Савченко Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Интуиция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Интуиция

  
   Интуиция. Как странно звучит это слово...Это внезапная, лихорадочная радость открытия и ты понимаешь, что экстаз, который тебе дарован Богом, это всё высшее, что ты получаешь в жизни.
   Если рассматривать процесс истории появления научных идей, научного мировоззрения как взрыв научного творчества, то, очевидно, что научная мысль гениев и талантов, таких как Коперник, Ньютон, Линней, Дарвин, Пастер, П.Кюри, Эйнштейн, Планк, Бор и др., меняла мировоззрение человечества, изменяла развитие экономики, техники, технологии, культуры, философии и др. форм знаний и форм общественного сознания. Их сознательная мысль влияла на суть жизни, вызванные этим путем правильные знания (прикладные знания) создали в жизни человечества переворот, новые неожиданные источники научного знания. Весь процесс новых революций в научных областях, вызванный ими, опирался на мощный фактор личности создателей этих новых направлений - интеллектуальную интуицию (в психологической науке - интуиция есть высший психический процесс). В нашей терминологии интуиция есть уровень интенсивности потенциала личности, точнее - процесс проявления уровня интенсивности потенциала личности (термин "уровень интенсивности потенциала личности" будет пояснен далее). Этот процесс характеризует поведение уровня интенсивности потенциала личности во времени под влиянием воздействий на психику человека всевозможных факторов. Интуиция - мощный фактор личности создателей новых направлений в науке, культуре, образовании, др. сферах деятельности
   Единственным источником идей в науке и образовании является интеллектуальная интуиция их создателей. Интуитивный поток является источником флуктуаций в научном знании, источником новизны, источником переворотов (смен парадигм). Отсюда важность этого психологического феномена, отсюда проблема измерения и управления интуицией в научном творчестве. Рассматривая введенный ранее тезис, что интуиция есть процесс изменения уровня интенсивности потенциала личности, мы опираемся на известные в науке исследования и мнения различных ученых по рассматриваемому вопросу. Так Факуару приходит к выводу, что "интуиция есть существенный элемент творческого потенциала, определяющий способность человека успешно заниматься исследовательской деятельностью".
   В связи с исследованием процесса изменения уровня интенсивности потенциала личности (интуиции), в связи с очевидным воздействием или влиянием бессознательного психического на личность рассмотрим очевидную аксиому: "множество личностей обладает разной степенью интуиции. Чем более способен человек к интуитивному постижению истины, тем более одаренным и талантливым он является".
   Отчего зависит выраженность разной степени интуиции у личности?
   Чтобы ответить на такой вопрос, рассмотрим следующий аспект. Карл Юнг и В.В Налимов считают, что унаследованное бессознательное содержит на нижних (глубинных) слоях коллективный опыт человечества. По В. Штерну личность имеет глубинное строение: её поверхностные слои обращены к миру, глубинные слои конструируют специфическое своеобразие личности. В.Штерн разработал "персоналистику" как особую науку об индивидууме, включающую не только психологию, но и биологию, медицину и другие отрасли знания о человеке. Личность по Штерну, есть категория, определяющаяся как целостность и одновременно незаконченность, многозначность, единство сознания и бессознательного - ей свойственна диалектичность. Личность содержит в себе возможности, тенденции, диспозиции или предрасположения действовать определенным образом, характерным для индивидуума. Каждая диспозиция есть излучение "Я", которое является центром диспозиций - единой энтелехией, которая находится в индивиде. Глубинное содержание личности - "Я" - проявляется во всех диспозициях и во всех феноменах и актах, которые являются проявлениями диспозиции, и во всех содержаниях сознания - чувствах, волевых переживаниях, доступных непосредственному опыту. Научное изучение глубинных слоев возможно только через "толкование". Необходимо отказаться судить о личности по одному симптому - почерку, тестам, бессознательным ошибочным действиям и т.д., нужна полисимтоматика личности. Итак, мы видим, что и у Штерна глубинное содержание бессознательного определяет поведение и творческий потенциал человека.
   Анри Бергсон считает, что прошлое сохраняется само собой, автоматически, то, что люди чувствуют, думают, желают, начиная с первых лет, всё это "давит на порог сознания". Мозговой механизм имеет задачей удерживать всё это в области бессознательного. Согласно Бергсону прошлое заставляет человека действовать в определённом направлении, хотя ничтожная часть информации переходит в сознание. Прошлое - наша направленность (по Бергсону). Центральное понятие философской системы Анри Бергсона - "чистая", т.е. нематериальная "длительность" - первооснова всего сущего. Материя, время, движение - лишь различные формы проявления "длительности" в человеческом представлении и в рассудочных схемах науки. Познание длительности доступно лишь интуиции, понимаемой им как непонятийное, непосредственное "узрение, постижение", где акт познания совпадает с актом, порождающим действительность. Учение Бергсона о творческой эволюции также опирается на выдвинутое им понятие "длительность", "длительность" означает изобретение, творчество форм, непрерывное изготовление абсолютно нового. И в этом учении мы видим влияние глубинного бессознательного на творчество личности через интуицию.
