Рассуждая со свидетелями Иеговы при помощи Писания
Источник
Кто такой Святой Дух?
Огромная пропасть: "помазанники" и "другие овцы"
Оригинал: 9Мб
epub
pdf
Искать в этой книге
Троица: библейское учение или языческая ложь?
Вселенская же эта вера состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице, и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности. <...> три Ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что... должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице.
Афанасьевский Символ Веры479
В брошюре "Следует ли верить в Троицу?" Общество Сторожевой Башни спрашивает: "Если бы Библию прочитал от начала до конца непредвзятый читатель, пришел бы он сам к выводу, что Бог триедин? Вовсе нет"480.
Наоборот, утверждает брошюра, изучая Библию, мы видим в ней только "монотеизм" - "учение о том, что существует только один Бог"481. В Ин.17:3 Иисус Сам провозгласил монотеизм, назвав Отца "единственным истинным Богом". Но если Он называл единственным истинным Богом Отца, то Сам Он этим Богом быть уже не мог482.
По словам Общества Сторожевой Башни, Иисус никогда не проповедовал учения о Троице. В книге Let God Be True мы читаем: "Очень странно, что Иисус не удостоил это сложное, запутанное учение Своего внимания в форме разъяснения или поучения"483.
Далее эта книга предлагает читателю "убийственный" аргумент против учения о Троице: "Одна из самых больших загадок состоит в том, кто правил Вселенной три дня, пока Иисус был мертв и находился в могиле... Если Иисус был Богом, то пока Он был мертв, Сам Бог был мертв и находился в могиле. Какая прекрасная возможность для сатаны получить безраздельную власть!.. Если бы Иисус был бессмертным Богом, Он не мог бы умереть"484.
Другой обычный довод Сторожевой Башни против учения о Троице состоит в том, что Иегова Бог - не Бог беспорядка или неустройства (1Кор.14:33), а потому Писание не может говорить о Боге, Которого человеческий разум не способен понять. Мысль о том, что Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог, непонятна и нелогична, потому что есть только один Бог. Иегова Бог - не Бог неустройства, и подобные представления о Нем не могут быть верными. Иисус говорил: "Мы поклоняемся тому, что знаем" (Ин.4:22, ПНМ, курсив автора). Кроме того, слова "Троица" даже нет в Библии. Это понятие прибавлено к Библии, а не найдено в ней.
На протяжении всей своей истории Общество Сторожевой Башни искажало христианское учение о Троице, чтобы "рассудительным" людям было проще понять, почему это учение следует отвергнуть. Например, в пятом томе из серии Studies in the Scriptures (1899) говорилось, что "это учение о трех Богах в одном Боге ...одна из мрачных тайн, при помощи которых сатана - через папство - затуманил Слово Бога и его план"485. (Между тем христиане не верят в "трех Богов в одном Боге"; они верят в одного Бога и считают, что в едином Божестве есть три равных друг другу Лица.)
В той же публикации мы читаем о "нелогичной и небиблейской доктрине о Троице - трех Богах в одной личности"486. (Опять-таки, христиане не верят в "трех Богов в одной личности"; они верят в три равные друг другу Личности в одном Божестве.)
В одной из книг Сторожевой Башни Троица даже была названа странным существом:
Когда последователи задают священникам вопрос, как может существовать такая комбинация - три в одном, - тем приходится отвечать: "Это тайна". Некоторые из них стараются объяснить это при помощи треугольника, трилистника или изображения трех голов на одной шее. Однако искренние люди, желающие знать истинного Бога и служить ему, находят для себя довольно трудным любить сложного, причудливого, трехголового Бога и поклоняться ему. Духовенство, внедряющее такие идеи, опровергает себя в следующий же миг, утверждая, что Бог создал человека по своему образу; ибо никто никогда еще не видел трехголового человека487.
