Энтони Бёрджесс (1917-1993) - известен также как Джозеф Келл, настоящее имя - Джон Энтони Бёрджесс Уилсон.
Английский романист, композитор и критик, романы которого создают сатирический образ мира, примечательны словотворчеством. Бёрджесс был также автором нескольких биографий. Однако первой любовью его была музыка: он сочинил несколько музыкальных произведений, прежде чем выпустил в свет первые книги. Самым известным романом Бёрджесса является "Заводной апельсин" (1962).
"'What's going to be then, eh?'
There was me, that is Alex, and my three droogs, that is Pete, Georgie, and Dim, dim being really dim, and we sat in the Korova Milkbar making up rassoodocks what to do with the evening, a flip dark chill winter bastard through dry." (так начинается "Заводной апельсин")
Джон Энтони Бёрджесс Уилсон родился в Манчестере в католической семье. Его отец был кассиром и играл на фортепиано в местном пабе. Так как мать мальчика умерла от пандемии гриппа в 1919 году, его воспитанием занималась сначала тетка, а затем приемная мать. Бёрджесс учился в колледже Ксавериан и в университете Манчестера, где, по окончании его в 1940, он стал читать курс лекций по истории английского языка и литературы. Во время Второй Мировой войны служил в сухопутных войсках. В 1942 году женился на Луелле Ишервуд Джонс (в 1968 году она умерла от цирроза печени).
С 1946 по 1950 Бёрджесс преподает в университете Бирмингема, работает в министерстве образования и в школе Бэнбари. До 1959 года он пишет сравнительно мало, так как изучает теорию музыки. Его первый роман "Видение битвы" (A VISION OF BATTLEMENT) был завершен в 1949 году, а напечатан только в 1965. Он во многом был вдохновлен "Энеидой" и текстами Джойса. В 1954 году Бёрджесс был инспектором по делам образования в Малайи и Брунее, и вскоре написал так называемую малайскую трилогию, которая состояла из романов: "Время тигра" (1956-TIME FOR A TIGER), "Враг в одеяле" (1958-THE ENEMY IN THE BLANKET) и "Ложе востока" (1959-BEDS IN THE EAST). В этих произведениях показана прогрессирующая деградация гос. чиновников наряду с зарождением малайзийской независимости.
После того как однажды Бёрджесс упал в обморок на одном из уроков, он возвращается в Англию, врачи обнаруживают у него опухоль мозга, и говорят, что жить ему осталось не больше года. Понимая, что оставит свою жену без средств к существованию, Бёрджесс активно начинает заниматься литературой. Под угрозой смерти он лихорадочно создает один роман за другим, пишет обзоры, а также продолжает образование. Диагноз докторов оказывается ошибочным, так как Бёрджесс проживет еще 33 года, написав около пятидесяти книг и сотни статей. Его первая жена Линн предложила ему выступить под псевдонимом Энтони Пауэл, или Энтони Джилверн. Фамилия Бёрджесс была девичьей фамилией матери писателя. Он также использовал псевдоним Джозеф Келл, и даже однажды написал рецензию для газеты "Йоркшир Пост" на роман г-на Келла, который назывался "Внутри мистера Эндерби" (1963). Дело в том, что редактор прислал ему книгу для рецензирования, и Бёрджесс решил, что это шутка, тогда как редактор и не подозревал, что просит написать рецензию самого автора. Бёрджесс также оправлял письма в Дэйли Мэйл под подписью Мухамеда Али.
С 1959 года Бёрджесс целиком посвятил себя писательству, и с тех пор жил на Мальте, в Италии, Америке и Монако. Между 1960-м и 1964-м годами он написал 11 романов. Роман THE WANTING SEED (1962) живописал перенаселенную Англию будущего под гнетом тоталитарной системы. В 1962 году вышла в свет его самая известная книга "Заводной апельсин", которая утвердила за ним репутацию мастера сатиры, в 70-е годы книга была экранизирована Стэнли Кубриком. Роман был создан в связи с ростом числа подростковых банд и распространением бихевиористской теории Скиннера*, и попытками применить ее в работе приютов, психиатрических больниц и тюрем. В 1961 году в Ленинграде Бёрджесс имел опыт общения со стилягами - молодыми хулиганами.
