Савченко Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Заключение к монографии. Методологические основания креатологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
  

Савченко Д.Н.

dn756@mail.ru

  

Заключение к монографии:

"Креатология. Методологические основания креатологии. Наука и православная религия"

  
  
   Автор с 1984 г. занимается проблемой отбора талантов и гениев в научно-исследовательской деятельности, образовании, искусстве. В 1987 г. проведено исследование, в результате которого было предложено новое глобальное научное направление, не имеющее аналогов в СССР и за рубежом. Результаты фундаментальной научно-исследовательской работы затем опубликованы: автор поставил и сформулировал теоретические предпосылки условий проявления энергии пассионариев, меняющих лик Мира. Автор понимал, что именно таланты и гении дают любой стране лидерство, именно таланты определяют развитие нации, именно таланты являются в этом смысле золотым фондом страны. Автор понимал, что таланты и гении - самый важный ресурс страны, важнее нефти, газа, электричества. Нам нужны Королевы, Капицы, Келдыши, Сахаровы, Туполевы - гении и таланты, неоценимые по своему вкладу в конкурентоспособность страны, в её развитие. Следствием этого процесс решения проблемы отбора талантов и гениев на основе заявленной автором совместно с исследователем Афлитуновым А.М. новой диалектики - полиморфной диалектики (8), привел к созданию автором нового универсального научного направления, называемого КРЕАТОЛОГИЕЙ, исследующего глобальные вопросы взаимодействия креативной личности с существующим уровнем развития развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества). В рамках креатологии одним из самых важных вопросов явилось моделирование и эволюционная диагностика интуитивно-одаренной личности, ибо анализ зарубежной и отечественной литературы по вопросу отбора гениев и талантов показал, что интуиция - главный фактор талантливой или гениальной личности.
   Разработка методических начал креатологического моделирования и эволюционной диагностики интуитивно-одаренной личности оказалась чрезвычайно сложной проблемой, потому что её решение потребовало преодолении нескольких порогов новизны: 1) новизны в постановке предмета исследования (в качестве такого феномена выступает высший психический процесс - интуиция, опыт диагностики которой отсутствует в мировой практике и теоретически чрезвычайно плохо обоснован, кроме того в качестве предмета рассматриваются качества интуитивно-одаренной личности, семантика интуитивного процесса), 2) новизны в теоретической и методологической основе (в качестве такой основы принимается новая наука - креатология и новое, в рамках креатологии направление: эволюционная диагностика талантливой личности исследователя), новизны в математическом аппарате моделирования и диагностики интуиции и качеств интуитивно-одаренной личности, новизны в привлечении нескольких научных направлений для решения столь серьезной и сложной проблемы как эволюционная диагностика и моделирование интуиции (здесь привлекались синергетические направления, рассматривались диссипативные структуры в моделировании, методы теории катастроф, марковские процессы и марковские поля, минимальные поверхности в римановом многообразии, теоретические основы психологии, психоанализа и глубинной психологии, механическая проблема общей теории относительности - гравитационный коллапс массивной холодной звезды (раздел астрофизики), неевклидовые пространства (топология), динамические модели науки и др.).
   На основании изучения зарубежных источников и отечественной литературы обнаружено, что автору первому в мире удалось теоретически исследовать интуицию математическими методами. Результаты фундаментальной научно-исследовательской работы по направлению "креатология" оформляются в нескольких монографиях.
   Монография "Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание, том I" разбита на две части (две монографии): часть 1 "Методологические основания креатологии. Наука и православная религия" и часть 2 "Исследование основного фактора потенциала творческой личности - интуиции. Мотивационный коллапс талантливой личности и Теофания". Настоящая монография представляет собой изложение части I и носит название "Методологические основания креатологии. Наука и православная религия".
