Савченко Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Группа Нит дерзкий прорыв в совершенство музыальной креатологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  

Дмитрий Савченко

DN756@yandex.ru

Лучшая в мире группа НИТ - дерзкий прорыв в совершенство музыкальной креатологии

   Удивительно гармоничная музыка ... Ветер совершенства охватывает всё новые и новые достижения этой сербской группы исполнителей этнической музыки на мировом музыкальном небосклоне. Эта группа имеет то, что не имеет ни одна музыкальная группа в мире: свою философию, свой бренд, свое направление в искусстве: "музыкальную креатологию. Послушаем: http://www.youtube.com/watch?v=_wJSDNrCW1k
   Это исполнение на утреннем телевидении Сербии. Вот так это звучит на сербском языке. Ведущая спрашивает Ивану Мунджа на каких языках и какая исполняется музыка. Ивана отвечает: музыка балканских стран, музыка стран южной Америки, стран, говорящих на арабском языке, музыка России (на русском языке), музыка других стран и народов. Посмотрите на женскую вокальную часть группы НИТ.
   http://www.facebook.com/photo.php?fbid=361835787183884&set=a.361835763850553.91613.188958081138323&type=1&theatеr
  
   Слева направо: Ивана Мунджа, Анни Лолла (Ана Перишич), Тамара Цакичь.
  
   А вот фотография всей группы вместе
   http://www.facebook.com/photo.php?fbid=214990545245058&set=a.198517866892326.50728.100002023434925&type=1&theater
   Группа воспроизводит этническую музыку различных стилей музыкальных культур практически во всем мире (Западная Европа, Аравия, Россия, Казахстан, Северная Америка, Латинская Америка, Ирландия и др.). Эти молодые люди поют почти на всех языках мира. В дополнение к обработке определенных песен из разных меридианах, они создают свою собственную, оригинальную музыку, в первую очередь пытаются сохранить дух сербских народных песен. Представлены инструменты: гитара, скрипка, барабаны и перкуссия; концерты с тремя женскими голосами, с их этнической гармонией вызывают симфонический эффект. Группа "NIT" имеет такой состав: Ивана Мунджиу- вокал, тамбура (а-basprim), Тамара Caki? - вокал, (перкуссия, тамбурин, marakasi), Ана Перишич - вокал, перкуссия (marakasi), Александр Лабус- гитара, Марко Тешич (мастер скрипки).
   Музыка группы НИТ уносит нас в эстетически далёкое и прекрасномудрое измерение. Это искусство. Следы искусства во всем феноменальном вечно возвращают нас к тоске по общению с Высшим Началом, с Творцом всего прекрасного, к ПервоХудожнику - так вид прекрасных руин уносит в те времена, когда создавались эти творения. Стихия искусства рассеяна по всему земному шару, во времени этот прозрачный поток бьет ключом из могил тысячелетий. Как материя из всеобщности своего бытия переходит из плотской любви в подобие любящих, так любовь, пролитая в музыкальных произведениях духа, рождает бесконечное в индивидуальном. Эта абстрактная ноуменальная материя духа - музыка - она, как и математика не поддается одебелению, превращению в вещество, оно возносит наш Дух к Творцу, мы падаем ниц - так это прекрасно. Это новое измерение, это Теофания, пронизавшая Лучами Божества, омывает нашу душу, и нам хорошо, даже тогда, когда бывает вокруг всё плохо...
  