В "Заводном апельсине" действие происходит в Лондоне будущего, сама история рассказана на наречии "надцать", своеобразном гибриде английского, американского и русского сленга.
Алекс, главный персонаж, - несовершеннолетний преступник - грабит и убивает людей. Его ловят и промывают ему мозги, пытаясь отбить у него охоту быть бандитом. Как побочный эффект у Алекса возникает ненависть к музыке Бетховена. Центральный философский вопрос романа - может ли быть человек со "злой" волей лучше "хорошего" гражданина, у которого воли нет?
В фильме роль Алекса исполнял Малколм Макдауэлл, вскоре она приобрела статус культовой. Позже Кубрик снял этот фильм с проката, руководствуясь тем, что в обществе поднялась волна возмущения, а молодежь старалась подражать Алексу и его друзьям (droogs - Бёрджесс использует русское слово "друг"). "Заводной апельсин" получил несколько номинаций Академии - лучший фильм, режиссер и сценарий, но критики были разгневаны. Лондонское издание книги включало, однако, главу, в которой говорилось о будущем Алекса, что он становится законопослушным гражданином, в отличие от американского издания, где Алекс возвращается к злому, естественному для него образу жизни.
К вопросам, поднятым в романе "Заводной апельсин", Бёрджесс обращается вновь в ироническом ключе в романе "Эндерби"(1968), который рассказывает о приключениях бунтаря-поэта в Англии и на континенте. В романе-сиквеле "Завещание заводному миру или последние годы Эндерби" (1975), герой (альтер-эго самого Бёрджесса) живет в Нью-Йорке. В этой книге автор резко критикует американские средства массовой информации, говорит об упадке языка.
В 1968 году Бёрджесс женится на итальянской княжне, они проводят много времени на континенте, хотя ему удается время от времени появляться в ток-шоу на телевидении и писать статьи в британские газеты. Когда Бёрджесс выступал в ночном выпуске новостей ББС по случаю кончины Грэма Грина, он не мог сдержаться и не говорить о себе любимом.
В 1970-1971 годах Бёрджесс преподавал в Принстонском университете, был почетным профессором колледжа Сити в Нью-Йорке (1972), работал в нью-йоркском университете г. Буффало (1976). В 1972 году он был назначен заведующим литературной частью театра Гатри в Миннеаполисе. В 1975 и до смерти жены спустя восемь лет Бёрджесс жил на Мальте.
В 70-е и 80-е годы он опубликовал около 30 книг, в том числе "Силы земли" (1980), который многие критики признают самым лучшим романом Бёрджесса. В нем повествование ведется от лица восьмидесятилетнего преуспевающего гомосексуального писателя, Кеннета Туми; считается, что прототипом для него был Сомерсет Моэм. В книге также содержится немало шутливых замечаний о многих значительных в мире литературы людях. Место действия другого романа под названием "Царство слабых" (1985) переносится в раннехристианскую эпоху.
Бёрджесс писал сценарии к фильмам, а также исследования по истории литературы, особенно занимали иго Шекспир и Джойс. Его музыкальные сочинения включают симфонии, балет и оперу. Автобиографии Бёрджесса, "Маленький Уилсон и большой Бог" (1987), "У тебя было время" (1990) приоткрывают читателю образ автора, как человека, подверженного сомнениям, что так не соглавсуется с его публичным имиджем. Третья симфония Бёрджесса исполнялась в университете Йова в 1975 году, а музыкальная композиция "Улисс, Блумс и Дублин" транслировалась по радио в день годовщины смерти Джеймса Джойса.
______
БЁРДЖЕСС (Burgess) Антони (1917-93) , английский писатель. Сатирический роман "Право на ответ" (1960); "черные утопии" "Новости конца света" (1982) и "1985" (1978). Тема антигероя - в романах "Заводной апельсин" (1962) и "Завещание заводному миру" (1974), а также в пародийных "контрбиографиях" У. Шекспира (1964) и Дж. Китса (1977). Автор музыкальных произведений.
