Сандовский Владимир Михайлович : другие произведения.

Коммуникатор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Коммуникатор
  (рассказ)
  
  От автора
  
  Всё меняется, абсолютно всё: настроение, возраст, погода, частные и государственные проекты, и даже учебники истории о нашем прошлом. В этом рассказе, мой дорогой читатель, мне бы хотелось показать одну из переменных величин: разновидность формы учебной программы под видом школьных сочинений. Особой новизны в ней нет. Вообще-то, мой дорогой читатель, невероятно сложно создать для современного образования школьников и студентов что-то принципиально новое. Потребуется глобальная ломка старых систем обучения. Конечно, ломать - не строить, душа не болит, но... Добровольно, без принуждения, в системе образования на такую ломку никто не пойдёт. В конечном итоге обязательно спросят: "Ну, господа ломатели, - а что дальше?". Потом сделают оргвыводы и - полетят клочки по закоулочкам.
  
  Да, конечно, причин паниковать пока нет. Локомотив системы образования всё так же пыхтит, коптит, грохочет паровым двигателем, и, после очередного техосмотра, упрямо мчится по накатанным, гулким рельсам, а его сменные машинисты привычно размахивают переходящим из рук в руки знаменем: "Вперёд, к вершинам знаний!".
  
  Да, написано много научных статей и монографий: как установить контроль над учениками, которые не могут учиться без контроля; как внедрить интернет-обучение; как использовать видео, аудио; как организовать наглядность, формировать практические навыки; как проводить лекции, семинары; как... как... как... Чего только не написано. Даже о креативных формах обучения. Особенно, про методы работы с одарёнными детьми (которых не так уж много в любом классе). Умного и талантливого ребёнка можно научить очень многому. И его устами начнут глаголить такие истины! - уму не растяжимо. Ко всему, рекомендуемый маститыми учёными-методистами "метод придумывания" работает среди одарённых детей, как волшебное зелье. А как же быть с теми, которые с малых лет страдают врождёнными маниями воровства, делать другим гадости и подлости, и провокации учителям? Или с теми, которые ничего не хотят, не умеют, и на уроках, как спящие сурки? Может быть, в качестве лечебно-воспитательной работы каждые пять минут пропускать через них две тысячи вольт?
  
  Не раз и не два говорилось, что каждой новой эпохе нужен новый человек. Где же взять его, нового? И если взять негде, то как вырастить, воспитать, выучить? И где, в каких университетах, по каким методикам подготовить тысячи (или десятки тысяч) новых гуманитариев, учителей и преподавателей, способных врачевать наш несовершенный интеллект и делать его совершенным? Вопросы... вопросы... вопросы... Просто, гамлетовские: "Слова... слова... слова...".
  
  Поэтому, рассказ о двух школьниках, которые для себя решают проблему написания школьного сочинения на актуальную тему - это именно то, что может оказаться полезным для нашего подрастающего поколения. Как автор я напоминаю: любая проза, даже короткий рассказ, - это условность нашей с вами реальности. Условность. Не судите её слишком строго.
  
  В рассказе только два персонажа, брат и сестра. Сестра будет постарше, её зовут Марсельеза. Брата зовут Жюлиан. Так, по моему замыслу, их назвали родители. Выбор имён родителями совершенно непредсказуем. К примеру, в нашем давнем прошлом, как было написано в статье тех времён, родители назвали дочь Даздрапермой. Назвали в честь лозунга: "Да здравствует Первое Мая!".
  
  Вот, пожалуй, и всё, мой дорогой читатель. Располагайтесь удобней и - приятного чтения!
  
