Сфинкский : другие произведения.

Чёрная дыра или кафе "À force de solitude"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Постимпрессионистический рассказ

 []

Чёрная дыра или кафе "À force de solitude"
 
"Одиночество - чувство по силе равное любви"



 Дождь делал вход в кафе скользким как живот шлюхи. "Если не выпалывать бледно-зелёную растительность в щели между мостовой и дверью, - заметил про себя Александре, - кафе зарастёт и станет незаметным для прохожих". Утром он сходил на аттракционы, днём - в тир - пострелял, и вечером оказался рядом с кафе "À force de solitude".
 Дождь...
 Говорят: "всякий, кто любит одиночество, либо - дикий зверь, либо - Господь Бог", но Александре - любит хороший абсент и, именно, в одиночестве.
 Как всегда, здесь играл шестой альбом Элен Ролле...
 Бьёт пять: Раз... Два... Три... Четыре... Пять. Час аперитива. Кафе в это время - безлюдно. Пусто. Почти...
 -- Добрый вечер, мадам Эва!
 -- Добрый вечер, месье Александре. - приветствует хозяйка заведения. - Вы сегодня опять один. Как всегда, для вас столик у окна.
 Александре проходит к предложенному месту и садится. Мадам Эва слегка улыбаясь, внимательно следит за посетителем, и ему, даже, кажется, что он "не один". "Ну-ка, ну-ка, посмотрим..."
 Александре оборачивается.
 "Никого!.. Кроме бродяги..." - в середине помещения и картины "Ван Гога" над его головой. Ко второму посетителю только что подошла мадам Эва.
 -- Абсент с лимоном? - звучит немного фамильярно - это хозяйка обращается к бродяге. Тот смотрит на картину над головой и болезненно-жёлтые тона его лица, зелёного столика и смежных тонов "Ван Гога" над головой органично сливаются.
 -- С жёлто-зелёным, - мысленно констатирует кажимость Александре - он имеет в виду цветовую тональность окружающей бродягу среды.
 -- Вам нравится картина? - слышится мужской голос.
 -- Пьян?!.. - думает Александре о посетителе и отворачивается к темному окну - поздней осенью рано темнеет; ...напился и несёт всякую чушь об искусстве; бокала бродяги не видно - он за бутылкой с водой рядом с двумя кусочками сахара, через которые в бокалы с абсентом мадам Эва сейчас нальёт воды...
 Александре - любит абсент. Сладкая вода помогает скрыть горький вкус. Когда она смешивается с абсентом, напиток мутнеет и приобретает белый цвет с оттенками зелёного и жёлтого цвета. Такой эффект носит название "муть". Его лучше пить в одиночестве. Горько, всё-таки!..
 -- Извините, вам нравится картина? - повторяется вопрос.
 Александре удивлённо оборачивается. Он понимает - вопрос может быть адресован только к нему (мадам Эва уже отошла к дальней стойке бара).
 -- Какая? - переспрашивает он.
 -- Ван Гог написал её оригинал в 1887 году, живя в Париже, - поясняет бродяга (он старается говорить громко, чтобы Александре мог расслышать его на расстоянии, отделяющим окно и середину помещения). -- Это портрет шлюхи - бывшей натурщицы-итальянки. Художник назвал картину "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин"...
 Бродяга отпивает из своего стакана.
 --Она нравится вам?.. Заметьте, динамика длинных извилистых мазков и цвета наполняют картину личной жизнью шлюхи - одиночеством, а нас - ощущением, воздействующим на чувства.
 Александре сдержанно улыбается... - вид бродяги напоминает ему о возможности возникновения обстоятельств, при которых события могут таким образом повлиять на жизнь, что это приведёт к её ухудшению или невозможности.
 -- Что вы скажите?.. - переспрашивает бродяга и застывает в ожидании ответа с поднятым у рта стаканом абсента.
 -- Пожалуй, в картине много повествовательности, - отвечает Александре после непродолжительного рассматривания картины издалека. - На заднем плане я вижу неясные японские гравюры. Зато, в глазах женщины зияет настоящая "чёрная дыра", в которой я вижу преломление пространства и времени.
 -- Чёрная дыра? - удивляется бродяга... Потом - выпивает и поднимает голову, чтобы ещё раз посмотреть на "Ван Гога".
 ...Удерживая внимание на объекте обсуждения он продолжает разговор:
 -- Именно в кафе "Тамбурин" Ван Гог устроил выставку своих картин, но вскоре был вынужден снять их со стен, погрузить в тележку и увезти - посетители кафе его так и не поняли.