По поводу сатанинского происхождения учения о Троице изданная Сторожевой Башней книга Reconciliation сообщает: "Более обманного учения, чем учение о Троице, никогда еще не выдвигали. Оно могло возникнуть только в одном уме, в уме Сатаны Дьявола"488. В книге Riches говорится о том же: "Еще одна ложь, сотворенная и высказанная сатаной с целью опозорить имя Бога и отвратить людей от Бога, - это учение о "троице""489.
По словам Общества Сторожевой Башни, учение о Троице не только имеет сатанинское происхождение, но и является языческим понятием. Цитируя книгу The Paganism in Our Christianity ["Язычество в нашем христианстве"]: "Происхождение [Троицы] полностью языческое"490, - Общество утверждает, что за много веков до Христа в Вавилоне, Египте и Ассирии уже существовали так называемые триады, или троицы, богов491. По словам историка Уилла Дюранта, "христианству не удалось разрушить язычество; оно переняло его"492. "Отсюда следует, - говорит Сторожевая Башня, - что Бог не был автором этого учения"493. Христианское богословие впитало в себя это сатанинско-языческое понятие в первые века существования Церкви.
Если говорить точнее, Общество Сторожевой Башни полагает, что Церковь приняла учение о Троице примерно через триста лет после смерти Христа494. Изданная Обществом книга Mankind"s Search for God (1990) излагает эту историю так: император Константин хотел добиться единства в своем государстве и в 325 г. н.э. созвал своих епископов на собор в город Никею. Принято считать, что на соборе присутствовали от 250 до 318 (т.е. меньшая часть) епископов. "После ожесточенных споров этот непредставительный собор произвел на свет Никейский Символ Веры, в котором отразилось глубокая приверженность тринитарному мышлению. Но на этом споры об учении не закончились... Это была победа богословия и поражение тех, кто придерживался Писаний"495.
Общество Сторожевой Башни утверждает, что подобное "отклонение" от учения первой Церкви предсказывали Христос и апостолы, когда говорили об "отпадении", или отступничестве, которое должно произойти перед Вторым пришествием. Помимо учения о Троице христианский мир позаимствовал у язычества и другие понятия - такие как адский огонь, бессмертие души и идолопоклонство, и это стало началом духовной "эпохи мрака", в которой господствует растущий "человек греха" - духовенство496.
Таким образом, Общество приходит к выводу: "...поклоняться Богу угодным ему образом означает отвергать учение о Троице. Это учение противоречит убеждениям и учениям пророков, Иисуса, апостолов и первых христиан. Оно противоречит тому, что Бог сам говорит о себе во вдохновленном им Слове"497.
Рассуждая при помощи Писания
Слово "Троица" - небиблейское понятие?
Доказывает ли факт, что слова "Троица" нет в Библии, ложность учения о Троице? Никоим образом! Хотя это слово и не упоминается в Библии, понятие Троицы имеет явно библейское происхождение.
Напомните собеседнику, что слово "Иегова" как таковое тоже не встречается в Библии498. По сути, этого слова нет ни в одной достоверной греческой или еврейской рукописи Библии. Суеверные иудеи-книжники соединили буквы YHWH с гласными из слова Adonai, в результате чего получилось слово "Яхова", или "Иегова". Следовательно, если Сторожевая Башня отрицает библейское происхождение учения о Троице лишь на том основании, что слова "Троица" нет в Библии, то учение об имени "Иегова" тоже следует считать ложным, поскольку и это слово не встречается в Библии ни разу.
Проиллюстрировать эту мысль можно и на примере слова "теократия". Бывший Свидетель Иеговы Дуэйн Маньяни описывает вымышленную беседу между христианином по имени Крис и Свидетелем Иеговы по имени Джей:
Крис: Возьмите, к примеру, слово "теократия". Этого слова нет в Библии, но в римской империи существовала своего рода теократия - императора считали богом, божественным царем. То же самое было и в Египте, где фараон считался богом и правителем страны. Это очень похоже на Общество Сторожевой Башни.
Джей: Каким же образом?
Крис: Общество называет себя теократией, возглавляемой "божественным правителем", власть которого распространяется на весь народ Бога [всех Свидетелей Иеговы], не так ли?