   Эдмунд Гуссерль - мыслитель, целью которого было построение науки о науке, "наукоучения", разработал феноменологию - научную теорию научного знания. Основная проблема и тема - вопрос о структуре процесса "переживания" истин и общезначимых идей, взятого в виде целостности, в виде непрерывного потока. Главный метод изучения структуры переживаний особого типа - интеллектуальная интуиция, "усмотрение" сущности истины, идеи. Элементами потока переживаний являются по Гуссерлю "феномены" (отсюда учение о структуре потока переживаний есть феноменология). В каждом феномене как элементе потока сознания он видит также своеобразную целостность, наделенную самостоятельной и сложной структурой. Рассмотреть феномен как целостность можно, по Гуссерлю, только в том случае, если его "схватить" в интуитивном акте. Основной метод "обнаружения" сущности и структуры сознания есть метод "непосредственного вхождения" в поток сознания, интуитивного, непосредственного, но одновременного чисто умозрительного "усмотрения сущности". Феноменологический метод характеризуется здесь как момент непосредственного слияния с потоком сознания. Учение Гуссерля даёт нам возможность исследовать единство интуиции с личностными аспектами.
   Н.О. Лосский в своей системе осмысления мира "интегральный интуитивизм" считает, что сущность действительности составляют сверхвременные идеальные личности, "субстанциональные деятели", связанные между собой, а также со сверхмировым началом. Предметы познаются посредством интеллектуальной интуиции.
   Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг в психику человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента его рождения. Коллективное бессознательное состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследованием. Самый глубокий уровень складывается из следов "дочеловеческого прошлого", т.е. из опыта "животных предков человека". Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов (доминант, первородных образов, идей). Архетипы обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Кроме коллективного бессознательного существует, по Юнгу, личное бессознательное, но оно не отделимо от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытыми или вытесненными из сознания. Структурные единицы личного бессознательного представляют собой констелляции чувств, мыслей и воспоминаний, определенным образом организованных. Юнг называет эту констелляцию "комплексом (например, стремление человека обладать большой властью у Юнга называется "комплекс власти". Очень любопытна точка зрения Николая Бердяева:
  
   ...Личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием. Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается от отца и матери, она...является из другого мира; она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух миров, что в нём происходит борьба духа и природы...Универсальное находится в индивидуальном, т.е. в личности, не как производное от человеческого опыта, а как изначальное качество. Универсальное находится не в идеальной сверхличной сфере, а в личности, принадлежащей к экзистенциальному плану....
  
   Рассматривая точки зрения выдающихся мыслителей на роль бессознательного психического, интуиции по отношению к творчеству личности, мы выделим то общее, что необходимо для дальнейшего изложения.
   1. Унаследованное бессознательное структурировано (В. Налимов, К. Юнг, А. Налчаджян, В. Штерн).
   2. Бессознательное психическое содержит на нижних (глубинных) уровнях коллективный опыт человечества (В. Налимов, К. Юнг, А. Бергсон, Н. Бердяев, А. Налчаджян).
   3. Этот коллективный опыт определяет творческий потенциал личности (в значительной мере) и оказывает влияние на уровень проявления творческой силы личности (К. Юнг, А. Бергсон, Н. Бердяев, А. Налчаджян).
   4. Познание новых когнитивных структур знания в процессе творчества возможно только через интеллектуальную интуицию, рассматриваемую нами (в нашей терминологии) как процесс изменения уровня интенсивности потенциала личности (А. Бергсон, Э. Гуссерль, Н. Лосский, К. Юнг, Н. Бердяев, Ж. Адамар).
   В связи с наличием мощной, подкрепленной философским осмыслением и исторической практикой трактовки личности как Универсума, исповедуемой Н. Бердяевым и др. мыслителями, провозглашенной также креатологией, мы выдвигаем гипотезу (естественно подлежащую тщательной проверке) о единстве механизма вдохновения, интуитивного постижения истины в науке и искусстве. Наша гипотеза основана на анализе ряда направлений: теории семантической Вселенной (В.Налимов), психоанализа (С. Леклер, Г. Аммон, Ф. Дольто, Ф. Рустан, Ж. Лакан), гипноза как метода исследования бессознательного (В.Райков, Л.Шерток, Орн, Барбер, Хилгард, Рожнов, Бурно), герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х. Гадамер), артоники (А. Афлитунов, Д. Савченко), социодинамики культуры (А. Моль, Ч. Осгуд, Жан Дювиньо), науковедения (Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, Дж. Холтон, Л. Лаудан).
