Санрегрэ А. : другие произведения.

Главы 10-11

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава 10: Прибытие в Мазар-и-Шариф; античные монеты, купленные Сократом у нумизмата на местном рынке; Сократ рассказывает о том, как было найдено 'золото Бактрии'; легенда Геродота о муравьях, добывающих золото Глава 11 : Встреча с Повелителем муравьев; Невидимый (черный) предвечный свет Абсолюта и его проявление в виде материального видимого света; чернота темных тел, поглощающих материальный свет; ишракат - световые акты теофаний-богоявлений; воображаемый мир человека и сфера посылаемых ему персонифицированных светящихся образов

  
  
  
  
  
  Глава 10.
  
  ( Мазар-и-Шариф; античные монеты, купленные Сократом у нумизмата на местном рынке; Сократ рассказывает о том, как было найдено 'золото Бактрии'; легенда Геродота о муравьях, добывающих золото )
  
   Мазар-и-Шариф поразил Андрея необычной красотой и благостью, витавшей в воздухе этого древнего города. В переводе с дари Мазар-и-Шариф означает 'Священная гробница'. Назван он так, потому что здесь находится святая для всех шиитов усыпальница Халифа Али (Хезрет-Али), племянника Мухаммада, который создал Шиа-Али - Партию Али, то есть был основателем шиизма.
  Как рассказал Сократ, позднее тело его было тайно вывезено иракскими шиитами в Неджеф (Ирак). Однако, - добавил задумчиво Сократ, - есть и другая причина считать этот город обителью 'Священной гробницы': согласно преданию, в этих краях в свое родился, а после кончины был захоронен Зардушт, родоначальник древней религии магов - зороастризма.
  
   Участники археологической группы были размещены в трехэтажной гостинице 'Барак', расположенной в самом центре города, напротив Хезрет-Али и Голубой мечети.
  
   На следующее утро договорились собраться в холле для встречи с руководителем афганской археологической экспедиции в Шибаргане профессором Джамшидом Захири. Предусмотрительно приобретя афганскую одежду по дороге, питерские археологи Александр Герасимов и Николай Покрас около получаса обучались у Джалалудина искусству наматывания ланготе (чалмы), а также ношения афгани (шаровар) и суконных сардыев (безрукавок) поверх рубах навыпуск. Андрей ограничился широким хлопчатобумажным пируханом (длинной рубахой) поверх черных джинс и плетеной афганской тюбетейкой, купленной в Кундузе. Когда же в холл гостиницы спустились профессор Стэйн и Раймонд Фуше, полностью облаченные в афганскую одежду, радости и удивлению российских участников экспедиции не было предела. Стэйн и Фуше полностью преобразились. Учитывая, что оба были сухопарыми брюнетами и неплохо говорили на дари, они могли запросто слиться с местной публикой на улицах афганского города. Довольные произведенным впечатлением, они сказали несколько приветственных слов приехавшему из Шибаргана профессору Джамшиду Захири на местном диалекте. Тот вместе со своим помощником доктором Салманом радостно приветствовал всех участников группы и в нескольких словах рассказал о программе пребывания в Мазар-и-Шарифе, а также о предстоящей поездке в Шибарган.
  
   Еще по дороге из Файзабада в Мазар-и-Шариф Сократ рассказал Андрею о профессоре Захири. По его словам, это был достаточно посредственный человек, о чем говорила его фамилия. 'Захири' - с дари переводится: 'тот, кто обладает общедоступным знанием; формалист'. Небольшого роста, с необычно темной кожей, лысоватый с бегающими глазками, он больше походил на жителя южного Пакистана. Это была явно компромиссная фигура, которой моджахеды поручили контролировать раскопки 'царских могил' в Тилля-Тепе после вывода советских войск. Никакого научной концепции или плана археологических работ он не имел и всецело полагался лишь на возможность привлечения денег из-за рубежа.
  
   Попив традиционного чаю, профессор Захири предложил Стэйну и Фуше показать достопримечательности Мазар-и-Шарифа. Российские участники группы, в сопровождении доктора Салмана, также отправились на ознакомительную прогулку по городу. Ведь через пару дней им предстояло ехать дальше - в Шибарган, в окрестностях которого был расположен археологический лагерь Захири.
  
   Андрей был восхищен красотой Голубой мечети ('Розии Шариф'), которая располагалась рядом с Хезрет-Али и совсем недалеко от гостиницы. Между двумя концентрическими оградами вокруг изумрудного цвета мечети спокойно разгуливали белоснежные голуби. Это были совершенно белые птицы, без единой крапинки в оперении. Салман, поведал, что если среди них и замешается темный голубь, то через сорок дней тоже побелеет, от святости места. Они доверчиво шли на руки, садились на плечи и головы посетителей, не ведая страха. Служители храма подкармливали их отборным пшеном. Для ангельских существ был сделан специальный бассейн и голубиный домик в форме минарета. Андрей с Сократом, Джалу и Мушарбеком сняли обувь в специальном гардеробе около внутренней ограды и прошли вовнутрь по полированным серым мраморным плитам. Внутренний двор и мечеть были почти пустынны. Несколько женщин с детьми сидели в тени здания. Лишь крики детей, воркование голубей и шелест крыльев временами взлетавших птиц нарушали тишину. Изумрудные изразцы, покрывавшие мечеть и два высоких минарета живописно контрастировали с ослепительно-белым оперением голубей, сидевших повсюду. Казалось, путешественники попали в маленький рай.
  
   Бродя в задумчивости около Голубой мечети в Мазар-и-Шарифе, Андрей почувствовал всем сердцем, что здесь, меж минаретов и парящих белоснежных голубей, витает истинная душа Афганистана.
  
   Вокруг центрального квартала, где находились Голубая мечеть, Хезрет-Али и отель 'Барак', располагались административные здания, консульства различных стран, Балхский университет, а напротив - автостанция. Оттуда можно уехать в Кабул (430 км.), Шибарган (130 км.), Балх (18 км.), или любой другой город страны. Далее шли почта, харчевни, ковровые магазины, небольшие кафе, где по особому рецепту готовилось вкусное мороженое. Рецепт так и не был раскрыт Андреем: в наполненной кусковым льдом выемке стола была помещена высокая узкая кастрюля, вокруг которой колдовал мороженщик. Кастрюля постоянно вращалась, и постепенно на ее стенках конденсировалось мороженое, которое собиралось ложкой.
  