 -- Сожалею... - произносит Александре, учтиво поддерживая разговор.
 -- Осознавая, что изображение одинокой фигуры не решает поставленной задачи, Ван Гог, спустя год, переехал в небольшой городок и написал там одну из своих самых удачных картин - знаменитое "Ночное кафе в Арле". В ней мне нравятся все краски, кроме жёлтой.
 -- Очень интересно... - комментирует Александре и, сделав первый глоток из принесённого мадам Эвой стакана с абсентом, интересуется у собеседника, - Вы - художник или...?
 -- Физик твёрдого тела, - отвечает кратко бродяга и продолжает начатую тему, - Для передачи впечатления одиночества Ван Гогу потребовалось отвести взгляд зрителя в сторону. Посмотрите...
 Он убеждается, что Александре смотрит поверх его головы и продолжает:
 И тогда, в совокупности с некоторыми правилами композиции возникло то, о чём мы с вами говорим. Мы видим и чувствуем состояние погружённости в одиночество. Вы позволите?..
 Бродяга делает жест, позволяющий Александре понять просьбу составить компанию за общим столом.
 -- Без проблем! - Александре приглашает за свой столик (не помнится, случалось ли ему смотреть на зеленый стол, в середине которого, как пьяный, мечется шарик рулетки, и видеть, как крупье одним взмахом лопатки сгребает весь урожай или часть его пододвигает счастливому игроку, но именно так бродяга сгрёб со стола всё что на нём лежало и пересел).
 Теперь, сидя напротив Александре, он достал из внутреннего кармана пожелтевший снимок.
 -- У вас в руках фотография?.. - кивает на неё Александре.
 Бродяга - подтверждает кивком головы, не отрываясь разглядывая её.
 -- Вы упоминули "чёрную дыру" и я подумал - сколько же много существует способов описать область в пространстве-времени, притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света.
 Александре - ждёт продолжение...
 -- Представьте себя абстрактным наблюдателем приближающимся к ней и сделайте допущения, что наблюдатель каким-то образом огражден от действия физических законов, во всяком случае, от действия процессов порождаемых самой дырой. Что же он будет видеть?..
 Александре - смотрит на рассказчика...
 -- Всё, кроме самого главного! Он не увидит черной дыры.
 -- Вы рассуждаете как настоящий физик, - замечает Александре.
 -- Если позволите? - спрашивает бродяга, - Я бы хотел показать вам одну фотографию. Пожалуста...

 []

 Последнее слово бродяга произносит по-русски. Неожиданно... И Александре делает вывод, что имеет дело с соотечественником, с которым до сих пор разговаривал по-французски.
 "Хотя акцент, - думает он, - пожалуй, больше походит на Шарля Азнавура в "Эмиле и детективах", где тот играл негритенка, имитируя африканский акцент"
 -- Моё щемящее чувство к Монике (бродяга указывает на чернокожую пианистку на фотографии) сжималось до тех пор, пока с какого-то момента я не стал испытывать трудности покинуть мысли о ней. Я, наверно, и сейчас погружаюсь в них всё больше и больше, глубже и глубже, быстрее и быстрее, и может быть даже продолжаю подавать сигналы бедствия моему другу - полицейскому Роже, сделавшему эту фотографию... Допустим, я подавал бы сигналы и впредь через равные отрезки времени, но Роже ничего не останется делать, как отмечать в своих полицейских протоколах, что сигналы приходят все реже и реже. Для него - я летел бы все медленнее и медленнее, пока, наконец, не останавился и сигналы не прекратились.
 Бродяга делает большой глоток из стакана.
 -- "Из "чёрной дыры" не возвращаются!" - Возможно подумали вы?.. - спросил он, заглянув в глаза слушателя и сам же ответил не отрывая взгляда. - Как бы не так!..
 Он смотрел на Александре, словно хотел определить на лице зависимость от изменении его собственного состояния.
 -- Как бы не так! - повторил бродяга. - Из решения Шварцшильда следует, что на определенном расстоянии от "чёрной дыры", пространство и время меняются местами. В действительности я летел бы с той же скоростью и сигналы посылал бы так же равномерно. Хотя следующий сигнал, может быть, получит только сын Роже и он заметит, что приятель папы всё ещё движется. Вот только...
 Возникла драматизирующая cебя пауза...
 -- ...Моника к тому времени, - продолжил он, - превратится в прошлое, а настоящее время - в замкнутый круг.