   В монографии "Методологические основания креатологии. Наука и православная религия", креатология определена как новая философия, новое мировоззрение, новая парадигма, новое научное направление, исследующее вопросы взаимодействия творческой личности с различными формами общественного сознания, в том числе с религией. "Методологические основания креатологии" представлены как методологический кластер, выступающий как множество внутренне взаимосвязанных между собой методов научного познания, образующих некоторую целостную систему средств, наиболее адекватно приспособленную к когнитивному обслуживанию специфической реальности, цель которой исследование взаимодействия системы "талантливая личность - интеллектуальный потенциал общества".
   Приведена методология креатологии - в качестве учения о методах, средствах и процедурах научной деятельности в креатологии; как одна из форм мировоззрения науки, поскольку объект её анализа есть творческая деятельность, заключающаяся во взаимодействии талантливой личности и существующих парадигм общественного сознания и последующей их гармонизации, в ходе которой вырабатывается новое знание. Актуальность креатологии, как нового глобального научного направления, заключена в акценте научного анализа на исследовании "творца как меры всех вещей", как единой реальности, воздействующей на интеллектуальный потенциал общества.
   Рассмотрен предмет методологии креатологии, который включает исследование универсальных процедур, присущих всем видам познавательной деятельности, связанных с глобальными вопросами взаимодействия творческой личности с монадами высшего уровня. Показано, что по характеру получаемого знания методы креатологии относятся к методам теоретического познания.
   Сформулированы основные принципы креатологии. Так, например, креатология опирается на вторую парадигму диалектики, а именно на полиморфную, обособленно плюралистическую, которая в саморефлексии понимает свою историческую ограниченность и эпистемологическую направленность. Эта парадигма имеет свои позиции. С этих позиций не может быть окончательного синтеза диалектики в одной-единственной форме, будь то теория, логика или метод.
   Креатология исповедует принцип открытости. Этот принцип означает готовность впитать все инновации, все парадигмы, имеющие отношение к творческому потенциалу человека.
   Креатология использует принцип синтезного изучения различных парадигм, воздействующих на творческую личность, а также исповедует принцип гармонического взаимодействия человека с потоком парадигм в различных областях знания.
   Креатология предлагает принцип сочетания античной, византийской, раннехристианской, православной и исламской духовной мудрости с интеллектуальными достижениями Запада, и провозглашает принцип стирания граней между наукой и искусством, между наукой, культурой, образованием, а также тесного взаимодействия между наукой и православной религией. Креатология опирается на принцип творческого освоения и получения знаний, духовного постижения истины и другие принципы.
   Источник знаний в науке и религии один: Луч Божества, нетварная Божественная энергия, интуиция. Тончайшая граница между наукой и православной религией такова: Объем и Глубина знаний. Знания, даваемые религией, есть предел, к которому стремится наука, но этот предел недостижим. Объем знаний, даваемый Богом через религию бесконечен. Глубина знаний, даваемая Богом через религию потенциально и актуально бездонна. Знания, даваемые Богом, мистически и символически широки и глубоки. Будущих исследователей ждет Божественная мистика в науке. Это новое направление только начинает проявляться как слабый намек, как отблеск света в работах некоторых современных физиков России.
   Раздел: "наука и православная религия: Теофания, Богопознание и научное знание в ареале Креатологии" включает исследование, результат которого таков: существует мощное исхождение Бога из сущности Его вовне, ибо нетварные потоки Божественной энергии, Лучи Божества, пронизывают каждый элемент, каждую самую малую частицу тварного мира. Бог есть Свет, и исхождение из Него есть Свет. Теофания буквально означает "Богоявление", исхождение Божества. Лучи Божества, пронизывающие всё, есть Сам Бог, неизреченно присутствующий в каждом проявлении благодати, сказал Святитель Палама. Итак, весь созданный Богом тварный мир является образно "морем света", невидимого присутствующего везде. Этот свет от Отца светов исходит. Поэтому через "рассматривание творений" (Рим. 1,20) открывается "невидимое Божие, вечная сила Его и Божество" (Рим.1, 20).
   В книге делается такой вывод: получение научного знания для талантов и талантов высшего уровня (гениев) предполагает действие силы Единого, ВсемогущегоТворца и Законодателя. Мы стоим на пороге появления новой кардинальной парадигмы: научная мысль возвращается к положению: антропный принцип при сотворении мира, наличие конечной цели развития мира и действие Промысла Божьего, понимание мира как единого живого организма. В результате стираются противоречия между научными, философскими и религиозными знаниями и складывается заявленное креатологией единое целостное непротиворечивое мировоззрение.
