Сапунов Павел : другие произведения.

Ради этого стоит жить...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  

Ради этого стоит жить...

  
   СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ АНДРИЯКА - ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.
   ОН ИЗВЕСТЕН ВСЕМ КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ АКВАРЕЛИСТ, ПИШУЩИЙ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ АКВАРЕЛИ - ИНОГДА ЕГО КАРТИНЫ НАСТОЛЬКО ОГРОМНЫ, ЧТО В ОБЫЧНУЮ КОМНАТУ ИХ ДАЖЕ НЕВОЗМОЖНО ПОВЕСИТЬ. НО ГЛАВНОЕ, ВСЁ-ТАКИ, ЭТО НЕ ВЕЛИЧИНА ЕГО КАРТИН, ГЛАВНОЕ В ТОМ, ЧТО СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОЗРОДИЛ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ МНОГОСЛОЙНОЙ АКВАРЕЛИ - ЕГО РАБОТЫ ПРАВИЛЬНЕЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ НЕ СЛОВОМ `ГРАФИКА', КАК ЕЩЁ ПОЛВЕКА НАЗАД, ДО АНДРИЯКИ, ВСЕГДА НАЗЫВАЛИ АКВАРЕЛЬ, А НАДО ИХ НАЗЫВАТЬ САМОЙ НАСТОЯЩЕЙ, ПОЛНОЦЕННОЙ И СЕРЬЁЗНОЙ ЖИВОПИСЬЮ.
   СВОЙ ОПЫТ И ЗНАНИЯ ЗНАМЕНИТЫЙ ХУДОЖНИК СТАРАЕТСЯ ПЕРЕДАТЬ СЛЕДУЮЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ - СЕРГЕЙ АНДРИЯКА ВОТ УЖЕ ШЕСТЬ ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЫ АКВАРЕЛИ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВСЕОБЩИЙ ИНТЕРЕС К ШКОЛЕ ПОСТОЯННО РАСТЁТ - ТЕПЕРЬ ТАМ УЧАТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО И ВЗРОСЛЫЕ, В ЭТОМ ГОДУ В ГРУППЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ЗАПИСАЛОСЬ БОЛЕЕ ДВУХСОТ ЧЕЛОВЕК, ЗАНЯТИЯ УЖЕ НАЧАЛИСЬ, НО ЖЕЛАЮЩИЕ ОВЛАДЕТЬ ИСКУССТВОМ АКВАРЕЛИ ПРОДОЛЖАЮТ ПРИХОДИТЬ И ЗАПИСЫВАТЬСЯ.
  
  
  
   Кабинет Сергея Николаевича всегда открыт, но попасть туда непросто - либо его хозяина нет на месте, и это значит, что он в это время где-то решает неотложные проблемы школы, либо он за столом, но очень занят, решая всё те же насущные, требующие оперативности, вопросы своего учебного заведения.
   Когда я пришёл, в кабинете его не было, и я обрадовался ещё одной возможности посмотреть картины его учеников. Пошёл в коридор второго этажа - а картины выставлены в коридорах всех этажей школы - и встретил там Сергея Николаевича, где он вместе с искусствоведом Владимиром Сергеевичем Погодиным отбирал картины для выставки в Японии. Несмотря на то, что ученикам школы от одиннадцати до шестнадцати лет, многих из них (это чисто моё мнение и пусть не обижаются на меня другие художники) можно назвать если не серьёзными, то уж точно начинающими талантливыми живописцами, честно заработавшими за годы обучения в стенах этой школы своё законное право выставляться и быть принятыми ценителями искусства. Их реалистические портреты, пейзажи и натюрморты могут достойно представить российское искусство акварели в любой стране мира.
   В глубине души я даже позавидовал японцам - ведь, если они никогда раньше не имели счастливой возможности видеть акварели Сергея Андрияки и его учеников, то они, несомненно, получат массу удовольствия. Тем более, что в Японию будут отправлены не только работы Сергея Николаевича и учащихся Школы акварели, но и работы преподавателей, среди которых, это уж точно, достаточно известных и признанных художников.
  
   Продолжая размышлять о том, как воспримут японцы искусство Андрияки и его учеников, я, после того, как художник освободился и мы прошли в его кабинет , задал вопрос:
  
   - Сергей Николаевич, в чём всё-таки секрет успеха любого художника, в чём ваш личный секрет? Что есть бизнес для художника?
  