 ...И замолчал.
 -- Позвольте...
 Александре берёт в руки пожелтевшую фотографию, рассматривает и всем своим видом демонстрирует готовность выслушать продолжение.
 -- Второй справа у рояля - это я, - делает пояснения бродяга и указывает пальцем на полураздетого мужчину, стоящего рядом с пианисткой. - Стою... Не узнаете?..
 Александре внимательно рассматривает фотографию...
 -- Значит - к лучшему. Где только не пыталась найти меня израильская полиция. В Англии... Искали в местности Миднац, находящейся у залива Акаба, на Аравийском полуострове, а также между Йеменом и Хиджазом. А я в это время сидел с приятелем -полицейским на террасе кафе "Пианино папы Кло" в черном квартале Пото-Пото. Мы познакомились с Роже несколько дней назад и он стал моим неофициальным гидом. В Конго полицейским платить надо мало и можно спорить.
 -- Вот здесь (бродяга указывает на нижний угол фотографии) стоял Роже с фотоаппаратом. Не обращайте внимания - в кафе все полураздетые, кроме Роже, но он - полицейский. Несмотря на темноту, в помещении, как и на улицах Браззавиля было тогда душно, что впрочем, не смущало посетителей - они пили и танцевали под ритмы негритянского рояля. И не то, чтобы в Браззавиле жили дикари, - бродяга поболтал содержимом стакана, - просто у папы Кло - особенности бизнеса. Что ещё нужно людям: метроном, рояль и немного дождя?! А всё остальное - можно купить у папы Кло. Хочешь -"Кока-Колу" или бутылку виски. Пожелаешь маниок - пожалуста. А если очень захочешь, то и женщину, и мужчину, и вяленое мясо обезьяны. Вам интересно слушать мой рассказ?..
 -- Продолжайте, месье... - Александре кивает в знак согласия.
 Бродяга - выпил мутный абсент.
 -- Когда мы выпили, Роже кивнул мне на пианистку и сказал: "Обрати внимание на ее лицо. Африканская маска!.. По ней не прочитаешь ни одной мысли!"
 -- Африка!.. Африка! - подумал тогда я, - Я и сам знаю, что такое "Африка". Ещё до отъезда в Израиль я говорил Нельки: "Представь себя другой, не такой как ты есть, представь себя африканской блядью - миндальные глаза, полные губы, тяжёлые груди, быстро выскакивающие из лифчика, и прямые длинные ноги". Но нет... Нелька любила завтракать на кухне в трусиках и ласкать свои маленькие неразвитые сиськи с крепкими и острыми сосками - она так и не захотела стать африканской блядью.
 -- Хочешь поразвлекаться с ней? - спросил меня Роже.
 -- С этой блядью, - я показал на полураздетую пианистку.
 -- Она не блядь, - замотал головой Роже, - У моего народа блядями бывают мужчины. А женщина - это "Человек с пи*дой".
 Роже цокнул языком произнеся по южно-африкански французское слово "ле кон" - он был родом из пустыни Калахари.
 -- Понимаешь, израильтянин, у бушменов есть несколько букв, которые не звучат как обычные буквы, их звуки произносятся одновременно с языковым прицокиванием. Вот так...
 Роже демонстративно разжал губы и цокнул языком.
 -- Человек с пи*дой... С большой буквы, понял? У нас до трети слов содержат щелкающие звуки. Все, что имеют бушмены, нам дал наш прародитель - кузнечик-богомол Цагн. Он научил нас петь песни, исполнять танцы, а главное - наделил воинов "цветущим корнем", который даёт преимущество над всеми мужчинами мира. "Цветущий корень" никогда не вянет и всегда готов делать новых воинов и охотников. Поэтому мужчину бушмены называют "Человек с цветущим корнем", а женщину - "Человек с пи*дой".
 Роже цокнул языком.
 -- С большой буквы понял?..
 -- Удивил!.. - съязвил я в ответ, - я и сам видел матку отгулявшейся свиньи.
 -- Ты это... того, - Роже обиженно погрозил пальцем, - Зря ты так, израильтянин.
 И посмотрел на меня так, будто я - не бывший друг чёрной Африки, а какой-нибудь Фрэнк Карлуччи и имею прямое отношение к пыткам Манделлы и убийству Патриса Лумумбы.
 -- Зря ты так... Она по-русски понимает. Ей только скажи, что ты "рюс" и к тебе будет хорошее отношение. Просто после войны многие живут на средства, не превышающие доллара в день. А килограмм картошки стоит - четыре!
