История русской литературы с 1869 года в школьной тетради
Лекции записанные на бумаге студентом Ж.И.Хрюкиным
История русской литературы проста как необлупленное яйцо. С этого и начнём.
Яйцо Достоевского
Лекция 1-я
Достоевский (годы жизни неизвестны) был писателем и психопатом. Когда он, сидя на умирающем в Ясной Поляне Л.Н. Толстом, и обвив его шею холодными липкими пальцами, душил гения и приговаривал: "Ну скажи истину, скажи истину, граф, сволочь, скажи!", тот прохрипел в предсмертной агонии: "Кра... Кра-с-с-сота спас-ёт ми-и-ир"- и отдал Богу душу. Так Фёдор Достоевский стол великим писателем. Но у него была проблема, свой конёк в некотором смысле- у великого писателя не хватало одного яйца. Дамам это очень нравилось, а мужикам нет. Поэтому Федя всех своих мужиков в романах хулит, а девушек жалеет. Вспомните хотя бы его Татьяну Ларину. Ведь это такая боль, несчастие, нега. Абсолют одним словом. А все эти его воняющие потными ногами и топорами мужики. Ведь это просто дикость, умопомешательство. Отсутствие манер в конце концов! Все эти бесконечные братья Богомазовы или Арзамасовы- теперь уже и не вспомнить. Ещё бы вспомнить- ведь все они на одно лицо, и у всех одна мысль- наказать или не наказать. Криминал да и только! Так вот брат Достоевский писал как-то своему другу брату Горькому: "Я тут на днях накрапал вещицу, что-то в таком мистическо-экзотерическом смысле. Надо придумать названьице. Есть мысли?" Ну а брат Шолохов ему тут же позвонил (это достоверно определенно) и хрипит в трубку (он был с похмелья, а потом ещё лечился от сифилиса. Сифилис- это болезнь поэтов), и хрипит: "Так назови её "Яйцо", ты, мадьярский атаман!" Ну и Фёдор Достоевский называет один из своих лучших романов ""Яйцо" и посвящает его другу Герцену. Герцен это оценил и Федю упекли на Соловки. После этого в его творчестве был 10-ти летний перерыв. Новые замыслы, блестящие идеи и т.д. и т.п. И вот он издаёт вторую часть своего бессмертного романа "Яйцо". Там живо описывается быт русской глубинки, глубоко прослеживается положение русской крестьянки в современном обществе и высказывается идея о братстве всех людей и животных нашей планеты. Так начинается в творчестве великого писателя период, названный позднее критиками "Зоофилический". Я же лично считаю, что будь у тебя хоть три яйца или родись ты вообще без яиц, если ты олух так олухом и останешься, а всякие там эссе, романы, агроманы- брось, не твоё это, Федя, не твоё. Так вот мы уже приблизились к главному. А главное это что? Дилемма, вот что главное! В романах Фёдора не было дилеммы, и поэтому, читая его произведения, всегда хочется одного- взять этот самый роман и засунуть его писателю в задницу. А всё потому, что нет дилеммы! Очень жаль. Нам очень жаль, Федя, что у тебя этого нет. Зато есть о других. О них наша следующая лекция.
Как писался роман "Что делать?"
Лекция 2-я
У романа "Что делать?" не один, как ошибочно полагали историки русской литературы, а два автора. Близнецы-братья, что-то в этом роде. Роман писался на спине. Роман писался трудно, неудобно, тяжело писался роман. Ещё бы! Ведь надо быть гимнастом, циркачом, чтобы писать такой роман. Теперь уже не секрет, что Николай Островский и г-н Герцен находились в интимных, так сказать, отношениях. Так вот, когда друг Островский заправлял под хвост своему другу Чернышевскому, тогда-то и рождались самые проникновенные строки этого воистину бессмертного произведения. (В воспоминаниях Павла Островского мы читаем, что его брат по письму и друг Вяземский очень хорошо подмахивал, но это так к слову). Да, долгие ночи, строка за строкой, страница за страницей, том за томом рождался этот роман. Вот сейчас у меня в руках 29-й том этого венценосного творения. Я явственно себе представляю, как Михаил Владимирович, потный, липкий, с горящими зелёным огнём вдохновения глазами склоняется над спиной Епифания Григорьевича и на зыбком листе бумаги, постоянно соскальзывающей со спины Григория Владимировича, пишет: "Гордо реет в синем небе буревестник мой крылатый, на просторе, в синем небе..." Нет, простите, я не могу, у меня слёзы текут из глаз. Приходите завтра. Не сегодня. Сегодня я не в себе. "Буревестник... в синем небе..."
Некрасов (1952- 1963)
Лекция 3-я
Юный гений Некрасов был якобинцем (т.е. недемократом) и эстетом. Он писал. Некрасов яростно защищал крепостной строй, и однажды ему пришла в его голову замечательная идея выдумать поэму. Эту блистательную поэму он назвал (посмертно) "Кому на Руси, или Путешествие из Петербурга в Москву и обратно". Это великое произведение великого гения. Сомнений нет. Вы все его должны прочитать и запомнить. Утром встав с постели, прежде чем натянуть на себя свою серую рабочую робу трудового интеллигента, не надо думать о постороннем, не надо чесать свою задницу- подумайте, господа, о возвышенном, о поэме Анатолия Некрасова "Кому на Руси"! Прочтите одно, два, три, пять её (Анатолия Некрасова- женщина) четверостиший, и на душе воцарится такой долгожданный мир. Вы только вслушайтесь: "Горелово, Неелово, Неурожайка-тож..." Какая игра слов, какое доскональное, несравнимое знание своего великого, о да, великого языка! "Неурожайка-тож. Да как заподивалося, да как зараструнялося. Могутное начальництво, хроменя златосря. Вернелово хухрымишно, ванелово сукенишно, и братья вместе охрандя хухрындя разхухря!" Я всегда прежде, чем залезть на свою Агафью, дабы проявить ей свою нежность и благоверие, всегда, вот встану перед её постелью на колени и читаю, и читаю бессмертные строки, а она, дура, плачет, плачет. Ну а потом уж я как сделаю своё супружеское дело, так вроде и ничего, вроде можно и водочки выпить. Так не забудьте, балбесы, к следующей лекции выучить с главы 178-й аж по главу 363-ю, и только попробуйте мне не ответить- будете потом ходить как Фёдор Достоевский, с одним яйцом. Джжжжентльмены херовы! Адью.