   Исследование интуиции и катарсиса как процесса показывает, что изменение уровня интенсивности потенциала личности (в данном случае интуиции) происходит скрытно, в слоях бессознательного психического и заканчивается разрядкой в виде эмоционального подъема; почти то же самое можно утверждать в отношении катарсиса, который в известном смысле есть бессознательный и подсознательно протекающий процесс, заканчивающийся разрядкой на фоне эмоциональной разгрузки личности. У обоих процессов много общего:
   1. Подсознательное и бессознательное протекание когнитивных процессов (инкубация).
   2. Новизна, оригинальность продукции творческой личности, художественного произведения.
   3. Эмоциональная разрядка после получения результатов.
   Наша гипотеза опирается не только на указанные выше направления, но и на накопленный психологами и другими представителями непсихологических видов наук опыт, позволяющий сделать предварительный вывод о том, что искусственное разграничение между наукой и искусством в процессе творчества является препятствием для дальнейших исследований потенциала творческой личности.
   Психологическая реконструкция мышления Эйнштейна показывает, что сдвиг форм, в которых протекает процесс познания, "тесно связан с личностью и жизненным опытом ученого". Люди, способные к высшим проявлениям творчества в науке и искусстве "обладают особой чувствительностью к форме и, следовательно, у них есть нечто общее в терминах способности мозга к организации воспринимаемых ими впечатлений. Это общее - счастливое сочетание двух познавательных стилей. Один из них - логический, аналитический, эксплицитный; другой - синтетический и скрытный". Их одаренность проявляется в особой способности к выделению сигналов на фоне шумов. Эта способность может затрагивать разные сферы деятельности (как мы рассмотрели: науку и искусство). В любом случае творческий процесс есть чередование двух этапов. На одном создается нечто новое, на другом производится оценка созданного, согласно ряду критериев, порою явно личностью не сформулированных. Поэтому науку нельзя явно свести к логике и рациональности. Способность распознавать образы и формы, комбинировать их и создавать новые до сих пор недооценивалась. Между тем эти "эстетические формы" определяют отбор и комбинирование данных, направляют деятельность, служат посредниками при коммуникации и в конечном счете придают смысл личному опыту.
   Эстетическое чувство, или чувство математической красоты, играет важную роль не только в творчестве выдающихся математиков, но и в процессе обучения математике студентов средних способностей. Пейперт сожалеет о том, что в системе образования недостаточно подчеркивается значение "математической красоты" и эстетического чувства в ходе решения математических задач. В частности эстетическое наслаждение человек испытывает от восприятия "конденсации идей", и это приводит Пейперта к выводу, что "в математике значительно больше общего с остротами и сновидениями, чем обычно признают". По его мнению, в математике "функциональное достигается с помощью эстетического".
   Подводя итоги можно сделать предварительный вывод, что катарсис и интуиция являются одним и тем же процессом, разница в котором лежит в сфере деятельности (наука или искусство). Наука интеллектуализирует искусство, а искусство эстетизирует науку (через взаимные влияния в сфере массовых коммуникаций). Интуиция и катарсис являются проводниками появления новизны или оригинальности создаваемых человеческим духом произведений или продукции. Катарсис и интуиция (в нашей терминологии) есть проявление процесса поведения уровня интенсивности потенциала творческой личности.
   И, наконец, дополним наше исследование вопросами влияния анатомо-физиологической базы, которая делает возможной инкубацию (период скрытого протекания творческого процесса). Мы рассмотрим две ключевые точки зрения на этот вопрос (все остальные точки зрения лежат между этими двумя). По мнению Дж. Гоуэна, психолога из Калифорнии, основной инструмент творческого мышления - образы правого полушария . Взаимодействие образных представлений в правом полушарии происходит непрерывно, но обычно эта деятельность замаскирована преобладающей активностью левого полушария, в работе которого основную роль играют речь и логика. Нужно сознательно стремиться "притормаживать" левое полушарие - это откроет человеку доступ к образам правого полушария. Именно эти образы играют ключевую роль во многих видах творчества, в частности в техническом творчестве:
   Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зрительной картиной - буквально видением - в умах тех, кто построил их...Творческие замыслы создателей новой техники рождаются в несловесной форме и с трудом облекаются в слова. Их язык - язык объектов, картин или зрительных образов перед умственным взором.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"