  *** *** ***
  В один из осенних, субботних вечеров, восьмиклассник Жюлиан листал свой рабочий дневник, выискивая подходящие записи. Его сестра, Марсельеза, штурмующая первую четверть десятого класса, просматривала свои. На понедельник Жюлиан должен подготовить развёрнутый план сочинения на любую тему, на свой выбор, и предоставить его учителю. В принципе, он хотел сам, в уютном творческом одиночестве написать этот план, но, сестра... Наделила же судьба такой сестрой! Всё в ней говорило об уникальном сочетании четырёх братьев-темпераментов. Сильный темперамент холерика (в чистом виде способным на мгновенное убийство), опирался на болтливого весельчака, трепача, бесшабашного сангвиника-хохотунчика. Эти два братца, объединяя свои полярные свойства, делали Марсельезу сильной, властной, своенравной, не терпящей никаких возражений, всегда готовой наградить собеседника сардонической улыбкой, отпустить едкую шутку или того хуже. Крошечный зародыш меланхолика, сидящий в железной клетке её сознания, пытался в критические моменты подавать жиденькую кашку голоса: "Марсельеза, дорогая, только без рук!...". Впрочем, это было подобно гласу, вопиющему в далёкой-далёкой пустыне. Руки Марсельеза могла пустить в ход когда угодно, и против мальчиков, и против девочек. Она любила посещать фитнес-клуб, тренировалась в женском боксёрском клубе. Нужно отметить: особое место в личности Марсельезы занимал темперамент флегматика. Нет, нет! Не надо думать, что студнеобразная, холодная флегма, подобно болоту, безразлично поглощающему и прошлое, и настоящее, и будущее, заполнила своим равнодушным телом часть личности Марсельезы. Этот суперспокойный, с нулевой температурой темперамент присутствовал в строго ограниченном объёме. Природа отстегнула от него очень полезные свойства: скрупулёзность, педантичность, склонность к строгой классификации: вот так, только так, и не иначе.
  
  А брат Марсельезы, Жюлиан, был совершенно другой. Его мягкий меланхолизм, - ни в коем случае не плаксивая меланхолия, ведущая к депрессии, болезням почек, и мечтам о самоубийстве! - именно мягкий, душевный, задающий тон всему и вся, в сочетании с изюминками сангвиника и парой атомов флегматика делали Жюлиана абсолютно домашним романтиком, склонным к мечтам, в которых он мог безмятежно отправляться в неизведанные миры. Нет нужды говорить, что холерик присутствовал в Жюлиане только в качестве символа. И слава Богу! Житья нет от этих взрывных холериков. Чтоб их разорвало!
  
  - Ну, Жульенчик, что ты надумал? - спросила Марсельеза, закончив просматривать свои записи. Она уже много лет использовала для брата уменьшительное имя.
  - Не знаю, - ответил Жюлиан. - Меня больше тянет написать план про какую-нибудь пьесу. Вот, "Маскарад" Лермонтова. Похожа на "Отелло"...
  - Чушь! Сколько раз я тебе говорила, что ты должен вырабатывать в себе современный стиль мышления. Покажи в сочинении, что ты современный школьник, а не поклонник всякого ретро. Хватит нюхать пыль прошлого, дыши ветром будущего.
  
  - Марси... - заканючил Жюлиан, - он тоже использовал уменьшительное имя для сестры: - Я не знаю... Ты уже в десятом и знаешь больше.
  - Вот! Я всегда тебе говорила, чтобы ты слушал меня. Говорила?
  - Говорила.
  - Вот и слушай. Тебе нужно показать учителю, что ты можешь думать, анализировать, иметь собственное мнение. Отвечай быстро. Быстро! Ты можешь иметь собственное мнение?
  - Ну-у... могу...
  - Не мычи, отвечай чётко.
  - Могу.
  
  - А если можешь, то своё мнение должен изложить в сочинении. Начнём с темы. Она должна быть актуальной. Что такое актуальная?
  - Ну-у... ммм...
  - Не мычи.
  - Актуальная, значит современная и... это... ну... очень важная, значительная...
  - Правильно. Важная, значительная, и назрела, как прыщь, - пора давить.
  - Марси, не говори так, меня уже тошнит...
  
  - Жульенчик! Ты - будущий мужчина. Воспитывай в себе силу воли, терпи все неприятности. Тебе учиться в институте, работать в коллективе. А коллектив - это!... - и Марсельеза тряхнула перед носом Жюлиана сжатым кулаком.
  - Не буду я работать в коллективе. Буду дома, на компьютере.
  - И что ты будешь делать на своём компьютере?
  - Буду издателем. Сайт открою. Сейчас цифровые книги заменили бумажные. Буду издавать новых, неизвестных поэтов, писателей.
  - Тоже мне, издатель! Ты хоть представляешь, какая там конкуренция?
  - Представляю, ещё как. Я уже читал, как работают издатели. У них стандартный конвейер - мейнстрим. И команда "литературных негров". Всё, чего они хотят - объём продаж и деньги. На форумах писатели только и пишут, что авторам платят авторское пособие. А у меня будет отбор талантов и авторам буду платить по-чесноку.
  