   По улицам разъезжали телеги, запряженные осликами и по-свадебному украшенные кареты, выполнявшие роль городских маршруток. Однако в отличие от Кундуза, здесь было больше бело-желтых такси, в основном 'Жигулей'. Лишь изредка проезжали 'Милли басы', городские автобусы, разукрашенные цветастыми занавесками и лампочками.
  
  Но больше всего поражали частные извозчики на грузовиках и старых горбатых советских автомобилях ('Победах', 'Москвичах' и 'Волгах'). На легковушках удивительным образом помещалось по десять-пятнадцать пассажиров, стоявших в раскрытых багажниках, сидевших на решетках, прикрепленных к крыше, а то и на фарах, если это 'ГАЗик', 'УАЗик', или 'Волга-универсал'. Сухой афганский климат делал чудеса: возраст большинства машин был более двадцати лет, а на их кузове ни следа коррозии. Несколько раз участники группы видели на машинах надпись: 'Old is gold!': старое - золото!
   Женщины в Мазар-и-Шарифе носили в основном белые паранджи ( бурках) с сеточками для глаз. До этого в северных провинциях Андрей видел в основном голубые и серые женские одеяния. Сказав об этом Джалу, он узнал от него, что в Кабуле также носят в основном синие и голубые одежды, а в Кандагаре - оранжевые и красные.
  
   Мазар (так сокращенно называют его местные жители) был самым русскоговорящим городом во времена присутствия советских войск в Афганистане. Теперь это был центр исламистов. Многие мужчины стали носить бороды в знак 'лояльности' правящим группировкам. Русская речь, ранее привычная на улицах города, теперь вызывала настороженные взгляды окружающих. Поэтому Сократ предложил при посторонних говорить на дари. Указывая на какую-нибудь достопримечательность или предмет, заслуживающий внимания спутников, Джалу говорил фразу, обозначающую данный предмет, а Андрей мысленно проговаривал ее про себя.
  
   Джаллалуддин был хорошо знаком с местным лидером генералом Абдул Рашидом Дустумом, узбеком по национальности, родившимся близ Шибаргана. Судя по развешенным в городе плакатам и отзывам местных жителей, с которыми удалось поговорить во время прогулки по Мазар-и-Шарифу, Дустум пользовался авторитетом на родине. Молодым пареньком работал на местном нефтеперерабатывающем заводе, затем обучался в СССР. Вернувшись, начал службу в органах госбезопасности просоветского афганского правительства. В годы Афганской войны 1979-1989 был командиром 53-й дивизии ставленника Советского Союза Мохаммеда Наджибуллы, состоявшей из узбеков. Наджибулла наградил Дустума орденом 'Герой Афганистана'. После вывода советских войск Дустум воевал с Раббани, Масудом и Хекматиаром на стороне Наджибуллы. Однако он, как никто в Афганистане, ощущал, ослабление помощи Кремля режиму Наджибуллы, потому что "интернациональная помощь" шла со стороны советского Термеза через "Мост дружбы", далее через его вотчину, Мазар-и-Шариф. Лишенные подпитки горючим, боеприпасами и вооружением, войска, верные Наджибу, сдавали одну позицию за другой. Поэтому Дустум подумывал о сближении с моджахедами, создании собственной исламистской партии и своего, ориентированного на Узбекистан 'Дустумистана' наподобие 'Масудистана', создававшегося таджиками под руководством Ахмед Шаха Масуда.
  
   Сам Мазар-и-Шариф производил впечатление более богатого города, чем Кундуз, Файзабад и другие населенные пункты, которые путешественникам довелось повидать. Чувствовалось, что здесь жили зажиточные люди. Впечатляли богатые дома в два-три этажа с большими воротами и территорией, огороженной высокими дувалами.
  
   На обратном пути в гостиницу решили разделиться: Салман повел питерских археологов на местную почту, а Андрей с Сократом, Джалу и Мушаром пошли на базар.
   Местный рынок удивлял изобилием. Мазар-и-Шариф был знаменит фруктами, которые поставлялись в другие провинции и на экспорт. Особенно, по словам Джалу, славились местные виноград и бахчевые. Но даже в июне, когда арбузный сезон еще не наступил, абрикосы и черешня, продававшиеся на базаре, были изумительны! Помимо фруктов и овощей, рынок изобиловал продукцией местных ремесленников. В гончарных лавках продавали кувшины, чаши, посуду и большие емкости типа амфор для хранения зерна. Дальше - жестянщики, изготовители самоваров, продавцы книг, фотографы с огромными ящиками-фотокамерами, нумизматы и продавцы древностей.
  
   Остановившись около одного паренька, разложившего на черной ткани старинные монеты, упакованные в пластиковые файлы с карманчиками, Сократ стал о чем-то оживленно с ним разговаривать. По глазам молодого нумизмата было видно, что слова Сократа взволновали его. Он несколько раз оглядывался по сторонам, боясь, что их разговор услышат местные торговцы. Потом быстро скрутил черную бархатную ткань с коллекцией монет в трубочку, аккуратно поместил ее в холщевый мешок и скрылся за углом вместе с Сократом. Через несколько минут Сократ вернулся весьма довольный. Оказывается, среди коллекции юноши он нашел две древние золотые монеты периода греко-бактрийского царства (I-II в. до н.э.), которые были похожи на монеты, обнаруженные профессором В. Сариатиди в 1978 г. при раскопках Бактрии в Шибаргане. Судя по словам молодого человека, он мог принести еще несколько монет, за которые Сократ обещал щедрое вознаграждение. А это, возможно, была ниточка к новым древним раскопам того же периода где-то здесь, рядом с Мазар-и-Шарифом.
  
   Вернувшись в гостиницу, российские участники археологической экспедиции собрались в чайной на первом этаже. Сократ уселся поудобнее на тахте с кальяном и не спеша завел разговор о том, как было найдено золото Бактрии.
  
