|
|
||
Никто никогда не жил словами, никому не придется никогда жить словами; слова - не есть форма настоящей жизни. Попробуйте "насрать" между слов: "То, что составляет достоинство мира, может быть спасено лишь при одном условии: помнить про это." Это Антуан де Сент-Экзюпери, кстати. Попробуйте прожить ещё не прожитый миф! |
Тайна царя Мидаса
| Я всегда говорил: в арабике, даже крепко заваренной, горечь не отвлекает от самого вкуса кофе. Вот и Мирьям... Несмотря на то, что была замужем... Она была настолько красива, что скрывая отношения с ней от сослуживцев, я стал, наверное, похожим на того брадобрея, который не в силах сохранить известную только ему тайну царя Мидаса. Да и сама Мирьям (по понятным причинам) не имела права разглашать тайну наших встреч. Но именно ей я и признался в отсутствии сил сохранить известную только нам тайну. И рассказал про фригийского царя Мидаса: -- Царь Мидас не расставался с повязкой на голове, чтобы никто из смертных не видел его ослинных ушей. Никто из смертных, за исключением одного только слуги, который стриг царю волосы, бороду и усы, когда они сильно отрастал! От этого слуги царь Мидас не мог скрыть своего уродства. Под страхом смерти Мидас запретил ему разглашать страшную тайну. И слуга обещал хранить ее. Но брадобрей был так болтлив, что тайна, доверенная ему царем, очень тяготила его. Он прямо-таки изнывал от желания сообщить ее хоть кому-нибудь и потому жил в страшном смятении. Наконец он не выдержал: в один прекрасный день, в очередной раз побрив царя, побежал на берег реки, выкопал в земле ямку и, низко наклонившись над ней, прошептал: "У царя Мидаса ослиные уши!!!" И тотчас же поспешно засыпал ямку землей. Прошло не так уж много времени, и на том месте, где была эта ямка, вырос камыш. Какой-то тамошний пастух, проходя мимо со своим стадом, сорвал камышинку и сделал из нее дудочку. Когда он подул в нее, дудочка вдруг заиграла: "У царя Мидаса ослиные уши! У царя Мидаса ослиные уши!.." Услышав историю, Мирьям долга смеялась, но потом довольно серьёзно заметила: -- Понимаешь, любовников не выбирают; это всегда случайность, с которой надо мериться. Проблема же возникает в другом - если знаешь человека несколько лет, то, скорее всего, он будет у тебя на совести всю жизнь... Так жизнь и шла... Однажды, когда ни одной, даже самой маленькой катастрофы ещё не произошло, ко мне в головы пришла разрушительная идея: когда человеку плохо - катастрофы помогают. Это реальный терапевтический эффект (Ганс Селье в ходе многолетних экспериментов он установил, что непродолжительная "встряска" может оказывать положительное воздействие на человека). А с недавнего времени стрессотерапию и вовсе стали использовать в качестве вспомогательного средства в борьбе против старения. Психологический тренинг называется "Мифодрама". Это форма обучения, открывающая в человеке дремлющие энергии личностного потенциала, путем проживания глубинных смыслов мифа. Суть состоит в том, что участники становятся персонажами определенного мифа, и проживают его, как боги и герои, испытывая все физические и эмоциональные трудности, заново открывая для себя его глубинный смысл. Так вот... "Землятресение" помогает понять, что у тебя не нормально и "задвинуть" это на место. Согласно сейсмологам разрядки напряжения возникающего в земной коре должны проходить периодически - раз в пятьдесят, сто, тысячу или миллион лет.. Такова уж не бесконечная наша жизнь - мы рано или поздно пожинаем сладкий или горький плод в зависимости от того, что посеяли. Короче... Однажды в университет появилась новая ассистентка профессора. Красивая. Умная. И имя её переводится как "свободная". Вот её "свободный ум" и стал для меня концом "того" света и началом "другого" - постземлетрясения. Я так и называю подобный жанр жизни - ПЗ (ПостЗемлетрясение) Произошло следующее: если некоторые читают по руке, Шарлотта читала по глазам. И прочитала по моим мой же "тайный дневник". Печально. Очень печально и для Мирьям. Мне невольно стало жаль свою многолетнюю любовь. Ведь она не была рождена изменщицей, она стала ей за долгие годы наших отношений. Шарлотта же просто спросила: -- Могу поспорить, ты её любишь! Но хоть раз ты пытался её отпустить? -- Я...