В большом зале четырехкомнатной квартиры за массивным дубовым столом с толстыми ножками сидели шестеро парней и играли в "дурака". Квартиру снимала госкорпорация "Казойлгаз", в которой молодые люди работали. Все они съехались из разных уголков Казахстана в поисках лучшей жизни в новую столицу - Астана.
Бывший провинциальный городок, Целиноград, встречал чиновников отсутствующей инфраструктурой, нехваткой жилых и офисных помещений, неустроенным и скромным бытом, морозными зимами, могучими степными ветрами и едкими насмешками местных старожилов: "Вон смотри кого-то сносит ветром, наверняка это "лохматинец"". Это слово первоначально образовалось от двух других: "лох" и "алматинец", но впоследствии так стали называть всех бросающихся в глаза южан.
Здесь же на экране телевизора в сотый раз крутился фильм: "Семнадцать мгновений весны". В квартире имелся кассетный видеопроигрыватель с тремя шедеврами советского кино: первый - уже шел, второй - "Джентльмены удачи" и третий - "Место встречи изменить нельзя". Иногда ребята приносили с проката другие фильмы, но эти неизменно находились дома и просматривались довольно часто, при этом, как ни странно, никак не наскучили.
На конец декабря 1997 года пришлись лютые морозы, усугубляемые пронизывающими ветрами, поэтому сегодня, как, впрочем, и несколько дней подряд, все жители квартиры собрались в зале и от нечего делать достали карты. В такую погоду, как говорится, плохой хозяин не выгнал бы паршивую собаку на улицу.
- Чья очередь идти за водкой? - лениво потянувшись, вопросил Данияр.
- Кто сегодня дежурный, тот и идёт, - хитрый взгляд Сабыржана остановился на добродушном толстячке Ардаке.
- "А почему я? Как что - так сразу Косой..." - Ардак покосил глаза и полуоткрыл рот. Он часто повторял фразы или даже мог наизусть произнести синхронно с лентой целые сцены из уже названных нам фильмов. Сидящие за столом дружно гоготнули. Ситуация очень напоминала сцену у зимнего пруда из "Джентльменов удачи".
- Потому что твоя очередь "нырять", - ответил за всех Берик, тревожно глядя на свои карты.
- А давайте по справедливости - кто проиграет, тот и идёт?.. - подбросил своё предложение Ардак.
Его реплика осталась незамеченной. Будто услышав перепалку молодых людей хлесткий ветер нетерпеливо забился в окно, предвкушая очередную жертву. Ардак поглубже втянул голову в круглые плечи.
- По справедливости - это значит по очереди, - заметил Азамат и атакуя звонко шлепнул картой об стол. - На тебе "вальта"... козырного... Берешь? - он поднял брови и посмотрел на Берика.
Тот кинул короткий взгляд на карты в руке... затем на карты на столе... внимательно и испытующе взглянул на Азамата, сидящего слева... на Данияра, сидящего справа... вытянул одну карту и..., бросив на стол, выдавил отчаянно:
- Нате вам "даму-козырь"! - и, после непродолжительной паузы, посмотрел нервозно на атакующих соседей, - Есть?..
Те начали смотреть на картинки в руках, спрятавшиеся в полосатые рубашки. Данияр вдруг просиял и аккуратно вытащил одну из них.
- На тебе "дама-крести"!.. - с нажимом резанул он. - Тащи еще одного козыря, если есть!
Берик бросил пришибленный взгляд на Даника, почесал хмурый лоб, криво ухмыльнулся и поднял весь розыгрыш.
В этом круге Берик пришел последним. Как проигравший, он собрал колоду и начал медленно тасовать. Вдруг юноша остановился и положил карты на стол. Чувствуя, что игра не ладится, Берик печально-обиженным голосом произнес:
- Если рыба не клюёт, то надо выпить... и поменять место... - здесь он, посмотрев на Ардака, уже громче и злее добавил, - место можно не менять, но выпить надо обязательно!
