По другую сторону Иордана, на восток, где местность называется Заиорданье, жили когда-то моавиты и аморреи, преграждившие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина Йовы - человека, которого с некоторых пор назвали "праведник, которому плохо". И вот почему...Йова - напоминал корову хозяина, у которого было две коровы - сильная и слабая, - и он не только пахал на сильной, а не на слабой корове, но сильная корова хозяина пахала и за себя и за слабую.
Жил Йова жил во времена патриархов. Тогда б-гатство исчисляли не количеством золота, а размерами стад, а продолжительность жизни тогда была двести лет и нормальные люди успевали добра нажить и детей нарожать кучу. У Йовы тоже всё было "путём", пока Сатана не поспорил с Б-гом: "Разве даром б-гобоязнен праведник?".
И стал Б-г прессовать Йову. А Йова подал иск. К Б-гу! Почему Б-г отнял у него б-гатство, детей, здоровье? Почему он страдает? Почему он? И к нему приходили трое друзей, и каждый из них излагал свои теории "Почему?". Но Йова не хотел или не мог принять их объяснений. Он продолжал допытываться у Б-га "почему". Почему он страдает? Почему страдает? Почему он? Б-г не ответил, но однажды явился ему Сам и стал сыпать на профаного допотопного праведника сакральными вопросами, пытаясь доказать его ничтожество. Но больше всего в вопросах, как отмечается в Торе, было бесконечной любви Б-га к Своим тварям и Его отеческой о них заботливости: Есть ли у дождя отец?; Кто рождает капли росы?; Из чьего чрева выходит лед и иней небесный, - кто рождает его?; А могёшь ли ты возвысить голос свой к облакам, и чтобы вода в обилии покрыла его?; А слабо ли тебе посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?" и т.д. и т.п., короче дал понять Б-г Йове - сиди душа твоя грешная и не рыпайся, потому что тварь ты ничтожная и не такова "мышца твоя", чтобы у Б-га справедливости требовать. Такая ли у тебя мышца, как у Б-га?
Не знаю, знали ли Б-г, Сатана и Йова что такое буддийская Дзогчен и Ригпа? По существу Дзогчен - это наше человеческое изначальное состояние - неведение, а Ригпа - созерцание. В Дзогчене созерцательное неведение - это не то, что мы обычно имеем в виду под словом "невежество". Невежество подразумевает недостаток знаний. У героев нашей истории был явный недостаток опыта, а знаний - их хватило у Б-га и на то, чтобы заключить пари с Сатаной и на то, чтобы "обосрать всю малину" Йовы...
Праведники оказалось тоже спрашивают: "где Господь?" и могут не знать "где", - они ведь не пастыри. Праведники, как и все остальные, могут не замечать в своем неведении постоянного движения представлений о Б-ге. В тот момент, когда мы начинаем расслабляться и отвлекаться от бездумного созерцания, такое движение и обнаруживает себя. Мы похожи на колодец с мутной водой, которой дали некоторое время отстояться. Постепенно вода стала прозрачной. И оказалось, что в этом колодце кишат разные лягушки, рыбы, насекомые и черви. Эти существа были там и прежде, но мы не замечали их, потому что вода была слишком взбаламучена. Когда вода отстоится, мы сможем увидеть их всех. Точно так же мы замечаем движение своего ума, потому что находимся в расслабленном состоянии. Вот почему существует переживание движения, которое называется в буддийской традиции "йова". Да-да! Именем праведника, которому плохо. Смысл перевода слова "йова" с тибетского языка соответствует смыслу истории, приключившейся с праведным Йовой. Когда состояние ригпа - состояние созерцания прерывается, то это называется - йова, т.е отвлечение. Бунт Йова и оказался отвлечением от созерцания Б-га и условием восприятия самодостоверности истины. Йова увидел Б-га. И всё понял... А как же иначе праведнику, чья история в дальнейшем станет частью Торы?
А ведь, сама "Тора" означает "если ничего искусственно не усложнять". Усложнять, учат нас мудрецы, познавшие каждую букву Торы, нельзя, а упрощать значит пожалуста. Тора или Пятикнижие Моисеево, видите ли, Закон Б-га. А пример Йовы - это доказательство, что истиной владеет только Бог. Нет, ребята! Концепция человека - в его сложности. Знал бы Йова, а точнее не забывал бы он факты своей биографии, то не просто мучался бы, а знал "за что". "Забывчивость" лишь напоминает, что причина страданий не абсурд представления о Боге как универсальном принципе осуществления необходимости. Не возникли бы сомнения праведника, если бы он не забывал.
За что страдал бедный Йова? А оказывается Йова и не был праведником совсем и, потому, страдал по делу. Хотя и страдал он совсем немного, "карта не шла" ему всего-то ничего - один год. В своё время, согласно притчам, Фараон представил собственный план закабаления евреев трем советникам: Итро (будущему зятю Моше), Биламу (Валааму, языческому пророку, пытавшемуся впоследствии проклясть евреев - смотри раздел "Балак" в книге "Бемидбар") и Йову (см. Книгу Йова). Советники реагировали по-разному: Итро осудил этот план и бежал из Египта, Билам одобрил, а Йов промолчал. Каждому из них было воздано по заслугам: Итро удостоился выдать свою дочь замуж за вождя еврейского народа и сам перешел в иудаизм; Билам был убит евреями, которых он соглашался обречь на рабство; а Йов стал легендарным страдальцем. А страдал он потому что Б-г подверг Йова испытанию по принципу мера за меру: насколько хватит его молчания, когда он будет сам страдать. Вот вам, и праведный Йова. Господь выдаёт компенсацию, при жизни, или по всему после смерти. При получении неприятностей помалкивать - вдруг от Б-га?!
Мудрецы рассказывают (Талмуд, "Сота" 11а), что после того как умер Йосеф, Фараон, боясь быстрого увеличения количества евреев, призвал троих мудрецов, Билаама, Йова и Йитро, за советом. Билаам предложил угнетение евреев, Йитро промолчал, а Йов бежал, желая уклониться от какого-либо совета и боясь расстаться с жизнью. В результате каждый из них заплатил за свой совет согласно "мера за меру". Дочь Йитро в последствие вышла замуж за Моше, а сам он и его семья позже пришли в иудаизм. Бежавший Йов был наказан страданиями, описанными в книге Йова. Билаама же убили евреи. Согласно мнению, Йов родился, когда народ израильский вошел в Египет, и его страдания длились один год, а начались, когда ему исполнилось 70 лет. После этого он прожил в два раза дольше, 140 лет (Йов 42:16) и умер в год исхода из Египта. Странно совпадение годов жизни и пребывания евреев в Египте. За что страдал народ и за что страдал "бедный" Йова?
Но этот малый рассказ о иске к Б-гу не об этом, мидраш Сфинкского заключает в себе семантическое исследование и открытие (cмысл перевода слова "йова" с тибетского языка соответствует смыслу истории, приключившейся с праведным Йовой, символически - когда состояние ригпа - состояние созерцания прерывается, то это называется - йова, т.е отвлечение. Бунт Йова оказался отвлечением от созерцания Б-га и условием восприятия самодостоверности истины. Йова увидел Б-га. И всё понял..." и допускает предположение: "праведника Йову, которому плохо" и "который, видел Б-га" выдумал тот, кто изучил буддизм. Но пародокс заключается в следующем: в буддизме, в основе которого лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания, Б-га нет - есть множество разнотипных существ, более сильных, долгоживущих, и более удовлетворённых жизнью, чем люди.
|