Аннотация: Да Библии учит о субботе и этот вопрос нужно обсуждать и решить. А что думает народ православный!
ЗАКОН И СУББОТСТВО
ДЕНЬ - "НЫНЕ"
Сразу о главном?
I. Часть первая: исторический контекст
1.История появления закона Моисеева и общие положения
2. Праздники. Воскресение и суббота в общем рассмотрении
II. Теологическая часть
1. Значение слова закон
2. Значение самого закона
3. Значение слова "суббота"
4. Слово "день" в Священном Писании
5. Спасение в процессе всей истории
6.Сравнение вероучения о субботе у евангельских христиан баптистов и адвентистов седьмого дня
( 6.3. О душе, аде и пище)
7. Отцы церкви о субботе и воскресении
8. Библиография
9. Еще раз о современной субботе
В В Е Д Е Н И Е
"Ибо закон имеет тень будущих благ,
а не самый образ вещей..." Евр.10:1
Переход от старого к новому, всегда влечет за собой трудности и недопонимания. Человек привыкает к чему-то, а потом от этого трудно отвыкнуть. Какое-то понятие в человеке, укоренившись сильно, трудно дает место новой. С этой проблемой сталкивается любой человек начавший читать Библию. Читая Ветхий Завет, а потом новый, человек себя спрашивает как быть, с чем и столкнулись однажды ученики Иоановы и фарисейские. Они хотели "приставить заплаты" учения Христа к своим старым учениям, что и старается сделать современный человек, слушающий Евангелие. Услышав весть об Иисусе, приняв Его, он начинает ходить в Церковь. Впоследствии или сразу человек спрашивает себя, как ему быть с законом Божьим. Для чего он был дан, и какое отношение имеет это к нему и насколько?
Читаемая книга перед собой ставит цель рассмотреть слово закон в контексте всей Библии, а также значение закона, а особенно значение четвертой заповеди для каждого человека сегодня. Весь этот вопрос будет освещаться в контрасте двух учений: учения адвентистов седьмого дня и евангельских христиан баптистов..
Эта тема очень актуальна и была актуальна на протяжении всей истории Церкви, как мы видим по посланию к Галатам. В Церкви "вкрадываются" или просто приходят люди и спрашивают христиан, как быть с исполнением закона и субботы? Нужно ли сегодня отдыхать в этот день и какой смысл был этой заповеди?
Очень важно постараться увидеть в законе и в четвертой заповеди вложенный Богом смысл и цель, преследованную на протяжении многих веков. У Бога всегда все со смыслом. И хотелось бы понять, что вложено в законе и в заповеди о субботе? Какое отношение и насколько распространяется закон на нас людей живущих в новозаветное время? Рассмотрим насколько правы адвентисты седьмого дня в своих высказываниях по отношению к обязательному, буквальному исполнению субботы. Наперед можем сказать, что мы исполняем четвертую заповедь!
I. Часть первая: исторический контекст
Ј История появления закона Моисеева и общие положения
Ј Значение закона Моисеева
Ј Закон Моисеев как правовой документ
Ј Различные установления
В третий месяц после исхода из Египта евреи подошли к горе Синай и расположились станом в близи нее. На третий день, по повелению Божьему, Моисей построил народ около горы. Под раскаты грома, вспышки молний и сильный трубный звук Господь в огне сошел на гору Синай. Он изрек всему народу десять заповедей Закона Божьего - основополагающих его положений. Затем Моисей взошел на гору, где принял от Господа законы относительно религиозного и гражданского устройства, и, сойдя с горы, сообщил все это народу и записал в книгу. По окроплении народа кровью и прочтении книги завета Моисей вновь, по повелению Божьему, взошел на гору, где провел сорок дней и ночей и получил наставления от Бога относительно устройства скинии, жертвенника, порядка богослужения, в заключении получив от Бога две каменные скрижали с начертанными на них Десятью заповедями (Исх.19-31 гл.).
Спустившись с горы, Моисей увидел, что народ впал в идолопоклонство. В пылу негодования он разбил скрижали, а золотого тельца, которому поклонялся народ, уничтожил. По повелению Моисея, в тот день от меча сынов Левиных пало три тысячи человек - виновников происшедшего идолослужения (Исх.32:17-29). После этого Моисей вновь поспешил на гору, чтобы умолить Господа простить народу его беззаконие. Через некоторое время Моисею было еще раз велено взойти на вершину горы с приготовленными скрижалями взамен разбитых. Вновь Моисей провел на горе сорок дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и прошел перед ним в Своей славе. После записи на скрижалях Десятословия и получения ряда повелений относительно религиозной и общественной жизни Моисей спустился с Синая (Исх.34).
Итак, Закон Моисеев правильнее было бы назвать Законом Божиим, так как Моисей выступал лишь в роли посредника между Богом и Израильским народом. Этот Закон записан в Пятикнижии Моисеевом, начиная с 20-й главы книги "Исход" и заканчивая 31-й главой книги "Второзаконие" (за исключением мест, повествующих о путешествии Израиля по пустыне). Этому закону и суждено было стать главным правилом жизни древнееврейского народа на протяжении веков.
