Аннотация: Размышления о роли создаваемых корпорациями внутренних норм в системе социальных и духовных регуляторов
Президент говорит премьеру: "Никак не могу понять
нашу экономическую политику". "Позвольте я вам
объясню", - отвечает премьер. "Объяснить-то я и
сам могу, - возражает президент, - я понять не могу".
Старый анекдот
Будучи Вице-Президентом (кстати - да-да!, и с обеих Больших Букв!) компании, по роду деятельности мне приходится заниматься рядом внутрифирменных вопросов. Одной из плоскостей, в которых лежат эти самые вопросы, является внутрикорпоративная культура и этика. Приходится писать всякие формы, регламенты, корпоративные правила, памятки, и т.д. и т.п. До гимна, правда, пока не дошел, но идейка вертится.
Сотрудники, с сочувствием относясь к моей административной ноше, подкинули на днях для ознакомления статью из КП "Начальник нам и царь, и бог, и гуру!". Хорошая статья. Например, понравилось, что в некоторых компаниях, когда в помещение входит глава компании или его заместитель, сотрудники должны встать. Я, конечно, допускаю, что журналисты все как обычно немного утрировали или взяли наиболее вопиющие факты, представляя их типичными, но то, что тенденция возведения корпоративной культуры в статус религии имеется - это факт.
Работа действительно отнимает у многих из нас больше времени не только, чем должна, но и чем можно. Я сам детей вижу чаще всего спящими, а жену... ну, не в вечернем платье, скажем так. И уж тем более - не в бикини. Семья становится приложением, бонусом, чем-то, обеспечивающим нормальные условия для работы, а не наоборот. И это чудовищно. Даже для тех, у кого нет семьи.
Между тем многих людей устраивает такое положение вещей, и это не только холостяки, действительно нашедшие себя в работе (такие люди всегда были), или люди, у которых хобби счастливо совпало с профессией. Почему же тогда так происходит? Есть у меня по этому поводу несколько соображений, которыми хочу поделиться.
Прежде всего, договоримся, что работа в идеале должна доставлять удовольствие (удовлетворение) хотя бы по двум параметрам: во-первых, это осознание ее востребованности обществом, и во-вторых, адекватное вознаграждение, чаще всего денежное. Очевидно, что при правильной расстановке вещей первое и второе взаимосвязано. Есть еще и другие факторы (например, дворник, убирающий мусор, вполне может быть удовлетворен и первым и вторым условием, но вот, скажем, архитектор скорее дворника может кроме того получать еще и чисто эстетическое удовольствие от своей профессиональной деятельности), но давайте остановимся на этом очевидном и необходимом для нормальной работы тандеме условий.
Ни для кого не секрет, что сегодня мы существуем в обществе суперпотребления. Населенные пункты, удаленные от крупных городов и не имеющие пока возможности похвастаться "изобилием", о котором так долго твердили демократы конца 80-х, все равно подтягиваются и стремятся к городскому уровню обеспечения, равняются на него и посылают своих мигрирующих гонцов за дарами благоденствия, ибо общество суперпотребления рекламирует само себя из всех щелей так, что "мама, не горюй!". Главной же особенностью этого общества является то, что продуктов потребления (продуктов не первой необходимости) объективно производится намного больше, чем того требует достаточный уровень потребления (вас тоже раздражает новый торговый комплекс, открывшийся возле вашего дома?), а стало быть такие ненеобходимые продукты автоматически становятся роскошью, никаких примет и признаков роскоши при этом в себе не неся.
Благодаря описанным выше факторам значительная часть городского населения, не имеющего возможности работать в сельском хозяйстве или в промышленности, как раз и занята производством этих "продуктов несовершенной роскоши" (как товаров, так и услуг). При этом даже самый недалекий человек подспудно понимает две вещи: (а) его, скажем, смешные наклейки на стекла автомобилей гораздо менее полезны и необходимы, чем носки или валенки, и (б) расплачиваются с ним деньгами, вырученными за другие такие же "наклейки", поскольку производителей носков и валенок меньше, да и выходит как-то, что деньги, заработанные на полезных продуктах, тратятся чаще тоже на полезные продукты - менталитет у владельца таких денег несколько другой, что ли.
То есть первая функция, которая должна бы удовлетворять работника в работе, - востребованность результатов труда в обществе - фактически отсутствует.
Отсюда производно отсутствие или ущербность и второй функции - адекватного вознаграждения: работник не понимает, за что ему платят. В голову лезут мысли о несправедливом заработке, откуда рукой подать до мошенничества, а осознавать себя мошенником как-то неприятно. Непривычно для многих. Остроты добавляет и тот факт, что расплачиваются с тобой скорее всего деньгами, нажитыми таким же способом - то есть едва ли не мошенничеством. Ну а каком удовлетворении от работы тут вообще можно говорить?
Вот так. У многих из нас работа не приносит "понятного" - это главное слово в предложении! - дохода ни обществу, ни себе. Нет, конечно, мы все говорим себе: раз это покупают, значит, есть спрос. И это действительно так. Но спрос есть и на наркотики, и на уличных проституток, и на видеозаписи с детской порнографией. Тяжеловато живется без знания, чем твой продукт или твоя услуга лучше перечисленного, кроме того, что он (она) как правило почти законен (законна).
Труд перестал быть благородным по рождению. Благородство труда больше не очевидно. Это не аксиома, это что-то, что нужно доказывать каждый день со все большими сложностями. А ведь благородство труда является краеугольным камнем множества культур, нитью, удерживающей вместе и в нужном порядке бусины моральных постулатов, духовных ценностей. Да что там - это ведь частно одна из существенных доктрин основных мировых религий...
И вот тут-то и "выстреливает" корпоративная культура. Выскакивает, словно чертик из табакерки. Она дает - хотя бы временные и поверхностные, но - ответы. Нам всем, забывшим о Боге в этом обществе сверхпотребления материальных благ. Корпоративная культура говорит: возлюби работу не потому, что в ней есть смысл, и не потому, что тебе за это платят. Возлюби работу потому, что она и есть жизнь, и не только материальная, но и духовная. Работа - твоя настоящая семья, ведь с этими людьми ты проводишь времени столько, сколько раньше проводили родственники, а с семьей меньше, чем раньше тратили на работу. Здесь у тебя будут свои рабочие праздники, рабочие друзья, рабочие жены (я, кстати, читал, что такой опыт тоже есть: в некоторых компаниях имеется специальное помещение, в котором по специальным дням могут уединяться работники и работницы офиса, но исключительно работники и работницы). "Люблю свой дом, люблю свой мир, люблю тебя, LG!"
Сперва Бога вытерли в быте, и смысл пропал в быте. Какое-то время отсутствие Бога было проблемой исключительно свободного времени, поскольку работа действительно была замкнутым пространством, и ответ на вопрос "зачем?" применительно к производственному циклу содержался в самом производственном цикле плюс подкреплялся денежным вознаграждением, природа которого также была работнику понятна.
Сегодняшний день показывает, что отсутствие ответа на духовные вопросы при участии в производстве предметов роскоши создает вакуум и в рабочей мотивации. Нерабочий быт боролся с отсутствием Бога различными способами: созданием инопланетных теорий возникновения человека, культом личности политического лидера, научным атеизмом, построением тоталитарных обществ, сектантством. Теперь этот путь предстоит пройти организации труда, к сектантству, тоталитарности и культу личности лидера очевидно предрасположенной более, чем ко всем остальным историческим наработкам в этой области.
Что же... пора и мне. Скоро предстоит отчитаться о предложениях по построению системы внутрикорпоративной культуры и достижениях в этой области за истекший квартал.