Ржаницын Дмитрий : другие произведения.

Краеугольный камень Ка'абы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О евангелической притче о "краеугольном камне"

  ОТ МАТФЕЯ.
  Глава 21.
  
  33. ...Был один человек - землевладелец,
   Он посадил виноградник,
   обнес его оградой,
   вырыл яму для давильни,
   построил сторожевую башню
   и отдал внаем иноградарям,
   а сам уехал в чужие края.
  34. Время сбора настало - послал он слуг к виноградарям
   Получить свой доход с виноградника.
  35. Но виноградари, схватив его слуг,
   Одного избили, другого убили,
   А третьего забросали камнями.
  36. Снова послал других слуг - уже большим числом,
   Но и с ними они поступили так же.
  37. [Наконец он сына послал к ним, подумав:
   "Сына моего постыдятся".
  38. Но виноградари, сына увидев, сказали друг другу:
   "Это наследник!
   Давайте убьем его, и нашим будет наследство!"
  39. Они схватили его, вытащили из виноградника и убили.]
  40. Когда вернется хозяин виноградника,
   что сделает он виноградарям этим?
  41. - Казнит злодеев лютой смертью, а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему доход в положенный срок, - отвечали они (первосвященники и ста-рейшины).
  42. - А вы не читали в Писаниях, - говорит им
   Иисус: -
   Камень, который отбросили строители,
   стал краеугольным камнем.
   Это сделано Господом -
   Чудо, которое мы видели"?
  43. Потому Я и говорю вам, что будет отнято у вас Царство Бога и отдано народу, который приносит доход.
  44. [[Всякий, кто споткнется об этот камень, разобьется, а на кого упадет этот камень, того раздавит.]]
  
  
  
  Этот эпизод, вошедший во все синоптические Евангелия, возможно является самым первым свидетельством начала про-цесса обоготворения личности Иисуса Христа.
  Христианское толкование этого эпизода однозначно и ни у кого не вызывает сомнений:
  Евреи убьют Иисуса - сына Божьего. За это у них будут отняты права быть богоизбранным народом. Это право будет пере-дано другому народу (римлянам, грекам, чехам, русским и т. д.).
  "Чудо Господне" - христианская Церковь. "Краеугольный камень" - Иисус Христос, а также аллюзия на имя апостола Петра.
  
  Однако при внимательном прочтении эпизода, не может не возникнуть целый ряд вопросов.
  Самое интересное, что при всей очевидности и прозрачно-сти и притчи и остального текста, он был очень существенно отредактирован в сторону усиления целенаправленности его смысла. Эти вставки и искажения первоначального текста были осу-ществлены в очень ранние времена, так как редакции подверглись все три синоптических Евангелия.
  
  Стихи 37 - 39. Почему их следует считать вставкой?
  Во-первых, они настолько изменяют стиль притчи, что она начинает резко контрастировать с общем стилем притчей Иисуса.
  Во-вторых, в этих стихах явственно прослеживается не ближневосточное, а европейское мировоззрение. По представле-ниям более цивилизованного востока, отец не должен бы был посылать своего сына (по тексту от Луки - "любимого") на такое опасное предприятие, где уже погибло несколько его слуг.
  Надежда на совесть убийц (Виноградари, обсуждая преступление, высказывают чисто варварские представления о праве на собственность: убил хозяина - сам стал хозяином) - для евреев такое представление - нонсенс. А безответственная надежда отца на совесть убийц - это уже мотив "победившего" христианства.
  В-третьих, этот отрывок ничего не вносит принципиально нового в смысл притчи. Он только лишь проявляет его; настоль-ко, что притча из загадки, парадокса, становится банальностью.
  
  Стих 44 большинство ученых считает ранней интерполяцией (из Луки 20:18). Но почему-то он стоит на неподобающем ему месте. Наиболее естественно ему следовать непосредственно за стихом 42.
  
  Стих 42 представляет наибольший интерес. Это цитата из 117-го псалма Давида:
  
  .........
  20. Вот врата Господа; праведные войдут в них.
  21. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался
   моим спасением.
  22. Камень, который отвергли строители, сделался
   главою угла.
  23. Это - от Господа, и есть диво в очах наших.
  24. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и
   возвеселимся в оный!
  ..........
  
  Весь псалом посвящен восхвалению Бога спасение Давида от какой-то опасности, которая ему угрожала. Но причем здесь камень? Почему камень "краеугольный"?
  В основании здания краеугольных, т. е. таких, которые ста-вятся во главу угла, - должно быть четыре. Если есть один принципиально важный камень, его логичней поместить в центре зда-ния.
  Я не могу сказать ничего о псалме. Но употребление этой цитаты Иисусом можно объяснить следующим образом:
  Мекканская Ка’аба существовала еще задолго до эпохи Иисуса Христа. Правда в его время она была заброшена и находи-лась в руинном состоянии. Но все же о Ка’абе в Палестине знали. И, наверняка, знали арабские предания о том, что ее построил праотец Авра’ам.
  "Черный камень", - подарок Бога своему другу, и тогда на-ходился в фундаменте Ка’абы на ребре восточного угла здания. Этот камень был Единственный и Неповторимый. В основном только благодаря ему Ка’аба обретала святость, потому, что коснувшись его, любой человек снимал с себя все грехи.
  Этот камень был истинно "краеугольным".
  Иисус не мог не знать об этом.
  
  Поэтому притчу о виноградарях следует понимать как пророчество о пришествии аравийского Ислама, а не европейской церкви.
  
  Если придерживаться мнения, что Иисус не просто преду-гадывал будущее, а знал его, - 44-й стих служит серьезным предупреждением иудеям и еще не появившимся тогда христианам:
  Религия, которая почитает "Черный Камень" Каабы, то есть Ислам, - именно эта религия единственная истинно вер-ная и за ней будущее.
  
  История показывает, что с момента возникновения Ислама, против него идет непримиримая борьба и со стороны христиан и со стороны иудеев. Идеологическая пропаганда ведется постоянно. Уже неоднократно она перерастала в военную агрессию. Но, интересная история, - всякий раз, когда они подымали руку на Ислам, - да, они действительно, как правило, одерживали военные победы, - но в стратегическом плане, Ислам каждый раз только расширял сферу своего распространения.
  При том этот обратный процесс происходил мирным путем, то есть строго в соответствии с идеями Иисуса о ненасилии.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"