я.. -- Ты же этого никогда не делал. Тайна раскрылась, так как для меня совершенно непереносимой мысль, что я никогда пытался отпустить замужнюю женщину. Возможно, я и показался Шарлотте жалким и смешным, но только потому, что я сделал всё, и по сути, как тот самый брадобрей царя Мидаса "поспешно засыпал ямку землей", став встречаться и с Шарлоттой тоже. Через несколько лет я понял как была когда-то права Мирьям, сказавшая: если знаешь человека несколько лет, то, скорее всего, он будет у тебя на совести всю жизнь. Встречи в мотеле, смс-ки, совместные командировки, мы были бесстыжи. Презервативы, несколько разных электронных адресов, ненужная беременность, абборт. Понять - сложно. С другой стороны - странно думать, что всё сложно, не пытаясь разобраться. Странно было и разговаривать с судьбою так спонтанно. И тут опять ко мне в головы пришла разрушительная идея: когда тебе плохо - катастрофы помогают. Я написал рассказ. И разместил его в Сети. Я решил - если в скором времени что-нибудь не опишу, то кого-нибудь убью. И убил, но в рассказе. Я убил обоих своих женщин. Одну раком матки, другую раком легких. И, заметьте, пытался лечить каждую. Но - безуспешно. Мне стало легче. На время. Вскоре я написал ещё один рассказ - о том как именно я убил своих возлюбленных. И опять - на время стало легче вдыхать и выдыхать. Но Сеть - это дьявольское изобретение. И, возможно, именно, по его злому умыслу, я встретил в Сети читательницу своих рассказов. Фанатку моего "творчества"! Она оказалась как иголка в стоге сена. Забавная вещь: когда ищешь иголку в стоге сена, найти её не удаётся, как ни старайся, но если тебе совершенно безразлично, пусть бы ты эту иголку никогда больше и не увидел, тогда стоит завалиться в него, и она тут же впивается тебе в задницу. И эта Инга "впилась" в меня по-настоящему. А я - в неё. Теперь я любил троих сразу. И теперь, теоритически, больше, чем я, пренебрегать тайной царя Мидраса, в этом мире, уже никто не мог. Проблемы с женщинами - штука коварная. Только уладишь одни, как тут же возникают новые. Инга, Шарлотта и Мирьям - все трое были замужем. Шарлотта завела семью лет через пять после нашей встречи. Инга, как и Мирьям, уже имела семью. А я, выходит, как солнце - светил всем одинаково... Но однажды, знакомая мысль опять посетила мою голову. Я решил: одной лишь любви, пусть хоть в кубе или десятой степени мало: надо ещё сделать так, чтобы и все вокруг знали, что ты - любим, желаем, "красавчик" и тому подобное. Выше этого желания стоит только так называемая "благородная" любознательность, стремление узнать что получится, если мир перевернуть с ног на голову. Теперь я знаю: такие эксперименты превращают личное пространство в некое подобие плохо отрегулированного цилиндрового механизма замка. Ключ к нему то подходит, то не подходит, а иногда его открыть можно только отмычкой. Её я и стал искать, решившись на испытания мифодрамой. Понятное дело, тем, кто решился на подобные испытания, рекомендуется согласовывать стрессотерапию с опытным специалистом, и не забывать, что она должна нести разумную и посильную для человека нагрузку. Я так и сделал. Сценарий был выбран уже знакомый: "Тайна царя Мидаса"... Новое слово в психологии!.. Тайные смыслы мифодрамы!!! В общем, я узнал, что мифодрама как психологический инструмент возникла на стыке двух методов: психодрамы Якоба Морено и аналитической психологии К.Г. Юнга. Основой работы являются мифологические и сказочные сюжеты. Мифология с точки зрения аналитической психологии объединяет в себе архетипические (от греч. "первообраз", древнейший образец") фигуры и события, с которыми сталкивается каждый человек. Поэтому каждый мифологический сюжет описывает определенную ступень в процессе индивидуации личности. У каждого из нас, якобы, существует свой личностный миф (т.е. история развития личности конкретного человека). В него входят все понятия об этом мире: что такое "хорошо" и "плохо", какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина, как выстраивать отношения с людьми и обществом, как найти свое место в жизни, и т.п. Если человек не получает ответов на эти вопросы, или у него складывается ложное представление о собственной личности, то и его жизнь выстраивается ложным образом. Как моя... А моя, в которой я начал писать под псевдонимом литературные произведения, вполне соответствовала метафоре: "выкопал в земле ямку и, низко наклонившись над ней, прошептал: "У царя Мидаса ослиные уши!!!" И тотчас же поспешно засыпал ямку землей. Прошло не так уж много времени, и на том месте, где была эта ямка, вырос камыш. Какой-то тамошний пастух, проходя мимо со своим стадом, сорвал камышинку и сделал из нее дудочку. Когда он подул в нее, дудочка вдруг заиграла: "У царя Мидаса ослиные уши! У царя Мидаса ослиные уши!.." Так все люди узнали тайну моих отношений с Мирьям, Шарлоттой и Ингой. ...