При этом на лице Берика не было и тени улыбки, роль обозленного неудачника давалась ему легко.
Ардак лениво поморщил нос... нехотя встал... потянулся... всем видом будто показывая, что никуда идти не собирается..., но, сделав несколько неторопливых шагов в сторону двери, с деланной неохотой добавил:
- Ладно... Пой-ду.
Парни разом загалдели, началось оживление, послышался смех. Вмиг повеселевший Берик, перебивая всех, разбирал неудачный ход козырным "вальтом". Вскоре Ардак в шубе и шапке показался опять:
- Сколько брать?
- Возьми два, чтобы два раза не бегать? - ответил за всех Данияр.
- А не много будет, завтра на работу?
- Один - всегда "не догон"..., три - всегда "перегон"..., - вставил вескую, как обычно, фразу немногословный Миржан.
Убедительный аргумент прекратил споры и шаги Ардака уверенно застучали прочь.
За отсутствием одного из участников, игра остановилась. Расторопный Сабыржан принес несколько не съеденных мант с ужина, который сегодня приготовила нанятая в складчину домработница, нарезал овощей, вскрыл две банки со шпротами. Вечер вхолостую обещал стать приятным, не доставало веселой злодейки с наклейкой.
- Сегодня меня вызвал к себе директор, - прервал молчание Данияр. - Скоро новогодний корпоратив нашего министерства. Будет конкурс номеров. Шеф хочет, чтобы мы тоже выступили, но при этом всех удивили, - в его голосе почувствовались смешанные оттенки нескрываемого сомнения и скрываемой надежды. - Какие будут идеи?..
- Идеи будут..., - рубанул Миржан, - но пусть в начале придет Ардак.
Дружный хохот заглушил стук входной двери. Вошел раскрасневшийся Ардак с большим гремящим пакетом, зябко передернул плечами:
- Брр... Я взял два "пузыря" и еще напитки на всякий случай. Предупреждаю, второй раз бегать не буду!
Через минуту веселая компания пропустила первый круг и стаканы обновились новой порцией тягучей прозрачной жидкости.
- Между первой и второй перерывчик небольшой, - произнес на этот раз избитую фразу Сабыржан.
Пошла вторая порция..., затем третья... холодный свет люстры становился теплее, толстый стол начал приобретать изящество, а уличный ветер ласковее хлестать окно.
- Мне кажется, я знаю, что нужно нашему шефу..., - промолвил задумчиво Азамат, глядя на экран телевизора.
- А что ему надо? - не понял пропустивший разговор Ардак.
- Имеешь ввиду выступление?.. - подхватил Данияр, подавшись вперёд.
- Слушайте...
***
Большой банкетный зал одного из престижных ресторанов новой столицы был битком набит нарядными гостями из числа работников Минэнерго, служащих подведомственных комитетов и госкорпораций. Просматривались семейные пары, но замечалось и много молодежи, потому как после смены столицы обновился и кадровый состав правительственных учреждений. Гости проходили в дальний угол к фуршетным столам и, образовывая небольшие кружки по интересам, выпивали и закусывали стоя. Начались официальные речи, переходящие в тосты. Взял слово министр, за ним вице-министры. Наступила череда директоров подразделений и госпредприятий. Они поднимались на сцену, произносили тосты и приглашали своих подопечных для выступления.
Это были номера с неумелыми перепевками популярных песен или несуразными танцами подвыпивших гостей. Было даже несколько выступлений с юмористическими миниатюрами, но люди смеялись скорее от исполнения, чем от шуток. Подошла очередь вновь организованной "Казойлгаз", в которой работали наши герои. Зал с интересом вскинул лица в ожидании выхода новых персон.
На сцену поднялась группа молодых людей, в числе которых были уже известные нам шестеро парней. Из группы вышел вперёд высокий работник торгового отдела, Сергей, в милицейской фуражке без кокарды. Одет он был в ладно сидевший длинный черный кожаный плащ. На ногах поблескивали хорошо начищенные хромовые сапоги. Чувствовалась серьезная подготовка.
