани, собрание которого отражает литературную жизнь Кубани с конца XVIII века и до наших дней. В нем представлены редкие рукописные старопечатные книги, периодические издания XIX -начала XX веков. Ежегодно музей посещают более 800 тыс. человек. Фондовые выставки музея с успехом экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, в Германии, Франции, Колумбии, Югославии, Швейцарии, Японии. Сотрудники музея на протяжении всего времени его существования активно занимаются научной деятельностью. Они принимают участие в этнографических и археологических экспедициях, на страницах научной печати часто появляются их статьи и исследования. Знаменитый краснодарский музей с честью выполняет завет одного из своих первых заведующих И. Е. Гладкого, который в 1913 г. писал: 'Все мы сойдем с арены жизни, а здесь, в музее, должны остаться дела рук и разума нашего, достойные для передачи будущим поколениям'.