   "Пролегомены к символической теории интуитивного познания", разработанные автором, представляют мощную философию символического познания, связанного с понятиями: творчество, гений. Автор исследовал различные точки зрения на природу символизма в историческом аспекте.
   Разрабатываемые в монографии пролегомены к символической теории интуитивного символического познания постулируют тот факт, что каждый человек является божественным избранником. Человек, творящий в искусстве, науке, культуре, должен обладать существенным пониманием того, что всё, что он достигает в своей области, все успехи - это не его достижения, это идущее от Бога премирное влияние Промысла Божиего, этот талант или гениальность - от Бога.
   Создаваемая автором символическая теория интуитивного познания в мировой практике прецедента не имеет, так как она исповедует энергетический излучательный аспект во взаимодействии символа с окружающим социальным полем.
   В разделе "Святоотеческое богословие Теофании при взаимодействии системы: творческая личность - интеллектуальный потенциал общества" приведены исследования тех творений святых Отцов, и те места Священного Писания, где о богословии Теофании приводятся разные свидетельства. Бог, Добро, Свет излучает разнообразные светы, теофании на ангельские чины и на людей. Эти теофании проходят в ум человека и просвещают его в меру вместимости его. Эти теофании есть мысль-свет, интуитивное прозрение, инсайт (в науке), катарсис (в искусстве - в творчестве художника - творца). Проблема мысли есть проблема не трансцендентального вопроса, но проблема конкретного содержания.
   Теофания - это Божественный свет, нисходящий на творческую личность (неважно, в науке или в искусстве происходит процесс творчества). Теофания делает человека "энергийной иконой", ибо исследователь создан по образу и подобию Божию. Теофания "проливает" на исследователя "световые волны", излучение света.
   Мощь силы мысли, мысленного излучения порождает новизну открытия в науке. Чем больше "мощь мысленного излучения", тем вероятней появление новой парадигмы в науке.
   Интеллектуальный потенциал общества по своей сути представляет массу знаний, представленную в форме парадигм (например, в науке).
   Проведен анализ проблемы теофании несколько с иной стороны. Бог творчески полагает природу и, следовательно, творит и её закономерность. Поэтому творчество Божие безгранично, неисчерпаемо, неистощимо, безмерно, нет внешнего предела Его всемогуществу, всё Бог устанавливает волею своею. Однако к тварному бытию Бог обращается не безмерностью, точнее не сверхмерностью Своею, но всему полагает меру, закономерность, облеченную силою принудительности. Давая свободу твари, Бог отказывается от своего всемогущества на деле и вступает в сотрудничество с тварью (в нашем случае с ученым - исследователем). Это соединение Божьего всемогущества с тварной свободой, которая не существует вне ограниченности, есть основа тварного бытия. Творение является поэтому и "промышлением" о твари (талантливом исследователе), Вседержитель есть и Промыслитель. Таким образом, Божественная энергия - мысль, появившаяся в процессе интуитивного прозрения (инсайта), не зависит от влияния сложившихся парадигм и её сила не зависит от степени знания всех господствующих научных взглядов, а напрямую является Теофанией.
   Раздел "Креатология, Теофания и гений Пифагора" дает возможность понять почему в современной науке весьма сильно проявляется всплеск интереса к личности Пифагора. В книге приведены многочисленные примеры гармонии, основанной на золотом сечении Пифагора. Приведенные примеры показывают, что Пифагор действительно гений и выше его по уровню влиянию на мировую цивилизацию нет. С 6 века до н. э. по настоящее время его влияние все возрастает. Творец дал Пифагору эту силу мысли, мощь мысли, Теофанию и сила этой мысли до сих пор влияет мощно и неудержимо на тех, кто ищет научное или философское основание бытия. Промысел Божий дал Пифагору такую возможность. От структуры ДНК до Метагалактики, от сердечного ритма человека до роста всего живого простирается мысль Пифагора, его прозрение. Многие имена уходят в забвение, но имя Пифагор возгорается все ярче и ярче. Теофания, Луч Божества, когда - то данный Пифагору, светит всем людям всех поколений 26 веков.
  
  

Дмитрий Савченко.

19 января 2008.

DN756@yandex.ru

  

Автор просит помочь в публикации этой монографии тех, кто имеет такую возможность.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"