Джей: Да, Общество Сторожевой Башни - теократическая организация.
Крис: Однако факт, что принцип теократии существовал еще в языческой культуре и что слова "теократия" нет в Писании, не мешает вам считать это учение библейским, не правда ли?499
Последний вопрос, естественно, предполагает отрицательный ответ. Аналогичным образом, нельзя отрицать, что учение о Троице основано на Библии лишь потому, что в Библии нет слова "Троица".
Спросите:
Слова "теократия" нет в Библии - значит ли это, что понятие теократии нельзя считать библейским? (Ответ будет отрицательным.)
В таком случае, - если быть честными и последовательными, - означает ли отсутствие слова "Троица" в Библии, что учение о Троице нельзя считать библейским?
Языческое понятие?
Есть ли у Сторожевой Башни какие-то основания считать учение о Троице языческим? Никаких! Прежде всего, не следует забывать, что вавилоняне и ассирийцы верили в триады богов, стоявшие во главе пантеона из множества богов500. Кроме того, эти триады состояли из трех отдельных богов (многобожие), что кардинально отличает их от христианской Троицы - единственного Бога (единобожие), проявляющего Себя как три Личности в одном Божестве.
Спросите:
Понимаете ли вы разницу между триадами богов, стоящими во главе пантеона из множества богов, и учением о Троице, согласно которому существует только один Бог, проявляющий Себя как три Личности в одном Божестве?
Вдобавок, как мы уже упоминали, языческие идеи такого рода существовали приблизительно за две тысячи лет до христианства и довольно далеко от той части земного шара, в которой оно родилось501. Следовательно, в силу исторических и географических факторов христианство не могло заимствовать тринитарные представления у язычников.
Напомните собеседнику, что язычники верили в великий потоп, который уничтожил большую часть человечества, а также в бога по имени Таммуз, который воскрес из мертвых, подобно Мессии. Апологет Пол Дж. Уизерс отмечает: "Если Сторожевая Башня воспользуется тем же методом рассуждения, окажется, что христианские представления о потопе, Мессии (Иисусе) и Его воскресении имеют языческое происхождение. В конце концов, язычники верили во все это еще до христиан!"502.
Факт, что верования язычников были внешне похожи на учение Писания, еще не означает, что христианство позаимствовало у них свои учения. Если вы разъясните это собеседнику, он окажется перед трудным выбором: "Либо он признает, что доводы Свидетелей Иеговы ложны, либо придет к выводу, что вера в потоп, Мессию и воскресение Христа позаимствована у язычников"503.
Спросите:
Знаете ли вы, что язычники верили в великий потоп, уничтоживший большую часть человечества, и в воскресшего бога по имени Таммуз, похожего на Мессию? (Ваш собеседник может этого не знать.)
Можно ли считать библейское учение о потопе и Мессии ложным лишь потому, что верования древних язычников отдаленно напоминали это учение?
1Кор.14:33 - Иегова есть Бог не беспорядка
Учение Сторожевой Башни. 1Кор.14:33 в "Переводе нового мира" звучит так: "...Бог есть Бог не беспорядка, а мира". Как говорят Свидетели Иеговы, Бог есть Бог не беспорядка или неустройства, следовательно, учение о Троице не может быть истинным, поскольку оно абсолютно нелогично. Как может каждое Лицо Троицы быть Богом, если существует только один Бог? Это какая-то бессмыслица504.
В книге Let God Be True о Троице сказано: "Объяснить ее словом "Тайна!" недостаточно. Если вспомнить слова апостола: "Бог есть Бог не беспорядка" (1Кор.14:33), - сразу становится ясно, что это учение не от Бога. Тогда возникает вопрос: если автором этого запутанного учения является не Бог, кто же его автор?"505. Напрашивается вывод: это учение порождено сатаной.
Библейское учение. Неспособность человека полностью понять смысл какого-либо учения отнюдь не свидетельствует о его ложности. Чтобы понять Бога полностью, люди должны иметь разум Бога.