   - Понятие `бизнес' для меня, как для художника, безусловно не является определяющим. Если бы я своё искусство отдал бы полностью бизнесу, то, наверно, я людям был бы не интересен - этим отличается искусство от многих других областей человеческой деятельности. Это первая аксиома искусства.
   Картины надо продавать, но само искусство не должно быть `продажным'. Если бы я делал картины по принципу `отдельно для выставок, отдельно для заказчиков', то я был бы двойственным человеком. Но я создаю картины абсолютно искренне - что для тысяч зрителей, что для одного человека. В любом случае я выкладываюсь полностью. Может быть, именно в этом мой маленький секрет успеха. Я всегда работаю искренне и творчески - что бесплатно, что за деньги.
   Причём, тут интересен такой момент. Некоторые художники считают, что работа на заказ - это не творчество. А я так не думаю.
   Ко мне приходит человек и просит написать картину для его гостиной. Во-первых, этот человек - индивидуум, он неповторим, как неповторимы все люди. Обладает индивидуальными характеристиками и интерьер его дома. И я, как художник, должен написать такую картину, чтобы она, с одной стороны, вписалась в интерьер той комнаты, где она будет висеть, а с другой стороны - картина должна стать органичной частью жизни её нового обладателя. Нужно, чтобы картина буквально жила в его доме, а не просто висела. И всё это, я считаю, является очень творческой задачей, решать которую очень интересно, но решить её не всякому под стать.
  
   - Вы делаете работы на заказ только, если клиент требует?
  
   - Наоборот. Я сам всегда говорю: `Друзья, не надо покупать готовые работы! Они могут не вписываться в ваш интерьер, вашу обстановку'. Случайно купленная картина может оказаться чужой. Гораздо лучше, если я буду писать картину для конкретного человека, конкретного интерьера - тогда эта картина получится живой, она будет жить органично в этой квартире - как будто она всегда жила в этих стенах, с этими людьми, всегда была свидетелем их радостей и горестей, их духовных переживаний, их чувств и мыслей.
   Интересно, что такие картины, созданные по такому принципу, порой получаются настолько сильными, что мне с ними просто жалко расставаться:
  
   - Вот, кстати, интересный вопрос - много ли у вас картин, которые вы не продали и не собираетесь продавать?
  
   - Таких картин достаточно. Во-первых, это картины, которые мне дороги потому, что связаны с какими-то особыми событиями моей жизни. Это понятно. Во-вторых, тут вот ещё что.. Есть такие художники, которые всегда готовы продать всё, что у них есть. И обычно так и делают - продают всё, и в мастерской у них почти всегда пусто.
   Но такие живописцы не работают на будущее. Почему? Да потому что им нечего показать пришедшему к ним клиенту.
   Вот, допустим, ко мне пришёл бизнесмен, который хочет купить у меня картину. А я ему начинаю показывать - сто пейзажей, двести натюрмортов, одних цветов изрядное количество: И все - очень творческие, сделанные на том же уровне, что и все мои другие работы, которые видел весь остальной мир на выставках, на открытках, в альбомах. И он смотрит. Он созерцает мои картины `живьём'. Он видит - что именно этот художник делает. И он по-другому меня воспринимает. И начинает относиться ко мне с уважением, потому что перед ним предстаёт конкретный набор живых картин, а не абстрактные слова о картинах:
   А потом ещё очень важен психологический момент. Пока покупатель рассматривает мои работы, я пытаюсь ответить на важные для меня, как художника вопросы - Кто он? Как он воспринимает живопись? Какая живопись ему близка? Что ищет он в картинах?
   Ответы на эти вопросы помогут мне потом в моей работе. Ведь картина должна быть психологически очень точной - человек будет с ней жить, она всегда будет рядом с ним. Она будет радовать его, когда ему не очень радостно, она будет утешать его, когда ему грустно, а в трудные минуты может даже где-то внутренне наполнить и немножечко духовно приподнять. Каждая картина может многое дать вам в вашей жизни.
  
   - Сергей Николаевич, хочется задать вам один очень интересный вопрос. Разговоры об энергетике картин, которые стали так модны в последнее время - это выдумки или реальность?
  