  - Ты посмотри, какой чесночный! Смотри в глаза и отвечай. В глаза, я сказала! Где актуальность больше всего?
  - В науке.
  - В какой?
  - В любой.
  - Назови хоть одну, издатель-предатель!
  - Астрономия. Там сейчас такой телескоп запустили!... Джеймса Уэбба. Покруче, чем Хаббл.
  - И что даёт людям твой крутой телескоп?
  - Новые галактики, созвездия, планеты, чёрные дыры.
  - Жульенчик, а что актуальнее? - твои чёрные дыры или мясо, штаны и кроссовки?
  
  - Марси, мы же говорим о будущем. Это сейчас думают, что поесть и что надеть. А в будущем будут думать о новых звёздах, новых планетах и чёрных дырах. Чёрные дыры очень опасны. Засосёт - не вытащишь.
  - Какой ты умненький, Жульенчик! А какая профессия в скором будущем будет актуальной?
  - Наверное, всякие менеджеры по полётам в космос.
  - Не повторяйся про свой космос. Сколько раз я тебя учила: не закорачивайся на одной мысли. Смотри шире. Что ещё, кроме космоса?
  
  - Что ещё? - Жюлиан посмотрел в свою тетрадку. - Вот, у меня тут кусочек сочинения на тему: "Моя будущая профессия". Один школьник хочет выращивать морскую капусту. В ней много йода и витаминов.
  - Ой, ну!... Морскую капусту! - от раздражения и гнева у Марсель даже глаза изменили цвет. - А выращивать огурцы, помидоры и петрушку на дне моря, - никто не хочет?
  - Такого сочинения у меня нет.
  - Какой ужас! Нет такого сочинения! Жульенчик! Ну, как жить после этого, как жить?
  - Марси, ты чего?
  
  На этом моменте нужно сделать паузу. Пусть Марсель отругает и наставит на путь истинный Жюлиана. В конце концов, разборки между братом и сестрой - это их личная жизнь. Не стоит в неё вторгаться. Дождёмся разговора по-существу.
  
  И вот... Разборки закончились, вынужденная пауза тоже, и Марсель силой убеждений подвела Жюлиана к актуальной теме.
  
  - Ну-ка, повтори, что я сказала.
  - Ты сказала, что актуальной профессией станет профессия "человек-коммуникатор".
  - Правильно. И что ты знаешь про слово коммуникатор?
  - Ну-у...
  - Не мычи. Вспоминай.
  - Когда я смотрел фильм, ещё давно... это... "Звёздный путь". Там был коммуникатор. Он посылал аварийные сигналы.
  - Вспоминай ещё.
  - А! Вспомнил... В смартфонах есть коммуникатор. Поэтому в смартфонах программное обеспечение лучше, чем в простых телефонах.
  - Ещё?
  - Всё.
  
  - Жульенчик, чем вы занимаетесь на уроках литературы?
  - Как чем? Учим литературу... э-э-э... изучаем литературные произведения.
  - Ага. Изучаете литературные произведения. Жульенчик, а что изучает литература, как наука?
  - Марси, а разве литература - наука?
  - А что, по-твоему?
  - Ну-у, это... ммм...
  - Не мычи.
  
  - Марси, наука - это математика, физика, химия. Науку делают учёные. А литературу пишут писатели. Они же не учёные.
  - Ну да, они неучи. Сплошные. Вот только вы изучаете то, что эти неучи написали, и получаете двойки.
  - Марси, я по сочинениям двоек не получал. У меня всего один трояк, и то, я тогда торопился, хотел пораньше сдать.
  - Какой ты умничка! Всего один трояк! Ладно, торопыжка. Отвечай коротко, не размазывай. Как и о чём ты будешь писать своё сочинение?
  - Выберу произведение, напишу про героев, про сюжет и... эту... композицию.
  - И всё?
  - А что ещё?
  
  - Помнишь, мы говорили, что такое актуальный, что такое коммуникатор?
  - Помню.
  - Хорошо помнишь?
  - Конечно. Мы же только что про всяких коммуникаторов говорили.
  - Жульенчик, твоё сочинение должно быть актуальным и обязательно о... Подожди. Ответь сам. Кого и что изучает литература?
  - Как это, что изучает? Это мы её изучаем.
  - Запомни, троечник-торопыжка. Литература - это наука, которая в художественной форме изучает... Ну-ка, кого и что?
  
