ИССЛЕДОВАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО ПРАВОСУДИЯ И ПРОБЛЕМЫ КРЕСТА
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
Проблема греха и искупительного служения Христа является центральной доктриной христианского учения, однако адвентисты седьмого дня написали не много книг, претендующих на достаточное освещение этой темы. Большая часть адвентистской литературы о служении Христа посвящена Его небесному служению[1]. Такие исследования необходимы, но нужны также и работы, которые рассмотрели бы это служение в более широком контексте.
Главная цель книги "Моя схватка с Богом" - рассмотреть проблему искупления в свете адвентистского мировоззрения и охватить широкий спектр вопросов, которые возникают в связи с проблемой греха и Божьими усилиями во Христе разрешить эту проблему.
Книга начинается с вопросов о Божьем правосудии, которые появились у меня, когда я, 19-летний агностик, впервые прочитал Библию. От этой отправной точки мы перейдем к рассмотрению (1) последствий греха для человека, (2) Божьих мер по преодолению этих последствий и (3) осуществления этих мер через жизнь и смерть Христа.
В последних двух главах рассматривается (1) вселенский суд над Божьими действиями и (2) человеческий отклик на спасение. Я попытаюсь полнее раскрыть человеческий аспект спасения в новой книге, над которой сейчас работаю. В обеих книгах исследуется план спасения, но в данной книге больше внимания уделяется тому, что Бог делает для людей, а в следующей - тому, как люди могут воспользоваться Божьим спасением.
Поработав некоторое время над темой об искупительном служении Христа, я подсознательно почувствовал, что правильней было бы обратиться к другой, более легкой теме. Я начал понимать, что имела в виду Елена Уайт, когда писала: "Вся вечность уйдет у человека на то, чтобы вникнуть в план спасения и понять его". Я также убедился в справедливости слов Сидни Кейв о том, что "никто не может писать о служении Христа, не чувствуя при этом своей полной беспомощности"[2].
Несмотря на эти достаточно отрезвляющие мысли, я продолжал работать, понимая одно: что бы я ни написал, мне не охватить этой темы во всей ее многогранности.
Искупительное служение Христа не только всеобъемлюще и важно, оно еще и противоречиво. Христианские богословы разошлись во взглядах на значение креста и другие аспекты служения Христа. Если отбросить некоторые тонкости, все богословские взгляды на служение Христа разделяются на несколько достаточно четко сформулированных теорий.
Возможно, главная разграничительная черта между разными пониманиями искупления проходит в области установления правильных взаимоотношений между Писанием и человеческим разумом. Два разных подхода являются причиной большинства дальнейших расхождений и разногласий.
Сторонники первого подхода берут за основу Библию и пытаются объяснить ее логически, не отказываясь при этом от известных символов искупления.
Адепты второго подхода берут за основу ряд априорных логических предпосылок, которые используются для того, чтобы понять слова Писания с точки зрения здравого смысла человека. Применение второго метода обычно приводит к тому, что некоторые достаточно недвусмысленные библейские символы истолковываются иначе, чтобы сделать их более приятными и приемлемыми для современного человека. Адвентистские толкователи применяли оба метода. В книге "Моя схватка с Богом" предпочтение отдается первому подходу.
В данной книге служение Христа рассматривается в плоскости космического столкновения. Грех - это нечто большее, чем кризис человеческого общества, он затрагивает всю Вселенную. Фактически великое противостояние добра и зла должно привести к оправданию Бога, а не человечества. Оправдание человека - это лишь следствие оправдания Бога. Таким образом, в книге "Моя схватка с Богом" крест рассматривается в контексте вселенской борьбы.
В нашей книге затрагивается не только эта тема, но и тема искупления, которое видится как процесс, начавшийся со времени появления греха во Вселенной и продолжающийся до окончания тысячелетнего царства. Искупление, таким образом, следует воспринимать именно как достаточно протяженный во времени процесс, а не как единократное действие, хотя распятие Христа и стало поворотным моментом в борьбе между Богом и сатаной.
В данной книге тема искупления рассматривается в библейских категориях, таких, как жертва, искупление, примирение и т.д., а не с точки зрения богословских теорий, разработанных для того, чтобы объяснить современному человеку служение Христа.