КУБРИК (Kubrick) Стэнли (р . 1928), американский кинорежиссер. Фильмы: "Тропы славы" (1957), "2001 год: Космическая одиссея" (1968), "Заводной апельсин" (1971), "Барри Линдон" (1975), "Сияние" (1980) и др.
СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик (р . 1904), американский психолог, один из крупных представителей современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию "оперантного", подкрепляемого научения, предложил ряд методик экспериментального исследования поведения животных. Выступал с утопическими проектами переустройства общества.
МАКДАУЭЛЛ (MacDowell) Малколм (р . 1943), английский актер. Работал в театре и на телевидении. В кино с 1968. Активно участвовал в молодежном движении конца 1960-х гг. Игра Макдауэлла отличается повышенной экспрессивностью и углубленным психологизмом. Сыграл главные роли в фильмах Л. Андерсона "Если..." (1968) и "О, счастливчик!" (1973); С. Кубрика "Заводной апельсин" (1971) и др. С нач. 1980-х гг. живет и работает в США. Исполнил главную роль в фильме К. Г. Шахназарова "Цареубийца" (1990).
ГРИН (Greene) Грэм (1904-91) , английский писатель. Реалистические романы отмечены психологизмом ("Суть дела", 1948), политической актуальностью ("Тихий американец", 1955; "Наш человек в Гаване", 1958; "Комедианты", 1966; "Почетный консул", 1973), сложной этической проблематикой ("Власть и слава", 1940). Многие произведения близки жанру детективного романа. Роман-памфлет "Доктор Фишер из Женевы, или Банкет с бомбой" (1980). Публицистика (книга "Мое знакомство с генералом", 1984).
ПРИНСТОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ , США, Принстон (шт. Нью-Джерси), основан в 1746. Крупный учебный и научно-исследовательский центр в области технической и физико-математической аэронавтики и космических исследований. В нач. 90-х гг. св. 6 тыс. студентов.
БУФФАЛО (Buffalo) , город на северо-востоке США, шт. Нью-Йорк, порт на оз. Эри. 328 тыс. жителей (1990, с пригородами 1,2 млн. жителей). Крупный промышленный центр и транспортный узел. Международный аэропорт. Черная металлургия, металлообработка, машиностроение, химическая промышленность. 14 вузов, в т. ч. университет. Центр ядерных исследований. Художественная галерея.
МОЭМ (Maugham) Уильям Сомерсет (1874-1965) , английский писатель. Романы "Бремя страстей человеческих" (1915), "Театр" (1937), пьесы дают реалистическую панораму жизни английского общества 1-й пол. 20 в. Роман "Луна и грош" (1919) о судьбе художника. Мастер новеллы. В книгах "Подводя итоги" (1938), "Точка зрения" (1959) и др. размышления о собственном житейском и литературном опыте, проницательные самооценки и наблюдения над творческим процессом.
Selected works:
THE MALAYAN TRILOGY: TIME FOR A TIGER, 1956 (published under the name Anthony Burgess); THE ENEMY IN THE BLANKET, 1958; BEDS IN THE EAST, 1959
ENGLISH LITERATURE, 1958 (as John Burgess Wilson)
THE DOCTOR IS SICK, 1960 - PIPOPÄÄ POTILAS
THE RIGHT TO AN ANSWER, 1960
ONE HAND CLAPPIN, 1961 (as Joseph Kell)
DEVIL OF A STATE, 1961
THE WORM AND THE RING, 1961
THE NEW ARISTOCRATS, 1962 (translation, with L. Burgess)
OLIVE TREES OF JUSTICE, 1962 (translation)
THE WANTING SEED, 1962
A CLOCKWORK ORANGE, 1962 - film in 1971, directed by Stanley Kubrick - KELLOPELIAPPELSIINI
HONEY FOR THE BEARS, 1963
INSIDE MR. ENDERBY, 1963 (as Joseph Kell)
THE NOVEL TODAY, 1963
THE EVE OF SAINT VENUS, 1964
LANGUAGE MADE PLAIN, 1964
NOTHING LIKE THE SUN, 1964
THE MAN WHO ROBBED POOR BOXES, 1965 (translation)
TREMOR OF INTENT, 1965 - PELI KAHDELLE PELAAJALLE
HERE COMES EVERYBODY, 1965
A VISION OF BATTLEMENTS, 1965
JAMES JOYCE: A SHORTER FINNEGANS WAKE, 1966 (ed.)
