"тетрис" - политический триллер от создателей "kingsman" о крахе Ссср и гонке за правами на культовую игру Ее создателя играет Никита Ефремов. Вот почему этот фильм стоит посмотреть
"Тетрис" - политический триллер от создателей "Kingsman" о крахе СССР и гонке за правами на культовую игру Ее создателя играет Никита Ефремов. Вот почему этот фильм стоит посмотреть
22:00, 5 апреля 2023Источник: Meduza
Apple TV+
31 марта в стриминговом сервисе Apple TV+ вышел фильм "Тетрис" - биографическая драма о гонке западных и японских компаний за правами на советскую игру. Американского капиталиста Хенка Роджерса играет Тэрон Эджертон ("Kingsman", "Рокетмен"), а интеллигентного гейм-дизайнера Алексея Пажитнова - Никита Ефремов. "Медуза" рассказывает, каким получился, возможно, последний голливудский проект о дружбе Запада и России.
1988 год. Гейм-дизайнер и предприниматель Хенк Роджерс (Тэрон Эджертон) влюбляется в советскую видеоигру "Тетрис", которая попадается ему на глаза на выставке электроники в Лас-Вегасе. Недолго думая, предприимчивый гражданин мира отправляется туристом в Москву, чтобы познакомиться с создателем, как он говорит, "идеальной игры" Алексеем Пажитновым (Никита Ефремов) и выкупить права для адаптации хита.
Трейлер "Тетриса"
Apple TV
Однако за железным занавесом нет игровой индустрии, а на изобретения установлена государственная монополия: правами на "Тетрис" владеет не Пажитнов, а его работодатель - госорганизация Elorg. Местный гендиректор Беликов (Олег Штефанко) не то чтобы особенно настроен вести бизнес с идеологическими врагами. Без того непростые переговоры осложняют конкуренты Роджерса: бесхребетный британский бизнесмен Стайн (Тоби Джонс), закомплексованный глава компании - издателя игр Mirrorsoft Кевин Максвелл (Энтони Бойл) и его одиозный папаша-медиамагнат Роберт Максвелл (Роджер Аллам). На последнего работает скользкий и продажный кагэбэшник Трифонов (Игорь Грабузов), а на того, в свою очередь, - переводчица-комсомолка Саша (Софья Лебедева).
"Тетрис" - новый фильм компании Мэттью Вона Marv Studios, на счету которой франшиза "Kingsman", спортивный байопик "Эдди "Орел"" и "Рокетмен" об Элтоне Джоне (везде главную роль играет все тот же Тэрон Эджертон). В головоломке с падающими тетрамино нет даже подобия сюжета, подходящего для "Братьев Супер Марио" и "Соника", так что продюсеры "Тетриса" использовали всемирно известный бренд, чтобы поработать в набирающем обороты жанре "история одной сделки" (недавно в нем вышли сериалы об Uber, WeWork и "Крестном отце", впереди драма Бена Аффлека про историю появления кроссовок Air Jordan). Иными словами, это не эффектный экшен, а преимущественно разговорный, хоть и бодрый комедийный триллер о конце холодной войны.
"Клюквы" в фильме хватает: главного героя Хенка мутузят карикатурные кагэбэшники (один из них крадет у туриста джинсы Leviʼs), финал фильма включает в себя военный парад на Красной площади и погоню на "Москвиче".
Apple TV+
Apple TV+
Настоящие Роджерс и Пажитнов, которые значатся среди исполнительных продюсеров фильма, прямо заявляют, что сценарист Ной Пинк (он написал сезоны сериала-антологии "Гений" про Эйнштейна и Пикассо) и режиссер Джон С. Бейрд ("Грязь" по Ирвину Уэлшу) хорошенько приукрасили реальные события в угоду зрелищности. Хотя в фильме КГБ взаимодействует с Роджерсом, снимает с него штаны и гоняется за ним по аэропорту Шереметьево, в реальности такого, конечно, не было. Да и Михаил Горбачев вряд ли решал судьбу "Тетриса", принимая парад.