1.1. Значение закона Моисеева
Мы особо выделим два аспекта значения закона Моисеева:
1) его значение как образца правового документа, регулирующего все стороны жизни общества, и в этом отношении образца для построения нормального, с точки зрения Бога, общества;
2) его духовное значение, особенно его значение в этом отношении для нас, христиан.
Закон, являвшийся важнейшей составной частью как Пятикнижия Моисеева, так и всего Ветхого Завета, был призван регулировать все стороны жизни общества от взаимоотношений внутри семьи и между соседями, до организации ритуальных церемоний. Составляющие его нормы в своей совокупности образуют договор, который Бог заключил с избранным Им народом: их выполнение является служением Богу, условием святости, делом благочестия, что только может и обеспечить народу и каждому отдельному человеку благоволение Божие, благополучие и процветание.
Краеугольным камнем Закона является Десятословие. Оно имеет универсальное значение как общечеловеческий этический эталон, оставаясь для всех народов и во все времена заповедями Божьими, определяющими обязанности человека по отношению к Богу и ближнему. Бог даровал Закон непреложным, нелицеприятным и полным справедливости. Таков был характер законоположений, посредством которых Бог управлял Своим народом - Израилем. Господь определил права каждого человека во всех отношениях; в Законе не было никакого пристрастия, никакого лицемерия, никакой разницы между богатыми и бедными. Невозможно читать Божии повеления и не испытывать чувства благоговения пред глубокой мудростью, святою праведностью и, в то же время, нежною заботливостью, которыми дышат эти строки: они вселяют в сердце глубокую уверенность, что в их словах раздается голос единого истинного, премудрого Бога, полного бесконечной благодати.
В одном предложении - "...люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев.19.18) - самым решительным и наглядным образом засвидетельствованы намерение, цели основных наставлений, данных Богом Израилю. Оно выходит за пределы правовых норм, потому что в нем требование сформулировано в положительной форме, и оно призывает Израиль на путь любви. Оно отходит от обычая устанавливать пределы человеческим стремлениям к власти и эгоцентризму, чтобы удержать человека от попрания прав соседей и вторжения в их жизнь. Оно призывает к такому образу жизни, при котором не нужно постоянного контроля, потому что в этом образе жизни выражен путь Божий, путь любви. Любовь к Богу и любовь к ближнему - вот центральный путь в жизни человеческой; все запретительные наставления и повеления Закона - это указатели, расставленные здесь и там для того, чтобы мы могли видеть нашу несостоятельность. Все запреты всегда надо рассматривать в контексте с этим центром. Их одних недостаточно. Запрещающие постановления даны человеку ради добровольного послушания любви, без которых они неполны и несовершенны. То, что заповеди касательно отношения человека к Богу и ближнему находились в одном ковчеге, говорит о том, что отношения между людьми так же важны в очах Божьих, как и отношения людей к Нему Самому. Ничего подобного нет ни в одной религии.
Закон был дан Богом как определение, имеющее непреходящее значение. Но для того, чтобы находится на той высоте, которую он требует, человек должен прилагать постоянные усилия. Будучи же склонным к компромиссу, готовым всегда подчинится "ходу событий", грешный человек спешит объявить высокие стандарты Создателя "устаревшими ненужными предписаниями", а весь Закон - "собранием установлений, которые были нужны в первобытные времена, чтобы обуздать дикие инстинкты наших предков". Мы становимся все более прагматичными, "цивилизованными" и светскими. Но, видя то, что ныне делается вокруг нас, должны ли мы отбросить в сторону надежды наших отцов как иллюзии? Нет. Ведь грех остается грехом, и те "дикие инстинкты", которые нам так хотелось бы видеть только у наших предков, при внимательном рассмотрении мы находим у себя и у наших современников. Поэтому было бы естественно обратиться за помощью к Закону, установленному Богом. Его повеления приемлемы для всех людей во все века, поэтому их иногда называют "типовыми положениями". Они показывают отношение Бога ко всем проявлениям человеческой жизни и основаны именно на Божьем, а не на человеческом авторитете.
Израиль обращался за указаниями к небу. Именно таково нормальное положение человека, который создан, чтобы обращать свой взор к небу, в отличие от животного, взгляд которого обращен к земле (греческое слово для выражения понятия "человек" буквально обозначает существо, лицо которого обращено вверх). Израильтяне пребывали в постоянной зависимости от Бога, в положении ни с чем не сравнимого блаженства; но прежде, чем испытать на себе связанные с этим благословения, им надо было решиться занять это положение. Это была требующая испытаний деятельность, а не теория, о которой только рассуждают. Дал бы нам Господь милость действовать так в течение всего нашего земного пути!
Исторические судьбы народов находятся в зависимости от их нравственных качеств: нарушение нравственного закона приводит к гибели народа, а повиновение Богу дает народу неодолимую силу духа. В иудейской молитве Шахарит говорится: "Древо жизни она (Тора-Закон) для придерживающихся ее счастлив. Пути ее - пути сладостные, и все стези ее - мир. Долголетие - в правой руке ее, а в левой - богатство и почет".
