Фридрих Энгельс: "В естествознании мы достаточно часто встречаемся с теориями, в которых реальные отношения поставлены на голову, в которых отражение принимается за объективную реальность, и которые нуждаются в перевертывании. Такие теории довольно часто господствуют долгое время. Подобный случай представляет нам учение о теплоте, которая почти в течение двух столетий рассматривалась как особая таинственная материя, а не как форма движения обыкновенной материи; только механическая теория теплоты произвела здесь необходимое перевертывание"("Диалектика природы").
В начале пятой главы книги "Материализм и эмпириокритицизм" В.И. Ленин указал цель своего философского сочинения: "Разбирая вопрос о связи одной школы новейших физиков с возрождением философского идеализма, мы далеки от мысли касаться специальных учений физики. Нас интересуют исключительно гносеологические выводы из некоторых определенных положений и общеизвестных открытий".
Возрождающийся философский идеализм сделал гносеологические выводы, и один из выводов состоял в том, что теории принимались за объективную реальность, до кризиса в науке ("...в философском отношении суть "кризиса современной физики" состоит в том, что старая физика видела в своих теориях реальное познание материального мира..." - В.И.Ленин, ПСС, т.18, с.271), а в разгар кризиса произошла переоценка ценностей: теории считались поставленными на голову и нуждающимися в перевертывании. Возрождение философского идеализма привело к тому, что многие ученые согласились с высказыванием Фридриха Энгельса (многие ученые перенесли точку зрения, относящуюся к состоянию в физике в начале девятнадцатого века, и высказанную Энгельсом, на физику начала двадцатого века). К возрождению философского идеализма также привело отрицательное отношение к спекулятивному мышлению Карла Маркса, и многие естествоиспытатели по примеру Маркса отрицательно относились к продуктам человеческого ума.
Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Джордж Беркли говорили: объективная реальность во многих случаях является не реальностью, а мыслью, ошибочно принимаемой за объективную реальность. Фридрих Энгельс фактически повторил эти слова, когда сказал о недопустимости принимать отражение за объективную реальность, отражение приравнивать к отражаемому, по содержанию. Об этом же говорили Эрнст Мах и другие эмпириокритики, и такое критическое, номиналистическое отношение к отражению и к мышлению стало именоваться кризисом в науке.
17 августа 1884 года Карл Маркс написал письмо, адресованное Лиону Филипсу, и в письме были упомянуты "отвратительные физико-метафизические бредни, вроде "скрытой теплоты" (не хуже "невидимого света"), электрического "флюида" и тому подобных средств, служащих для того, чтобы вовремя вставить словечко там, где не хватает мыслей".
В конце девятнадцатого века естествоиспытатели считали многие теории бреднями, поскольку в теориях не хватало мыслей, соответствующих действительности, и нехватка истинных мыслей компенсировалась пустопорожними словечками. Высказывания Маркса о словечках без мысли и о физико-метафизических бреднях имели то последствие, что эти высказывания (или аналогичные высказывания) прикладывались к многим естественнонаучным теориям, в эпоху кризиса в науке.
В.И.Ленин отказывался признать правильность концепции о четвертом измерении пространства. Такую концепцию Ленин называл бессодержательной нелепостью, нереальной фальшью, больной фантазией. В те годы, когда В.И.Ленин писал свои философские книги, многие ученые относились к большинству естественнонаучных теорий как к нелепости, фантазии. Многие ученые брали пример с Ленина, и в этом заключалась одна из причин кризиса в науке.
Владимир Иванович Вернадский не использовал такой термин, как кризис в науке. Однако Вернадский обнаружил, что старая физика видела в своих теориях реальное познание материального мира, и сам Вернадский отказался видеть в старых физических теориях реальное познание; он относился к старой физике как к условным символам, и это означает, то терминологии Ленина, что Вернадский скатился к идеализму и эмпириокритицизму, и вогнал науку в кризис. В статье "Из записок по польскому вопросу" В.И.Вернадский изложил свой антиленинский (в том смысле, что Вернадский действовал против антикризисных устремлений Ленина и провоцировал кризис в науке) взгляд на старую физику: "История научной мысли меня интересовала уже давно; я к ней подошел, когда пытался ориентироваться в понимании научных основ своего мировоззрения. В 1890-х годах, когда я углубился в самостоятельную работу над кристаллографией и минералогией и стал проверять основные принципы этих наук, я убедился в чрезвычайной сомнительности многих господствующих воззрений и необходимости проверки принятого на веру".
Вернадский выражал идеалистическое понимание научного кризиса, Ленин выражал материалистическое (т.е. анти-номиналистическое) понимание кризиса.
Кризис в науке, имевший место в конце девятнадцатого века и начале двадцатого века, заключался в отказе (подобно Копернику и других первооткрывателей) многих естествоиспытателей видеть в теориях реальное познание материального мира. Многие естествоиспытатели не принимали теории (которые улавливают лишь обманчивую видимость вещейљ) за верное отражение окружающего мира. Действительный мир нужно понимать не таким, каким он сам себя дает каждому и каждым изображается в теориях.