Укажите собеседнику на библейские отрывки, из которых следует, что человек не в состоянии полностью постичь Бога и Его замысел:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... (Рим.11:33).
Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис.55:8-9).
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1Кор.13:12).
Приведенные стихи ясно показывают, что возможности человеческой логики имеют предел. Ограниченный разум не способен обладать всей полнотой знания о бесконечном существе. Творение не может знать все о суверенном Творце. Подобно тому как маленький ребенок не способен понять все слова своего отца, мы, дети Бога, не можем обрести полноту знания о нашем небесном Отце.
Спросите:
Как вы думаете, способен ли человек в совершенстве постичь природу Бога? (Вероятно, ответ будет отрицательным. Но если ваш собеседник ответит положительно, попросите его объяснить, как это согласуется со словами Ис.55:8-9; Рим.11:33 и 1Кор.13:12.)
Что бы вам ни ответил Свидетель, сошлитесь на изданную Сторожевой Башней книгу Reasoning from the Scriptures, в которой сказано, что человек не может полностью понять и осознать безначальность Бога. Цитируя Пс.89:3, где говорится о вечной природе Бога, эта публикация спрашивает:
Логично ли это? Наш разум не может полностью осознать этот факт. Но это не причина его отрицать. Подумайте над такими примерами: (1) Время. Никто не может указать на конкретный момент, с которого началось время. И мы знаем, что, хотя наши жизни имеют конец, время бесконечно. Мы не отрицаем идею времени лишь потому, что не понимаем до конца некоторых его свойств. Напротив, мы строим нашу жизнь в соответствии с ним. (2) Космос. Астрономы не знают, ни где находится начало, ни где находится конец космоса. И чем дальше они проникают во Вселенную, тем больше остается неизученным. Они не отрицают очевидного; многие называют космос бесконечным. Этот же принцип применим и к существованию Бога506.
Обратите внимание собеседника на утверждение Сторожевой Башни, что одна лишь неспособность полностью осознать какие-то качества Бога не является достаточной причиной для их отрицания. Примените это утверждение к учению о Троице. Не стоит отрицать какую-то мысль лишь потому, что мы не способны ее понять.
Спросите:
Книга Reasoning from the Scriptures утверждает, что не следует отрицать учение лишь потому, что мы не способны его полностью понять. Можем ли мы в таком случае согласиться, что не следует отбрасывать учение о Троице лишь на том основании, что мы не можем полностью его понять?
Давайте рассмотрим стих 1Кор.14:33 в надлежащем контексте. Что имел в виду Павел, когда написал коринфским верующим: "...Бог не есть Бог неустройства, но мира"?
В свете контекста эти слова абсолютно понятны. Коринфскую церковь сотрясали внутренние раздоры и беспорядки (1Кор.1:11). В числе проблем, которые порождали неустройство во время богослужений, был и вопрос правильного использования духовных даров. Очевидно, подчас слишком много людей одновременно начинали говорить языками и пророчествовать. Это приводило к расстройству церкви.
Таким образом, Павел говорит коринфянам, что говорящие на языках должны всегда это делать по очереди и что в течение всего собрания говорить на языках могут не более трех человек (1Кор.14:27). Кроме того, при этом непременно должен присутствовать толкователь, чтобы вся церковь могла получать пользу от говорения на языках. Если же толкователя нет, то говорящий на языках должен молчать (1Кор.14:28).
Аналогично Павел также говорит, что и пророки тоже должны пророчествовать только по очереди - всего не более троих в течение одного собрания (1Кор.14:29-30). Далее апостол обобщает свои наставления в одном фундаментальном принципе: "Бог не есть бог неустройства, но мира" (1Кор.14:33). Греческое слово, переведенное на русский язык как "неустройство", рисует образ частей единого целого, не согласующихся друг с другом. Напротив, греческое слово, переведенное на русский язык как "мир", рисует образ частей единого целого, действующих в согласии друг с другом507. Следовательно, фраза Павла о Боге, если рассматривать ее в контексте, относится к конкретной ситуации в коринфской церкви, когда отдельные верующие ссорились, провоцируя беспорядки и неустройства во всей общине.