Арабби Эльдор бен Азарья (конец 1 - начало 2 века по Р.Х.) пишет: "Если нет Торы - нет морали, нет морали - нет Торы... Человек, который не изучал Писания, не обладает необходимыми этическими навыками. В то же время, если человек аморален, то его ученость ничего не стоит". Нет Торы, нет Закона, нет Писания -нет морали. А аморальное общество обречено на саморазрушение и уничтожение.
Как похоже наше нынешнее положение на положение Израиля, вышедшего из египетского рабства! И каким будет продолжение нашего пути - зависит от того, изберем ли мы путь следования Господу и Его заповедям или отвергнем Его, как было до сих пор, и будем также неуклонно идти к гибели. Господь дал избранному Им народу Закон, которым он должен был руководствоваться в своей практической жизни. Выйдя из Египта, где господствовало идолопоклонство, Израильский народ еще не научился поклонению истинному Богу. И теперь Господь предъявил ему настоятельное требование: привести духовную жизнь в определенный порядок для служения единому живому Богу (И.Нав.24.14).
Практическое значение Закона, пожалуй, лучше всего передано в словах Моисея, записанных в 4 гл. Второзакония: "Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой... Итак храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех этих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный, ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И есть ли такой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как есть закон этот..." (Вт.4.5-8).
Судьба Пятикнижия, как и всей Библии, уникальна. В отличии от других древних литературных памятников, представляющих, как правило, чисто исторический интерес и утративших свою актуальность, Пятикнижие живо и сегодня. Его содержание мы воспринимаем не только как постановление, обладающее авторитетом седой древности, но как писания современного звучания. Этика Пятикнижия веление Бога. Она ориентирована на воспитание человека, служащего Богу, т.е. она с самого начала формировалось как общечеловеческое установление и поэтому и в наши дни определяет взгляды, нравственные принципы и устои, образ жизни и поведение многих миллионов людей. В этом - всемирно-историческое общечеловеческое значение Закона Моисеева.
1.2. Закон Моисеев как правовой документ
В отличие от других законодательных документов древности, Закон Моисеев можно разделить на общую и особенную части, или конституционную и раскрывающую ее части. В обшей части сосредоточены принципиальные нормы общего значения, определяющие основания ответственности и устанавливающие различные институты (совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений и составляющих обособленную часть права). В особенной части регулируются отдельные, конкретные общественные отношения, определяется ответственность за нарушения этого установленного порядка регулирования. Общая и особенная части - это две тесно связанные, взаимообусловленные и взаимодействующие подсистемы. Как нормы особенной части могут быть поняты лишь на базе общей части, так и общая часть раскрывается лишь с помощью норм особенной части.
В нашем случае такой общей частью, Конституцией древнееврейского народа - основным законом, определяющим основы государственного и общественного строя, правовое положение личности, - является Десятословие, или Десять заповедей, объявленые Господом всему народу.
По юридической природе, под которой понимается системная принадлежность, юридическая сила и юридическое значение нормативного акта, Десятословие является типичной декларацией, источником основных принципов регулирования общественных отношений, а в нашем случае - и отношений Израильского народа с Богом. Несмотря на то, что оно не содержит в себе санкций, то есть конкретных указаний на неблагоприятные последствия, которые могут и должны наступать для нарушителей предписаний (кроме, возможно, третьей заповеди), оно было дано Самим Богом, и его положения имели юридический, то есть обязательный, характер для дальнейшего развития права, закрепляли права и обязанности представителей Израильского народа, его экономическую систему и основы государственной власти, то есть оно являлось главным источником права Израильского народа.
В правовой науке сложилась определенная последовательность отраслей права в соответствии с их значимостью. Сложность при рассмотрении Закона Моисеева заключается в переплетении норм, относящихся к различным отраслям права, особенно норм уголовного права, с нормами, определяющими общественные отношения, находящиеся под защитой закона. Поэтому в данном случае мы будем рассматривать Закон, следуя порядку заповедей.
Десять заповедей закрепляют важнейший принцип равенства всех перед законом, а также решают вопрос о действии Закона в пространстве, в отношении определенного круга лиц, и во времени. Действие Закона в пространстве определяется теми же принципами, с помощью которых этот вопрос решается и в наши дни: принцип гражданства и территориальный принцип. В силу принципа гражданства, действие закона распространялось на каждого израильтянина, независимо от его места жительства.
Согласно территориальному принципу, действие Закона распространялось на всех лиц, находящихся на территории, занимаемой Израилем (это особенно отчетливо видно при рассмотрении 4-й заповеди).
Что же касается действия во времени, то закон отличается неограниченным характером действия. Господь давал этот Закон не только применительно к тем условиям, в которых находились евреи в пустыне, но и к тем, которые должны были возникнуть при переходе их к оседлому образу жизни: Для некоторых же атеистически настроенных исследователей это послужило камнем преткновения, так как в этом они видели не свидетельство Божьего всеведения, а лишь свидетельство поздней даты записи Закона: "... эти законы, сам смысл которых предполагает наличие оседлого образа жизни и классовое расслоение, не могли возникнуть до укрепления государственных институтов периода царств (9 век до Р.Х.)" . Закон датируют 13-м веком до Р.Х.