   Как было сказано ранее группа НИТ - часть культуры, часть современной эпохи, исповедует музыкальную связь многих людей и стран в направлении, именуемом "гармония", точнее "духовная гармония".
   Группа НИТ сознательно или бессознательно своё творчество строит на философии музыкальной гармонии. Музыкальная связь многих людей и стран в направлении, именуемом "гармония", исповедуемая группой НИТ, даёт плоды в форме удивительной гармоничной полифоничной музыки.
   Это проявляется в том, что разрушительные тенденции постмодернизма и действие музыкального влияния западных стран (тяжелый рок, пан-рок, хардкор), проповедующие анархию, насилие, свободу и т.д., не сумели разрушить позитивный настрой лучшей группы сербской музыкальной культуры, не повлияли на её музыкальный стиль. Зададимся вопросом: почему? И немедленно получим ответ: вторжение Трансцендентного, Бога. Невидимый Художник, Невидимый Творец всего входит в душу каждого музыканта, исповедующего истины веры и невидимо подсказывает ему путь в направлении истины. Бог, именуемый Благостью, излучает Лучи, нетварную божественную энергию, благодать и эта волна благодати омывает душу человека, омывает его совесть, а совесть - звучащий в душе музыканта голос Бога.
   Группа НИТ - безусловно творческая группа, по содержанию своего творчества исповедующая музыкальную креатологию.
   Мы говорим о музыке, точнее об искусстве музыкального творчества и исполнения, еще точнее о науке, связанной с музыкальными формами и творчеством в музыке - о музыкальной креатологии.
   Если мы рассмотрим форму и содержание в музыкальном творении, то почувствуем равновесие того и другого, торжествует логос, - отсюда такая правдивость, глубина, содержательность творений музыкальной креатологии, совершенно независимо от их частного содержания или сюжета. Здесь звучит логос во всей своей силе и проникновенности, - звучание какой-нибудь одной струны в какой-нибудь одной точке заставляет вибрировать и остальные созвучные струны, придавая тем самым широту диапазона. В этом природа символа (ведь музыкальное творение - это символ), символа, чрез который открываются глуби бытия и слышится гармония миров.
   В музыкальной креатологии группы НИТ природа музыкального образа как логоса, проявляется наиболее явно: психологическая пленка разрывается, и образ звучит как мировой логос, как космическое слово, но потому именно он облечен и красотой, присущей твари в её облеченности Богом Словом. Бывает состояние расширения сознания - во сне или наяву, когда кажется, что слышишь какую-то мировую симфонию, слышишь, как она звучит в тебе или через тебя, и кажется, что с нею пройдешь в мир и с миром сольешься, растаешь, и нет ничего сладостней этих звуков, льющихся без конца.
   Это логос мира есть и музыка мира, музыка образа. Потому кажется, что настоящее произведение музыкального искусства музыкальной креатологии не имеет ни начала, ни конца; оно живет продолжаясь в обе стороны, излучая из себя энергию, ибо всякая совершенная форма имеет символическую природу, силу и глубину. Она говорит об ином, не привычном, но творческом свободном отношении человека к миру, свидетельствует о едином логосе в человеке и в мире. И всё в человеке, гармонически, целостно, осознанное, есть красота всего во всем.
   Каков же критерий, характеризующий творчество музыканта группы НИТ?
   Этим критерием служит оригинальность музыкального мышления, особый дар музыкального предвидения, позволяющий ему на базе глубоко усвоенных традиций создавать новое, открывать свой неповторимый мир музыкальных образов, наделенных своими духовными смыслами. Каждый музыкант группы НИТ, участвующий в создании новой песни, является как бы композитором, он созидает новую музыку. Давайте рассмотрим в этой связи вопрос о взаимодействии в творчестве того или иного композитора традиций и новаций (1). Как известно, степень проявления традиционного и новаторского у разных композиторов весьма различна. Есть композиторы, новаторство которых носит радикальный характер, такие личности открывают в музыкальной культуре принципиально новые черты, создают свой неповторимый мир, свою систему образов, идей, концепций и т.д. При этом в творчестве этих композиторов не происходит отмены традиций, а осуществляется их кардинальное обновление. К таким новаторам можно отнести в музыкальной культуре ХХ века гения русской музыки А. Скрябина, который создал в своей "божественной" музыке собственную систему философских идей, звукообразов-символов, космическую концепцию Мистерии, развил идеи синтеза искусств, свето-музыки, предвидев многие завоевания информационной, технико-электронной эпохи последних десятилетий ХХ века (вплоть до современности).
