Один из самых известных американских романистов, автор рассказов и эссеист, мнимая простота стиля которого оказала влияние на широкий круг писателей. Хемингуэй получил нобелевскую премию по литературе в 1954 году, но не мог присутствовать на церемонии в Стокгольме, так как оправлялся от травм, полученных из-за крушения самолета в Уганде, во куда он отправился поохотиться.
Эрнест Хемингуэй родился в городе Оук Парк, что в штате Иллинойс. Его мать, Грэйс Холл, была оперной певицей до того как вышла замуж за Клэренса Эдмундса Хемингуэя, который с детства привил сыну любовь к природе.
Хемингуэй ходил в школу в Оук Парке, в старших классах он опубликовал несколько ранних рассказов и стихов в школьной газете. По окончании школы в 1917 году он шесть месяцев работает репортером в газете "Канзас Сити Стар", добровольно идет работать в итальянский полевой госпиталь, в 1918 году он был тяжело ранен в ногу, дважды получал награды от правительства Италии. Его роман с медсестрой-американкой, Агнес вон Куровски, лег в основу книги "Прощай оружие" (1929). Трагическая история любви первый раз была экранизирована в 1932 году, главные роли исполнили Гэри Купер, Хелен Хэйз и Адольф Менжу. Фильм, снятый в 1957 году (режиссер - Чарльз Видер, сценарий - Бен Хехт, в главных ролях - Рок Хадсон и Дженифер Джонс)
После войны Хемингуэй некоторое время работал журналистом в Чикаго. В 1921 году он переезжает в Париж, и пишет статьи для "Торонто Стар".
"Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был
потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж - это
праздник, который всегда с тобой." ("Праздник, который всегда с тобой", 1964) В Европе Хемингуэй общался с такими писателями как Гертруда Стайн и Ф.Скотт Фицжеральд, который редактировал некоторые из его текстов и выступал в качестве его представителя. Позже Хемингуэй изобразит Фицжеральда в книге "Праздник, который всегда с тобой" (1964) но отнюдь не в дружеском ключе. Однако известно, что Фицжеральд сожалел о том, что потерял расположение Хемингуэя.
Хемингуэй начал пить еще когда работал репортером. Долгое время принятие больших доз спиртного не влияло на качество его произведений. В конце 40-х годов однако он стал слышать голоса, страдал от избыточного веса и высокого давления. Его невежество относительно вреда алкоголя привело к тому что он стал учить пить своего двенадцатилетнего сына Патрика, а потом и его братьев. Позже у Патрика были проблемы с алкоголем. Грэгори, который стал трансвеститом, употреблял наркотики и умер в возрасте 69 лет в женской тюрьме во Флориде.
После нескольких недель запоя в Испании Хемингуэй показался врачу, который заметил, что у писателя есть признаки начала цирроза печени.
ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899-1961) , американский писатель. В романах "Фиеста" (1926), "Прощай, оружие!" (1929) - умонастроения "потерянного поколения". В романе "По ком звонит колокол" (1940) гражданская война в Испании 1936-39 предстает национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия. Повесть-притча "Старик и море" (1952) посвящена заветной авторской идее - "трагическому стоицизму": перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство. Обогатил жанр новеллы (сборник "В наше время", 1925). Прозу отличают внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст, скрытонапряженный диалог. Нобелевская премия (1954).
СТАЙН (Stein) Гертруда (1874-1946) , американская писательница, теоретик литературы. Модернист. Формально-экспериментальная проза ("Становление американцев", 1906-08, издана 1925) в русле литературы "потока сознания". Биографическая книга "Автобиография Алисы Б. Токлас" (1933).
ГАРДНЕР (Gardner) Ава (1922-90) , американская киноактриса. В кино с 1942. Создала галерею персонажей, отличающихся агрессивной чувственностью и твердостью характера. Снималась в фильмах: "Убийцы" (1946), "Снега Килиманджаро" (1952), "Ночь игуаны" (1964) и др.; в кон. 1960-70-х гг. играла роли стареющих красавиц (фильмы: "Майерлинг", "Жизнь и времена судьи Мак-Бина" и др.).
Selected bibliography:
THREE STORIES AND THREE POEMS, 1923
IN OUR TIME, 1924
THE SUN ALSO RISES, 1926 (GB title: Fiesta) film 1957, dir. by Henry King
MEN WITHOUT WOMEN, 1927
A FAREWELL TO ARMS, 1929 - film 1932, dir. by Frank Borgaze; film 1957, dir. by Charles Vidor
DEATH IN THE AFTERNOON, 1932
WINNER TAKE NOTHING, 1933
THE GREEN HILLS OF AFRICA, 1935
TO HAVE AND HAVE NOT, 1937 - film 1944, dir. by Howard Hawks, co-script William Faulkner
THE SPANISH WAR, 1938
THE SHORT STORIES OF ERNEST HEMINGWAY, 1938
FIFTH COLUMN, 1938
THE SPANISH EARTH, 1938 (film commentary)
FOR WHOM THE BELL TOLLS, 1940 - suom. Kenelle kellot soivat - film 1943, dir. by Sam Wood
THE PORTABLE HMINGWAY, 1942
THE ESSENTIAL HEMINGWAY, 1947
ACROSS THE RIVER AND INTO THE TREES, 1950
THE OLD MAN AND THE SEA, 1952 (Pulitzer Prize in 1953) - Vanhus ja meri - film 1958, dir. by John Sturges - Pulitzer Prize 1953
THE HEMINGWAY READER, 1953
COMPLETE STORIES, 1954
TWO CHRISTMAS TALES, 1958
THE WILD YEARS, 1962
THREE NOVELS, 1962
THE SHORT HAPPY LIFE OF FRANCIS MACOMBER, 1963
A MOVEABLE FEAST, 1964
BY-LINE, 1967
THE FIFTH COLUMN AND FOUR STORIES OF THE SPANISH CIVIL WAR, 1969
HEMINGWAY'S AFRICAN STORIES, 1969
ERNEST HEMINGWAY, CUBA REPORTER: KANSAS CITY STAR STORIES, 1970
ISLANDS IN THE STREAM, 1970 - film 1976, dir. by Franklin J. Schaffner
ERNEST HEMINGWAY'S APPRENTICESHIP: OAK PARK, 1916-1917, 1971
THE NICK ADAMS STORIES, 1972
THE ENDURING HEMINGWAY, 1974
88 POEMS, 1979
SELECTED LETTERS, 1917-1961, 1981
THE DANGEROUS SUMMER, 1983 - suom. Vaarallinen kesä
ERNEST HEMINGWAY ON WRITING, 1984
DATELINE: TORONTO, 1985
THE GARDEN OF EDEN, 1986
THE COMPLETE SHORT STORIES OF ERNEST HEMINGWAY, 1987
THE ONLY THING THAT COUNTS: The Ernest Hemingway-Maxwell Perkins Correspondence, 1996 (edited by Matthew J. Bruccoli)
TRUE AT FIRST LIGHT, 1999 (edited with an introduction by Patrick Hemingway)