1.3. Различные установления
Помимо вышеназванных норм, Закон Моисеев содержал и большое число других предписаний, регламентирующих жизнь Израильского народа. Так, он предписывал оказать помощь нуждающимся в ней, причем как брату (Вт.22:4), так и врагу (Исх.23:5). Предписывалась честность при осуществлении торговых операций (Вт.25:13-16).
Книга "Левит" содержит самые различные предписания, регламентирующие жизнь и служение священников. Основное требование, предъявляемое им, - сохранение святости. Под страхом смерти священникам запрещалось, имея на себе какую-либо нечистоту, приступать к святыням (частям жертв, предназначенных священникам и членам их семейств) (Лев.22:1-16), и запрещалось употребление перед и во время служения в скинии опьяняющих напитков, чтобы они "...могли отличать священное от не освященного и нечистое от чистого, и научить сынов Израилевых всем уставам, которые изрек Господь чрез Моисея" (Лев.10:10-11).
В жертву Господу предписывалось приносить самое лучшее, не имеющее на себе какого-либо порока, "...чтобы этим приобресть благоволение от Бога..." (Лев.22:17-29). Давались подробные указания относительно пищи (Лев.11; 17:10-16). Под страхом смерти запрещалось употребление крови животных и птиц в пищу, "...ибо душа всякого тела есть кровь его". Убитое животное или птицу разрешалось есть лишь после того, как кровь была излита на землю. Это установление не потеряло своей силы и доныне, причем, оно действенно как для иудеев, так и для нас - христиан (Д.А.15:1-31).
Исходя из большой общественной опасности проказы, Закон подробно рассматривает этот вопрос в целях недопущения распространения этого страшного заболевания (Лев.13:14). Причем проказа отличалась от похожих на нее, но не заразных заболеваний - воспаление, нарыв, плешивость и др. Священнику предписывалось производить тщательную проверку в случае подозрения на проказу и при подтверждении подозрения, больной же подлежал изоляции от общества (Лев.13:45-46). Священник же решал и вопрос о признании прокаженного исцелившимся (14:1-32). Зараженная проказою вещь после обследования подлежала уничтожению (13:47-59). Так же и дом, на стенах которого появлялась проказа, после обследования подлежал сносу (14:33-53).
Положение Вт.22:8 предусматривает определение нормы безопасности, которую необходимо было учитывать при строительстве. "Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него". Подобное требование учета интересов не только собственника дома, но и других лиц мы встречаем в Законе Моисеевом впервые в истории законодательства. Законы же Хаммурапи, касаясь вопроса строительства, защищают лишь вопросы строительства, защищают лишь интересы владельца дома (см. п. 229).
В законе Моисеевом впервые в истории и, по сути, единственный раз до законодательства новейшего времени содержатся положения, направленные на защиту окружающей среды. Так, запрещалось портить деревья, от которых можно питаться, и опустошать окрестности осаждаемого города (Вт.20:19-20).
Во Вт.22:6-7 записано то, что в наши дни называется правилами охоты. И здесь также подчеркивается мысль о нераздельности благополучия природы и благополучия человека: "...мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои".
А по Вт.23:13-14 предписывалось воинам, под угрозой отступления Господа от народа Израильского, иметь лопатку для соблюдения санитарно-гигиенических норм. Удивительно, как в этих положениях Закона совмещается величие Творца с Его заботой о самых малых деталях жизни Его народа.
Закон содержал и некоторые положения, определявшие внешнюю политику Израиля, - в частности, правила ведения войны (Вт.20:10-14). Закон делал также различие между народами, окружавшими Израиль и представляющими для него непосредственную опасность (Вт.20:16-18), и теми, которые "...от тебя весьма далеко" (там же, ст.13-15) .
< Содержание >
2. Праздники. Воскресение и Суббота в общем рассмотрении
Христиане имеют в своей практике, день в неделе, воскресение, который является днем поклонения, когда все церкви имеют богослужение. Этот день имеет не только религиозное значение, но также и социальное, являясь днем отдыха для всех людей.
Проблема воскресения имеет длинную историю и мы предлагаем коротко показать обстоятельства и причины, которые повлияли, чтоб воскресение стал днем поклонения в христианстве а после этого днем отдыха для всех граждан Римской Империи, оставаясь сегодня днем отдыха для всех нас.
Наша цель не показать социальные и психологические причины стоящие в основе учреждения одного дня отдыха, но представить библейские и исторические доказательства из жизни христианской церкви, которые превратили воскресение в день поклонения в христианстве, зная что воскресенье, став днем поклонения у христиан, был потом объявлен днем отдыха в Римской империи и не только для христиан, но для всех граждан Римской империи того времени. Все христианские конфессии, исключая некоторых, воспринимают воскресение как день поклонения.