Бог есть Бог мира (согласия), а не Бог неустройства, утверждает Павел, поэтому церковь должна подражать Ему, стремясь к миру и избегая споров во время богослужений. Поступая так, церковь чтит Бога.
Ин.17:3 - Иегова - "единственный истинный Бог"
Учение Сторожевой Башни. В Ин.17:3 Иисус сказал: "А вечная жизнь в том, чтобы познавали тебя, единственного истинного Бога, и посланного тобой Иисуса Христа" (ПНМ, курсив автора). Опираясь на этот стих, публикации Сторожевой Башни убеждают читателя, что вечная участь человека зависит от знания истинной природы Бога, а потому каждый должен разобраться, истинно или ложно учение о Троице508.
Свидетели Иеговы утверждают, что Иисус четко указал на разницу между Собой и Богом, когда назвал Отца "единственным истинным Богом" (Ин.17:3). "Он [Отец] не может быть "единственным истинным Богом"... если есть еще две личности, которые являются Богом в той же степени, что и он, не правда ли?"509.
Публикация "Следует ли верить в Троицу?" сообщает: "Иисус неоднократно показывал, что он творение, отдельное от Бога, и что над ним, Иисусом, есть Бог - Бог, которому он поклонялся, и которого называл "Отцом". Молясь Богу, то есть Отцу, Иисус назвал его "единым истинным Богом" (Ин.17:3)"510. Более того, "так как у Иисуса был Бог, его Отец, то Иисус не мог в то же время быть этим самым Богом"511.
Библейское учение. Обсуждая со Свидетелем Иеговы стих Ин.17:3, важно поднять вопрос: истинный ли Иисус Бог или ложный? Если Иисус - истинный Бог, Свидетелю Иеговы придется допустить мысль о существовании нескольких истинных Богов (а это многобожие). Если же Иисус не истинный Бог, Он может быть только ложным Богом. В своей статье Is Jesus a True or a False God? Роберт Боумэн предлагает построить разговор со Свидетелем Иеговы так:
Спросите:
Христианин: Сколько есть истинных Богов, согласно Ин.17:3?
Свидетель Иеговы: Только один. Иегова Отец - "единственный истинный Бог".
Христианин: Верно. Согласитесь ли вы с тем, что все не истинное непременно ложно?
Свидетель Иеговы: Да, я полагаю, что так.
Христианин: Тогда, если есть лишь один истинный Бог, все остальные должны быть ложными богами, не так ли?
Свидетель Иеговы: По-видимому, да.
Христианин: Ин.1:1 в "Переводе нового мира" называет Иисуса богом. Вы согласны?
Свидетель Иеговы: Конечно.
Христианин: Хорошо, тогда каким именно богом является Иисус - истинным или ложным?
Свидетель Иеговы: Хмм... Я не знаю.
Христианин: Он не может быть ложным богом, не так ли? В противном случае апостол Иоанн виновен в неоправданном обожествлении Иисуса. Значит, Он должен был быть истинным Богом. Но есть только один истинный Бог - Иегова. Следовательно, Иисус - Иегова512.
Поделившись с собеседником этими соображениями, подчеркните, что словосочетание "единственный истинный" в Ин.17:3 - и грамматически, и с точки зрения контекста - противопоставляет не Отца и Сына друг другу, а единственного истинного Бога ложным богам513. Греческое слово, переведенное как "истинный", употреблено здесь в значении "настоящий", или "подлинный". Таким образом, Иисус в этом стихе говорит попросту, что Отец - "единственный истинный Бог", т.е. единственный настоящий, или подлинный, Бог в противоположность множеству ложных богов и идолов (см. 2Пар.15:3; Ис.65:16; 1Фес.1:9; 1Ин.5:20; Откр.3:7). Сказанное Христом в Ин.17:3 ни в коем случае не уменьшает Его божественности. Да и сам Иоанн уверенно свидетельствует о божественности Христа (как истинного Бога) на всем протяжении своего Евангелия (Ин.1:1; 8:58; 20:28).
