Три синоптических Евангелия - от Марка, от Матфея и от Луки - очень похожи друг на друга. Как будто, когда перед Святыми Отцами Церкви встала задача отбирать из кучи апокрифов то единственное Евангелие, которое соответствует действительности, они не могли решить, какому же отдать предпочтение, и в конце концов решили включить в Канон все три. Но такое объяснение было бы слишком простым и разумным; в истории, как известно, ничто никогда разумных причин не имеет.
Интересно, что все синоптические Евангелия были написаны людьми, никогда не видевшими Иисуса Христа.
В настоящее время из всех синоптиков Мк находится в центре научного изучения, так как еще в XIX в. утвердилось представление о том, что оно является одним из источников для Мф и Лк. Другим источником называют некий Quelle. До настоящего времени он не сохранился. Судя по всему это был сборник речений (логий) Иисуса Христа, и по стилю видимо был похож на апокрифическое Евангелие от Фомы. Следует, однако, заметить, что Лк и Мф явно пользовались и другой информацией, каждый своей; с другой стороны у всех евангелистов есть явные заимствования друг у друга. Не удивительно, - Евангелие существует почти 2000 лет, оно многократно переписывалось, редактировалось, дополнялось и фальсифицировалось, - сейчас разобраться в этой кухне очень сложно. Во всяком случае исследователи признали, что при современная наука способна реконструировать их тексты только по состоянию на середину - конец II в., а как известно, рукописи претерпевают наибольшие искажения в первый век своего существования.
Должен сказать, что для моего исследования Мк представляет не самый большой интерес, скорее оно играет роль введения в тему.
Евангелие от Мк в целом, за исключением окончания последней главы, признается авторским произведением. Еще в II в. Папий Иерапольский писал, что Марк был толкователем и переводчиком ап. Петра, когда тот проповедовал в Риме и после его смерти записал все, что слышал от него и запомнил. Звали Марка Иоанн, Марк - это фамилия, он был римским гражданином. Имя Марк упоминается в Деяниях Апостолов. В 46 г. он, пятнадцатилетний юноша, примыкает к ап. Павлу и Варнаве и отправляется с ними в их первое путешествие. Потом у него была долгая насыщенная жизнь, он сходился с различными апологетами и расходился. Но ближе всего ему в конце концов стал ап. Петр, который в Первом Послании упоминает "сына моего Марка". Ко времени смерти Петра и Павла Марку было около 50 лет. Он отправляется в Александрию и становится ее первым епископом. Все эти сведения, естественно, нельзя считать вполне авторитетными.
Из всех трех, Мк - самое короткое. Церковное объяснение тому: Мк является кратким изложением Мф и Лк. Но как и все церковные легенды, его нельзя считать серьезным. Мк не может считаться адекватным пересказом потому, что из трех главных, принципиально важных событий жизни Иисуса Христа - Рождество от Святого Духа, Распятие и Воскресение - в нем присутствует только смерть Иисуса Христа. Обстоятельства рождения отсутствуют вообще, а воскресение, явления своим ученикам и вознесение на небо (Мк 16:9-20), по свидетельству древних рукописей и церковных писателей III - IV вв., - поздняя добавка. В первоначальном варианте Мк оканчивалось эпизодом, когда жены-мирроносицы обнаружили, что труп Иисуса Христа из могилы исчез.
Современный взгляд: Мк - самое раннее из всех Евангелий.
Несмотря на то, что начал Марк как ученик и сподвижник ап. Павла, он вскоре разочаровывается в нем, примыкает к Варнаве, а в конце концов встречает ап. Петра и становится его приверженцем. Иисус Христос неспроста назначил ап. Петра своим преемником, - само прозвище "Петр",что означает по-гречески "камень", полностью все объясняет. Ап. Петр, видимо, действительно был человеком, твердо стоящим на фундаменте Заповедей Христовых, четких убеждений, не склонным к "мудрствованиям" и к компромиссам.
И все же ситуация так сложилась, что пойти на компромисс пришлось. Это произошло в начале 60-х, в преддверии предстоящих гонений на христиан. Дело было в том, что к этому времени ап. Павел успел создать развернутую подпольную сеть своих общин, а у Петра ее не было. Но чтобы воспользоваться Павловской организацией для спасения своих приверженцев, пришлось признать многое из идеологических новшеств, которые ап. Павел внес в первохристианство, главное из которых было даже не то, что ап. Павел крестил язычников и не признавал Закона Торы, а то, что Иисус - Бог.
Но, формально признав доктрину ап. Павла, Петр внутренне не отказался от своей прежних убеждений. Связанный договором с Павлом, он не критиковал его открыто, но и не признавал открыто свое несогласие с ним, предпочитая не упоминать о разногласиях и обходить в проповедях опасные подводные камни. Хотя, если внимательно посмотреть его 1-е Послание, написанное в самом конце жизни, - в нем есть моменты несогласия с Павлом:
... Уверовавших через Него [Иисуса] в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
(1 Петра 1:21)
Или:
... Который [Иисус], восшед на небо, пребывает с правой стороны от Бога, ...
(1 Петра 3:22)
Следует учесть, что к этому времени ему было уже достаточно лет, а железная воля и твердокаменная убежденность с возрастом и под влиянием ситуаций имеют тенденцию слабеть.
Соответственно этому получилось и Мк. В него вошло лишь то, что очевидно и бесспорно. К тому же в нем были описаны в основном события и факты. Логии из Quelle, которые можно интерпретировать по-разному, Марк использовать в минимальной степени.