Следом показался небольшой Берик. Вплотную приблизившись к Сергею, он присел на корточки, руками и ногами схватился за его ногу, и повис, оттягивая одну штанину вниз.
Зазвучала музыка. Люди начали улыбаться, узнавая родной мотив из известного каждому советскому человеку телефильма.
"Я прошу, хоть ненадолго..."
Тут конструкция из двух человек повернулась задом наперед к смотрящим. На спине Сергея висела бумажная табличка с надписью "ШТИРЛИЦ", на Берике - "БОЛЬ". С зала послышался первые смешки и хлопки.
Прозвучали следующие слова:
"...Боль моя, ты покинь меня..."
Пронзительно-серьезным и вместе с тем жаждуще-страждущим взглядом серых глаз, демонстрирующих одновременно нордический характер и загадку русской души, Сергей сверху вниз посмотрел на висевшего на ноге Сабыржана.
"...Облаком, сизым облаком, ..."
Из толпы в дальнем углу сцены выделился добродушно улыбающийся пухленький Ардак. Мелькая надписью "ОБЛАКО" на спине, он, плавно размахивал руками и передвигался мелкими шажками. Сделав небольшой круг, Ардак приблизился к Сергею. Тот обхватил его за плечи одной рукой и, указывая второй в сторону выступающего из толпы Миржана, подтолкнул к нему.
"... Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому..."
Миржан засветил зрителям приколотую на спине надпись "РОДНОЙ ДОМ". Зал, знавший слова песни наизусть, уже не нуждался в этих табличках, а встречал каждый персонаж веселыми возгласами, смешными комментариями и восторженными аплодисментами. Ардак, продолжая махать руками, просеменил к Миржану. "РОДНОЙ ДОМ" с широкими объятиями и ослепительной улыбкой встретил "ОБЛАКО".
"... Берег мой, покажись вдали,
Краешком, тонкой линией..."
Ардак и Миржан к этому моменту растворились в толпе, а вышедший из неё Данияр, с надписью "БЕРЕГ", изогнулся, выставил вперед толстое бедро и пальцем провел по нему, начертав тонкую линию.
"... Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь..."
"БЕРЕГ" ласково всем телом тянулся к "ШТИРЛИЦУ", который тщетно пытался грести навстречу.
"...Где-то далеко, где-то далеко
Идут грибные дожди,..."
Из массовки вылезли Тимур с Азаматом и широко размахивая руками промаршировали к краю сцены и обратно, удаляясь с подпрыгивающими в такт шагам надписями "ГРИБНЫЕ ДОЖДИ".
"...Прямо у реки в маленьком саду
Созрели вишни, наклонясь до земли..."
Две стройные девушки, работавшие в приемной шефа, Галия и Айнагуль, с табличками "ВИШНИ" в руках выбежали и грациозно склонились в земном поклоне.
"...Где-то далеко в памяти моей
Сейчас, как в детстве, тепло..."
Появился низкорослый Адильжан, закутанный в теплую шубу, обмотанный толстым шарфом, с шапкой ушанкой на голове и надписью на шапке "ПАМЯТЬ".
"...Хоть память укрыта
Такими большими снегами..."
Большеразмерный Василий с вывеской на груди "БОЛЬШИЕ СНЕГА" укрыл Адильжана толстыми руками и грузным телом так, что последний почти полностью растворился в первом.
Начался новый куплет.
"...Ты, гроза, напои меня..."
Ширин из отдела закупок с табличкой "ГРОЗА" подбежала к "ШТИРЛИЦУ" и протянула ему стакан с прозрачной жидкостью. Тот одним глотком выпил содержимое, поморщился, притянул Ширин за голову и шумно втянул носом воздух с её волос. Беспрерывно шумевший зал разразился неистовым хохотом и бурными овациями.
"...Допьяна, да не до смерти..."
