Сфинкский : другие произведения.

Начало начала начал и конец Всему

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Сводя всё человечество в единый этнос, вы делаете бессмысленной тему конкурса, значит, сам конкурс тоже" - написал в комментариях к эссе "Начало начала начал" преноминатор О.М.Г. Сказано, видимо, имело отношение к написанному в правилах: "Все произведения, подаваемые в конкурс, должны быть посвящены людям, разнообразным этносами нашей планеты".
  
  Я ещё раз прочитал эссе и обнаружил, что посыл, который содержало эссе не явный. Эссе было посвящено цивилизационному этносу - человечество и рассматривалась тема Отчуждения, которая возникла у меня после прочтения эссе Северянки "Начало начал", в котором автор в числе других проблем затронул проблему одиночества человечества во Вселенной. Я решил развить эту тему и рассмотреть дополнительные коннотаций в проблеме определения одиночества.
  
  Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества - это и физическая проблема, и социальная, и психологическая, и психическая, и философская, связанная с экзистенциальным поиском. Очевидно, что чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов.
  
  И вот я подумал: что, поскольку одиночество - это феномен, т.е явление, данное в чувственном созерцании и противопоставлен в философии Канта ноумену - непознаваемой вещи самой по себе, почему бы не познать этот феномен, не познать что отражает это целостное психическое переживание. Потому что наблюдение, данное в чувственном созерцании, указывает на что то другое - то, что "наблюдают".
  
  Одиночество - это просто способ обьективизации восприятия Отчуждения. И восприятие его не может быть полным. Отчуждение - категория, выражающая такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. Отчуждение совпадает с самоотчуждением, отчуждением от человеческого в себе. А вот снятие отчуждения - это отдельная тема. Спорная. Но в рамках теологии - отчуждение было при нарушении правил поведения в Саду, при изгнании из Сада, и человек должен отчуждиться теперь от человеческой природы в себе, дабы опять воссоединится (в Саду).
  
  Это было одно решение. Другое решение, которое то и, как оказалось при моем "вторичном" обращении к тексту эссе, и оказалось неявным.
  
  Неявно в моем "первичном" эссе намёк на то, что Отчуждение - это своего рода точка биффуркации, в которой Отчуждение является оператором возникновения разнообразия этносов.
  
  Соглашусь - эта мысль в тексте неявна, хотя и раскрывается в комментариях при общении с Преноминатором.
  
  
  Итак, в Царстве Небесном, человек проявил Отчуждение (противостоя Создателю) и отныне сила этого Отчуждения, превосходящая человека сила, делающая его человеческую натуру греховной, превратила его из субъекта в объект воздействия Отчуждения. Соответственно, Библия объясняет, что съев плоды, Адам и Ева совершили грех непослушания, прикоснувшись к "запретному плоду", за что Бог вынужден был их наказать, изгнав из рая. Вот это первый момент появления разнообразия. Вот - ангелы, вот - люди. Потом появятся Дети Божьи - дети обетования, духовно рожденные становятся детьми Божьими. В Писании грешники никогда не называются детьми Божьими. Ефесянам 2:3 говорит нам, что до того, как мы были спасены, мы были "по природе чадами гнева, как и прочие". Римлянам 9:8 говорит, что: "То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя". Вместо того чтобы рождаться Божьими детьми, мы рождены в грехе, который отделяет нас от Бога и приравнивает к сатане как Божьему врагу (Иакова 4:4; 1 Иоанна 3:8). Короче, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "авва, Отче!" ( Галатам 4:5-6). "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Спасенные - это "сыны Божии по вере во Христа Иисуса" (Галатам 3:26).
  
  В дальнейшем Создатель наказал людей внеся в их культуру разнообразие языков. Согласно Библии Бог наказывает человечество за высокомерие и непослушание смешением языков, в результате чего люди перестают понимать друг друга.
  
  Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар долину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. И сошёл Яхве посмотреть город и башню, что строили сыны человеческие. И сказал Яхве: вот один народ, и один у всех язык; это первое, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Яхве оттуда по всей земле; и они перестали строить город. (Бытие, 11, 1-9.)
  
  Сам по себе Бог - это сила Отчуждения и греховность человеческой прирроды - это тоже сила Отчуждения. А само отчуждение уже очевидно выглядит опереатор разнообразия языковых, территориальных, культурных этносов.
  
  Наконец, Всемирный потоп, ставший причиной гибели почти всех людей - Бог насылает на людей потоп в наказание за неверие, нарушение законов, убийство животных и т. п. или (в древнемесопотамских сказаниях) без указания причины - это своего рода попытка Создателя переосмыслить самоорганизацию этносов.
  
  Очевидно лишь одно - по этой библейской легенде, Бог остался недоволен венцом своего творения. Почему? Возможно, излишне рьяно выполняя наказ Создателя - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт. 1:28), - то есть поддавшись закрепленному в ходе эволюции и не зависящему от времени года половому инстинкту, человек отстал в своем духовном развитии, и стало "велико развращение человеков на земле" (Быт. 6:5).
  
  Или,быть может, решил, что без эволюции в понимании Дарвина и сопутствующей ей селекции творение Бога несовершенно: созданные Им виды вырождаются?
  