   Первопроходцем открытия древней цивилизации Бактрии-Маргианы, некогда существовавшей в этих местах был дед Раймонда Фуше - Анри Фуше, который вел раскопки в Балхе в двадцатые годы двадцатого века. Путешествовавший в этих местах русский ученый Николай Иванович Вавилов, который искал зоны протокультур сельскохозяйственных растений, встречался с Анри Фуше. Француз водил его по своему раскопу и сокрушался, что, к сожалению, находил только осколки бытовой керамики, посуды и никак не мог выйти на останки храмовой и дворцовой архитектуры, которые подтвердили бы его гипотезу о существовании так называемой 'пятой цивилизации' некогда существовавшей в этих местах...
  
   Русский селекционер активно искал на Среднем Востоке подтверждение своей теории наследственной изменчивости, которая в дальнейшем заложила основу генетики. Уже с 1911 года он искал родину 'персидской пшеницы', которая являлась генетическим прототипом всех остальных видов этого растения на планете Земля, но не нашел ее в Иране. Он предпринял второе путешествие - на этот раз в Афганистан, где нашел огромное количество разновидностей пшеницы с максимальным количеством генов в цепочке ДНК, что говорило о том, что праматерь всех видов пшениц - 'персидская пшеница' находилась где-то здесь. Он интуитивно полагал, что древние человеческие цивилизации, скорее всего, зарождались там же, где была колыбель основных сельскохозяйственных культур (пшеница, рожь, кукуруза, рис и т.д.). Поэтому он сочувствовал французскому археологу и считал, что тот находился на верном пути. Среднеазиатские путешествия Н.И. Вавилова подтвердили, что именно в восточной Персии и северо-западе Афганистана была родина прото-пшеницы, а это означало, что где-то рядом следовало искать остатки древней цивилизации.
  
   Разнообразие сортов злаковых, которые экспедиция Николая Вавилова нашла в окрестностях Шибаргана и Балха, говорило о близости центра формообразования культурных растений. Но все, же сам центр был не здесь. Потому, что виды пшеницы, которые Вавилов нашел здесь, оказались представлены далеко не полным набором генов, как это должно быть в случае нахождения 'персидской пшеницы', которую Всевышний когда-то 'бросил' в местную почву. Да и местность здесь слишком открытая, не защищенная от вражеских набегов. Значит, здесь не могла закрепиться первобытная земледельческая цивилизация.
  
   После Анри Фуше эстафету в поисках древней цивилизации подхватила профессор Галина Анатольевна Пугаченкова, сделавшая в пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века несколько открытий о географических границах цивилизации Бактрии-Маргианы, простиравшейся от афганской провинции Балх до пустыни Кара-кум в Туркмении и далее - до юга Узбекистана и Таджикистана. Она написала также несколько книг об искусстве еще одной загадочной страны Гандахары, земли которой простирались от Бактрии далее на юго-Восток - к Пешавару в Индии. Затем, в семидесятые годы, работы были продолжены советско-афганской археологической экспедицией под руководством кандидатов исторических наук Ирины Кругликовой и Виктора Сариатиди. Причем тут им во многом помог случай.
  
   Первоначально российскими археологами в качестве основной базы раскопок было выбрано античное городище Емши-тепе близ Шибаргана. К осени 1978 года экспедицией Сариатиди было раскопано храмовое сооружение с многоколонным парадным залом, окруженное мощными крепостными стенами и башнями. Однако никаких артефактов древней культуры не было обнаружено, лишь осколки сосудов, расписанных причудливым орнаментом.
  
   И вдруг, в конце полевого сезона 1978 года в расположение археологической экспедиции приехал советский инженер Алексей Марков. Лицо его было взволновано. Он привез черепки древней посуды, обнаруженные его строителями в пустыне... ...Вблизи Шибаргана, были открыты значительные запасы природного газа. Оттуда российская строительная бригада под руководством Маркова вела нитку газопровода через пустыню к Аму-Дарье и далее в Советский Союз. Там то, в районе населенного пункта Акчи, во время земляных работ и был вскрыт культурный слой периода Бактрийско-Кушанского царства. Находка Маркова была настоящей сенсацией, и Виктор Сариатиди тут же изменил план работы советско-афганской археологической экспедиции. Его группа приступила к раскопкам в окрестностях Акчи. Вскоре они обнаружили плоский холм диаметром около 100 метров, который местные дехкане звали "Тилля-Тепе"('Золотой холм'). Ученые, наткнувшись на остатки храма зороастрийцев, существовавшего там около двух тысяч лет назад, нашли в одной из стеновых полостей горсть мелких золотых монет.
  
  - Таких, как этот статер1, - сказал Сократ, передавая друзьям крупную монету, купленную на рынке у афганца. Она была диаметром около пяти сантиметров и больше походила на медальон.
  
   Друзья ахнули. Монета поражала не только хорошо сохранившейся тонкой линией рисунка, но и удивительной по красоте легкой пустынной бежевой патиной2, оттенявшей все детали чеканки.
  
   Питерский археолог Александр Герасимов, тщательно рассмотрев монету в лупу, дал заключение: - Ого, такая находка в первый день прибытия на место! Поздравляю! Это золотой Эвкратид, бактрианский, судя по качеству чеканки. Правители малоазийских стран пытались чеканить копии этих монет, но качество работы их мастеров заметно хуже. Еще одна отличительная черта - цвет золота, которое здесь, в Балхе, обладает непередаваемым платиновым оттенком, за счет примесей серебра и меди в самородках.
  
   При словах о золоте Бактрии Сократ оживился и, обращаясь к Андрею, вполголоса сказал:
  
  - Да, кстати, в ближайшие дни тебя ждет встреча с Повелителем золотых муравьев...
  - Повелителем муравьев? - удивился Андрей
  - Да, с алимом (мудрецом) Дардуджем, твоим следующим учителем...
  - Где же мы с ним встретимся?
  - Он обитает в Балхе - совсем недалеко отсюда. Это необычное место. Ты сам почувствуешь. Это центр древней Бактрианы. Там вырос Заратустра. Древнее городище и сам Балх - представляют собой правильные окружности, с ориентированными по частям света улицами и башнями. Там начинали свои проповеди первые в мире буддисты: два бактрийца - братья Тапассу и Бхалика, которые, путешествуя по Индии, стали изначальными учениками Будды Гаутамы...
  