   К радикальным новаторам, опровергающим многие сложившиеся представления о музыкальном языке, тематизме и другим явлениям, относится и такой колосс музыкальной культуры ХХ века, как И.Стравинский, кардинально обновивший всю систему музыкального мышления, создавший собственную эстетику в работе с фольклором, а также вписавший новые страницы в диалог с культурами прошлых эпох (в русле неоклассицизма) и мн. др. В тот же ряд "абсолютных" новаторов встают и такие гении ХХ века как С. Прокофьев и Д. Шостакович, открывшие новые пути в развитии симфонизма и музыкального театра (опера, балет), создавшие, каждый в своем роде, уникальный музыкальный язык, способный раскрыть новую систему образности, свою философию творчества, обращенную к проблемам Человека в ХХ веке (Добро и Зло, война и мир, жизнь-смерть-бессмертие и др.). С другой стороны, целый ряд крупнейших и талантливейших (а подчас и гениальных) композиторов ХХ века
   были более непосредственно связаны с традициями, что, при этом, не умаляет новаторства и самобытности их музыки, по-своему обобщающей и оригинально трактующей предшествующий опыт поколений. К таким композиторам можно отнести, к примеру, С. Рахманинова с его корневыми связями и с русским фольклором, и с древнерусскими духовно-певческими традициями, и с романтической романсовой стилистикой ХIХ века (прежде всего, П.Чайковского), и с мощным эпическим пластом русского симфонизма (А.Бородин, А. Глазунов). При этом, Рахманинов, будучи, как известно, гениально одаренным музыкантом и многогранной личностью (выдающийся пианист и дирижер, знаток литературы, поэзии, театра и живописи) и гениальным человеком (согласно концепции Н.Бердяева), сумел создать в творчестве настолько оригинальный, свой, неповторимый "рахманиновский" стиль, что сомневаться в его новаторстве не приходится, хотя характер его новаций иной, в сравнении с радикальным, это новаторство "изнутри", рождающее свой, незаемный и без труда узнаваемый мелодизм с его захватывающим широким дыханием (знаменитые "мелодии- дали", по выражению Б.Асафьева), и особый тип "взрывчатой" драматургии и мощный, всепоглощающий трагизм.
   Каждый музыкант группы НИТ является композитором, создавая новые песни, аккумулируя опыт музыкальных форм многих стран, народов, этносов.
   Музыкальные произведения группы НИТ, взаимодействуя с другими произведениями мировой культуры, вступают в диалог эпох, культур, народов, порождая своеобразную креатологическую среду. Автор-композитор участвует в создании новых образцов, идеалов культуры, посредством которых формируется ценностный мир человека. Будучи вовлеченным в креатологическую среду художественной (в том числе - музыкальной) культуры, человек обнаруживает и собственные креативные способности в восприятии и творческой деятельности. Музыкальная креатология непосредственно связана с процессом культуротворчества. Сегодня формируется новая область знаний - креатология-- наука, развивающая теорию, методологию и осмысливающая практику творчества, включающая систему взаимодействия творческой личности с мировым уровнем знаний. Музыкальная креатология является составной частью креатологии.
   Музыкальная креатология определяется как новое направление в искусстве, исповедующее взаимодействие творческой личности музыканта с мировым уровнем знаний в области музыки, новая философия в музыке и исполнительском мастерстве, новое мировоззрение.
   Напомним основы этого нового явления в искусстве.
   Основные принципы музыкальной креатологии:
   1. музыкальная креатология исповедует принцип открытости. Этот принцип означает готовность впитать все инновации, все ньюансы в этнической музыке, имеющие отношение к творческому потенциалу исполнителя и к философии группы НИТ.
   2. музыкальная креатология использует принцип синтезного изучения различных музыкальных стилей, воздействующих на творческую личность исполнителя.
   3. музыкальная креатология исповедует принцип гармонического взаимодействия человека с различными областями знаний в области мировой музыки.
   4 музыкальная креатология предлагает принцип сочетания античных, византийских, раннехристианских, православных, восточных и исламских музыкальных достижений с музыкальными достижениями Запада.
   5. музыкальная креатология опирается на принцип творческого освоения и получения музыкальных знаний, духовного постижения сущности музыкальных форм и образов.
   6. музыкальная креатология провозглашает свободу творчества как в обучении, так и в исполнительном мастерстве и православную нравственную направленность всех видов своего творчества.
   7. музыкальная креатология предлагает принцип самоактуализации личности в процессе творчества.
  