Обнаружить чувственно-воспринимаемое и домыслить к нему чувственно-не-воспринимаемое ("ни одно явление не может считаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, без достаточного обоснования, почему дело обстоит именно так, а не иначе"), а затем чувственно-не-воспринимаемое превратить в чувственно-воспринимаемое (или тысячекратным повторением доказать реалистичность чувственно-не-воспринимаемого). До того, как нашлось подтверждения для неощущаемого, оно должно считаться нереалистичным. Невозможен логический, рациональный путь от следствия к причине, от чувственно-воспринимаемого к чувственно-не-воспринимаемому обоснованию, и такой путь является противологическим, иррациональным. Практический критерий истинности (имеющий относительный характер) позволяет преобразовать иррациональное в рациональное. Такова философия науки, вкратце.
Картины мира, разрабатываемые натурфилософами, вызвали к себе сомнительное отношение со стороны многих ученых. А.И.Герцен требовал произвести зачистку науки, и устранить из науки то, что квалифицируется как сомнительное. Можно сказать, что имеются две стороны науки, имеющие внешнее сходство друг с другом, и квалифицируемые как недопустимые: во-первых, создание сомнительных теоретических построений, авторы которых не замечали сомнительности, во-вторых, создание теоретических построений, авторы которых откровенно и недвусмысленно заявляют о сомнительности.
В.И.Ленин разработал философию, установившую следующие признаки материализма и идеализма: когда ученый не замечает сомнительности, то этот ученый является материалистом, когда замечается сомнительность, то заметивший и сказавший об этом - идеалист.
Что такое книга "Материализм и эмпириокритицизм"? Это экскурсия по развалинам, оставшихся после кризиса в науке. Экскурсовод по фамилии Ульянов-Ленин давал пояснения зевакам, с обалдением рассматривавшим развалины. Пояснения заключались в том, что ученые извлекли из кризиса урок для себя (сомнения стали причиной кризиса), и второго кризиса не будет, поскольку среди ученых, наученных горьким опытом, в будущем появится всеобщая догматическая уверенность в объективности науки. Догматическая самоуверенность принесет пользу и предотвратить второй научный кризис.
Г.В.Плеханов сообщил об опасности, угрожающей диалектическому материализму: некоторые недальновидные мечтатели, неправильно понявшие кризис в науке, пытаются приставить идеалистическую голову к диалектическому материализму. Какую голову пытались приставить к материализму и тем самым сделать более длительным кризис в науке?
Абстракции внутри себя имеют изображение того, что окружает людей, и изображенное в абстракциях считается людьми реально существующим. Люди судят как о конкретно-реальном о том, что в действительности является абстракциями. Каким знают окружающий мир люди, определяется не миром, а ощущениями и абстракциями, проверенными практическим критерием истинности. Философский идеализм навязывал точку зрения о том, что мышление вталкивает в абстрактное изображение свое содержание, зачастую мнимое содержание. Мышление примешивает свое искажающее содержание к содержанию объекта, и познание объекта завершается исковерканным неадекватным результатом. Поэтому опасно и недопустимо принимать результат познания за объективную реальность.
"Крупные естествоиспытатели часто беспомощны в своих философских выводах и обобщениях; естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае". В.И.Ленин имел ввиду, что философия имеет возможность навязать естествоиспытателям убежденность в том, что практический критерий истинности имеет величайшее философское значение, заключающееся в способности опровергнуть мнение о невозможности отсечь нечто неистинное от истинного изображения окружающего мира. Перевоспитанные естествоиспытатели поймут, что практический критерий истинности не имеет относительного характера. К тому же, Ленин считал достаточным для доверия к изображениям окружающего мира, когда практический критерий истинности прилагается именно к первой структурной части естественнонаучной теории. Философский идеализм настаивает на относительном характере (влекущим недоверие) практического критерия, даже когда им проверяется не только первая структурная часть теории, а еще и третья структурная часть теории.
Возрождающийся философский идеализм требовал, чтобы сначала мышление вырабатывало понятие о предмете, и чтобы с понятием-мерилом сообразовывался более позже становящийся известным предмет.
В начале двадцатого века некоторые исследователи пытались приставить к материализму идеалистическую голову, но Плеханов и Ленин воспротивились этому. Учение Плеханова и Ленина пришло в упадок, и поэтому имеет смысл в начале двадцать первого века во второй раз попытаться приставить к материализму идеалистическую голову.