   Тем временем другой петербургский археолог Николай Покрас, также внимательно изучивший монеты, восторженно признал подлинность находки:
  
   - Да, это 'Великий Базилевс Евкратид'3. Первоначально такие монеты были найдены в Бухаре академиком В. Массоном. Прекрасный портрет Евкратида и, по моему, редкое по изяществу изображение Диоскуров 4на реверсе. Но где этот местный паренек мог найти такие монеты? Это самая большая золотая монета античности. По тем временам - целое состояние. Если такие монеты обнаружены в захоронении, значит, в нем погребен высокопоставленный вельможа или человек царских кровей.
  
  - В том то и дело, - радостно поддержал питерского археолога Сократ, - этот парень говорит, что у него есть еще несколько таких монет. Он знает, где они были найдены и обещал показать место..., за соответствующее вознаграждение, естественно.
  
   Сделав несколько глубоких затяжек, Сократ раскурил уже, погасший было, кальян и вновь окутался клубами табачного дыма. Согревая монеты в ладони, он некоторое время сидел молча, как будто пытаясь 'прочитать' их историю. После паузы Сократ продолжил рассказ об археологических раскопках в Балхе.
  
   - При дальнейших раскопках холма Тилля-Тепе была сделана главная находка - советские археологи обнаружили семь царских могил Кушанского периода. Тела царей и цариц были практически не видны под огромным количеством золотых украшений. В каждом саркофаге - более трех тысяч предметов. Всего экспедиция Виктора Сариатиди обнаружила в Тилля-Тепе свыше 20 тысяч золотых предметов, относящихся к первому веку до нашей эры, - это было крупнейшее открытие в истории мировой археологии после находки Шлиманом золота Трои. Судя по местоположению царственных захоронений - они преднамеренно располагались в стороне от храмовых и дворцовых сооружений. Это делалось для сохранения в тайне мест погребений, чтобы предотвратить их дальнейшее разграбление.
  
   В одной из усыпальниц перед взором изумленных археологов предстали останки древней царицы, тайно захороненной в разрушенном храме огнепоклонников. На голове царицы была корона-тиара, украшенная цветами, инкрустированными жемчугом и бирюзой, стилизованными деревьями с птицами на ветках. Рядом - золотые косметические сосуды со скульптурными фигурками, мелкие стеклянные и янтарные украшения. Массивные золотые браслеты, концы которых увенчаны головами хищников с оскаленной пастью, антилоп со зрачками из бирюзы... Разнообразнейшие золотые подвески и пряжки, изображавшие амуров, сидящих на рыбах с бирюзовыми глазами, крылатых божеств... Пальцы царицы были унизаны перстнями. На одном из них была выгравирована греческая надпись, выполненная в зеркальном отображении, что характерно для печатей представителей царских кровей, которые по примеру правителей Эллады, использовали подобные перстни для скрепления личных посланий. Голову правителя, лежавшего в соседней усыпальнице, венчала высокая корона, а на лбу сохранилось пятнышко 'тика', что говорило о принадлежности к высшим кастам Индии. Рядом с телом обнаружены золотые чаши с узорами и чеканкой, пояса, богато украшенное холодное оружие. Красотой и изяществом отличался кинжал с золотой рукоятью в золоченых ножнах с крылатыми грифонами и зубастыми хищниками. Одежда погребенного была расшита золотыми пластинами с изображениями воина в шлеме со щитом и копьем, у ног которого лежали драконы, а также каких-то фантастических существ с мордами львов, леопардов ... Помимо описанных выше предметов, у многих погребенных были золотые ножны, железные кинжалы, золотые бляхи-фалары - украшения для конских уздечек, золотые косметические сосуды с фигурками в виде крылатых богинь, музыкантов и рыбаков с дельфинами, мелкие стеклянные и янтарные украшения, монеты...
  
   Николай Покрас, изучавший материалы экспедиции В. Сариатиди, подключился к описанию находок советских археологов:
  
  - Монеты, собственно, и позволили ученым определить, что некрополь Тилля-тепе относится к рубежу нашей эры и, скорее всего, принадлежал правящему слою кочевников-юэчжей. Вероятнее всего, по их заказу и было сделано большинство ювелирных изделий местными бактрийскими мастерами.
  
   Бородач Александр Герасимов, живописно смотревшийся в афганской одежде, привстал с тахты и, уперевшись левым локтем в ковротканную бедуинскую подушку, романтически продолжил:
   - Легендами о несметных золотых россыпях Бактрии и Гандахары бредило не одно поколение персидских и греческих правителей. Бактрийские племена первоначально входили в Мидийское царство, а затем вместе с ним вошли в состав Ахеменидского государства. В 540 году до нашей эры Бактрия стала сатрапией персидского царя Кира Великого и платила ему дань. Самое раннее описание бактрийцев, принадлежавших к восточноиранским народам, можно найти у греческого автора Гекатита. Оно относится примерно к 500 году до н.э. Впоследствии, когда Александр Македонский планировал поход в Азию - он не только мечтал о богатствах Вавилона и Индии, но также и о золоте Бактрии, про которое существовали многочисленные легенды в Персии, Средней Азии, Индии и Китае, одну из которых привез из дальних странствий Геродот.
  