   Когда идет взаимодействие талантливого исполнителя группы НИТ с системами мировых музыкальных знаний, тогда возникает ситуация креатологическая, ибо накопленные человеком знания и опыт вступают в контакт с большими системами знаний, идет "диффузия" знаний во внутреннюю психическую сферу исполнителя, и, наконец, инсайт, интуитивное прозрение свидетельствуют часто о начале новой эры в создании новой музыки.
   В искусстве (музыке) имеет место такое пересечение знаний человека с большими системами знаний. Человек, особенно музыкант, творящий в области искусства, видит красоту всего бытия, а из книги Премудрости Соломона постигает, что Бог сотворил мир согласно числу, весу и мере (космологические категории), которые представляют собой категории эстетического порядка.
   Музыкант - творящий в искусстве в силу понимания божественного творчества, видит вселенную как непрестанное излучение красоты, как дивное море света. Особенно сильно и мощно такое видение выражено в трактате св. Дионисия Ареопагита "О божественных именах":
  
   Сверхсущественное же Прекрасное называется Красотой потому, что от Него сообщается собственное для каждого очарование всему сущему; и потому, что Оно - Причина благоустроения и изящества всего и наподобие света излучает всем Свои делающие красивыми преподания источаемого сияния; и потому, что Оно всех к Себе привлекает, отчего и называется красотой; и потому что, Оно все во всем сводит в тождество.
  
   Когда музыкант находится в процессе творчества, он представляет собой некий "микрокосм", сложную вселенную, внутрь психической сферы которой проникает "диффузия" идей, образов, исходящих из прошлого набора универсальных идеалов и этических принципов человеческого рода, художественных парадигм тех социальных слоев, которые прямо или бессознательно воздействуют на его творчество, разнообразные музыкальные средства. Одновременно проникает внутрь психической сферы музыканта то, что является идеями запредельных сфер бытия, их мы называем вслед за св. Григорием Паламой "Лучом Божества, нетварной Божественной энергией, благодатью". Музыкальная креатология - особая форма отражения действительности, говорящая на специфическом языке, и раскрыть своеобразие языка этого вида искусства невозможно без обращения к проблеме бессознательного психического. В акте творчества музыкант - соучастник творческого процесса и протекает процесс творчества не только при взаимодействии сознательного и бессознательного, но также при участии всех страт психики. Для музыканта творчество - "средство для разряда нервной энергии", - говоря словами Л.С. Выготского, ибо в акте творчества происходят познавательные процессы, которые ведут к разрешению внутренних конфликтов и разрядке аффективной напряженности. Творчество служит удовлетворению сущностных потребностей человека (познавательной, потребности творчества, самовыражения и самореализации и др.), что вызывает положительные эмоции.
   Самое главное для музыканта - вторжение Трансцендентного, Бога. Внезапно начинается особое волнение, внутри что-то созревает и вот, новая музыка родилась. Истинный музыкант - дитя Откровения, он - свободный художник, он - музыкант, он - выразитель запредельного, либо выразитель сущностной потребности своего народа. Он - носитель правды и творец правды, он не может подстраиваться под чьи-то желания, политические тенденции, Он - свободен. Трансцендентное входит в него и он звучит: звучит как колокол, звучит как набат во времена бедствий или надвигающейся революции. Он несвободен от невидимого мира Божьего, от Красоты Божественной. Поэтому у истинного музыканта его произведения - есть творения Красоты.
  
   Давайте послушаем песню (перуанскую песню) в исполнении группы НиТ
   http://www.youtube.com/watch?v=reXYSEkc7jE&feature=g-user-u
   Как понравилось? Что можно еще сказать? Ведь к совершенству нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. Оно- совершенство неизменно. Оно- идеал. Мне кажется, что это - одно из идеальных исполнений перуанской народной песни.
  
   Вот еще одна песня Grupa Nit - Barso re megha (cover) на языке хинди
   http://www.youtube.com/watch?v=-hhURv84IZA&feature=g-user-c
  
   Послушайте песню из Казахстана- Grupa Nit - Асыл ?жем (asil a?em)
   http://www.youtube.com/watch?v=rWHeujFtOHE&feature=g-user-u
  
   вот как звучит сербская национальная песня- Grupa Nit - Lepe moje crne o?i (live)
   Можно перевести: "мои прекрасные черные глаза"
   http://www.youtube.com/watch?v=SpBULMCJ05w&feature=g-user-c
   Как, понравилось? Наверное, да! Просто чудесно
  
   Арабская песня Grupa Nit - Mosh ananeya ( ?? ?????? ) (cover)
   http://www.youtube.com/watch?v=CkrGZCiciLQ&feature=g-user-c
   Очень классное исполнение...
   Можно было бы еще и еще продолжать, но движение к совершенству бесконечно
  
  
  
   Литература
   О.Л. Девятова. Критерии креативности личности композитора в системе культуры.
   Уральский гос. университет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"