 Бродяга отхлебнул.
 "А я не ожидал такой влажности от полицейского! Да ещё ни где-нибудь, а в песках бескрайней Сахары!"
 -- Ладно, не парься, - похлопал я его по плечу, - тебя же не сертификат о её прививках спрашивают. Так с кем мне тут провести ночь? С пианисткой, что ли?... Надо хотя бы в гостиницу позвонить -- забронировать номер с душем. А ты как думаешь, за двадцать тысяч франков согласятся?
 -- Может быть предложим ей втроём? - неуверенно спросил меня Роже, - С русским она согласится, а со своими - ещё "как сказать".
 - Как хочешь... - ответил ему я.
 -- Жди, - сказал Роже и встал из-за стола.
 Поправив полицейскую форму он подошёл к роялю, перебросился несколькими фразами с пианисткой и та молча кивнула в сторону хозяина кафе. Роже минут пять разговаривал с Папой Кло, потом - звонил по телефону и, наконец, радостный вернулся.
 -- Договорился с Папой и отелем у океана. Поехали! Я отвезу вас обоих, а у меня завтра - дежурство. Надо ещё выспаться! Пойдём... Я вас познакомлю.
 И потянул меня за рукав, как будто боялся моего отказа.
 Мы подошли к роялю - и здесь Роже попросил нас сфотографироваться.
 -- Вот так мы и познакомились!.. - бродяга забрал у Александре фотографию и положил себе в нагрудный карман, - Пока Роже возился с фотографией, Моника продолжала играть. На её лице сохранялась непроницаемая маска.
 -- Действительно! - подумал тогда я, - По ней нельзя было прочитать ни одной мысли!
 ...В полной темноте мы подъехали к двухэтажному зданию с облупленными стенами, поднялись на второй этаж. Огарок свечи освещал входную дверь - из её ниши, как привидения, появились двое чёрных. После непродолжительного диалога с моим другом на цокающем языке, Роже пояснил:
 -- Мест нет, всё уже продано.
 -- Так мы же забронировали?
 -- Это - Африка,.. приятель! Давай в другой отель.
 Пока мы препинались с Роже в машине, Моника смотрела в окно...
 -- Сама где живёшь? - спросил её Роже.
 -- Около рынка "Пото-Пото".
 -- Одна?
 -- Угу..
 -- Поехали?!
 Моника только пожала плечами. В этот момент я заметил - у неё была кожа цвета подсыхающей листвы - более светлая кожа, и более тонкие губы, чем у конголезцев.
 -- Ну? - уточнил Роже.
 -- Поехали, - ответила тихо Моника.
 При этом маска на её лице ни сколько не изменилась! Моника, как "чёрная дыра", оставалась закрытой не то, что изнутри, но даже с поверхности.
 ...Наступившая ночь не принесла прохлады. По дороге - из окна машины Роже виднелись то нарядные витрины, то очертания зданий, в стенах которых зияли огромные дыры от снарядов. "Пото-Пото" - оказался сетью прямых и неасфальтированных улиц с рядами лавочек и одноэтажных домов. Торговля здесь шла на каждом углу. Одежда, фрукты, безделушки, кандомы и уголь, - все перемешалось в "Пото-Пото".
 Бродяга снова отхлебывает из стакана.
 -- Самая глупая телевизионная передача, - продолжает он, - где надо угадать слово по буквам, приковывает внимание миллионов. Знаете почему?... Человек - любопытен! У него есть чувство симметрии - он хочет знать отгадку всем загадкам. Тоже самая и я - всю ночь старался отгадать загадку "бушменской женщины". Почему бушмены называют женщину "Человек с пи*дой" с большой буквы.
 Бродяга - делает новый глоток и продолжает уже с философской значимостью.
 -- Возможно, пи*да (он - цокает языком) кажется вам, телесностью особого толка и выражается в индивидуализации пространства через место. Возможно, - вы скажите, - она вписывает в пространство высоту, ширину, интервалы и делает его обитаемым для человека. Но, заметьте, "пи*да гладкая как море" и "пи*да волнующая как океан" - бродяга дважды цокнул, - приобретают иные означающие. Пи*да - получает "реальную" способность "молчать", "колебаться", "бурлить", "волноваться" и "пениться". В голове буквально возникает иное - нематериальное тело. Оно может двигаться по иной временной оси. Я ещё раньше замечал - любовь всегда направлена "мимо", на некую маску, а желание - смещает объект любви. Помните, - бродяга посмотрел так, как будто сам сверху пытался изменить перспективу, которую слушатель должен будет увидеть прямо сейчас, - вы указали на смещение пространства и времени в глазах одинокой женщины в кафе "Тамбурин"?