   Сократ с удовольствием продолжил затронутую тему:
   - В третьем томе своей Истории Геродот следующим образом описывает историю о муравьях, которые собирают под землей крупицы золота и на своих лапках выносят его на поверхность - в пустынные холмы, внутренние переходы в которых выложены золотом:
  
   ' Другие индийские племена, напротив, обитают вблизи области Пактики (юго-восточный район нынешнего Афганистана, ранее входивший в состав царства Гандахара - прим. автора) и ее главного города Каспатира севернее прочих индийцев. По своему образу жизни они приближаются к бактрийцам. Это самое воинственное из индийских племен, и они уже умеют добывать золото. В их земле есть песчаная пустыня, и в песках ее водятся муравьи величиной почти с собаку, но меньше лисицы. Несколько таких муравьев, пойманных на охоте, есть у персидского царя. Муравьи эти роют себе норы под землей и выбрасывают оттуда наружу песок, так же как это делают и муравьи в Элладе, с которыми они очень схожи видом. Вырытый же ими песок золотоносный, и за ним-то индийцы и отправляются в пустыню. Для этого каждый запрягает в ярмо трех верблюдов, по бокам - верблюдов-самцов, которые бегут рядом, как пристяжные, а в середине - самку-верблюдицу. На нее они и садятся, выбирая преимущественно спокойную, которая только что родила. Их верблюды быстротой не уступают коням, а помимо того, могут нести гораздо более тяжелые вьюки. ... В такой верблюжьей упряжке они отправляются за золотом с тем расчетом, чтобы попасть в самый сильный зной и похитить золото. Ведь муравьи от зноя прячутся под землей. Солнце в стране этих народов самое знойное утром, а не как в других местах в полдень. Когда индийцы приедут на место с мешками, то наполняют их [золотым песком] и затем как можно скорее возвращаются домой. Муравьи же тотчас, по словам персов, по запаху почуяв их, бросаются в погоню. Ведь ни одно животное не может сравниться с этими муравьями быстротой [бега], так что если бы индийцы не успели опередить их (пока муравьи соберутся), то никто бы из них не уцелел. Так вот, верблюдов-самцов (те ведь бегут медленнее самок и скорее устают) они отвязывают в пути и оставляют муравьям (сначала одного, потом другого). Самки же, вспоминая оставленных дома жеребят, бегут без устали. Таким-то образом индийцы, по словам персов, добывают большую часть золота, а некоторое гораздо меньшее количество выкапывают из земли...' Геродот 'История', Часть III, 'Талия' гл.102-105
  
   Способность Сократа цитировать обширные фрагменты из древних первоисточников удивила Андрея еще во время их первой встречи на Арбате в Москве. Постепенно он стал привыкать к этому дару своего наставника. Однако рассказанная им легенда Геродота о муравьях, охраняющих золото пустыни, восхитила молодого художника. Он смотрел на своего друга в ожидании услышать о таинственном Повелителе муравьев, о котором тот упомянул несколько минут назад...
  
   Однако, Сократ повернул завершение своего рассказа в совершенно неожиданном направлении:
   - Судьба распорядилась так, что Александр Великий, стремясь найти описанные Геродотом золотоносные пески, завоевал Бактрию, включил ее в свои владения, даже основал в ней двенадцать городов. Он провел здесь несколько лет, наверное, самых счастливых в своей жизни. Он не нашел золота пустыни, хотя по описаниям его историков, в лагерь македонцев 'приносили шкуры крупных золотоносных муравьев в большом количестве'. Но именно здесь, в Бактрах (так ранее назывался Балх), в 327 году до нашей эры - Александр нашел свое главное сокровище - встретил бактрианскую красавицу Роксану, дочь местного правителя Оксиарта, в которую влюбился и сделал своей женой...
  
  
  
  Глава 11
  
   (Встреча с Повелителем муравьев; Невидимый (черный) предвечный свет Абсолюта и его проявление в виде материально видимых световых объектов; ишракат - световые акты теофаний-богоявлений; воображаемый мир человека и сфера посылаемых ему персонифицированных светящихся образов)
  
  ...и этот светильник, чьё пламя питается
  маслом оливы предвечной, и вспыхивает,
   даже если его не коснулся огонь...
   И это - свет поверх света.
  
  Коран, 24:35
  
  
   В ветхой хане алима Дардуджа на окраине Балха царили тишина и покой. Светильники, расставленные по восьми углам жилища подле окон, заливали помещение подрагивающим оранжевым светом. От этого казалось, что все пространство в комнате было живым и готовым выслушать Учителя и учеников.
   Джалу, приблизившись первым к старцу, припал к его рукам коленопреклоненный.
  
   Седобородый мудрец в белой азабе 5, облаченный в ветхий желтый халат, сидел на небольшом возвышении в глубине комнаты. По обе стороны от него стояли статуи двух золотистых муравьев, каждый величиной с собаку, державших в передних лапах светильники. Сократ представил алиму Дардуджу Андрея, и старческая рука покрыла протянутые ладони молодого художника. Андрей невольно встал на колени перед ним, испытывая благоговение и трепет.
  
   Теплая волна от руки старца успокоила его. Подняв глаза, Андрей увидел добрый и понимающий взгляд. За те мгновения, когда их взоры пересеклись, казалось, в сознании молодого художника пронеслась вся его жизнь в малейших деталях.
  
   Без излишних предисловий, перебирая четки, мудрец начал говорить:
  
  - Взгляните на звездное небо. На первый взгляд кажется, что свет звезд неизмеримо слабее черной пустоты, в которой они растворены. На самом деле это не так! Существует темнота материи и темнота отсутствия материи. Гигантские пространства между темной материей заполнены Невидимым (черным) светом. Темная материя поглощает лишь материальные световые лучи любого цвета, а затем может извергать их из себя. Однако есть свет без материи. Это - предвечный Невидимый свет, который не иссякает и не поглощается темными телами. Это есть свет божественной Самости (нур-э-дхат), Невидимый черный свет, обладающий способностью сделаться явным, проявиться, облачившись в состояние видимого объекта.
  
   Джалу, поначалу переводивший с языка дари, постепенно замолк. Непонятным образом слова мудреца входили в душу молодого художника сами по себе, не нуждаясь в переводе.
   Тем временем, убеленный сединами алим Дардудж, вознеся вверх руки, продолжил изложение аркан 6все более громким голосом:
  
   - Правильно понимание этих основ необходимо каждому духовному страннику при выборе им дальнейшего пути совершенствования как Воина Света, рыцаря духа - джаванмарди ... Видимый свет в виде святящихся объектов: солнца, звезд, планет - лишь есть проявление света Невидимого (черного света) в той мере, в которой Он хочет себя проявить. Эта бездонная божественная темнота является первоосновой и потому называется предвечной. Она является управляющей силой по отношению к темноте низшей, темноте черного тела, или, как говорят европейские философы, 'подсознанию' (нафс аммара) .
  