Втор.6:4 и Мк.12:29 - Величайшая заповедь
Учение Сторожевой Башни. Втор.6:4 в "Переводе нового мира" звучит так: "Слушай, Израиль: Иегова, Бог наш, есть один Иегова" (пер. с англ.). Когда Иисуса спросили, какая заповедь величайшая из всех, Он ответил: "Слушай, Израиль, Иегова, наш Бог, - один Иегова" (Мк.12:29, ПНМ).
Бог "один", рассуждают Свидетели, следовательно, Он никак не может быть триединым. Иегова - Бог, есть только "один Иегова", значит, Иисус никак не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова, а учение о Троице никак не может быть верно. Библия тысячи раз говорит о Боге как о единственной личности. И когда говорит Сам Бог, Он говорит как единственная, неразделенная личность514.
Опираясь на эти рассуждения, брошюра "Следует ли верить в Троицу?" спрашивает: "Если бы Бог действительно состоял из трех личностей, то зачем всем боговдохновленным писателям Библии нужно было бы говорить о нем как об одной личности? ...Безусловно, если бы Бог состоял из трех личностей, он сделал бы так, чтобы писатели Библии написали об этом настолько ясно, что по этому поводу не осталось бы никаких сомнений"515.
Библейское учение. Все Писание, от Бытия до Откровения, неизменно говорит, что есть только один истинный Бог. Это учение красной нитью проходит сквозь каждую страницу Библии. Еврейский текст Втор.6:4 допускает несколько вариантов перевода, но лучшим я считаю такой: "Слушай, о Израиль! Господь есть наш Бог, только Господь". Используя имена Бога, мы можем перевести этот стих так: "Слушай, о Израиль! Яхве есть наш Элохим, только Яхве". Древние евреи называли это исповедание веры Shema.
Shema была особенно важна для израильтян, которые жили в культуре, насыщенной ложными богами и идолами. Как правило, евреи повторяли это исповедание дважды в день, утром и вечером. О важности Shema свидетельствует и обычай заучивать эти слова в очень раннем возрасте.
Яхве (Господь) - наш Элохим (Бог). Это понятно. Теперь мы должны ответить на ключевой вопрос: кого мы называем Яхве? Только ли Отца, как говорят Свидетели Иеговы? Или Иисус - тоже Яхве? А может быть, Яхве - это триединый Бог?
Писание нигде не говорит прямо: "Отец есть Яхве". Но мы знаем, что Отец - Яхве, потому что Писание называет Его "Богом" и "единственным истинным Богом" (Ин.6:27; 17:3). Но в таком случае Иисуса тоже необходимо признать Яхве, поскольку Писание называет Его "Богом" (Ин.1:1), "Богом крепким" (Ис.9:6; ср. Ис.10:21), "великим Богом и Спасителем" (Тит.2:13) и "Господом" (Рим.10:9; 1Кор.12:3; Фил.2:11 )516.
Отсюда следует, что Иисус есть Яхве в той же степени, что и Отец. Святого Духа также следует признать Яхве ввиду Его божественности (см. Деян.5; 1Кор.3:16; 6:19; 2Кор.3:17; Еф.2:22). Таким образом, Втор.6:4 вовсе не противоречит учению о Троице. Верующие в Троицу с радостью подтвердят, что этот стих доказывает единственность Бога. И здесь нет никакого противоречия с истиной, что в одном Божестве есть три Личности, ясно изложенной в других отрывках Писания: Мф.28:19 и 2Кор.13:13.
Спросите:
Верующие в Троицу согласны с утверждением, что есть только один Бог (Втор.6:4), - понимаете ли вы это?
Верующие в Троицу учат не тому, что есть три бога, а тому, что есть только один Бог и что в одном Божестве есть три Личности, - понимаете ли вы это?