  Жюлиан быстро полистал тетрадь, пробегая глазами записи.
  - А-а-а... вот ты о чём!... Точно! Литература изучает человека. Ну, со всеми его характерами, психами и поступками. Правильно?
  - Наконец-то! Снесла курочка яичко. Только не психами, а психологией. Я сколько раз тебе говорила, что мыслить надо быстро, чётко и грамотно? Сколько раз я тебе говорила?
  - Много.
  - Теперь отвечай быстро. Зачем люди общаются?
  - Как зачем? Скучно же, когда всё время молчишь и глазами хлопаешь.
  - И это всё?
  - Марси, я не знаю. Ты много всего наговорила... У меня в голове пробка образовалась.
  - Для тех, у кого в голове образовалась пробка. Люди, Жульенчик, общаются для собственного развития и совершенствования. Когда ты общаешься со мной, ты умнеешь или тупеешь?
  - Иногда не очень, чтобы умнею. Иногда всё вижу по-другому.
  
  - По-другому, - это как?
  - Ну-у, вот, раньше я думал, что инопланетяне, как в кино, живут среди нас, подделываются под других людей. А когда, ещё летом, ты сделала мне втык и сказала, что инопланетяне - это высшая цивилизация, и наблюдают за нами, как за амёбами под микроскопом, - у меня сразу в голове просветлело. А и правда, Марси, мы же для них, как зоопарк. Вот, включили они свой супермикроскоп, понаблюдали, как мы тут возимся, копошимся, - и переключились на другие миры. Нам бы так!
  - Опять ты про своих инопланетян? Они без тебя разберутся, кого рассматривать. О себе подумай. Ты готов писать свой план?
  - Почти готов. Мне только про эти... сигналы и символы, которые нужны для коммуникации, не очень понятны.
  - Ничего тут сложного. Для тебя коммуникатор - это любой учитель. Его задача навести мосты между тобой и учебной информацией, и разными способами вдолбить тебе в голову новые знания. Скажи честно: ты любишь учиться?
  - Конечно. Учиться я люблю. Не люблю только непонятные и скучные предметы.
  - Ну вот, ты сам уже отвечаешь на свой вопрос про сигналы и символы. Всё, что говорит учитель, для тебя рабочие сигналы и символы. Они заставляют твои мозги работать.Учиться любишь, когда от учителя идут интересные сигналы и символы, и всё понятно; а скучные предметы не любишь - никаких интересных сигналов и символов, и ничего не понятно. Какой для тебя предмет самый скучный?
  
  - Марси, петь я не умею, рисовать тоже. Это у нас Машка Корчнева голосистая. Её даже приятно послушать. А меня училка как вызвала один раз, а я как спел, - весь класс упал со стульев, а на училку даже икота напала. Пробовал я учиться рисовать. Ну, не получается ничего. У нас в классе только четверо умеют. Вот, Мишка Бойкин, тот вообще, даже мультяшек рисует. Мне бы так.
  - Не завидуй чужим талантам. Свой имей. А про твоё пение, от которого все упали, ты мне ничего не рассказывал.
  - А чего рассказывать? Ты сама бы от хохота валялась.
  - Жульенчик, тебе надо над своей лексикой поработать. От хохота не валяются, а падают. Валяются пьяницы под забором.
  - Марси, это я дома так говорю. На уроках литературы у меня с лексикой всё в порядке. Сначала подумаю, потом скажу.
  - Надо же! Сначала подумаешь, а потом скажешь? Ах, ты, моя умничка! - и Марсельеза, как добрая учительница, чмокнула Жюлиана в лоб.
  
  *** *** ***
  Остановимся на этом месте, мой дорогой читатель, и возлелеем надежду, что Жюлиан, под мудрым руководством Марсельезы, напишет к завтрашнему дню развёрнутый план сочинения, в котором сможет показать учителю своё понимание актуальной (назревшей, как прыщ) человеческой профессии. Конечно же, как восьмикласник, он не сможет интегрально и глобально охватить всю проблематику взращивания людей-коммуникаторов. Эти люди, - люди новой профессии, - должны обладать способностью целенаправленно, проникновенно и эффективно (используя доводы, рассуждения, живые примеры и статистику), - убеждать любого упрямца (даже олигарха!), - действовать не только в личных, - даёшь объём продаж! - но и в интересах коллектива, производства и общества в целом. Фантастически сложная работа. И на первый взгляд - безнадёжная. Но... Должны же быть перемены в нашей жизни со знаком плюс? Что ж, будем на это надеяться: "Надежда, наш компас земной...".
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  Рассказ опубликован 10.10.2022 г.
  В. Сандовский
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"