   Первоначально каждая 'световая частица', потенциальный 'светящийся' человек, поглощена темным колодцем подсознания (нафс аммара). Она бессознательно живет в материальном мире, борясь за выживание в жестоких условиях мира темных тел. Через нее ежесекундно пролетают миллиарды частиц Невидимого света нур-э-дхат .
   Духовный путь салика -мистического странника, который вы избрали, заключается в переходе от чувственного восприятия к сверчувственному, то есть вы должны научиться чувствовать эти частицы и улавливать их. Это достигается путем зикра 7- повторения священных формул, обращенных к Всевышнему, - духовной практики, дающей способность ориентации на источник Невидимого света - единого Бога (Аллаха), Милостивого и Милосердного.
   Это не ориентация в трехмерном пространстве, привязанная к координатам планеты Земля по четырем сторонам света: восток-запад, север-юг и высоте. Это ориентация по координатам небесной сферы: на вертикальную ось надир 8 - земт 9 и горизонтальную ось между точкой Восхода (зодиакальный асцендент) - и точкой Заката, называемой в астрологии десцендент .
  
   И если горизонтальная ось идет от точки Восхода (отражает энергию твоей зодиакальной планеты/твой облик/личность) к точке Заката (твое главное устремление в жизни), то вертикальная ось показывает твой путь от кармы предков вверх - к достижению вершин развития твоего духа во время земной жизни, и, как высшее достижение, - восхождению твоей души к Всевышнему.
  
   Пересечение этих двух осей - своего рода индивидуальный крест, который несет каждый человек.
  
   Человеческая душа похожа на кристалл в виде пирамиды. С одной из треугольных сторон этой призмы с первым криком родившегося человека в него из точки Восхода входит луч энергии планеты, которая на данном градусе неба сильнее других светил посылает свое возмущение на Землю. С астрологической точки зрения это асцендент (лат. 'асцендо' - восходить). Это точка эклиптики, восходящая над горизонтом в момент рождения человека, связанная с определенным зодиакальным знаком, который определяет звездную физиологию и индивидуальность человека: формирует главные черты его характера, манеру поведения, внешность человека и его телосложение. Асцендент характеризует наши таланты, харизму. Иными словами, восходящий в момент рождения человека зодиакальный знак характеризует нашу личность.
  
   Прямо противоположная асцеденту точка - десцендент (лат. 'десцендо' - спускаться), или точка Заката. Она, образно говоря, расположена на противоположной треугольной стороне пирамиды души, откуда луч энергии выходит. Точка выхода - определяет то, к чему будет стремиться человек, цель его земной жизни.
   Но самая главная точка ориентации человека - это земт - по сути это полярная точка трехмерного пространства, или космический север. Это точка эклиптики, которая находится в верхней кульминации (выше всех над горизонтом) в момент рождения человека. Точка земт указывает на миссию, высшую цель человека и на то, каким образом он будет идти к цели. Более детально на это укажут те планеты, которые в момент рождения человека будут находиться вблизи точки земт. Знак Зодиака в верхней кульминации дает информацию о том, чего человек может добиться в жизни в духовном плане. Недаром, слово 'земт' в переводе с арабского означает 'дорога' в смысле 'Путь', 'Дао'...
  
   Если рассматривать душу человека как хрустальную пирамиду, то от высоты точки земт зависят пропорции данной пирамиды, и следовательно, вся энергетика, происходящая в ней. Если точка земт находится высоко от основания пирамиды, то и луч, входящий с точки Востока, преломляется под другим, более пологим углом, соответственно, мощь устремления к точке Заката будет сильнее.
  
   Путем зикра духовный странник полирует поверхность зеркала своего сознания (образно говоря - это основание пирамиды), добиваясь его сверхчувствительности. Таким образом, он совершенствует сам себя, усиливая ориентацию на полярный север - на достижение высшей точки земт и ориентацию всей конфигурации хрустальной пирамиды своей души на предвечный Невидимый свет, льющийся сверху - из космического полярного полюса. Если человек не совершенствует свое сознание, его пирамида будет более пологой, он так и не достигнет ее запланированной конфигурации, предначертанной божественным чертежом. Но ежели ученик достигнет на этом пути высшей концентрации, он обретает поистине фантастические возможности: будучи в состоянии не только изменить очертания своей хрустальной пирамиды, максимально вознеся ее вершину (точку земт), но и осознанно менять всю конфигурацию своего кристалла. Это могут быть шестигранные, восьмигранные призмы, многогранные кристаллы, приближающиеся по своей конфигурации к эллипсовидным сферам, вытянутым в направлении источника предвечного Невидимого света. Количество плоскостей этих многогранных кристаллов - соответствует количеству талантов и способностей, изначально поровну данных Всевышним всем людям, но по-разному развиваемых и 'полируемых' каждым учеником.
  
   Практика полировки зеркала сознания, лежащего в основании пирамиды - повторения священных молитв наподобие зикра существует во многих религиях. У православных монахов есть так называемая 'Иисусова молитва': 'Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго'. В самой краткой форме она выглядит так: 'Господи, помилуй!'. У индийцев - это джапа-йога, у китайских - 'Няньфо' (кит.- "Думание о Будде") и японских буддистов - 'Нэмбуцу' - обращение к Всевышему, как средство обретения возможности возродиться в "чистой земле" Будды.
  
   Каждая религия идет своим путем, но все они независимо друг от друга пришли к одинаковым по своей сути практикам 'духовной ориентации' на полярный Север.
  
   Различия между религиозными традициями и представлениями о Боге объясняются различиями божественных архетипов, заданных Абсолютом разным типам существ, живущих в разных уголках планеты. Преломление лучей из точки Восхода в различных районах Земли формирует свои региональные архетипы, характерные для сознания народов, населяющих их. На основании этого формируются эргрегоры различных народов и регионов.
  
   Методика зикра, является своего рода механизмом ориентации человека в духовном пространстве, постепенно выводит душу человека из тьмы подсознания к сверхсознанию, позволяет накапливать частицы Невидимого черного света нур-э-дхат до критической массы, после чего каждая такая световая единица - светящийся начинает 'излучаться'.
   На пути прозрения каждый духовный странник встречает таджалли, или, как их именуют в европейской теологии - теофании. Это манифестации, т. е. проявления божественных сил... в виде 'световых актов' фотизмов10 , или как их называют в исламе ишракат, представляющих собой вместилища, благодаря которым свет становится видимым.
  