(С помощью этих вопросов вы объясните Свидетелю Иеговы, во что на самом деле верят христиане, и отбросите искаженную версию учения о Троице, которую преподносит своим последователям Сторожевая Башня.)517
Интересно, что первые христиане (убеждения которых строились на фундаменте иудейской традиции) при всей своей бескомпромиссной приверженности единобожию, без колебаний признавали Иисуса и "Спасителем", и "Богом" (Рим.10:13; 1Фес.5:2; 1Пет.2:3; 3:15)518. Твердо веря в истинность Shema (Втор.6:4), они смело применяли к Иисусу ветхозаветные тексты, в которых изначально говорилось о Яхве. Например:
Исполнение слов о Яхве и Элохиме из Ис.40:3 можно найти в Мк.1:2-4.
Призывание имени Яхве в Ил.2:32 отождествляется и сопоставляется с призыванием имени Иисуса в Рим.10:13.
Слава Яхве, описанная в Ис.6:1-5, в Ин.12:41 называется славой Иисуса.
Голос Яхве звучит, "как шум вод многих" (Иез.43:2), голос Иисуса тоже сравнивается с "шумом вод многих" (Откр.1:15).
Описание Яхве как вечного света в Ис.60:19-20 отождествляется с описанием Иисуса как вечного света в Откр.21:23.
Поделившись этой информацией со Свидетелем Иеговы...
Спросите:
Как вы объясните факт, что первые христиане-евреи, безоговорочно признававшие истинность Shema (Втор.6:4), без колебаний применяли к Иисусу ветхозаветные тексты, в которых изначально речь шла о Яхве?
Как вы объясните факт, что первые христиане-евреи называли Иисуса "Господом" и "Богом" в том же смысле, в каком эти титулы применялись к Иегове?
Беседуя со Свидетелем Иеговы по поводу Втор.6:4, важно подчеркнуть, что Бог открывал Себя человечеству постепенно, в несколько этапов. Сначала Он показал единство и уникальность Своей природы: Бог открыл людям, что Он - единственный истинный Бог. Эта было необходимой отправной точкой, потому что Израиль всегда жил в окружении народов, которые исповедовали многобожие. Устами пророков Бог возвестил Израилю истину единобожия.
Хотя ветхозаветное откровение делает отчетливый акцент на единственности и уникальности Бога (и это нашло отражение в Shema), нельзя сказать, что в Ветхом Завете нет никаких намеков или указаний на учение о Троице. Такие указания есть (Быт.1:26; 3:22; 11:7; Прит.30:4; Ис.6:8; 48:16). Однако во всей полноте Бог открыл это учение только в новозаветные времена (см. Мф.3:16-17; 28:19; 2Кор.13:13; Еф.2:13; 4:4). И теперь, читая Ветхий Завет в свете Нового, мы находим в нем дополнительные свидетельства о Троице. Богослов Бенджамин Уорфилд отмечает:
Ветхий Завет можно уподобить богато обставленному, но тускло освещенному залу; если внести светильник, в зале не появится ничего, чего в нем не было раньше; однако свет выявит многое, что там уже находилось, но было плохо видно или вообще скрыто во тьме. Тайна Троицы [ясно] не открыта в Ветхом Завете; однако она лежит в основе ветхозаветного откровения, и ее почти можно увидеть то здесь, то там. Таким образом, более полное откровение, последовавшее за ветхозаветным откровением Бога, не исправляет его, но лишь совершенствует, расширяет и увеличивает519.
Учение о том, что есть только один Бог, но в едином Божестве - три Личности, ясно подтверждается Писанием. Эту истину иллюстрирует один из ключевых стихов Нового Завета - Мф.28:19.
Мф.28:19 - "Имя" Отца и Сына, и Святого Духа
Учение Сторожевой Башни. Мф.28:19 в "Переводе нового мира" звучит так: "...идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа...".
