Ржаницын Дмитрий : другие произведения.

Гл.3 Апостол Павел и Евангелист Лука

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



ПЕРВОХРИСТИАНСТВО И РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО.









Глава 3.
Апостол Павел и евангелист Лука.


Когда Иисус Христос направлялся со своими учениками в Иерусалим, апостолы совершенно не представляли себе ситуацию и что им предстоит. Они были уверены, что Иисус идет занять законно принадлежащий ему Иерусалимский престол и уже между собой "делили министерские портфели":
Подходят к Нему Иаков и Иоанн, оба сыновья Заведен.
- Учитель, - говорят они, - сделай для нас то, о чем мы попросим.
- Что для вас сделать? - спросил Он.
Они ответили:
- Сделай, чтобы мы сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другому - по левую, -
когда Ты будешь прославлен.
- Вы не знаете, чего просите, - сказал Иисус ...
(Мк 10:35-38)
Не думали и не ведали они ничего даже в ночь перед арестом Иисуса - спокойно спали, пока Иисус в отчаянии молился. Внезапное появление охраны и Иуды Искариота в одно мгновение развеяло их благодушные мечты о светлом будущем. В ужасе они все разбежались. Правда ап. Петр пытался что-то предпринять, ап. Иоанн, любимый ученик, нашел в себе мужество присутствовать при казни Учителя, Иосиф из Аримафеи воспользовался своим влиянием и связями и организовал какие-никакие похороны. А остальных - словно ветром сдуло.
Такую картину нам внушает церковь. Но выглядит она как-то неправдоподобно и не соответствует дальнейшей евангелической истории. Когда настает их черед, оказывается, что команда Иисуса Христа не распалась, апостолы продолжают держаться друг за друга, воскресший Иисус их посещает и дает им наставления, потом они все вместе присутствуют при его Вознесении.
Церковь имела причины поддерживать имедж апостолов как недоумков и трусов. Дело в том, что на вторую ночь после смерти Иисуса его тело его из могилы исчезло. Если где-то что-то пропало, возникает вопрос: "Кто взял?" "Да, что вы, - внушает нам официозная легенда, - Разве могли апостолы решиться на такое? Ведь они своей тени боялись!"

Как бы то ни было, община Иисуса Христа пережила своего руководителя и не распалась. На пятидесятый день на них сошел "Святой Дух - Утешитель", с этого момента началась христианская религия.
Однако, несмотря на описания в Деян о тысячах и тысячах обращенных, община вела жалкое существование почти 10 лет. Не распалась, правда, даже несколько окрепла и кое-каким имуществом обзавелась, но реально никакого исторического будущего не имела. На девятый год после казни Иисуса Христа, произошли два события. Решающую для христианства роль сыграло то, что они произошли они одновременно,
Первое событие - казнь св. Стефана. Второе - на этой казни присутствовал фарисей Савл.
Св. Стефан, первый христианский мученик, неосторожно "засветился" во время диспута с иудеями из Египта и Малой Азии, был предан Синедриону. На суде сначала планировал защищать себя и оправдаться, но сорвался и оскорбил власти. Во время казни держался стойко и мужественно и принял смерть достойно, не отступившись ни на шаг. Такое поведение, видимо, произвело на Савла сильнейшее впечатление.
Савл - будущий ап. Павел - фарисей, сын фарисея. Родился предположительно в 10 г. н. э. Свой в своей среде, прекрасно образованный, уже в 13 лет пользовавшийся авторитетом, - перед ним был открыт "светлый путь". Но, видимо, тщеславные замыслы Савла не могли удовлетворить перспективы верховенства в Раввинате. Похоже, что это был человек с амбициями на Мировое Господство. В твердости христиан, в их фанатической приверженности своему учению, он увидел идеологию, которую можно использовать для покорения Мира.
Ключ к пониманию сущности и замыслов Савла в его "Послании К Римлянам":
... И открылся Сыном Своим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство чтобы во имя Его покорять вере все народы ...
(К Римл. 1:4,5)
Казнь св. Стефана послужила властям поводом для преследования христиан. Многие из них бежали из Иерусалима в Сирию. Савл активно участвовал в этих преследованиях, точнее говоря, вынужден был участвовать по своему положению. И вот по дороге в Дамаск ему является видение - сам Иисус Христос. Савл резко меняется и, как он раньше рьяно преследовал христиан, так же рьяно становится их преданнейшим сподвижником.
Не очень скоро, но ему удается утвердиться в Иерусалимской общине. В 46 г. он пускается в свое первое путешествие с целью создания всемирной сети опорных христианских центров. Этой цели он, называемый теперь ап. Павел, посвятил два десятка лет. Он развил бурную деятельность и энергию, за это время христианство распространилось практически по всему Средиземноморью, утвердилось в Риме. Численность христиан не так важна, главное - их сплоченность и фанатизм.
Ап. Павел был, пожалуй, первый в мире кандидат в диктаторы, который понял и оценил роль идеологии и взял ее на вооружение.
Учение Иисуса для его целей не совсем подходило. Оно обладало большой привлекательностью, но в нем отсутствовал один принципиально важный момент - не было слогана, за который можно идти на смерть и с которым можно убивать. Ап. Павел учел это и изобрел Божественную Сущность Иисуса Христа. Он воспользовался тем, что Иисус постоянно называл себя Сыном Божьим. Для иудеев такое название вполне понятно: в Библии сынов Божьих достаточное количество, так в древние времена принято было называть ангелов. "Ангел" - слово греческое, означает "посланец". Говоря "Я - сын Божий", Иисус всегда имел ввиду, что он посланник Всевышнего, что не от себя говорит, а передает то, что ему велено сказать. Европейские народы, среди которых вел миссионерскую деятельность ап. Павел, этого не знали и не могли знать. Воспитанные на греческой и римской мифологии, они вполне допускали, что Бог мог родить сына - сколько их было, этих сыновей, и у Юпитера и у прочих богов - а бог, естественно, может родить только бога, как корова корову или лягушка лягушку. Появился еще один бог, Иегова, - много их развелось! Поэтому наибольшая трудность заключалась в том, чтобы убедить их, что Иегова не просто еврейский бог, это Бог - Единственный, Единый для всех.
Нельзя сказать, чтобы новая идеология сразу захватила массы и воспринималась с энтузиазмом. Такова участь революционеров всех времен и народов - всеобщее недоверие и непонимание. Плюс к тому же нищета, неустроенность, тюрьма, каторга и даже виселица. Все это ап. Павел испытал полной мерой. Но не отступился - видимо фанатизм и сияющие перспективы пересиливали. Трудно сказать, готовилось ли восстание в Риме в 60-х, но император Нерон не стал дожидаться доказательств подрывной деятельности христиан. Он заранее велел схватить их всех скопом отдать львам на съедение. В процессе репрессий погиб и глава римской общины ап. Петр и сам ап. Павел.
Но, как очень часто бывает в истории, дело Павла не умерло. Организация сохранилась, более двух столетий она развивала и совершенствовала сама себя, готовилась к принятию власти. И вот наконец император Константин оценил ее в полной мере, предварительно, правда, подвергнув очередной переработке и приспособив к имперским требованиям. Именно с того момента началась христианская эпоха, которая продолжается и в настоящее время.