   Таким образом, между сгустками черной материи и Невидимым черным светом божественной Самости, как говорил наш учитель Шихаб-ад-дин Сухраварди (да пребудет с ним милость Всевышнего), простирается целый сонм светочей (проявлений зримого света), облаченных в различные формы и цвета. Все в нашем мире: от мельчайшей частицы, повисшей в пространстве, до далеких созвездий в черном небе - имеет свой неповторимый цвет. Свечение в определенном цветовом диапазоне говорит о процессах, происходящих в этих световых проявлениях, об их возрасте, направленности (от рождения к апогею или от высшей точки к завершению своей миссии). Всевышний рисует в бездонном космосе многомерные светящиеся картины. Они постоянно изменяются, представляя захватывающее зрелище. Наделяя их частичными качествами божественности, Абсолют сообщает им способность к саморегулированию в пределах заданных пространства и времени. Световые проявления, таким образом, являются производными сущностями Абсолюта, выполняющими во вселенной свои особые миссии и формирующими соответствующее пространство вокруг себя.
  
   Это касается созвездий, планет, населяющих их растений, животных и людей. Порой кажется, что они существуют сами по себе. Но это не так. Все материальные проявления световых субстанций существуют лишь настолько, насколько Творец хочет наблюдать их материализацию. Разбрасывая их, наделенных частицами божественности, в бесконечном пространстве, он получает удовольствие от созерцания постепенного соединения этих частиц в целое - в наблюдении за тем, как мириады бесконечно разнообразных объектов материального зримого мира начинают преображаться, перегруппировываться и стремиться к воссоединению со своей Основой. Это воссоединение с Всевышним является основной целью всего сущего.
  
   Есть несколько путей такого духовного восхождения человека. Либо он с самого детства уже достаточно чувствителен, либо достиг необходимой духовной чувственности путем каждодневной неустанной полировки зеркала своей души путем зикра или других практик, либо ему будет ниспослана яркая световая манифестация свыше. Но смысл качественного преображения, которого рано или поздно достигнет каждый человек один и тот же: открытие внутренне зримого мира - руханьят - источающего свой свет из самого себя. Внутри каждого человека есть этот глубинный внутренний духовный мир. Вход в него завален грудой разного хлама, наваленного в нелегкие периоды жестокого выживания в материальном мире.
  
   После раскрытия внутренне зримого мира воображения руханьят, где вы можете представлять себя путешествующим в неведомых мирах, ваши дальнейшие контакты с божественными световыми объектами станут носить постоянный характер.
  
   Каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается с этими световыми манифестациями - ишракат, которые проявляются в виде световых точек, опускающихся вниз и поднимающихся вверх, молниеносных вспышек, всполохов зарниц. Поначалу они предстают перед внутренним взором исключительно в мире воображения духовного странника и на очень короткое время. Постепенно, благодаря повторению молитв и медитации, понимаемой как активное воображение, по мере того как совершенствуется отражательная способность зеркала сознания, ученик обладает способностью рассмотреть посылаемые ему световые акты подробнее. Они становятся для его духовного взора более длительными и разнообразными, проявляясь, наконец, в форме небесных сущностей. Пространство Невидимого черного света и мир воображения человека являются той ареной, где внутренний духовный мир воображения человека руханьят встречается с божественными световыми теофаниями.
  
   Ваш духовный мир руханьят состоит из внутренне зримых знаков, символов и образов. Прошу запомнить эти термины именно в данной последовательности. Знаки (буквы, слова, цифры, простейшие рисунки) служат для обозначения окружающего нас видимого и мыслимого мира. То есть мира, о котором у человечества есть четкие понятия. Если сознание духовного странника поднимается выше понятийного аппарата - ему на помощь посылается свыше мазхар - символ, доступный пониманию предмет или рисунок, который обозначает нечто безграничное или неподдающееся описанию. Знание, передаваемое символом, не может быть получено иным способом. А истинное значение символа становится известным посредством теофанического видения - световых актов (ишракат), или светящегося образа.
  
   То есть символ является границей перехода от мира мыслимого, о котором мы имеем представление, в мир непознанного - сферу категорий, не поддающихся описанию. Одновременно посылаемый свыше мазха (символ) - является и ключом к миру 'Алам ал-малакут ('миру царствования') - невидимому, духовному, ангелическому миру, воспринимаемому внутренним зрением и духовными качествами.
  
   Таким образом, мир воображения духовного странника входит в соприкосновение с высшим миром, постепенно проявляемым ему Абсолютом в виде символов (предварительных уведомлений), в дальнейшем объясняемых световыми актами и явлениями ангелических образов.
  
   Язык, на котором объясняется это знание - не формализованный язык знаков/понятий, а язык более высокого уровня: это визуальный ряд, подкрепляемый интуитивным и чувственным восприятием. Особенно поразительно то, что облик светящегося существа, в котором мистический странник созерцает (и без которых он не мог бы созерцать) теофанию ( таджалли ), ниспосылается ему Невидимым черным светом в форме, соответствующей его собственному существу.
  
   Каждая новая теофания (богоявление) отлична от предыдущих, чем объясняются различия в человеческих представлениях. Каждому духовному состоянию, каждому чувству, поступку соответствует своя духовная сущность, свой 'ангел', проявляющийся в свойственном ему свете. Даже разные формы зикра, и обряды богослужения и поклонения - все эти реальности выражаются присущей им разновидностью света, видимого внутренним зрением духовного странника в его мире воображения .
  
   Сердце вместе с духовной энергией воображения осуществляет 'осмысление' чувственного, чтобы воспринять посылаемые свыше символы и световые явления в его воображаемом мире, где 'телесное становится духовным, а духовное обретает телесность'.
  