< Содержание >
2.1. Определение "праздник" в разных религиях
С самых давних времен находим в жизни народов определенные дни, которые праздновались и при которых практиковались религиозные торжества. Праздники были частью социальной религии всех народов. Они появились из естественной нужды, которую почувствовали люди, чтоб уйти иногда из обычной колеи жизни и каждодневных забот, для более интенсивного занятия религиозными делами, исполняя таким образом свои традиционные или обычные обязанности перед душой и богами. В каждой религии существуют праздники, т.е. определенные дни, посвященные публичным торжествам имеющие отношение к божествам. Эти дни назывались "hestia", что в переводе означает сердце, на еврейском "moadihini", т.е. торжественные случаи, на латинском "feeria", которое является производной от "conservatoria" или "reservatoria", что обозначало "церемонии и пиршества" посвященные богам хранителям, названные "Conservatores" или "Servatores".
В эти дни люди вспоминали определенные случаи из семейной жизни или небесные знамения. Так национальные герои, отличившиеся люди стали объектами обожествления и почитания и их дни рождения стали в каждый год праздноваться. Дни определенных побед или поражений, в отсутствии летописей, вспоминались соответствующими праздниками, днями скорби или радости. В истории народа Израильского, выход из Египта отмечается праздником Пасхи.
Также отмечались времена года, весна и осень, время посева и жатвы, как символ жизни и смерти; солнцестояния как точки перехода от лета к зиме, полнолунию, новолунию; конец определенного цикла лет, все это было для человека временем для отдыха. Такой праздник мы находим в книге Иов, когда его сыновья, ходили друг к другу в определенное время делая пир (Иов.1:4,13,18). Из того как описан праздник в книге Иова, понимаем, что праздник и его освящение охватывал всю семью и праздновался у каждого из них. Такими торжественными днями были безусловно и несколько земледельческих праздников, в начальном периоде Израиля. Типичным праздником в этом роде был праздник "стрижка овец". Это упоминается в некоторых местах Ветхого Завета, как особый важный случай. Начатки от шерсти овец полагалось отдавать священникам по заповеди Божией (Втр.18:4;Быт.38:12). В 1Цар.25:4-8, день стрижки овец рассматривался, как день радости, в котором давался большой пир. Также и Авесалом, в такой день, сделал большой пир, на который были приглашены все сыны царские (2Цар.13:23-24).
Со времени выхода израильского народа из Египта и принятия закона на Синае, торжественные дни у евреев, получают название как "праздники Господа", будучи представлены как установление Божие. В Лев.23:1-2, Бог говорит Моисею: "Объяви сынам Израилевым, и скажи им: вот праздники Мои". В такие дни евреи отдыхали от всех дел и имели священные собрания.
Праздник вне Библии является ханука, в честь очищения храма в Иерусалиме Иудой Макавейским, в 164, после осквернения Антиохом Епиофаном. Этот праздник продолжает праздноваться и во времена Иисуса Христа. Он упомянут в Новом Завете в Ин.10:22, где назван "Праздником обновления Храма".
Библейские праздники отличаются от языческих целью, происхождением и содержанием. Через эти праздники человек не только признавал Бога своим Защитником и Творцом, но и понимал преимущества как избранного народа, которого Он избавил непосредственным вмешательством.
Особенной важностью выделялся "Праздник субботы", после возврата из вавилонского плена во времена утверждения синагог. Сегодня внедрена практика в субботы делать религиозные собрания, которые состоят из общих молитв, песней, воспринятых из Псалмов, чтение Священного Писания и проповедь на основе прочитанного текста. Может потому некоторые критики утверждают, что суббота была введена для времен возврата из плена из-за важности, которую она имела для жизни евреев после пленений.
2.2. Самые древние христианские праздники и их значение
Христианство развивалось в начале из среды иудаизма. Первые ученики Господа были евреями, основная их книга был Ветхий Завет, и потому это повлияло на христианство так, что возникла необходимость внести определенные торжественные дни. Конечно, так как в основе христианской веры положены жизнь, служение, страдания, смерть и воскресение Господа, то и праздники должны были быть связаны с личностью Спасителя. Потому, торжественный день в неделе, который является днем поклонения связан с Его воскресением, будучи первым днем недели, а другие праздники тоже связаны с жизнью Спасителя.
В начале христиане обращенные из иудеев, которые составляли большинство в собрании в Иерусалиме, продолжали праздновать иудейские праздники, к которым привыкли, так как делали и святые апостолы (Д.А.20:16; 2:1). Потому самые древние христианские праздники появляются как продолжение (в новом духе) самых больших иудейских праздников, которые в начале сопоставляются, с которыми сожительствуют долгое время и которых в последствии заменяют полностью. Это воскресение, Пасха и Пятидесятница вместо соответствующих иудейских праздников.