Как и роскошный дворец царя Мидаса меня очень долго окружали "чудесные сады", а в садах росли наикрасивейшие розы - белые, розовые, пурпурные. Я очень любил свои сады и сам выращивал в них розы, но... В каждом из садов таятся "темные" сорняки, а в нас - "темные" стороны садовника. И нужно помнить, как эти "темные" бессознательные субстанции будоражат кровь, потому что, никакое влечение не может быть объектом сознания, оно может стать сознательным только двумя способами: быть связанным или с репрезентацией, или с аффектом: "Если бы влечение не связывалось с какой нибудь репрезентацией или не проявлялось как состояние аффекта, то мы не могли бы о нем ничего знать". На тренинге сразу дали понять принципиальное отличие психодрамы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. В театре все роли расписаны автором, и актерам остается лишь незначительная возможность, то в психодраме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздействие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет. Здесь психодрама напоминает саму жизнь. Психотерапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пределах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность. Я, конечно, не дурак, и прежде чем согласиться окончательно на эксперимент, тщательно изучил остовные терапевтические моменты: Теле Считается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Для Фрейда анализ трансфера был одним из технических средств практики психоанализа, посредством которого он пытался охарактеризовать личность самого пациента и причины его невроза. Корнтрперенос обозначает процесс эмпатийного сопереживания психотерапевтом чувств и состояний клиента. Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрперенос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия - как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характеристики личности клиента, сколько с терапевтической целью его самораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса. Катарсис Как известно, это слово в античной греческой трагедии обозначало очищение, просветление через страдание. В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смысле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания причин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. В психодраме катарсис должны испытать не только клиент и даже не только все участники конкретного психодраматического этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по замыслу Морено, активно сопереживающими зрителями. Однако, если в греческой трагедии катарсис - явление вторичное по отношению к сюжету, у Фрейда - одно из средств психоанализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтическое воздействие. Инсайт Это слово (insight) переводится с английского как "неожиданное озарение". Этот термин обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расширяющее возможности решения проблемы. Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он понимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и должны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катарсису, а через него к инсайту. Но, распределение ролей оказалось для меня полной неожиданностью. Психотерапевт посчитал, что играть терапевтическую роль - значит, как можно дальше уйти от самого себя. Взять отпуск от своей собственной жизни. Стать другим, войти в кожу другого человека. Мне "дали" "жену" - Рики, "шесть любовниц": Анику, Юлию, Леру, Тиффани, Елену и Данию. Всё было по настоящему - смс-ки, встречи в мотеле, мы были бесстыжи... По "диагнозу" каждый нуждался в индивидуальной терапии и ему, по идеи, должна была соответствовать выбранная психотерапевтом роль. Так и было!.. И каждый из нас при этом надеялся на обещанное: человек всегда больше того, что он о себе знает. ...