THE COANCHING-DAYS OF ENGLAND (1750-1859), 1966 (ed.)
THE AGE OF GRAND TOUR (1720-1820), 1966 (ed.)
TREMOR OF INTENT, 1966
DANIEL DEFOE: THE JOURNAL OF THE PLAGUE YEAR, 1966 (ed. with C. Bristow)
THE NOVEL NOW, 1967
ENDERBY OUTSIDE, 1968
URGENT COPY, 1968
MALAYSIAN STORIES, BY W. SOMERSET MAUGHAM, 1969 (ed.)
SHAKESPEARE, 1970
MF, 1971
EDWARD ROSTAND: CYRANO DE BERGERAC, 1971 (translation)
SOPHOCLES: OEDIPUS THE KING, 1972 (translation)
JOYSPRICK, 1973
OBSCENITY AND THE ARTS, 1973 (lecture)
NAPOLEON SYMPHONY, 1974
THE CLOCKWORK TESTAMENT, 1974
MOSES - THE LAWGIVER, 1975 (televisio play, with others)
A LONG TRIP TO TEATIME, 1976
NEW YORK, 1976 (with editors of Time-Life books)
BEARD'S ROMAN WOMAN, 1976
MOSES: A NARRATIVE, 1976
ABBA ABBA, 1977
WILL AND TESTAMENT, 1977
A CHRISTMAS RECIPE, 1977
JESUS OF NAZARETH, 1977 (film script with others)
ERNEST HEMINGWAY AND HIS WORLD, 1978
MAN OF NAZARETH, 1979
THE LAND WHERE THE ICE-CREAM GROWS, 1979
EARTHLY POWERS, 1980
QUEST FOR FIRE, 1981 (screenplay)
A KIND OF FAILURE, 1981 (television documentary)
THIS MAN AND MUSIC, 1982
THE CAVALIER OF THE ROSE, 1982 (story adaptation, libretto by Hofmannstahl, music by Richard Strauss)
THE END OF THE WORLD NEWS, 1982
ON GOING TO BED, 1982
ENDERBY'S DARK LADY, 1984
THE KINGDOM OF THE WICKED, 1985
A.D., 1985 (television play)
THE CHILDHOOD OF CHRIST, 1985 (television play)
OBERON ALD AND NEW, 1985 (play, original libretto by James Robinson Planché, music by Carl Maria von Weber)
FLAME INTO BEING: THE LIFE AND WORK OF D.H. LAWRENCE, 1985
CYRANO DE BERGERAC, 1985 (not the same as 1971 version)
LITTLE WILSON AND BIG GOD, 1986
THE PIANOPLAYERS, 1986
CARMEN, 1986 (adaptation of the libretto by Henri Heilhac and Ludovic Halévy)
BLOOMS IN DUBLIN, 1986 (radio play 1982, music by Burgess)
LUDOVIC HALÉVY AND HENRI MEILHAC: CARMEN, 1986 (translation)
HOMAGE TO QWERT YUIOP, 1986
LITTLE WILSON AND BIG GOD, 1987
THEY WROTE IN ENGLISH, 1988
A CLOCKWORK ORANGE, 1987 (play, adaptation of his own novel, music by Burgess)
ANY OLD IRON, 1989
THE DEVIL'S MODE, 1989
YOU'VE HAD YOUR TIME, 1990
A CLOCKWORK ORANGE 2004, 1990 (play)
MOZART AND THE WOLF GANG, 1991
A MEETING IN VALLADOLID, 1991 (radio play)
THE LONG DAY WANES: A MALAYAN TRILOGY, 1992
A MOUTHFUL OF AIR, 1992
A DEAD MAN IN DEPTFORD, 1993 (biography of Christopher Marlowe)