 -- Смещение с силой одиночества, - подтверждает Александре.
 -- Самый отчетливый образ подобного означающего, - продолжает бродяга, - это барашек в ящике из "Маленького принца" Сент-Экзюпери. Маленький принц оказался удовлетворенным только тогда, когда герой-повествователь нарисовал ему вместо барашка просто ящик. И одержимый этим образом Маленький Принц принял его как знак всех своих желаний.
 -- Вы имеете ввиду - рыжих лисий хвост вместо барашка в ящике? - вставляет реплику Александре, - тогда о вашем объекте можно сказать ещё определённее - "пустое место, оставленное смыслом".
 -- Вот именно, - подтверждает бродяга, - некое место, которое может быть занято чем угодно. По сути, мы желаем самого процесса подмены... Но подмены чего?
 Бродяга отпивает глоток.
 -- Мы говорим "Бог", подразумеваем "Всё"... Мы говорим "Пи*да" - подразумеваем "Любовь" или неизвестно "Что" - с большой буквы. Потому что ни разу не испытывали её! Зато испытывали чувство, которое вызывает желание её подмены. И самое главное мы желаем подмены мира в котором замкнуты одни. А, собственно, что ещё мог создать Бог по образу своему и подобию?
 Бродяга прикладывается к стакану и допивает последние капли абсента.
 -- Заметьте, молодыми - люди ищут себе одинаковых, позднее - равных. Чтобы "быть понятым"! В философских терминах - это называется "внутреннее во внешнем" и наоборот. Попробуйте создать фигуру из двух замкнутых равных частей, чтобы она соответствовала этой философии и, в добавок, попытайтесь описать отношения внутри созданной фигуры, чтобы отношения тоже были равными. Если сумма всех углов окажется больше 360 градусов, фигура перестанет быть замкнутой - нарушится философия замкнутого пространства.
 -- Возможно... - соглашается Александре. - Мы научились заселять пустоту фантомами, а любовь к Учителю подменять неизвестно чем. А все дальнейшие отношения возникают из любопытства.
 -- И я так думал, - кивает головой бродяга. - Но вся магия любви к Нему состоит в том, что вы никогда не узнаете о взаимности,.. но будете бесконечно надеяться... - так думал я в своей далёкой прошлой жизни!
 Он с тоской заглядывает в пустой стакан.
 -- Впрочем... Что может быть дальше от меня, чем проблемы израильского юноши... Вернулся из Дании, прервал курс учебы в Виттенбергском университете, так как умер отец . И вдруг оказывается, что он не помер, а убит. И не кем-нибудь, а дядей! А мать предательски спит с убийцей в одной постели. Родные - отварачиваются, невеста - с ума сходит и не может решить - любить ей своего принца или тоже предать... Тень отца говорит осиротевшему сыну: "Отомсти за меня, но будь осторожен - полиция". Но принц хочет решить эту проблему по-старому - он же родился и вырос среди шпаны и бился как все - кастетами по лицу. О, как ему хотелось взять в руки меч мести! Тем более следствие так никогда и не узнает кто убил, не выяснит - почему дядя дергался и потел на допросах в полиции и ни кого не спросит почему не лаял в ночь убийства бедный Йорик.
 Бродяга поднимается из-за стола, берёт пустой стакан и направляется к стойке мадам Эвы; через пару минут - возвращается с наполненным и продолжает:
 -- Когда уже не стало возможности и смысла оставаться в Израиле, и мучать себя вопросом быть или не быть - я уехал. Сначала в Англию... Потом - три года непонятной жизни "по доверенности от имени цыгана" сделали меня одиноким диким зверем. Я остался без документов, без родных, без имени и собственного прошлого. Отсутствие действия вокруг меня сделали мир настолько большим, что теперь он даже стал слишком велик, чтобы повредить мне. И после всего этого - прикосновение к Человеку с пи*дой...
 Бродяга делает первый глоток.