Автором Лк и Деян называют евангелиста Луку. По церковной легенде Лука был другом семьи плотника Иосифа, и даже рисовал портрет Марии с младенцем Иисусом на коленях. Если предположить, что в 4-3 гг. до н. э. Луке было лет 20, а закончил он свое Евангелие к 64 г. н. э. (хотя современная наука считает, что это было в 70-80-х гг.), т.е. в 87-88 лет. И потом он взялся еще за Деяния Апостолов и написал еще одну книгу. А по древним свидетельствам он умер в 84 года. Но такие расчеты не принципиальны. Главное, что из его книг следует, что Лука плохо знал Палестину и события, происходящие в ней на стыке эр.
Зато географию Антиохии он знал хорошо. Так что скорее всего он был родом именно оттуда, а в Палестине возможно никогда и не бывал. Ап. Павла он знал лично и по преданию был его постоянным спутником, врачом и секретарем. Можно добавить, что он также был разработчиком его идеологических замыслов.
Идеологическим мастером он был действительно классным. Само начало Евангелия - гениальный ход, оно сразу же вводит читателя в атмосферу доверительности и сопричастности.
Поскольку многие уже предпринимали составление повествований о событиях, которые произошли у нас и стали известны от людей, что с самого начала были их очевидцами и служителями Слова, то и я, досточтимый Феофил, решил, в свою очередь, написать для тебя, подвергнув все с самого начала тщательной проверке, последовательный рассказ, чтобы убедился ты в достоверности того, в чем был наставлен.
(Лк 1:1-4)
Судя по всему, главным достоинством и преимуществом своей книги, Лука считает то, что он все очень тщательно проверил. Надо отдать должное Луке, он действительно кое-что проверил и исправил, например, свел к минимуму обстоятельства казни Иоанна Крестителя (Лк 3:19), который в Мк 6:14-29 был описан с фантастическими подробностями, противоречащими истории и которые даже в конце 1-го века в принципе мог вскрыть любой образованный житель Рима.
Историческая Иродиада, правнучка Ирода Великого, по свидетельству Иосифа Флавия, до того, как вышла замуж за тетрарха Галилеи Антипу Ирода, имела мужа из рода Иродов, своего дядю по имени Беф, частного гражданина Рима, а не Филиппа, брата Антипы, как в Мк. Так что брак Антипы и Иродиады был вполне законным. Филипп Ирод, тетрарх Итуреи, брат Антипы умер в 34 г. н. э., т.е. уже после описанных Марком событий. Кстати, женат он был на Саломее - той самой "пресловутой" Саломеи, дочери Антипы и Иродиады.
С исторической точки зрения главную ценность представляет его утверждение, что к моменту написания Лк, уже существовало много других евангелий. Связанный этими многочисленными писаниями, Лука был сильно ограничен в выборе, и, подчас, был вынужден использовать эпизоды, противоречащие его основной идеи. При этом он старался по мере возможности, с одной стороны, усиливать нужные акценты и, с другой, - смягчать то, что противоречит.
Под его пером личность Иисуса почти полностью теряет налет еврейства. В соответствии с социальным заказом, в проповеди Иисуса Христа главная общечеловеческая ценность - справедливость, отодвигается далеко на задний план. На первое место выдвигается доброта и всепрощение. Появляется притча о блудном сыне (Лк 15:12-32), эпизод с благоразумным разбойником (Лк 24:39-43).
С другой стороны, исчезает эпизод о том как Иисус Христос отказывает в помощи женщине-хананеянке: "... Я был послан только к овцам народа Израиля - нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам...". Еще бы, ведь Евангелие предназначалось для распространения среди этих самых "собак".
Многие эпизоды перерабатываются в соответствии с новой установкой. Классический пример подгонки канонического эпизода под свою установку - Искушение Иисуса Христа Дьяволом в пустыне. В Мк этот эпизод отсутствует, он, судя по всему, он был достаточно расхожим, и Лука не мог его игнорировать. В первоначальном виде он приводится в Мф 4:1-11. Отбрасывая фантастические элементы притчи, его смысл вкратце можно сводится к следующим пунктам:
  1. Накормить всех голодных, обеспечить всем на свете достойное существование - это еще далеко не решение вопроса о моральном возрождении человечества.
  2. Никакие чудеса не смогут заставить человека поверить в то, во что он не желает поверить.
  3. "Господу, Богу твоему поклоняйся, Его одного почитай!" - no comments.
Простой перестановкой второго и третьего пунктов, Лука (Лк 4:1-13) сумел полностью изменить направленность христианской идеологии. Оказалось, что главное - не вера в Единого, а слепое бездумное доверие россказням батюшек, ксендзов и пасторов. А чудеса - чудеса совершал Иисус Христос, - у новых духовных отцов с этим было не очень ...
В самом начале Евангелия появляется рассказ о чудесном зачатии и рождении Иисуса. Подробно рассказывается о родственных связях Иисуса и Иоанна Крестителя, - видимо это и породило легенду, что Лука хорошо знал семью Иисуса. Но в обстоятельствах, которые можно проверить по другим источникам, есть много несоответствий. Например, когда Палестина входила в Сирию, переписи населения не проводились. Первая римская перепись была в 6 г. до н. э., т. е. лет через 12 после описываемых времен. Чтобы связать Иосифа и Марию ( жителей Назарета) с Вифлиемом, он сочиняет вообще фантастическую версию, что все жители Палестины должны проходить перепись в том городе, в котором родились. Нормальный человек сразу представит, что произойдет в стране, если половина населения снимется с мест и бросится в места своего рождения. А, главное - в этом нет никакого смысла. Перепись производится не для того, чтобы знать где кто родился, а с кого и где брать налоги. Но разумные доводы чужды идеологическим поделкам. Главное, что получилась отличная сентиментальная история о том, как Бог и Царь Всего Мира родился в нищете и в холоде в скотской пещере, - сладенькая дешевая водичка, которую мир с удовольствием употребляет уже почти 2000 лет.
Но самое главное - это утверждение божественного родства Иисуса Христа. С этого начинается Евангелие, и на это он намекает постоянно, типа:
"Дух Господа на мне -
Он помазал Меня.
Он послал Меня бедным возвестить
Радостную Весть,
пленным объявить о свободе,
слепым о прозрении,
Он послал меня освободить угнетенных,
Возвестить, что настало время милости Господней."
(Лк 4:18)
Сильно и эмоционально сказано. И не важно, что эти слова произносил совсем не Христос, а Исайя. Агитация и пропаганда никогда не строилась на реалиях, главное - эмоциональный напор.
Той же цели служит подтасовка последних слов Иисуса Христа во время казни.
... - Элахи! Элахи, лэма шевактани?
что в переводе значит: "Бог мой! Бог мой, почему Ты меня оставил?"
(Мк 15:34)
превратилось у Луки в идеологически выдержанное:
... - Отец! В руки Твои передаю Мой Дух! - ...
(Лк 24:46)
Последние слова, произнесенный человеком перед смертью, всегда имели священное значение, даже если человек в бреду нес чепуху. Посягать на них, подтасовывать в своих целях - кощунство. Но Луку это нисколько не смутило.
И, наконец, - у Лк появляется Воскресение Иисуса Христа, его Явления ученикам и Вознесение на небо.
Вся эта стряпня совершенно не соответствовала тому, что исповедовали первохристиане. Эти новшества надо было еще внедрять в сознание "старичков" и зомбировать молодое пополнение. Но организация, созданная ап. Павлом, успешно справилась с этой работой. К 70-м гг. любое сопротивление было подавлено. Даже таким столпам и корифеям как ап. Петр и ап. Иоанн и всем прочим пришлось смиренно склонить голову и лицемерно признать, что Иисус Христос действительно Бог.









 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"