Задумайтесь, что мы чувствуем, когда слышим мерно звонящий колокол? Окидываем взглядом регулярные архитектурные детали Колизея? Нам нравится. Почему? Ритм. Одинаковые события происходят через равные промежутки времени или пространства. Видимо, естественным свойством мозга является улавливать эту закономерность и трактовать оное как положительное качество. То есть, осознавая ритм, организм получает в пользование некую "машину времени", позволяющую предсказать событие еще до того, как оно случится, что повышает шансы на выживание.
В принципе, на этом можно было бы и завершить, но я все же продолжу, дабы не обидеть читателя "суперлаконичностью".
Рифмы. Морозы и розы. Поэзия, что это? Утонченный наркотик, завлекающий в лабиринты пульсаций, оделяющий нас чувством предвкушения будущего. Появляется ощущение предсказуемости. Сначала "морозы", а затем неминуемые - "розы". Сладостно и при этом ясно.
Я отнюдь не предендую на лавры первооткрывателя. Многочисленные данные по резонансу регулярных внешних воздействий с биоритмами заполонили научную литературу в области нейрофизиологии в течение последних лет сорока. Но "широкой общественности" эти знания не всегда оказывались доступны. И практически не были осознаваемы. Вот поэтому я и решил заполнить данный пробел.
Когда экзальтированный шаман в нервическом камлании воспроизводит раз за разом серию ритмических фигур мы впечатляемся. Молитва в исполнении священника или нами самостоятельно, последовательность мелодически выложенных слов, сопровожденных рифмами или намеками на них, вводит в экстатический транс. В быту люди часто пользуются прибаутками. "Наш пострел везде поспел". Каждое повторение рифмы дает толчок, незримый заряд марихуаны ли, алкоголя ли, ослабевшему разуму. А рифмованные детские оскорблялки? Пошутилки. "Тили-тили тесто, жених и невеста". Любое возражение, высказанное в рифму, выигрывает вдвое. Известная каждому "тумба-юмба". Правда, никто не знает, название ли это племени африканов, либо же мебель такая. Или вот музыка. Особенно рок и рэп. Изобретения двадцатого века. Ритм инструментов или вокала. Сильнейшее нейрофизиологическое средство, надо сказать. Дум-дум-дум, упа-упа-упа и вместо хомо сапиенс возникает хомо безумикус, эйфорически исполняющий движения, которые, при здравом уме и доброй памяти, он бы не стал делать ни за что. Это ли не доказательства сильнейшего воздействия ритма на психику людей? Впрочем, не только их. В литературе найдется немало данных о введении в транс, при ритмических воздействиях, многих животных. От птиц, типа курицы, до высших млекопитающих.
А потому, опасаясь нейролингвистического программирования, я всегда с подозрением отношусь к любым ритмическим явлениям. Особенно к тем, что я отношу к категории "молитва".
Начиная с "Евгения Онегина", где помимо действующего в пределах строфы непростого строя и рифмования строк, я наблюдаю более длинную частоту, связанную с последовательностью его четырнадцатистрочных строф четырехстопного ямба. Уверен, что анализ текста с использованием преобразования Фурье, показал бы существование в романе наличие двух, а может быть и более, частот воздействия на синапсы нервной системы. Если бы Александр Сергеевич был бы вооружен современными знаниями и имел бы злонамеренные замыслы, он бы легко превратил бы читателей в неописуемых и ужасных монстров. Хе-хе.
Меня всегда удивляла приверженность немалого числа людей к так называемой бардовской песне. Действительно, музыки - ноль, сплошная декламация под нестройное бренчание гитар. Что там слушать? Но задумавшись, понял, что здесь действует та же магия, что и при молитве. Группа единомышленников хором повторяет знакомый стих и воспаряет духом. Может это и неплохо, но механизм подобного психического воздействия знать нелишне. И опасаться в любом случае, слышим ли мы религиозные распевки или рэп-упражнения вышеупомянутых бардов. Звучит нестройный хор под дребезжащую гитару - это молитва. Диск-жокей витийствует над аппаратурой - молитва! Шаман пляшет вокруг тотема - молитва. Любое повторение предыдущего сигнала усиливает его влияние. Как-то так.
Надо понимать, что указанные свойства нервной системы, осознанно или нет, могут использоваться различными малодостойными персонажами. Апологетами вероучений, пророками, гадалками, властителями душ и другими экстра-супер-сенсами. И наконец, политиками. Послушайте их речи. Чистое незамутненное НЛП. Циклы возбуждения - торможения. Долбить, повторять, впечатывать. В конце: "Друг-сейчас-ты-узнаешь-самое-главное". И катарсис.
Защищайтесь.
Обладая определенными мелодическими способностями, я, тем не менее, весьма редко внимаю музыке. Причина следующая. Если композиция достойна, я проваливаюсь в пучину наслаждения, а если прекрасна, то вдобавок обливаюсь горючими слезами. Это мучительно. Если же, что много чаще, общественности представляется очередная похабная находка скарабея, то гнев на создателей поделки пополам с акустическим страданием, переполняющие меня, столь же резко нарушают гомеостаз, что и в первом случае, но в противную сторону. Поэтому я не люблю музыку.
А вы?