Садакова Ольга Максимовна : другие произведения.

Отказываясь от Бога?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализ процессов секуляризации и десекуляризации в постсоветской России

  Религия и религиозные ценности прошли непростой путь в истории России. Менялось как общество, так и сама вера. Остается не совсем ясным положение религии и религиозных ценностей в современной России - светском государстве с достаточно высоким уровнем влияния церкви. Чтобы выяснить, какой тенденции придерживается российское общество - секуляризации или десекуляризации - необходимо проследить путь религии в истории страны, и выявить факторы, влияющие на ту, или иную тенденцию.
  
  Довольно распространено представление о том, что наука и научное мышление в итоге "победят" религию. На данный момент глобальное снижение религиозности подтверждается как WVS, так и увеличением количества светских государств. Однако невозможно утверждать, что человечество не вернется к религиозным ценностям и что наука не превратится, если еще не превратилась, в новую веру. Более того, очевидная секуляризация общества может сосуществовать с процессом возвращения к религиозным ценностям. Кажется, взаимное существование противоположных процессов секуляризации и десекуляризации будет особенно заметно в постсоветских странах, на которые одновременно влияют глобальное распространение науки и научного мышления, вызывающие снижение религиозности, и снятие ограничений на религию после распада СССР.
  Итак, последняя волна глобального исследования Инглхарта показала всеобщую тенденцию на снижение религиозности - 43 из 49 стран показали уменьшение влияния религии. В отношении России можно точно сказать, что роста религиозности не наблюдается. Однако, модель Инглхарта обладает определенными ограничениями, свойственными количественным исследованиям культурной сферы, - индекс религиозности не может отразить все многообразие процессов трансформации религиозных ценностей, происходящих в стране. Невозможно отрицать процесс секуляризации в России, особенно если брать временной промежуток в несколько сотен лет, однако детальное рассмотрение ближайших нескольких десятилетий не демонстрирует столь же очевидный тренд на снижение религиозности. Более того, с точки зрения разных частей общества с момента распада СССР Россия переживает одновременный процесс секуляризации и десекуляризации.
  Рассмотрение трансформации религиозных ценностей логичнее всего было бы начать с переломного момента для института церкви в России - революции 1917 года. Политика советской власти относительно религии делает путь России в процессе секуляризации отличающимся от того, который проходило большинство стран. Некоторыми учеными выделяется три типа секуляризации: американский, европейский и "советский". Для Советского Союза была свойственна "гиперперсонализация" религии - вера не просто вытеснялась из публичной сферы в частную, человек был вынужден скрывать свою религиозность. Шишковым отмечалось, что данный процесс привел к "дистилляции религиозного сознания", при которой религия не касалась никаких "мирских" сфер, что в некоторой степени "очищало" её. Таким образом, политика СССР в отношении религии породила два тренда, противоположных и существующих одновременно. С одной стороны, общество массово секуляризировалось, а с другой - зарождалось понимание религиозности среди приверженцев веры как субстанции, полностью отделенной от "мирской суеты".
  Можно заметить, что процесс секуляризации в СССР проходил иначе, чем в Европе и Америке. В Советском Союзе ограничения были навязаны "сверху", что привело к появлению "радикальной оппозиции" секуляризации. Основным фактором, влияющим на снижения уровня религиозности, в СССР можно назвать политику государства, так что процесс секуляризации представляется в некоторой степени искусственным, навязанным сверху, при котором религия заменялась идеологией. К западу от России секуляризация принимала иной характер - религия постепенно уходила из публичной сферы в частную жизнь человека, заменяясь для многих людей "научным мышлением". Церковь оставалась важным институтом, имеющим определенное влияние. Главным отличием процессов секуляризации в СССР и западных странах я бы назвала постепенный характер изменений в Европе и Америке по сравнению с запретом на религиозные практики в Советском Союзе.
  Распад СССР снял ограничения на религиозные институты. Религия вернулась в приватное пространство человека и в публичную сферу общества. Начался масштабный процесс десекуляризации. С одной стороны россияне получили возможность открыто исповедовать религию, не подвергаясь гонениям (конечно же, если их религия "правильная", однако процесс монополизации православия в России РПЦ - это тема для отдельного исследования), а с другой - церковь как организация получила возможность влиять на общество и политику.
  Несмотря на "освобождение" церкви и, казалось бы, более благоприятные условия для исповедования религии, новая политика РПЦ, проводимая митрополитом Кириллом, суть которой заключается в распространении влияния церкви с помощью активной миссионерской деятельности, вызвала недовольство среди приверженцев "дистилляции религиозного сознания". С их точки зрения религия утрачивает свою силу, распыляясь на "мирские" дела, так что происходит процесс секуляризации. Религия стала доступна массам и не требовала от человека особой вовлеченности. Снижение порога входа привело к росту количества последователей. Некоторая часть консерваторов стала ассоциировать массовость религии с её обмирщением. Таким образом, риторика некоторых православных консерваторов в некоторой степени совпадает с представлениями части научного сообщества относительно процесса секуляризации. В итоге, даже внутри института церкви отсутствует единое представление о процессах, происходящих с религиозными ценностями.
  Согласно данным исследований Инглхарта, на территории постсоветских стран после 1991 года происходит скачок значимости религиозных ценностей, за которым последовало их снижение. Стало достаточно очевидно, что православие не смогло естественным образом заполнить собой вакуум, образовавшийся после отказа от коммунистической идеологии. Тогда религиозная и светская элиты обратились к "практикам прошлого" - регулирование процессов религиозности "сверху". Одной из заметных практик была попытка внедрения религиозного образования в школы. Назвать её удачной не получается. Массы "снизу" не оказывали значительной поддержки десекуляризации образования, а стандартизация религиозного обучения столкнулась с разнообразием конфессий, особенно в районах, где отсутствует доминирующая религия. Можно снова заметить, как представители религии препятствуют процессу десекуляризации. Кроме того, оказалось, что государственными методами запретить все религии проще, чем продвигать одну. Вполне возможно, что малоуспешная политика современной России по десекуляризации связана с изменением понимания религии и религиозности молодежью. Для них вера находится в сфере личной жизни, в которую им не хочется пускать ни догмы, ни авторитеты, так что продвижение религии государством отторгается ими. Таким образом, тревога религиозной элиты о снижении количества прихожан в храмах на самом деле может иметь мало общего с действительным падением религиозности в стране. Оказалось, что индивидуальность веры не выгодна для института церкви. Учитывая этот аспект, вполне возможно, что РПЦ будет заинтересована не в усилении влияния религиозных ценностей на массовое общество, а в увеличении приверженности к практикам хождения в церковь и соответствующим ритуалам у уже имеющихся православных. Все же, процент людей, идентифицирующих себя как православных в России велик, а вот процент людей, практикующих постоянные походы в церковь и другие религиозные ритуалы, невероятно мал.
  