   - Отнюдь не выдумки. Сейчас я вам расскажу одну историю, а вы уж судите сами:
   Я художник. Я пишу картины каждый день. Плохое ли, хорошее ли, мрачное или вообще никакое настроение - я всё равно пишу... И вот однажды, когда у меня были очень сильные переживания, связанные с моей личной жизнью, то, несмотря на это, я как и всегда, написал акварель... Я написал закат солнца, который увидел намедни. Закат, который меня поразил. Это было очень красиво, торжественно и ярко: Я профессионал, и постарался сделать так же красиво, как было и в жизни. Я сделал по памяти красивый, сочный, притягивающий взгляд пейзаж. Но те переживания и эмоции, которые были в то время внутри меня, несмотря на ту красоту, которую, я как художник всегда могу как бы `вложить' в любое произведение, всё-таки проникли в эту акварель. По-другому, честно говоря, если, конечно, художник работает творчески, и быть не может. Мысли и чувства автора всегда как бы входят в его произведение, хочет он того или нет. Поэтому про любое созданное произведение обычно так и говорят: `это моё детище'. Не иначе. То, что создаётся с душой, то и сохраняет её отпечаток - все мысли, чувства и настроения художника создают картину так же, как и он сам, а иногда и более, чем он сам...
   И вот в тот день, когда у меня были сильнейшие переживания и сильные эмоции негативного характера, я написал небольшую акварель - алый закат. Красное, яро-медное солнце, зацепившееся за остроконечные верхушки тёмных елей... А где-то под елями, у самых корней, на тёмно-синем снегу уже растёт тьма, уже зарождается ночь - холодная, синяя, с ночными страхами и переживаниями. И помимо воли, мои эмоции, захватившие меня в тот день, оказались сильнее меня. Я сам только через некоторое время смог полностью осознать, что картина обладает ярко выраженной отрицательной энергетикой...
   В это время мою мастерскую посетил мой приятель. Увидев алый закат, он сразу стал просить меня: ` Дай, Сергей, на время эту красивейшую вещь, пусть она немного повесит у меня...'.
   Я ему отвечаю: ` Это не та красота, что нужна тебе, возьми любую другую картину, могу даже две дать... а эту... ну, не надо, не проси!'.
   Но приятель мой - человек упрямый. В общем, увёз к себе домой именно красный закат...
   А через неделю привозит пейзаж обратно, и говорит:
   - Забирай. Не могу больше на этот закат смотреть. Мурашки по телу...
   Вот так. Красота, как говорится, может быть и страшной - может обладать и отрицательной энергетикой.
  
  
   - А положительные примеры в вашей практике были?
  
   - Слова `в вашей практике' звучат как-то странно, как-то по-медицински. И это напомнило мне один случай. Как-то раз, очень давно, я подарил одну из своих картин тяжелобольному, умирающему человеку. Он, к сожалению, через некоторое время умер. Но его родственники позже рассказали мне, что благодаря моей картине он прожил несколько счастливых недель - моя акварель внушала ему оптимизм, давала ему радость даже в те минуты, когда причин для хорошего настроения не было совсем. И тогда я сказал себе: вот ради таких событий, когда картины помогают людям преодолевать что-то мрачное и тяжёлое, помогают увидеть свет в беспросветной мгле, ради всего этого и стоит жить...
  
   - Сергей Николаевич, а какое влияние занятия живописью оказывают на самого художника? Статистика говорит о том, что художники - это люди здоровые, и живут они, как правило, дольше других. Есть ли этому объяснение?
  
   - Во время занятий живописью у человека иногда, когда происходит концентрация внимания, в минуты особой сосредоточенности, в момент так называемого `глубокого погружения в своё дело' возникает задержка дыхания. Впрочем, это бывает не только с художниками, также реагирует на сосредоточенную творческую деятельность организм и других людей - математиков, писателей, композиторов, и многих других... А задержка дыхания, она является чисто лечебной. Казалось бы, почему? Дело в том, что человек во время такой задержки начинает получать в свой организм больше углекислоты, чем кислорода. И благодаря этому начинает очищаться весь организм. На этом построены почти все методы восточной нетрадиционной медицины. Я имею в виду древние методики лечения в Тибете, Китае, Индии. Ведь там почти всё - на дыхании.
   И не только дыхание, но и вообще те положительные эмоции, которые художник испытывает во время работы, способствуют приливу сил и общему оздоровлению. Нет таких живописцев, которые не любили бы писать картины. А если человек делает своё дело с любовью, что говорится `с душой', то это всегда вызывает прилив сил, поднимает человека на более высокий энергетический уровень.
   Когда я после напряженного дня прихожу домой усталый и сажусь за мольберт, то кто-нибудь из домашних, пожалев меня, может сказать: `Не надо: Лучше отдохни:'. Но, я занимаясь живописью, как раз и отдыхаю - посижу часок-другой, и встаю после этого отдохнувший, бодрый, энергичный. От живописи я словно энергию получаю... Таково искусство.
  