Христианские праздники рассматриваются по разному протестантами, католиками и православными. Праздники православной церкви это не только напоминания или актуализация определенного случая, но его полное проживание в сынах церкви, говорит Др. Е. Браниште в своем курсе по литургии. Потому праздники в православном понимании имеют благодатный характер, являются каким-то средством освящения для тех кто их держит. В протестантизме праздники имеют напоминающий характер и являются поводом для церкви собираться для поклонения и проповеди Евангелия. Они являются такими же днями как и остальные в году, не имея ничего особенного и не могут производить большее, чем остальные дни. Кальвин будучи против праздников писал: "Свидетельствую, что эти дни мы приняли от евреев очень альтернативно, потому мы очень отличаемся от них, ибо они означали бы духовные тайны, но мы их принимаем как необходимые средства в церкви, для защиты хорошего обычая." Это мнение Кальвин основывает на том, что сказал Павел в Кол.3:16, Гал.4:10-11, и Рим.14:5. Комментируя эти тексты, он говорит: " В вышеупомянутых текстах не имеется ввиду хорошее отношение между церковью и миром, но что эти дни приняты как символы духовных вещей, но они не должны затмевать славу Христа и свет Евангелия". Ибо апостол Павел говорит: "Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает"(Рим.14:6). Значит в концепции Павла, все дни равны и верующий может выбрать любой день, или ни один не праздновать, если бы не было нужды в праздниках для служения Евангелию. Можно заключить, что нужда требует праздники (Нужда в проповеди Евангелия).
Праздники хороши для проповеди Евангелия, если они приносят славу Христу и Он более и более сияет в наших сердцах. Но они пагубны, когда верующий думает, что празднуя их, он приобретает особые благословения перед Богом. Истинно, что каждый праздник приносит нам возможность послушать Евангелие и это позитивная роль для нас слушающих Благую Весть. Праздники пагубны, когда им присущи определенные культовые церемонии, посредством которых верят, что исполняя их, приобретаются заслуги для спасения.
В протестантизме не существует времени или дней более или менее святых, чем другие, ибо перед Богом все дни святые. История церкви показывает, что святое время в поклонении церкви было бременем. И когда Кальвин составил реформаторское служение и время богослужений, реформаторские церкви почувствовали себя свободными от бремени "святого времени" - говорит профессор Dr. Nagudoszef, в своем пособии по литургии.
В баптистских церквах, кроме дня воскресения празднуются и другие дни из жизни нашего Спасителя. Мы празднуем: Рождество, смерть, воскресение и вознесение. Также празднуем день, когда был излит Дух Святой на Церковь. Праздников, посвященных святым, мы не имеем. Но не дни являются святыми, а наше служение в эти дни. Мы не отвергаем христианские праздники, но хотим лишь показать, что нет на это Божьего установления. Господь Иисус и Его апостолы не установили посредством закона какой-то праздник, но также не ввели какие-то наказания для тех, кто их держит. Цель апостолов не состояла в представлении законов и заповедей для особых личностей, но вести жизнь людей к святости и истине. Христиане, которые связывают свое служение пред Богом с праздником, рискуют отдать Богу только праздник.
< Содержание >
2.3. Деление времени в древности
Как написано в Быт.1:14 Бог создал солнце и луну, чтоб отделить свет от тьмы и дал определенные знаки, чтоб показывали времена, дни и годы. День определяется по вращению земли вокруг оси, год по движению земли вокруг солнца. День, можно заметить был, взят как основная единица для всех систем, регулирующая хозяйственную и публичную жизнь. У евреев день имел 12 часов, с утра до вечера, когда рассчитывали 24 часа, то называли днем и ночью (Втр.28:66-67). В гражданском египетском календаре месяцы за 30 дней были разделены на три квартала. Десять дней были единицей измерения времени и находим это в Быт.24:25 и 1Ц.25:38. О десятом дне говорится как о празднике и особом случае, как написано в Исх.12:3 и Лев.16:29.
У евреев время делилось на недели и каждая неделя имела 7 дней. Дни не имели названий, один единственный назывался шаббат или днем покоя, остальные носили простые названия: 1-й день, 2-й..., 6-й день, который еще называли днем приготовления и 7-й день, который называли шаббат или днем отдыха.
Кроме еврейских названий, существует и так называемое "планетное название дней", в котором каждому дню недели присваивалось название одной из семи планет. (Здесь нам будет трудно увидеть корень в названии, это возможно увидеть зная румынский (mercuri -> mercuriu; vineri -> venera)). Всему средиземному пространству была знакома это система. Она не была в контрасте с еврейской системой, но существовали параллельно, впоследствии слились. Христианская церковь унаследовала обе номенклатуры недели, и еврейскую и ассирийско-вавилонскую.
< Содержание >
2.4. Суббота в Ветхом Завете и ее религиозное значение
В Ветхом Завете мы находим субботу как недельный праздник, который праздновался после шести рабочих дней. Что означает этот праздник, мы понимаем, делая этимологический анализ слова "шаббат". Это слово мы находим у древних народов востока, с разными значениями.
По тому, что находим в Ветхом Завете, это слово означало закончить, т.е. оставить любую работу, а во-вторых означает покоится. На еврейском каждый праздник являлся "шаббатом", ибо в такие дни не работали и были освящены Богом.
