Самохин Иван Сергеевич : другие произведения.

Категория живого в тормоплесизме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тезисы ранее опубликованы в сборнике Восьмой международной научно-практической конференции (Самохин И.С. Категория живого в тормоплесизме // Общество - Язык - Культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке. Тезисы докладов Восьмой международной научно-практической конференции. МИЛ, 29 ноября 2013 г. - М.: МИЛ, 2013. - С. 67 - 69. В тексте приведены ссылки на использованную литературу, отсутствующие в бумажном варианте в соответствии с требованиями к оформлению, предъявляемыми редакционной коллегией.

Категория живого в тормоплесизме

В тормоплесизме основным признаком живого является наличие эмоций, точнее - эмоционального тона ощущений. Всё то, что не способно испытывать удовольствие и неудовольствие, считается неживым. Скорее всего, данные состояния знакомы не только человеку, но и другим высшим млекопитающим - в первую очередь, кошкам и собакам. К такому выводу склоняются многие ветеринары, психологи и физиологи (Грегори Бернс, Стенли Корен, Шэрон Магуайр, Майкл Мендл, Джон Райт, Уэйн Хантосен, Кэрол Уилборн, Уоррен Экстейн и другие).

Все представители живого находятся в близком онтологическом родстве. Они должны объединиться в сложную социальную общность, где люди выступают не высшим сословием, а "первыми среди равных". Назовём это условным антропоцентризмом. Он совершенно необходим, так как именно человеку суждено устанавливать, поддерживать и развивать эти отношения (как и тормоплесический строй в целом). Конечно же, они не предполагают правового равенства биологических видов или той гротескной гармонии, которую предлагал Лебезятников из "Преступления и наказания". Нам следует избавиться от эволюционистской гордыни; тогда нужные проявления не заставят себя ждать. "Лишнего" щенка не утопят, а комнату с посапывающей в углу кошкой не назовут пустой... Выбор, кого спасти из огня, - незнакомого человека или незнакомого кота, - станет очень трудным с нравственной точки зрения. Оба задыхающихся обладают абсолютной ценностью (как представители живого), а узнавать об их относительной ценности (как источников чужих эмоций) нет времени. Но если в плену пламени оказались неизвестный вам человек и очаровательный Барсик, любимец всей вашей семьи, то моральной дилеммы возникнуть не должно.

Возможно, домашние питомцы доставляют своим хозяевам намного больше приятных и намного меньше неприятных эмоций, чем знакомые, коллеги, друзья и родственники. Это может быть связано с тем, что собаки и кошки чаще наделены качествами, ценимыми человеческим сообществом. Первые преданны и благодарны, вторые самодостаточны и грациозны. И те, и другие довольно непритязательны: они не нуждаются в вашем притворстве. Также эти существа имеют высокий уровень эмпатии, то есть умеют активно сопереживать. Если бы люди обладали пресловутой "свободой воли", инстинктивную преданность собаки можно было бы противопоставить возвышенной человеческой преданности - выбору, сделанному сознанием, которое не сковано цепочками ДНК и путами внешних обстоятельств... То же самое касается и других достоинств... Но свободы воли не существует - в соответствии с законом причины и следствия. Таким образом, наше отличие от животных, по большому счёту, сводится к интеллектуальному превосходству над ними. В социальном контексте кошек и собак вполне можно приравнять к умственно отсталым людям (у которых иной раз есть чему поучиться).

Цель тормоплесизма - равное соотношение удовольствия и неудовольствия у каждого представителя живого, для чего государство должно компенсировать избыток тех или иных эмоций. При этом следует отметить, что устранить преобладание неприятных ощущений гораздо труднее. Во многих случаях необходим индивидуальный подход, осуществляемый высококвалифицированным специалистом - врачом или психологом. Таких профессионалов может не хватить; кроме того, они всё-таки не застрахованы от ошибок. Что же касается избытка приятных эмоций, государство может компенсировать его просто и универсально: с помощью физической боли. Следовательно, оно отнюдь не против населения, умеющего наслаждаться жизнью или бороться с необязательным страданием. Такие граждане даже полезны, поскольку могут противостоять неудобному для тормоплесизма явлению - склонности Homo sapiens к преобладанию неудовольствия над удовольствием [Узнадзе Д.М. Общая психология. - СПб.: "Питер", 2004. - 413 с.; Baumeister R. F. et al. Bad is stronger than good. // Review of General Psychology. N. 5 2001. - Pp. 323 - 370.].


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"