   - Я начинаю думать, что красота, искусство - это на самом деле какая-то ещё не известная нам до конца наука. Во всяком случае, какие-то её законы нам уже понятны. Когда-нибудь, наверное, люди создадут по этим законам вокруг себя очень красивый мир:
  
   - Красивый мир вокруг нас уже создан - это природа. Природа по силе воздействия на человека превосходит любые картины. Нет людей, которые не любили бы природу. Но далеко не все имеют возможность проводить много времени в лесу, на берегу реки, в цветущей долине или высоко в горах. Поэтому, если человек проводит свои будни в кабинете (а вечером - дома), то он старается окружить себя хотя бы рисованными пейзажами. И если они выполнены хорошим художником, то они воздействуют на человека чрезвычайно положительно. Хорошая живопись способна также эффективно нормализовывать наше настроение, как и природа. Особенно это важно на работе. В офисе с помощью живописи можно создать любую психологическую атмосферу. Естественно, отрицательную атмосферу создавать никому не интересно. Но повысить работоспособность, улучшить настроение - это всё реальные задачи для способного художника. И они всегда решаемы.
   Но, помимо этих, высоких творческих задач существуют и более простые, более `технические'. Одна из таких задач - это правильная организация экспозиции. Необходимо знать, где нужно вешать главную картину, а где - картину, роль которой сводится к продолжению диалога между зрителем и живописью.
   Например, в коридоре офиса вообще не следует вешать серьёзной живописи, требующей долгого внимания - ведь в коридорах мы подолгу не находимся. Поэтому в коридоре нужно размещать что-то декоративное, можно там повесить и плакаты.
   А вот комнатам, где ведутся переговоры с посетителями, надо уделять внимания гораздо больше. Тут нужны работы, которые посетителю при случае было бы интересно разглядывать. Если вы работаете дома, то картины для кабинета надо выбирать особенно тщательно - ведь каждая из них войдёт в вашу жизнь, и с каждой из них будет очень многое связано. Люди в основном консервативны, и когда рядом с какой-либо картиной вы проживёте пять или десять лет, вам вряд ли захочется менять её на другую. Уж слишком много воспоминаний будут хранить её краски, слишком много личного будет находиться внутри её рамы: Картины - это часть нашей жизни, а значит и часть нас самих, нашей души. Но в душе каждого человека вообще много прекрасного...
  
   ***
  
   Когда я выходил из здания Школы акварели, у рекламного плаката выставки картин С.Андрияки стоял молодой человек.
   - Были на выставке ?- спросил я его.
   - Нет... Сегодня она почему-то закрыта ,- расстроенно ответил любитель живописи, и почти с досадой добавил ,- А я теперь смогу только через неделю... Надо же, так не повезло...
  
   `Да нет, тебе повезло',- подумал я про парня. Ведь если ты по-настоящему любишь живопись, то любишь и красоту. А значит, с одной стороны, ты надёжно защищён от многих негативных вещей, имеющих место в нашей пёстрой жизни, а с другой стороны - ты всегда будешь испытывать яркие и тёплые, прекрасные и глубокие чувства и переживания. И благодаря любви к красоте жизнь всегда будет наполнена и положительными эмоциями и позитивными мыслями...
   - Приду через неделю ,- сказал парень и ушёл.
   - Будешь ходить всю жизнь !- посмотрев ему вслед, резюмировал я ,- От счастья не отказываются...
   Ведь понимать язык красоты - это уже счастье. Весь мир, окружающий нас, создан красивым...
  
  
  
   Павел Сапунов
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"