В еврейском слове "шаббат" мы не должны видеть только понимание остановиться или покоиться. Ибо еврейское слово "шаббат может иметь начальное значение, день, который определяет день разделяющий недели. Это значение исходит из обычной этимологии. Значит в нашем случае "шаббат" является днем, разделяющими время на недели.
Хранить субботу следовало следующим образом :
Не делать в субботу никаких дел Исх.20:10.
Не зажигать огонь в жилищах Исх.35:3.
Не приготовлять пищу на огне Исх.16:23.
Не выходить из своего места Исх. 16:29.
Не вносить и не выносить никаких нош из домов Иер.17:21-22.
Совершать особую субботнюю жертву Чис.28:9-10.
Таков был устав субботы. Если человек выполнял эти шесть требований, считалось, что он сохранил субботу от осквернения и чист пред Богом. В наше время никто из тех, кто пытается хранить субботу не в состоянии выполнить все эти требования, а ограничиваются только первым - не занимаются никаким трудом. Однако не заниматься никаким трудом еще не значит исполнить субботу по закону. Ибо Бог никому не позволил изменять Свой закон, опуская из него некоторые правила. Кто желает хранить субботу должен делать так, как повелел Бог.
В отношении происхождения этого праздника, также были допущены разные теории, посредством которых хотят показать, что "шаббат" является праздником, взятым евреями у вавилонских народов, с которыми они контактировали. Другие утверждают, что евреи заимствовали его от хананеев, а другие утверждают, что лишь после вавилонского плена, пророк Езекия ввел празднование субботы.
R. De Vaux в своей книге "Установления Ветхого Завета" после рассмотрения каждой теории в отдельности, о происхождении субботы, приходит к выводу, что шаббат является праздником чисто еврейским. Еврейская суббота самостоятельна от вавилонского календаря. Конечно, некоторые вавилонские тексты по геморрагии рассматривают седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой день как неблагоприятные в месяце. Но не может существовать никакое сходство между еврейской субботой и неблагоприятными вавилонскими днями, ибо суббота была праздником веселия у евреев это дар Иеговы для них. R. De Vaux описывает в своей работе неблагоприятные дни, так как о них написано в вавилонских текстах. В такие дни король не должен был есть мясо, одеваться в чистые одежды или менять их, не приносить жертвы и не пользоваться своей властью. Священник не должен был консультироваться с оракулом, врач не должен был прикасаться к больному, это были дни, когда не исполнялось ни одно желание. Из этого мы можем заметить насколько большое различие между неблагоприятным днем и субботой, который для евреев был днем отдыха, днем поклонения Иегове и потому был днем радости. Также не существует никакой связи между субботой и днем "sappatu" akadian, ибо слово "sappatu" показывает день в середине месяца, день полнолуния, это был день удовлетворения сердец, благоприятный день. Но "sappatu" akadian ничем не показывал, что является днем отдыха, когда прекращается любая работа, наоборот заключалось много коммерческих контрактов. А в Библии Суббота ничего не имеет с полнолунием.
Еврейская суббота не является хананейской, ибо семидневная неделя была чужда им. Вавилоняне имели неделю в пять дней. Существуют также много археологических доказательств, показывающих, что суббота не была знакома Ханаану. Рассмотрение табличек контрактов показывают, что дни называемые "sabbatum", не являлись днями прекращения работы. Контракты заключенные в Мари (Tel al Harari), показывают, что существовал определенный период работ не прекращающиеся даже в седьмой день.
Почитание Бога и работа были едины в одном целостном течении жизни, которая должна была соответствовать воле Божией и быть освященной ею. В основе Закона лежало то, что Господь является Богом Израиля, и поэтому жизнь его народа должна была определяться Его святостью.
Чтобы понять четвертую заповедь, данную Богом на Синае, мы должны знать, что слово "суббота" происходит от еврейского "шаббат", что означает "покой". значит, на еврейском языке четвертая заповедь звучит так: "Помни день покоя... шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - день покоя - Господу Богу твоему... "(Исх.20:8-10).
Четвертая заповедь - заповедь труда и отдыха. Она напоминает нам, что надо шесть дней работать, а также иметь один день отдыха в неделю. Эта заповедь дана на благо человека, его семьи, человеческого общества. Отдых нужен нашему телу, рабочему человеку, даже скоту после шести дней работы. Эта заповедь обязывает каждого трудоспособного человека трудиться, не быть тунеядцем. Но человеку нужен не только труд, но и отдых для тела и души, и потому Бог устанавливает шесть дней труда и один день отдыха. Но этот день принадлежит Ему, он посвящен Ему, а не безделью. Еженедельная суббота, как день покоя, была обязательна не только для евреев, но и для всех, проживающих на территории, занятой народом Израильским (Исх.20:8-11). Ослушание каралось смертью (Исх.31:13-15).
Кроме субботы, Господом для народа Израильского были определены семь ежегодных праздников, также являющихся днями покоя:
1) Пасха;
2) Праздник опресноков;
3) Праздник первых плодов;
4) Праздник потрясения снопов;
5) Праздник труб;
6) День очищения (в котором, подобно субботе, под страхом смерти запрещалось заниматься какими бы то ни было делами);
7) Праздник кущей (Исх.23.14-17. Лев.23).