27 октября 1890 г. Фридрих Энгельс написал письмо, в котором изложил свою точку зрения на развитие науки: начинается наука с предисторического периода, содержание которого нужно называть бессмыслицей; эти различные ложные представления о природе, о существе человека перенимается историческим периодом; история наук есть история постепенной замены этой бессмыслицы новой, но все же менее нелепой бессмыслицей (Соч., т.37, с.419). Эмпириокритики придерживались взглядов, подобных указанному взгляду Энгельса, но такие взгляды усилиями Плеханова и Ленина были подвергнуты остракизму. Вторая попытка приставить к материализму идеалистическую голову будет заключаться в приставлении суждения Энгельса о науке к материализму.
Плеханов и Ленин сообща обнаружили, что идеологическое положение партии находится под угрозой, поскольку Богданов, Валентинов, Базаров, Юшкевич и некоторые другие члены партии исповедовали махизм или эмпириокритицизм (состоявшими в отдаленном родстве с философскими построениями идеалистов Беркли и Канта), и это бросает тень на всю партию, взятую в целом (тень легла на партию потому, что на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков легион философов доказывали ошибочность и бессмысленность взглядов Беркли и Канта). Чтобы улучшить положение партии, нужно было доказать, что Богданов и его кампания представляют собой всего лишь закономерно распадающуюся философскую секту внутри партии. Плеханов и Ленин разработали философию, на фоне которой русские эмпириокритики-махисты выглядели как малочисленные отщепенцы, по неразумию отклонившиеся от генеральной линии партии по вопросам философии и исторической социологии. Генеральная линия партии находилась в зависимости от двухвековой критики взглядов Беркли и Канта. Но кем были Беркли и Кант? Они были номиналистами; на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков против этих номиналистов вели философскую борьбу сотни анти-номиналистов. Генеральная линия партии, руководимой Лениным и Плехановым, уклонялась в сторону анти-номинализма и чрезвычайно близкой к анти-номинализму метафизики.
Верно ли мы поступаем, размышлял Гельмгольц, когда мы, излагая добытый научный результат, рассказываем лишь о пути, который привел к истине, но опускаем описание предшествующих тупиковых линии, ошибки, зигзаги и отступления? Гельмгольц склоняется к тому, что вместе с правильной дорогой следовало бы описать и блуждания, которые так хорошо видны с высоты достигнутого знания.
Некоторые философы, в том числе Гегель и Игнатович, указывали на необходимость одновременного преподавания онтологии и гносеологии - преподавание взглядов на природные явления должно сопровождаться повествованием об исследовательской деятельности, приведшей к пониманию природных явлений и формированию нынешних взглядов на природу. По сути дела, настоящая брошюра "Теория познания? Это очень просто!" представляет собой стремление к реализации указанной доктрины - в брошюре рассказывается и о том, каково понимание природных явлений, и о том, какие препятствия вынуждены были преодолевать исследователи в ходе выковывания понимания, какие споры возникали в научной среде. Есть правильное понимание вещей, и есть неправильное понимание вещей. В этом вопросе споров нет, но есть споры в другом вопросе: каким способом можно отличить правильное понимание от неправильного понимания? Споры, проблемы, затруднения, зарождающиеся в процессе исследовательской деятельности, объяснялись В.И.Лениным посредством указания на заговор, учиненный сторонниками религиозного мировоззрения и мракобесами других разновидностей. Теория заговоров - один из элементов ленинской теории познания.
Теория познания Канта и Маха отличается от теории познания Гегеля, и это объясняется тем, что Гегель пытался честно рассказать о познании и развитии науки, о связи между развитием природы и развитием науки, но Мах при молчаливой поддержке Канта организовал заговор против Гегеля и ради интересов поповщины исказили написанное Гегелем, коварно создав превратное представление о подлинном развитии науки. В лживом описании развития науки, состряпанного Махом, указывалось на независимость развития науки от развития природы.
С чего нужно начинать теоретическую подготовку к научным исследованиям - с изучения типичных ошибок, совершенных предыдущими поколениями естествоиспытателей, или с изучения философских книг, со страниц которых веет уверенностью в безошибочности процесса изучения природы? Ленин был убежден, что заговор мракобесов и обскурантистов так или иначе основывался на изучении типичных ошибок.
В "Материализме и эмпириокритицизме", на первой странице книги, В.И.Ленин "поставил себе задачей разыскать, на чем свихнулись люди, преподносящие...нечто невероятно сбивчивое, путаное и реакционное". У каждого желающего имеется возможность повторить подвиг Ленина, и указать на сбивчивое, свихнутое, путаное и реакционное в брошюре "Теория познания? Это очень просто!".
В первом номере журнала "Под знаменем марксизма" за 1938 год напечатана статья философа А.А. Максимова "О философских воззрениях академика Миткевича и путях развития советской физики". В следующем номере журнала опубликован ответ физика В.А.Фока, и в ответе с заголовком "К дискуссиям по вопросам физики" имеется такая фраза: "Неужели Максимову не ясно, - если под флагом материализма преподносится вздор, то это на руку врагам материализма?"
Конец брошюры "Теория познания? Это очень просто!"