По началу, переживать супружескую измену, прелюбодеяние, адюльтер (не важно название!) было как чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Оно и понятно! Люди обладают общей склонностью представлять всё существующее подобным себе и приписывать каждому объекту те качества, с которыми они близко знакомы и которые они непосредственно осознают. Но однажды мне стало известно: Рики мне изменяет. И не с кем нибудь, а с режиссером - психотерапевтом. С самим Генрихом Семёновичем!.. Тайно! Я был уверен - не по сценарию, хотя такого и не было. Спонтанно!.. А также с Данией! Она спала с обоими. Но этот вариант развития сценария я относил к развитию мифа о царе Мидасе. Что-то вроде в стиле "Красавица и чудовище" Кристофа Ганса с Леа Сейду и Венсаном Касселем в главных ролях. Не смотрели?.. Действие новой экранизации классической сказки разворачивается сразу в двух временных плоскостях - в 1810 году, когда семья богатого купца (Андре Дюссолье) после кораблекрушения оказывается буквально у разбитого корыта, и за три столетия до этих событий, когда жестокий и властолюбивый принц (Венсан Кассель) еще не попал под заклятие и не стал чудовищем. Белль (Леа Сейду), дочь купца, отправляется во владения чудовища, принося себя в жертву вместо отца, и по ночам видит все, что происходило с принцем и его красавицей женой. Постепенно (хотя зрителям покажется, что внезапно) она влюбляется в монстра и разрушает злые чары. Наш психотерапет, как и Кристоф Ганс, не стал извращать всем известный сюжет, но дополнил его множеством деталей и слоев, сделав ставку на визуальную составляющую. То есть, Дания любила меня, не хотела отпускать (чудовище), а моя жена Рики, влюбилась в неё и... Я должен был увидеть их секс. Чёрт!.. Я понимаю... Голое тело, проникновение языком, дилдо, во всё куда можно было только проникнуть - это символы. Я понимаю... Зрителям, возможно, покажется, что внезапно Дания влюбляется в монстра и разрушает злые чары, которые околдовали даже не её, а меня... В то же время развитие мифа говорило, что сама Рики с удовольствием, но бессознательно играла с символами, которые непосвященные в психоанализ просто не считают, а вот знатоки сочинений Фрейда будут замечать на каждом шагу. Там есть и волшебные слова, и зеркала, и бесконечные розы, и много чего еще. И всё это происходило на моих глазах. в реальном времени, со мной! Это был не ремейк обожаемого зрителями фильма Кокто с Жаном Маре в роли заколдованного принца, а моя грёбанная жизнь, которая в силу обстоятельств происходила как сон во сне. А в нём как будто Кто-то более всемогущий, чем бог сна Морфий постарался не только создать объемных персонажей второго плана, но и запутать как узел суть заклинания, превратившего меня в склонного к адюльтеру человека. Причем, распутать узел, означало бредовую идею распутать вложение порочной окружности, построенной по восьми точкам - первым буквам имен героев мелодрамы, соответствуюхих буквам слова "адюльтер" в трёхмерном евклидовом пространстве. И я в нём, очевидно, Ъ - мягкий знак, эпический символ всего косноязычия и грамматического бессилия. Стоит отметить, что иногда быдло позволяет себе писать -тса в качестве и -тся, и -ться. Ебатся! Трахатся! Сношатся! Что не понятного?! Очевидно же, что инь и янь - "мужское начало (ян) - с твёрдым концом "н", женское (инь) - с мягким "нь"! Ну что тут непонятного?! Если будете говорить "янь", то получится мужчина с мягким концом, а это уже не мужчина. Но весь этот символизм происходил в реальном времени... А у меня в нём было и доступ к книгам Юнга, Морено, Фрейда, методикам мифодрамы. Я понимал, что дело не просто в парадигмальной установке на восприятие семиотических сред как автономной и самодостаточной реальности - вне какой бы то ни было гарантированности со стороны располагающихся вне текста бытийных феноменов (подумаешь - символ из восьми начальных букв героев эксперимента!) , главное при этом - растворить определенность значения в его вариативности - вплоть до открывающейся возможности понятия, стоящим за словом, означать все, что угодно. Вы, например, себе представляете, что слово и понятие "адюльтер" может означать всё, что угодно? Каждая буква этого слова и само слово - пустой знак. Попробуйте создать себе чувство отношения к адюльтеру, и при этом не рассчитывать на выявление строгих соответствий между означающим и означаемым. В реальном времени!.. Нет, правда... Представьте. Это происходит с вами. Сейчас. Вашу жену ебёт кто-то ещё кроме вас. Она вам изменяет. Вагинально, орально, анально. Но "адюльтер" и "ебёт" означает всё, что угодно... И в этом смысле вашу жену может никто и не ебёт вовсе. А вы сами не ебёте никого, в том числе и её. И вас это ситуация не ебёт нисколько. Как и любые другие слова, в том числе: "вера", "надежда", "любовь". Но, вот в чем драма - как тогда разобраться в том, что происходит? Занавес...
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|