 -- Прикосновение переозначивало меня - оно изменяло форму пространства и времени, в котором я до сих пор жил: я становился видимым для других - то есть понятым. Моника - меняла реальность, потому что становилась ей, а пространство и время становились необходимыми и достаточными... Но!.. Всё оказалось искривлённым. На самом деле пространство и время больше нас самих. Только при этом помещение пи*ды в голову человека или перемещение этого человека в пи*ду оказалось способным полностью оградить его от влияния созданного "по образу и подобию" мира, в котором ты всегда одинок. Только вы.., - бродяга посмотрел на Александре мутными глазами, - не сомневайтесь, я - абсолютно нормальный человек - независимый от секса. И на месте Моники мог оказаться любой - мужчина, ребёнок, старуха, собака или почтовые марки...
 -- Вы упоминули - Моника была бушменкой? - уточняет Александре.
 -- Была.., - бродяга не договаривает предложение и снова пьёт...
 -- Умерла? - переспрашивает тихо Александре - он опасается излишне потревожить память собеседника - он и так кажется не в своём уме.
 -- Как вам сказать, - спокойно отвечает тот, - я прожил с Моникой несколько лет и кое-что узнал о её народе и в том числе, как они воспринимают смерть. При захоронениях в могилы бушмены кладут половинки страусиных яиц, выкрашенных изнутри черной краской, а извне - красной охрой. Я сделал тоже самое - уехав в Европу, чтобы купить себе новый паспорт, я - покрасил одну половинку в чёрный цвет и, не вернувшись в Конго, другую половинку - в цвет крови, которой теперь обливается моё сердце.
 Бродяга поднимает стакан на уровне глаз, смотрит через него на Александре и задаёт неожиданный вопрос.
 -- Вы когда нибудь пробовали мескалин?
 -- Наркотик? - неуверенно предпологает Александре.
 Сообразив, что слушателю требуются дополнительная информация, бродяга поясняет:
 -- Мескалин - лучше исследован и является как бы стандартом, с которым сравниваются другие психоделики. Оказавшись в Европу и купив необходимый для свободного перемещения новый паспорт, со мной - произошли изменения в восприятии реальности - интенсификация в цветном восприятии. Все окружающее ослепило меня яркими, как бы промытыми дождем цветами. Только... Посмотрите! - бродяга приподнял над столом стакан, - на вашем зелёном столике есть царапина - черная линия. Это не грязь,.. только - содранная краска. Она напоминает о зелёном цвете стола... Вот также и Моника - в её предчувствиях была царапина, напоминающая, что когда-нибудь я не вернусь. Она могла предчувствовать любые события своим телом - это свойство бушменов. Она рассказывала мне: "Мы чувствуем лицом черные полосы на лице антилопы. Эти черные полосы, начинаясь с середины лба, спускаются вниз до конца носа. Нам чудится, будто черные полосы - на наших лицах. Мы чувствуем глазами черные пятнышки в глазах антилопы". Уже в первую ночь я увидел мистическое состояние превращения бушменской женщины в меня. Это было её постоянное ощущение меня в себе. Она предчувствовала нетолько, что я хочу, но и что со мной происходит, где бы я не находился. Но также - она жила со мной ограничиваясь предчувствием смятения, в котором кончится все. Понимаете, она была женщиной бушменов; наступление событий они чувствуют собственным телом. Нечто вроде постукивания в теле оказывается для них сообщением. Его буквы - в их собственном теле физически значимы, как если стучать морзе по лбу. Понимающему такое постукивание поведает, какой дорогой нельзя идти, какой стрелой нельзя стрелять. Оно предупредит о повозке с людьми, едущей к дому. Бушмен издалека почувствуют приближение близкого человека, или животного которого не могут еще ни слышать, ни видеть. Он может показать на своем теле знаки. Только Моника никогда не былa склонна насиловать ситуацию или изменять её. Хотя предвидение - это преодоление тишины, в которой может быть Бог хранит знания о будущем.
 Бродяга задумчиво смотрит на мутный абсент.
 -- Нужно быть Богом, чтобы умереть и остаться жить, - комментирует Александре, - он уже заподозрил в собеседнике не просто мстителя за смерть отца, а настоящего мыслителя, - Только в вашем случае я никак не могу понять, кто из вас двоих, кому и кого принёс в жертву?
 -- Понимаете?.. - протягивает нараспев слога бродяга и начинает раскачиваться на стуле придерживаясь за бутылку - он сейчас напоминает старика, который так пьян, что едет на осле задом наперёд, держась за хвост животного, чтобы не упасть, но при этом сохраняя трезвость рассуждений, - Животное, на которое охотится бушмен и он сам - это особый случай, поскольку бушмен превращается в собственную жертву, и ему реально потребуется плоть и кровь. Бушмен - становится жертвой и чувствует ещё не убитую антилопу и кровь её, ещё текущую по икрам и задерживающуюся в подколенных ямках и там же - её жесткую шерсть. Он ощущает себя живым зверем, его тело становится телом антилопы, которая ещё движется и даже не смотрит на него. Он предчувствует то что произойдёт и чувство уже не может отделиться от него самого.