Заметим, что праздники первых плодов, потрясания снопов и кущей были установлены на будущее, когда Израиль начал оседлую жизнь (Лев.23.10).
Заповедь Закона Божьего повелевает свято проводить праздничное время, не предаваться греховным удовольствиям, но всецело посвящать свободное время на служение Господу словом, делом, достойным поведением и всем существом. И в исполнении этого также проявляется доверие Господу. Многие люди посвящают все семь дней недели только себе, трудясь в поте лица, но не испытывая при этом никакого благословения. Талмуд, подчеркивая экстраординарную важность этой заповеди, говорит о том, что исполняющий ее, как бы исполняет весь Закон, а отвергающий ее, весь Закон тем самым отрицает, отрицает факт сотворения мира, власть Творца над всем, само существование Бога.
То же можно сказать и в отношение праздников. Их соблюдение было свидетельством памяти Израиля об истории спасения, в ходе которой Господь призвал его как Свой народ, и принятием того факта, что от Него зависит само существование Израиля; тем самым Израиль посвящал всю свою общественную жизнь Богу. Сам год становился свидетельством о Господе времени и истории. Но праздники и были установлены Богом, а не людьми, покоились на Его авторитете. Только Господь, обладает авторитетом вводить и учреждать праздники. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете Бог не давал когда-либо людям полномочий определять и вводить праздники. И поэтому праздники, были призваны к прославлению Господа.
В книге "Левит" мы читаем; "И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних" (Лев.23.44). Таков был первоначальный истинный характер этих праздников. Но в Евангелии от Иоанна (7:2) они названы "праздниками Иудейскими". Давно они уже перестали быть праздниками Иеговы. В этом заключается серьезное поучение для нас. Правила седьмого года распространялись на рабов из числа евреев (Исх.21.1-11; Лев.25; Вт.15.12-18). По Закону, рабом становился еврей за неуплату долга (Лев.25.39) и вор, который, будучи пойманным, был не в состоянии заплатить за похищенное (Исх.22:3). В данном случае под седьмым понимался не субботний год, а седьмой с момента продажи. При отпущении раба на свободу хозяин должен был обеспечить его всем необходимым для свободной жизни (Вт.15:13-14,18). Если еврей попадал в рабство вместе с женою, то и освобождение распространялось и на них обоих, в случае же, если жена была дарована ему господином уже во время рабства, то освобождение касалось лично его, а семья должна была остаться в собственности господина (Исх.21:3-4). Раб имел право остаться у господина, в том случае господин должен был в присутствии судей совершить особую процедуру, по совершению которой раб, пожелавший остаться, попадал в вечное рабство (там же, ст.5-6). Это "вечное рабство" продолжалось до юбилейного пятидесятого года (Лев.25:10, 40-41).
< Содержание >
2.5. Суббота день поклонения в иудаизме. Выводы
Происхождение субботы мы должны искать только в среде израильского народа. Правда существует экзегетический спор о праздновании субботы в период патриархов. Ответ мы можем найти в Быт.2:3-4 где написано, что Бог завершил Свою работу и благословил седьмой день, ибо в этот день Он отдохнул, но не заповедал человеку праздновать этот день. Седьмой день в творении означает ничто иное как день, в котором Бог совершил дела Свои и почил; или, если возьмем другой смысл слова "шаббат", - Бог перестал творить. Значит день покоя Бога не идентичен с человеческим, а есть только слабое сходство между ними.
В патриархальном периоде ничего не упоминается о дне покоя, субботе. Как термин семи дней упомянут в Быт.8:12, где Ной разделяет время на семь дней, чтоб отпустить голубя. Также упомянута неделя Лаваном в расчете времени Иакову, но ничего не упоминается о дне отдыха.
Бог заключил завет с Авраамом, и знаком этого завета была не суббота, а обрезание, а заслугой Авраама перед Богом была его вера. Мы здесь также замечаем, что в этом периоде ничего не упоминается о седьмом дне или о другом дне отдыха и поклонения. Также и Иов не праздновал субботу, а то, что его дети праздновали свои праздники написано.
Значит недельная суббота является днем заповеданный Богом в Законе и только для народа израильского (Исх.20:8; 31:13-17). В главе 31-ой в Исходе показывается, что дети Израиля должны соблюдать субботу, и это является знаком между ними и Богом.
Суббота имела религиозное значение только для израильтян, ибо суббота освещена в отношениях Бога с израильтянами. Суббота была частью Завета с Иеговой, день посвященный Иегове, дань времени, как и перворожденный от скота и первые плоды.
Также суббота имела и социальную роль в жизни израильского народа, с ней связан отдых, и это показано во Вт.5:14. Здесь виден человеческий аспект субботы, который признается и Господом Иисусом, что суббота была создана для человека, а не человек для субботы.
Суббота стала национальным еврейским праздником, напоминая им о рабстве из которого были освобождены (Втр.5:15). Нарушение закона в отношении субботы имело смертельный исход.