  Подводя итоги, можно выделить особенность пути религии в России - это значительное влияние государственной политики. Угнетенное положение церкви в СССР имело значительное влияние на её дальнейшее развитие. С другой стороны, постсоветскую Россию не обошли глобальные тренды на секуляризацию и индивидуализацию религии. Это становиться особенно очевидно, если рассматривать проявление и трансформацию религиозных ценностей у молодежи. Также на церковь, религию и религиозные ценности влияет разнообразие конфессий на территории России, препятствуя монополизации данной сферы. Таким образом, можно констатировать, что в России происходят одновременно два процесса - секуляризация и десекуляризация. Государство продвигает и спонсирует религиозность, при этом часть религиозной элиты сопротивляется её массовому распространению. Наследие Советского Союза оставило в части общества представление о религии как о частном деле человека, а его распад напротив вытолкнул религию из "подполья" в публичную сферу. В религию приходят новые люди, при этом они меняют и подстраивают под себя традиционные религиозные практики, так что происходит трансформация веры. На данный момент для религиозных ценностей открыты все дороги - можно ожидать как снижения их важности, так и увеличения в будущем, так как существуют предпосылки и для первой тенденции, и для второй.
  
  Источники:
  1) Findings and Insights / Ronald Inglehart. - Текст : электронный // World Values Survey : [сайт]. - URL: https://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp?CMSID=Findings (дата обращения: 26.02.2022).
  2) Inglehart R. F. Giving up on god: The global decline of religion //Foreign Aff. - 2020. - Т. 99. - С. 110.
  3) Шишков А. Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - No. 2 (30). - С. 165-177.
  4) Harrison P. Science and secularization //Intellectual History Review. - 2017. - Т. 27. - No. 1. - С. 47-70.
  5) Lisovskaya E., Karpov V. Orthodoxy, Islam, and the desecularization of Russia's state schools //Politics and Religion. - 2010. - Т. 3. - No. 2. - С. 276-302.
  6) Ореханов Ю. Л. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2014. - No. 56 (6). - С. 101-118.
  7) Луценко А. В. Теория секуляризации в контексте проблематики современной философии религии //Социология. - 2021. - No. 3. - С. 188-193.
  8) Blinkova A., Vermeer P. Religious education in Russia: a comparative and critical analysis //British Journal of Religious Education. - 2018. - Т. 40. - No. 2. - С. 194-206.
  9) Zabaev I., Mikhaylova Y., Oreshina D. Neither public nor private religion: the Russian Orthodox Church in the public sphere of contemporary Russia //Journal of Contemporary Religion. - 2018. - Т. 33. - No. 1. - С. 17-38.
  10) Цыплаков Д. А. " Культурный код" и секуляризация в России //Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2016. - No. 1. - С. 116-121.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"