 -- Но вы-то не умерли как антилопа? - Александре окидывает бродягу критичным взглядом, - Вы - живёте и пьёте абсент, - он кивает на почти опустошённый стакан.
 -- Я - по-прежнему изгоняю предчувствие Моники, - поясняет бродяга, - Но если старательно пойти по пути всех моих приключений (даже со скоростью света!) суть которых сведётся к тому что, в общем-то, все умрут, можно никуда не ходить. Помните знаменитую аббатису Жанну из Анжа, монастыря урсулинок в Лудене, и отца Сурэн, изгонявшего из нее дьявола до тех пор, пока дьявол не перешел в него самого? Здесь дьяволом оказались одержимы люди, специально посвятившие себя богу. Моё превращение в Монику поглотило меня целиком. Я всегда буду "чувствовать лицом черные полосы на лице антилопы".
 Бродяга - выпил.
 -- Правда, чудо превращения может совершить каждый - необходимо только знать технологию производства. Предчувствие - основной элемент превращений. Механизм аналогичен тому, что называется "настоящими чувствами".
 Бродяга сжимает веки.
 -- Люди, - продолжает он, - испытывающие любовь, чувствуют друг-друга всегда, мать - чувствует происходящее с ребёнком далеко от дома; верующие в Бога - чувствуют Его присутствие, наркоман под действием мескалина - расширяет сознание и видит недоступное. Но и то, и другое, и третье - психоделика.
 -- А зачем же вы употребляете мескалин? - спрашивает Александре, догадавшись о природе жёлтого цвета лица собеседника.
 Бродяга не смутившись отвечает:
 -- Мескалин ведет к нарушениям восприятия собственного тела. Пространство - искривляется. Тело исчезает или утрачивает границы в пространстве. В это время оно - не чувствует, хотя и продолжает жить.
 -- Но вы же сказали о Монике как бы в прошедшем времени - "была" - в её могилу положили разного цвета половинки страусиных яиц?!
 -- Чёрного и красного, - уточняет бродяга, - Красная охра - воспримается бушменами как кровь мифического первочеловека, из тела которого создано все живое, а цвет смерти - чёрный - поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает.
 Он замолчал.
 Александре решается воспользоваться паузой и спрашивает:
 -- Может быть потому и "цветущий" корень не вянет никогда. Потому, что бушмен постоянно чувствует в себе на теле присутствие любимого человека?
 -- О да-а-а!, - воскликает бродяга с гордой, но нетрезвой интонацией (он кажется уже совсем пьяным), - вы, уважаемый месье, оказались очень близки к тайне бушменов. Она делает их способными практически к бесконечному сексу. Сегодня в Южной Африке мужчинам бушменов платят по сто долларов. А секрет - их сосредоточенность на постоянстве отношений между непостоянными величинами. Бушмены чувствуют все изменения, происходящие с партнёрами - их желания, мысли, чувства - всё это идёт через физическую боль постукивания в теле. Как откровение ближнего или самооткровение, достигаемого физической болью сопереживания! А когда кто-нибудь из бушменов, действительно, умирает, то если не действительность, то иллюзию продолжения действия, способны придать молчаливая темнота захоронения и громкая тишина кровавой боли потери. Смерть не освобождает от ближнего молчанием. Это те же звуки, которые бушмены слышат в теле. Только молчание соединяет их с тем, что породило всё живое на свете - одиночество кузнечика Цагна. Его молчание либо подчеркивает, либо перечеркивает, либо замалчивает всё сказанное...
 Бродяга - из последних сил поднял стакан и допил остатки мутного абсента.
 - А теперь,.. помните ваш вопрос "кто из нас, кому и кого принёс в жертву"? Так вот... Бушмены-охотники осуществляют превращения, чтобы лучше понять тех, в кого превращаются. Научившись превращаться, они уже никогда не смогут отделаться от самих себя. Точно также как нельзя избавиться от притяжения "чёрной дыры". Но притяжение настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света. Каждая новая попытка будет инцестом с самим собой. В этом заключается искусство превращения бушменов. Его суть - переход друг в друга. Чудо предчувствия! Чудо!... Ха-ха-ха, - расхохотался бродяга, - Предчувствуя, превращайтесь!.. Превра-ха-ха-ха-щайтесь пред-ха-ха-ха-чувствуя!