К "ШТИРЛИЦУ" подбежали двое, знакомый уже нам Сабыржан и угрюмый верзила Болат из отдела безопасности. Сергей обнял Сабыржана в роли "ДОПЬЯНА", а Болата с надписью "ДОСМЕРТИ" злобно оттолкнул прочь.
"...Вот опять, как в последний раз,
Я все гляжу куда-то в небо,
Как-будто ищу ответа..."
Появились на сцене еще двое. За высокой и плечистой фигурой Динмухамеда, с приколотым словом "НЕБО", спрятался и выглядывал Нурсултан, с надписью "ОТВЕТ". "ШТИРЛИЦ" в этот момент наклонялся вправо и влево, высматривая "ОТВЕТ" из-за могучей спины "НЕБА".
Песня подходила к концу и пошёл повтор:
"Я прошу, хоть ненадолго
Боль моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком,
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому."
Берик, висевший на ноге Сергея во время всего действа, вцепился с удвоенной силой и изобразил на лице остервенелую ярость. Получилось достаточно правдоподобно, ярость и злость были его коньком. Сергей сделал несколько шагов с тяжелым грузом и начал встряхивать ногу, но отвязаться от "БОЛИ" не удавалось. "ОБЛАКО" сделал ещё один круг и снова попал в объятия "РОДНОГО ДОМА".
Музыка умолкла, песня закончилась, а вместе с ней завершился номер.
Сергей широкой улыбкой осветил белый ряд зубов и пригласил участников сцены подойти ближе, парни и девушки ровно выстроились в ряд справа и слева от него, и поклонились как заправские актёры. Зал громко рукоплескал, слышались восторженные возгласы "Браво!.. Браво!..".
Номер удался. Задача шефа была выполнена. До самого конца корпоратива незнакомые люди норовили познакомиться с участниками любительской труппы, свойски хлопали по плечу и звали выпить. К ним пришла нежданная популярность, а вместе с ней невольное опьянение.
***
Под конец вечера порядком набравшиеся Данияр и Берик тупо наблюдали за танцующей молодежью в зале. К ним подошли две девушки, в походке которых тоже угадывалось легкое влияние напитка для смелости. Невысокая и полненькая с огненно-рыжими волосами тянула за руку гибкую и несильно отпирающуюся брюнетку.
- "БЕРЕГ", моя подружка хочет с тобой познакомиться, - как можно обаятельнее улыбаясь заявила рыжая, обращаясь к Данияру. - Её зовут Жанна, а меня Динара.
- Я, вообще-то, не Берик... Берик это он, - Даник, неловко улыбаясь, указал на стоявшего рядом товарища, и, по-детски насупившись, добавил, тыкая себя по груди, - я, вообще-то, Данияр.
- Какой же он "БЕРЕГ"??? Он же "БОЛЬ"!!! - иронично недоумевая воскликнула Динара, а подружка Жанна прелестно прыснула и застенчиво спрятала улыбку ладонью. - А ты - "БЕРЕГ ЛАСКОВЫЙ"!
Последние слова девушка произнесла нежно, и выразительно посмотрела на все еще смущающуюся подружку. Даник с широко открытыми деланно-изумленными глазами уставился на Берика, а Берик отреагировал шуточно отвисшей челюстью и частым-частным морганием. Пауза затягивалась...
- Ну, что ж..., в таком случае, тебе сегодня ночью будет о-о-о-очень больно! - нашелся Берик и нахмурил брови Динаре, показывая коронную злость, граничащую со свирепостью.
Динара на секунду попала в ступор, но, быстро вернувшись в себя, покорно ответила:
-Ладно..., - и прильнула к нему.
Данияр обнял оставшуюся в одиночестве Жанну за плечи:
- Не будем смущать себя этими извращенцами, - ласково промурлыкал большой мартовский кот по кличке "БЕРЕГ" и потянул девушку на танцпол.
***
В эту ночь Данияру и Берику повезло больше других, - они ночевали не дома...