В этот раз перед нами стоит сложная задача - рассказать просто о том, что стоит за пределами человеческого понимания - о Святой Троице. Догмат о Святой Троице непостижим - его нельзя рационально понять человеческим умом и расставить все по местам.
01
Кто сказал "Троица"? В Библии такого нет
Христианский апологет Феофил Антиохийский (причислен к лику святых) во II веке первым использовал этот богословский термин:
"Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости" (Послание к Автолику).
02
В Библии есть основа для этого термина?
Есть, приводим два примера.
Ветхий Завет:
Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? (Ис 6:8) - Бог называет Себя то в единственном, то во множественном числе.
Новый Завет:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:16-17) - в двух стихах Евангелия говорится сразу о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.
03
Что такое догмат о Святой Троице?
Утвержденное Церковью вероучение о Святой Троице:
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Догмат о святой Троице - основа христианской религии.
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы - Бог, но Они не три Бога, а единое Божественное Существо.
3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами.
04
Какие свойства у Лиц Святой Троицы?
Свойство Бога Отца: нерождаемость - Он ни от кого не рождается и ни от кого не исходит.
Свойство Бога Сына: рождение - предвечно рождается от Бога Отца.
Свойство Бога Духа: исхождение - предвечно исходит от Бога Отца.
Предвечно - т. е. вне времени, а значит, это не процесс и не однократный акт, а некое указание на особое отношение трех Лиц.
06
Получается три Бога?
Один. Чтобы лучше это понять, святые отцы приводили для примера привычные нам образы: солнце и исходящие от него свет и тепло; источник воды, происходящий из него ключ, и собственно поток или река. Сравнение все равно некорректное - это не самостоятельные лица, но помогает уловить суть внутритроичных отношений.
06
Это богословские тонкости. Откуда мне их знать?
Из молитвы "Символ веры", которую составили на Первом и Втором Вселенских Соборах. Православные христиане поют ее за каждой литургией. Символ веры раскрывает учение о Святой Троице, необходимое христианину:
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
07
На что особенно обратить внимание?
На свойство Святого Духа - в православном учении Он предвечно исходит только от Бога Отца. Этот тонкий момент стал одним из поводов для разделения Вселенской Церкви на католиков и православных - в XI веке Римская Церковь добавила в Символ веры фразу "и Сына" (лат. Filioque - "Филиокве" ), изменив догмат о Святой Троице. В католическом учении Святой Дух исходит не только от Отца, но от "Отца и Сына".
08
А если я в это не верю?
Это означает, что вы, скорее всего, не пытались всерьез понять эту важнейшую часть христианского вероучения. Придется вас расстроить - это может означать, что вы на самом деле не христианин. Конечно, необходимо иметь представление об этом христианском догмате, и это учение всем нам изначально близкое и уже знакомое, ведь на нем выстроена вся христианская цивилизация, к которой и мы принадлежим. Что по этому поводу постановили святые отцы, смотрите в следующем слайде.
09
Так что говорили об этом святые отцы?
"Если кто либо не исповедует, что Отец, Сын и Святой Дух обладают одной единой природой или субстанцией, единой силой и могуществом, что Они являются Единосущной Троицей, Единым Божеством, достойным поклонения, в трех Ипостасях или Лицах, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо един Бог Отец, от Которого все произошло, един Господь Иисус Христос, через Которого все произошло, един Святой Дух, в Котором все".
II Константинопольский Собор (V Вселенский), 8-я сессия (2 июня 553 г.)
Мы предупредили.
10
Хочу больше знаний. Что читать?
Если остались вопросы (скорее всего, так и будет), советуем список литературы:
1. В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Часть II. Глава 3. Троица
2. Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Часть вторая. Догмат о Пресвятой Троице
3. Архимандрит Алипий (Кастальский) и архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие
4. Клайв С. Льюис. Просто христианство. Книга IV. За пределами личности, или Первые шаги в учении о Троице