 И упал со стула.
 Александре испуганно вскочил и принялся поднимать собеседника с пола, но тот был слишком пьян, чтобы стоять на ногах. В таких случаях проще всего налить на затылок перепившего холодную воду так, чтобы она текла вдоль хребта, но Александре позвал мадам Эву...
 -- Боже! - всплеснула руками хозяйка кафе, увидев лежащего на полу, - Опять напился!
 Она ухватила бродягу за ноги и потащила к стойке бара.
 -- Сколько же можно! Вчера, сегодня, каждый день, всю жизнь...
 -- И давно вы его знаете, мадам Эва?
 -- Его-то?.. Как же не знать, месье Александре! Это - мой родной брат.
 -- Брат? - изумился Александре.
 -- Странно, что вы только сегодня познакомились, - удивилась хозяйка кафе, - Мой брат бывает здесь довольно часто. С тех пор, как клиенты стали боятся заходить в кафе, так как в нем ползает змея, я разрешаю ему посидеть здесь в качестве "первого посетителя".
 -- Подождите, я вам помогу... Только как же так? - Александре разводит руками и начинает помогать хозяйке кафе - она держит брата за ноги, а его голова отсчитывает ступеньки стойки бара, - А разве месье - не русский?
 -- С чего вы взяли, месье Александре? Мой брат дальше Америки никуда не выезжал. Но он - артист и любит преображаться.
 -- А как же Израиль, Африка, Конго, Браззавиль?..
 - Тем более - откуда у нищего артиста столько денег!
 -- Ничего не понимаю! - смущается Александре.
 -- И не стоит мучаться, уважаемый месье! У некоторых людей при употреблении абсента возникают галлюцинации из-за содержания в абсенте туйона.
 -- А как же физика твёрдых тел, смерть отца, измена матери, убийство дяди, одиночество принца, любовь к пианистке по имени Моника?..
 -- Он - одинокий человек, месье!... - отмахивается рукой мадам Эва, - Он играет в монреальском Repercussion Theatre. Они каждое лето выходят в городские парки с бесплатными постановками Шекспира и играют их попеременно то на английском, то на французском языках.
 -- Конечно, я видел, но... - Александре замялся, пытаясь найти подходящее слово, - Но, всё же,.. сочинить "Гамлета" в начале семнадцатого века было предприятием разумным, необходимым и, быть может, фатальным, но я даже не мог предположить, что в начале нашего века оно также осуществимо. Только зачем ему было разыгрывать Шекспира передо мной?
 -- Вы не обижайтесь, месье Александре, - с сожалением и сочувствием произносит хозяйка кафе, - Вы же сами знаете - шекспировский театр без общения с публикой невозможен. Артисты перевоплащаются и подыгрывают эмоциям и мыслям присутствующих на спектаклях зрителей. У Шекспира запрограммирован разговор шутов почти в каждой комедии. Даже могильщики могут импровизировать в "Гамлете" со зрителями насчет, так сказать, "состояния их дел".
 -- А-а-а.., - начинает понимать Александре, - а я-то поверил - он - физик. С такими знаниями он рассуждал о природе "чёрных дыр"! А ещё раньше подумал: "художник". С таким пониманием ваш брат говорил о Ван Гоге! А с какой любовью он вспоминал Монику?!
 -- Ну, что вы, месье Александре, все искривления пространства - от одиночества. А одиночество - чувство по силе равное любви, - говорит мадам Эва и Александре замечает, что хозяйка кафе смотрит не на него, а как бы поверх его головы.
 Он поворачивается и замечает на стене еще одну картину Ван Гога - "Ночное кафе в Арле". В ней - также шокирует цвет. Вернее - цвета... Преобладают оттенки жёлтого, в контрасте с красной охрой, которая была усилена противоположным ей зелёным. Одинокая фигура хозяина кафе в белой куртке на картине выглядит лимонно-жёлтой. Бутылки, стаканы, пепельницы с окурками, неубранная посуда на столах, очерченных почти чёрными контурами.... На первый взгляд ночное кафе кажется пустым, и только часы на стене отсчитывают время, которое незримо утекает, как жизнь тех, кто снова и снова приходит сюда один.

 []

À force de solitude (фр.) - Сила одиночества (рус.)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список