Доказывает ли этот стих, что Отец, Сын и Святой Дух равны по своей сути, могуществу и вечности? Нет, отвечает Общество Сторожевой Башни, "так же, как перечисление трех людей - например, Иванов, Петров, Сидоров - не означает, что они трое в одном"520. С точки зрения Свидетелей Иеговы, верующие в Троицу вкладывают в этот текст совершенно чуждый смысл. Учение о Троице навязано этому стиху, а не проистекает из него.
Библейское учение. В греческом тексте Евангелия от Матфея перед словами "Отец", "Сын" и "Святой Дух" стоит определенный артикль - в англоязычных переводах, в том числе и в "Переводе нового мира", эта особенность текста видна. Очень важно отметить, что слово "имя" в греческом тексте стоит в единственном числе - отсюда следует, что есть только один Бог, но в едином Божестве есть три самостоятельные Личности: Отец, Сын и Святой Дух521. Богослов Роберт Реймонд обращает наше внимание на важную роль, которую этот стих играет в учении о Троице:
Иисус не говорит (1) "в имена [во множественном числе] Отца и Сына и Святого Духа" или - что по сути то же самое - (2) "во имя Отца, и во имя Сына, и во имя Святого Духа", как если бы мы говорили о трех отдельных Существах. Он также не говорит (3) "во имя Отца и Сына и Святого Духа", используя общий определенный артикль для всех трех существительных, как если бы "Отец, Сын Дух Святой" были лишь тремя обозначениями одной и той же личности. Он говорит так: (4) "во имя [в единственном числе] Отца [с определенным артиклем], и Сына [с определенным артиклем], и Святого Духа [с определенным артиклем]". Тем самым Он сначала утверждает единство трех Личностей, соединяя их в рамках одного Имени, а затем выводит на первый план каждую Личность в отдельности, по очереди называя их и предваряя имя каждой артиклем522.
Следовательно, вопреки утверждению Сторожевой Башни Мф.28:19 однозначно и очень явно подтверждает учение о Троице.
Объяснив это Свидетелю Иеговы,
Спросите:
Согласны ли вы с тем, что слово "имя", стоящее в единственном числе, и определенные артикли, предваряющие каждое из существительных: "Отец", "Сын" и "Святой Дух", в совокупности указывают на существование множества внутри единства?
Отметьте, что в Писании есть много других указаний на триединство Божества. Например, приступая к сотворению человека, Бог сказал: "...сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт.1:26, курсив автора). Толкователи высказывают различные предположения о том, что означают местоимения множественного числа в этом стихе523, но у нас есть достаточно оснований считать их намеком на Троицу524. (В Быт.1:27 уточняется, что слова "по образу Нашему" относятся к образу Божьему.) Комментируя этот стих, профессор Глисон Арчер отмечает, что "единый истинный Бог существует в трех Личностях - в Личностях, которые способны сообщаться друг с другом и осуществлять совместные действия, не переставая быть единым Богом"525.
После грехопадения Адама и Евы Бог сказал: "...вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт.3:22, курсив автора). Слова "как один из Нас" отсылают читателя к 5-му стиху ("как Бог"). Здесь, как и в Быт.1:26, мы находим указание на множественность личностей в одном Божестве.
Впоследствии, когда люди пытались построить Вавилонскую башню, Бог сказал: "...сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Быт.11:7, курсив автора). Мы вновь сталкиваемся с множественностью личностей в Божестве.
Много веков спустя пророк Исаия получил видение, в котором Бог призывал его на служение. Бог спросил Исаию: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис.6:8, курсив автора).
Незадолго до Своей смерти, во время Тайной вечери, Иисус также говорил ученикам о трех Лицах Троицы:
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин.14:16-17).
Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26).
Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... (Ин.15:26).
Писания Павла просто полны тринитарных выражений. Обратите внимание на следующий небольшой отрывок из его Первого послания к фессалоникийцам:
Всегда благодарим Бога [Отца] за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом [Отцом] братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу [Иисусу Христу], приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне [слово Иисуса] не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога [Отца], так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу [Отцу] от идолов, чтобы служить Богу [Отцу] живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1Фес.1:2-10, курсив и вставки автора).