  "Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери; тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими); потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
  
  И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю: ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Бога).
  
  Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
  
  Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел (Господь) Бог на землю; и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи" (Быт. 6:1 - 14).
  
   То есть не принятие обета - раз, не соблюдение обета - два, под воздействием опять же Отчуждения - силе в человеческой натуре, превосходящей его, и вот результат - новое деление и возникает новое разнообразие. Людьми управляет "неразумное" Отчуждение, Бог Дух - сам по себе - "разумное Отчуждение", а результат - новое деление, точнее ограничение жизни человека - понимание неизбежной ограниченности телесного бытия, коему Писание отводит чуть более ста лет, что соответствует представлениям современной биологии. Иными словами, тело наше максимум в течение этого срока достойно служить пристанищем "Божественной души", символизирующей индивидуальное развитие и совершенствование. На самом деле - это не просто ограничение жизни человека, но и ограничение жизни разнообразных этносов. Всему вводится срок.
  
  А последний срок - Страшный Суд. На нем будет новое разделение цивилизационного этноса - человечества. И это будет возвращение к той первой идеи, от которой Создатель когда -то отказался. На Страшном Суде произойдёт окончательное Отчуждение от греховной натуры человеческой, дабы опять воссоединится с Создателем в Царстве Небесном. Идеальное ассоциативное кольцо! В общей алгебре - так называется алгебраическая структура, в которой определены операция обратимого сложения и операция умножения. Более того - Замысел Создателя - идеал кольца, не совпадающий со всем кольцом и не содержащийся ни в каком большем идеале. Вот это конец всему.
  
  Еще раз:
  
  Отчуждение - в философии - категория, выражающая такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. В философии есть много трактовок этой категории. Например Гегель отождествлял "отчуждение" с "вещностью", или предметностью. Реальность вне человека это продукт творческой деятельности мирового духа: отчуждения себя, опредмечивания себя, овеществления себя логической идеей.
  
  Человеческий дух, побуждаемый своими внутренними противоречиями, то есть имманентными противоречиями самой природы духа, вырабатывает представление о том, каким должен быть чувственный мир "по истине" в противоположность представлению о том, каким он является налично, дан эмпирически. Новое, более высокое представление отчуждается этим духом вовне, а предмет приводится в соответствие с представлением в процессе "опредмечивания" представления как идеальной цели. Человеческий дух ставит перед собой, делает предметом своего чувственного созерцания свое собственное произведение, свое собственное представление о предмете. Опредметив свое представление о том, каков предмет по истине, сделав его в предмете, логический дух в человеческом сознании снова стремится понять разницу между образом, который дан чувственно, и тем, каков предмет поистине, в сущности. Новая противоположность возникает между представлением, которое человек уже воплотил, и новым представлением-продуктом логической деятельности сознания. Гегель исходит не из того, что сознание не учло какие-то стороны предмета, и потому наткнулось на их сопротивление и обнаружило их, а из того, что оно нарушило какие-то правила логики и обнаружило эти правила. Новый цикл снова завершается актом чувственно-практического целесообразного преобразования предмета, целью которого выступает чисто логически выработанное представление о предмете поистине.
  
  С точки зрения Гегеля этот процесс (в частности, кстатиЮ и процесс труда) является процессом "отчуждения" представления об "истинной природе" предмета.
  
  Весь процесс развития (опредмечивания и распредмечивания целенаправленной воли людей то есть самосознания) Гегель объясняет как процесс выявления собственной логической природы ума человека. Эмпирический облик предмета, который человек признает по логическом размышлении несоответствующим подлинной природе предмета, это не что иное, как тот же логический разум, но воплощенный в предмете ранее.
  
  Следовательно, противоречие между представлением человека о предмете и реальным предметом Гегель понимает как противоречие между двумя ступенями развития логического разума, действующего в человеческом сознании, то есть противоречие логической идеи с самой собой. Преобразованию сопротивляется ступень логического разума, ранее отчужденная в предмет, которую человек не распознает как опредмеченный ранее собственный логический разум, противопоставленный сознанию продукт сознания. В любом предмете человек распознает только самого себя: только те стороны предмета, которые он превратил в органическое тело своей субъективности.
  
  Вот здесь, собственно, надо остановиться и заметить, что люди напридумывали кучу хрени о этносах, лишенной философизма (включая определения Вебера, Бромлея, Гумилева, Сапира, Гринберга, Буленвилье, прочих вдохновителей национализма и нацизма), чтобы "оправдать" территориальное, языковое и культурное деление на этносы. И от того они чувствуют одиночество. В этой хрени человек распознает только самого себя. В этом ему помогают эмоции, чувства, мораль, духовность. А в основе всего и всего перечисленного только что лежит противоречие логической идеи с самой собой. И потому в предлах всего оперирует Отчуждение одного от другого.
  
  И в завершении хочу внести ясность:
   Общепринятого определения этноса не существует. Среди ученых также нет единства в подходе к определению феномена этничности. Но понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от других, обладающих иными параметрами тех же характеристик. Я считаю, что оператором этих характеристик и, соответственно, оператором этнического разнообразия является Отчуждение.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"