Москву снимали в шотландских Глазго и Абердине, в которых режиссер нашел нужную ему смесь неоклассицизма с брутализмом. В серой, "шотландской" Москве на стенах мелькают надписи "Демократия - основа перестройки", "Свобода для людей", "Мир" и - внезапно на английском - "Horror". Это мир жестких таможенниц, неприветливых администраторов, кагэбэшников в форме и под прикрытием и издерганных горожан, которые голодают, стоят в очередях и бесконечно курят.
При этом советская молодежь рвется к свободе под "The Final Countdown" группы Europe, а за кадром певица Polina перепевает по-русски хиты 1980-х ("Heart of Glass" и "Holding Out for a Hero"). Разумеется, про знаменитую тетрис-аранжировку "Коробушки" тоже не забыли. А еще в фильме то и дело проскальзывают восьмибитные анимационные вставки в духе "Скотта Пилигрима против всех" и пасхалки для любителей допотопных видеоигр.
Серьезнее всего создатели фильма подошли к кастингу: всех россиян, кроме Горбачева, играют российские артисты. Игорь Грабузов превращает жадного злодея Трифонова в экспрессивную - почти мультяшную - смесь Саши Белого и Каверина. Переводчица Саша, героиня Софьи Лебедевой, галопом проходит путь от наивной отличницы-комсомолки, с пиететом смотрящей на начальство, до строгого спецагента, готового это же начальство посадить. Кстати, для англоязычных реплик Саши специально подобрали тяжеловесные английские слова и выражения, которые не использовали носители, зато изучали в инязах советские студенты.
Герою Никиты Ефремова авторы уделили меньше внимания, чем хотелось бы: Пажитнову недостает динамики. Большую часть фильма мрачный советский программист испуганно смотрит в пол, а его дружба с Роджерсом выглядит неубедительно: у Ефремова и Эджертона мало совместных сцен и, как следствие, им не хватает обязательной для бадди-муви химии. Создателя "Тетриса" задвинули далеко на второй план.
Тэрон Эджертон, Софья Лебедева и Никита Ефремов в "Тетрисе"
Тэрон Эджертон, Софья Лебедева и Никита Ефремов в "Тетрисе"
Apple TV+
"Хорошие" коммунисты в "Тетрисе" не любят Хенка, просто потому что он хочет приобрести российскую собственность. А плохие высмеивают беднягу, потому что сами мечтают поскорее продать все олигарху-капиталисту - обанкротившемуся мошеннику Максвеллу-старшему, который растаскивает пенсионный фонд в собственной компании, якобы дружит с Горбачевым и собирается платить за "Тетрис" энциклопедиями Кольера ("Русским не нужны деньги, им нужна преданность!"). Пожалуй, его реальной биографии хватило бы на отдельную полнометражную сатиру.
"Тетрис" - кино изначально абсурдное. Это и веселый ликбез об интеллектуальной собственности на заре игровой индустрии, и мотивационный ролик для предпринимателей, и шпионский политический триллер, и картина о напарниках - гейм-дизайнерах из СССР и США во времена холодной войны. Съемки закончились за год до начала полномасштабного вторжения, и сейчас фильм выглядит настолько же актуально, насколько и утопично: в современной России оказывается, что покупать права не обязательно, вместо этого можно ввести принудительные лицензии.
ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ
Выходит последний сезон "Наследников" - важнейшего сериала HBO о борьбе за власть в медиаимперии Похоже, в этой схватке не будет победителей
"Джон Уик 4": чудовищный фильм, который можно назвать безупречным Антон Долин - о боевике с Киану Ривзом, ухватившем самую суть киноискусства
"Покерфейс" - новый детективный сериал в духе "Коломбо" от создателей "Достать ножи" Наташа Лионн из "Жизней матрешки" каждую серию раскрывает новое убийство