   Старец замолк на мгновение, сделав паузу для завершающей части своей беседы. Вновь простирая десницу вперед, он покрыл ею протянутые ладони Андрея и уже размеренным, и протяжным, как напевы муэдзина, голосом проговорил:
  
  - Переход к сверхсознанию достигается, когда ваш мир воображения расширится настолько, что постоянно будет находиться в зоне, посылаемых Невидимым черным светом ишракат - световых актов. Вы это почувствуете. Ваше внутреннее зрение будет ощущать не просто кратковременные вспышки, а постоянные светящиеся объекты, присутствие одного из которых вы станете чувствовать особенно чутко. Это ваш Ангел, или Эргрегор - Небесный вожатый. Его облик, будучи рассеян в лучах видимого света или темноты, не будет явной копией вас, но вы будете всегда ощущать, что он - это вы, и что он ниспослан в форме, соответствующей вашему собственному существу.
  
   С этого момента, продолжая оставаться земным человеком, вы станете 'существом инобытийным'. Пережив это состояние, вы уже не вернетесь назад, к прежней жизни. Возрастающая манифестация этого состояния - залог непрерывного дальнейшего восхождения вверх... И когда ваше сознание, подобно птице Симург, воспарит над вершиной горы Албурз, и вы окинете взглядом горизонт от точки Рассвета до точки Заката нынешней цивилизации, перед вами предстанет смысл истории совсем другого рода: истории, определяемой не эволюционной фатальностью сменяющих друг друга поколений и цивилизаций, а истории человечества, события которой соотносятся с процессами, происходящими во Вселенной.
  
   Это история духовного, незримого человечества, лучшие сыны которого, преодолевая невыносимые муки и преграды материального мира, восходят в высшие миры, увлекаемые вверх Невидимым черным светом. Эта тайная история человечества удивит вас - пред вами предстанет невидимая для простого смертного иерархия святых мужей аулийа, противоборствующая темным сущностям черной материи, коварным и беспощадным. Вы убедитесь, что миссии пророков завершены и что на нынешнем этапе борьбы между силами Света и Тьмы цикл 'святых мужей' (аулийа) , пришедший на смену пророческому циклу в отличие от последнего является постоянным и активным. У человечества нет еще одной попытки исправиться, благодаря очередному пророку, ниспосланному с Неба. Пророков больше не будет! И поэтому от выбора каждого человека, от пополнения рядов воинов Света - джаванмарди, или как их называл древний пророк Зардушт, рыцарей Аша (правды), зависит исход битвы.
  
   Голос старца замолк, и в помещении воцарилась мертвая тишина. Лишь потрескивание горящего масла в светильниках напоминало о реальности происходящего. Сократ, Джалу и Мушарбек продолжали стоять на коленях рядом с Андреем перед алимом Дардуджем. Мудрец последовательно наложил свою десницу на голову каждого, после чего они тихо встали и направились к выходу из помещения.
  
   Бросив прощальный взгляд в сторону старца, Андрей вздрогнул: был это мираж, вызванный благовониями, растворенными в воздухе от горящего ароматического масла, или плод воспаленного воображения, но ему почудилось, что огромные золотые муравьи со светильниками в передних лапах, стоявшие по обе стороны впавшего в забытье мудреца, ожили и склонились перед ним в благоговейном поклоне.
  
  
  
  
   1 Статер, Статир (др.-греч. στᾰτήρ) - античная монета, имевшая хождение в Древней Греции и Лидии в период примерно с начала V века до н. э. до середины I века н. э. Вернуться
  
  2 (Нем. Patina, Edelrost) - название тонкого слоя окислов, образующегося с течением времени на поверхности металлических предметов под влиянием кислорода, углерода, кислот и солей. Патина предохраняет металл от дальнейшего разрушительного действия среды. Патина на античных и раннесредневековых монетах считается красивой и ценной, ее наличие является одним из свидетельств подлинности монеты. Патину не следует путать со слоем вредных окислов. Различают благородную патину (равномерно зеленую, или пустынную - бежевую) и стекловидную, как правило, черного цвета. Вернуться
  
  3 Евкратид I (около 171 - 166 до н. э.) - греко-бактрийский царь, свергший династию евтидемидов и подчинивший все их владения, включая индийские. Присвоил себе титул 'царя царей', вероятно потому, что в его владение входили не только правители отдельных областей греко-бактрийского государства, но и мелкие царства, существовавшие как в индийских, так и в других частях страны. Вернуться
  
  4 Диоскуры (греч. Dióskuroi, буквально - сыновья Зевса), в древнегреческой мифологии сыновья Зевса и Леды, герои-близнецы (смертный Кастор и бессмертный Полидевк). Согласно мифам, Д. совершили ряд подвигов (поход в Аттику, чтобы освободить сестру Елену, похищенную Тесеем, участие в походе аргонавтов и др.). Кастор славился как укротитель коней, Полидевк - как кулачный боец. Вернуться.
  
  5 Азаба (арабск.), мн. ч. азабат ('конец', 'кончик') - чалма, повязанная таким образом, что ее свободный конец свисает либо сзади на затылок, либо над левым ухом - отличительный знак ряда суфийских орденов. Вернуться 6 Аркан (арабск.), ед. ч. рукн ('столпы')- первоосновы, основополагающие начала, тайный комплекс сведений или наставлений. Это слово перекочевало в латинский язык - arcanum (тайна, столп, основа веры). Выражение 'Арканы Таро' - происходит от этого арабского слова. Вернуться
  
  7 Зикр (араб. ذکر‎‎ 'поминание') - исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр 'столпом, на котором зиждется весь мистический Путь'. Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. 'безмолвным' размышлениям о себе и о Боге, или медитации. Вернуться
  
  8 Надир (араб. nadir, nazir) противолежащий, от nazara, смотреть. Точка, находящаяся под нашими ногами по направлению вертикальной линии. Вернуться
  
  9 Земт - слово зенит пришло к нам из арабского языка, где оно произносится как земт. Переписанное латинскими буквами как zamt, оно было впоследствии искажено переписчиками, превратившись в zanit, а затем и в зенит. Вернуться
  
  10 Фотизм - (от греч. phos - свет) (псих.). Появление световых и цветовых ощущений, не вызываемых зрительными восприятиями, а воспринимаемых внутренним зрением. Вернуться
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список