С другой стороны, хотя книга и не опирается на богословские категории, все теории искупления исследуются в ней в связи с библейским контекстом, который придает им вполне определенный смысл. Таким образом, читатель познакомится с основными понятиями, которые легли в основу четырех теорий искупления: теории управления, теории удовлетворения, теории победы и теории морального влияния.
Хочу сказать также несколько слов о стиле. Издатель хотел, чтобы я изложил тему как можно интереснее, хотя главное, что меня беспокоило, - это стремление раскрыть суть дела и написать книгу, основанную на точных фактах. В результате мы нашли приемлемый компромисс, и я надеюсь, что заинтересованный читатель укрепится в вере, а предмет исследования будет раскрыт достаточно глубоко.
Когда я изучал искупительное служение Христа, мне особенно помогли три произведения.
Книга Густава Олена "Христос Победитель" воспевает победу Христа как центральную истину искупления.
Второй труд под названием "Искупление и откровение" принадлежит перу X. Уилера Робинсона. Он помог мне понять, что главная слабость работы Олена состоит в том, что автор недостаточно углубился в философию истории и не исследовал того, что предшествовало подвигу Христа. Он высказал мнение, что Олен рассмотрел лишь конечный результат деятельности Христа, но не проанализировал динамику процесса, который привел Его к победе[3].
Третья книга - это "Великая борьба" Елены Уайт, составная часть пятитомника, рассматривающего искупление во вселенском измерении как процесс, книга, в которой содержится глубокая философия истории.
Книгу "Моя схватка с Богом" я начал мысленно писать четверть века назад, когда учился в семинарии. Ее темы составляют основу того мировоззрения, которого, на мой взгляд, стоит придерживаться.
Я особенно обязан двум учителям, которые помогли мне осознать важность креста Христова: Карлу Кофману - он помог мне понять, что крест является средоточием всех других христианских убеждений, и Эдварду Хеппенстолу, научившему меня, что крест является тем контекстом, в котором следует рассматривать теологию и вселенскую историю.
Хотелось бы также выразить признательность Джойс Вернер, которая ввела в компьютер большую часть рукописи, Майлин Джонстон, которая отпечатала седьмую главу, Вонни Берес, которая помогла мне распечатать окончательный вариант текста, когда все остальные уехали на рождественские каникулы; Ричарду Коффену и Пенни Эсти Уилер из Издательской ассоциации "Ревью энд Геральд", которые курировали книгу в процессе издания, администрации университета Андрюса, которая оказала мне финансовую поддержку и предоставила время дня исследовательской работы и написания книги.
Особо хочу поблагодарить Ричарда М. Дэвидсона, Рауля Дедерена, Роберта М. Джонстона и Кеннета А. Стрэнда, которые прочитали всю рукопись. Я положил ее пред их взыскательным оком с некоторым волнением. Однако они ободрили меня и дали полезные советы. Благодаря их вкладу книга стала намного лучше и, возможно, была бы еще лучше, если бы я внял всем их советам
Я верю, что книга "Моя схватка с Богом" станет благословением для читателей, когда они вникнут в самую великую и далеко идущую тему вселенской истории.
Джордж Р. Найт Берриен-Спрингс, штат Мичиган
I. МОЯ СХВАТКА С БОГОМ
Чтение некоторых мест Библии просто сводит меня с ума!
Возьмите, к примеру, историю о блудном сыне. Когда и прочел ее впервые, то почти отказался от чтения Библии. В конце концов, она совершенно очевидно приводнт нас к неверному выводу. Позвольте проиллюстрировать эту мысль.
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ВЫВОДИТ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
Рассказ о блудном сыне записан в 15-й главе Евангелия от Луки. В ней речь идет о "трех видах потерянности".
В притче о потерянной овце рассказывается о людях, которые теряются по собственному неразумию. Они теряются потому что не видят, куда идут. Овцы знают, что потерялись, но не знают, как найти путь домой.
В притче о потерянной монете изображены люди, потерявшиеся не по своей вине. Фактически они даже не знают, что потерялись. У овец есть малая толика духовного разумения (по крайней мере, они знают, что потерялись), но у монет духовное разумение как таковое отсутствует.